Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РОССИЙСКОМУ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

ПРЕДПОСЫЛКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РОССИЙСКОМУ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / РОДИТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаброва Н.В.

Во введении к статье обосновывается необходимость в вузах рассматривать родителей студентов не как сторонних наблюдателей, а как полноправных стейкхолдеров, заинтересованных в развитии системы высшего образования. Цель статьи состоит в выявлении и анализе оснований установления доверительных отношений родителей студентов к высшему образованию и университетам. Эмпирической базой статьи являются результаты стандартизированного интервью родителей первокурсников г. Екатеринбурга (март - апрель 2020 г., n = 52 чел.). Показано, что родители проявляют доверие к высшим учебным заведениям в надежде на получение их детьми качественного образования. Высшее образование воспринимается родителями как необходимый ресурс для самореализации и саморазвития их детей. Доверие родителей к высшим учебным заведениям достаточно хрупко. Оно легко разрушается при несоответствии ожиданий родителей реальной действительности обучения их детей в вузе. Новизна исследования заключается в формулировке трех ключевых предпосылок для формирования устойчивых доверительных отношений родителей к высшему образованию и университетам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPOSITIONS FOR ESTABLISHING TRUST OF PARENTS IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION

The introduction to the article substantiates the need for universities to consider the parents of students not as outside observers, but as full-fledged stakeholders interested in the development of higher education system. The purpose of the article is to identify and analyze the grounds for establishing a trusting relationship between parents of students to higher education and universities. The empirical base of the article is the results of a standardized interview of parents of first-year students in Yekaterinburg (March - April 2020, n = 52 people). It is shown that parents show confidence in higher education institutions in the hope that their children will receive a quality education. Higher education is perceived by parents as a necessary resource for self-realization and self-development of their children. Parents' trust in higher education institutions is quite fragile. It is easily destroyed when parents' expectations do not correspond to the actual reality of their children's education at the University. The novelty of the research lies in the formulation of three core suppositions for the formation of a stable trusting relationship of parents to higher education and universities.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РОССИЙСКОМУ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.024

УДК 316.613.4:378

ББК 60.543.9в64+60.561.9в64

Н.В. ШАБРОВА

N.V. SHABROVA

ПРЕДПОСЫЛКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РОССИЙСКОМУ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

SUPPOSITIONS FOR ESTABLISHING TRUST OF PARENTS IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 18-011-00158 «Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования».

The article has been prepared by the Russian Foundation for Basic Research, project № 18-011-00158 «Trust as a fundamental problem of Russian higher education».

Во введении к статье обосновывается необходимость в вузах рассматривать родителей студентов не как сторонних наблюдателей, а как полноправных стейкхолдеров, заинтересованных в развитии системы высшего образования. Цель статьи состоит в выявлении и анализе оснований установления доверительных отношений родителей студентов к высшему образованию и университетам. Эмпирической базой статьи являются результаты стандартизированного интервью родителей первокурсников г. Екатеринбурга (март - апрель 2020 г., n = 52 чел.). Показано, что родители проявляют доверие к высшим учебным заведениям в надежде на получение их детьми качественного образования. Высшее образование воспринимается родителями как необходимый ресурс для самореализации и саморазвития их детей. Доверие родителей к высшим учебным заведениям достаточно хрупко. Оно легко разрушается при несоответствии ожиданий родителей реальной действительности обучения их детей в вузе. Новизна исследования заключается в формулировке трех ключевых предпосылок для формирования устойчивых доверительных отношений родителей к высшему образованию и университетам.

The introduction to the article substantiates the need for universities to consider the parents of students not as outside observers, but as full-fledged stakeholders interested in the development of higher education system. The purpose of the article is to identify and analyze the grounds for establishing a trusting relationship between parents of students to higher education and universities. The empirical base of the article is the results of a standardized interview of parents of first-year students in Yekaterinburg (March - April 2020, n = 52 people). It is shown that parents show confidence in higher education institutions in the hope that their children will receive a quality education. Higher education is perceived by parents as a necessary resource for self-realization and self-development of their children. Parents' trust in higher education institutions is quite fragile. It is easily destroyed when parents' expectations do not correspond to the actual reality of their children's education at the University. The novelty of the research lies in the formulation of three core suppositions for the formation of a stable trusting relationship of parents to higher education and universities.

Ключевые слова: доверие, родители, студенты, ценность высшего образования, ожидания родителей.

Key words: trust, parents, students, the value of higher education, parents' expectations.

Введение. Включение родителей в образование детей традиционно анализируется на уровне школьного образования. Вместе с тем, родители явно и/или латентно вовлекаются и в систему высшего образования, высказывая свое мнение об университетах, финансируя образование своих детей, помогая им в профессиональном выборе, делая благотворительные взносы. Доверие родителей к высшему образованию и участие родителей в высшем образовании являются взаимосвязанными переменными.

Важно отметить, что влияние родительских сообществ в современной России в последние годы неуклонно растет. С одной стороны, вследствие увеличения общественной активности самих родителей, с другой - благодаря развитию законодательства РФ. В частности, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» получили отражение нормативно-правовые механизмы воздействия родительского сообщества на систему образования (хотя в большей мере они реализуются в системе школьного образования, нежели высшего) [4]. Из этого следует, что российские вузы должны рассматривать родителей студентов не как внешних наблюдателей, а как стейкхолдеров, попечителей и агентов влияния на образовательные стратегии студентов, как источники формирования общественного мнения о конкретных вузах и высшем образовании в целом.

Но что же лежит в основании родительского доверия к университетам и высшему образованию, как формируется и на чем оно базируется?

Цель данной статьи - проанализировать предпосылки формирования доверия родителей к высшему образованию. Для достижения поставленной цели мы изучили наиболее часто упоминающиеся в научной литературе аспекты доверия, доступные для прикладного социологического исследования [5]: 1) через наличие у родителей доверительного отношения к разным элементам системы образования; 2) через изучение установок и ожиданий родителей относительно высшего образования и университетов; 3) через анализ действий родителей как способа проявления доверия к высшему образованию и университетам; 4) через оценку соответствия ожиданий родителей реальной действительности обучения детей в вузе.

Материалы и методы. Несмотря на то, что в научной литературе родители студентов редко изучаются как стейкхолдеры высшего образования, можно встретить публикации, отражающие эту проблематику. Во-первых, это работы, в которых исследователи изучают проблемы участия родителей в образовательной деятельности детей [2, 7, 11]. Дж. Эпштейн, например, выделила шесть типов родительского участия в образовании детей [11]. Самые широкие масштабы родительского участия характерны для типа «collaborating in the community» («сотрудничество в сообществе»). Этот тип предполагает не только деятельность родителей по созданию условий для образования детей, но и координацию ресурсов и услуг для семей, учащихся и школы с общественными структурами и сообществами. Такими структурами и сообществами могут быть предприятия, учреждения, культурные и гражданские организации, а также колледжи и университеты. Это позволяет всем членам местного сообщества внести свой вклад в его улучшение.

В работе М.Е. Гошина и Т.А. Мерцаловой показана не только структура типов родительского участия в образовании детей в России, но и выделены некоторые ее особенности. В частности, российские родители меньше, чем американские, вовлечены в домашнее обучение, но чаще участвуют в волонтерской деятельности [2]. Уральские исследователи показали, что для родительского сообщества г. Екатеринбурга характерно разнообразие видов активности, реализуемых на уровне школы и города [7]. Они зафиксировали более высокий уровень участия родителей школьников в тех социальных практиках, которые создают благоприятные условия для развития их детей.

Ко второй группе исследований, связанных с анализом роли родителей как стейкхолдеров образования, мы отнесли работы, в которых исследуется деятельность родителей и подчеркивается важность и значимость вовлечения родителей в различные формы и практики активности: политические партии и движения, образовательно-просветительские программы и ассоциации, общественные организации и т.д. [8-10, 12]. Такая деятельность позволяет решать общие проблемы путем выработки коллективных взаимовыгодных решений, поддержки и лоббирования групповых интересов.

Третья группа исследований - это исследования, в которых ученые анализируют различные аспекты доверия родителей к системе школьного [3, 13, 14] и высшего образования [1, 6]. О.А. Донских и др., например, исследовали взаимосвязь доверия

родителей к школе как социальному институту и уровнем соответствия родительских ожиданий относительно качества образования [3]. Н.В. Шаброва изучила влияние социально-демографических характеристик родителей, их информированности о системе российского высшего образования и удовлетворенности различными аспектами образования детей-студентов на доверие к системе высшего образования [6].

Эмпирической базой исследования стали результаты опроса родителей студентов первого курса Уральского федерального университета, проведенного научным коллективом под руководством Г.Е. Зборовского в марте - апреле 2020 г. В ходе стандартизированного интервью было опрошено 52 родителя. Средний возраст родителей 42 года. Большинство опрошенных имеют высшее образование, в университете обучается их старший (первый) ребенок.

В соответствии с исследовательскими задачами гайд интервью включал в себя пять блоков вопросов: четыре блока содержательные (наличие доверительного отношения к разным элементам системы образования; установки и ожидания родителей относительно высшего образования и университетов; действия родителей как способа проявления доверия к высшему образованию и университетам; оценка соответствия ожиданий родителей реальной действительности обучения детей в вузе) и блок социально-демографических данных.

Результаты и обсуждение результатов. В ходе исследования мы изучили наличие у родителей доверительного отношения к образовательной политике РФ в отношении высшей школы (т.е. институциональное доверие), школе и высшим учебным заведениям (т.е. организационное доверие). Выяснилось, что родителям сложно оценить наличие и уровень своего доверия к образовательной политике РФ. С одной стороны, та часть респондентов, которая высказывалась о наличии доверия к образовательной политике РФ, не могла пояснить причины своего доверия. С другой - те, кто говорили о недоверии - четко аргументировали свою позицию, например, неудовлетворенностью «превращением нашей системы образования в последнее время все больше в систему оказания платных образовательных услуг...» (А.П., 46 лет, высшее образование, г. Екатеринбург). Данное противоречие, неоднозначность и сложность оценки родителями наличия/отсутствия доверительного отношения к образовательной политике РФ, было хорошо сформулировано одним из наших информантов: «Затруднюсь оценить наличие и уровень своего доверия к образовательной политике РФ в отношении высшей школы, потому что стандарты в образовании меняются постоянно и эти изменения ставят в ступор родителей, которые вообще мало что в этом понимают, причем трудности возникают и у работников - много нововведений. Поэтому здесь сложности возникают как у родителей, так и у сотрудников относительно того, как всё это будет происходить и к чему приведет» (Е.С., 43 года, высшее образование, Свердловская область).

Анализируя высказывания родителей о доверии к школе и высшим учебным заведениям, мы пришли к выводу о том, что наличие/отсутствие доверительных отношений к школе тесно сопряжено с удовлетворенностью от результатов (ожиданий) обучения детей в ней: «Школе, в которой учился мой ребёнок, я испытываю доверие, потому что это лучшая школа в городе, лучший преподавательский состав, очень высокие показатели выпускников, достигших хороших результатов» (И.Е., 46 лет, высшее образование, Свердловская область). Неудовлетворенность родителей качеством школьного образования, и как результат недоверие школе, базируется на негативной оценке организации образовательного процесса, уровня квалификации учителей: «Если раньше в школе всему учили, то сейчас очень много моментов, когда учат дома перед компьютером... больше учебных моментов перенесено в обязанности родителей» (Е.Д., 43 года, высшее образование, г. Челябинск); «учитывая то, что сейчас обучение в школе - это очень разнообразный процесс, там море учебников сомнительного качества, а в результате это не дает детям знаний. плюс некомпетентные педагоги, которые не могут заинтересовать детей своим предметом» (А.П., 46 лет, высшее образование, г. Екатеринбург).

Говоря о наличии доверия родителей к высшим учебным заведениям, следует отметить, что оно строится на позитивных (а иногда даже радужных) ожиданиях. Общее мнение родителей относительно доверия к высшим учебным заведениям можно описать высказыванием одного из участников интервью: «Я испытываю доверие к высшим учебным заведениям и надеюсь на то, что нам высшее заведение даст все, что нужно» (К.В., 47 лет, высшее образование, Свердловская область). Кроме того, в основе доверительного отношения родителей к вузам лежит их личный позитивный опыт: «База знаний в высших учебных заведениях осталась более приближенной к тому идеалу, по которому учили нас, и, в принципе, высшее образование пока соответствует тем стандартам, которые мы для себя наметили» (Е.Д., 43 года, высшее образование, г. Челябинск).

Установки и ожидания родителей относительно высшего образования и университетов мы оценили сквозь призму трех вопросов.

Первый вопрос был посвящен изучению мнения родителей о ценности высшего образования для их детей. Вопрос звучал следующим образом: «Продолжите, пожалуйста, высказывание... «Высшее образование для Вашего ребенка - это...». Ответы родителей можно разделить на несколько групп. К первой группе мы отнесли достаточно абстрактные высказывания родителей, воспринимающих обучение в университете как один из необходимых этапов жизни («всего лишь, один из этапов его жизни», «путь к успеху в жизни», «его путь в будущее»). Вторая группа ответов носила более прикладной, инструментальный характер, иллюстрировала позицию родителей о высшем образовании как ресурсе материального благополучия в будущем («возможность найти хорошую работу, высокооплачиваемую»; «успешная карьера, высокая зарплата, социальный статус и прочее»; «сейчас без высшего образования невозможно устроиться на приличную должность. Без высшего образования ребенок будет работать в Макдональдсе...»). Третья группа ответов родителей была сконцентрирована на возможностях, которые дает высшее образование для личностного роста, самореализации и саморазвития («самореализация в его дальнейшей жизни»; «быть в ногу со временем и реализовать себя как личность, сотрудник»). Четвертая группа высказываний родителей демонстрировала комплексный характер отношения родителей к высшему образованию их детей. Обучение в университете для представителей данной группы - это и источник саморазвития детей, и возможность адаптироваться к современной жизни, быть конкурентоспособным на рынке труда («Высшее образование для любого человека, в том числе, я надеюсь, для моего ребенка, это получение знаний по определенной профессии. Знаний, умений, освоения какой-то конкретной профессии, которую он выберет на всю свою жизнь, которая будет приносить ему удовольствие, по которой он будет с удовольствием работать. Высшие учебные заведения позволяют получать более высокую квалификацию, преимущество при трудоустройстве. Кроме того, высшие учебные заведения все-таки предоставляют больше перспектив карьерного роста»; «Высшее образование для моего ребенка - это инструмент для его дальнейшей жизни, чтобы он мог применить знания в профессиональной деятельности, чтобы высшее образование помогало ему адаптироваться в социуме, развиваться»).

Второй вопрос, оценивающий установки и ожидания родителей об образовании их детей, касался видения родителями наиболее острых проблем в российской системе образования вообще и в системе высшего образования, в частности. Важно подчеркнуть, что перечень обозначенных родителями проблем достаточно обширен. Родители отмечали такие проблемы как:

- низкий уровень доступности высшего образования (в частности, малое количество бюджетных мест),

- отсутствие преемственности между уровнями образования («школа - вуз»),

- низкий уровень материально-технической оснащенности учебного процесса,

- низкий уровень организации образовательного процесса (как в школе, так и в вузе),

- низкий уровень мотивации студентов получать профессиональные знания,

- низкий уровень подготовки обучающихся (качество образования),

- низкий уровень профессионализма преподавателей (как школы, так и вуза).

В качестве примера приведем несколько высказываний родителей:

«Первая проблема - это мало бюджетных мест, мне кажется, их должно быть

больше. Вторая проблема - в основном идёт теория, не подкреплённая практикой, также заметен низкий уровень финансирования учебных заведений, и четвёртая проблема, с которой мы столкнулись, - это состояние общежитий, это просто ужас...» (И.Е., 46 лет, высшее образование, Свердловская область); «Учебный процесс осуществляется максимально неэффективно. Преподаватели то ли не хотят, то ли не могут толком преподнести свой предмет. В основном вот это и есть проблема...» (М.В., 44 года, среднее образование, г. Екатеринбург); «С проблемами в сфере образования мы сталкиваемся ещё в общеобразовательной школе, ну скорее всего это дефицит грамотных специалистов на должном уровне, компетентных в своей области учителей... это отсутствие подготовки будущих выпускников к сдаче ЕГЭ только в рамках посещения школы... как показывает практика, без посещения репетитора сдать экзамен хорошо - возможность мизерная. Что касается высшего образования, здесь, на мой взгляд, всё ещё сложнее, так как, читала в газетах, что прошла целая волна изменений, как и везде, которые значительно видоизменили систему высшего образования в РФ, главным итогом стала такая стезя вузов, что они полностью перешли на коммерческое саморегулирование и, конечно же, что немаловажно, это очень высокие баллы ЕГЭ, в особенности на гуманитарные направления и, как следствие, отсутствие доступности высшего образования. Конечно, в теории, высшее образование может получить каждый выпускник школы, но, как показывает действительность, если ребёнок не попал на бюджетное место, а это практически нереально, учитывая то, что бюджетных мест единицы и на эти места претендуют категории льготников... Таким образом, перед родителем стоит дилемма: либо брать кредиты и устраивать своего ребёнка в желаемый вуз на желаемое направление, либо вообще забыв о высшем образовании, направить взгляды в сторону среднего профессионального, в колледж, техникум или училище...» (Е.С., 43 года, высшее образование, Свердловская область); «Я бы выделила такие основные проблемы: нерациональная организация учебного процесса, недостаточная информированность об особенностях и проблемах учебного процесса; невозможность осуществлять оперативную связь с руководством факультета. Особое беспокойство у меня относительно условий обучения и проживания ребёнка...» (П.Е., 42 года, высшее образование, г. Екатеринбург).

Третий вопрос, нацеленный на изучение установок и ожиданий родителей высшем образовании их детей, касался тех характеристик высших учебных заведений, в которых можно получить качественное образование. В ходе интервью родители чаще всего отмечали, что качественное образование можно получить в стабильном государственном учебном заведении, обладающим высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом (ППС). Высокий уровень квалификации ППС, по мнению родителей, выступает отправной точкой формирования высокой репутации и престижа университета. Не менее важным для получения качественного высшего образования является наличие хорошей материально-технической базы (компьютерных классов, библиотечного фонда и т.д.) и возможностей для осуществления научной и творческой деятельности. Приведем несколько высказываний информантов, подтверждающие наши выводы: «Вуз должен дать такое образование, благодаря которому у человека, окончившего вуз, не было бы проблем с трудоустройством. Следовательно, вузу необходимо иметь хорошую репутацию и квалифицированных специалистов»; «Вуз должен быть государственным, обладать, в первую очередь, определёнными сертификатами образования, иметь профессорский коллектив, быть довольно известным и давно существовать.»; «В вузе должны быть квалифицированные работники, вуз должен обеспечивать всеми необходимыми материалами в плане библиотек, каких-то оплаченных интернет ресурсов, ну, наверное, техническая

составляющая - компьютерные классы, доски интерактивные»; «В вузе должен быть высококвалифицированный педагогический состав, помимо этого, различные возможности научной и творческой деятельности, ну и как дополнение, факультативы по различным направлениям».

Для изучения действий родителей как способа проявления доверия к высшему образованию и университетам мы попросили интервьюируемых рассказать о том, как осуществлялся выбор вуза для поступления их детей. Первое, на что следует обратить внимание, это то, что большинство родителей отметили совместность выбора учебного заведения. Лишь незначительная часть опрошенных сказали, что «наш ребёнок сам выбрал ВУЗ, в котором он хотел учиться». Данный факт говорит, на наш взгляд, о преобладании у современных родителей с детьми авторитетной модели отношений: родителям не безразлична судьба их детей, и они готовы искать компромиссы для удовлетворения как своих потребностей, так и потребностей своих детей (в т.ч. образовательных, профессиональных), а дети, в свою очередь, готовы прислушиваться к авторитетному мнению родителей.

Интересен, на наш взгляд, сам алгоритм выбора вуза, критерии, на которые ориентировались родители и их дети при выборе учебного заведения. Необходимо подчеркнуть, что часть данных критериев четко соотносятся с теми характеристиками высшего учебного заведения, в котором можно получить качественное образование (о чем мы писали выше): стабильном престижном государственном университете с высококвалифицированными педагогами, обладающим высокой репутацией. Репутация университета оценивалась родителями, преимущественно, сквозь призму двух показателей: отзывов выпускников (студентов), работодателей и местом в рейтингах вузов.

Помимо этого, при выборе вуза родители с детьми учитывали индивидуальные особенности обучающихся: образовательные потребности и интересы, результаты ЕГЭ. Важно отметить, что при выборе вуза значимую роль играла территориальная близость учебного заведения к месту проживания семьи. Родители объясняли свою позицию материальными (оплата проживания, проезда), бытовыми (создание благоприятных условий для проживания) и психологическими (желание чаще видеться с ребенком) причинами.

Приведенные ниже выдержки из интервью с родителями иллюстрируют наши выводы: «В большей степени ориентировались на рейтинги вузов, по городам - близлежащий возле нашего города и вузы в нашем городе,учитывали мнение близких и знакомых, которые уже прошли этот путь...» (Е.Д., 43 года, высшее образование, г. Челябинск); «Мы рассматривали различные вузы по всей стране, по тем направлениям, на которые можно было поступить на бюджет, отталкиваясь от результатов ЕГЭ. В первую очередь, мы рассматривали государственные вузы, а также смотрели на их различные рейтинги. Ну, и немаловажным моментом, было наличие общежития для проживания моего ребенка» (С.Л., 42 года, среднее профессиональное образование, г. Екатеринбург); «Прежде всего я ориентировалась на желание ребёнка получить именно эту специальность, вторым критерием было мнение знакомых, которые обучаются в данном заведении...» (А.В., 46 лет, высшее образование, Свердловская область).

В ходе интервью родители отмечали, что при выборе вуза они использовали широкий спектр информационных источников об учебных заведениях: социальные сети и интернет-сайты вузов, публикации (в т.ч. рекламу) СМИ, непосредственное общение со знакомыми, которые учатся (учились) в этом вузе, с сотрудниками университета на мероприятиях и в приемной комиссии. Необходимо отметить, что родители практически не прибегали к мнению учителей как источника информации о вузах.

Оценивая полноту и достоверность полученной в ходе приемной компании информации об университетах, большинство родителей отметили, что этой информации им было достаточно, но порой она была не совсем достоверная или была представлена не в полном объёме. Одна из родительниц так описала данную ситуацию:

«Полученная информация более-менее соответствовала действительности. Это соц-сети, знакомые... кроме того, мы посещали «День открытых дверей», где беседовали с представителями, то есть не беседовали, а слушали информацию от представителей администрации, разных факультетов. Единственное, эта информация, сейчас выясняется, была не совсем полная. Почему?Потому что на тот момент мы интересовались только информацией, касающейся поступления, а об обучении мы даже не знали, что можно было бы спросить. Почему? Потому что не знали все нюансы, изменения в учебной деятельности. Потому что, когда мы учились, было все по-другому» (А.П., 46 лет, высшее образование, г. Екатеринбург).

Изучение оценки соответствия ожиданий родителей реальной действительности обучения детей в вузе позволило разделить мнения родителей на три неравных группы. Первую группу (это самая многочисленная группа) составляют высказывания, в которых родители опасаются давать какие-либо скоропалительные оценки, ориентируясь на пословицу: «цыплят по осени считают» («Об этом еще рано судить, но могу сказать, что моему ребенку очень нравится учиться..., оправдаются ли наши надежды, узнаем, когда придет время трудоустройства.»). Две другие группы примерно одинаковы по объему, но диаметрально противоположены: у одних -все ожидания оправдались («Пока что все наши ожидания оправдываются. Со слов нашего ребенка у него интересная учеба, насыщенная внеучебная жизнь, комфортное проживание в общежитии»), а у других - нет («Никакие не оправдались... качество образования и организация учебного процесса полностью не оправдались»).

Соответствие (или несоответствие) ожиданий родителей реальной действительности обучения детей в вузе непосредственно выступает источником «нового» общественного мнения о вузе. Те родители, чьи ожидания оправдались (хотя бы частично), готовы рекомендовать своим знакомым, родственникам поступление в данный вуз, и наоборот, те, чьи ожидания не оправдались - не стали бы этого делать. При аргументации своей позиции родители ориентируются на степень удовлетворенности теми же ключевыми критериями, которые они выделяли в качестве важных характеристик качественного образования: высококвалифицированный педагогический состав, рейтинг, престиж, материально-техническая база («.рекомендовала бы. потому что преподавательский коллектив подобран исключительно по заслугам людей... они преподают качественно и интересно»;«...рекомендовала, потому что престиж данного заведения очень высок, уровень образования, получаемый в данном вузе, тоже очень ценится, плюс - хорошие условия учебы»; «.не рекомендовала бы, потому что не устраивает план обучения, и преподаватели не могут заинтересовать учеников своим предметом»; «...не рекомендовал бы, потому что цена не соответствует качеству образования»).

Выводы. Анализ показал, что родители проявляют доверие к высшему образованию и вузам в надежде на получение их детьми качественного образования. Высшее образование воспринимается родителями как необходимый ресурс для самореализации и саморазвития их детей в профессиональном, материальном, карьерном, статусном и личностном планах. Ожидания родителей о качественном высшем образовании формируются на основе объективных (статус учебного заведения, его рейтинг, уровень квалификации педагогов, уровень материально-технической оснащенности) и субъективных (личный опыт, мнение знакомых и родственников, репутация вуза у работодателей и т.д.) факторов.

Важно отметить, что доверие родителей к высшим учебным заведениям достаточно хрупко. Оно легко разрушается при несоответствии ожиданий родителей (в т.ч. конструируемых вузами в процессе приемной кампании) реальной действительности обучения их детей в вузе.

Для формирования устойчивых доверительных отношений родителей к высшему образованию и университетам необходимы три ключевые предпосылки. Первая предпосылка - это взаимная готовность образовательных общностей (родителей, вузовских управленцев и преподавателей) к открытым институциональным и орга-

низационным взаимодействиям. Сегодня можно говорить о дифференцированной готовности образовательных общностей к взаимодействию, реализации этого взаимодействия, прежде всего, на личностном уровне.

Вторая предпосылка связана с готовностью вузов осуществлять открытые коммуникации с родителями, рассматривать и воспринимать родителей не только и не столько как источник привлечения материальных ресурсов, а как стейкхолдеров, группу, заинтересованную в развитии высшего образования и вузов, подобно работодателям.

Третья предпосылка заключается в нормативном закреплении и реализации на практике модели партнерских отношений между родителями и вузами. В рамках реализующейся сегодня модели авторитарного взаимодействия родители интересны вузам только на начальном этапе - поступления детей в вуз. Такое потребительское отношение вузов к родителям существенно ограничивает возможности формирования доверительных отношений родителей к вузам и высшему образованию.

Полагаем, при создании и реализации данных условий родители и вузы смогут выработать эффективные способы функционирования и развития системы российского высшего образования.

Литература

1. Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Влияние уровня образования родителей на формирование образовательных стратегий детей (на примере выпускников школ Новосибирской области) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Том 18. № 2. С. 87-102.

2. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы об-разования / Educational Studies Moscow. 2018. № 3. С. 68-90.

3. Донских О.А., Захир Ю.С., Микиденко Н.Л. Доверие школе как критерий оценки качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 171-177.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 / Правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.07.2020).

5. Феофанов К.А., Князев Д.В. Доверие как социально-управленческий феномен и механизмы его достижения в современном вузе // Социология власти. 2011. № 7. С. 111-118.

6. Шаброва Н.В. Факторы доверия родителей к высшему образованию // Вестник СурГПУ. 2019. № 2 (59). С. 41-47.

7. Ambarova P., Zborovsky G. School and parents: opportunities and interaction // Materials of 12th International Conference of Education, Research and Innovation. 2019. Seville, Spain. (CD-ROM). Pp. 1268-1275.

8. Delgado-Gaitan C. Parenting in two generations of Mexican American families // International journal of behavioral development. 1993. No 16 (3). Pp. 409-427.

9. Doherty W.J., Jacob J., Cutting B. Community engaged parent education: strengthening civic engagement among parents and parent educators // Family relations. 2009. No 58. Pp. 303-315.

10. Elder L., Greene S. The politics of parenthood: parenthood effects on issue attitudes and candidate evaluations in 2008 // American Politics Research. 2012. No 40 (3). Pp. 419-449.

11. Epstein J.L., Salinas K.C. Partnering with Families and Communities // Education Leadership. 2019. Vol. 61, No 8. Pp. 12-18. URL: http://www.ascd.org/el200405_ep-stein.pdf. (дата обращения: 17.07.2020).

12. Sanders M.R., Kirby J.N. Surviving or thriving: quality assurance mechanisms to promote innovation in the development of evidence-based parenting interventions // Prevention Science. 2015. No 16. Pp. 421-431.

13. Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. Approaching trust and control in parental relationships with educational institutions // Studia Paedagogica. 2017. Vol. 22, No 2. Pp. 97-115.

14. Strier M., Katz H. Trust and parents' involvement in schools of choice // Educational Management Administration and Leadership. 2014. Vol. 44, No 3. Pp. 363-379.

References

1. Abramova M.A., Goncharova G.S., Kostyuk V.G. Vliyanie urovnya obrazovaniya roditelej na formirovanie obrazovatel'nyh strategij detej (na primere vypusknikov shkol No-vosibirskoj oblasti) [Influence of the level of education of parents on the formation of educational strategies of children (on the example of school graduates of the Novosibirsk region)] // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. 2015. Vol. 18. № 2. S. 87-102. (In Russian).

2. Goshin M.E., Mercalova T.A. Tipy roditel'skogo uchastiya v obrazovanii, social'no-eko-nomicheskij status sem'i i rezul'taty obucheniya [Types of parental participation in education, socio-economic status of the family and learning outcomes] // Voprosy obrazovaniya. 2018. № 3. S. 68-90. (In Russian).

3. Donskih O.A., Zahir YU.S., Mikidenko N.L. Doverie shkole kak kriterij ocenki kachest-va obrazovaniya [Trust in schools as a criterion for evaluating the quality of education] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 5. S. 171-177. (In Russian).

4. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii vRossijskoj Federacii» ot29.12.2012 N273-FZ [Federal law «On education in the Russian Federation» of 29.12.2012 N 273-FZ] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (date accessed: 11.07.2020). (In Russian).

5. Feofanov K.A., Knyazev D.V. Doverie kak social'no-upravlencheskij fenomen i mekha-nizmy ego dostizheniya v sovremennom vuze [Trust as a social and managerial phenomenon and mechanisms of its achievement in a modern University] // Sociologiya vlasti. 2011. № 7. S. 111-118. (In Russian).

6. Shabrova N.V. Faktory doveriya roditelej k vysshemu obrazovaniyu [Factors of parents' confidence in higher education] // Vestnik SurGPU. 2019. № 2 (59). S. 41-47. (In Russian).

7. Ambarova P., Zborovsky G. School and parents: opportunities and interaction // Materials of 12th International Conference of Education, Research and Innovation. November 11th-13th, 2019. Seville, Spain. (CD-ROM). Pp. 1268-1275. (In English).

8. Delgado-Gaitan C. Parenting in two generations of Mexican American families // International journal of behavioral development. 1993. No 16 (3). Pp. 409-427. (In English).

9. Doherty W.J., Jacob J., Cutting B. Community engaged parent education: strengthening civic engagement among parents and parent educators // Family relations. 2009. No 58. Pp. 303-315. (In English).

10. Elder L., Greene S. The politics of parenthood: parenthood effects on issue attitudes and candidate evaluations in 2008 // American Politics Research. 2012. No 40 (3). Pp. 419-449. (In English).

11. Epstein J.L., Salinas K.C. Partnering with Families and Communities // Education Leadership. 2019. Vol. 61, No 8. Pp. 12-18. Retrieved from http://www.ascd.org/ el200405_epstein.pdf. (date accessed: 17.07.2020). (In English).

12. Sanders M.R., Kirby J.N. Surviving or thriving: quality assurance mechanisms to promote innovation in the development of evidence-based parenting interventions // Prevention Science. 2015. No 16. Pp. 421-431. (In English).

13. Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. Approaching trust and control in parental relationships with educational institutions // Studia Paedagogica. 2017. Vol. 22, No 2. Pp. 97-115. (In English).

14. Strier M., Katz H. Trust and parents' involvement in schools of choice // Educational Management Administration and Leadership. 2014. Vol. 44, No 3. Pp. 363-379. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.