Научная статья на тему 'Факторы доверия родителей к высшему образованию'

Факторы доверия родителей к высшему образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ / МЕЖОБЩНОСТНОЕ ДОВЕРИЕ / РОДИТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INSTITUTIONAL CONFIDENCE / INTER-COMMUNITY CONFIDENCE / PARENTS / STUDENTS / UNIVERSITY PROFESSORS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаброва Н. В.

В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на доверие родителей студентов Уральского федерального округа к системе высшего образования. Для реализации данной цели 1) проанализирован уровень институционального и межобщностного доверия родителей; 2) изучены пять групп факторов, способных оказывать влияние на доверие. Институциональное доверие трактуется как основанное на устойчивых ожиданиях отношение к институту высшего образования в целом, его структурам, организациям, нормам и идеологии со стороны тех, кто уже в него реально включен. Межобщностное доверие понимается как социальное взаимодействие образовательных общностей в вузах, ориентированное на достижение взаимно ожидаемых результатов во всех сферах совместно осуществляемой деятельности. В качестве факторов, влияющих на уровень родительского доверия к системе высшего образования, выступили социально-демографические характеристики родителей, их информированность о системе российского высшего образования, модель родительского поведения, социальная активность родителей и их удовлетворенность различными аспектами образования детей-студентов. Делаются выводы: 1) о низком уровне родительского доверия образовательной политике РФ в отношении высшей школы, что отчасти компенсируется доверительным отношением к вузам и преподавателям; 2) о том, что ключевым фактором, влияющим на доверительное отношение к элементам системы высшего образования, является удовлетворенность родителей различными аспектами образования их детей-студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы доверия родителей к высшему образованию»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ SOCIOLOGY OF EDUCATION

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.005

YAK 316.613.4:378

ББК 60.5439B64+60.561 .9B64

H.B. ШАБРОВА

N.V. SHABROVA

ФАКТОРЫ ДОВЕРИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

FACTORS OF PARENTS' CONFIDENCE IN HIGHER EDUCATION

Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-011-00158 «Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования» The article has been prepared by the Russian Foundation for Basic Research, project № 18-011-00158 «Confidence as a fundamental problem of Russian higher education»

В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на доверие родителей студентов Уральского федерального округа к системе высшего образования. Для реализации данной цели 1) проанализирован уровень институционального и межобщностного доверия родителей; 2) изучены пять групп факторов, способных оказывать влияние на доверие. Институциональное доверие трактуется как основанное на устойчивых ожиданиях отношение к институту высшего образования в целом, его структурам, организациям, нормам и идеологии со стороны тех, кто уже в него реально включен. Межобщностное доверие понимается как социальное взаимодействие образовательных общностей в вузах, ориентированное на достижение взаимно ожидаемых результатов во всех сферах совместно осуществляемой деятельности.

В качестве факторов, влияющих на уровень родительского доверия к системе высшего образования, выступили социально-демографические характеристики родителей, их информированность о системе российского высшего образования, модель родительского поведения, социальная активность родителей и их удовлетворенность различными аспектами образования детей-студентов. Делаются выводы: 1) о низком уровне родительского доверия образовательной политике РФ в отношении высшей школы, что отчасти компенсируется доверительным отношением к вузам и преподавателям; 2) о том, что ключевым фактором, влияющим на доверительное отношение к элементам системы высшего образования, является удовлетворенность родителей различными аспектами образования их детей-студентов.

The article deals with the results of an empirical study of factors affecting the confidence of parents of students of the Ural Federal district in the system of higher education. To achieve this goal, 1) the level of institutional and inter-community confidence of parents is analyzed; 2) five groups of factors that can influence confidence are studied. Institutional confidence is interpreted as an attitude based on sustainable expectations towards the institution of higher education as a whole, its structures, organizations, norms and ideology on the part of those who are already included in it. Inter-community confidence is understood as the social interaction of educational communities in universities aimed at achieving mutually expected results in all areas of joint activities.

The socio-demographic characteristics of parents, their awareness of the Russian higher education system, the model of parental behavior, social activity of parents and their satisfaction with various aspects of education of children-students were the factors influencing on the level of parental confidence in the system of higher education. Conclusions are made about 1) the low level of parental confidence in the educational policy of the Russian Federation in relation to higher education, which is partly offset by a trusting attitude to universities and teachers; 2) the fact that the key factor influencing the confidence in the elements of the higher education system is the satisfaction of parents with various aspects of the education of their children-students.

Ключевые слова: институциональное доверие, межобщностное доверие, родители, студенты, преподаватели вузов, высшее образование.

Key words: institutional confidence, inter-community confidence, parents, students, university professors, higher education.

Введение. Доверие родителей к высшему образованию является важным условием его функционирования и развития. Доказательством тому служит несколько обстоятельств.

Во-первых, родители, являясь агентами первичной социализации, формируют у детей систему норм поведения и отношение к ним. Соответственно, родительское доверие социальным институтам общества (в том числе и институту высшего образования), обеспечивающее социальную стабильность, безопасность общества и социальную активность граждан [9], транслируется детям.

Во-вторых, родители способствуют формированию системы ценностей, установок на получение знаний посредством высшего образования. Трансляция родителями такой установки, на наш взгляд, ориентирует молодежь на инвестиции в их человеческий капитал, без которого невозможно инновационное социально-экономическое развитие страны [9]. Важно подчеркнуть, что за последние годы понимание родителей необходимости наличия высшего образования для их детей осознается гораздо сильнее, чем в начале 1990-х. Так, если в 1991 г. 20% опрошенных было безразлично, какой уровень образования получит их ребенок, то в 2016 г. так сказали только 9%. Своих детей и внуков большинство россиян (81%) хотели бы видеть выпускниками вузов, причем за четверть века эта доля выросла в полтора раза (с 53%) [10].

В-третьих, удовлетворенность родителей качеством образования, получаемого их детьми в российских вузах, выступает основой общественного мнения и доверия родителей к университетам, российскому высшему образованию в целом. Полагаем, что косвенным признаком снижения доверия родителей к качеству российского высшего образования является увеличение количества российских студентов, обучающихся в зарубежных вузах. Желание получить образование в лучших отечественных вузах (в этот список, по данным правительства Москвы и российских экспертов в области высшего образования, входят 50 российских учебных заведений) в 2017 г. по сравнению с 2016 г. упало на 15%, а стремление обучаться, например, в университетах Великобритании и США увеличилось на 13% [7].

Как показывает анализ научной литературы, интерес исследователей к изучению доверия родителей к системе высшего образования в России еще недостаточно сформировался [11]. Чаще ученые концентрируют свое внимание на анализе доверия родителей к системе общего образования [1, 3, 6, 12]. Доверие же родителей к системе высшего образования анализируется, прежде всего, сквозь призму их установок и отношений к высшему образованию на этапе выбора детьми будущей профессии, вуза [2, 5, 8].

Целью данной статьи является анализ факторов, влияющих на уровень доверительного отношения родителей студентов к системе высшего образования. В качестве гипотезы рассматривалось влияние на доверие родителей таких факторов, как:

1) социально-демографические характеристики родителей (пол, семейное положение, уровень образования, материальное положение, возраст, сфера деятельности, социальный статус, область проживания, тип города проживания родителя и тип вуза, в котором обучается ребенок);

2) информированность родителей о системе российского высшего образования (например, о качестве высшего образования в региональных и столичных вузах);

3) модель родительского поведения (авторитетная, авторитарная, разрешающая)1;

4) социальная активность родителей (например, участие в спортивных, культурных, социальных и политических мероприятиях);

5) удовлетворенность родителей различными аспектами образования их ребенка-студента (например, качеством и содержанием получаемого образования, организацией учебной, самостоятельной, научно-исследовательской работы, характером коммуникаций с преподавателями).

Материалы и методы. Эмпирической базой исследования стали результаты массового опроса родителей студентов, проведенного нами в мае 2018 года2. Объем выборочной совокупности составил 452 человека, выборка целевая.

Результаты и их обсуждение. В ходе исследования мы замерили у родителей два вида доверия - институциональное и межобщностное. Институциональное доверие трактовалось нами как основанное на устойчивых ожиданиях отношение к институту высшего образования в целом, его структурам, организациям, нормам и идеологии со стороны тех, кто уже в него реально включен. Межобщностное доверие в высшем образовании понималось нами как социальное взаимодействие образовательных общностей в вузах, ориентированное на достижение взаимно ожидаемых результатов во всех сферах совместно осуществляемой деятельности [4].

Институциональное доверие мы проанализировали через вопрос об уровне доверительного отношения к образовательной политике, реализуемой в настоящее время на федеральном уровне, и отношение к высшим учебным заведениям, а межобщностное доверие - через уровень доверительного отношения родителей к своим детям-студентам и вузовским преподавателям.

Таблица 1

Родители студентов о доверии к образовательной политике, реализуемой в стране, к вузам и к субъектам образовательной деятельности

(в % от числа опрошенных)*

Испытываете ли Вы доверие к... Скорее да Скорее нет Затрудняюсь ответить Индекс доверия

Образовательной политике РФ в отношении высшей школы 36,9 33,7 29,4 0,03

Высшим учебным заведениям 66,3 16,6 17,1 0,50

Преподавателям вузов 63,7 13,2 23,1 0,51

Своим детям 93,6 3,0 3,4 0,91

Примечание. *Индекс доверия рассчитан как условная средняя по порядковой шкале, колеблется в границах от -1 до +1.

1 За основу взята концепция моделей родительского поведения Д. Баумринг (см.: Развитие личности ребенка. М., 1987. С. 194-197).

2 Были опрошены родители, проживающие более чем в 50-ти населенных пунктах (от сел до городов-миллионников), чьи дети обучаются в 13 вузах УрФО различного типа.

Как видно из таблицы 1, меньше всего родители демонстрируют доверие образовательной политике, реализующейся в отношении высшей школы. Доверяет ей около трети опрошенных родителей - 37% (индекс доверия 0,03). Больше доверия родители проявляют к высшим учебным заведениям -66% опрошенных (индекс доверия 0,50). Преподавателям вузов и своим детям доверяет 64% и 94% респондентов соответственно (индекс доверия преподавателям 0,51, а детям-студентам - 0,91).

Полученные результаты свидетельствуют о достаточно низком уровне институционального доверия к высшей школе, той образовательной политике, которая реализуется в настоящее время. Это связано, на наш взгляд, с теми процессами реформирования, которые переживает современная высшая школа. Большинство родителей не понимают целей и задач данных реформ, их ожидания расходятся с планами и результатами обучения их детей. Так, по данным нашего исследования, почти 62% опрошенных родителей обеспокоены сокращением числа бюджетных мест в вузах, а 54% - сложностями трудоустройства после окончания высших учебных заведений.

Для изучения факторов, влияющих на позитивность оценки родителями институционального и межобщностного доверия, мы провели корреляционный анализ. В качестве групп факторов были выбраны: 1) социально-демографические факторы; 2) информированность родителей о системе российского высшего образования; 3) модель родительского поведения; 4) социальная активность родителей; 5) удовлетворенность родителей различными аспектами образования их ребенка-студента.

В результате мы вывили несколько особенностей, обусловливающих доверие родителей к системе высшего образования.

Во-первых, исследование показало отсутствие значимых взаимосвязей между социально-демографическими характеристиками родителей и уровнем их доверия к образовательной политике РФ в отношении высшей школы. Вообще, следует отметить, что замеренные нами социально-демографические характеристики практически не оказывают влияние на доверие и высшим учебным заведениям, и преподавателям. Единственной социально-демографической характеристикой родителей, хотя и слабо, но влияющей на доверие к вузам, стал возраст родителей. Чем старше родители, тем меньше они доверяют вузам (коэффициент Крамера равен 0,157).

Во-вторых, изучение информированности родителей о системе российского высшего образования дало возможность прийти к выводу об обратно пропорциональной связи между доверием к образовательной политике РФ и степенью информированности родителей о качестве высшего образования в столичных вузах: чем выше информированность родителей, тем ниже уровень доверия к образовательной политике РФ (коэффициент Крамера равен 0,300). Других значимых корреляций между доверием родителей и их информированностью о системе высшего образования выявлено не было.

В-третьих, исследование влияния моделей родительского поведения, социальной активности родителей на уровень институционального и межоб-щностного доверия к системе высшего образования показало отсутствие значимых связей.

Наконец, мы проанализировали взаимосвязь между доверием родителей к системе высшего образования и степенью удовлетворенности различными аспектами образования их детей-студентов (качеством и содержанием получаемого образования, организацией учебной, самостоятельной, научно-исследовательской работы, характером коммуникаций с преподавателями). Выяснилось, что данная группа факторов является наиболее значимой для доверительного отношения родителей к системе высшего образования. Как видно из таблицы 2, удовлетворенность родителей содержанием и качеством образования, получаемого их детьми, организацией учебного процесса, самостоятельной и научно-исследовательской работой в вузе оказывает влияние и на институциональное, и на межобщностное доверие. Важно подчеркнуть,

что эта связь прямопропорциональная, т.е. чем больше родители удовлетворены данными аспектами обучения их ребенка в вузе, тем выше уровень доверия ко всем элементам системы высшего образования. Кроме того, из таблицы 2 видно, что сильнее эта взаимосвязь проявляется на уровне межоб-щностного доверия.

Важной, с нашей точки зрения, стала выявленная в ходе корреляционного анализа достаточно тесная взаимосвязь между всеми видами замеренного нами доверия, т.е. доверие к преподавателям выступает значимым фактором доверия к высшим учебным заведениям (коэффициент Крамера равен 0,627) и к образовательной политике РФ в отношении высшей школы (коэффициент Крамера равен 0,325).

Таблица 2

Влияние удовлетворенности родителей студентов различными аспектами обучения их детей в вузе на доверие к образовательной политике РФ в отношении высшей школы , к высшим учебным заведениям и к преподавателям вузов*

Удовлетворенность родителей аспектами обучения ребенка-студента в вузе Доверие к образовательной политике РФ в отношении высшей школы Доверие к высшим учебным заведениям Доверие к преподавателям вузов

Содержанием получаемого образования 0,317 0,395 0,463

Качеством образования 0,276 0,330 0,411

Организацией учебного процесса - - 0,446

Организацией самостоятельной работы - - 0,296

Организацией научно-исследовательской работы - 0,286 0,344

Характером взаимодействия с преподавателями - 0,327 0,345

Примечание. *В таблице представлены результаты расчета коэффициента Крамера.

Выводы. Таким образом, можно заключить, что низкий уровень родительского доверия к образовательной политике РФ (как аспекту институционального доверия) отчасти компенсируется доверительным отношением к вузам и преподавателям. Среди замеренных нами групп факторов, влияющих на доверительное отношение к элементам системы высшего образования, ключевым является удовлетворенность родителями различными аспектами образования их детей-студентов. Социально-демографические характеристики родителей, их информированность о системе российского высшего образования, социальная активность и модель их родительского поведения практически не влияют на уровень доверительного отношения к высшему образованию. Все это позволяет прийти к выводу о том, что убежденность родителей в искренности, добросовестности тех, кто несет ответственность за выполнение своих функций и социальных ролей по организации и осуществлению образовательного процесса, формирует у них удовлетворенность и, как результат, доверие. Другими словами, именно соответствие представлений (и ожиданий) родителей о высшем образовании его реальному качеству и содержанию выступает основополагающим фактором доверия к нему. Это обстоятельство во многом определяет состояние и перспективы развития всего института высшей школы и конкретных образовательных организаций и может быть рассмотрено в качестве механизма поддержания и повышения доверия российскому высшему образованию.

Литература

1. Аналитический отчет о результатах социологического исследования об удовлетворенности качеством общего образования (оценка степени удовлетворенности качеством образования учащимися муниципальных общеобразовательных организаций г. Екатеринбурга, их родителями (законными представителями) и педагогами в 2014-2015 учебном году) [Электронный ресурс]. URL: http://екатеринбург.рф/file/d968b7a7c29e77b6d04668f9beff 9b44 (дата обращения: 19.04.2017).

2. Дементьева И.Ф. Механизмы социализации детей в семье // Общество и право. 2003. № 1. С. 58-65.

3. Донских О.А., Захир Ю.С., Микиденко Н.Л. Доверие школе как критерий оценки качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 171-177.

4. Зборовский Г.Е. Понятие и структура доверия в высшем образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 78-84.

5. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.

6. Лисник В.И. Проведение родительских собраний онлайн как инструмент повышения доверия к системе московского образования // Управленческие науки в современном мире. 2017. Т. 1. С. 653-658.

7. Российские студенты всё чаще выбирают обучение за границей [Электронный ресурс]. URL: http://www.inosmi.mfo/rossiyskie-studenty-vsyo-chasche-vybirayut-obuchenie-za-granitsey.html (дата обращения: 25.05.2018).

8. Саралиева З.Х.-М., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70-76.

9. Сасаки М., Давыденко В.А., Латов Ю.В., Ромашкин Г.С., Латова Н.В. Проблемы и парадоксы институционального доверия как элемента социального капитала современной России // Journal Of Institutional Studies. 2009. Т. 1. № 1. С. 20-35.

10. Система образования в России: 1991-2016. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3022 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115556 (дата обращения: 25.11.2018).

11. Шаброва Н.В. Проблема измерения доверия в сфере высшего образования // Социология образования. 2018. № 4. С. 79-91.

12. Щипанова И.А. Современные особенности педагогического взаимодействия учителей и родителей // Педагогическое образование в России. 2016. № 4. С. 147-152.

References

1. Analytical report on the results of sociological research on satisfaction with the quality of General education (assessment of the degree of satisfaction with the quality of education of students of municipal educational institutions of Yekaterinburg, their parents (legal representatives) and teachers in 2014-2015 academic year). Available at: http://ekaterinburg.rf/file/d968b7a7c29e77b6d04668f-9beff9b44 (Accessed 19 april 2017) (in Russian).

2. Dement'eva I.F. Mechanisms of socialization of children in the family. Obshchest-vo i pravo [Society and law], 2003, no 1, pp. 58-65 (in Russian).

3. Donskih O.A., Zahir YU.S., Mikidenko N.L. Trust in school as a criterion for assessing the quality of education. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2015, no 5, pp. 171-177 (in Russian).

4. Zborovskij G.E. Concept and structure of trust in higher education. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut state pedagogical University], 2018, no 2, pp. 78-84 (in Russian).

5. Konstantinovskij D.L., Voznesenskaya E.D., CHerednichenko G.A. Molodezh' Rossii na rubezhe XX-XXI vekov: obrazovanie, trud, social'noe samochuvstvie [Youth of Russia at the turn of XX-XXI centuries: education, work, social well -being]. Moscow: CSP and M, 2014. 548 p.

6. Lisnik V.I. Holding parent-teacher meetings online as a tool to increase confidence in the Moscow education system. Upravlencheskie nauki v sovremennom mire [Management Sciences in the modern world], 2017, Vol. 1, pp. 653-658 (in Russian).

7. Russian students are increasingly choosing to study abroad. Available at: http:// www.inosmi.info/rossiyskie-studenty-vsyo-chasche-vybirayut-obuchenie-za-granitsey.html (Accessed 25 may 2018) (in Russian).

8. Saralieva Z.H.-M., Kutyavina E.E. Children's voice and children's view on adult problems. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2018, N 3, pp. 70-76 (in Russian).

9. Sasaki M., Davydenko VA., Latov Yu.V, Romashkin G.S., Latova N.V Problems and paradoxes of institutional trust as an element of social capital of modern Russia. Zhurnal institucional'nyh issledovanij [Journal of institutional studies], 2009, Vol. 1, N 1, pp. 20-35 (in Russian).

10. Education system in Russia: 1991-2016. Press-vypusk VCIOM N 3022. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115556 (Accessed 25 November 2018) (in Russian).

11. Shabrova N.V The problem of measuring trust in higher education. Sociologiya obrazovaniya [Sociology of education], 2018, N 4, pp. 79-91 (in Russian).

12. Schipanova I.A. Modern features of pedagogical interaction between teachers and parents. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2016, N 4, pp. 147-152 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.