ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НИТРАТОВ ВОДЫ И ПИЩИ
Доцент Ф. Н. Субботин
Из кафедры общей и военной гигиены Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова
Азотнокислые соли (нитраты) давно интересовали гигиенистов, ибо-их наличие в воде свидетельствует о бывшем загрязнении и происшедшей окончательной минерализации азотсодержащих органических веществ. Кроме того, нитраты применялись и используются до сих пор как средство, входящее в состав смесей, консервирующих мясо и мясопродукты.
Количество нитратов (а также нитритов) в продуктах нормируется ГОСТ; содержание нитратов в воде не ограничивается. В конце прошлого века предлагались нормативы содержания солей азотной кислоты: в воде; по Ф. Ф. Эрисману, в воде источников водоснабжения допускалось не более 40 мг/л N03. В дальнейшем, однако, в действующий ГОСТ на питьевую воду эти нормативы не были включены, ибо не было достоверных данных о возможном непосредственном влиянии нитратов на организм человека.
Однако, как уже сообщалось, за рубежом в последнее время среди детей регистрируются случаи тяжелой метгемоглобинемии, нередко заканчивающейся смертью (летальность, по данным некоторых авторов, равна 10—12%). Общее число заболевших к 1960 г. достигло 600 [Лах-гейм (Lachheim, I960)] и, по-видимому, продолжает увеличиваться. Во» всяком случае в доступной нам зарубежной литературе за 1957 г. было описано 10 новых случаев этого заболевания, в 1958 г. — 40, в 1959 г.— 109, а в 1960 г.— 141. Болеют преимущественно дети раннего грудного возраста, находящиеся на искусственном вскармливании. Причиной болезни, как теперь установлено, являются соли азотной кислоты (нитраты), содержащиеся в питьевой воде, используемой для приготовления-питательных смесей или для их разбавления. За рубежом чаще заболевание вызывалось колодезной водой, содержащей нитраты в количестве от 25 [Веденмейер (Wedenmeyer, 1956)] до 974 мг/л [Булей (Wooley, 1948)].
Нитраты, как известно, не являются метгемоглобинообразователя-ми. Их вредное действие, как полагает большинство зарубежных исследователей, проявляется тогда, когда в пищеварительном канале детей под влиянием микрофлоры из них возникают нитриты. Такая возможность превращения нитратов в нитриты с помощью микрофлоры-доказана наблюдениями над детьми, которые провели Корнблас и Хартман (Cornblath, Hartmann, 1948), при этом способность переводить, нитраты в нитриты отмечена почти у всех штаммов В. coli. В этой связи следует напомнить об опытах Г. М. Савостьянова, проведенных в-1935 г. Выясняя роль оксидоредуктазы в появлении нитритов в слюне, он опытами in vitro и in vivo (на животных) наглядно показал, что-слюна восстанавливает соли азотной кислоты в нитриты не с помощью* названного фермента, а благодаря жизнедеятельности микробов. Всасывание же нитритов, естественно, ведет к прекращению гемоглобина в метгемоглобин. Более того, при наличии метгемоглобинемии в крови-происходит инактивация и неповрежденной части гемоглобина (А. М. Чарный, 1947). Таким образом, при метгемоглобинемии доставка кислорода тканям уменьшается, и вредное влияние, очевидно, сводится к наступающему кислородному голоданию большей или меньшей степени.
Некоторые зарубежные авторы подчеркивают, что здоровые дети старше 6 месяцев (по некоторым данным, даже 3 месяцев) метгемогло-бинемией не болеют [Келети и Каменски, 1959; Дельфман (Delfmann, J959), и др.]. Однако это не совсем так. Метгемоглобинемия в тяжелой,
79s
легко диагностируемой форме, случаи которой у детей раннего грудного возраста все время описываются в зарубежной литературе, — сравнительно редкое явление [Медов и (Мес1оуу, 1947)]. Неизмеримо чаще мет-гемоглобинемия встречается в легкой форме, проявляющейся в виде слабости, бледности, быстро наступающей усталости у ребенка и т. д. Такие неопределенные симптомы легко могут быть отнесены за счет различных других причин, чему очень способствует полная неосведомленность большинства врачей о роли нитратов. Эти явления, как нами было показано, наблюдаются среди детей яслей и детских садов1.
Зарубежные авторы считают, что дети старше 6 месяцев поглощают нитраты с водой без вреда для себя, поэтому интересно сопоставить полученные нами данные о метгемоглобине в крови с возрастом детей. Это сопоставление показывает, что образование метгемоглобина под влиянием нитратов у детей от 3 до 7 лет происходит не менее часто (у 95,5%), чем и у детей в возрасте от 1 года до 3 лет (у 93,1%). Другие данные получены при сопоставлении уровня метгемоглобина с возрастом детей. Так, концентрация метгемоглобина в пределах нормы (до 5%) была обнаружена у 61,7%, детей старшей группы и только у 40,7% детей младшей группы. Наоборот, концентрация выше 5% найдена у 38,3% детей старшей и у 59,3% детей младшей группы. Следовательно, одинаково реагируя на нитраты образованием метгемоглобина, дети старшей группы значительно отличались от детей младшей по уровню его в крови, что указывает на их большую резистентность.
Из этого, однако, не вытекает, что дети старшей группы не подвержены вредному воздействию нитратов. Они только более резистентны к нитратам в примененных дозах. Но их резистентность может оказаться недостаточной, если вода будет содержать значительно больше нитратов. Это суждение базируется прежде всего на том, что в литературе известны случаи, когда после приема больших доз нитратов метгемоглобинемия в тяжелой форме развивалась даже у взрослых мужчин и женщин (Баркер, 1928; Энстерман и Кей; цит. по Корнбласу и Хартману). Оно доказывается и нашими опытами на животных. С целью экспериментального подтверждения влияния нитратов на образование метгемоглобина в крови мы провели опыты на щенках и взрослых собаках, при этом выявилось, что дозы 5—10 мг/кг вызвали образование метгемоглобина у половины подопытных полутора-двухмесяч-ных щенков, 25—50 мг/кг—у двух третей, 100—150 мг/кг— у всех, 200—350 мг/кг почти у всех щенков. Уровень метгемоглобина при действии двух последних доз нитратов достигал у некоторых щенков 46 и даже 75%, что как правило, приводило к гибели животных. Дозы 50—100 мг/кг вызвали образование - метгемоглобина у двух третей взрослых собак, 200—350 мг/кг — у всех (правда, уровень метгемоглобина в крови этих собак был низок — не превышал 7%).
Таким образом, опыты на щенках и взрослых собаках показали зависимость образования метгемоглобина и его уровень в крови от дозы нитратов.
Аналогичные наблюдения провел Ш. X. Капанадзе (Тбилиси). Ему удалось отыскать детские дома, снабжавшиеся водой, содержавшей 50—60 и даже 100 мг азота нитратов в 1 л. Он обнаружил метгемогло-бин в крови у детей школьного возраста (от 8 до 12 лет).
Следовательно, по данным отечественных исследователей, влияние нитратов воды, хотя и без выраженных симптомов болезни, могут испытывать дети яслей, детских садов и школьники.
Постоянное наличие более или менее значительного количества метгемоглобина в крови у детей яслей, детских садов и у школьников
1 Гигиена и санитария, 1958, № 3 и 1961, № 2.
вряд ли безразлично для них. Чтобы избежать наступления кислородного голодания кровяного типа (И. Р. Петров), организм должен все время использовать свои приспособительные механизмы в виде усиления дыхания (компенсаторная одышка), кровообращения и т. д.
При сравнительно высоком уровне метгемоглобина в крови наступают и неприятные ощущения. Это как известно, обнаруживается у людей, страдающих врожденной метгемоглобинемией.
Изложенное выше касается нитратов питьевой воды. Но человек может систематически получать нитраты с пищей и пищевыми продуктами. Как отмечено выше, нитраты применяются при посолах мяса, являясь составной частью так называемых посолочных смесей. Применяются они и для придания соответствующего вида вареным и копченым колбасам, окорокам, рулетам и другим копченостям. По действующим в СССР ГОСТ, в мясе-солонине, а также в колбасах и различных копченостях нитраты допускаются в количествах от 20 до 75 мг%, а нитриты — до 20 мг%. Такое количество нитратов и нитритов в мясе и мясопродуктах при некотором повышенном потреблении их способно вызвать образование метгемоглобина в крови. Во всяком случае наши предварительные исследования показали, что скармливание 150—300 г вареной колбасы двухмесячным щенкам привело к появлению у них в крови метгемоглобина в количестве от 2,1 до 9,7%..
Нитраты могут содержаться и в продуктах растительного происхождения. К последним прежде всего следует отнести свеклу красную столовую, а также сахарную и кормовую. По данным Лукина, Бармен-кова и Берлина (1948), в сахарной и полусахарной свекле нитраты содержатся в количестве от 0,001 до 0,3%, а в кормовой — до 1%. В красной столовой свекле мы обнаружили нитраты в количестве от 4 до 14 мг%
Не исключено наличие нитратов и в таких растениях, как морковь, редис, салат, репа, цветная капуста. В клубнях картофеля нитратов, как правило, содержится мало (С. М. Прокошев, 1947). Возможны, однако, и исключения. Хенке (Henke, 1956) наблюдал повышенное накопление нитратов в клубнях картофеля, пораженного скручиванием листа.
Приведенных данных, нам кажется, достаточно, чтобы показать, что нитраты воды и пищи представляют серьезную гигиеническую проблему, подлежащую всестороннему изучению врачами разных специальностей. Необходимо ознакомить с сущностью и значением этой проблемы широкие круги медицинских работников и советской общественности.
Нормирование нитратов питьевой воды следует считать необходимым мероприятием. Существующие предельно допустимые концентрации нитратов и нитритов в мясе и мясопродуктах требуют пересмотра для их снижения.
Л ИТЕРАТУРА
Капанадзе Ш. X. Гиг. и сан., 1961, № 9, стр. 7.—J1 укин А. Я. Бармен-ков Я. П., Берлин М. Г. Труды Оренбургск. областной ветеринарной станции. 1948, т. 2, стр. 151.—Петров И. Р. В кн.: Кислородное голодание и борьба с ним. JI., 1951, стр. 5.—Прокошев С. М. Биохимия картофеля. М.—Л., 1947.—Савостьянов Г. М. Физиол. ж. СССР, 1937, т. 23, в. 1, стр. 159.—Субботин Ф. Н. Гиг. и сан., 1958, № 3, стр. 27.— Он же, Там же, 1961, № 2, стр. 13. — Чарный А. М. Патофизиология аноксических состояний. М., 1947.—К'елети Й., Каме иски П. Гиг. и сан., 1959, № 8, стр. 65.—С о г п b 1 a t h M., Hartmann A. F., J. Pediat., 1948, v. 33, Г). 421.—Del f mann L.f Zbl. allg. Path. path. Anat., 1959, Bd. 100, S. 269—H e п к е. Цит. Б. А. Рубин, Е. В. Арциховская. Биохимия и физиология иммунитета растений. М., I960.—Lach he in L. et al., Dtsch. £es undh. Wes., 1960, Bd. 15, S. 2291.—Med ov y H., Guest W. С., VictorM, Canad. med. Ass. J., 1947, v. 56, p. 505.—N ewcombe C. P. et al., Brit. med. J., 1958, v. 1, p. 1396.—W e d e m e у e г F. W., Arch. Kinderheilk., 1956, Bd. 152, S. 267.—W о о 11 e у P. V., J. Pediat., 1948, v. 33, p. 506.
Поступила 30/VI 1962 r.
& # #
3 Гигиена и санитария. № Ю