Харьковская Е.В.1, Тутаева Г.Н.2 ©
кандидат педагогических наук; 2методист факультета социально-культурной и библиотечно -
информационной деятельности,
Белгородский государственный институт искусств и культуры
ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье исследуются досуговая культура детей младшего школьного возраста, являющаяся благоприятной почвой для формирования у детей фундаментальных человеческих потребностей, а также развития традиции народной культуры. Необходимо сформировать у детей такие качества как: инициативность, уверенность в себе, сдержанность,
мужественность, выносливость, настойчивость, искренность и честность.
Особую актуальность в организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время приобретает игровая деятельность, так как в этот возрастной период игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, а также имеет важное значение в развитии традиций народной культуры.
Ключевые слова: досуговая культура, народная культура, дети младшего школьного возраста, игровая деятельность.
Keywords: leisure culture, folk culture, primary school age children, games activities.
В процессе формирования досуговой культуры одним из условий развития детской личности, а именно детей младшего школьного возраста является общение с другими людьми, так как в этот возрастной период каждому ребенку предоставляется возможность ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Культурно - досуговая деятельность является благоприятной почвой для формирования у детей фундаментальных человеческих потребностей, а также развития традиции народной культуры.
С началом школьного образовательного процесса у ребенка изменяется весь жизненный уклад. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного поведения, происходит усвоение предлагаемых учителем или родителями моделей поведения, общем взаимодействия. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Организация культурно - досуговой деятельности в свободное от уроков время рассматривается как целостная динамическая система. Движущей силой воспитательного процесса в культурно - досуговой деятельности является разрешение противоречия между разнообразными действиями на ученика и целостным формированием его лично. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимав много. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога.
© Харьковская Е.В., Тутаева Г.Н., 2014 г.
В процессе организации досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста в свободное от уроков время должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.
По мнению большинства ученых, занимающихся исследованиями и данном направлении, большое значение для организации культурно - досуговой деятельности младших школьников во внеурочное время имеет развитие самой воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура. «С одной стороны, система психолого-педагогическая, с другой — внеучебнопедагогическая, и влияет она на младших школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания), но и как внеучебный фактор (через включенность в окружающую среду, через ее отношения, которые екладываются между детьми, педагогами, родителями, через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретной деятельности)» [1].
Таким образом, культурно - досуговая деятельность в данном контексте рассматривается как компонент педагогического процесса, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития младшего школьника, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений посредством определенных педагогических методов культурно -досуговой деятельности.
Культурно - досуговая деятельность, осуществляемая во внеурочное время, предполагает наличие определенных компонентов, совокупность которых позволит решить задачи, направленные на формирование всестороннего развития детей, а именно:
- создание условий, при которых учащиеся получают равные права в индивидуальных способностях во внеучебной деятельности;
- использование активных и интерактивных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
- помочь детям четко мыслить, исследовать и анализировать действительность;
- помочь детям научиться принимать решения самостоятельно и в группе;
- научить детей толерантности;
- развить в детях открытость, умение проявлять сострадание к другим;
- помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и выдержанности;
- развить в себе сильные стороны своего характера.
Культурно - досуговая деятельность в начальной школе во внеурочное время позволяет ребенку осуществлять процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми. При этом очень важно, чтобы он делал это рационально, продуктивно и творчески.
Поэтому особую актуальность в организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время приобретает игровая деятельность, так как в этот возрастной период игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Влияние игры на жизненное самоопределение младших школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества не оспоримо. С одной стороны игра предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой - игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются, или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций [2].
Досуговый потенциал игр зависит от их содержания, от того, каким героям подражают дети, и от самого процесса игры, от мастерства организаторов игр. Познавательные игры расширяют объем знаний, развивают интеллектуальные способности, снижают психологические и физические
нагрузки, подготавливают сознание ребенка к восприятию нового, а также формируют досуговую культуру.
С развитием цивилизации фонд свободного времени населения резко сократился, поменялись приоритеты в проведении досуга. Русский народ за частую забывает об истоках своего бытия, о традициях, культуре своего народа. И лишь небольшой контингент человечества, а это в основном лица преклонного возраста популяризируют опыт народной художественной культуры, а другие в том числе и дети младшего школьного возраста, все меньше и меньше продолжают создавать культурную среду в народе. Поэтому в настоящее время возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной народной художественной культуры. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера [3].
Таким образом, активные и интерактивные методы, направленные на формирование культурно - досуговой активности детей младшего школьного возраста во внеурочное время имеют важное значение для развития традиций народной культуры. Детей можно и нужно обучать искусству проведения своего досуга. Чем шире и разнообразнее будут применяться методы организации культурно - досуговой деятельности во внеучебное время, тем большие возможности открываются перед педагогами-практиками и организаторами детского досуга в развитие личности ребенка.
Литература
1. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986. -192 с.
2. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. - СПб.: Эйдос, 1992. - 160 с.
3. Харьковская Е.В. Сохранение и возрождение традиций народной художественной культуры в условиях досуговой деятельности библиотек //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 14. - С. 120-123.