Научная статья на тему 'Досуговая культура детей младшего школьного возраста как средство развития традиций народной культуры'

Досуговая культура детей младшего школьного возраста как средство развития традиций народной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEISURE CULTURE / FOLK CULTURE / PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN / GAMES ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харьковская Е.В., Тутаева Г.Н.

В статье исследуются досуговая культура детей младшего школьного возраста, являющаяся благоприятной почвой для формирования у детей фундаментальных человеческих потребностей, а также развития традиции народной культуры. Необходимо сформировать у детей такие качества как: инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность и честность. Особую актуальность в организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время приобретает игровая деятельность, так как в этот возрастной период игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, а также имеет важное значение в развитии традиций народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харьковская Е.В., Тутаева Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Досуговая культура детей младшего школьного возраста как средство развития традиций народной культуры»

Харьковская Е.В.1, Тутаева Г.Н.2 ©

кандидат педагогических наук; 2методист факультета социально-культурной и библиотечно -

информационной деятельности,

Белгородский государственный институт искусств и культуры

ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье исследуются досуговая культура детей младшего школьного возраста, являющаяся благоприятной почвой для формирования у детей фундаментальных человеческих потребностей, а также развития традиции народной культуры. Необходимо сформировать у детей такие качества как: инициативность, уверенность в себе, сдержанность,

мужественность, выносливость, настойчивость, искренность и честность.

Особую актуальность в организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время приобретает игровая деятельность, так как в этот возрастной период игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, а также имеет важное значение в развитии традиций народной культуры.

Ключевые слова: досуговая культура, народная культура, дети младшего школьного возраста, игровая деятельность.

Keywords: leisure culture, folk culture, primary school age children, games activities.

В процессе формирования досуговой культуры одним из условий развития детской личности, а именно детей младшего школьного возраста является общение с другими людьми, так как в этот возрастной период каждому ребенку предоставляется возможность ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

Культурно - досуговая деятельность является благоприятной почвой для формирования у детей фундаментальных человеческих потребностей, а также развития традиции народной культуры.

С началом школьного образовательного процесса у ребенка изменяется весь жизненный уклад. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного поведения, происходит усвоение предлагаемых учителем или родителями моделей поведения, общем взаимодействия. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Организация культурно - досуговой деятельности в свободное от уроков время рассматривается как целостная динамическая система. Движущей силой воспитательного процесса в культурно - досуговой деятельности является разрешение противоречия между разнообразными действиями на ученика и целостным формированием его лично. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимав много. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога.

© Харьковская Е.В., Тутаева Г.Н., 2014 г.

В процессе организации досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста в свободное от уроков время должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.

По мнению большинства ученых, занимающихся исследованиями и данном направлении, большое значение для организации культурно - досуговой деятельности младших школьников во внеурочное время имеет развитие самой воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура. «С одной стороны, система психолого-педагогическая, с другой — внеучебнопедагогическая, и влияет она на младших школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания), но и как внеучебный фактор (через включенность в окружающую среду, через ее отношения, которые екладываются между детьми, педагогами, родителями, через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретной деятельности)» [1].

Таким образом, культурно - досуговая деятельность в данном контексте рассматривается как компонент педагогического процесса, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития младшего школьника, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений посредством определенных педагогических методов культурно -досуговой деятельности.

Культурно - досуговая деятельность, осуществляемая во внеурочное время, предполагает наличие определенных компонентов, совокупность которых позволит решить задачи, направленные на формирование всестороннего развития детей, а именно:

- создание условий, при которых учащиеся получают равные права в индивидуальных способностях во внеучебной деятельности;

- использование активных и интерактивных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

- помочь детям четко мыслить, исследовать и анализировать действительность;

- помочь детям научиться принимать решения самостоятельно и в группе;

- научить детей толерантности;

- развить в детях открытость, умение проявлять сострадание к другим;

- помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и выдержанности;

- развить в себе сильные стороны своего характера.

Культурно - досуговая деятельность в начальной школе во внеурочное время позволяет ребенку осуществлять процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми. При этом очень важно, чтобы он делал это рационально, продуктивно и творчески.

Поэтому особую актуальность в организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время приобретает игровая деятельность, так как в этот возрастной период игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Влияние игры на жизненное самоопределение младших школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества не оспоримо. С одной стороны игра предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой - игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются, или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций [2].

Досуговый потенциал игр зависит от их содержания, от того, каким героям подражают дети, и от самого процесса игры, от мастерства организаторов игр. Познавательные игры расширяют объем знаний, развивают интеллектуальные способности, снижают психологические и физические

нагрузки, подготавливают сознание ребенка к восприятию нового, а также формируют досуговую культуру.

С развитием цивилизации фонд свободного времени населения резко сократился, поменялись приоритеты в проведении досуга. Русский народ за частую забывает об истоках своего бытия, о традициях, культуре своего народа. И лишь небольшой контингент человечества, а это в основном лица преклонного возраста популяризируют опыт народной художественной культуры, а другие в том числе и дети младшего школьного возраста, все меньше и меньше продолжают создавать культурную среду в народе. Поэтому в настоящее время возрастает необходимость не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной народной художественной культуры. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера [3].

Таким образом, активные и интерактивные методы, направленные на формирование культурно - досуговой активности детей младшего школьного возраста во внеурочное время имеют важное значение для развития традиций народной культуры. Детей можно и нужно обучать искусству проведения своего досуга. Чем шире и разнообразнее будут применяться методы организации культурно - досуговой деятельности во внеучебное время, тем большие возможности открываются перед педагогами-практиками и организаторами детского досуга в развитие личности ребенка.

Литература

1. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986. -192 с.

2. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. - СПб.: Эйдос, 1992. - 160 с.

3. Харьковская Е.В. Сохранение и возрождение традиций народной художественной культуры в условиях досуговой деятельности библиотек //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 14. - С. 120-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.