Научная статья на тему 'Досуг студенческой молодежи Дагестана в 1965-1985 гг'

Досуг студенческой молодежи Дагестана в 1965-1985 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / СТУДЕНТЫ / ДОСУГ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ВУЗЫ / ВЕЧЕРА ОТДЫХА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТ / ТУРИЗМ / 1965-1985 ГГ / DAGESTAN / STUDENTS / LEISURE / EVERYDAY LIFE / UNIVERSITIES / ENTERTAINMENT EVENINGS / AMATEUR PERFORMANCES / SPORTS / TOURISM / 1965-1985

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Газалиева Забида Багаудиновна

В статье охарактеризованы основные аспекты досуга студенческой молодежи Дагестанской АССР в 1965-1985 гг. Цель работы анализ форм охвата культурной и общественной деятельностью студенчества. В исследуемый период студенческий досуг был достаточно насыщенным и разнообразным: участие в музыкальной и художественной самодеятельности, общественных праздничных мероприятиях, занятия физкультурой и спортом, массовое посещение кинотеатров, театров, концертных залов, туризм способствовали не только сплочению молодежи, но и саморазвитию личности. Выявлены активное участие молодежи в культурно-массовых объединениях, общественных организациях, регулярное посещение молодыми людьми спортивных секций. Органы власти уделяли большое внимание досугу студенческой молодежи. Вопросы отдыха, лечения, питания, строительства спортивных объектов, профилакториев постоянно были на контроле Обкома КПСС и комсомола. Большую помощь в их решении оказывали профсоюзные организации. Проведена сравнительная характеристика состояния досуговой сферы в 1965-1985 гг. с предшествующим (послевоенным) и последующим (перестройка и 1990-е гг.) периодами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The leisure activities of Dagestan students in 1965-1985

The paper describes the main aspects of student leisure time in Dagestan ASSR in 1965-1985. The purpose of the study is to analyze the scope of cultural and social activities of students. During the period under review, the student leisure time was quite rich and diverse. Young people were engaged in musical and amateur performances, public celebrations, physical education and sports, mass visits to cinemas, theaters, concert halls, tourism. It contributed to both the cohesion of the youth and the personal self-development. The research revealed the active involvement of young people in cultural associations, public organizations, and sports clubs. The authorities paid great attention to the leisure activities of students. Recreation, treatment, nutrition, construction of sports facilities and health care centers were under the regular control of the Regional Committee of the Communist Party of the Soviet Union and the Komsomol. Trade unions provided great assistance in this regard as well. The author presented a comparative study on the state of leisure activities in 1965-1985, the previous (post-war) and subsequent (restructuring and the 1990s) periods.

Текст научной работы на тему «Досуг студенческой молодежи Дагестана в 1965-1985 гг»

УДК 94:394.26-053.81(470.67)"1965/1985"

https://doi.org/10.24158fik.2018.10.18

Газалиева Забида Багаудиновна

аспирант Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук

ДОСУГ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА В 1965-1985 ГГ.

Gazalieva Zabida Bagaudinovna

PhD student, Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

THE LEISURE ACTIVITIES OF DAGESTAN STUDENTS IN 1965-1985

Аннотация:

В статье охарактеризованы основные аспекты досуга студенческой молодежи Дагестанской АССР в 1965-1985 гг. Цель работы - анализ форм охвата культурной и общественной деятельностью студенчества. В исследуемый период студенческий досуг был достаточно насыщенным и разнообразным: участие в музыкальной и художественной самодеятельности, общественных праздничных мероприятиях, занятия физкультурой и спортом, массовое посещение кинотеатров, театров, концертных залов, туризм способствовали не только сплочению молодежи, но и саморазвитию личности. Выявлены активное участие молодежи в культурно-массовых объединениях, общественных организациях, регулярное посещение молодыми людьми спортивных секций. Органы власти уделяли большое внимание досугу студенческой молодежи. Вопросы отдыха, лечения, питания, строительства спортивных объектов, профилакториев постоянно были на контроле Обкома КПСС и комсомола. Большую помощь в их решении оказывали профсоюзные организации. Проведена сравнительная характеристика состояния досуговой сферы в 1965-1985 гг. с предшествующим (послевоенным) и последующим (перестройка и 1990-е гг.) периодами.

Ключевые слова:

Дагестан, студенты, досуг, повседневность, вузы, вечера отдыха, художественная самодеятельность, спорт, туризм, 1965-1985 гг.

Summary:

The paper describes the main aspects of student leisure time in Dagestan ASSR in 1965-1985. The purpose of the study is to analyze the scope of cultural and social activities of students. During the period under review, the student leisure time was quite rich and diverse. Young people were engaged in musical and amateur performances, public celebrations, physical education and sports, mass visits to cinemas, theaters, concert halls, tourism. It contributed to both the cohesion of the youth and the personal self-development. The research revealed the active involvement of young people in cultural associations, public organizations, and sports clubs. The authorities paid great attention to the leisure activities of students. Recreation, treatment, nutrition, construction of sports facilities and health care centers were under the regular control of the Regional Committee of the Communist Party of the Soviet Union and the Komsomol. Trade unions provided great assistance in this regard as well. The author presented a comparative study on the state of leisure activities in 1965-1985, the previous (post-war) and subsequent (restructuring and the 1990s) periods.

Keywords:

Dagestan, students, leisure, everyday life, universities, entertainment evenings, amateur performances, sports, tourism, 1965-1985.

Истории высших учебных заведений Дагестанской Республики посвящено немало публикаций, в которых подробно рассматривается учебная, научная деятельность студентов [1]. В то же время практически нет исследований, посвященных культурной, досуговой деятельности молодежи Дагестанской Республики в период учебы в профессиональных учебных заведениях. Поэтому целью работы является краткая характеристика досуга дагестанской молодежи во второй половине 60-х - 80-е гг. ХХ в., анализ сущности досуговых процессов в образовательных учреждениях и учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа, что обусловлено важностью изучения и возможного использования накопленного исторического опыта на современном этапе развития и возможностью сравнительной характеристики.

Период учебы в профессиональных учебных заведениях не ограничивается образовательной деятельностью. Студенчество - это большей частью молодежь, обладающая большой энергией, которую образовательные учреждения и органы власти старались направлять в позитивное русло. В организованном досуге заложена социальная память традиций культуры, историческая память предшествующих поколений молодежи и взрослых. Досуг человека, его свободное время оказывают огромное влияние на все важнейшие стороны жизнедеятельности общества [2, с. 115]. Деятельность в свободное время играет важную роль в формировании личности молодого человека, во многом определяет его становление и развитие [3, с. 86].

Стоит отметить, что досуг выступает в качестве специфической и относительно самостоятельной сферы жизни человека. Молодежный досуг, по сравнению с досугом представителей других возрастных групп, имеет ряд особенностей, таких как разнообразие и преобладание активных и развлекательных его форм [4, с. 109].

Каждый исторический период имеет свои особенности, в том числе это относится и к досуго-вой деятельности молодежи. В рассматриваемый период студенты дагестанских вузов: Дагестанского государственного университета им. В.И. Ленина, Дагестанского педагогического, медицинского, сельскохозяйственного и политехнического институтов, как и студенты всей страны, активно участвовали в общественной, экономической и культурной жизни СССР и своей республики. Большая часть студенческой молодежи являлась членами Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и профсоюзных организаций, ряд студентов высших учебных заведений были членами Коммунистической партии Советского Союза, были и те, кто состоял членом общественных организаций. Являясь коммунистами, комсомольцами, студенты участвовали в комсомольских собраниях, митингах, посвященных значимым событиям истории и современности. Обязательным было участие в демонстрациях, проводимых в городах республики в праздничные дни: 1 и 9 Мая, 7 Ноября. В 1970-е - первой половине 1980-х гг. праздничная обрядность являлась популярным видом досуга советских людей, формой удовлетворения их духовных потребностей, играла важную роль в формировании мировоззрения. В дни общегосударственных праздников студенты посещали театры, принимали участие в народных гуляньях в парках культуры и отдыха.

Мероприятия по пропаганде и внедрению в быт новых гражданских обрядов и традиций обсуждались на заседаниях бюро обкома, горкомов ВЛКСМ, на пленумах, активах, комсомольских собраниях. Серьезное внимание уделялось проведению в комсомольских организациях предприятий, учебных заведений Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Вошло в традицию проведение накануне Дня Победы республиканской Вахты Памяти. 3 мая во всех комсомольских организациях проводились митинги, к памятникам возлагались цветы, ветеранов приглашали в учебные заведения [5, л. 17].

Студенты принимали активное участие в организуемых руководством учебных заведений субботниках - уборке и благоустройстве близлежащей к учебным заведениям и общежитиям территории, приуроченных чаще всего ко дню рождения В.И. Ленина. Часть студентов вышеуказанные мероприятия посещала не очень охотно, другая принимала в них участие с удовольствием, воспринимала их положительно или нейтрально, как данность.

Органы партийной и государственной власти Дагестана обращали пристальное внимание на внеурочную жизнь студенчества и ее качество. Регулярно принимались постановления, направленные на улучшение досуга молодежи, усиление ее вовлеченности в общественные процессы. Комитеты КПСС и ВЛКСМ, сотрудники, ответственные за культуру, организовывали штабы выходного дня. В их компетенцию входило оборудование зон отдыха в студенческих общежитиях, так называемых красных уголков, где проводились музыкальные и поэтические праздники, часы политинформации, выставки и т. п.

В каждом вузе и почти во всех ссузах действовали коллективы художественной самодеятельности, танцевальные коллективы, студенты выезжали на фестивали, давали концерты, становились дипломантами творческих конкурсов. Самой массовой формой активного досуга было участие в художественной самодеятельности. Своеобразными формами художественной самодеятельности были театрализованные и игровые представления, чаще проходившие в рамках смотров художественной самодеятельности и тематических вечеров, таких как «День первокурсника», «Посвящение в студенты» и др. Эти мероприятия проводились в актовых залах, во дворах учебных заведений или спорткомплексах. Популярными были состязания «А ну-ка, девушки!», приуроченные к празднованию Дня международной женской солидарности - 8 Марта, или «А ну-ка, парни!», проводимые 23 февраля (День Советской армии и Военно-морского флота), новогодние «Голубые огоньки» и др. В справке «О ходе выполнения постановления бюро Обкома КПСС» от 24 января 1973 г. отмечалось, что «некоторые факультеты ДГУ стали практиковать проведение традиционных дней (физики - день Архимеда, биологии - день весны и т. п.)» [6, л. 25].

Помимо клубов, культмассовых секторов, студий, действовавших при учебных заведениях, студенты принимали участие в работе театральных студий, студий изобразительного искусства, киностудий при городских, ведомственных клубах и домах творчества. При Клубе рыбников им. В.И. Ленина в Махачкале работало 8 различных кружков: женский хор русской народной песни, коллектив музыкальной комедии, кружки танцев народов Дагестана, духовой и эстрадный оркестр, в которых принимали участие и студенты. Росло число участников художественной самодеятельности Дворца культуры города Каспийска, где регулярно проводились вечера-конкурсы, вечера отдыха, привлекавшие молодежь к творчеству и активным формам досуга [7, с. 250].

В высших учебных заведениях ежегодно проводились студенческие конкурсы-фестивали. Победители участвовали в зональных соревнованиях. Например, в 1968 г. хореографический коллектив Дагестанского государственного университета занял первое место и выиграл приз «Золотой топорик» на Международном фестивале коллективов горских земель в Польше. Многие творческие коллективы вузов активно участвовали в Первом Всесоюзном фестивале художественного творчества, проводившемся в 1975-1977 гг. 30 участников были удостоены чести выступать на заключительном концерте в Кремлевском дворце съездов.

Весьма популярной среди студентов республики стала игра КВН. Известная дагестанская команда «Махачкалинские бродяги» - чемпион КВН 1995 г., была «рождена» в Дагестанском государственном университете, получив развитие в 1980-е гг. как команда университета, затем стала общереспубликанской. У истоков ее создания стояли, помимо собственно квнщиков, комитеты комсомолов всех вузов, руководители вузов.

В Дагестанском государственном университете большое внимание уделялось художественной самодеятельности и спорту. Так, в 1971 г. секретарь Дагестанского Обкома КПСС М.-С.И. Ума-ханов отмечал, что ректорат, партком и профессорско-преподавательский состав Даггосуниверси-тета «проделали определенную работу по... совершенствованию политико-воспитательной и культурно-массовой работы.» В университете были созданы биологический и исторический музеи. Посещение вышеназванных музеев стало традицией студентов университета, причем не только собственно биологического и исторического факультетов, но и всех остальных [8, л. 6, 9-10]. Помимо вузовских музеев, в столице ДАССР действовали крупные краеведческий музей и музей изобразительных искусств, которые студенты посещали организованно (группами и курсами) и самостоятельно. Действовали краеведческие музеи в городах Буйнакске и Кизляре, Дербентский музей-заповедник «Нарын-Кала», филиал Музея изобразительных искусств в Дербенте и др., которые посещали студенты педагогических, медицинских и других училищ, а также студенты вузов.

Вопросы, связанные с молодежью и студенчеством, регулярно рассматривались на заседаниях бюро Дагестанского Обкома КПСС и Совета министров ДАССР. Так, в 1979 г. органы власти республики вменяли Министерству культуры, Дагоблсовпрофу, Обкому ВЛКСМ совместно с вузами осуществить мероприятия по улучшению эстетического воспитания студенчества, всемерному развитию художественной самодеятельности и других форм культурно-массовой работы, «обратив особое внимание на повышение идейно-художественного уровня этой деятельности». Дагестанским профсоюзным организациям давались поручения по «совершенствованию учебно-воспитательной работы., развитию творческого содружества вузов республики с производственными предприятиями, учреждениями науки и культуры» [9, л. 96-98].

Большое внимание обращалось на занятия молодежью спортом и физкультурой. Обком партии считал важным «обеспечить развитие спортивно-массовой работы, широкое развертывание оздоровительно-спортивных лагерей, укрепление учебных спортивных баз, снабжение необходимым инвентарем» [10, л. 99]. Многое из декларируемого властью осталось невыполненным, но тем не менее большая часть студентов проводила свободное время в спортивных залах и на спортивных площадках. Добровольные спортивные общества «Спартак», «Труд», «Буревестник», «Урожай» объединяли многих молодых и активных физкультурников. Особенно заметными были успехи спортивного общества «Буревестник».

Целью этой работы была популяризация физической культуры как составляющей здорового образа жизни. По инициативе комитетов ВЛКСМ Даггосуниверситета, Дагмединститута, Дагсельхозинститута и других учебных заведений совместно с Дагсовпрофом и ДСО «Буревестник» были организованы студенческие физкультурные оздоровительные лагеря, в которых отдыхали и занимались спортом сотни юношей и девушек. В течение 1971-1975 гг. в 18 клубах были построены спортивные залы, где стали проводиться встречи, турниры, выступления гимнастов, легкоатлетов. В 1977 г. при областных комитетах профсоюзов были созданы общественные бюро по физкультуре и спорту [11, л. 22]. В вузах республики были построены крупные спортивные комплексы. Так, для студентов факультета физического воспитания Дагестанского педагогического института был открыт новый Дворец спорта, в котором проводились не только спортивные занятия и мероприятия, но и творческие вечера поэтов и музыкантов. Создавались спортивные секции, закупалось спортивное оборудование. В клубах проходили шахматно-шашечные турниры. Не пустовали в те годы и стадионы во время футбольных матчей или иных состязаний. Особый интерес вызывали проходившие в Махачкале турниры разного уровня по вольной борьбе. Среди студентов дагестанских вузов, техникумов было немало тех, кто занимал высокие места на крупных региональных и всесоюзных соревнованиях.

Многие студенты отдыхали в общественных учреждениях оздоровительного характера или в составе туристических и спортивных коллективов. На протяжении 1960-1970-х гг. одним из самых массовых видов активного отдыха был самодеятельный туризм. Дагестан с его уникальными при-родно-географическими условиями привлекал не только местных туристов и альпинистов, но и туристов из других регионов [12, а 12]. Студенты участвовали в археологических, этнографических, фольклорных, геологических, ботанических экспедициях и практиках. С одной стороны, эти экспедиции и практики входили в учебный план ряда факультетов отдельных учебных заведений, с другой, зачастую они воспринимались как отдых и романтические приключения: жизнь в палатках в незнакомых условиях, вечерние сборы у костра, песни под гитару, танцы не могли не привлекать студенческую молодежь, которая участвовала в данных экспедициях с удовольствием.

Большое внимание в рассматриваемый период стало уделяться летнему досугу молодежи. На начало 1977 г. в республике функционировал 131 молодежный лагерь, в том числе 25 загородных и

4 спортивно-оздоровительных. Во всех этих лагерях ежегодно отдыхало 43 408 юношей и девушек [13, л. 1]. Студенты во время выходных, праздничных дней, каникул имели возможность отдыхать в профилакториях и базах отдыха на берегу Каспийского моря, построенных в 1970-1980-е гг. Вузам выделялись участки на прибрежной полосе для строительства баз отдыха. Так, Даггосуниверситетом был построен спортивно-оздоровительный лагерь «Каспий» для студентов и преподавателей. Организацией летнего оздоровительного отдыха для обучающихся и сотрудников университета занималась профсоюзная организация ДГУ. Помимо дагестанских студентов, здесь отдыхали студенты из учебных заведений соседних северокавказских республик. Бюро Обкома партии поручало Дагобл-совпрофу и обкому профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений «удовлетворять потребности студентов, аспирантов и преподавателей в путевках в пансионаты, дома отдыха и санатории. Совместно с вузами развивать сеть лечебно-профилактических и оздоровительно-спортивных лагерей», однако не все желающие получали путевки, так как число желающих отдохнуть в оздоровительных учреждениях превышало количество мест в них [14, л. 98].

Одной из самых массовых общественных форм досуга горожан в 19б0-1980-е гг. было посещение культурно-зрелищных мероприятий, особенно просмотр кинофильмов. В эти годы увеличилось количество кинотеатров, значительно улучшилась их материальная база. Так, в течение 1965-1967 гг. в городах республики была введена в эксплуатацию 41 новая киноустановка. В Махачкале действовали кинотеатры «Дружба», «Комсомолец», были построены новые комфортабельные и вместительные кинотеатры «Россия», «Октябрь». В других дагестанских городах также действовали кинотеатры. Частыми были коллективные посещения культурно-зрелищных мероприятий. Об этом свидетельствует тот факт, что большая часть билетов в театры, на концерты, в меньшей степени в кино распространялась по коллективным заявкам [15, с. 257]. Это явление было присуще именно рассматриваемому периоду и, например, полностью отсутствовало в 1990-е гг., так как кинотеатры в городах республики прекратили свою работу и такая форма массового досуга исчезла, возродившись уже в XXI в., но несколько в другом формате.

Студенческая молодежь с интересом посещала театральные постановки. В республике было немало театров - только в Махачкале действовали Русский драматический театр им. М. Горького, Аварский и Лакский музыкально-драматические театры, Кумыкский музыкальный театр, филармония. Театры шире стали использовать такую форму работы, как абонементные спектакли, перед началом которых перед зрителями выступали драматурги, авторы пьес и театральные критики, актеры, артисты национальных ансамблей, эстрадные артисты. В фойе играл эстрадный оркестр. Нередки были гастроли театров из других регионов страны, концерты эстрадных исполнителей, проходившие на стадионах «Динамо» и «Труд», в спорткомплексах вузов, театрах и на других площадках.

В 1960-1970-е гг. большое распространение получили народные чтения и лектории. Например, при Дворце культуры города Каспийска и Клубе рыбников города Махачкалы были организованы городские молодежные чтения «Программа мира в действии» и «50 лет с именем В.И. Ленина» [16, л. 17].

Центром притяжения студентов в свободное время были библиотеки. Часть времени студенты проводили в них в рамках подготовки к семинарским занятиям, в первую очередь в библиотеках своих учебных заведений. В то же время посещение библиотеки не ограничивалось только учебными заданиями, чтение художественной литературы, периодической печати стало неотъемлемой частью досуга студенческой молодежи. Число библиотек в городах республики неуклонно росло в рассматриваемый период, увеличивался библиотечный фонд, библиотеки открывали даже в общежитиях. В библиотеках проводили конференции, выставки, встречи с писателями и поэтами, литературно-музыкальные вечера. В 1972 г. библиотеки совместно с комсомольскими организациями провели месячник по привлечению молодежи к чтению, приняли участие во Всероссийском фестивале молодежной книги «В единой семье братских народов» [17, с. 254]. На чтение была своеобразная «мода», и студенческая молодежь достаточно много читала, многие засиживались в библиотеках допоздна.

Отдых студентов невозможно представить без прогулок по городским паркам, проводимых там вечеров танцев. Самым крупным и любимым молодежью парком в Махачкале был парк им. Ленинского комсомола с аттракционами. Местами притяжения молодежи были и Приморский парк, Родопский бульвар, ул. Буйнакского, ул. Ленина, Аллея Дружбы, в 70-е гг. появился новый парк - «50 лет Октября». Красивые парки были и в других дагестанских городах. 26 июня, в День советской молодежи, в парках проводились массовые гулянья, концерты. Посещали студенты и городские кафе и столовые, в то же время их было мало, а их интерьер был непрезентабельным.

К сожалению, иногда отдых носил антикультурный характер (распитие спиртных напитков, азартные игры и др.), имели место случайные занятия без целей [18, с. 14]. Так, в 1972 г. органами милиции было привлечено к судебной ответственности 8 и доставлено в медвытрезвитель 11 студентов дагестанских вузов [19, л. 421].

Отдых студентов в 1965-1985 гг. стал гораздо качественнее и разнообразнее, чем во второй половине 1940-х - начале 1960-х гг. Сложный послевоенный восстановительный период не

позволял в полной мере реализовывать досуговую политику, не хватало средств на строительство досуговых центров [20]. В то же время с 1985 г. досуг студенческой молодежи значительно трансформировался. Отношение к организованным формам досуга становится более критичным, повышаются требования молодежи к качеству кинопоказов, деятельности учреждений общепита и т. д. Кардинально изменился досуг студенчества в 1990-е гг.: перестал быть организованным, стал зависеть от финансовых возможностей, были закрыты кинотеатры, резко снизилась посещаемость театров, библиотек, многие самодеятельные коллективы при Дворцах культуры прекратили свое существование.

В исследуемый период, на наш взгляд, досуг студенческой молодежи был в большей степени организованным, идеологическое влияние КПСС и ВЛКСМ было велико. Органы власти уделяли большое внимание досугу студенческой молодежи. Вопросы отдыха, лечения, питания, строительства спортивных объектов, профилакториев постоянно были на контроле Обкома КПСС и комсомола, большую помощь в организации досуга оказывали профсоюзные организации. Студенчество было охвачено теми или иными формами досуга: музыкальная и художественная самодеятельность, общественные мероприятия, физкультура, посещение кинотеатров, театров, концертов и др., в определенной мере реализуя свои социокультурные потребности.

Ссылки:

1. Бычихина С.В. Становление и развитие высшего образования Дагестана в 20-70-е гг. XX в. : дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2004. 203 с. ; Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в ХХ веке. Махачкала, 2007. 463 с. ; Его же. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (40-70-е гг. XX в.). Часть вторая. Махачкала, 2011. 342 с. ; Его же. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (80-е гг. XX в. - 2010 г.). Часть третья. Махачкала, 2014. 293 с.

2. Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И. Организованный досуг как средство формирования культурного иммунитета молодежи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 3. С. 115-118.

3. Фатов А.В. Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления // Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.

4. Григорьева Н.В., Маслова О.М. Молодежный досуг в условиях современного города // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История, политология, социология. 2013. № 2. С. 109-113.

5. ЦГА РД (Центр. гос. арх. Респ. Дагестан). Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 4851. Л. 17.

6. Там же. Д. 3676. Л. 25.

7. Мирзабеков М.Я., Ананьева Е.С., Юнаева В.Д. Культура дагестанского города XX в. Махачкала, 2007. 383 с.

8. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 3376. Л. 6, 9-10.

9. Там же. Д. 4621. Л. 96-98.

10. Там же. Л. 99.

11. ЦГА РД. Ф. Р-59. Оп. 24. Д. 44. Л. 22.

12. Лукаш М.А. Культурно-досуговая молодежная политика государства и ее реализация в Ставропольском крае в середине 60-х - 70-е гг. ХХ в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2012. 29 с.

13. ЦГА РД. Ф. Р-59. Оп. 24. Д. 44. Л. 1.

14. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 4621. Л. 98.

15. Мирзабеков М.Я., Ананьева Е.С., Юнаева В.Д. Указ. соч. С. 257.

16. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 2. Д. 3003. Л. 17.

17. Мирзабеков М.Я., Ананьева Е.С., Юнаева В.Д. Указ. соч. С. 254.

18. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. Киев, 2001.

19. ЦГА РД. Ф. Р-168. Оп. 63. Д. 478. Л. 421.

20. Pilkington H. Russia's Youth and its Culture. A Nation's Constructors and Constructed. L. ; N. Y., 1994. 376 p. https://doi.org/10.4324/9780203421116.

References:

Bychihina, SV 2004, The Establishment and Development of Higher Education in Dagestan in the 1920s-1970s, PhD thesis, Makhachkala, 203 p., (in Russian).

Fatov, AV 2006, 'Problems of Youth Leisure Activities and Ways to Overcome Them', Zakon ipravo, no. 10, pp. 85-87, (in Russian).

Grigoryeva, NV & Maslova, OM 2013, 'Youth Leisure Activities in the Context of the Modern City', Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, politologiya, sotsiologiya, no. 2, pp. 109-113, (in Russian).

Kaymarazov, GSh 2007, Education and Science in Dagestan in the Twentieth Century, Makhachkala, 463 p., (in Russian). Kaymarazov, GSh 2011, Russia and the Cultural Progress of the Peoples of Dagestan (the 1940s-the1970s). Part Two, Makhachkala, 342 p., (in Russian).

Kaymarazov, GSh 2014, Russia and the Cultural Progress of the Peoples of Dagestan (the 1940s-the1970s). Part Three, Makhachkala, 293 p., (in Russian).

Lukash, MA 2012, The State Cultural and Leisure Youth Policy and Its Implementation in the Stavropol Territory in the mid-1960s-the 1970s, PhD thesis abstract, Stavropol, 29 p., (in Russian).

Mirzabekov, MYa, Ananyeva, ES & Yunaeva, VD 2007, The Culture of Dagestan in the Twentieth Century, Makhachkala, pp. 254, 257, (in Russian).

Pilkington, H 1994, Russia's Youth and its Culture. A Nation's Constructors and Constructed, London, New York, 376 p. https://doi.org/10.4324/9780203421116.

Shamsutdinova, DV & Turkhanova, RI 2009, 'The Arranged Leisure Activity as a Means of Developing the Cultural Immunity of Young People', Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, no. 3, pp. 115-118, (in Russian). Vishnyak, AI & Tarasenko, VI 2001, The Culture of Youth Leisure Activities, Kiev, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.