Гурбанов Р. А. о.
ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ В ГОСУДАРСТВАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
14. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
14.1. ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ В ГОСУДАРСТВАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Гурбанов Рамин Афад оглы, кандидат юридических наук, судья Ясамальского районного суда города Баку
Место работы: Ясамальский районный суд города Баку
Аннотация: Свободный доступ к правосудию является одним их основных прав человека, гарантированных Европейской конвенцией прав человека.
В статье проведен сравнительный анализ доступа к правосудию в странах на постсоветском пространстве. Несмотря на сравнительно недолгую историю независимости бывших советских республик во многом вопросы доступа к правосудию в этих странах урегулированы по-разному. Анализ, проведенный в статье, позволяет выявить положительные и отрицательные черты той или иной системы
Ключевые слова: судебная система, правосудие, доступ к правосудию, права человека, постсоветское пространство, европейские стандарты правосудия, эффективность правосудия
ACCESS TO JUSTICE IN THE POST-SOVIET STATES: COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS
Gurbanov Ramin A. o., Candidate of Law, Judge, Baku City Yasamal District Court
Work place: Baku City Yasamal District Court
Annotation: Free access to justice is one of the basic human rights guaranteed by the European Convention of Human Rights.
The article provides a comparative analysis of access to justice in the countries of the former Soviet Union. Despite the relatively short history of independence of the former Soviet republics in many respects the issue of access to justice in these countries resolved differently. The analysis in the article reveals the positive and negative features of systems
Keywords: judiciary, justice, access to justice, human rights, post-soviet space, European standards of justice, efficiency of justice
В соответствии с Европейской конвенцией прав человека права лиц, являющихся сторонами судебного процесса, являются основными правами человека и гражданина, а их защита в рамках судопроизводства -первостепенной обязанностью судебных органов. На практике данные права защищаются путем информирования о ходе и сущности судебного процесса; наличием специальных правил для особо уязвимых участников судебного процесса; действиями отдельных должностных лиц (например, прокурором) и т.п. Такие
формы защиты прав тяжущихся и прав других участников судебного процесса в постсоветских государствах получили особое развитие с вступлением этих стран в Совет Европы, что было вызвано необходимостью соблюдать европейские стандарты в области правосудия.
В отдельных постсоветских странах были разработаны вебсайты, на которых граждане не только могут найти всю необходимую правовую информацию, но и на практике осуществить отдельные процессуальные действия. Другим направлением в информировании участников процесса стала работа по предоставлению информации о примерных временных рамках судопроизводства. Тем не менее обязательство по предоставлению тяжущимся информации о приблизительной продолжительности какого-либо процессуального действия и судебного процесса в целом существуют не во всех постсоветских государствах: наиболее полным образом данное обязательство закреплено в пра-вопорядках Азербайджана, Армении и Латвии, а с недавнего времени и в Литве.
Большинство государств-членов Совета Европы также располагают специальными нормами, регулирующими порядок информирования жертв преступлений (лишь Армения и Латвия являются немногочисленными исключениями из этого правила).
Особые правила с целью защиты отдельных, наиболее уязвимых категорий лиц
Особые правила разрабатываются для защиты особо уязвимых лиц (жертв изнасилований и терактов; малолетних участников судебного процесса; людей с ограниченными возможностями и т.п.). В отдельных постсоветских государствах (например, в Латвии) участие таких лиц в процессе осуществляется посредством аудио и видеоконференции. Участие несовершеннолетних в судебном процессе также характеризуется в отдельных государствах особым регулированием (анонимностью участия). Так, например, в Литве предполагается возможность специальной помощи таким лицам в ходе судебного процесса. Интересным являются и отдельные формы процессуальной защиты этнических меньшинств, в соответствии с которыми в суде разрешено использование иностранных языков наравне с национальным (Литва и Украина).
Особые правила, созданные с целью защиты отдельных, наиболее уязвимых категорий лиц, очень разнообразны. В основном они касаются вопросов информирования таких лиц; отдельных специальных правил их участия в процессе (в слушаниях по делу; а также специальных механизмах (например, создании фонда по возмещению ущерба жертвам тех или иных преступлений)). Тем не менее, в сравнении с западноевропейскими странами отличительной чертой, общей для всех постсоветских государств, является довольно незначительное количество таких особых процессуальных инструментов. В таких странах, как Армения, Латвия и Украина, специальные правила защиты особо уязвимых лиц наименее развиты. В то же время можно отметить, что в Армении существует специаль-
Бизнес в законе
3'2015
ные институциональные структуры по защите отдельных категорий лиц.
Роль прокурора в защите прав участников процесса
Особую роль в защите прав участников процесса играет прокурор. Это характерно не только для постсоветских государств, но и всех государств-членов Совета Европы. Так, например, в постсоветских государствах (за исключением Армении и Латвии) прокурору вменяется в обязанность защищать права жертвы преступления. Практически во всех правопорядках действия прокурора могут быть обжалованы, в том числе и его решение по отказу уголовного преследования и приостановлению уголовного обвинения.
Компенсационные процедуры
Еще одним элементом процессуальной защиты прав участников процесса являются компенсационные процедуры, которые, в частности, позволяют жертвам преступлений (исключением является Армения) рассчитывать на возмещение ущерба вызванного преступлением. В постсоветских государствах компенсации жертв преступлений и их родственников чаще всего происходят за счет специального государственного фонда (исключением являются лишь Грузия и Украина, где возмещение ущерба жертвам возможно только за счет гражданского иска к совершившему лицу преступление).
Нарушения процессуального законодательства и требований справедливого судебного разбирательства
Напомним, что в соответствии с судебной практикой ЕСПЧ еще одним источником нарушения прав тяжущихся являются нарушения процессуального законодательства и требований справедливого судебного разбирательства самими органами судебной власти (чаще всего посредством нарушения правил разумности сроков рассмотрения дела (excessive length of proceedings); неисполнения судебных решений (non-enforcement of court decisions); неосновательного предъявления обвинения (wrongful arrest or wrongful conviction) и т.п.). Практически во всех государствах-членах Совета Европы возмещение ущерба, нанесенного в таких случаях, осуществляются посредством компенсаций из государственных фондов. Тем не менее, стоит отметить, что во многих постсоветских государствах не предусмотрено возможностей компенсации по отдельным основаниям, что их отличает от большинства других государств-членов Совета Европы. Так, например, в Армении, Эстонии, Грузии, Латвии и Украине участники процесса не могут получить компенсацию по основаниям чрезмерной продолжительности судебного процесса и неисполнения судебных решений. Из всех постсоветских государств лишь в Азербайджане существуют компенсационные процедуры, позволяющие возместить ущерб за счет государства по данным основаниям.
Подача жалобы на ненадлежащее функционирование органов судебной власти
Во всех постсоветских государствах существует возможность подачи жалобы на ненадлежащее функционирование органов судебной власти, приводящих к нарушению прав тяжущихся. По данному вопросу не существует единого подхода. В отдельных случаях возможна подача жалобы в соответствующий суд, нарушивший права, или в вышестоящий суд (Эстония, Литва), а также любые другие органы власти (в Азербайджане, например, возможно обращение к
омбудсмену с жалобой на действия судов), либо только во внешние несудебные органы.
Оценка качества функционирования судебных систем
Еще одним средством защиты прав участников судебного процесса стала оценка удовлетворенности граждан качеством функционирования судебных систем. Речь, в первую очередь, идет о проведении органами государственной власти опросов всех лиц, имеющих отношение к судебному процессу, в том числе сотрудников суда и других лиц, о качестве работы системы правосудия. Необходимо отметить, что такие опросы проводятся практически всеми постсоветскими государствами (исключением остается Армения). Наиболее полным образом оценка качества судебных систем проводится в Азербайджанской Республике, так как в данных государствах проводятся опросы о качестве судебных систем практически всех лиц (как граждан на национальном уровне и местом уровне, а также самих работников судебной системы (судей, прокуроров, адвокатов и т.п.). На Украине оценка удовлетворенностью качеством судебной системы является наименее эффективной, так как опросы здесь редки и касаются в основном лишь уровня удовлетворенностью судебной системы сторонами процесса. Прибалтийские государства в целом проводят довольно качественные и объемные опросы о качестве услуг судебной системы, что в целом даже соответствует уровню большинства западноевропейских государств.
Наконец, стоит обратить внимание на тот факт, что в соответствии полученными данными уровень оценки судебных систем постсоветских государств намного выше аналогичного уровня государств центральной Европы. Так, например, в большинстве балканских государств и некоторых государств центральной Европы такие опросы либо вообще не организуются, либо ограничены, малоэффективны, а их результаты не позволяют сделать достоверных выводов о качестве судебных систем.
Правовая помощь
Доступ к правосудию обеспечивается посредством предоставления правовой помощи, которая существует практически во всех государствах-членах Совета Европы. Правовая помощь может покрывать как в полном, так и в частичном объеме расходы на проведение судебного процесса и предоставление других юридических услуг.
Во всех европейских странах данная помощь распространяется и на представительство в суде адвокатом, как в рамках уголовного, так и гражданского процесса. Юридические консультации (вне ведения судебного процесса) также подпадают под категорию юридической помощи и предоставляются во всех государствах-членах (исключением в данном вопросе лишь остается Азербайджан).
Предоставление подсудимому бесплатного адвоката в рамках уголовного процесса также существует во всех европейских государствах. В то же время предоставление бесплатного адвоката потерпевшим в рамках уголовного процесса предусмотрено не всеми пра-вопорядками: в Грузии такая помощь не предоставляется на бесплатной основе. Также, юридическая помощь вне судебного процесса (например, в рамках административных процедур), предоставляется не во всех постсоветских государствах: такая юридическая помощь существует лишь в Армении, Грузии и Литве.
Гурбанов Р. А. о.
ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ В ГОСУДАРСТВАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
В том, что касается органов, ответственных за решение вопроса необходимости и целесообразности предоставления правовой помощи, подход постсоветских государств неоднозначен. Так, в Армении, Азербайджане, Эстонии и Украине данное решение принимается судом. Тогда как в Грузии, Латвии и Литве к данному вопросу привлекаются не только судебные органы. Стоит также отметить, что во всех государствах (за исключением Грузии, Украины и Азербайджана) соответствующие власти обладают возможностью отказать в предоставлении такой помощи.
Среди условий предоставления помощи существуют различные критерии, которые позволяют определить подпадает ли то или иное лицо под категорию тех, кто обладает правом на получение такой помощи. По большей части речь идет об уровне доходов лица, запрашивающего правовую помощь. Такой подход был сделан, в частности, литовским и грузинским законодателем.
Также в различных государствах существуют возможности освобождения от уплаты судебных издержек, что упрощает доступ к правосудию. В Эстонии, Азербайджане и Литве существуют отдельные категории дел (например, в рамках трудового и семейного права), где участники процесса освобождаются от судебных издержек.
Интересен и такой способ упрощения доступа к правосудию, как страхование на случай судебных издержек. Частные системы страхования риска непредвиденных судебных издержек существуют не во всех постсоветских государствах. Такие системы страхования имеются лишь Армении и Латвии.
Статистика
Стоит привести и цифры по количеству дел, в рамках которых предоставляется правовая помощь. Подсчет количества дел, в которых такая помощь предоставлялась, осуществляется из расчета на 100 000 человек. Данные по постсоветским странам довольно противоречивы, так как количество дел, в которых такая помощь была предоставлена, отличается в разы. Так, наиболее низкое количество случаев предоставления правовой помощи было зафиксировано в Армении, тогда как наиболее обширно правовая помощь предоставляется прибалтийскими государствами.
В том, что касается размера правовой помощи, выражаемой в финансовом эквиваленте, можно сделать вывод, что ее уровень незначительно отличается и не превышает 200 евро. В то же время, данный размер правовой помощи значительно отличается от аналогичной юридической помощи, предоставляемой западноевропейскими государствами, где она в разы выше. В свою очередь, количество дел, в рамках которых предоставляется правовая помощь (из расчета на 100 000 человек), значительно варьируется (вне зависимости от региона) и не позволяет сделать конкретных выводов.
Общим (за редким исключением) для всех государств-членов Совета Европы (в том числе и постсоветских) является наличие судебных сборов, взымае-мых с участников процесса (сторон, жертв преступлений и т.п.). Уровень доходов от таких сборов значительно различается и обусловлен множеством факторов (количеством дел; их сложностью; структурой системы судебных сборов и т.п.). В данном отношении интересна статистика того, какая часть бюджета всей судебной системы обеспечивается за счет таких собо-
ров и пошлин. Ситуация здесь не однозначна и в отношении постсоветских странам. Так, например, на Украине, в Азербайджане и Литве такие сборы и пошлины составляют не более десятой части всего бюджета судебной системы, тогда как в Латвии, Эстонии и Армении они составляют значительную часть доходов бюджета судебной системы.
Список литературы:
1. Judicial systems of the European Union countries - Analysis of data by the CEPEJ - CEPEJ Studies No. 19 Jean-Paul Jean, Advocate General at the Court of Cassation and Associate Professor at the University of Poitiers and Hélène Jorry, Expert on European Union Law and Associate expert in the CEPEJ.
2. Report on conducting satisfaction surveys of court users in Council of Europe member States - CEPEJ Studies No. 15
3. Study on "Quality management in courts and in the judicial organisations in 8 Council of Europe member States" - CEPEJ Studies No. 13
4. Гурбанов Р.А. Европейская комиссия по эффективности правосудия - консультативный орган Совета Европы, разрабатывающий и обеспечивающий применение рекомендаций в сфере отправления правосудия // Право и политика. -2014. - № 12. - С. 1888 - 1892.
РЕЦЕНЗИЯ
Эффективность правосудия является важнейшим аспектов демократического общества и надлежащего уровня соблюдения основных прав и свобод человека.
Свободный доступ к правосудию - важнейшее фундаментальное право человека. Как показывает практика, проблемы реализации данного права зачастую становятся поводом для обращения лиц в Европейский суд по правам человека.
Проведенный автором статьи анализ является весьма актуальным и позволяет выявить как положительные, так и отрицательные моменты в организации свободного доступа к правосудию в постсоветских государствах. А опыт близких к России стран, которых в прошлом связывает одна история, важен для дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
На основании изложенного считаю, что статья Р.А. Гурба-нова может быть рекомендована к публикации.
Д.ю.н., проф., заслуженный юрист РФ
Р.А. Курбанов