Научная статья на тему 'Прокуратура и адвокатура в постсоветских странах: сравнительно-правовой анализ'

Прокуратура и адвокатура в постсоветских странах: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / РЕКОМЕНДАЦИИ / БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ОТБОР КАНДИДАТОВ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САНКЦИИ / УРОВЕНЬ РАСКРЫВАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурбанов Рамин Афад Оглы

Эффективная деятельность таких институтов, как прокуратуры и адвокатуры является одним их важнейших аспектов реализации демократических принципов в правовом государстве, основанном на верховенстве права и уважении основных прав и свобод человека. В статье проведен сравнительный анализ показателей эффективности деятельности прокуроров и адвокатов в постсоветских странах, выявлены как положительные, так и отрицательный факторы, влияющие на их функционирование. Также в статье рассмотрены основные подходы, принятые в государствах постсоветского пространства к таким важным аспектам функционирования прокуратуры и адвокатуры, как система контроля деятельности и дисциплинарная ответственность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROSECUTORS AND ADVOCACY IN THE POST-SOVIET COUNTRIES: THE COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

The efficiency of acting of such institutions as the Prosecutor's Office and the Bar is one of the most important aspect of the realization of democratic principles in a constitutional state based on the rule of law and respect for fundamental human rights and freedoms. In the article the comparative analysis of the effectiveness of public prosecutors and lawyers in the post-soviet countries, revealed both positive and negative factors affecting their functioning. The article describes the main approaches taken in post-soviet states to such important aspects of prosecutorial and legal services, as a system of control activities and disciplinary responsibility

Текст научной работы на тему «Прокуратура и адвокатура в постсоветских странах: сравнительно-правовой анализ»

14.2. ПРОКУРАТУРА И АДВОКАТУРА В ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Гурбанов Рамин Афад оглы, кандидат юридических наук, судья Ясамальского районного суда города Баку Место работы: Ясамальский районный суд города Баку

ramingurbanov@yahoo.com

Аннотация: Эффективная деятельность таких институтов, как прокуратуры и адвокатуры является одним их важнейших аспектов реализации демократических принципов в правовом государстве, основанном на верховенстве права и уважении основных прав и свобод человека.

В статье проведен сравнительный анализ показателей эффективности деятельности прокуроров и адвокатов в постсоветских странах, выявлены как положительные, так и отрицательный факторы, влияющие на их функционирование.

Также в статье рассмотрены основные подходы, принятые в государствах постсоветского пространства к таким важным аспектам функционирования прокуратуры и адвокатуры, как система контроля деятельности и дисциплинарная ответственность

Ключевые слова: прокуратура, адвокатская деятельность, эффективность, анализ, оценка, рекомендации, беспристрастность, независимость, отбор кандидатов, европейские стандарты, дисциплинарная ответственность, санкции, уровень раскрываемости

PUBLIC PROSECUTORS AND ADVOCACY IN THE POST-SOVIET COUNTRIES: THE COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Gurbanov Ramin A. o., Candidate of Law, Judge, Baku City Yasamal District Court

Work place: Baku City Yasamal District Court

ramingurbanov@yahoo.com

Annotation: The efficiency of acting of such institutions as the Prosecutor's Office and the Bar is one of the most important aspect of the realization of democratic principles in a constitutional state based on the rule of law and respect for fundamental human rights and freedoms.

In the article the comparative analysis of the effectiveness of public prosecutors and lawyers in the post-soviet countries, revealed both positive and negative factors affecting their functioning.

The article describes the main approaches taken in post-soviet states to such important aspects of prosecutorial and legal services, as a system of control activities and disciplinary responsibility

Keywords: prosecutor, advocacy, efficiency, analysis, evaluation, advice, impartiality, independence, the selection of candidates, European standards, disciplinary liability, sanctions, the level of detection

Прокуратура

Роль прокуратуры в правовых системах постсоветских государств, а также подход самих этих государств в отношении функций прокуратуры не однозначны. Тем не менее общей для всех государств является функция поддержки уголовного обвинения в рамках уголовного судопроизводства. Также в большинстве

государств прокуратура осуществляет отдельные функции как в рамках гражданского, так и административного судопроизводств. Все же необходимо отметить, что на уровне как полномочий прокуратуры, так и ее функциональной независимости существуют значительные расхождения, что осложняет сравнительный анализ данных институтов различных стран.

Логично, что общее количество прокуроров варьируется от одного государства к другому и зависит от размеров государства и численности населения, количество прокуроров на душу населения является показателем, позволяющим провести сравнительный анализ. Так, общеевропейский среднестатистический показатель количества прокуроров на 100 000 жителей равен 11,8. Количество прокуроров в постсоветских государствах превышает данный показатель в отдельных случаях более чем в два раза - на Украине, в Латвии и Литве данный показатель составляет более 20 прокуроров на 100 000 жителей. Лишь в Азербайджане, Армении и Эстонии этот показатель примерно соответствует среднестатистическому общеевропейскому уровню.

В то же время, количество сотрудников прокуратуры, не являющихся прокурорами (из расчета на одного прокурора), в постсоветских государствах ниже, чем в западноевропейских странах. Действительно, если в среднем в Европе на одного прокурора приходится 1 сотрудник, не являющийся прокурором, то в постсоветских государствах данный показатель ниже 1. Это свидетельствует о некотором равновесии в количестве всех сотрудников прокуратуры (прокуроров и не прокуроров) между западноевропейскими и кими государствами.

Об этом свидетельствует и количество сотрудников прокуратуры, не являющихся прокурорами, на душу населения (100 000 человек). В постсоветских государствах их количество ниже среднестатистических общеевропейских показателей - в среднем 14. Лишь в Латвии (19,2) и Литве (17,4) этот показатель выше среднестатистических.

Функции прокуратуры в уголовном судопроизводстве довольно схожи. Так, например, общим для всех прокуроров государств-членов Совета Европы является функция поддержки обвинения в уголовном процессе (present the case in court), а также обжалование решений нижестоящих судов (appeal) в рамках данного процесса. В подавляющем большинстве государств-членов Совета Европы, в том числе и во всех постсоветских государствах прокуроры руководят следственными действиями полиции или контролируют эту деятельность (conduct or supervise police investigation). Исключением в данном вопросе остается Азербайджан, где прокурор не может потребовать от суда санкцию на проведение какого-либо следственного действия (request the judge to order specific investigation measures), а также Армения, где прокурор не может руководить следственными действиями (conduct investigation). В Армении, в отличие от других государств, прокурор также не может выдвигать обвинения (bring charges). Практически во всех государствах (за исключением Украины) прокурор обладает полномочиями выдвигать предложения в суде относительно вынесения определенного приговора (propose a sentence to the judge).

В свою очередь, неоднозначен подход к роли прокурора на исполнительной фазе уголовного процесса (su-

Гурбанов Р. А. о.

ПРОКУРАТУРА И АДВОКАТУРА В ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

pervise the enforcement procedure). Так, в Латвии, России, Украине, Литве и Грузии прокурор осуществляет надзор за исполнением судебного решения, вынесенного в рамках уголовного процесса, тогда как в Армении, Азербайджане и Эстонии он лишен таких полномочий. Практически во всех государствах прокуроры обладают правом на приостановление уголовного преследования по собственной инициативе (discontinue a case without needing a decision by a judge). В свою очередь, возможность приостановления производства в связи досудебным соглашением о сотрудничестве между прокурором и обвиняемым (end the case by imposing or negotiating the penalty) возможна не во всех государствах. Так, в Армении, Азербайджане, Литве и Украине такой возможности не предусмотрено.

Несмотря на тот факт, что в большинстве государств-членов Совета Европы роль прокурора не ограничивается уголовным процессом, его деятельность в гражданском и административном судопроиз-водствах различна и варьируется от одного государства к другому. В рамках постсоветских судебных систем исключениями остаются Грузия и Эстония, тогда как в соответствии с общим правилом в других государствах прокуроры участвуют либо в гражданских, либо административных судопроизводствах. Так, по общему для постсоветских государств правилу, прокуроры наделены компетенцией по защите государственных интересов в рамках любого судопроизводства. Данные полномочия прокуратуры существуют в Армении, Азербайджане, Грузии и на Украине. В рамках гражданских судопроизводств в постсоветских государствах участие прокурора также не однозначно. Например, прокурор участвует в рассмотрении семейных дел в Латвии, Литве и на Украине.

Уровень загруженности прокуроров в странах постсоветского пространства также различен. Тем не менее возможно выделить общую для тенденцию. Так, если среднестатистический общеевропейский показатель составляет 452 дела (по первой инстанции), инициированных в среднем одним прокурором, то в постсоветских государствах данный показатель значительно ниже. В то же время стоит учитывать, что для всех постсоветских государств характерно довольно высокое количество прокуроров на душу населения, что возможно объясняет и сравнительно небольшое количество рассматриваемых прокурорами дел.

Показатели количества рассматриваемых прокурорами уголовных дел на душу населения (из расчета на 100 000 человек) также не однозначны. Но в данном случае единой тенденции среди постсоветских стран не наблюдается, хотя количество дел, инициированных прокурорами, в большинстве государств также не велико. Так, если общеевропейские среднестатистические показатели превышают 3400 дел, инициированных прокурорами или адресованных им гражданами (на 100 000 человек), то в Азербайджане, Армении, Латвии и Грузии количество дел, рассматриваемых прокурорами, не превышает даже 1000. Лишь в Литве и Эстонии данные показатели соответствуют общеевропейским среднестатистическим показателям.

Уровень раскрываемости (clearance rate) рассматриваемых прокурорами дел, в отличие от судов достаточно не высок на общеевропейском уровне, что свидетельствует о более низкой эффективности. Среднеевропейский показатель здесь равен 90%, но общеевропейской тенденции здесь не прослеживается, также

как не удастся выявить ее в отношении постсоветских государств. В Литве, например, уровень раскрываемости составляет 59%, т.е. прокуроры не справляются с наплывом дел и рассматривают меньше дел, чем получают новых.

Такие показатели, как количество поданных прокурорами дел на рассмотрение суда (как в расчете на одного прокурора, так и в расчете на 100 000 человек), подтверждают уже рассмотренные показатели. А именно, их количество не высоко в сравнении со среднестатистическими общеевропейскими показателями, как и не высоко количество самих поступающих к прокурорам дел.

Адвокаты

Большое количество адвокатов из расчета на душу населения (на 100 000 человек), соответствует высокому уровню правовой культуры населения, а также свидетельствует о большом количестве конфликтов, разрешаемых с помощью правовых средств. Постсоветские государства не отличаются однородностью в вопросе общего количества адвокатов, что связано с различиями численности населения государств. Как следствие, основные сравнения следует проводить по количеству адвокатов на душу населения. Так, основная тенденция постсоветских государств по данному показателю состоит в не высоком количестве адвокатов на душу населения в сравнении со среднестатистическими общеевропейскими показателями (165 адвокатов и юрисконсультов на 100 000 человек). В закавказских и прибалтийских государствах количество адвокатов на душу населения значительно ниже среднестатистических показателей. Лишь Украина отличается дольно высокими показателями, но их стоит оценивать с осторожностью, так как они касаются лишь юрисконсультов.

Указанные выводы подтверждаются и при сравнении количества адвокатов и юрисконсультов на одного судью. Действительно, здесь также показатели постсоветских государств ниже среднестатистических общеевропейских показателей (17 на одного судью).

Количественные изменения за шестилетний период позволяют продемонстрировать основные тенденции постсоветских государств по данному вопросу. Эти тенденции довольно позитивны, так как за рассмотренный период во всех без исключения постсоветских государствах количество адвокатов и юрисконсультов выросло, что свидетельствует о принятии населением практики разрешения конфликтов в правовом поле. Более того, в таких государствах, как Эстония, Армения, Латвия, Литва, а также Азербайджан за рассматриваемый период количество адвокатов увеличилось более чем на 20%, что объясняется довольно интенсивными реформами, проводимыми постсоветскими государствами.

Практически во всех европейских государствах (в том числе и в постсоветских) осуществление профессия адвоката предполагает предварительное обучение в университете и прохождение соответствующих экзаменов. В отдельных государствах (Украина) существует также обязанность по повышению квалификации уже в процессе осуществлении деятельности адвоката. Во всех постсоветских государствах (за исключением Азербайджана) специализация адвоката в отдельных областях права предполагает наличие специализированной профессиональной подготовки.

В большинстве европейских государств адвокатская деятельность организуется самоуправляемыми, независимыми от органов государственной власти организациями - адвокатскими коллегиями (bar).

В отдельных государствах адвокаты обладают монополией на представительство в суде с целью обеспечения высокого качества предоставляемых юридических услуг. Тем не менее, в отдельных государствах такого подхода не существует и представительство клиентов в суде (Эстония) осуществляется свободно во всех видах судебного производства. Так как наибольшая угроза основным правам и свободам человека существует в уголовном процессе, что связано с возможностью лишения человека свободы, то в большинстве европейских государств (в том числе и постсоветских) представительство в уголовном процессе может осуществляться только адвокатом. Представительство обвиняемого в уголовных производствах в постсоветских государствах возможно только адвокатом (за исключением Эстонии). В ряде государствах существуют особые правила, предусматривающие обязательное представительство адвокатом в суде, если сумма иска превышает определенный уровень, либо при подаче апелляционной или кассационной жалоба, т.е. для вторых и высших инстанций (Грузия и Азербайджан). Однако данные правила представительства были созданы скорее для ограничения количества жалоб и разгрузки судов.

Вознаграждение адвокатов в большинстве европейских государств устанавливается свободно. Тем не менее в отдельных постсоветских государствах вознаграждение адвоката определяется либо законом, либо законом и решениями коллегии адвокатов. Среди них Армения, Эстония, Грузия, Украина. Одним из проблемных аспектов остается информирование клиентов о размере вознаграждения адвоката. Так, например, следует отметить, что в Армении, Литве и на Украине у клиентов часто возникают сложности с определением конкретных размеров вознаграждения адвоката.

Стандарты качества профессиональной деятельности адвоката, а также их контроль, являются немаловажными аспектами защиты прав участников судебного процесса. Как следствие, такие аспекты статуса адвоката существуют практически в любом европейском государстве. В большинстве государств эти стандарты качества определяются либо национальной коллегией адвокатов, либо, как минимум, при ее участии (например, Украина). В большинстве постсоветских государств определение таких стандартов осуществляется при участии парламента (Азербайджан, Армения, Латвия).

Качество профессиональной деятельности адвокатов поддерживается дисциплинарными производствами и санкциями, налагаемыми на них. Однако рассматривать статистику по данному вопросу нельзя однозначно, так как в ней должно учитываться общее количество адвокатов в стране. Весьма интересна статистика по основаниям возбуждения дисциплинарных производств. Так, в соответствии с общеевропейскими показателями, основная часть дисциплинарных производств инициируется на основании нарушения адвокатской этики. Лишь в Азербайджане основное количество дисциплинарных производств было инициировано в связи с профессиональной непригодностью адвоката.

Необходимо обратить внимание на особенность дисциплинарных производств, инициированных против

адвокатов в постсоветских государствах. Если здесь, как и в других европейских государствах, основаниями для открытия дисциплинарного производства могут быть: профессиональная непригодность, нарушение принципов этики адвоката и совершение преступления, то в большинстве постсоветских государств (за исключением прибалтийских государств) не существует возможности подачи жалобы в связи с необоснованным вознаграждением адвоката. Данный факт довольно негативно отражается на правах представляемых адвокатами лиц, так как по статистике основной жалобой граждан на деятельность адвокатов является несоответствие предоставленных им услуг уплаченному адвокату вознаграждению.

В подавляющем количестве государств дисциплинарные производства в большинстве случаев инициируются коллегиями адвокатов или аналогичными самоуправляемыми организациями. Во всех постсоветских государствах дисциплинарная ответственность адвокатов устанавливается данными организациями.

Стоит обратить внимание и на статистические данные о количестве дисциплинарных производств, рассчитанных на 1000 адвокатов. Отдельные постсоветские государства вполне соответствуют среднестатистическим общеевропейским показателям - 42,8 дисциплинарных производства на 1000 адвокатов. Так, в Литве, Азербайджане и Эстонии данный показатель равен 50 - 60 дисциплинарных производств на 1000 адвокатов. В Армении данные показатели ниже (около 20), тогда как в Латвии и на Украине этот показатель не превышает 5. Такой разброс в цифрах свидетельствует либо об недостоверности данных, либо о серьезных различиях в подходах к дисциплинарной ответственности адвокатов в постсоветских государствах.

Различаются и статистические данные в отношении изменений в количестве дисциплинарных производств за определенный период (2006-2012 гг.). Так, например, в Латвии и Литве изменения в количестве инициированных против адвокатов дисциплинарных производств остаются незначительными. А за этот же период в Эстонии и Азербайджане количество таких производств возросло в несколько раз.

Общее количество санкций, наложенных на адвокатов за год, имеет относительное значение, так как данное количество зависит от количества адвокатов в стране. Более того, слишком большой разброс в количестве санкций, налагаемых на адвокатов, не позволяет провести адекватный сравнительный анализ. Стоит лишь отметить, что количество санкций в постсоветских государствах в 2012 г. ниже среднестатистических показателей по Европе (166 санкций).

Куда более показательны данные о санкциях в расчете на количество адвокатов, позволяющие провести качественный сравнительный анализ данных. Во всех постсоветских государствах количество санкций на 1000 адвокатов в целом близок к среднестатистическим общеевропейским показателям (12,4 санкции на 1000 адвокатов): в Азербайджане - 24,4, в Литве -18,4, в Армении - 16,8, в Грузии - 14,6. Исключением остается Украина, где на 1000 адвокатов применяется менее одной санкции - 0,4.

В итоге можно сделать вывод, что общим трендом в европейских государствах является увеличение общего количества адвокатов во всех государствах. Эта тенденция наиболее характерна для постсоветских государств, где изначально правовая культура не способствовала разрешению споров в судебном порядке,

Гурбанов Р. А. о.

ПРОКУРАТУРА И АДВОКАТУРА В ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

что являлось причиной относительно небольшого количества адвокатов в этих государствах из расчета на душу населения. Таким образом, увеличение количества адвокатов в постсоветских государствах является более интенсивным, чем в западноевропейских. Остальные особенности статуса и правового регулирования деятельности адвокатов в постсоветских государствах значительно не отличаются и вполне соответствуют основным требованиям и принципам справедливого судебного разбирательства, установленным актами Совета Европы.

Список литературы:

1. Judicial systems of the European Union countries - Analysis of data by the CEPEJ - CEPEJ Studies No. 19 Jean-Paul Jean, Advocate General at the Court of Cassation and Associate Professor at the University of Poitiers and Hélène Jorry, Expert on European Union Law and Associate expert in the CEPEJ.

2. Report on conducting satisfaction surveys of court users in Council of Europe member States - CEPEJ Studies No. 15

3. Study on "Quality management in courts and in the judicial organisations in 8 Council of Europe member States" - CEPEJ Studies No. 13

4. Гурбанов Р.А. Европейская комиссия по эффективности правосудия - консультативный орган Совета Европы, разрабатывающий и обеспечивающий применение рекомендаций в сфере отправления правосудия // Право и политика. -2014. - № 12. - С. 1888 - 1892.

РЕЦЕНЗИЯ

С распадом Советского Союза образовавшиеся новые независимые государства стали развиваться в различных направления, с учетом определенных национальных, географических и других особенностей.

Соответственно, имеются отличия между постсоветскими республиками в организации и функционировании как государственной власти в целом, так и отдельных ее институтов в частности.

В представленной статье различия, в частности, органов прокуратуры и адвокатуры, прослеживаются весьма четко.

Проведенный автором анализ является актуальным и позволяет выявить как положительный, так и отрицательные стороны деятельности указанных органов. Результаты данного анализа могут стать весьма ценным вкладом в дальнейшее развитие российского законодательства и правоприменения, т.к. в конечном итоге, как бы не были организованы, и как бы не функционировали эти органы, они призваны главным образом обеспечивать надлежащую защиту основных прав и свобод человека, являющихся наивысшей ценностью.

На основании изложенного считаю, что статья Р.А. Гурба-нова может быть рекомендована к публикации.

Д.ю.н., проф., заслуженный юрист РФ

Р.А. Курбанов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.