Научная статья на тему 'ДОСТУП К ИНТЕРНЕТУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ДОСТУП К ИНТЕРНЕТУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
484
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / информационно-коммуникационная инфраструктура / доступ к Интернету / «полезное использование» / электронные правительственные услуги / digitalization / information and communication infrastructure / Internet access / “usability” / e-government services

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — С.В. Хамутовская

В статье выявляется степень доступности Интернета для населения Республики Беларусь в целом, а также в зависимости от социально-демографических характеристик. Определяются цели и специфика применения Интернета гражданами нашего государства, удовлетворенность качеством предоставляемых им услуг, уровень востребованности блогов и форумов, социальных сетей и мессенджеров как источников информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESS TO THE INTERNET AS A NECESSARY CONDITION FOR THE DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

The article identifies the extent of the Internet accessibility to the population of the Republic of Belarus in general, and in depending on socio-demographic characteristics. The objectives and specifics of using the Internet by citizens of our country, satisfaction with the quality of the services provided to them, the level of demanding blogs and forums, social networks and messengers as sources of information are determined.

Текст научной работы на тему «ДОСТУП К ИНТЕРНЕТУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА»

УДК 316.42:004.738.5

С. В. ХАМУТОВСКАЯ,

кандидат социологических наук, доцент Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ДОСТУП К ИНТЕРНЕТУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье выявляется степень доступности Интернета для населения Республики Беларусь в целом, а также в зависимости от социально-демографических характеристик. Определяются цели и специфика применения Интернета гражданами нашего государства, удовлетворенность качеством предоставляемых им услуг, уровень востребованности блогов и форумов, социальных сетей и мессенджеров как источников информации.

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационная инфраструктура, доступ к Интернету, «полезное использование», электронные правительственные услуги.

S. V. KHAMUTOUSKAYA,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

ACCESS TO THE INTERNET AS A NECESSARY CONDITION FOR THE DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

The article identifies the extent of the Internet accessibility to the population of the Republic of Belarus in general, and in depending on socio-demographic characteristics. The objectives and specifics of using the Internet by citizens of our country, satisfaction with the quality of the services provided to them, the level of demanding blogs and forums, social networks and messengers as sources of information are determined.

Keywords: digitalization, information and communication infrastructure, Internet access, "usability", e-government services.

В настоящее время в большинстве современных государств мира, в том числе в Республике Беларусь, быстрыми темпами осуществляется цифровая трансформация, происходит интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности людей, а также в работу органов государственной власти и управления. Соответственно, все чаще информация переводится в цифровую форму, что имеет как определенные преимущества (например, создание более благоприятных и «прозрачных» условий для ведения бизнеса, производства и т. п.), так и недостатки. Среди последних особенно выделяются усиление социального и цифрового межстра-нового неравенства, углубление социально-экономического расслоения между

социальными группами в рамках конкретного общества, что, в свою очередь, вызывает сложности в реализации принципа инклюзивности государственного управления, оказании электронных услуг, а также обеспечении эффективности деятельности электронных правительств. Одним из наиболее значимых инфраструктурных барьеров, возникающих в ходе цифровизации современных обществ, является доступ к Интернету. Как указывается в обзоре «Исследование Организации Объединенных Наций: Электронное правительство 2018», несмотря на стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и увеличение скорости, а также масштабов распространения Интернета, людей без доступа к последнему «во всем мире до сих пор больше, чем тех, у кого он есть» [1, с. 34]. В частности, согласно оценкам экспертов ООН, в 2017 г. немногим менее половины населения земного шара (48 %) применяли Интернет. В Европе пользователи Интернета составляли почти 80 % от всего населения, в государствах Содружества Независимых Государств (СНГ) -68 %, в странах Северной и Южной Америки - 66 %, в Африке - 22 % [1, с. 28]. Особенно остро данная проблема проявляется в государствах с низким уровнем доходов. К примеру, в результате исследований ООН было зафиксировано, что в 2016 году в подобных странах всего лишь 12 человек из каждых 100 применяли Интернет, в то время как в странах со средним уровнем дохода -42 человека на каждые 100 [1, с. 34]. Интересным является и тот факт, что наряду со сложностями технического характера, встречаются причины неиспользования людьми в современном мире Интернета в связи с отсутствием восприятия его самого и выгод, предоставляемых им как ценности, а также в связи с отсутствием необходимой грамотности. Так, «согласно докладу Национального управления электросвязи и информации за 2013 год, в США около половины людей, которые не пользуются интернетом, говорят, что он их просто не интересует. Более недавние исследования, проведенные в Бразилии, также показывают, что у 7 из 10 человек отсутствует интерес или навыки для выхода в интернет» [1, с. 36]. Исходя из вышесказанного, цель данной статьи заключается в том, чтобы выявить, в какой степени Интернет в течение нескольких последних лет доступен населению Республики Беларусь и какова специфика его применения. Последняя имеет важное значение для формирования представлений о так называемом «полезном использовании» Интернета. Данный термин «описывает разницу между доступом и тем, как люди его используют» и «служит решающим фактором, который влияет на то, могут ли люди воспользоваться преимуществами электронных правительственных услуг» [1, с. 35].

Прежде всего, следует отметить, что в обзоре «Исследование Организации объединенных наций: Электронное правительство 2018» подчеркивается, что

1 Под Интернетом подразумевается «совокупность взаимосвязанных международных сетей передачи данных, основанных на использовании набора протоколов TCP/IP и использующих единое адресное пространство» [2, с. 12].

в современных информационных обществах для того, чтобы в полной мере иметь возможность пользоваться «преимуществами от развития электронного правительства, необходим высокоскоростной широкополосный доступ и большая пропускная способность» Интернета [1, с. 35]. В Беларуси в 2018 г. количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа1 в Интернет на 100 человек населения составляло 33,9, а беспроводного широкополосного доступа2 - 86,1. Количество пользователей (физических лиц) электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы на 100 человек населения равнялось 12. Удельный вес домашних хозяйств3 с доступом в Интернет в общем числе домашних хозяйств составлял 78 % [2, с. 22]. Как указывается в «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года» (НСУР-2030), в нашей стране ожидается рост количества интернет-пользователей на 100 жителей с 55 единиц в 2015 г. до 71 в 2030 г. [3, с. 62].

В результате выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни4, проведенного Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь в 2018 г., было установлено, что удельный вес населения, пользующегося Интернетом в указанный период, составлял 79,1 %5 [4, с. 470]. В том числе 83,1 % были горожанами и жителями поселков городского типа, 67,9 % - жителями сельской местности. В территориальном разрезе наибольший доступ к Интернету имели граждане, проживающие в столице, - 87,3 %. В Гомельской области Интернет был доступен 79 % населения, в Могилевской - 78,7 %, в Гродненской -78,3 %, в Витебской - 78 %, в Брестской - 75,3 %, в Минской - 74,4 % [2, с. 81].

По такому признаку, как пол, различий обнаружено не было: в 2018 г. 79,3 % мужчин и 79 % женщин имели доступ к Интернету [2, с. 81].

Информация о доступе к Интернету в зависимости от возраста граждан представлена в табл. 1.

1 Стационарный широкополосный доступ в Интернет представляет собой «подключение абонента (пользователя) к сетям передачи данных на скорости 256 Кбит/с и более в одном или обоих направлениях с использованием кабельного модема (по технологии DOCSIS), по технологиям xPON, xDSL, Ethernet, Wi-Fi, WiMAX и другим технологиям» [2, с. 13].

2 Беспроводной широкополосный доступ в Интернет представляет собой «подключение абонента к сетям сотовой подвижной электросвязи с доступом к сетям передачи данных со скоростью 256 Кбит/с и более в одном или обоих направлениях. К технологиям беспроводного широкополосного доступа относятся такие, как W-CDMA, HSDPA, CDMA2000 1xEV-DO, CDMA 2000 1xEV-DV, UMTS и другие» [2, с. 13].

3 Под домашним хозяйством следует понимать группу лиц, «которые совместно проживают в жилом помещении, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства, либо лицо, живущее самостоятельно и обеспечивающее себя всем необходимым для жизни» [2, с. 16].

4 Выборочное обследование домашних хозяйств по уровню жизни представляет собой «несплошное государственное статистическое наблюдение, ежегодно проводимое органами государственной статистики в целях получения официальной статистической информации о различных аспектах уровня, качества и условий жизни населения» [2, с. 16]; в обследовании принимали участие жители Республики Беларусь в возрасте от 6 до 72 лет.

5 В процентах от общей численности населения Республики Беларусь в возрасте от 6 до 72 лет.

Таблица 1. Доступ населения Республики Беларусь различных возрастных групп к Интернету (по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни), в % от численности населения соответствующей группы [4, с. 471]

Интернет-пользователи по возрастным группам, лет 2018 г.

6-15 90,8

16-24 98,7

25-54 90,4

55-64 60,0

65-72 33,4

Анализ приведенных в табл. 1 данных показывает, что наибольшими возможностями применять Интернет в 2018 г. обладали белорусы в возрасте от 16 до 24 лет, а наименьшими - от 65 до 72 лет. Из данных другой таблицы видно поступательное увеличение количества граждан в нашей стране, имевших доступ к Интернету в период с 2013 по 2018 гг. во всех возрастных категориях, участвовавших в обследовании (табл. 2).

Таблица 2. Доступ населения Республики Беларусь различных возрастных групп к Интернету (по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни в период с 2013 по 2018 гг.), в % от численности населения соответствующей группы [4, с. 471]

Интернет-пользователи по возрастным группам, лет 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

6-15 76,9 79,7 82,0 85,8 86,0 90,8

16-24 96,4 96,2 98,1 98,1 98,6 98,7

25-54 67,4 74,0 78,5 83,3 87,3 90,4

55-64 26,5 33,3 37,6 44,7 52,3 60,0

65-72 9,1 16,3 18,4 22,6 27,9 33,4

В 2018 г. наличие доступа к Интернету в зависимости от уровня образования наиболее часто отмечалось среди населения Беларуси с высшим образованием, наименее - со средним (табл. 3).

Таблица 3. Доступ населения1 Республики Беларусь с различным уровнем образования к Интернету (по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни), в % от численности населения соответствующей группы [4, с. 471]

Уровень образования 2018 г.

Высшее 91,7

Среднее специальное 78,2

Профессионально-техническое 68,2

Среднее 62,1

Базовое, начальное, нет образования 86,1

1 Население в возрасте от 6 до 72 лет.

При этом относительно данного показателя в период с 2013 по 2018 гг. также наблюдалась положительная динамика, характеризующаяся увеличением количества граждан Республики Беларусь с различным уровнем образования, имеющих доступ к Интернету (табл. 4).

Таблица 4. Доступ населения1 Республики Беларусь с различным уровнем образования к Интернету (по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни в период с 2013 по 2018 гг.), в % от численности населения соответствующей группы [4, с. 471]

Уровень образования 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Высшее 77,6 82,3 84,2 86,7 89,2 91,7

Среднее специальное 53,4 59,9 64,7 69,5 73,6 78,2

Профессионально-техническое 45,7 51,3 55,4 57,9 61,3 68,2

Среднее 44,9 47,5 51,4 54,5 58,7 62,1

Базовое, начальное, нет образования 69,4 73,8 68,6 75,7 83,1 86,1

Кроме того, было выявлено, что в 2018 г. 95,4 % населения обращались к сети Интернет через проводную сеть или через Wi-Fi преимущественно дома; 43,8 % -у друзей, родственников и знакомых; 25 % - по месту работы; 23 % - в компьютерных клубах, кафе и т. п.; 5,5 % - по месту учебы. Применяли Интернет в любом месте через сеть сотовой подвижной электросвязи 76,4 % опрошенных [4, с. 470].

В число основных целей выхода в Интернет жителями обследованных домашних хозяйств были включены (по мере убывания)2: поиск информации (93,7 %); просмотр и скачивание фильмов, прослушивание и скачивание музыки и т. д. (86,4 %); общение в социальных сетях (80,2 %); отправка, получение электронной почты, переговоры (60,8 %); чтение, скачивание газет, журналов, литературы (59,3 %); компьютерные игры (51,2 %); осуществление финансовых операций (40,9 %); покупка, заказ товаров, услуг (38,2 %); цели образования (22,9 %); осуществление взаимодействия с органами государственного управления (16,5 %) [2, с. 85].

В целом в 2018 г. граждане Беларуси, пользующиеся Интернетом, были «полностью удовлетворены» либо «скорее удовлетворены» качеством услуг (табл. 5).

По данным социологического исследования, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в ноябре 2019 г3, в совокуп-

1 Население в возрасте от 6 до 72 лет.

2 В сумме более 100 %, так как респондентам предоставлялась возможность выбрать несколько вариантов ответов на поставленный вопрос.

3 Исследование осуществлялось в рамках задания 3.1.05 научно-исследовательской работы отдела социологии культуры на 2016-2020 гг. «Исследование социокультурных механизмов и факторов консолидации белорусского общества» (ГПНИ на 2016-2020 гг. 12 «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества», подпрограмма «Социология и философия»). Исследование проводилось во всех областях и городе Минске; средний объем выборки, необходимый для достижения целей исследования, составил 1800 респондентов; использовалась случайная республиканская многоступенчатая территориальная выборка с контролем квот на последнем этапе; погрешность исследования составила 2,3 % при уровне значимости 0,05; выборка репрезентативна.

Таблица 5. Степень удовлетворенности населения качеством услуг Интернета (по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни),

в % к итогу [2, с. 87]

Интернет-пользователи Всего В том числе по степени удовлетворенности качеством услуг сети Интернет

полностью удовлетворены скорее удовлетворены и да, и не т скорее не удовлетворены совершенно не удовлетворены

По возрасту:

в возрасте 16-72 лет 100 44,9 40,4 9,5 4,9 0,3

По полу:

мужчины 100 43,3 41,8 9,7 4,9 0,3

женщины 100 46,1 39,5 9,3 4,8 0,3

По месту проживания:

города и поселки городского типа 100 45,6 40,7 8,5 5,0 0,2

сельские населенные пункты 100 42,1 39,6 12,9 4,5 0,9

По областям и г. Минску:

Брестская 100 38,4 42,2 12,7 6,0 0,7

Витебская 100 52,2 35,1 9,3 3,3 0,1

Гомельская 100 42,5 40,2 12,6 4,4 0,3

Гродненская 100 51,1 39,2 6,6 2,8 0,3

г. Минск 100 38,0 44,6 8,2 9,0 0,2

Минская 100 48,9 37,0 11,3 2,5 0,3

Могилевская 100 50,0 41,9 5,0 2,8 0,3

ности 69,6 % опрошенных выразили удовлетворение качеством мобильной связи и доступностью Интернета в тех населенных пунктах, где они проживают. Обратной позиции в совокупности придерживались 19,8 % респондентов. Всего лишь 1,2 % граждан не смогли дать какую-либо оценку, так как, по их собственному мнению, у них не было возможности этим пользоваться. Еще 8,7 % указали на то, что у них отсутствовала необходимость применять мобильную связь и Интернет.

В ходе распределения ответов белорусов на вопрос «Для чего Вы обычно используете Интернет?»1 лидирующие позиции заняли: «общаюсь с родственниками, друзьями, знакомыми» (59,2 %); «слушаю музыку, смотрю фильмы, читаю книги и прочее» (53,4 %); «ищу информацию, расширяю кругозор» (50,9 %).

Оставшиеся ответы имели следующий вид (по степени убывания): «слежу за новостями в стране и мире» (48 %); «для работы, учебы» (41,1 %); «совершаю онлайн-платежи, денежные переводы» (35,4 %); «пользуюсь онлайн-услугами (заказ талона, онлайн-заказы товаров в магазине, бронирование билетов и пр.)» (33,1 %); «для игр» (23,7 %); «другое» (1,2 %).

При этом более половины населения Беларуси - 66 % - указали, что для выхода в Интернет применяли мобильный телефон или смартфон; 27 % - ноутбук;

19 % - стационарный компьютер; 10,2 % - планшет. С помощью данных устройств обращались к Интернету практически ежедневно 68,7 % граждан, несколько раз в неделю - 7,8 %, несколько раз в месяц - 1,6 %, несколько раз в год либо реже раза в год - соответственно по 0,3 %.

По итогам мониторинга социально-экономической и политической ситуации в Республике Беларусь, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в декабре 2019 г.1, было установлено, что 67,2 % респондентов использовали Интернет, наряду с телевидением (64,6 %), в качестве одного из основных источников получения информации. С этой целью, например, 30,9 % белорусов применяли блоги, форумы в Интернете, 33,1 % - социальные сети, 19,8 % -мессенджеры (Viber, Skype, WhatsApp, Telegram и др.).

С использованием пятибалльной ранговой шкалы был рассчитан средний балл оценки респондентами различных качеств блогов и форумов в Интернете, социальных сетей, а также мессенджеров как источников информации (табл. 6).

Таблица 6. Средний балл оценки респондентами оперативности подачи, новизны, актуальности, полноты, глубины, точности и достоверности информации, предоставляемой блогами и форумами в Интернете, социальными сетями, мессенджерами (2019 г.)

Качество информации Источник информации

Блоги, форумы в Интернете Социальные сети Мессенджеры (Viber, Skype, WhatsApp, Telegram и др.)

Оперативность подачи информации 4,20 4,32 4,28

Новизна, актуальность информации 4,20 4,25 4,23

Полнота, глубина информации 3,98 3,88 3,93

Точность, достоверность информации 3,66 3,63 3,82

Данные в табл. 6 наглядно демонстрируют, что, исходя из оценочных суждений респондентов, оперативность подачи и новизна информации в большей степени были присущи социальным сетям; полнота, глубина информации -блогам и форумам в Интернете, а точность и достоверность информации -мессенджерам. Данные выводы, в целом, получили подтверждение и в ходе более существенной оценки выраженности качеств, присущих источникам информации, перечисленным в табл. 6, с использованием метода расчета непараметрического критерия Вилкоксона2, посредством которого было выявлено следующее:

1. Оперативность подачи информации население Беларуси ниже всего оценивало для блогов и форумов в Интернете; для социальных сетей и мессендже-

1 Исследование проводилось во всех областях и городе Минске; средний объем выборки, необходимый для достижения целей исследования, составил 2100 респондентов; использовалась случайная республиканская многоступенчатая территориальная выборка с контролем квот на последнем этапе; выборка репрезентативна.

2 Анализ на предмет выраженности качеств источников информации проводился с помощью статистического пакета SPSS, версия 21; критерий Вилкоксона основан на рангах, значим на уровне 0,05.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ров уровень оперативности подачи информации был оценен примерно одинаково (статистические различия не обнаружены).

2. По уровню оценки новизны и актуальности информации между блогами, форумами в Интернете, социальными сетями и мессенджерами статистических различий не наблюдалось.

3. По уровню полноты и глубины информации граждане нашей страны наиболее высоко оценивали блоги и форумы; наиболее низко - социальные сети (статистические различия по этому признаку присутствовали у всех трех рассматриваемых источников информации).

4. Выше всего точность и достоверность информации оценивались для мессен-джеров; для блогов, форумов в Интернете и социальных сетей уровень оценки точности и достоверности информации был приблизительно одинаковым (статистические различия не обнаружены).

Помимо получения информации, перечисленные интернет-ресурсы были в различной степени востребованы белорусами и для достижения иных целей (табл. 7).

Таблица 7. Распределения ответов респондентов на вопрос «Для чего Вы используете социальные сети, блоги и форумы в Интернете, мессенджеры (Viber, Skype, WhatsApp, Telegram и др.)?» за 2019 г., в % от числа опрошенных 1

Варианты ответа Социальные сети Блоги, форумы в Интернете Мессенджеры (Viber, Skype, WhatsApp, Telegram и др.)

Для получения информации 33,1 30,9 19,8

Для работы, профессиональной деятельности 17,1 16,5 13,4

Для отдыха, в качестве развлечения 40,4 25,8 16,5

Для обучения, самореализации 20,4 22,8 8,1

Для общения 44,9 15,0 54,8

Не использую 29,1 40,6 29,2

Анализ представленных в табл. 7 данных свидетельствует о том, что посредством социальных сетей и мессенджеров граждане нашей страны чаще всего удовлетворяли свою потребность в общении (в отличие от блогов и форумов в Интернете). При этом наиболее активно люди использовали: Viber (60,3 %); ВКонтакте (44,2 %); YouTube (37,2 %); Одноклассники (34,1 %); Instagram (28,8 %).

Также более половины опрошенных - 62,1 % - в декабре 2019 г. отметили, что им хватало средств на оплату услуг доступа в Интернет; 13,4 % - занимали противоположную позицию; 21,8 % выбрали вариант ответа «Я не трачу на это денег»; всего лишь 1,2 % считали, что им «никогда не хватит на это денег».

Интересным является и тот факт, что по результатам социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в декабре

2018 г.1, в указанный период немногим менее половины респондентов (48 %), по их собственному мнению, имели возможность пользоваться услугой электронного обращения в государственные органы (службы), 39,6 % - не имели такой возможности. «При этом, среди имеющих возможность всего 15,2 % респондентов отметили, что на практике пользовались данной услугой. Среди тех, кто не имел возможности применять услугу электронного обращения в государственные органы (службы), 33,8 % хотели бы ею воспользоваться, а 66,2 % считали, что такая услуга им не нужна. Еще 10,8 % опрошенных сказали, что никогда не слышали о подобной услуге» [5, с. 352].

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что граждане Беларуси в 2018-2019 гг. в достаточной степени были обеспечены возможностями использовать высокоскоростной широкополосный Интернет. Более того, в течение последнего десятилетия наблюдается положительная динамика относительно наличия доступа к Интернету среди различных категорий населения. При этом в будущем представляется целесообразным обращать больше внимания на развитие «полезного использования», предполагающего, во-первых, более активное обращение населения с помощью Интернет-ресурсов к электронным правительственным услугам, а во-вторых, осуществление диалога и эффективного взаимодействия граждан, бизнеса и органов государственной власти и управления в электронном формате. Особенную значимость все перечисленное имеет в контексте реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Последняя включает в себя прямые указания на необходимость совершенствования «информационно-коммуникационной инфраструктуры, преодоление проблемы "цифрового неравенства", содействие конвергенции глобальной сети Интернет и всех областей экономики и общества» [3, с. 63]. Помимо прочих задач, в среднесрочной перспективе в стране планируется:

• «обеспечение правовых, технических и экономических возможностей доступа к современным услугам связи и информационным ресурсам для всех категорий пользователей;

• обеспечение прозрачности, безопасности и удобства коммуникаций между гражданами, бизнесом и государством путем их перевода в электронную форму, развития портала электронных услуг, сервиса электронных обращений;

• развитие электронных услуг на основе интеграции информационных систем и предоставления доступа к открытым данным;

• формирование внутреннего спроса на ИТ-услуги за счет широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственной и социальной сферах, государственном управлении, обороне» [3, с. 63].

1 Исследование проводилось во всех областях и городе Минске; средний объем выборки, необходимый для достижения целей исследования, составил 2103 респондента; использовалась случайная республиканская многоступенчатая территориальная выборка с контролем квот на последнем этапе; погрешность исследования составила 2,1 % при уровне значимости 0,05; выборка репрезентативна

В свою очередь, в долгосрочной перспективе на первый план выходит «развитие национальной электронной экономики. Акцент будет сделан на обеспечение реализации передовых информационных технологий в государственных органах, реальном секторе экономики, торговле, здравоохранении, образовании и других сферах жизни общества, интеграцию национальной электронной экономики в мировую» [3, с. 63].

Кроме того, основываясь на анализе приведенных выше данных статистики и социологических исследований, необходимо отметить, что в будущем следует учитывать постоянно возрастающую роль мобильных устройств в обеспечении доступа населения Республики Беларусь к Интернету, и своевременно расширять спектр предоставляемых с их помощью онлайн-услуг (в том числе государственных). Этот процесс необходимо сопровождать развитием цифровых навыков среди тех категорий граждан, у которых существует такая потребность, что, в свою очередь, позволит более успешно преодолевать сложности и «барьеры», возникающие на пути цифровой трансформации общества.

Список использованных источников

1. United Nations E-Govemment Survey 2018 [Электронный ресурс]. - New York, 2018. -Режим доступа: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/ E-Government%20Survey%202018_Russian.pdf. - Дата доступа: 22.10.2019.

2. Информационное общество в Республике Беларусь, 2019 : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; редкол.: И. В. Медведева [и др.]. - Минск : Белстат, 2019. - 101 с.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года / Эконом. бюл. Науч.-исслед. эконом. ин-та М-ва экономики Респ. Беларусь. - 2015. - № 4. - С. 8-98.

4. Республика Беларусь : стат. ежегодник. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; редкол.: И. В. Медведева [и др.]. - Минск : Белстат, 2019. - 472 с.

5. Хамутовская, С. В. Электронное участие как механизм повышения эффективности государственного управления / С. В. Хамутовская // Социолог. альманах. - 2020. - Вып. 11. - С. 347-355.

Поступила 29.10.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.