УДК 316.776.34:004+351
С. В. ХАМУТОВСКАЯ,
кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧАСТИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье выявляется сущность электронного участия как механизма повышения эффективности государственного управления и поддержания устойчивого социально-экономического и политического развития современных государств. Охарактеризованы основные показатели электронного участия: доступность электронной информации, электронные слушания, электронное принятие решений. Подчеркивается, что в настоящее время третий показатель недостаточно активно реализуется на практике и требует дальнейшего стимулирования со стороны правительств.
Ключевые слова государственное управление, устойчивое развитие, электронное правительство, электронное участие.
S. V. KHAMUTOUSKAYA,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk
ELECTRONIC PARTICIPATION AS A MECHANISM FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION
The article reveals the essence of electronic participation as a mechanism for improving the efficiency of public administration and maintaining the sustainable socio-economic and political development of modern states. The main indicators of electronic participation are characterized, such as: availability of electronic information, electronic hearings, electronic decision-making. It is emphasized that the third indicator presently is not being actively implemented in practice and requires further stimulation by governments.
Keywords: public administration, steady development, electronic government, electronic participation.
В течение нескольких последних десятилетий в большинстве современных государств мира, наряду со стремлением обеспечить устойчивое социально-экономическое и политическое развитие, ускоряются темпы информатизации: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные услуги, научные и технические инновации проникают во все сферы жизнедеятельности людей, а также внедряются в работу системы органов государственного управления. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР-2030) Республики Беларусь на период до 2030 года указывается, что на первом этапе (до 2020 года) в число приоритетных за-
дач в сфере государственного управления экономикой и обществом входит «обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственного управления», которое, помимо прочего, включает в себя «организацию публичного общественного обсуждения важнейших законопроектов, опубликование всех плановых и нормативных правовых документов в широкой печати, за исключением тех, которые составляют государственную тайну; развитие технологии обратной связи, обеспечивающей открытый диалог с гражданским обществом; развитие системы общественного мониторинга и оценки деятельности государственного аппарата; совершенствование механизмов взаимодействия между государством, обществом и бизнесом с использованием технологий электронного правительства». Из вышесказанного видно, что электронное правительство и электронное участие как его неотъемлемая часть рассматриваются сегодня как необходимый элемент государственного управления в странах, где происходит цифровизация [1, с. 84]. В предисловии обзора Организации Объединенных Наций (ООН) «Исследование ООН: электронное правительство 2018» отмечается, что «использование электронного правительства содержит большой потенциал для стран не только в плане улучшения организационных и рабочих процессов для повышения эффективности предоставления государственных услуг, но также и в вопросах вовлечения людей в эти процессы и обеспечения ответственности» [2]. В 2018 г. в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства (EGDI-E-Government Development Index) среди 193 стран мира Беларусь заняла 38-е место, улучшив свои позиции на 11 строчек (по сравнению с 2016 г.) и переместившись в группу стран с очень высоким индексом развития электронного правительства (Very-High-EGDI). Сводный индекс (EGDI) нашего государства в данном рейтинге составил 0,7641, индекс человеческого капитала - 0,8681, уровень развития онлайн-сервисов - 0,7361, индекс ИКТ-инфраструктуры - 0,6881. Кроме того, Беларусь значительно продвинулась в рейтинге стран по индексу электронного участия (E-Participation) - с 76-го на 33-е место [3]. В свою очередь, в группу с очень высоким уровнем электронного участия вошли 62 страны (32 %), с высоким - 53 (28 %), со средним - 43 (22 %), с низким - 35 (18 %). Наиболее высокий индекс электронного участия, равный 1, был зафиксирован в Дании, Финляндии и Республике Корее. Далее с индексами от 0,9888 до 0,9831 в рейтинге расположились Нидерланды, Австралия, Япония, Новая Зеландия, Испания, Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки. Российская Федерация и Республика Беларусь были включены в группу стран с очень высоким индексом электронного участия (выше, чем 0,75) [2, с. 114-116]. Цель данной статьи заключается в том, чтобы выявить сущность и охарактеризовать основные показатели электронного участия как механизма повышения эффективности государственного управления и поддержания устойчивого социально-экономического и политического развития современных государств, включая Республику Беларусь. При этом, так как содержание НСУР-2030 разрабатывалось в том
числе с учетом соблюдения принципа «преемственности задач и приоритетов, определенных в программных документах ООН/ПРООН» [1, с. 7], в качестве исходного источника информации об электронном участии в статье будут использованы исследования и разработки ООН.
Электронное участие можно определить как процесс «вовлечения граждан с помощью ИКТ в политику и принятие решений для того, чтобы сделать государственное управление совместным, инклюзивным, объединенным и совещательным для важных и действенных результатов» [4, с. 61]. В обзорах ООН по развитию электронного правительства представлена трехуровневая модель электронного участия, которая включает в себя: 1) электронную информацию (или иными словами, доступность информации онлайн), делающую «возможным участие путем предоставления гражданам общественной информации и доступа к информации по требованию»; 2) электронную консультацию (электронные слушания), с помощью которой люди вовлекаются в более глубокое участие «по вопросам государственной политики и услуг и обсуждение их»; 3) электронное принятие решений «через расширение возможностей людей в рамках совместного проектирования вариантов политики и совместного производства компонентов услуг и условий их оказания» [4, с. 63]. В совокупности данные показатели составляют индекс электронного участия. Прежде чем рассмотреть их более подробно, представляется целесообразным упомянуть о том, что данный индекс, по мнению его разработчиков, «предназначен не для предписывания определенной практики, а для знакомства с тем, как в разных странах используются инструменты онлайн для стимулирования взаимодействия между государством и гражданами, а также между гражданами для общего блага» с применением качественных оценок [2, с. 211-212]. Индекс электронного участия «нормализуется на основании общего значения по данной стране за вычетом наименьшего общего значения по любой стране, указанной в исследовании, деленного на диапазон общих значений показателя по всем странам. Например, если показатель электронного участия страны «х» равен 29, наименьший балл для любой страны равен 0, а наибольший балл равен 38, то нормализованное значение индекса для страны «х» будет следующим» [2, с. 212]:
(29 - 0)
Индекс электронного участия (страна «х»)= ^—^ = 0,7632.
Далее показатели электронного участия стран ранжируются на базе значений индекса по методу «стандартного конкурентного ранжирования». Страны с одним индексом получают одинаковый рейтинг, а между позициями в рейтинге остается пробел. Такая стратегия ранжирования применяется при наличии двух или более стран с одним и тем же местом в рейтинге, места стран с меньшим рейтингом не затрагиваются. Например, если рейтинг страны А выше рейтинга стран В и С, у которых одинаковые показатели индекса,
«превышающие показатель страны D, то А занимает первое место, В и С -второе, а D - четвертое» [2, с. 212].
Сущность первой составляющей индекса электронного участия - электронной информации - заключается в том, что посредством ИКТ правительства стремятся обеспечить гражданам доступ к фактически достоверным данным относительно различных социальных сфер, прежде всего здравоохранения, образования, социального обеспечения, финансов, труда и окружающей среды. Широко распространенной является практика создания специальных порталов и сайтов в Интернете. К примеру, в Финляндии действует правительственный портал www.demokratia.fi, доступный на финском и шведском языках, где люди могут не только получать информацию, но и выдвигать инициативы и комментировать действия правительства [2, с. 118]. В Республике Беларусь, например, функционирует официальный интернет-портал Минского городского исполнительного комитета http://minsk.gov.by, где у граждан есть возможность узнать о том, что происходит в жизни города, а также принять участие в электронных форумах и социологических опросах, «которые касаются актуальных проблем организации городской жизнедеятельности, оставить отзывы и/или пожелания относительно структуры и работы данного сайта, информации, размещенной на нем» [5, с. 51]. Портал включает в себя такие разделы, как «Власть», «Администрации районов Минска», «О Минске», «Одно окно», «Обращения», «Объявления», «Поиск», «Новости», «Административные процедуры», «Электронные обращения», «Справочно-ин-формационная служба Мингорисполкома», «Мингорсправка», «Сообщения», а также анонсы предстоящих событий и мероприятий. Кроме того, на сайте представлена информация о Минском городском Совете депутатов, Генеральном плане и бюджете города Минска, государственной финансовой поддержке бизнеса, инвестиционный атлас, календарь туристических событий столицы, работает электронная приемная, разделы «Вы обращаетесь - мы отвечаем», «Форумы» и т. д. В ходе социологического исследования, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в декабре 2018 г.1, подавляющее большинство опрошенных белорусов (87,1 %) отметили, что обычно получают информацию из средств массовой информации (телевидения, прессы, радио, Интернета). При этом в совокупности 58,1 % респондентов сказали о том, что читают информационные интернет-порталы, сайты широкой тематики с различной частотой: из них 23,9 % обращались к последним не реже 1-2 раз в неделю, 17 % - практически каждый день, 12,1 % - не реже одного раза в месяц, 5,1 % - несколько раз в год. Еще 12,1 % опрошенных указали на то, что такой возможности не имели; 28,3 % - никогда не поль-
1 Исследование осуществлялось в пределах республики; использовалась случайная маршрутная многоступенчатая стратифицированная выборочная совокупность с контролем квот на последнем этапе; признаками стратификации выступали: регион, зоны, тип населенного пункта, степень монопрофильности населенного пункта, вектор демографического развития населенного пункта; объем выборки - 2103 человека; погрешность исследования составила +(-) 2,1 % при уровне значимости 0,05; выборка репрезентативна.
зовались интернет-порталами и сайтами широкой тематики. В свою очередь, 24,1 % белорусов читали новостные интернет-порталы и сайты не реже 1-2 раз в неделю, 22,9 % - практически каждый день, 10,8 % - не реже одного раза в месяц, 3,7 % - несколько раз в год. Не имели возможности знакомиться с содержанием новостных интернет-порталов и сайтов 11,7 % опрошенных, никогда не пользовались ими 25,2 %. В ходе выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, проведенного Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь в 2018 г., было установлено, что удельный вес населения, пользующегося Глобальной сетью в указанный период, составлял 79,1 %\ Также было выявлено, что 95,4 % опрошенных обращались к Интернету через проводную сеть или через Wi-Fi преимущественно дома; 43,8 % -у друзей, родственников и знакомых; 25 % - по месту работы; 23 % - в компьютерных клубах, кафе и т. п.; 5,5 % - по месту учебы. Применяли Интернет в любом месте через сеть сотовой подвижной электросвязи 76,4 % опрошенных [6, с. 470-471]. По данным социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в мае 2019 г., интересующую их информацию из интернет-источников получали 65,7 % респондентов2.
Смысл второго показателя электронного участия - электронных слушаний - состоит в том, что на электронных порталах государственных органов власти и управления создан механизм обратной связи, посредством которого граждане могут взаимодействовать с органами власти и управления. Правительства с помощью электронных слушаний получают возможность не только узнать общественные потребности, настроения и ожидания, касающиеся тех или иных тем и проблем, но и соответствующим образом улучшить свое реагирование на них. Как отмечается в «Обзоре ООН по уровню развития электронного правительства за 2018 год», в указанном году все регионы, которые подвергались учету, улучшили свои результаты в области электронной консультации. По сравнению с 2016 г., явный прогресс наблюдался в Африке, в Европе все государства использовали on-line технологии вовлечения людей в вопросы государственной политики [3, с. 120].
К главным «электронным инструментам» относятся социальные медиа, интернет-онлайн форумы, онлайн-опросы и онлайн-голосования, онлайн-хо-датайства, онлайн-подача заявлений и т. п. [7, с. 1466]. В июле 2019 г. в столице служба Мингорисполкома «Одно окно» осуществляла анкетирование горожан с целью выявления того, какие услуги последние хотели бы получать через Интернет. Выяснилось, что для минчан особенно актуальным было получение через Интернет электронного варианта свидетельства о рождении
1 В процентах от общей численности населения в возрасте от 6 до 72 лет.
2 Исследование «Мировоззренческие доминанты населения Беларуси и оценки форм международной проектной деятельности» осуществлялось в пределах республики; использовалась случайная маршрутная многоступенчатая территориальная выборочная совокупность с контролем квот на последнем этапе по трем признакам: пол, возраст, образование; объем выборки - 1100 человек; погрешность исследования составила +(-)2,8 % при уровне значимости 0,05; выборка репрезентативна.
ребенка, постановка детей на очередь в детские сады. За пять месяцев 2019 г. в службу «Одно окно» посредством электронной почты обратились 656 человек. В целом опрошенные жители столицы отметили, что в будущем хотели бы иметь возможность осуществлять все административные процедуры в электронном формате. Планируется, что к 2024 г. в цифровой формат переведут 149 административных процедур для граждан и 197 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аккумулированы они будут на Едином портале электронных услуг [8].
По данным социологического исследования, осуществленного Институтом социологии НАН Беларуси в декабре 2018 г., в рассматриваемый период 48 % опрошенных граждан нашей республики могли пользоваться услугой электронного обращения в государственные органы (службы), 39,6 % такой возможности не имели. При этом среди имеющих возможность всего 15,2 % респондентов отметили, что пользовались данной услугой. Среди тех, кто не имел возможности применять услугу электронного обращения в государственные органы (службы), 33,8 % в будущем хотели бы ею воспользоваться, а 66,2 % считали, что такая услуга им и не нужна. Еще 10,8 % опрошенных сказали о том, что никогда не слышали о подобной услуге. Можно предположить, что вместо электронных обращений в органы (службы) государственной власти и управления, люди (преимущественно от 50 лет и старше) «по привычке» предпочитали традиционные способы решения возникающих у них вопросов и проблем. Кроме того, 53,1 % опрошенных отметили, что не используют форумы и блоги в Интернете. В свою очередь, 20,2 % применяют форумы и блоги именно для получения информации; 18,6 % - для отдыха, в качестве развлечения; 16,1 % - для обучения, самореализации; 10,7 % - для работы, профессиональной деятельности; 9,5 % - для общения. В ходе социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси ранее - в июле 2018 года1, выяснилось, что 26,2 % опрошенных граждан Беларуси, обращавшихся в местные органы власти, сделали это посредством такой формы, как «личный прием в местных органах власти». Возможностью обращения через электронную почту в местные органы власти воспользовались всего лишь 1,3 % респондентов. В свою очередь, крайне малое количество опрошенных - 0,5 % - обсуждали наиболее острые вопросы с чиновниками (представителями органов государственного управления) с помощью интернет-обсуждений в режиме on-line. На вопрос: «Как Вы считаете, готовы ли жители Вашего района через 5-10 лет перейти к обращению в местные органы власти исключительно посредством сети Интернет?», в совокупности 37,8 % белорусов ответили утвердительно, 39,8 % - отрицательно, еще 20,9 % ответить затруднились.
1 Исследование осуществлялось в пределах республики; использовалась случайная маршрутная непропорциональная выборочная совокупность с контролем квот на последнем этапе; контрольными признаками выступали: регион, зоны, тип населенного пункта, пол, возраст, образование; объем выборки - 1118 человек; погрешность исследования составила +(-)2,9 % при уровне значимости 0,05; выборка репрезентативна.
Третья составляющая модели электронного участия - электронное принятие решений - в настоящее время реализуется чаще всего либо посредством прямого электронного голосования граждан с применением безопасных систем (е-уой^), либо с помощью выбора наиболее предпочтительных проектов, предложений, высказываний путем оценки их гражданами в социальных медиа («лайк/дизлайк», «плюс/минус» и т. п.) [3, с. 120]. Что касается электронного голосования, то впервые это понятие появилось в 60-х гг. XX в. в Соединенных Штатах Америки для описания голосования избирателей с использованием перфокарт, информация о волеизъявлении с которых считыва-лась специальной компьютерной системой посредством оптического сканирования. В Европе электронное голосование стало применяться в начале 80-х гг. XX в. Сегодня можно отметить внедрение в тех или иных масштабах фрагментов электронного голосования и на постсоветском пространстве, а именно в России, Казахстане, странах Балтии, Молдове. Как указывается в «Руководстве по наблюдению за использованием новых технологий голосования», разработанном Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, термин «электронное голосование» подразумевает под собой «использование ИКТ при голосовании и подведении итогов голосования. Это понятие охватывает использование систем электронного голосования, сканеров избирательных бюллетеней и интернет-голосования» [9, с. 9-10].
В зависимости от условий и применяемых устройств выделяют следующие основные виды электронного голосования: 1) технология сканирования бюллетеней: распространена в контролируемой среде (на избирательных участках); предполагает, что «заполненный на избирательном участке либо самим избирателем, либо при помощи устройства для проставления отметки в бюллетене, бумажный бюллетень вводится в сканирующее устройство и учитывается путем электронного считывания отметки избирателя» (Россия, Филиппины); 2) системы электронного голосования с прямой записью: также используется чаще всего в контролируемой среде; посредством устройств с сенсорным экраном или кнопками регистрируется выбор избирателя, а затем проводится электронное подведение итогов голосования (Бразилия, Австралия); 3) интернет-голосование: применяется в неконтролируемых условиях; позволяет избирателям голосовать в любом месте, «хранение и подсчет голосов осуществляется централизованно в электронной форме» (в чистом виде применяется крайне редко; наиболее ярким примером проведения голосования с помощью только Интернета являются выборы в 2003 г. 12 муниципалитетов в канадской провинции Онтарио (Северная Америка); 4) смешанные формы новых технологий голосования: основаны на сочетании контролируемых условий с централизованной записью и подсчетом голосов, полученных в результате интернет-голосования; для волеизъявления избиратели пользуются компьютером, установленным на избирательном участке, либо голосуют с помощью Интернета, а «поданные голоса затем передаются в электронной
форме на центральный сервер» (на постоянной основе применяется в Эстонии; на различных уровнях выборов в той или иной степени периодически проводят экспериментальные проекты, связанные с дополнением голосования на избирательном участке интернет-голосованием, такие страны, как Великобритания, Испания, Австрия и др.) [9, с. 11].
Белорусскими разработчиками в рамках проекта ИНФОТЕКС-62 создана экспериментальная система интернет-голосования «Гарант», которая может применяться как в контролируемых, так и в неконтролируемых условиях, и которой прежде чем использоваться на ответственных электоральных мероприятиях, следует сначала успешно пройти маломасштабную апробацию.
Ранее, в 2014 г., наибольшее количество стран, согласно исследованиям ООН, обеспечивало электронное принятие решений преимущественно в финансовой сфере. Сферы труда и здравоохранения использовались наименьшим числом стран [4, с. 71]. Кроме того, эксперты ООН зафиксировали, что, несмотря на то, что во всех изучаемых регионах наблюдается прогресс в области внедрения инструментов электронной консультации (второго компонента модели электронного участия) (так, в 2018 г. только две страны не имели каких-либо онлайн-инструментов для вовлечения граждан), электронное принятие решений (третий компонент модели электронного участия) «остается серьезной проблемой» [2, с. 124].
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в современных странах электронное участие помогает вовлекать граждан в процесс принятия общественно значимых решений как на государственном, так и на местном уровнях управления. В свою очередь, государственные органы власти и управления получают возможность оперативно выявлять актуальные социальные запросы, налаживать конструктивный диалог с людьми, делать свою работу более «прозрачной», а услуги более доступными. В течение нескольких последних лет позиция Беларуси в рейтинге стран по уровню развития электронного участия и электронного правительства существенно улучшилась. Как отмечалось ранее, в 2018 г. наше государство вошло в группу из 40 стран с очень высоким уровнем развития электронного правительства и высоким уровнем доходов, став второй страной (наряду с Казахстаном) со средневысоким уровнем дохода в этой группе [2, с. 90]. Можно согласиться с тем, что, как указывается в обзоре ООН «Исследование ООН: электронное правительство 2018» со ссылкой на соответствующий сайт Министерства экономики Республики Беларусь, отчасти это является результатом выполнения «Государственной стратегии устойчивого социального и экономического развития на период до 2030 года, в состав которой входят несколько инициатив по развитию ИКТ в разных секторах экономики» [2, с. 90].
В качестве примера упоминаются «Стратегия информатизации Республики Беларусь на период 2016-2022 гг.», направленная на активизацию использования ИКТ в области осуществления электронных государственных услуг, а также «Государственная программа развития цифровой экономики и инфор-
мационного общества на 2016-2020 годы», ориентированная на цифровизацию уже происходящих процессов в различных сферах, включая здравоохранение, образование, государственные закупки и пр. В будущем представляется целесообразным предпринимать соответствующие усилия для более интенсивной реализации потенциала третьей составляющей электронного участия.
Список использованных источников
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Экономический бюл. НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. - 2015. - № 4. - С. 8-98.
2. United Nations E-Government Survey 2018 [Электронный ресурс] // United Nations. - Режим доступа: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Sur-vey/E-Government%20Survey%202018_Russian.pdf. - Дата доступа: 22.13.2019.
3. Беларусь поднялась на 38-е место в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства [Электронный ресурс] // Белорусское телеграфное агентство. - Режим доступа: https://www.belta.by/tech/view/belarus-podnjalas-na-38-e-mesto-v-rejtinge-oon-po-urovnju-razvitija-elektronnogo-pravitelstva-311561-2018/. - Дата доступа: 08.01.2019.
4. Обзор Организации Объединенных Наций по уровню развития электронного правительства, 2014 год: электронное правительство в интересах будущего, которого мы хотим [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - Режим доступа: https:// publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/E-Library%20Archives/UN%20E-overn-ment%20Survey%20series/UN%20E-Government%20Survey%202014_Russian.pdf. - Дата доступа: 06.11.2018.
5. Рубанов, А. В. Состояние, тенденции, перспективы развития Интернет-сообществ и информационно-коммуникативных технологий в Республике Беларусь: их проникновение в организацию повседневной жизнедеятельности людей / А. В. Рубанов, О. В. Терещенко // Современное белорусское общество: социологическое прочтение. БГУ в Гос. программе науч. исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» / А. Н. Данилов [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана. - Минск : БГУ, 2018. - С. 47-62.
6. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2019 / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; редкол.: И. В. Медведева [и др.]. - Минск, 2019. - 472 с.
7. Хамутовская, С. В. Электронное участие как элемент государственного управления в современных информационных обществах: сущность и основные показатели [Электронный ресурс] / С. В. Хамутовская // Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина : XIII Междунар. науч. конф. «Сорокинские чтения -2019» : сб. материалов, Москва, 18-19 февраля 2019 г. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2019. - С. 1464-1467. - Режим доступа: https://www.socio.msu.ru/documents/science/ SorokinskieSbornik2019.pdf. - Дата доступа: 18.06.2019.
8. Когда у минчан появится возможность бронировать место для ребенка в детском саду через Интернет [Электронный ресурс] // Минский городской исполнительный комитет. - Режим доступа: https://minsk.gov.by/ru/news/new/2019/07/11/1613/. - Дата доступа: 12.07.2019.
9. Руководство по наблюдению за использованием новых технологий голосования / Бюро ОБСЕ по демократич. институтам и правам человека. - Варшава : БДИПЧ ОБСЕ, 2013. - 96 с.
Поступила 24.10.2019 г.