РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Михаил Дорошевич, Марина Соколова
Резюме
Беларусь остаётся одной из лидирующих стран в Центральной и Восточной Европе по темпам роста интернет-аудитории. Однако замедление этого роста в 2012 по сравнению с 2011 годом свидетельствует об исчерпании резервов для увеличения количества пользователей за счёт развития инфраструктуры. Ненадлежащая регуляторная политика программирует отставание страны в сфере эффективного использования глобальной сети Интернет. Отсутствует программа развития бесплатного доступа к сети Интернет. За рамками внимания госорганов остаётся и медиаграмотность граждан, от которой зависит и возможность воспользоваться услугами электронного правительства. Различные ограничения развития интернет-рынка приводят к тому, что наибольший охват белорусской аудитории - у зарубежных ресурсов. В то же время правительству не удаётся активизировать процессы «создания национального контента».
Тенденции:
• ограниченный рост числа пользователей за счёт развития инфраструктуры;
• сохранение неравного доступа в интернет в зависимости от возраста и места проживания;
• сохранение монополии государственных компаний (Белтелеком, НЦОТ) на внешние каналы;
• развитие поисковых сервисов, порталов и социальных сетей как наиболее популярных ресурсов сети Интернет;
• расширение репертуара гражданского онлайнового активизма, появление инициатив, связанных непосредственно с использованием сети Интернет;
• сохранение ограничительного, а не стимулирующего, характера регу-ляторной политики государства.
Развитие инфраструктуры и рост аудитории
Основную роль в развитии телекоммуникационной инфраструктуры по-прежнему играет государственный оператор связи Белтелеком. К концу 2012 внешний интернет-шлюз расширен до 350 Гбит/с, а среднесуточное потребление внешнего трафика составило 270 — 280 Гбит/с.
Рис. 1. Пропускная способность международного канала Белтелекома (доступ в сеть Интернет), Мбит/с1
Мбит/с
В 2012 началось осуществление проекта, который может составить конкуренцию Белтелекому в предоставлении услуги передачи данных с использованием инфраструктуры на территории страны («транзит трафика»). На основании Указа Президента Республики Беларусь № 556 «Об условиях реализации инвестиционного проекта в сфере информационно-коммуникационных технологий», РУП «Национальный центр обмена трафиком» при участии российского капитала создал СООО «Белорусские облачные технологии». Это предприятие проложит по территории Беларуси новую транзитную магистраль связи Москва — Минск — Франкфурт, владеть которой будут белорусская и российская стороны на паритетной основе. Её пропускная способность в 23 раза превысит текущую ёмкость внешнего интернет-шлюза Беларуси (350 Гбит/с).2
В 2012 Национальный центр обмена трафиком начал предоставлять услуги пиринга. Это позволило в течение коротко-
См.: http://it.tut.by/298235.
Беларусь заработает на транзите интернет-трафика // [Электронный ресурс] Точка доступа: http://tech.onliner.by/2013/02/15/traffic.
го периода в 2.5 раза снизить отпускные цены на интернет-трафик для частных провайдеров.3 Однако основным оператором электросвязи остаётся Белтелеком, который в этом сегменте занимает первое место по количеству абонентов. Второе место принадлежит частному провайдеру «Космос ТВ».
Доля государственной компании на рынке широкополосного интернет-доступа, с учётом мобильных операторов, составляет 30%.4 Наиболее острая конкуренция на рынке услуг передачи данных по-прежнему наблюдается в Минске, где сосредоточена половина действующих вторичных провайдеров. Во всех городах Беларуси работают только четыре компании: Белтелеком (byfly) и три оператора сотовой связи, предоставляющие мобильный интернет-доступ, — diallog, life:); Velcom; МТС.5
В целом по республике средняя скорость передачи данных для пользователей («конечных абонентов») составляет около 1.5 Мбит/с (максимальная — 4.78 Мбит/с). Это обеспечивает стране 96-ю позицию из 180 по результатам исследования пропускной способности интернета во всём мире, проведённом компанией Speedtest.Net.6
Начиная с 2006 года тарифы на доступ в интернет в рублевом эквиваленте уменьшились в 30 раз, в долларовом — в 119 раз.7 Число абонентов и пользователей широкополосного доступа (ШПД) увеличилось за год на 6%.
Точные данные о пользователях мобильного интернета на данный момент отсутствуют, но, по экспертным оценкам, в 2012 самыми «трафикогенерирующими» мобильными устройствами являлись iPad, iPhone и Nokia 523, а число пользователей мобильного интернета составило примерно 2.1 млн чел. Эксперименты с мобильным доступом в интернет по технологии 4G (LTE), проводившиеся в 2011 году, не получили продолжения. Несмотря на увеличение количества точек платно-
http://tinyurl.com/ http://tinyurl.com/bmamvlz
Список всех интернет-провайдеров Беларуси см.: http://providers.by/ by-providers/?by_cities.
Internet traffic report // [Electronic resource] Mode of access: http://
www.mternettrafficreport.com/faq.htm#mclude.
См.: http://it.tut.by/307018.
4
го доступа ш^й, число пользователей хот-спотов за год уменьшилось в три раза (с 1.2 до 0.4%). На начало 2012 в Беларуси зарегистрировано 1 626 пунктов коллективного пользования (пункты доступа Белтелекома, компьютерные клубы, интер-нет-кафе).8
Рис. 2. Количество абонентов широкополосного доступа по отношению к абонентам и пользователям коммутируемого доступа, тыс. абонентов9
2500
Коммутируемый доступ
Широкополосный доступ
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
В декабре 2012 в зоне .Ьу зарегистрировано 73 тыс. доменов (в 2011-м — 44 тыс.).10 Если в 2011 большинство доменов регистрировалось физическими лицами, то в 2012 ситуация существенно изменилась. Около 56% доменных имён зарегистрировали юридические лица и индивидуальные предприниматели, 44% — физические лица. Наибольшее количество ре-гистраций доменов .Ьу наблюдалось за пределами Беларуси — в Германии, США и России. Помимо двух основных DNS-сер-веров для доменной зоны .Ьу, расположенных в Минске, ра-
http://www.mpt.gov.by/ru/new_page_5_6_15108/ Сеть передачи данных. Министерство связи и информатизации Республики Беларусь, см.: http://www.mpt.gov.by/ru/new_page_
5_6_15108/
Перспективы белорусского Интернета: социальное и материаль-
ное // [Электронный ресурс] Точка доступа: http://ng.by/ru/
issues?art id = 72750.
8
9
ботают несколько внешних — в Москве, Праге, Амстердаме и, с начала декабря, в США (штат Вирджиния).11
Согласно данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, проводимого Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, за три года доля домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер, выросла незначительно: 2009 - 40%, 2010 - 44%, 2012 - 46,4%.12 Доля домашних хозяйств, имеющих доступ в интернет с домашнего компьютера, составила 40.3%.13
За год белорусская интернет-аудитория выросла на 13.3%, то есть на полмиллиона пользователей. На начало декабря 2012 в Беларуси насчитывалось более 4.5 млн пользователей, а проникновение интернета составило 56%. Беларусь остаётся одной из лидирующих стран в Центральной и Восточной Европе по темпам роста интернет-аудитории. Однако замедление этого роста по сравнению с предыдущим годом (на 20%) свидетельствует о том, что исчерпываются резервы для увеличения количества пользователей за счёт развития инфраструктуры. На первый план выдвигаются медиаграмотность (знание ресурсов и сервисов сети Интернет и умение ими пользоваться) и создание бесплатных пунктов коллективного доступа в интернет.
Увеличение доли женщин (до 51%) среди пользователей интернета свидетельствует об определённой зрелости рынка (на возникающих рынках интернет-ресурсов и сервисов доля мужчин среди пользователей всегда выше). В Беларуси среди пользователей интернета 39% - люди с высшим образованием, 28% — со средним специальным, 28% — специалисты и старшие специалисты, 15.5% — студенты и школьники. Самая большая группа интернет-пользователей имеет ежемесячный доход от USD 250 до 500.
Характерной чертой белорусской интернет-аудитории остаётся цифровое неравенство: разрыв между числом пользователей в Минске и в остальных регионах страны, незначительное число пользователей старше 55. Однако именно в груп-
http://tinyurl.com/auctcse
http://belstat.gov.by/homep/ru/news/news130.php
http://www.mpt.gov.by/ru/new_page_5_6_15108/
12
пе 55+ зафиксирован самый значительный рост за последние три года — в 5 раз (табл. 1). В настоящее время доля жителей Минска составляет около 28% интернет-аудитории Беларуси, в то время как пять лет назад минчане составляли более 40% этой аудитории.14
Таблица 1. Возрастной состав интернет-аудитории Беларуси в 2009 и 2012, %15
Возраст
15-24 25-34 35-44 45-54 55+
2009 39.5 28.5 18.9 11.6 1.4
2012 30.5 30.1 19.5 13.0 6.8
По-прежнему большинство граждан пользуются услугами доступа в интернет дома (93.4%), на рабочем месте доступ в интернет имеют 30%, в школе/университете — 6.9 %, у друзей/родственников — 11.1%, в интернет-кафе — 4% пользователей.16
Ресурсы и сервисы
В 2012 сохранялась тенденция отставания белорусских ресурсов от российских по популярности — в десятку вошли только tut.by и onliner.by. Это объясняется тем, что в условиях ограниченного притока денег рекламодателей белорусским сайтам довольно трудно конкурировать за внимание пользователей. Четыре ресурса (порталы и поисковые сервисы) имеют охват (reach) более 50% интернет-аудитории: Google, mail.ru, vk.com и yandex.by (рис. 3). Портал tut.by имеет охват 48%. Следует отметить, что к 2015 году белорусское правительство предполагает создать государственный портал «Вся Беларусь online» в рамках Национальной программы ускоренного развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Минсвязи назвало крупнейших провайдеров в Беларуси и озвучило
расширенную статистику // [Электронный ресурс] Точка доступа: http://it.tut.by/298235. Дата доступа: 06.07.2012.
Исследование gemiusAudience // [Электронный ресурс] Точка доступа: https://gemius.com/pl/products_audience_about. Там же.
14
15
Рис. 3. Наиболее посещаемые сайты в 2012 году1
google.com mail.ru уапйех.Ьу vk.com доод1е.Ьу google.com №.Ьу youtube.com odnoklassniki.ru оп1шег.Ьу google.ru ru.wikipedia.org facebook.com ucoz.ru marketgid.com deal.by fotostrana.ru opera.com kinopoisk.ru ¡гг.Ьу
0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 80,00
Третьими по популярности (после поисковых сервисов и порталов) остаются социальные сети. По данным на январь 2013, пользователи социальных сетей составили 73.6% интернет-аудитории (в конце 2011 — 69.8%). Сети с наибольшей долей пользователей с высшим и последипломным образованием — Facebook.com (44.3%) и i.tut.by (42.3%). Наиболее значительная часть пользователей с неоконченным средним образованием — у Vseti.by (32.6%).
Рейтинг сайтов составлен по данным измерения интернет-аудитории gemiusAudience; см.: http://www.audience.by.
Пользователи со средним специальным образованием преобладают в сети Odnoklassniki.ru (35.0%), а с неоконченным высшим — в Vk.com (17.4%).18 Самая активная аудитория по-прежнему у LiveJournal (охват 16%) — практически 96% пользователей жж побывали хотя бы ещё в одной социальной сети.19
Видео и музыкальные сервисы
Общий охват видеосервисов составляет почти 2.6 млн чел., или 57.2% белорусской интернет-аудитории. Среди наиболее популярных сервисов — video.mail.ru, video.yandex.by, megogo.net, youtube.com, zerx.ru, my-hit.ru, seasonvar.ru, kinobanda.net. Только Kino.tut.by и Megogo.net предлагают легальный контент. В 2012 году предпринималось несколько попыток создания интернет-телевидения — каналов на youtube. Видеоролики предлагают новостные ресурсы Наша Шва, Naviny.by, svaboda.org. Однако эта практика не выходит за пределы отдельных опытов и не привлекает значительного внимания интернет-пользователей. Системно производством видеоконтента занимаются БЕЛСАТ, телевидение TUT.by, iTV. План по созданию молодёжного интернет-телевидения (www.A-TV.by) за счёт государственных ресурсов до сих пор не реализован.
В Беларуси наиболее популярны музыкальные сервисы music.tut.by, zaycev.net, music.yandex.by, muzofon.com, ultra-music.com, с общим охватом 19.82% белорусской интернет-аудитории. При этом наиболее активные пользователи — это жители городов с населением менее 50 000 человек и сёл.
Создание «тяжёлого контента» (видеоролики, кинофильмы, музыкальные композиции, сетевые игры) явилось одним из приоритетов государственных программ развития ресурсов интернета. Любопытно звучит обоснование инициативы: «Это позволит уменьшить нагрузку на внешний интернет-шлюз и сократить затраты РУП "Белтелеком"».20 Примерно так же мотивируется конкурс на закупку прав трансляции телевизионных каналов, просмотр видеоматериалов, скачивание аудиокниг и
Данные за сентябрь 2012 года.
Information Policy Biz // [Electronic resource] Mode of access: http://
www.infpolicy.biz.
http://tinyurl.com/af8czx8
18
19
электронных книг: «Национальный оператор электросвязи как владелец внешнего интернет-шлюза несёт серьёзные расходы в иностранной валюте. Поэтому мы работаем над увеличением объёма национального контента, чтобы снизить потребности в пропуске внешнего трафика, уменьшить свои затраты и повысить привлекательность используемых интернет-технологий»21.
Новостные ресурсы
Сохранилась и тенденция снижения интереса к собственно новостным ресурсам (различным модификациям традиционных СМИ) — в противовес росту аудитории социальных сетевых сервисов (табл. 2).
Таблица 2. Топ-20 новостных ресурсов22
Ресурс Рейтинг Число пользователей Среднее число посетителей вдень
tut.by-news 1 1 094 422 247 248
mail.ru-news.mail.ru 2 778 251 176 124
interfax.by 3 552 665 40 699
yandex.by-news 4 513 907 86 522
kp.by 5 378 396 36 847
naviny.by 6 317 203 32 021
charter97.org 7 299 045 73 172
euroradio.fm 8 215 112 13 910
ctv.by 9 203 249 10 860
telegraf.by 10 163 889 11 383
21.by 11 147 504 10 259
utro.ru 12 146 028 10 075
5min.by 13 131 147 8 851
nn.by 14 117 642 16 573
ex-press.by 15 112 415 8 150
ej.by 16 105 598 7 046
udf.by 17 96 134 9 426
gazeta.ru 18 87 448 6 571
afn.by 19 74 553 8 761
nl.by 20 69 544 6 290
http://tinyurl.com/bmamvlz
Рейтинг сайтов по данным измерения интернет-аудитории gemiusAudience; см.: http://www.audience.by.
Граждане и правительство онлайн
В 2012 расширился диапазон онлайнового активизма. Определённую популярность получила платформа онлайновых петиций Change.org.23 Своеобразным инструментом гражданского контроля оказался мониторинг сайта государственных закупок (http://www.icetrade.by) в блоге Виктора Малишев-ского (http://editorfm.blog.tut.by). Тенденции к геймификации проявились в проекте, совмещающем новостной интернет-ресурс с политическим тотализатором, — politizator.com. Интернет по-прежнему остаётся площадкой мобилизации граждан для благотворительных акций. Одной из наиболее интересных инициатив явилось создание благотворительного интернет-магазина.24
Политический онлайновый активизм особенно заметен в период парламентских выборов (vybary.blogspot.com; Electby.org; http://elections2012.spring96.org, проект «Наблюдение за выборами: теория и практика»: http://www.eotp.info). В интернете представлены практически все белорусские политические партии, движения и организации. Правда, представители белорусской оппозиции предпочитают выступать в роли экспертов и блогеров, а не отстаивать свои политические убеждения. Эксперты отмечают, что «Интернет используется как средство коммуникации, но не как средство моби-лизации»25. Вместе с тем фиксируется и коммуникационный разрыв — «между тем, что интересует электорат, и тем, что обсуждают на открытых для них медиаплощадках политические силы»26.
К 2015 году на Едином портале электронных услуг portal.gov.by планируется оказывать 24 электронные услуги, причём 23 — это справки из баз государственных банков и реестров. Единственная «реальная» услуга предоставляется МВД — постановка на учёт в ГАИ машины, выдача или обмен водительских удостоверений. Созданный в марте 2012 Наци-
http://it.tut.by/304581
http://it.tut.by/273963
Быковский П. В байнете появился политический тотализатор //
[Электронный ресурс] Точка доступа: http://tinyurl.com/b2leyk2. http://tmyurLcom/adjd'vxh
23
24
25
ональный центр электронных услуг (НЦЭУ: http://nces.by) работает для республиканских органов государственного управления. Только одна из четырёх десятков услуг (сведения о документах об образовании) предназначена и для физических лиц, то есть граждан республики.27
Что касается проектов электронного правительства в целом, то, как отмечают эксперты, даже при условии реализации Национальной программы развития ИКТ и создания к 2015 one-stop-shop portal (портал «одного окна»), Республика Беларусь всё равно будет числиться в отстающих. К этому времени рейтинги ООН скорее всего будут учитывать развитие мобильного правительства (m-gov), индекс электронного участия (gov 2.0) и работу с социальными сетями (SMM) — проекты, которые правительством Республики Беларусь даже не рассматриваются.28
Медиаграмотность граждан, от которой зависит и их возможность воспользоваться услугами электронного правительства, остаётся за рамками внимания государственных органов. Предлагаемая главой НЦЭУ структура информационных посредников в виде операторов «Белпочты», которые помогут «бабушке воспользоваться электронной услугой на дому или в почтовом отделении»29, ни в коем случае не может рассматриваться в качестве адекватного решения проблемы.
В этой ситуации граждане и представители бизнеса прилагают самостоятельные усилия для разработки и реализации более эффективных проектов. В октябре 2012 компания МТС запустила образовательный проект «Дети в Интернете», в рамках которого провела первый «Урок полезного и безопасного Интернета». Осенью 2012 активисты компании «Наш дом» прове-
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 мая 2012 № 509 «Об электронных услугах, оказываемых республиканским унитарным предприятием "Национальный центр электронных услуг" государственным органам, иным организациям и гражданам на безвозмездной основе, и некоторых мерах по организации предоставления электронных услуг», см.: http://www.pravo.by/pdf/2012-66/2012-66(006-014)^.
Министр связи Беларуси мечтает о топ-30 в eGov-рейтинге ООН? //
[Электронный ресурс] Точка доступа: http://tinyurl.com/a5gvc4p. Дата доступа: 07.05.2012. http://tinyurl.com/adgtyoa
27
28
ли в Гомеле акцию «Гомель-connect» с целью добиться оборудования десяти наиболее посещаемых кафе, баров и пиццерий точками бесплатного доступа т-Н. В феврале 2012 «в целях координации действий бизнес-сообщества по развитию отечественного электронного бизнеса и взаимодействия с электронным правительством по оказанию государственных электронных услуг, порядка формирования государственных информационных ресурсов, поддерживающих предпринимательскую деятельность, а также порядка компенсации ущерба пользователям данных ресурсов», создан Общественно-экспертный совет по развитию электронного бизнеса в Республике Беларусь.30
Контроль и ограничение доступа к ресурсам и сервисам глобальной сети Интернет
В 2012 белорусское правительство включено в список «врагов интернета», составленный международной организацией «Репортёры без границ». Большинство экспертов, однако, не склонно соглашаться с такой однозначной оценкой ситуации. Так, А. Класковский утверждает, что власть старается не перегибать палку, «посматривает» за социальными сетями и в целом за интернет-ресурсами, «но без нужды не лезет»31.
В 2012 в повестке дня государственных органов всё ещё оставалась организация наблюдения и контроля над интернет-ресурсами. Ещё в 2010 провайдеров доступа в интернет обязали предоставлять по требованию органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, безвозмездный круглосуточный удалённый доступ к базам данных об абонентах и оказанных им услугах. Кроме того, провайдеры должны за свой счёт приобретать, устанавливать и обслуживать системы технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ32). Весной Белтелеком
30 Е-делегация: электронный бизнес с экспертной поддержкой // [Электронный ресурс] Точка доступа: http://allminsk.biz/content/view/ 26105/1/
31 Быковский П. Свобода слова в байнете: то ли есть, то ли нет // [Электронный ресурс] Точка доступа: http://tinyurl.com/ac2qacv.
32 СОРМ — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-разыскных мероприятий в сетях телефонной,
реализовал проект СОРМ для сети передачи данных byfly, а уже летом 2012 обновил программное обеспечение для фильтрации.33
В 2014 планируется завершить разработку «программно-аппаратного комплекса для исследования и мониторинга информационных ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет»34. С конца 2011 в Беларуси функционирует технологическая платформа проверки и фильтрации сетевых пакетов по их содержимому с возможностью изменения пакетов DPI (Deep Packet Inspection), что позволяет проводить анализ интернет-трафика и применять дифференцированные политики к его различным типам.35 Тем не менее белорусская сеть передачи данных, согласно данным Uceprotect, занимает третье место в мире по активности спа-меров и бот-сетей (2010 — 43-е, 2011 — 8-е место).36
Общедоступный список ресурсов ограниченного доступа по-прежнему пуст. Продолжают оставаться непрозрачными принципы, по которым формируется так называемый закрытый «чёрный список» интернет-ресурсов (на начало 2013 в списке значилось 119 ресурсов). Не внесли ясность в ситуацию ни Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи (БелГИЭ), ответственная за ведение списков, ни
подвижной и беспроводной связи и радиосвязи. СОРМ-1 — система прослушивания телефонных переговоров, СОРМ-2 — система протоколирования обращений к сети Интернет.
http://it.tut.by/286586; http://newsby.org/by/2012/04/28/text24007.htm http://it.tut.by/269626
В 2012 Международный союз электросвязи (МСЭ) утвердил стандарт
(рекомендации) Y.2770 на применение технологий DPI. Этот стандарт не предусматривает инспекцию зашифрованного трафика, но лишь обязательную инспекцию незашифрованных фрагментов такого трафика. Представители России и ряда среднеазиатских стран предлагают сделать этот стандарт обязательным для интернет-провайдеров. Против принятого документа Y.2770 выступала Германия, по мнению которой стандартизация DPI приведёт к усилению цензуры в интернете. Эксперты отмечают, что документ оставляет открытым ряд важных вопросов. Так, в нём нет ни слова о защите частной информации пользователей. Кроме того, в такого рода документах должно быть прописано условие сетевой нейтральности, согласно которой операторы не имеют права отдавать предпочтение разным видам трафика. http://stats.uceprotect.net/
33
34
35
Оперативно аналитический центр, который наделил БелГИЭ этой функцией.
В Беларуси продолжают использовать практики блокирования. Летом 2012 заблокирован доступ к сайту Change.org. Вследствие этого, как сообщили владельцы DNS Made Easy, оказался закрытым и доступ к шестнадцати другим сайтам, не имеющим отношения к Беларуси: aviasales.ru, f1news.ru, trusteer.com, digicert.com, jquery.com, sendgrid.com, mxtoolbox.com, getclicky.com, urbanairship.com, life360.com, path.com, vizio.com, arenajunkies.com, wowdb.com, wowstead.com, whmcs.com. Клиенты получили следующее сообщение: «DNS Made Easy не контролирует эту блокировку наших серверов. Если она касается ваших клиентов или вашего бизнеса, обратитесь к Бел-телекому с запросом относительно блокировки наших серверов в их сети». Осенью 2012 для пользователей, находящихся на территории Беларуси, блокировался доступ к сайтам оргкомитета по созданию партии Белорусская христианская демократия (bchd.info), кампании партийного наблюдения «За справедливые выборы» (vybary.org).31
Власти также предпринимали попытки инфильтрации вирусов в системы charter97.org, использовали вредоносное программное обеспечение для контроля над почтовыми ящиками лидеров оппозиции и независимых журналистов.38 Имели место случаи физического преследования создателей интернет-ресурсов. В частности, осенью задержаны администраторы оппозиционных групп в социальной сети vk.ru: «Надоел нам этот Лукашенко» (31 000 пользователей) и «Только ШОС» (15 000 пользователей).39 Несовершеннолетнего руководителя инициативы «Ляпис Трубецкой — бесплатный концерт в Минске» задержали и освободили только после допроса.40 Однако в целом не наблюдалось значительного роста репрессий, не применялись меры пресечения призывов к проведению несанкционированных массовых меро-
http://belapan.com/archive/2012/09/23/576417/
Вирус КГБ. Описание и способ удаления // [Электронный ресурс] Точка доступа: http://charter97.org/ru/news/2011/11/6/44406/ http://www.charter97.org/ru/news/2012/8/30/57616/ http://www.charter97.org/ru/news/2012/8/31/57675/
31
38
39
приятий через интернет, введённые в законодательство в 2011 году.41
Заключение
Потенциал для роста интернет-аудитории не будет определяться исключительно развитием инфраструктуры. Существенным условием становится уменьшение цифрового неравенства за счёт развития медиаграмотности и разработки программы создания пунктов бесплатного коллективного доступа (актуальность последнего будет возрастать по мере внедрения сервисов электронного правительства).
Наибольший рост предполагается в сегменте мобильного доступа в интернет. Время, проводимое в сети, будет возрастать, но пятёрка лидеров среди сайтов скорее всего останется неизменной.
Рост числа пользователей, развитие сервисов электронного правительства и электронного бизнеса будут стимулировать гражданские инициативы и появление исследовательских проектов в сфере управления развитием и использованием сети Интернет. Будет сохраняться ограничительный, а не стимулирующий, характер регуляторной политики государства. Планируемое в 2013 внесение изменений в законы «Об электрической связи» и «Об информации, информатизации и защите информации» принципиально не изменит ситуацию.
http://tinyurl.com/cgd4j25