WWW: ПРЕДЕЛЫ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Михаил Дорошевич, Марина Соколова Резюме
В конце 2015 года количество пользователей сети интернет в возрасте 15-74 года составило почти 70.0% населения страны. В общем рейтинге развития инфраструктуры Беларусь поднялась с 50-го места (2010 год) на 36-е, опередив всех своих соседей. Несмотря на развитие инфраструктуры, сохраняется существенное неравенство возможностей доступа в интернет в городе и сельской местности. Продолжается рост популярности интернета как средства массовой информации; самыми посещаемыми ресурсами по-прежнему остаются google.com, vk.com, mail.ru, yandex.by, tut.by.
Несмотря на необходимость развития государственных сервисов, правительственные онлайновые площадки до сих пор не приведены в соответствие с требованиями законодательства. Развитие электронной коммерции и сервисов электронного правительства актуализирует проблему защиты персональных данных пользователей этих ресурсов, поскольку белорусское законодательство не обеспечивает в должной мере права субъектов данных. Существенной проблемой остаётся отсутствие надлежащих процедур регулирования доступа пользователей к ресурсам глобальной сети.
Тенденции:
• сохранение существенного неравенства возможностей доступа к ресурсам и сервисам интернета в городе и сельской местности, несмотря на успехи в развитии инфраструктуры;
• актуализация проблемы технической защиты персональных данных и законодательного обеспечения прав субъектов персональных данных в связи с развитием интернет-ресурсов;
• сохранение статуса несвободной страны в международном рейтинге «Свобода сети».
Инфраструктура превыше всего
Как и в предыдущие годы, развитие инфраструктуры остаётся одним из приоритетов политики развития информационного общества в Беларуси. В общем рейтинге развития инфраструктуры Беларусь поднялась с 50-го места
(2010 год) на 36-е, опередив всех своих соседей: Российская Федерация — 45-е место, Молдова — 66-е, Украина — 79-е, Латвия — 37-е, Литва — 40-е, Польша — 44-е место.
На начало 2015 года доля абонентов беспроводного широкополосного доступа составила чуть больше 48.0%.1 В конце 2015 года ёмкость внешнего шлюза достигла 610 Гбит/с, что в пять раз больше, чем в 2010 году. По прогнозам экспертов, к 2020 году ёмкость шлюза составит 2 Тбит/с.2
По оценкам Международного союза электросвязи, Беларусь заняла 25-е место в мировом рейтинге по количеству абонентов фиксированной широкополосной связи — 28.8% (в 2010 году этот показатель составлял 17.4%) и 23-е место — по количеству домохозяйств, имеющих доступ в интернет (57.1 на 100 домохозяйств). Несмотря на относительно хорошие рейтинговые показатели, проблема обеспечения доступа в сеть всех граждан далека от разрешения. В целом по стране почти у половины домохозяйств (43.0%) нет возможности воспользоваться ресурсами и сервисами сети интернет. При этом в сельской местности доля таких домохозяйств составляет 60.0%.
Одна из причин такого положения дел — сохранение государственной монополии (Белтелеком и Национальный центр обмена трафиком) на внешний канал доступа в интернет, как следствие, сложные условия деятельности коммерческих провайдеров. Только 5 из 66 действующих негосударственных провайдеров доступа в интернет работают во всех городах, 37 — в Минске, 8 — в Бресте, 5 — в Витебске, 9 — в Гомеле, по 4 — в Гродно и Могилёве.
«Беларусь заняла 25-е место в мировом рейтинге по количеству абонентов фиксированной широкополосной связи.» БелТА. 23 Sep. Web. 23 Apr. 2016. <http://www.belta.by/tech/view/belarus-zanjala-25-e-mesto-v-mirovom-rejtmge-po-kolichestvu-abonentov-fiksirovannoj-shirokopolosnoj-163703-2015/>.
«Внешний интернет-шлюз Беларуси к 2020 году составит более
2 Тбит.» БелТА. 03 Nov. 2015. Web. 23 Apr. 2016. <http://www.belta.by/ tech/view/vneshnij-internet-shljuz-belarusi-k-2020-godu-sostavit-bolee-2-tbits-168924-2015/>.
Аудитория и использование сети интернет
В декабре 2015 года количество пользователей сети интернет в возрасте 15—74 года увеличилось примерно на 80 997 чел. по сравнению с декабрем 2014 и составило почти 70.0% населения в этой возрастной группе (табл. 1).3 Из них 87.0% выходят в сеть ежедневно, 85.0% имеют фиксированный доступ, 59.0% — доступ с мобильных устройств. При этом мобильный доступ предпочитает большинство молодых людей (77.5%).
Таблица 1. Рост числа пользователей сети интернет
Год 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число пользователей, млн чел. 3.024 3.45 4.14 4.62 4.85 5.00 5.08
Примечание. По данным исследования Gemius Audience.
По данным исследования группы компаний САТИО, проведённого в 2015 году, доля мужчин среди белорусских интернет-пользователей незначительно ниже (47.9%), чем доля женщин (52.1%). Большинство пользователей интернета с целью получения новостей — это молодёжь (40.4%), а также белорусы в возрасте от 30 до 44 лет (34.2%).
За последние шесть лет существенно изменилась возрастная структура аудитории интернета в Беларуси: доля пользователей в возрасте 55—74 увеличилась в шесть раз, а в возрасте 19—24 уменьшилась почти в два раза (табл. 2).
Увеличивается популярность интернета как средства массовой информации. Если в 2005 году только 18.0% пользователей рассматривали интернет как надёжный источник информации, то в 2015 таковых уже насчитывалось 63.8% (рис. 1).
«Беларусь заняла 23-е место в мировом рейтинге доли домашних хозяйств, имеющих доступ в интернет.» БелТА. 23 Sep. 2015. Web. 23 Apr. 2016. <http://www.belta.by/society/view/belarus-zanjala-23-e-mesto-v-mirovom-rejtinge-doli-domashnih-hozjajstv-imejuschih-dostup-v-internet-163711-2015/>.
Таблица 2. Возрастная структура аудитории интернета, 2009 и 2015 гг., %
Возраст, лет 2009 2015
15-18 8.59 5.03
19-24 32.67 17.79
25-34 28.39 27.99
35-44 17.25 21.88
45-54 11.14 15.64
55-74 1.97 11.67
Примечание. По данным исследования САТИО.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «К каким средствам массовой информации вы прежде всего обращаетесь?», %4
Интернет
Газеты
Радио
Телевидение
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 □ 2015 ■ 2005
По-прежнему большинство пользователей заходят в глобальную сеть для поиска информации (90.0%), при этом сохраняется доля читателей новостей — 50.0%. Несколько увеличилась доля посетителей онлайновых
Соколова, Марина, and Дорошевич, Михаил. «WWW как среда обитания.» Белорусский ежегодник 2011. Минск: «Наше мнение» & BISS. 2012. 165—78. Print; «Белорусские средства массовой информации: качественно-количественный анализ.» Минск: Группа компаний САТИО. 2015. MS.
сетевых сервисов (70% — в 2014 и 75% — в 2015 году) и тех, кто осуществляет платежи онлайн (20 и 25% соотв.).5
Таблица 3. Интернет-пользователи по целям выхода в сеть по возрастным группам, 2015 г., %6
Цель выхода в сеть Возрастные группы, лет
6-10 11-15 16-24 25-24 55-64 65+
Поиск информации 61.1 89.4 94.7 96.3 93.2 84.7
Аудио- и видеосервисы 75.4 90.4 92.8 78.5 58.7 45.8
Социальные сети 37.8 86.4 95.9 75.8 61.1 47.7
Компьютерные игры 87.4 87.6 65.3 39.2 22.9 13.2
Электронная почта 13.1 37.3 66.8 56.6 55.6 51.9
Товары и услуги 0.0 4.5 39.6 34.2 20.1 15.7
Образование 54.8 93.9 68.0 7.9 2.2 0.8
Финансовые операции 0.0 0.4 23.9 31.6 20.9 9.1
По данным Белтелекома, «внутренние» ресурсы дают 5.0% объёма внешнего шлюза, а более 40.0% трафика приходится на ВКонтакте и mail.ru.
Самыми популярными сервисами по-прежнему остаются google.com, vk.com, mail.ru, yandex.by, tut.by. Среди новостных ресурсов растёт доля news.tut.by (с 34.7% в 2013 до 39.0% в 2015 году). В свою очередь доля news.mail. т снижается (с 23.1% в 2013 до 18.5% в 2015 году), как и доля news.yandex.by (с 18.1% в 2013 до 14.0% в 2015 году). В 2015 году в тройку лидеров вошёл новый ресурс — onliner. ЬУ (21.9%).
Среди социальных сетевых сервисов по-прежнему лидирует платформа ВКонтакте, за которой следуют odnoklassniki.ru и facebook. Социологический опрос, проведённый группой компаний САТИО, показал, что в 2015 году белорусские интернет-пользователи впервые
«Беларусь в цифрах. 2016.» Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Web. 23 Apr. 2016. <http://www.belstat. gov.by/ofitsialnaya-statistika/pubHcations/izdania/pubHc_compüation/ index_4920/>. Там же.
начали активно упоминать такую социальную сеть, как instagram.com (7.1%).7
Различные организации используют доступ в интернет главным образом для поиска информации (98.0% организаций). Подавляющее большинство организаций осуществляют банковские операции и предоставляют сведения клиентам онлайн (96 и 73% соответственно). Основным результатом использования сети интернет является улучшение условий труда и имиджа организации (87.2 и 85.3% соотв.). К сокращению численности персонала это ведёт только в 29.3% случаях.8 Почти все субъекты хозяйствования заполняют налоговые декларации (93.0%) и предоставляют ведомственную отчётность (88.7) онлайн.9
Электронные услуги, предоставляемые государством
В удобных сервисах и ресурсах, предоставляемых органами государственного управления, всё в большей степени нуждаются и граждане, и бизнес-сообщество. Следует отметить, что в некоторой степени этим потребностям отвечают результаты выполнения стратегии развития информационного общества на 2010—2015 годы: созданы Национальный центр электронных услуг (НЦЭУ) и Объединённая автоматизированная система органов государственного управления (ОАИС), государственная система управления открытыми ключами (ГОСУОК), система межведомственного документооборота (СМДО). Практически все органы государственного управления имеют регулярно обновляемые веб-сайты.
Однако исследования сайтов государственных органов, проведённые как правительственными, так и неправитель-
«Белорусские средства массовой информации: качественно-коли-
чественный анализ.» Минск: Группа компаний САТИО. 2015. MS; Дорошевич, Михаил. «Медиаисследование Gemius Audience, 01.2016, возраст 15—74.» Минск. 2016. MS.
«Беларусь в цифрах. 2016.» Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Web. 23 Apr. 2016. <http://www.belstat. gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compüation/ index_4920/>. Там же.
ственными организациями, свидетельствуют о том, что правительственные онлайновые площадки до сих пор не приведены в соответствие с требованиями законодатель-ства.10 Основными факторами, замедляющими развитие сервисов электронного правительства, по мнению экспертов, являются инертность органов государственного управления, отсутствие мотивации для реинжиниринга административных процессов, недостаточный уровень инвестиций, слабое использование возможностей государственно-частного партнёрства.11
В итоге, для бизнеса взаимодействие с государственными органами сводится, главным образом, к получению информации об их деятельности (83.0%) и бланков для заполнения (92.0%).12 Граждане посещают сайты государственных органов и организаций изредка. Так, по данным опроса, проведённого Центром правовой трансформации и социологической службой НОВАК (2015), только 10.0% граждан часто посещают сайты государственных органов, а 36.0% никогда этого не делали.
Решение указанных проблем зависит от того, сможет ли правительство реализовать стратегию ориентации на пользователя государственных услуг, а именно:
• ввести «внутренние» индикаторы электронного правительства, которые оцениваются гражданами и бизнесом, а не ориентироваться только на международные рейтинги;
• создать институт информационных посредников, включая частный бизнес, для исполнения административных процедур;
• сформировать единую площадку интерактивного управления территориями на принципах социальной
10 Семашко, Елена. «Исследование сайтов государственных органов (организаций) в Беларуси.» Минск, 2015. Print.
11
«Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы.» Nmo.basnet.by. 03 Nov. 2015. Web. 23 Apr. 2016. <http://nmo.basnet.by/concept/strategia2022.php>. «Беларусь в цифрах. 2016.» Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Web. 23 Apr. 2016. <http://www.belstat.
govby/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/pubhc_compilation/ index_4920/>.
подотчётности с использованием административных электронных регламентов на базе единой на всю страну корпоративной муниципальной геоинформационной системы, принять решение о способе идентификации граждан в электронном правительстве; • создать для граждан личные кабинеты с доступом к персональным данным, имеющимся у государства.13
Защита персональных данных и ограничение доступа к электронным ресурсам
Развитие электронной коммерции (в 2014 году объём рынка интернет-торговли в Беларуси составил USD 420 млн; с 2012 года количество интернет-магазинов выросло в 3.5 раза14) и сервисов электронного правительства актуализирует проблему защиты персональных данных пользователей этих ресурсов. По данным исследования Lawtrend, техническая защита персональных данных важна для 85.0% респондентов, при этом для 55.0% — очень важна; не менее важна неприкосновенность частной жизни онлайн — для 85.0%, при этом очень важна — для 50.0% пользователей. Между тем юридический анализ этой сферы показал, что белорусское законодательство в сфере защиты персональных данных:
• не соответствует требованиям 108 Конвенции Совета Европы о защите персональных данных, подвергающихся автоматической обработке;
• государственные органы и организации практикуют различные стандарты сбора, хранения и обработки персональных данных;
• в нормативных правовых актах, регламентирующих функционирование различных баз данных, отсутствуют единообразные подходы к установлению сроков хранения персональных данных;
Шавров, Сергей. «Электронное правительство в Беларуси.» SYMPA. Web. 23 Apr. 2016. <http://sympa-by.eu/sites/default/files/library/ elektronnoe_pravitelstvo_v_belarusi_shavrov.pdf>.
«Минторг: мы за динамичный рост интернет-торговли, но по цивилизованному пути.» People.onliner.by. 14 Dec. 2015. Web. 23 Apr. 2016. <https://people.onliner.by/2015/12/14/torg-32>.
13
• у граждан отсутствует возможность знать кто, когда и с какой целью собирает их персональные данные, кто обращается к их персональной информации, хранящейся в государственных базах данных;
• отсутствует чёткая регламентация сбора, хранения, обработки и использования персональных данных коммерческими структурами.15
Существенной проблемой остаётся ограничение доступа к ресурсам глобальной сети. Судя по ответам респондентов исследования, проведённого Центром правовой трансформации и службой НОВАК, 23.0% сталкивались с ограничениями доступа лично, при этом 12.0% — неоднократно; 19.0% респондентов сталкивались с нарушением права на свободный обмен информацией онлайн, в том числе 9.0% — неоднократно.
По данным министерства информации, в 2015 году ограничивался доступ к 41 интернет-ресурсу (распространение экстремистских материалов, информации для распространения наркотических средств, ненадлежащая реклама лекарств, пропаганда детской порнографии, реклама алкоголя), к четырём из них доступ был возобновлён после устранения выявленных нарушений.
По-прежнему не обеспечивается надлежащая судебная процедура. Так, министерство информации может принимать решение о блокировке того или иного ресурса по своему усмотрению. При этом законодательные акты16 не предусматривают обжалования в суде предписания об ограничении доступа к ресурсу. Некоторые эксперты считают,
«Защита персональных данных в Беларуси.» Lawtrend. Feb. 2015. Web. 23 Apr. 2016. <http://www.lawtrend.org/wp-content/uploads/2015/02/ Zashhita-personalnyh-dannyh-v-Belarusi-1.pdf>; «Проект рекомендаций по совершенствованию законодательства Республики Беларусь о защите персональных данных.» Lawtrend. 2015. Web. 23 Apr. 2016. <http://www.lawtrend.org/information-access/proekt-rekomendatsij-po-sovershenstvovaniyu-zakonodatelstva-respubliki-belarus-o-zashhite-personalnyh-dannyh>.
Имеется в виду Постановление о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам интернета, согласно которому в список ресурсов могут быть внесены прокси-серверы, используемые для обхода блокировок (вступило в силу 27 февраля 2015 года).
5
что подобные меры направлены не на борьбу с конкретными нарушениями законодательства в сети, а на запугивание владельцев интернет-ресурсов с целью держать их под контролем.17 Неудивительно поэтому, что в рейтинге Freedom House Беларусь сохраняет статус несвободной страны.18
Заключение
В 2015 году сохранился ряд тенденций, обозначившихся в предыдущие годы: государственная монополия на внешний канал; возобновление роста числа пользователей, замедлившегося с 2013 года; неравенство возможностей доступа в интернет в городе и сельской местности; рост популярности онлайновых ресурсов; лидирующие позиции российских сервисов. Существенной проблемой остаётся отсутствие надлежащих процедур регулирования доступа пользователей к ресурсам глобальной сети.
Вместе с тем проявляются новые тренды. В ответ на потребность граждан в удобных сервисах, предоставляемых органами государственного управления, инициирован мониторинг сайтов органов исполнительной власти, учреждений здравоохранения, высших учебных заведений. Результатом явилась разработка рекомендаций для модернизации этих сайтов.
Реализация проектов электронного правительства, рост объёма рынка электронной коммерции актуализируют проблемы технической защиты персональных данных и законодательного обеспечения приватности онлайн. И в этой сфере повышение общественного интереса стимулировало разработку рекомендаций по гармонизации белорусского и европейского законодательств. Тем не менее нет уверенности в том, что эти рекомендации будут услышаны и реализованы.
«Кто, за что и как будет блокировать сайты и анонимайзеры в Беларуси.» TUT.BY. 25 Feb. 2015. Web. 23 Apr. 2016. <http://42.tut. by/437141>.
"Freedom on the Net 2015 (Report)." Freedom House. 2016. Web. 23 Apr. 2016. <https://freedomhouse.org/report/freedom-net/freedom-net-2015>.
17
Разрыв в доступе к глобальной сети между Минском и другими городами, и тем более сельской местностью, будет медленно сокращаться прежде всего потому, что государственная стратегия экстенсивного развития инфраструктуры себя исчерпала. Тогда как ситуация ограниченной конкуренции не способствует развитию качества и увеличению разнообразия сервисов. Доля пользователей в возрасте 65+ возрастёт, главным образом, за счёт набирающих силу процессов демографического старения общества. Стопроцентной дигитализации подвергнется только медицинская документация и средства массовой информации.
В условиях сокращения рынка интернет-рекламы, директивные меры, направленные на развитие национального контента, предусмотренные стратегией информатизации, не приведут к существенным изменениям (как и меры предыдущей стратегии развития информационного общества и программы развития электронных услуг).
Развитие сервисов электронного правительства будет происходить на основе тактических нововведений, инициированных энтузиастами различных государственных органов и организаций. Лакуны в законодательстве и утвердившаяся правоприменительная практика будут провоцировать нарушения прав пользователей на свободный доступ к информации и защиту приватности онлайн.