Научная статья на тему '«Достойное качество жизни» и «Благополучие личности» как конституционно-правовые ценности'

«Достойное качество жизни» и «Благополучие личности» как конституционно-правовые ценности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1030
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
Конституция / конституционализм / достойное качество жизни и благополучие / национальная безопасность. / Constitution / constitutionalism / decent quality of life and well-being / national security.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Теплова Дарья Олеговна

В данной статье предпринята попытка дать обоснование таких конституционно-правовых ценностей, как «достойное качество жизни» и «благополучие личности». Достойное качество жизни становится той социальной ценностью в политике государства, которая обеспечивает счастье и жизнеспособность каждой личности и общества. Не случайно в некоторых государствах были учреждены министерства счастья, основной задачей которых становится изучение и разработка социальной политики в создании комфортного существования граждан. Категория «достойное качество жизни», по мнению специалистов, затрагивает все аспекты жизни человека: обеспеченность материальными благами, пища, одежда, жилье, безопасность, доступность медицинской помощи, возможности для получения образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения. Отсюда понимание Основного Закона страны невозможно без осознания той социальной роли, которая обусловливает технологию достижения благополучия, и даже счастья любой личности. Автор попытался провести некоторые корреляции, которые демонстрируют значение Конституции как «дорожной карты» достижения благополучия личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«DECENT QUALITY OF LIFE» AND «THE WELFARE OF AN INDIVIDUAL» AS CONSTITUTIONAL AND LEGAL VALUES

This article attempts to justify such constitutional and legal values as” decent quality of life and well-being of the individual”. A decent quality of life becomes a social value in state policy that ensures the happiness and vitality of each individual and society. It is no accident that some States have established ministries of happiness, whose main task is to study and develop social policies to create a comfortable existence for citizens. The category” decent quality of life”, according to experts, affects all aspects of human life: the provision of material goods, food, clothing, housing, security, access to medical care, opportunities for education and development of abilities, the state of the natural environment, social relations in society, including freedom of expression and the influence of citizens on political decisions. Hence, understanding the basic law of the country is impossible without understanding the social role that determines the technology for achieving well-being and even happiness of any individual. The author tried to draw some correlations that demonstrate the importance of the Constitution as a “road map” for achieving the well-being of the individual, society and the state.

Текст научной работы на тему ««Достойное качество жизни» и «Благополучие личности» как конституционно-правовые ценности»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10109 ТЕПЛОВА Дарья Олеговна,

кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

е-таИ: mail@law-books.ru

«ДОСТОЙНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» И «БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ» КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация. В данной статье предпринята попытка дать обоснование таких конституционно-правовых ценностей, как «достойное качество жизни» и «благополучие личности». Достойное качество жизни становится той социальной ценностью в политике государства, которая обеспечивает счастье и жизнеспособность каждой личности и общества. Не случайно в некоторых государствах были учреждены министерства счастья, основной задачей которых становится изучение и разработка социальной политики в создании комфортного существования граждан. Категория «достойное качество жизни», по мнению специалистов, затрагивает все аспекты жизни человека: обеспеченность материальными благами, пища, одежда, жилье, безопасность, доступность медицинской помощи, возможности для получения образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения. Отсюда - понимание Основного Закона страны невозможно без осознания той социальной роли, которая обусловливает технологию достижения благополучия, и даже счастья любой личности. Автор попытался провести некоторые корреляции, которые демонстрируют значение Конституции как «дорожной карты» достижения благополучия личности, общества и государства.

Ключевые слова: Конституция, конституционализм, достойное качество жизни и благополучие, национальная безопасность.

TEPLOVA Daria Olegovna,

PhD in Law, Deputy Head of the Department of State and Legal Disciplines of the East-Siberian Branch of the Russian State University of Justice

«DECENT QUALITY OF LIFE» AND «THE WELFARE OF AN INDIVIDUAL» AS CONSTITUTIONAL AND LEGAL VALUES

Annotation. This article attempts to justify such constitutional and legal values as" decent quality of life and well-being of the individual". A decent quality of life becomes a social value in state policy that ensures the happiness and vitality of each individual and society. It is no accident that some States have established ministries of happiness, whose main task is to study and develop social policies to create a comfortable existence for citizens. The category" decent quality of life", according to experts, affects all aspects of human life: the provision of material goods, food, clothing, housing, security, access to medical care, opportunities for education and development of abilities, the state of the natural environment, social relations in society, including freedom of expression and the influence of citizens on political decisions. Hence, understanding the basic law of the country is impossible without understanding the social role that determines the technology for achieving well-being and even happiness of any individual. The author tried to draw some correlations that demonstrate the importance of the Constitution as a "road map" for achieving the well-being of the individual, society and the state.

Key words: Constitution, constitutionalism, decent quality of life and well-being, national security.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Важнейшей проблемой т.н. конституцио-нализации, т.е. приведения в соответствии с высокими идеалами и ценностями Конституции существующих фактических общественных отношений, являются слабая легитимность её положений, отсутствие точной стратегии достижения благополучия личностью, обществом и государством. Как отмечает ряд авторов, во многом это обусловлено незавершенностью конституционно-правовой реформы нашего государства и постоянными изменениями, вносимыми в данный акт [1].

Несмотря на то что уже прошло более 26 лет после принятия действующей Конституции, так и не создана стройная и четкая доктрина государственного строительства и система законодательства, которая отражала бы технологию достижения благополучия личности и общества. В связи с этим некоторые исследователи конституционного права отмечают, что необходимой стороной изучения природы Конституции, проведения конституционной реформы и в целом понимания политико-правового значения данного акта является анализ её аксиологических начал. Особое значение в этом имеют т.н. конституционные ценности, которые могут выступать как важнейшие целевые показатели или абсолютно неизменные положения [14, с. 35].

По мнению Р.В. Шагиевой, понимание природы, способов принятия и значения Конституции как сложнейшего документа требует дальнейшего изучения данной материи: при оценке содержательной части необходимо важно также учитывать, что Конституция, помимо основ конституционного строя, определяет условия достижения стратегических целей (Преамбула Конституции) и устанавливает фундаментальные основы жизнедеятельности всего общества [1, с. 34, 35].

Конституция страны, по сути, содержит технологию достижения благополучия и право на достойную жизнь, необходимые как для отдельной личности, так и для всего общества. Некоторые отмечают, что Конституция трактуется в смысле понимания этого официального документа как политической декларации, оказывающей огромное социально-идеологическое воздействие на развитие всех сфер общественной жизни, а также как особого акта правового учредительства, при помощи которого население страны устанавливает основы своей общественной и государственной жизни [1, с. 21].

Отсюда, понимание Основного Закона страны без осознания той социальной роли и потенциала, которые обусловливают повышение качества жизни населения и технологию достижения благополучия, и даже счастья, не позволяют в полной мере раскрыть её правовой, политический

и ценностно-мировоззренческий потенциал. Конституция по своей природе представляет собой не только политический (декларативный) или правовой (юридический) акт страны, но и во многом социально-мировоззренческий, ценностно-практический, где любая личность и гражданин могут использовать Конституцию как «дорожную карту» достижения социального благополучия и счастья, что повышает её легитимность и демократичность. Особенно это актуально в свете предложенной Президентом России в послании Федеральному Собранию РФ 2020 конституционной реформы, в которой прозвучал один из важных моментов о том, что необходимо приравнять по величине минимальный размер оплаты труда (ст. 133 ТК РФ) к размеру общего показателя прожиточного минимума на душу населения (12 130 руб.). Доведение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума должно повлиять положительно на динамику развития экономики страны и укрепить благополучие граждан [5].

Современное представление о праве и Конституции (конституционных правах личности) не случайно во многом связывают с повышением качества жизни и реализации конституционного права на достойную жизнь [6, с. 83 -88]. В правовых государствах право призвано быть инструментом гарантии стандарта социальных благ (практик) по оценке уровня и качества жизни граждан. Отсюда подлинным источником естественных прав является не только сама биологическая природа человека, сколько создаваемые государством социальные условия жизни, господствующие ценности и моральные принципы, выработанные обществом. «Создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку» [9, с. 118].

Как справедливо отмечает Н.А. Рубанова, «право человека на достойную жизнь - основополагающее социальное право, оно закреплено международным правом и включает комплекс прав, необходимых для свободного развития личности в экономической, социальной и культурной областях, право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. Проблема прав человека сложна и многогранна. Ее основой является создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

индивида, прежде всего социально-экономических и личных, т.е. преодоление кризиса, причем на главном направлении» [6, с. 88].

Общепринятым в международной социально-правовой практике, высокоэффективным, чувственным методом оценки социального благополучия является такое понятие, как «качество жизни», представляющее собой комплексную характеристику факторов и условий существования личности и общества, а также оценку этих факторов самой личностью с позиции удовлетворения своих интересов и потребностей. Однако в сегодняшней юридической литературе изучено не в полной мере.

В зарубежной литературе «качество жизни» представлено в международной аббревиатуре QOL (Quality of Life) [7, с. 108 - 115]. Качество жизни становится той социальной целью политики государства, развития отдельной личности и общества и мирового сообщества в целом, которые обеспечивают счастье и комфорт жизни. Не случайно в некоторых государствах были учреждены министерства счастья, основной задачей которых становится изучение и разработка социальной политики в создании комфортного существования граждан. Еще совсем недавно единственной страной, где создано Министерство счастья, был Бутан. Теперь подобные государственные институты учредили в Индии, ОАЭ и других странах. Деятельность Министерства счастья закреплена ст. 9 Конституции Бутана, а уровень удовлетворенности населения регулярно проверяют во время переписи населения. Хотя власти Бутана и так многое делают для своих граждан. В стране запрещено использовать химические удобрения, охотиться на животных и вырубать лес. И такая политика приносит свои результаты: в 2015 г. 45.2% жителей Бутана сказали, что «очень счастливы», а 51.6% - просто «счастливы». «Не очень счастливых» оказалось всего 3.3%. Новое министерство уже предложило до 70 социальных программ, включая занятия йогой, духовное развитие, медитации, курсы по искусству и бесплатные религиозные паломничества для пожилых людей.

Некоторые считают, что категория «качество жизни» затрагивает все аспекты жизни человека: обеспеченность материальными благами, пища, одежда, жилье, безопасность, доступность медицинской помощи, возможности для получения образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения в обществе, включая свободы выражения мнений и влияние граждан на политические решения (Б.М. Ген-кин); другие - как уровень развития и степень удовлетворения комплекса высокоразвитых потребностей и интересов людей, ибо счастье,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

свобода, равенство, возможности, способности людей и т.д. - все это является потребностями и интересами людей. Объективные составляющие качества жизни таковы: уровень жизни, уровень занятости, развитие сферы услуг, социальное обеспечение и гарантии; субъективные - отражают эмоциональное отношение личности, степень удовлетворенности к разным сферам своей жизни: удовлетворенность работой, условиями жизни, ощущение комфортности, стабильности и уверенности в завтрашнем дне (В.Н. Бобков); третьи - как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни; в этой системе выявляются уровень родовых сил человека, творческий смысл его жизни; речь идет о тех родах качества: предметно - вещественном; функциональном; системно-социальном, в соответствие с которыми, раскрываются и индивидуальное и общественное (системно-социальное) качество жизни, разнообразие потребностей человека, потенциал его всестороннего, гармонического, творческого развития (А.И. Суббето); четвертые - рассматривают проблему качества жизни в таких взаимосвязанных плоскостях, как: здоровье популяции, качество образования, качество природной среды, духовность (Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов); пятые - качество жизни зависит от уровня стрессовых ситуаций (и вообще «трудностей жизни»), при увеличении количества стрессовых ситуаций снижается качество жизни (Д. Фостер) [7, с. 108 - 115].

Таким образом, позиции ученых во многом сходятся и в то же время различаются, но, тем не менее, речь идет о том, что «качество жизни» и технология достижения благополучия не могут быть достигнуты без отражения и гарантирования с помощью законодательства и Конституции. Как правильно отмечает Е.Ю. Рубанова, «категория качества становится символом прогресса и выживаемости цивилизации. При этом происходит преодоление традиционных представлений о качестве, широко используемых в системах управления качеством. Появляются понятия качества человека, качества жизни, качество общественного интеллекта, качества управления, качества систем «человек-техника», качества информации» [7, с. 108 - 115], - а это во многом обусловлено социально-экономическими, политическими, культурно-идеологическими, мировоззренческими и правовыми механизмами и условиями существования личности.

По мнению проф. Г. Томского, категория «качество жизни» оценивается множеством критериев, вероятно, которые необходимо закрепить в самой Конституции. Оценка качества жизни населения проводится на основе индикаторов,

для расчета которых используются данные публикуемой официальной статистики. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» использует 61 показатель, которые объединены в 10 групп: уровень доходов населения, жилищные условия населения, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, экологические и климатические условия, безопасность проживания, демографическая ситуация, здоровье населения и уровень образования, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры, уровень экономического развития, развитие малого бизнеса [10, с. 3 - 15].

Несмотря на то что данные категории вошли в научный юридический оборот, внимания к ним со стороны юристов как, собственно говоря, на проблему социального государства недостаточно. Особенно это сложно реализуемо в практике применения законодательства, т.к. затрагивает системные блоки социально-экономической, политической и духовной действительности. В литературе используются разные понятия: «право на достойную жизнь», «право на достойный уровень жизни», «право на достойное качество жизни», «качество благополучия», «право на достоинство», «право на достойное существование», «право на благополучие» и т.д. Речь во многом идет о достаточно близких и взаимосвязанных понятиях и ценностях: право на благополучие обусловлено качеством жизни и уровнем социально-экономического состояния общества, стандартов его жизни [8, с. 129 - 133].

По мнению И.С. Салиховой, некорректно рассматривать «право человека на достойную жизнь» как социально-экономическое право или право, обеспечиваемое комплексом социально-экономических прав. «В рамках данного подхода прослеживается обедняющее содержание идеи права человека на достойную жизнь, сведение ее не к качественным, а преимущественно к количественным характеристикам "потребительской корзины", "прожиточного минимума" и т.д. На наш взгляд, право человека на достойную жизнь является естественным правом, принадлежащим каждому человеку от рождения, обеспечиваемое всей системой прав и свобод. Образуя единую целостную систему, синергетическая эффективность личных, политических, социально-экономических и культурных прав защищает в индивиде его автономность, индивидуальность, самостоятельность, а также гарантирует всем членам общества благоприятные условия для их развития, самосовершенствования, реализации творческих способностей. Человек, как член общества, используя принадлежащие ему политические права, создает государство, которое впоследствии, посредством официальных норм и

институтов, формирует условия для достойной жизни человека как личности» [7, с. 133].

Безусловно, закрепленные на конституционном уровне социально-экономические права как высшие ценностные ориентиры, согласно ст. 7 Конституции РФ, обязывают государство всемерно заботиться о своих гражданах: устанавливать минимальный размер оплаты труда, выплачивать пенсии, пособия, предоставлять льготы, бесплатно обучать и лечить граждан и мн. др. В силу сложных жизненных обстоятельств некоторые граждане не способны самостоятельно обеспечить себе достойный уровень и качество жизни, вот тогда на помощь к ним приходит общество, его гражданские институты и само государство. В то же время эти обязанности и условия обусловлены выбором духовно-ценностных ориентиров общества, которые закрепляются в основах конституционного строя страны и в дальнейшем раскрываются в текущем отраслевом законодательстве.

Так, в Преамбуле Конституции содержатся ценностно-мировоззренческие ориентиры для общества и государства, необходимые для духовного здоровья нации. В ней отражены общественное согласие по ключевым вопросам государственной жизни и гражданский мир, чувство ответственности за Родину перед нынешними и будущими поколениями, государственное единство, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость, благополучие и процветание России. В некоторых конституциях даже содержится положение о Боге (конечно, в религиозном значении), как, например в преамбуле Конституции Германии, что свидетельствует о духовном состоянии общества [3, с. 128].

Статья 2 Конституции гласит: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это положение закрепляет ценностную парадигму для государства и общества: т.н. «канториальная» формулировка «относись к человеку не как к средству, а как цели своего существования» (по И. Канту). Все остальные общественные ценности такой оценки не получили и соответственно находятся на более низкой ступени и не должны её противоречить. И лишь только в ст. 55 ч. 3 содержит условия ограничения прав и свобод человека в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Это также отмечено в ст. 7 Конституции, в которой говорится о том, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

щих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ в ст. 7 не случайно закрепила категорию «достойная жизнь», а в ст. 21 «достоинство личности». Согласно п. 1, достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Эти положения впервые отразили и конкретизировали те социальные ценности, которые государство способно обеспечить в процессе построения правовой и социальной модели государства. Социальное государство гарантирует благополучие не отдельных слоев или страт общества, а всех, и особенно, наиболее социально не защищенных: инвалидов, пенсионеров, одиноких матерей, многодетных семей, представителей социально-значимых профессий (военнослужащих, учителей, преподавателей, ученых, медработников, пожарных, спасателей и др.) на основе принципа достоинства личности.

Статья 9 Конституции закрепляет возможность каждого иметь в частной собственности землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное положение позволяет осуществление всеми субъектами отношений по использованию необходимых средств существования и обеспечения качества жизни при условии рационального и эффективного потребления, а также охраны земли и других природных ресурсов. Без данных средств существования личности и общества невозможно говорить о благосостоянии и повышении качества жизни всех граждан.

Статья 13 Конституции говорит о том, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Идеология представляет собой систему политических, правовых, социальных, экономических, этических, экологических, эстетических и иных представлений, принципов и доктрин, объясняющих общественное развитие и социальные приоритеты. Многообразие идейных воззрений в сфере формирования идеологии означает право каждого человека, группы людей и их объединений: свободно развиваться интеллектуально и мировоззренчески, формировать свои личные установки и воззрения, свободно распространять научные теории и взгляды; распространять и защищать их с помощью всех существующих информационно-коммуникативных средств;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

активно реализовывать свой жизненный проект, соблюдая законодательство посредством программных документов, концепций закона и обращений, представленных в органы государственной власти и общественных организаций, участвовать в поддержке и реализации принятых этими органами предложений и т.д.

В ст. 14 Конституции провозглашено, что Российская Федерация является светским государством. Казалось бы, какая связь «право на достойное существование личности» и достижение благополучия с религиозными правами и свободами? Как выше мы уже сказали, духовная и интеллектуальная свобода предполагает возможность самому выбирать моральные и духовные ценности, формировать свой жизненный проект, что является основой нормальной жизни и общественного устройства. Данное положение статьи связано с рядом других статей Конституции: ст. 28, устанавливающей религиозно-мировоззренческое многообразие и свободу совести, ст. 29, предоставляющей каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующей свободу массовой информации, ст. 44, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества. В то же время природа светского государства предполагает запрет разжигания религиозной розни (ст. 13), ненависти и вражды (ст. 29), свободы совести (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным объединениям (ст. 19) или принуждению кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или отказу от них (ст. 29).

Это ст. 20 - 44 гл. 2 Конституции, которые конкретизируют возможности каждой личности и гражданина в достижении благополучия в материальной, духовной и социальной сферах: право на жизнь (ст. 20); право на достоинство (ст. 21), право на личную неприкосновенность (ст. 21, 22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23); право на сбор, хранение, использование и распространение информации (ст. 24); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право на национальное определение и пользование родным языком, воспитание, обучение и творчество (ст. 26); право на свободное передвижение и выбор места проживания (ст. 27); право на объединение и создание профессиональных союзов для защиты своих интересов (ст. 30); право мирно собираться и проводить митинги и

демонстрации, шествий и пикетирования (ст. 31) и т.д.

Таким образом, в Конституции страны достаточно подробно закреплены положения, отражающие и раскрывающие в целом «право на достойную жизнь» как ценности, обусловливающие достижение благополучия. Необходимо отметить, что данные конституционные положения раскрываются в т.н. актах директивного регулирования: посланиях, концепциях, доктринах, стратегиях, национальных планах, национальных программах, прогнозах, обзорах и др.

В этих документах проявляется, с одной стороны, чисто политическая и идеологическая составляющие, а с другой - утверждаются правовые начала - принципы, цели, задачи и другие важные элементы, необходимые для стратегического развития страны и повышения благосостояния граждан. Как правильно отмечают А.А. Федор-ченко, Е.В. Федорченко, «такая тенденция во многом обусловлена учредительным характером самой Конституции РФ, её отдельных положений, а также многими нормами иных правовых документов, поскольку они направлены на установление общих принципов, целей и задач, способов правового регулирования укрупненных блоков общественных отношений. В соответствии с этим, одним из основных методов правового регулирования является программно-целевой, или стратегический, сущность которого наиболее емко формулируется как составление и реализация «наиболее общего плана действий» и «искусство планирования, руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [11].

В частности, согласно п. 51 - 54 Указа Президента от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего, за счет роста его доходов. В то же время (согласно п. 51) угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг. Для этого благополучие граждан, их качество жизни гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного

жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.

В связи с этим все органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества: совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем; содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в т.ч. путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания; обеспечивают поддержку трудовой занятости населения, контроль за соблюдением трудовых прав работников, совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями; создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни; улучшают и развивают транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуры; принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории Российской Федерации; обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории Российской Федерации, в т.ч. с использованием информационных и коммуникационных технологий; совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан [15].

По нашему мнению, достижение благополучия и повышение качества жизни зависит от самой личности, от её активной преобразовательной деятельности. Не случайно современными теоретиками отмечается (Р.В. Шагиева, В.Н. Казакова), что в современных условиях любая социальная

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

цивилизованная деятельность есть деятельность правового субъекта, который правовым способом присваивает свою общественную сущность, статус гражданина. В качестве гражданина, социально ответственной личности человек утверждает себя в производстве и воспроизводстве общественной жизни. Социально развитые формы бытия человека являются правовым опредмечиванием его общественной культурной жизни, в ходе которой он становится общественно активной правовой личностью. Она реализуется в социуме как субъект, действующий правовым путем, что показывает правовую природу его социального самовыражения [12, 13, с. 73].

Таким образом, социальное государство и его ценности, которые закреплены в Конституции, выступают как основа для благополучной и достойной жизни каждой личности. Степень и уровень гуманности общества характеризуются достойным качеством жизни и технологией достижения благополучия. Другими словами, реализация права человека на достойную жизнь и достижения благополучия невозможна без создания условий, закрепленных как стандарт в высших правовых документах страны - Конституции и текущем законодательстве.

Список литературы:

[1] Актуальные проблемы конституционного права: монография / А.Ю. Александров, А.П. Аль-бов, С.Б. Верещак и др.; отв. ред. Р.В. Шагиева. -М.: РУСАЙНС, 2020. - 224 с.

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

[3] Конституция зарубежных стран: сб. / сост. В.Н. Дубровин. - М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2008. - 448 с.

[4] Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.

[5] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» // Парламентская газ.

- 2020. - 17 - 23 янв.

[6] Рубанова Н.А. Юридическое обеспечение права на достойную жизнь // Адыгейский гос. ун-т.

- 2006. - С. 83-88.

[7] Рубанова Е.Ю. Теоретические аспекты качества жизни в контексте психологического здоровья // Ученые заметки ТоГУ. - 2014. - Т. 5. - № 3.

- С. 108-115.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

[8] Салихова И.С. Право человека на достойную жизнь как юридическая категория. // Пробелы в росс. законодательстве. - 2009. - № 4. - С. 129133.

[9] Старшова У.А. Социально-экономические права как конституционно-правовое выражение сущности социального государства в России // Конституционное развитие России. - Вып. 5. -Саратов, 2004. - С. 118.

[10] Томский Г. Категория качества жизни / Журнал «Concord». - 2015. - № 1. - С. 3 - 15.

[11] Федорченко А.А., Федорченко Е.В. Правовое пространство: концептуальные теоретические основы: монография. - М.: Изд-во «Юрайт», 2020. - 210 с.

[12] Шагиева Р.В., Казаков В.Н. Человек в правовой сфере: личностно-деятельностный подход. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2015.

[13] Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. - 312 с.

[14] Хабриева Т.Я. «Цветные революции» и «арабская весна» в конституционном измерении: политолого-юридическое исследование: монография / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. - М., 2018. - С. 35.

[15] Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.

Spisok literatury:

[1] Aktual'nye problemy konstitucionnogo prava: monografiya / A.Yu. Aleksandrov, A.P. Al'bov, S.B. Vereshchak i dr.; otv. red. R.V. Shagieva. - M.: RUSAJNS, 2020. - 224 s.

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 №7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ).

[3] Konstituciya zarubezhnyh stran: sb. / sost. V.N. Dubrovin. - M.: Izd-vo «Yurlitinform», 2008. -448 s.

[4] Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 \"O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii\" // SZ RF. - 2016. - № 1 (ch. II). - St. 212.

[5] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 15.01.2020 g. «Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu» // Parlamentskaya gaz. -2020. - 17 - 23 yanv.

[6] Rubanova N.A. Yuridicheskoe obespech-enie prava na dostojnuyu zhizn' // Adygejskij gos. un-t. - 2006. - S. 83-88.

[7] Rubanova E.Yu. Teoreticheskie aspekty kachestva zhizni v kontekste psihologicheskogo zdorov'ya // Uchenye zametki ToGU. - 2014. - T. 5. -№ 3. - S. 108-115.

[8] Salihova I.S. Pravo cheloveka na dostojnuyu zhizn' kak yuridicheskaya kategoriya. // Probely v ross. zakonodatel'stve. - 2009. - № 4. - S. 129-133.

[9] Starshova U.A. Social'no-ekonomicheskie prava kak konstitucionno-pravovoe vyrazhenie sushchnosti social'nogo gosudarstva v Rossii // Kon-stitucionnoe razvitie Rossii. - Vyp. 5. - Saratov, 2004. - S. 118.

[10] Tomskij G. Kategoriya kachestva zhizni / Zhurnal «Concord». - 2015. - № 1. - S. 3 - 15.

[11] Fedorchenko A.A., Fedorchenko E.V. Pra-vovoe prostranstvo: konceptual'nye teoreticheskie

osnovy: monografiya. - M.: Izd-vo «Yurajt», 2020. -210 s.

[12] Shagieva R.V., Kazakov V.N. Chelovek v pravovoj sfere: lichnostno-deyatel'nostnyj podhod. -M.: NORMA-INFRA M, 2015.

[13] Shagieva R.V. Koncepciya pravovoj deya-tel'nosti v sovremennom obshchestve. - Kazan': Izd-vo Kazansk. un-ta, 2005. - 312 s.

[14] Habrieva T.Ya. «Cvetnye revolyucii» i «arabskaya vesna» v konstitucionnom izmerenii: politologo-yuridicheskoe issledovanie: monografiya / T.Ya. Habrieva, V.E. Chirkin. - M., 2018. - S. 35.

[15] Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2016. - № 1 (ch. II). - St. 212.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-1лЪгагу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.