Научная статья на тему 'Проблемы конституционной концептуализации понятия «Достойная жизнь»'

Проблемы конституционной концептуализации понятия «Достойная жизнь» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2486
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ" / "DECENT LIFE" / "ПРАВО НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ" / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СТАНДАРТЫ ДОСТОЙНОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ / "RIGHT TO A DECENT LIFE" / SOCIAL POLICY / WELFARE STATE / DECENT LIVING STANDARDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Велиева Джамила Сейфаддиновна

В статье анализируется конституционно-правовое содержание категорий «достойная жизнь», «право на достойный уровень жизни». Предлагается широкое понимание обеспечения достойного уровня жизни в рамках социальной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the constitutional conceptualization of concept "worthy life"

The author analyzes the constitutional and legal content categories «decent life», «right to a decent life». Offered a broad understanding to ensure a decent standard of living within the state social policy.

Текст научной работы на тему «Проблемы конституционной концептуализации понятия «Достойная жизнь»»

УДК 342.4:340.111.5:316.334.3

Д. С. Велиева

Проблемы конституционной концептуализации понятия «достойная жизнь»

В статье анализируется конституционно-правовое содержание категорий «достойная жизнь», «право на достойный уровень жизни». Предлагается широкое понимание обеспечения достойного уровня жизни в рамках социальной политики государства.

The author analyzes the constitutional and legal content categories «decent life», «right to a decent life». Offered a broad understanding to ensure a decent standard of living within the state social policy.

Ключевые слова: «достойная жизнь», «право на достойный уровень жизни», социальная политика, социальное государство, стандарты достойного уровня жизни.

Key words: "decent life", "right to a decent life", social policy, welfare state, decent living standards.

На сегодняшний день формирование в России действительной социальной политики, обеспечивающей «достойную жизнь», о которой говорится в преамбуле к Конституции Российской Федерации, является важнейшей задачей, по сути архизадачей государственного строительства. В. Т. Кабышев в своей известной работе «Конституционная парадигма России на рубеже тысячелетий», говоря о живой конституции, отмечает, что «общество в основном не получило того, что провозглашено в Конституции РФ, потому что проводимые реформы (политическая, экономическая, административная, судебная) не завершены, а их реализация наталкивается на ряд объективных и субъективных преград»1. Действительно, о каких правах человека мы можем говорить, если не достигнуто главное - достойная жизнь миллионов граждан нашего государства. И

© Велиева Д. С., 2014

1 Кабышев В. Т. Конституционная парадигма России на рубеже тысячелетий // Журн. рос. права. 2008. № 12. С. 50.

здесь возникает вопрос, который требует более чем вдумчивого размышления - а что такое достойная жизнь? Что в себя включает конституционная формула «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь» как основное направление социальной политики Российского государства?

Ответы на данные вопросы напрямую связаны с содержанием понятий «социальное государство», «социальная функция государства», «социальная политика государства».

На страницах специальной литературы обозначенные вопросы все чаще поднимаются в связи реализацией социальной функции Российского государства, особенно на фоне экономического кризиса2. В доктрине же конституционного права отношение к конституционной характеристике Российской Федерации как социального и одновременно правового государства весьма неоднозначное.

Например, по мнению С.В. Королева, «... правовое государство может быть устроено так, что основная тяжесть социальных задач поглощается самим гражданским обществом, например, посредством их финансирования из различных частных фондов, системы добровольного страхования и т. п. Иначе говоря, правовое государство не обязано быть социальным»3. Автор обосновывает внутреннюю, сущностную противоречивость понятия «социальное правовое государство»: «.данные атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления»4. Другие ученые доказывают, что правовое государство не только может, но и должно быть социальным5.

Как представляется, подобная демаркация научных позиций в отношении социальной сущности государства во многом связана с «узким», можно сказать, «потребительским» пониманием последней. Как известно, доктринальную концепцию социального государства предложил немецкий юрист и экономист Лоренц фон Штейн, который полагал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной

2 См.: Кабышев В.Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Уч. зап. юрид. фак. Вып. 12 (22) / под ред. А.А. Ливе-ровского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. С. 109-112; Комкова Г.Н. Реализация социальной функции Российского государства в период кризиса // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 4. С. 16.

3 Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 20.

4 Там же. С. 19.

5 См.: Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006.

75

свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных6.

Центральной идеей социального государства выступает забота о человеке. Об этом справедливо пишет и В.Е. Чиркин: «...в основе подлинной концепции социального государства находится всесторонняя забота о человеке. Согласно Конституции РФ человек является высшей ценностью»7, а сущность социального государства заключается в «стремлении обеспечить социальную справедливость в обществе, достойное существование каждому человеку.. ,»8.

Действительно, современное представление о справедливом обществе неразрывно связано с понятиями социально-экономического прогресса, высоким уровнем экономического развития общества, экономического суверенитета государства, достойным уровнем жизни человека и гражда-нина9. Однако в самой Конституции называются лишь некоторые факторы, составляющие категорию «достойная жизнь»: труд и здоровье, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, система социальных служб, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В большей степени это социальные гарантии, распространяющиеся на социально незащищенные категории людей.

Такое «узкое» понимание социальной политики встречается и в научной литературе10. И.А. Алебастрова полагает, что это связано с тем, что «в социальном государстве возрастает роль государственного механизма в жизни общества, так как он получает доступ к перераспределению ресурсов, и соответственно увеличиваются объем и степень важности его функций и его численность»11.

6 См.: Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: учеб. М., 2003. С. 42-43.

7 Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журн. рос. права. 2008. № 12. С. 15-23.

8 Он же. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2001. С. 90.

9 См.: Мазаев В.Д. Конституционная модель российской экономической системы: образ и реальное наполнение // Журн. рос. права. 2008. № 12. С. 52-60; Лысенко В.В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания // История гос-ва и права. 2009. № 23. С. 43-47.

10 См.: Осейчук В.И. Конституционно-правовые проблемы строительства в России демократического правового социального государства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 16.

11 Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для золушки // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 20.

76

Особенно актуальными в связи с этим представляются задачи социального государства, решаемые в рамках социальной политики. Именно посредством такой политики государство обеспечивает не только решение социальных вопросов, но и проблем иного характера. Необходимость решения социальных и иных (культурных, экономических, экологических) проблем на государственном уровне продиктована конституционным провозглашением обязанности по соблюдению, реализации и защите прав человека. Достойное развитие человека возможно лишь при условии полноценной реализации всех прав и свобод, а не только социальных.

Задача современной социальной политики, на наш взгляд, заключается и в достижении социального, экономического, культурного и экологического благополучия личности, общества и государства. Следовательно, не вызывает сомнения необходимость удовлетворения интересов и потребностей личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.

Понятно, что Конституция, являясь Основным законом государства, закрепляет лишь наиболее значимые, основополагающие начала организации и функционирования государства и общества, в ней не называется экологическая составляющая достойной жизни. Однако социальная политика на государственном уровне не может не учитывать экологические факторы, оказывающие заметное влияние на такие важнейшие направления социальной деятельности государства, как гарантирование социальных прав и свобод, охрана жизни и здоровья людей, улучшение демографической ситуации, повышение качества жизни российских граждан.

Конституционное провозглашение основных направлений социальной политики налагает на Российское государство конституционную обязанность по созданию «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Вместе с тем требуется уяснение содержания категории «достойный уровень жизни» с учетом международного и национального законодательства.

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Право

каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни провозглашено и в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Тенденция комплексного подхода к пониманию права на достойный уровень жизни отражена и в основополагающих международных документах по окружающей среде. Прежде всего, это Стокгольмская декларация (1972), провозгласившая право человека на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь (Принцип 1), а также Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992), закрепляющая право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой (Принцип 1).

О необходимости обеспечения достойного уровня жизни говорится и в других актах. Например, в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (20002010 гг.) заявлено о том, что партнерство «Россия - Европейский союз» на предстоящее десятилетие включает в себя охрану окружающей среды и создание достойных условий жизни в Европе12.

Определение понятия «достойная жизнь» содержится в Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества Независимых Государств: «Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совер-шенствование»13.

Обеспечение стандартов достойной жизни в этом документе названо в числе критериев оценки степени социальности правового демократического государства. Согласно Концепции совершенствование системы социального законодательства проявляется как реализация социальных

12 См.: Дипломатический вестн. 1999. № 11. С. 20-28.

13 Концепция формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества Независимых Государств: принята в г. Санкт-Петербурге 31 мая 2007 г. постановлением 28-6 на 28-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ // Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств: информ. бюл. 2007. № 40. С. 153-193.

функций государства, обеспечение права каждого человека на достойную жизнь. Непосредственно в сфере охраны окружающей среды названы следующие социальные функции: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержание их целостности для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.

Анализ национального конституционного развития показывает, что право на достойный уровень жизни впервые было закреплено в Декларации СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»: «Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах»14. Впоследствии «достойная жизнь» определяется как основное направление социальной политики Российского государства в Конституции РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 7).

Право на достойный уровень жизни нашло отражение нормах действующего законодательства. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, провозглашено в числе основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения15, как составляющая социальных программ16, в числе дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь17. Однако все эти меры предусмотрены в отношении социально незащищенных категорий.

Обеспечение права на достойный уровень жизни предполагает принятия комплекса организационно-правовых мер, направленных на дости-

14 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

15 О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ. 1996. Ст. 1915; 2013. № 27. Ст. 3477.

16 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2013. № 27. Ст. 3477.

17 О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29.12.2006 СЗ РФ. № 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19; 2013. № 27. Ст. 3477.

жение социального, экономического, экологического, культурного благополучия личности, общества, государства.

Анализ конституций зарубежных стран позволяет сделать вывод, что обеспечение достойного уровня жизни граждан как одно из значимых направлений деятельности провозглашено в ряде стран18. В Республике Азербайджан забота о достойном уровне жизни закреплена в контексте социального развития (ст. 16 Конституции РА); в Республике Беларусь - как цель общества и государства (ст. 2 Конституции РБ); в Румынии - как обязанность государства принимать меры экономического развития и социальной защиты, призванные обеспечивать гражданам достойный уровень жизни; в Основном законе Финляндии от 11 июня 1999 г. - в контексте права на социальное обеспечение.

Однако конституционное осмысление права на достойный уровень жизни сводится, как правило, к возможности обладания материальными благами, социальной защищенности. Наиболее полное понимание достойного уровня жизни можно встретить лишь в Конституции Бельгии19. Бельгийский законодатель в числе параметров достойного уровня жизни (ст. 23) называет не только право на социальное страхование, охрану здоровья, социальную, медицинскую и юридическую помощь, право на культурное и социальное процветание, но и право на здоровую окружающую среду. Такой подход представляется наиболее справедливым и отражающим сущность права на достойный уровень жизни.

Влияние экологических факторов на жизнь и здоровье людей, на экономическое и социальное благополучие не вызывает сомнений. Признание на конституционном уровне экологической составляющей права на жизнь, на достойный уровень жизни следует рассматривать как соответствие требованиям современности. Из конституций стран СНГ только Республика Армения закрепляет в Основном законе право каждого жить в окружающей среде, способствующей его здоровью и благополучию (ст. 23)20.

18 Об этом: Велиева Д.С. Экологическая безопасность в России: конституционно-правовое исслед. / под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 2011. С. 173-174.

19 Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред.: Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 1. С. 331-380.

20 См.: Конституции государств - участников СНГ / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: Норма, Инфра-М, 2001. С. 65-112.

На наш взгляд, существует необходимость в уточнении понятия и содержания категории «достойный уровень жизни», тем более что исследователи определяют ее неоднозначно: как элемент права на жизнь21, как субъективное право22, как элемент характеристики реализации всех других прав23, как институт24, в качестве концептуального основания системы социальной защиты25, как направление деятельности социального государства26.

Авторы научно-практического комментария к Конституции РФ под достойной жизнью понимают достойную человека материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к культурным ценностям и т. п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование27.

Исследуя проблемы формирования в современной России социального государства, К.Р. Галустова приходит к выводу, что достойная жизнь и свободное развитие человека - это одновременно и цель и средство, неотъемлемое условие прогресса всего общества. По мнению автора, в настоящее время качество жизни населения и уровень человеческого развития приобретают особое значение, определяя перспективы экономического, политического и духовного развития страны28. Кроме того, качество

21 См.: Зайцева А.М. Жизнь человека как объект конституционно-правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8.

22 См.: Чепурин В.И. Право человека на достойную жизнь и состояние его осуществления в современном российском обществе (Теоретико-правовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2005. С. 10; Николаенко И.Н. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11-12.

23 См.: Бакланова Е.В. Сущность и критерии достойной жизни человека и общества как цели социального государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.

24 См.: Беребина О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. М., 1999. С. 9.

25 См.: Великанов С.Е. Институциональное развитие системы социальной защиты в России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2009. С. 9.

26 См.: Мазаева Е.С. Социальная функция современного Российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 9; Галустова К.Р. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как социального государства и перспективы его развития в условиях модернизации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 19.

27 См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С. 56.

28 См.: ГалустоваК.Р. Указ. соч. С. 5.

жизни населения влияет и на перспективы экологического развития государства.

Институт «достойная жизнь», утверждает О.П. Беребина, представляет собой совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться29. Г.А. Николаев под достойной жизнью предлагает понимать достойную материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной ци-вилизации30. Аналогично подходит к данной категории и А.Г. Чепурной31.

Несомненно, такой подход свидетельствует о многогранности и комплексном характере исследуемого понятия. Отчасти связано это с привлекательностью самой концепции «достойное существование», предполагающее решение всех социальных проблем, достижение развитого уровня общества и государства.

Именно такое понимание достойного уровня жизни встречается в научных исследованиях. «Юридическое обеспечение права человека на достойную жизнь, - пишет Н.А. Рубанова, - это реальное исполнение закрепленных в законодательстве обязательств государства перед своими гражданами обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, способствующих свободному развитию личности, повышению уровня и качества жизни граждан»32. Аналогичную позицию демонстрирует и И.Н. Штанько: «Внутригосударственное обеспечение достоинства личности представляет собой комплекс условий, включающий в себя наличие законодательства, направленного на охрану, защиту и реализацию права на достоинство личности, а также права личности на достойный уровень жизни»33.

29 См.: Беребина О.П. Указ. соч. С. 9.

30 См.: Николаев Г.А. Социальное государство в России: декларация или норма закона // Социальное гос-во: концепция и сущность. М., 2004. С. 52.

31 См.: Чепурной А.Г. Социальная защита инвалидов боевых действий в Российской Федерации как юридический институт: взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных факторов // Гос-во и право. 2006. № 4. С. 13.

32 Рубанова Н.А. Право человека на жизнь в законодательстве Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2006. С. 9.

33 Штанько И.Н. Достоинство личности как правовое явление: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 23.

Однако, как справедливо отмечает Е.В. Бакланова, в западной правовой культуре в основе признания права на достойную жизнь лежит принцип рациональности. Причиной, по которой государство берет на себя обязанность обеспечивать достойный уровень жизни своих граждан (подданных), в западной правовой культуре выступает признание достойного уровня жизни залогом благополучного существования общества, необхо-

34

димым условием его самосохранения . С другой стороны, социальная политика - очень конфликтная сфера, в ней сталкиваются подчас диаметрально противоположные интересы различных слоев общества35.

Представляется очевидной необходимость экологизации социального законодательства, социальных стандартов. Обеспечение достойного уровня жизни требует выработки единых стандартов, нормативов, основанных на общепризнанных нормах и принципах. Это, в свою очередь, актуализирует проблемы социализации законодательства.

Обязательной составляющей стандартов достойного уровня жизни должны быть и экологические факторы, наличие благоприятной, здоровой окружающей среды. Изложенное позволяет утверждать, что Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, призвана гарантировать благоприятное состояние окружающей среды в качестве элемента права на достойный жизненный уровень. По сути, это возможно посредством обеспечения конституционного права на благоприятную окружающую среду.

В современной России повышение качества жизни всех социальных групп общества должно стать одним из важнейших направлений государственной политики. Конституционно-значимая цель такой политики -обеспечение достойного уровня жизни личности. Однако провозглашение России социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, требует государственного признания и решения проблемы повышения качества жизни. Реализация государственной политики по обеспечению достойной жизни и повышения ее качества будет способствовать интересам не только государства, но и общества.

34 См. об этом: Бакланова Е.В. Истоки признания права на достойную жизнь в контексте разных правовых культур // История гос-ва и права. 2006. № 12. С. 6-9.

35 См.: Сигарев А.В. Социальное государство как конституционно-правовая проблема // Гос. власть и местн. самоуправление. 2009. № 12. С. 10-12.

83

Список литературы

1. Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для золушки // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 20.

2. Бакланова Е.В. Сущность и критерии достойной жизни человека и общества как цели социального государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 9.

3. Беребина О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. - М., 1999. - С. 9.

4. Кабышев В.Т. Конституционная парадигма России на рубеже тысячелетий // Журн. рос. права. - 2008. № 12. - С. 50.

5. Кабышев В.Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Уч. зап. юрид. фак. Вып. 12 (22) / под ред. А.А. Ливеровского. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов. - 2008. - С. 109-112.

6. Комкова Г.Н. Реализация социальной функции Российского государства в период кризиса // Правовая политика и правовая жизнь. - 2009. - № 4. - С. 16.

7. Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2005. - С. 20.

8. Мазаев В.Д. Конституционная модель российской экономической системы: образ и реальное наполнение // Журн. рос. права. - 2008. - № 12. - С. 52-60.

9. Мазаева Е.С. Социальная функция современного Российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 9.

10. Николаев Г.А. Социальное государство в России: декларация или норма закона // Социальное гос-во: концепция и сущность. - М., 2004. - С. 52.

11. Осейчук В.И. Конституционно-правовые проблемы строительства в России демократического правового социального государства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Тюмень, 2009. - С. 16.

12. Рубанова Н.А. Право человека на жизнь в законодательстве Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2006. - С. 9.

13. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журн. рос. права. - 2008. - № 12. - С. 15-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.