УДК 613.632.4:613.155.3
ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3. А. Волкова (Москва)
Среди факторов внешней производственной среды весьма распространены химические вещества. Внимание гигиенистов труда к этому фактору, особенно ,в последние годы, обусловлено бурным развитием химической промышленности и резким увеличением числа лиц, контактирующих на производстве с потенциально вредными веществами. Одним из профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию профессиональных отравлений и заболеваний химической этиологии, следует считать выполнение всех гигиенических нормативов, относящихся к химическому фактору. Характер таких нормативов многообразен. И в первую очередь речь идет о законодательном ограничении или полном устранении наиболее токсичных веществ из производства.
Еще в дореволюционное время прогрессивные санитарные врачи рассматривали такое мероприятие как наиболее радикальный путь борьбы с профессиональными отравлениями. Так, санитарный врач Московской губернии В. А. Левицкий, выявивший массовые тяжелые интоксикации ртутью рабочих и членов их семей при кустарном изготовлении фетровых шляп, изыскал безвредный способ получения фетра. В советское время применение ртути в этом производстве было запрещено в законодательном порядке. Полное прекращение использования свинцовых белил при окрасочных работах послужило эффективной мерой борьбы с тяжелыми интоксикациями свинцом, наблюдавшимися ранее.
Борьба с профессиональными новообразованиями в анилинокрасоч-ной промышленности решается радикально, путем замены канцерогенных продуктов веществами, не обладающими таким действием. Например, с 1951 г. производство ■у- и ¡-кислоты осуществляется без использования р-нафтиламина. В соответствии с временными санитарными правилами при работах с мастиками, красками, лаками, клеями и эмалями, для которых в качестве растворителя или разбавителя применяется бензол, № 234-57, было запрещено использование бензола в цехах глубокой печати типографий, при изготовлении изоляционных материалов в производстве электроаппаратуры, в производстве заменителей кожи, при пульверизационной окраске крупногабаритных изделий. Опыт замены бензола менее вредными растворителями, принятый в Советском Союзе, использован в рекомендациях Международной организации труда (МОТ).
Одной из форм гигиенического нормирования является гигиеническая стандартизация химических продуктов, которая предполагает внесение в технические условия и ГОСТ показателей, имеющих санитарное значение. Ничего подобного в дореволюционной России не было. Впервые в 1929 г. Народный комиссариат труда запретил применение в некоторых производствах кислот, содержащих в виде примесей динитробен-зол. Позднее во избежание отравлений мышьяковистым водородом при травлении металлов в ГОСТ на серную кислоту был введен показатель, ограничивающий содержание мышьяка. Более 35 лет назад проведены исследования, направленные на гигиеническую стандартизацию бензинов, в результате чего в качестве растворителя рекомендованы марки бензина с небольшим содержанием ароматических примесей. Аналогичные исследования с последующим ограничением содержания резко раздражающих примесей проведены ленинградскими гигиенистами и токсикологами в отношении древесноспиртовых растворителей.
2»
35
Серьезное значение придают советские гигиенисты стандартизации полимерных материалов, в первую очередь ограничению содержания в них свободных мономеров. Подобная стандартизация выходит за рамки требований гигиены труда и играет тем большую роль, чем шире используется соответствующий полимер в быту. Помимо содержания свободного мономера, применительно к такого рода материалам регламентируется содержание и других составных частей — добавок к полимерным композициям (пластификаторы, красители и др.).
Важной и наиболее широко практикующейся формой гигиенического нормирования химических факторов является установление их пре-дёльно допустимых концентраций (ПДК) в воздухе производственных помещений. До Великой Октябрьской социалистической революции содержание вредных примесей в воздухе рабочей зоны не регламентировалось. Впервые в 1922 г. Постановлением Народного комиссариата труда установлена ПДК хлористого водорода, а спустя 5 лет началась систематическая разработка вопросов, связанных с нормированием предельно допустимого содержания токсических газов, паров и аэрозолей в воздухе производственных помещений. В этот период группа московских гигиенистов под руководством С. И. Каплуна рекомендовала ПДК 12 наиболее часто встречающихся в промышленности ядов: аммиака, анилина, бензина, бензола, мышьяковистого водорода, окиси углерода, свинца, сернистого газа, сероводорода, сероуглерода, хлора. ПДК этих веществ опубликованы как обязательное постановление Народного комиссариата труда. В 1932 г. в Ленинграде была организована группа гигиенистов, токсикологов, клиницистов и химиков с целью разработки ПДК вредных веществ. В 1938 г. опубликован расширенный список ПДК, приложенный к проекту общесоюзных санитарных норм и правил строительного проектирования промышленных предприятий. В 1939 г. эти нормы утверждены в виде ОСТ-90014-39.
Гигиеническое нормирование не прекратилось и в годы Великой Отечественной войны, что нашло отражение в ГОСТ 1324-43. В 1947 г. утвержден ГОСТ 1324-47, где приведены ПДК 30 веществ, а через 7 лет, в Н-101-54 их насчитывалось уже более 70. Усилились исследования по разработке ПДК вредных веществ в воздухе рабочих помещений с 1956 г., когда Министерством здравоохранения СССР была учреждена специальная комиссия по определению и апробации ПДК вредных газов, паров и пыли в воздухе рабочих помещений. Опубликованный в 1959 г. список ПДК содержал 181 наименование газов, паров и аэрозолей. В санитарных нормах Н-245-63 приведены ПДК 192 газов и паров и 83 аэрозолей, а в настоящее время имеются ПДК более 400 веществ. Если в 1959 г. перечень нормируемых веществ в СССР был почти вдвое меньше числа веществ, нормируемых в США, то теперь это отставание преодолено.
Как правило, ПДК вновь используемых химических веществ разрабатываются тогда, когда они еще не внедрены в промышленность, а находятся в стадии лабораторного исследования или опытного производственного испытания. Важную роль в деле исследований, направленных на обоснование ПДК, сыграли разработка и освоение гигиеническими институтами и кафедрами чувствительных методов установления пороговых концентраций токсических веществ в условиях острого и хронического эксперимента. Как показывает опыт, задача установления концентраций вредных веществ в воздухе, которые при многолетнем воздействии были бы абсолютно безвредны для здоровья человека, не всегда решалась надежно на основе эксперимента. Поэтому советские исследователи считают важным последующее сопоставление условий труда, способствующих контакту с вредными химическими веществами, с показателями здоровья рабочих. При этом используются материалы периодических медицинских осмотров и углубленных, специально проводимых
поликлинических обследований рабочих, сведения об острых и хронических профессиональных отравлениях; в некоторых случаях могут быть учтены результаты анализа общей заболеваемости с временной утратой трудоспособности. На основании клинических и экспериментальных исследований подверглись пересмотру и были снижены ПДК некоторых химических веществ (анилин, бензол, дихлорэтан, формальдегид и др.).
Достижения советских гигиенистов и токсикологов в гигиеническом нормировании химических загрязнений стали достоянием мировой науки. На международном симпозиуме о ПДК токсических веществ в промышленности, состоявшемся в 1959 г. в Праге, А. А. Летавет представил доклад об основных концепциях в области обоснования ПДК; сообщение о методах экспериментальных исследований, применяемых в СССР при определении пороговых концентраций, сделала Е. И. Люблина, а о принципах и практике установления ПДК в СССР доложил 3. Б. Смелянский.
Советские гигиенисты и токсикологи защищают на мировой арене принятое в нашей стране представление о ПДК как об уровнях химических веществ в воздухе рабочих помещений, которые при ежедневном воздействии в течение рабочего дня на протяжении неограниченно продолжительного времени не могут вызвать у работающего каких-либо патологических отклонений, обнаруживаемых современными средствами клинического исследования. В противоположность этому точка зрения, принятая в США, допускает здесь возможность некоторого риска. Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что и в США в последние годы снижены ПДК ряда веществ (четыреххлористый углерод, этиленамин, ксилол, малеиновый ангидрид). В этом несомненную роль сыграли гуманные принципы гигиенического нормирования, принятые в СССР.
Все другие формы гигиенического нормирования, относящиеся к химическому фактору,— санитарные правила, касающиеся отдельных отраслей химической промышленности, требования к планировке и размещению промышленных зданий, где используются химические вещества, специальные требования к вентиляции, запрещение использования рециркуляции, ограничение химических выбросов в атмосферу, специальные требования к перечню и устройству бытовых помещений на предприятиях с использованием химических веществ — словом, все, что нашло отражение в Санитарных нормах проектирования промышленных предприятий (СН-245-63), постоянно совершенствуется и служит целям профилактики профессиональных отравлений и заболеваний химической этиологии.
Поступила 4/VI 1967 г.
УДК 613.5:628.8
ДОСТИЖЕНИЯ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МИКРОКЛИМАТА
А. Е. Малышева (Москва)
Среди многих вопросов гигиены, выдвигаемых современным развитием народного хозяйства, весьма существеным является обеспечение оптимальных климатических условий в производственных помещениях. Важным аспектом этой проблемы является обеспечение нормальных метеорологических и микроклиматических условий в различных областях промышленности. Большую роль в обеспечении нормального производ-