Научная статья на тему 'ДОСТИЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДОСТИЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА / ВЕБИНАР / ОНЛАЙН / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФЛИП-КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанов Баходир Самадович

В статье анализируются достижения и возможности дистанционного обучения, пути повышения эффективности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОСТИЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ДОСТИЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ Курбанов Б.С.

Курбанов Баходир Самадович - преподаватель, кафедра информационных технологий, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются достижения и возможности дистанционного обучения, пути повышения эффективности обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, система, вебинар, онлайн, смешанное обучение, флип-класс.

Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс привело к созданию новой формы обучения -дистанционного обучения, помимо традиционных методов обучения. При дистанционном обучении ученик и преподаватель находятся в постоянном общении друг с другом посредством пространственно разделенных учебных курсов, форм контроля, электронной связи и других технологий Интернета. Дистанционное обучение, основанное на использовании Интернет-технологий, обеспечивает доступ к глобальной информационной образовательной сети, выполняет ряд важных новых функций, основанных на принципах интеграции и взаимодействия.

В процессе организации дистанционного обучения на основе современных технологий выявляются характеристики студента, желающего изучить предмет, такие как настроение, интересы, образ жизни, мировоззрение, мышление, умственные и профессиональные способности. В настоящее время невозможно завершить какой-либо урок или другой урок без использования ИКТ. Мы знаем, что ИКТ не могут заменить живого учителя. Но это действительно облегчает задачу, поддерживает интерес студентов, дает им более четкое и совершенно новое понимание предмета. Использование ИКТ в дистанционном образовании предполагает повышение качества дистанционного образования, что является одной из самых актуальных проблем для современного общества. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ:

• сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой работы для студентов, с другой стороны, сделать ее интересной и яркой в самых разных формах, используя мультимедийные возможности современных компьютеров;

• эффективно решить проблему прозрачности обучения, расширить возможности визуализации учебных материалов, позволить студентам беспрепятственно искать необходимые учебные материалы в удаленных базах данных за счет использования телекоммуникаций, что позволяет студентам осуществлять поиск помогает формировать потребности, которые они хотят;

• индивидуализация учебного процесса за счет наличия заданий разного уровня за счет индивидуального создания и усвоения учебных материалов, использования удобных методов получения информации, вызывающих положительные эмоции и формирующих положительные мотивы обучения;

• освободить учащихся от ответов на вопросы, потому что компьютер позволяет им исправлять результаты (в том числе без оценивания), правильно отвечать на ошибки; возможность самостоятельно анализировать и исправлять ошибки, исправлять свои действия за счет наличия обратной связи, в результате чего улучшается самоконтроль;

• проведение самостоятельной исследовательской деятельности (моделирование, методика проектов, презентации, публикации и др.), Тем самым развивая творческую активность школьников.

В Концепции развития системы высшего образования до 2030 года особое внимание уделяется внедрению цифровых технологий и современных методов в образовательный процесс:

- Индивидуализация в учебном процессе на основе цифровых технологий, развитие сервисов дистанционного обучения, повсеместное внедрение технологий вебинаров, онлайн, смешанного обучения, флэпинговых классов;

- Организация программ дистанционного обучения на основе современных информационных и коммуникационных технологий; Внедрение платформы «электронная платформа», позволяющей онлайн-наблюдение и усвоение лекций и практических занятий, семинаров, а также их загрузка на электронные носители, использование «облачных технологий» в учебном процессе;

- Увеличение доли часов самостоятельной учебы, самостоятельного обучения студентов, критического и творческого мышления, систематического анализа, формирования предпринимательских навыков, внедрения методов и технологий, направленных на усиление компетенций в процессе обучения, практических занятий Ориентация на формирование навыков, повсеместное внедрение передовых педагогических технологий, учебных программ и методических материалов, основанных на международных образовательных стандартах, в образовательный процесс в этой связи.

Moodle - один из основных инструментов для самостоятельного обучения студентов. В зависимости от уровня сложности темы система позволяет студентам получать самостоятельные работы в виде рефератов, презентаций (Power Point), отчетов в виде электронных таблиц или в виде проектов, тематических исследований и электронных тестов. Организация самостоятельного обучения студентов с помощью технологий дистанционного обучения приводит к получению больших объемов информации за меньшее время, самостоятельному обучению студентов в сотрудничестве, отказу от бумажных заданий в пользу более совершенной среды электронного обучения. Это позволяет студентам учиться в свободное время, работать над собой и развивать свои творческие способности.

Эффективность организации дистанционного обучения на основе информационных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционной системой обучения зависит от нескольких факторов:

• Наличие и адекватность современной информационной и компьютерной базы в учебных заведениях;

• Бесперебойная работа сети Интернет;

• Высокий уровень желания, интереса и мастерства студентов дистанционного обучения;

• Привлечение знающих, квалифицированных и опытных специалистов и преподавателей в систему дистанционного обучения;

• Система дистанционного обучения обеспечена необходимыми и качественными учебными материалами, электронными учебниками и учебными курсами и их соответствие;

• Систематическое проведение всех занятий в системе дистанционного обучения.

Помимо традиционных учебных пособий, инструменты дистанционного обучения

включают:

• электронные учебные публикации;

• компьютерные обучающие системы;

• аудио-видео учебные материалы;

• контрольные тесты, рекомендованные различными источниками литературы и информации;

• связь с библиотечной базой данных;

• виртуальные материалы и лаборатории;

• критерии и материалы для оценки знаний студентов.

Образовательные, информационные и контрольные программы играют важную

роль в повышении эффективности дистанционного обучения на основе

информационных технологий при самостоятельном обучении студентов, повторении

затронутых тем, а также передаче контроля на основе полученных знаний.

Список литературы

1. Jumayev J., Shirinov Z., Kuldashev H. Computer simulation of the convection process near a vertically located source.// International conference on information Science and Communications Technologiyes (ICISCT) 4-6 November. 2019. Tashkent. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ieeexplore.ieee.org/document/9012046/(SCOPUS)/ (дата обращения: 20.10.2020).

2. Жалолов О.И., Хаятов Х.У.Понятие SQL и реляционной базы данных // Universum: технические науки : электрон. научн. журн., 2020. № 6 (75).

3. Зарипова Г.К. Использование электронных ресурсов в историческом образовании и его защита.// "АЭТЕРНА" научно-издательский центр. Академическая публикация. № 2, 2020. С. 123-131.

4. Турдиева Г.С., Сулайманова М.А. Методы организации электронных учебных ресурсов в образовательном процессе через платформу дистанционного обучения moodle // Academy. № 5 (56), 2020. С. 40-43.

5. Турдиева Г.С. Использование информационных технологий в сфере туризма // Шойимов А. Academy. № 6 (57), 2020. С. 22-24.

6. Хаятов Х. У. Методическая система эвристического обучения информатике в высшем образовании // Academy, 2020. № 7 (58).

7. Бердиева С.М., Имомова Ш.М. Построена двухмерных графиков на уроках информатики средствами Excel // ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ, 2017. № 12 (30).

8. Курбанов Б.С. Эффективность использования интерактивных и иерархических заданий программы iSpring QuizMaker в обучении иностранному языку // Наука, техника и образование, 2019.

9. Атаева Г.И., Ядгарова Л.Д. Оценка прикладных свойств обучающей платформы Moodle в Бухарском государственном университете // Universum: технические науки : электрон. научн. журн., 2020. № 6 (75). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/9593/ (дата обращения: 03.10.2020).

10. Атаева Г.И., Тураева Г.Х. Перевод как средство взаимосвязи мировой культуры // Academy, 2019. №12(51)

11. Fayzieva D.Kh. USING SOFTWARE FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES //Academy. №9 (60). 2020. С. 13-16.

12. Ядгарова Л.Д., Эргашева С.Б. Способы использования интерактивных методов в образовательном процессе //Academy. №9 (60). 2020. С. 11-12.

13. Буранова Г.Ё., Носирова Ш.Э. Сущность применения метода кейс-технологий в организации учебного процесса //Academy. №9 (60). 2020. С. 17-20.

14. Буронова Г.Ё., Атаева Г.И. Преимущества использования метода учебного проекта в процессе обучения // Проблемы науки. № 8 (56), 2020. С. 39-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.