Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТАПОВ ПОСТРОЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТАПОВ ПОСТРОЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОЛЬ / ЭТАП / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГ / ПЕРСПЕКТИВА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРЕДМЕТ / ПРОЦЕСС / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атамурадов Жамшид Жалилович

В этой статье описаны этапы применения, построения и проектирования качественных курсов в системе дистанционного образования, описаны роли преподавателя в этой сфере, указаны основные формы мотивации учеников в период обучения с помощью дистанционного обучения и показаны роли и задачи родителей учащихся в период дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТАПОВ ПОСТРОЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

12.Хаятов Х.У. Методическая система эвристического обучения информатике в высшем образовании // Academy, 2020. №7 (58).

13.Хаятов Х.У., Сирожов П.Ш. Использование JQuery на веб-сайтах // Молодой ученый, 2016. № 13 (117). С. 360-361.

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭТАПОВ ПОСТРОЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Атамурадов Ж.Ж.

Й1Й

Атамурадов Жамшид Жалилович - преподаватель, кафедра информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье описаны этапы применения, построения и проектирования качественных курсов в системе дистанционного образования, описаны роли преподавателя в этой сфере, указаны основные формы мотивации учеников в период обучения с помощью дистанционного обучения и показаны роли и задачи родителей учащихся в период дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, преподаватель, образовательные технологии, роль, этап, мотивация, педагог, перспектива, организация, проектирование, предмет, процесс, интерактивный материал, учебный курс, онлайн-обучение, учебный материал, интерактивный курс, обратная связь.

В период глобальной пандемии, вспыхнувшей в начале 2020 года, во многих странах был введён обязательный карантин, которому не было конца и все этапы систем образования, начиная от самых нижних классов заканчивая высшими образовательными учреждениями, подверглись тотальному кризису. Вследствие чего подрастающее поколение рисковало остаться без нужного им качественного образования. Но в этом случае на помощь всем пришло давно открытое, но мало использованное дистанционное обучение.

Использование систем дистанционного обучения в процессе образования представляет изменение роли педагога в учебном заведение, точнее роль педагога становится еще более значимой, а его функции обширными. Это возможно при условии определенной четкой организации и проектирования всех образовательных процессов дистанционного обучения в образовательных организациях, а также понимания самими учителями этой роли и функций, которые они вынуждены принимать на себя, тем самым изменяя свое место в процессе обучения в целом.

Следует отметить, что современные образовательные учреждения, как и другие образовательные организации системы образования, не могут обойтись без организации, проектирования и планирования своей информационной образовательной среды, которая, фактически, в обязательном порядке включает использование системы дистанционного обучения, построенной на основе электронного обучения или дистанционных образовательных технологий.

35

Не малую, можно сказать, что и основную роль, в сфере дистанционного обучения занимает роль учителя, которому тоже пришлось осваивать и развивать навыки работы с дистанционным обучением.

Одним из самых важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация учеников, большую часть времени online - ученик проводит в самостоятельном освоении материала. Для этого необходимы концентрация внимания, настойчивость, желание учиться в дистанционно. Многие виды известной нам традиционной мотивации работают не так эффективно, как в традиционном обучении. Но некоторые, даже наоборот, приобретают особое значение. Вот на них и следует опираться родителям и преподавателям.

В этом деле основой создания правильного курса зависит от навыков и творческого подхода со стороны преподавателя, который должен заинтересовать и обязан мотивировать учеников и студентов в том числе.

В этом случае возникает вопрос: что традиционно мотивирует учащихся в учебе?

> Хорошие оценки.

> Одобрение (преподавателя и родителей)

> Успех, поощрение родителей и педагогов. Подарки и всякие бонусы. Перспектива опередить или догнать своих сверстников.

> Страх. Прогнозы на будущий успех или неудачу в жизни и в карьере, радость познания, возможность самореализации.

В дистанционном обучении главную роль играет когнитивная мотивация. То есть мотивация осознанного действия. Когда ученик или студент выполняет работу не за страх и не для того, чтобы выделиться из ряда своих сверстников или получить вознаграждение, а для того, чтобы получить знания. Стать умнее, расширить свой кругозор и свои горизонты, подняться в своем личностном развитии.

Это наиболее сложная мотивация для учащегося, который еще не осознает себя самостоятельной личностью, не понимает своего определённого места в социальной жизни, не понимает, как знания из конкретных наук могут помочь ему стать успешным и счастливым. Поэтому задача преподавателя найти эти стимулы и повысить его мотивацию.

Не малую роль в как и дистанционном, так и в традиционном образовании играют родители обучающихся. Значительное влияние на развитие мотивации обучения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

> интересоваться делами, учебой и достижениями учащегося;

> помогать по возможности при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;

> объяснять ученику, что его неудачи в учебе - это недостаток приложенных усилий с его стороны (что-то не доучил, не доработал, не дочитал);

> чаще хвалить своих детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

В чём заключается роль учителя? В первую очередь создание плана проекта или курса дистанционного обучения. Ведущие педагоги советуют нижеследующий план создания курса:

Определение, процесса дистанционного обучения.

В первую очередь, обдумать, как работать с учениками. В этом плане дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описаны ниже, или использовать их комбинации.

> Встречи в режиме реального времени: Учитель договаривается с учениками о времени, где и когда будет проведен online эфир или назначена online - встреча. На online - занятие преподаватель раздает материалы, отвечает на вопросы учеников и задаёт вопросы им.

> Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы:

Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный content: (всякие графики, видео, интерактивные видео, аудио, текст, и рисунки), материалы для самопроверки, разные ссылки и т.д. При помощи таких учебных интерактивных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для возникших вопросов учеников стоит создать чат для совместного общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.

> Планирование работы: Выбрать нужный и удобный временной отрезок, например неделю, день и спланировать работу учеников по своему учебному предмету, чтобы организовать работу целостно.

При планировании своего курса учитель должен задаться несколькими вопросами:

1) Чему я хочу научить своих учеников (каких результатов учёбе они могут достигнуть)?

2) Как ученики этому могут научиться (каким образом они могут достигнуть высоких учебных результатов)?

3) Каким образом я могу поддержать их в этом процессе (как я могу помочь им достичь лучших учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?

Исходя из ответов каждый преподаватель должен составить для себя план работы: какие учебные материалы нужно создать, как контролировать работу ребят, как и когда, предоставлять им обратную связь.

Определение обратной связи с учениками

У учеников в обязательном порядке должна быть точка входа, через которую они получают доступ к интерактивным учебным материалам. Если преподаватель в процессе работы с учениками использует определённые платформы (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее. Если нет такой платформы, тогда учебные материалы могут передаваться через электронный журнал (хотя он может не выдержать нагрузки, поэтому лучше всего иметь альтернативный, запасной источник связи). Создавать учебные материалы

Организация учебной работы дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той или иной возрастной группы, с которой мы работаем. Добавление к учебным материалам инструкции по работе, указание времени, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.

Список литературы

1. Атамурадов Ж.Ж., Мухитдинова /".Значение прикладного программного обеспечения для подготовки экономистов // Ученый XXI века, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uch21vek.cOm/assets/uch21vek_3_1_2018.pdf#pa ge=10/ (дата обращения: 15.10.2020).

2. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. Харьков, ХНАГХ, 2009. 292 стр.

3. Khazratov F., Juraev Kh. METHODS OF CREATION AND ORGANIZATION OF WORK, TECHNOLOGY FOR CREATING AUTO-NAVIGATION MAPS. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://wwwjcreview.com/?mno=9704/ (дата обращения: 15.10.2020).

4. Атаева Г.И., Ядгарова Л.Д. Оценка прикладных свойств обучающей платформы Moodle в Бухарском государственном университете // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2020. № 6 (75). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/9593/ (дата обращения: 03.10.2020).

5. Буранова Г.Ё., Носирова Ш.Э. Сущность применения метода кейс-технологий в организации учебного процесса // Academy. № 9 (60), 2020. С. 17-20.

6. Fayzieva D.Kh. USING SOFTWARE FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES //Academy. № 9 (60). 2020. С. 13-16.

7. Жалолов О.И. Верхняя оценка нормы функционала погрешности кубатурной формулы типа Эрмита в пространстве С.Л. Соболева // Проблемы вычислительной и прикладной математики. Научный журнал. № 3. 2017. Ташкент. 70-78 ст.

8. Жалолов О.И., Хаятов Х.У.Понятие SQL и реляционной базы данных // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2020. № 6 (75). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/9711/ (дата обращения: 03.10.2020).

9. Ядгарова Л.Д., Эргашева С.Б. Способы использования интерактивных методов в образовательном процессе //Academy. № 9 (60), 2020. С. 11-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.