УДК 664.1
Достижения и проблемы свеклосахарного подкомплекса: основные итоги работы
АПК-2015 г.
С.Н. СЕРЕГИН, д-р экон. наук
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
В 2015 г. агропромышленному комплексу России, несмотря на неблагоприятные внешнеэкономические условия, связанные с введением санкций, и негативные тенденции в проведении макроэкономической политики, удалось сохранить положительную динамику сельхозпроизводства и основных продовольственных товаров. Прошедший год стал новым этапом развития основных отраслей АПК, таких как растениеводство, животноводство, а также отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
Достигнутые результаты стали возможны благодаря государственной поддержке основных звеньев агропромышленного производства. Так, в рамках мероприятий Госпрограммы развития АПК на период до 2020 г. в субъекты РФ перечислены субсидии на общую сумму 172 289,0 млн руб., из которых на государственную поддержку сельского хозяйства направлено непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям 156 458,9 млн руб., или 90,8% доведённых средств федерального бюджета.
В растениеводстве по многим показателям отмечен рост производства, при этом валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2015 г. по предварительным данным Росстата составил 104,3 млн т зерна (в 2014 г. было собрано 105,3 млн т) при урожайности 23,6 ц/га (в 2014 г. — 24,1 ц/га), в том числе 61,8 млн т пшеницы (в 2014 г. - 59,7 млн т).
Хорошие результаты достигнуты в производстве кукурузы: валовой сбор кукурузы на зерно ставил 12,7 млн т, что на 53,8% больше, чем в среднем за последние пять лет (в 2014 г. — 11,3 млн т). Положительные тенденции сохранились в производстве риса и гречихи: риса собрано 1,11 млн т (в 2014 г. — 1,05 млн т), гречихи — 860 тыс. т, что на 25,4% выше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 г. — 662 тыс. т).
В качестве достижения прошедшего года в растениеводстве следует отметить значительный рост производства технических культур. Так, валовой сбор сои составил более 2,6 млн т, что на 58,3% выше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 г. — 2,4 млн т), и льна-кудряша — более 500 тыс. т, что на 54,1% выше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 г. — 385,6 тыс. т).
Получен хороший урожай сахарной свёклы — 37,6
млн т (в 2014 г. — 33,5 млн т) и подсолнечника — 9,2 млн т (в 2014 г. — 8,5 млн т).
Работа свеклосахарного подкомплекса за последние пять лет демонстрирует высокие темпы роста технико-экономических показателей, основанные на внедрении новых технологий выращивания сахарной свёклы, повышении уровня технологической дисциплины на сахарных заводах, снижении потерь сырья при его доставке и переработке. Конъюнктура сахарного рынка является определяющим фактором размера посевных площадей, занятых под сахарную свёклу. На протяжении последних пяти лет произошло снижение посевных площадей с 1,29 млн га в 2011 г. до 1,02 млн га в 2015 г., что отразилось на падении объёмов производства свёклы с 47,6 до 37,6 млн т (рис. 1).
Тенденция роста экономической эффективности производства вполне закономерна. Экономический рост объясняется и повышением качества работы, что подтверждается итогами 2015 г., и ростом сахаристости сахарной свёклы (за последние пять лет с 15,63 до 17,60%) за счёт применения иностранных гибридов и строгого соблюдения агротехнологий. При этом интегральный показатель эффективности работы всех звеньев подкомплекса — выход сахара с одного гектара, достиг 5,1 т, а общий объём производства сахара из сахарной свёклы составил 5,16 млн т против 4,6 млн т в 2014 г., т.е. вырос на 11%. Таким образом, объём выработанного свекловичного сахара в 2015 г. достиг порогового значения Доктрины продовольственной безопасности по этому социально-значимому продукту питания.
2010 2011 2012 2013 2014 2015
50000
45000
40000
35000
30000
25000
20000
15000
10000
5000
О
Рис. 1. Основные производственные показатели работы свеклосахарного подкомплекса 2010—15гг.: ■ — площади посевов, тыс. га; ■ — производство сахара, тыс. т; ■--производство сахарной свёклы, тыс. т
Позитивные сдвиги в работе промышленности стали возможны благодаря активности Союзроссахара, направленной на проведение протекционистской таможенно-тарифной политики в отношении сахарного рынка, и на привлечение средств государственной поддержки для развития свеклосахарного подкомплекса.
Одновременно следует отметить, что в настоящее время существуют высокие риски потери достигнутых результатов из-за большой доли импорта в семенных материалах (около 95%) и иностранных гибридов (более 90% посевных площадей, занятых под сахарную свёклу). Высокий уровень зависимости наблюдается по семенам иностранной селекции таких культур, как кукуруза — 43%, подсолнечник — 50%.
В условиях ужесточения санкций такое положение дел может привести к нежелательным последствиям и из-за возможности ограничения поставки семенного материала, и из-за изменения его ценовой конъюнктуры, что в последующем производственном цикле вызовет взрывной рост цен на продовольственном рынке продуктов переработки этих видов сельхозсырья.
Другая проблема касается использования действующих производственных мощностей сахарных заводов. Например, в сезон переработки 2015 г. из 77 сахарных заводов работали только 72, соответственно, простаивали пять — Карламанский (Башкортостан), Алексеевский (Белгородская обл.), Коммунар (Курская обл.), Курганинский и Тимашевский (Краснодарский край).
И дело здесь не только в экономическом аспекте работы промышленности, такая ситуация затрагивает социальные задачи регионального развития территорий, принимая во внимание то обстоятельство, что сахарные заводы, как правило, являются градообразующими производственными объектами. В этой связи следовало бы отметить, что Союзроссахар, обладая высоким деловым авторитетом среди органов государственной власти регионов, мог бы участвовать вместе с ними в решении данной проблемы.
Анализ производства основных технических культур за последние пять лет (2010—2015 гг.) показывает устойчивый положительный тренд в этом секторе растениеводства. Это обусловлено двумя важными факторами: первый — обеспечение предприятий пищевой промышленности сельскохозяйственным сырьём для увеличения выработки продовольственной продукции с целью решения проблемы импортозаме-щения, второй — расширение кормовой базы для животноводства. Одновременно следует отметить, что высокая доходность производства этих сельскохозяйственных культур привлекает представителей бизнеса инвестировать средства в развитие соответствующих направлений. И если рост производства сахарной свёклы и подсолнечника начался с 2010-х, то производ-
Подсолнечник Соя Рапс Сахарная Кукуруза
свекла
Рис. 2. Валовые сборы основных технических культур, млн т: 2010 г; ■ — 2015г._
ство кукурузы и сои началось значительно позже, но результаты за последние пять лет впечатляют, о чём свидетельствуют показатели динамики роста (рис. 2).
Увеличено производство картофеля и овощей. Во всех категориях хозяйств валовой сбор картофеля составил 33,6 млн т, что на 15,9% больше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 г. — 31,5 млн т), урожай овощей — 16,1 млн т (в 2014 г. — 15,5 млн т), что на 12,3% выше среднего уровня за последние пять лет.
Валовой сбор плодов и ягод составил 2,9 млн т, что на 9% больше, чем в среднем за последние пять лет (в 2014 г. - 3 млн т).
В животноводстве развитие отдельных отраслей идёт неравномерно, и если в свиноводстве и птицеводстве достижения ощутимы, то в молочном скотоводстве за последние десять лет ситуация остаётся практически неизменной, в первую очередь это касается объёмов производства молока — основного показателя эффективности работы отрасли.
Старение сельского населения, деградация деревни, где производится практически половина объёма молока, вряд ли можно возместить надоями в других категориях хозяйств, хотя нужно отметить существенный рост производства молока в фермерских хозяйствах, но это не те масштабы, которые необходимы для обеспечения внутренних потребностей страны.
Поголовье коров в целом по России сократилось с 8,5 до 8,4 млн, в том числе в сельхозорганизациях их численность осталась на уровне прошлого года — 3,4 млн голов, в фермерских хозяйствах ситуация аналогичная — 1,1 млн голов, в хозяйствах населения численность уменьшилась с 4,0 до 3,9 млн голов.
В молочном скотоводстве негативные тенденции сохраняются, несмотря на прирост производства молока в сельхозорганизациях (2%) и фермерских хозяйствах (6%) за счёт сокращения производства в личных подсобных хозяйствах (3%).
Производство молока в хозяйствах всех категорий
Таблица 1. Динамика объёмов производства молока по федеральным округам 2014—15 гг., тыс. т.
Хозяйства всех категорий в том числе: сельскохозяйственные организации
янв. — дек. 2014 г. янв. — дек. 2015 г. 2015г. к 2014 г., %
янв. — дек. 2014 г. янв. — дек. 2015 г. 2015 г. к 2014 г., %
Российская Федерация 30 790,9 30 781,1 100,0 14 364,9 14 713,3 102,4
Центральный федеральный округ 5 393,4 5 395,9 100,0 3 705,4 3825,6 103,2
Северо-Западный федеральный округ 1 708,7 1 770,0 103,6 1 409,7 1 482,7 105,2
Южный федеральный округ 3280,2 3 287,9 100,2 978,4 1 007,4 103,0
Северо-Кавказский федеральный округ 2 725,8 2 757,9 101,2 362,1 357,9 98,8
Приволжский федеральный округ 9467,3 9 497,2 100,3 4 593,3 4 719,6 102,7
Уральский федеральный округ 1 998,3 1 927,6 96,5 995,3 995,8 100,1
Сибирский федеральный округ 5 389,3 5 383,0 99,9 2 158,5 2 155,7 99,9
Дальневосточный федеральный округ 536,4 531,2 99,0 142,7 149,3 104,6
Крымский федеральный округ 291,6 230,5 79,0 19,5 19,2 98,6
в 2015 г. осталось на уровне прошлого года и составило около 30,8 млн т (табл. 1).
Лидерами по производству молока остаются Башкортостан — 1 812,3 тыс. т, Татарстан — 1 750,7 тыс. т и Краснодарский край — 1 328,2 тыс. т, они ежегодно обеспечивают рост надоев молока. Хорошие результаты в ЦФО показывают Воронежская, Калужская, Липецкая, Тульская и Ярославская области. В СЗФО Вологодская, Ленинградская, Калининградская области, Республика Карелия также демонстрируют позитивную динамику роста. Аналогичные тенденции преобладают в ряде регионов ПФО — Кировская область, Пермский край и Чувашия.
Анализ структуры производства молока среди федеральных округов указывает на лидирующее положение Приволжского федерального округа. За ним с
большим отрывом следуют Сибирский и Центральный федеральные округа (рис. 3).
Не претерпевает за последнее десятилетие существенных изменений и структура производства молока по категориям хозяйств: сельхозорганизации и хозяйства населения дают практически равные объёмы, доля фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей растёт и в 2015 г. составила 7% (рис. 4).
Нужно отметить, что государство выстраивает эффективную политику по поддержке развития молочного скотоводства, включающую в себя субсидии для привлечения инвестиций, гранты фермерам, регулирование рынка для формирования справедливой цены, поддержку сбыта.
Минсельхоз России считает, что чтобы добиться баланса в производстве молока, необходимо увеличить поголовье коров на 1 млн. Эта мера обеспечит к 2020 г. рост производства молока на 6 млн т, позволит довести общее производство до 36,6 млн т и покроет существующий дефицит в 8 млн т. Увеличение
9 497,2
Рис. 3. Структура производства молока по федеральным округам в 2015 г. (все категории хозяйств), тыс. т:
■ — Центральный федеральный округ, ■ — СевероЗападный федеральный округ, ■ — Южный федеральный округ, ■ — Северо-Кавказский федеральный округ,
■ — Приволжский федеральный округ, ■ — Уральский федеральный округ, ■ — Сибирский федеральный округ,
■ — Дальневосточный федеральный округ, ■ — Крымский федеральный округ
Рис. 4. Структура производства молока по категориям хозяйств 2015г., тыс. т: ■ — сельскохозяйственные организации, ■ — хозяйства населения, ■ — крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
поголовья коров на 1 млн, как показывают экономические расчёты, потребует от представителей бизнеса вложить в сектор молочного животноводства около 650 млрд руб. Сама идея неплохая, но её реализация сопряжена со многими трудностями, начиная с финансирования этого масштабного проекта, поиска инвесторов, регионов и заканчивая созданием институциональных инструментов для реализации намеченных планов.
Разрабатываемая система мер государства по развитию молочного животноводства должна носить долгосрочный характер с тем, чтобы бизнес имел чёткие «правила игры» и мог активно привлекать средства для увеличения объёма производства молока, в противном случае снижение его производства в ЛПХ не сможет быть перекрыто ни фермерами, ни сельхоз-организациями.
Меры господдержки молочной отрасли в 2016 г. планируется увеличить практически вдвое — до 30 млрд руб. Они будут направлены на строительство новых молочных комплексов, поддержку развития семейных животноводческих ферм и повышение продуктивности молочного стада. Субсидии по инвестиционным кредитам увеличены на 25% — до 5,9 млрд руб., субсидии по краткосрочным кредитам — до 1,5 млрд руб., возмещение прямых понесённых затрат на строительство и модернизацию молочных ферм — до 6 млрд руб. На 62% увеличен объём субсидий на 1 кг молока, сохранён объём субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления.
К экономическим инструментам поддержки молочной отрасли отнесена грантовая поддержка, и в этой связи Минсельхоз России намерен увеличить размер гранта начинающим фермерам на создание молочных ферм с 1,5 до 3 млн руб. В общей сложности в 2015 г. гранты получили примерно 4,5 тыс. фермерских хозяйств. В текущем году на поддержку
фермеров планируется направить 14 млрд руб., в том числе 8 млрд руб. в виде грантов.
Проблемы, которые необходимо будет решать в предстоящем периоде в молочной отрасли, также связаны с преодолением негативных тенденций развития макроэкономических параметров работы в формате ЕАЭС:
— возросла себестоимость производства молока, в результате большинство производителей сырого молока находится на грани рентабельности;
— сократился спрос на готовую продукцию в результате снижения покупательской способности населения;
— снизилась доступность кредитных ресурсов и, как следствие, многие инвестиционные проекты были заморожены;
— усилилось влияние на молочный рынок стран ЕАЭС Республики Беларусь и по объёмам молока, и по ценам.
Все принимаемые государством меры правильные, но они не решают в целом проблему обеспечения молочной промышленности сырьём так, чтобы вырабатываемых молочных продуктов было достаточно для всех категорий граждан в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления. Если придерживаться рекомендуемых норм по нижней границе потребления — 320 кг в год на одного человека, то дефицит молока-сырья составит не 8 млн т, а 14 млн т, а это уже другие инвестиции и другие сроки достижения целевых показателей. Указанные объёмы молока в России производились до реформы. Таким образом, аграрная политика в молочной отрасли должна быть направлена на решение этой важнейшей проблемы с целью повышения уровня здоровья населения и сокращения импорта молочных продуктов.
В мясном животноводстве сохраняется положительная динамика развития с ростом на 4—5% за счёт увеличения производства свинины и птицы (табл. 2).
Таблица 2. Произведено на убой (в живом весе) скота и птицы 2014—15 гг., тыс. т
Хозяйства всех категорий в том числе: сельскохозяйственные организации
янв. — дек. 2014 г. янв. — дек. 2015 г. 2015 г. к 2014 г, %
янв. — дек. 2014 г. янв. — дек. 2015 г. 2015 г. к 2014 г., %
Российская Федерация 12 912,4 13 451,4 104,2 8 924,0 9 563,3 107,2
Центральный федеральный округ 4 138,4 4 502,6 108,8 3 666,8 4 058,5 110,7
Северо-Западный федеральный округ 801,4 848,3 105,9 746,7 797,7 106,8
Южный федеральный округ 1 262,7 1 282,3 101,6 632,3 649,1 102,7
Северо-Кавказский федеральный округ 869,7 895,1 102,9 365,3 394,0 107,9
Приволжский федеральный округ 2 784,6 2 902,4 104,2 1 725,1 1 871,2 108,5
Уральский федеральный округ 994,1 1 014,3 102,0 742,2 770,0 103,8
Сибирский федеральный округ 1 689,0 1 676,8 99,3 848,8 852,2 100,4
Дальневосточный федеральный округ 198,7 183,2 92,2 101,9 91,4 89,8
Крымский федеральный округ 173,9 146,3 84,2 94,8 79,0 83,4
В 2015 г. производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий составило 13,5 млн т или 104,2% к 2014 г., при этом производство свиней увеличилось на 4,5%, птицы — на 8,0%, овец и коз — на 0,2%, производство крупного рогатого скота сократилось на 1,0%.
Производство яиц увеличилось на 1,5% и достигло уровня 42,5 млрд штук.
Анализ объёмов производства птицы и свинины показывает, что в этих отраслях уже сегодня наблюдается перепроизводство продукции. Причём происходит оно на фоне реализации новых инвестиционных проектов.
В этих условиях государству необходимо применять экономические меры по квотированию производства, давно используемые в странах Евросоюза, либо разрабатывать механизмы стимулирования экспорта готовой продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья. Следует отметить, что на внешних рынках продукция и птицеводства, и свиноводства обеспечивается национальными производителями, поэтому все страны стараются вводить определённые запреты на импорт этой продукции. Стимулирование экспорта — мера необходимая для роста производства, но она сопряжена с проведением большой работы как внутри страны, так и с международными организациями, работающими в этом направлении. Тем более, что страны — участницы ВТО официально отказались от государственного стимулирования экспорта. Поэтому назревшие проблемы нельзя откладывать на потом, в противном случае возможна стагнация в этих отраслях, сопровождаемая потерей доли отечественного продовольственного рынка.
Санкции, введённые в отношении России, создали дополнительные стимулы для развития внутреннего производства и улучшения структуры внешнеторгового баланса. По предварительным данным импорт сырья и продовольствия в 2015 г. сократился до уровня 26,6 млрд долл. США против 39,9 млрд годом раньше. Это обеспечило улучшение сальдо торгового баланса (рис. 5).
50 40 30 20 10 О -10 -20 -30 -40
30
-36,4-
~Щ ~407
I
-20
~13,3
—
39,9
-27,6 -29,2
—23,9—_
26,6—
-9
27~
-20,9
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 5. Динамика внешней торговли сельскохозяйственным сырьём и продовольствием в России в 2009—2015 гг., млрд долл. США: ■ — экспорт, ■ — импорт, ■ — сальдо
Одно из ключевых направлений, с которым связан экономический рост агропромышленного производства, — это привлечение инвестиций для перевода отраслей на рельсы инновационного развития и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции.
Стоимость кредитных ресурсов — важное условие экономического роста. Кредиты нужны не только для долгосрочного развития. Подобно инвестициям в развитие и модернизацию предприятий, они составляют около 80% оборотных средств, необходимых для текущей деятельности компаний-производителей. Без нормального кредитования поднять производство на современный уровень невозможно, на это указывает опыт промышленно развитых стран, где ставки по кредитам не превышают 2—3% годовых.
Кредитная политика государства в условиях санкций, неблагоприятной макроэкономической ситуации, низкой загрузки производственных мощностей должна стимулировать развитие за счёт снижения ключевой ставки Центробанка. В настоящее время ставка составляет 11%. Возможно, она будет снижена, но пока это происходит очень медленно, и предприятия переносят дорогие кредиты на себестоимость вырабатываемой продукции, повышая цены и, соответственно, подстёгивая продуктовую инфляцию.
Изменение денежно-кредитной политики в сторону снижения процентных ставок по кредитам будет создавать условия для стимулирования роста производства в сельскохозяйственном секторе и пищевой промышленности, порождая тем самым спрос на подготовку современных кадров и развитие научных разработок.
В России необходимо сделать то, что сделали все развитые страны, а они, прежде всего, законодательно ограничили спекулятивные финансовые рынки для того, чтобы предприниматель, взявший кредит на модернизацию или новое строительство предприятия, не использовал кредитные деньги в спекулятивных операциях на валютном рынке. Иначе вся государственная политика сводится к стимулированию спекуляций и разрушению реального сектора экономики. Поэтому политика по повышению эффективности использования средств господдержки АПК должна иметь конкретные измерения на основе мониторинга, и в случае нецелевого использования бюджетных средств предусматривать соответствующие меры кадрового и уголовного характера.
Как же обстоят дела с решением данной проблемы? Анализ инвестиционных процессов показывает, что ухудшение общей макроэкономической ситуации приводит к снижению объёма инвестиционного кредитования АПК. На конец 2015 г. он снизился на 10,9% к соответствующему периоду 2014 г. Сумма выданных инвестиционных кредитов составила 235,08 млрд руб. («Газпромбанк», Банк ВТБ, «Внешэ-
кономбанк»). Объём выданных инвестиционных кредитов «Россельхозбанком» снизился на 11,7% к соответствующему периоду 2014 г. (до 160,84 млрд руб.), одновременно Сбербанк увеличил сумму кредитования на 12,8% (до 62,69 млрд руб.).
По инвестиционным кредитам на развитие растениеводства и животноводства, выданным в октябре 2015 г., средневзвешенная процентная ставка составила в «Россельхозбанке» 13,6% и 15,5%, в Сбербанке — 14,7% и 11,2% соответственно.
В рамках Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044) отобрано 42 проекта, из них 12 проектов — в сфере АПК на общую сумму кредитов 45,52 млрд руб. (19,7% от общей суммы кредитов по отобранным проектам).
Правительство России распоряжением от 3 декабря 2015 г. № 2477-р выделило бюджетные ассигнования в объёме 1,35 млрд руб. Минсельхозу России для предоставления субсидий на возмещение части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Из них 947 млн руб. — на господдержку создания и модернизации объектов тепличных комплексов в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защи-щённого грунта и семенного картофелеводства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. и 403,9 млн руб. — на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства».
Понятные и стабильные «правила игры» для агробизнеса на обозримую перспективу закладываются в базовых документах правительства и федеральных программах, в рамках которых предусматривается бюджетная поддержка приоритетных направлений развития. Объём господдержки агропромышленного комплекса на текущий год сохранится, а для инвесторов будут внесены определенные коррективы с целью упрощения процедуры получения кредитных средств для реализации намеченных проектов. Планируется увеличить сроки кредитования инвестиционных проектов до 8—10 лет, а также ввести новый инструмент государственной поддержки — субсидирование компенсации части понесённых капитальных затрат. Для производителей молочной продукции рассматривается вопрос о снижении процентной ставки по кредиту до 5—7% и упрощению его выдачи с тем, чтобы срок окупаемости проекта не превышал восьми лет.
Минсельхоз России в связи с дефицитом бюджета, предлагает отменить минимальный порог регионального финансирования (5%) на получение федераль-
ных субсидий регионами. Многие не могут обеспечить даже минимальное финансирование мер поддержки, что по установленным правилам не позволяет им использовать средства федерального бюджета. Регионам достаточно будет иметь статью расходов на данное направление в бюджете. В этом случае те регионы, которые не имеют собственных средств, смогут претендовать на получение федеральной поддержки.
К числу неблагоприятных тенденций текущего года, которые будут сдерживать экономический рост АПК и влиять на ценовую конъюнктуру агропродо-вольственного рынка, следует отнести удорожание материально-технических ресурсов, необходимых для своевременного проведения весенне-полевых и уборочных работ. Так, цена дизельного топлива выросла к концу прошлого года по сравнению с началом года на 5,2%. Аналогичная ситуация наблюдается и с поставками минеральных удобрений: на аммиачную селитру установлена цена 14 829 руб./т (+4%), карбамид — 19 981 руб./т (+31%), калий хлористый — 15 030 руб./т (+23%), азофоску - 22 652 руб./т (+29%), аммофос - 30 799 руб./т (+43%).
В целях обеспечения необходимых кредитных ресурсов для АПК в текущем году также предоставляются государственные гарантии, гарантом по которым выступает АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее
— Корпорация МСП). Для предоставления гарантийной поддержки по кредитам АПК Корпорации МСП предусмотрено выделение не менее 15 млрд руб.
В настоящее время Банк России выделяет заёмные средства по ставке 6,5% годовых банкам — участникам программы для рефинансирования кредитов, предоставляемых такими банками для финансирования проектов конечных заёмщиков, соответствующих критериям предлагаемой программы. В итоге окончательная ставка для заёмщиков не должна превышать 10,75% годовых.
Новые возможности по развитию этого направления есть и у регионов: приняты законы, дающие им право вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и двухгодичная нулевая налоговая ставка. Также им предоставлено право снижать налог с 6% до 1% для работающих по упрощённой системе налогообложения. Такой возможностью воспользовались уже 39 регионов, налоговые каникулы введены в 81 регионе.
Медленное изменение структуры экономики и высокая зависимость экономического роста от внешней конъюнктуры цен на продукцию российского экспорта не создают необходимых стимулов для собственного развития, особенно в высокотехнологичных отраслях. В прошедшем году наблюдалось падение ВВП на 3,8%, промышленного производства
— на 3,3%, что привело к росту инфляция до 12,7%.
С учётом создания ЕАЭС и расширения торговли сельскохозяйственным сырьём и продовольствием, а также с повышением требований к сетевой торговле и ужесточением борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией, для дальнейшего развития сельскохозяйственной промышленности, улучшения качественных показателей экономического роста необходимы значительные изменения в регулировании как аграрной политики, так и производственной сферы.
Список литературы
1. Ушачёв И.Г. Социально-экономическое развитие АПК России: проблемы и перспективы: [избранные статьи за 2013—2015 гг.] / И.Г. Ушачёв. — М.: ВНИИ-ЭСХ, 2015. — 359 с.
2. Серёгин С.Н. Товаропроводящая и логистическая инфраструктура агропродовольственного рынка: выбор альтернативных направлений развития. В кн.: Развитие торговли — важнейший фактор импортоза-мещение и обеспечения продовольственной безопасности страны, Москва, 22—24 октября 2015: материалы. М.: ФГБУ ВНИИЭСХ. С. 127—142.
3. Иванова В.Н. Антироссийские санкции и им-портозамещение: новые возможности роста производства продукции АПК России / В.Н. Иванова, С.Н. Серёгин //Пищевая промышленность. — 2015. — № 7. С. 8—14.
4. Аварский Н.Д. Развитие инноваций в условиях санкций: проблемы и возможности / Н.Д. Аварский, С.Н. Сёрегин, С.У. Нуралиев // Экономика сельского хозяйства России. — 2015. — № 10. С. 25—32.
5. Бузгалин А.В. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов // Вопросы экономики. — 2016. — № 1. С. 63—80.
6. Мау В. Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика России в 2015 г. // Вопросы экономики —2016. — № 2, С. 21—40.
Аннотация. В статье представлен краткий анализ итогов работы свеклосахарного подкомплекса; показаны успехи, достигнутые в результате комплексного подхода к развитию отдельных звеньев, и нерешённые задачи, связанные с наличием ряда ограничений экономического и институционального характера; доказана необходимость вводить в рамки планирования объёмы производства продукции и разрабатывать инструменты для стимулирования экспорта готовой продукции. Ключевые слова: динамика роста, технико-экономические показатели, новые технологии, сахарная свёкла, технологическая дисциплина, сахарные заводы, снижение потерь сырья, доставка, переработка.
Summary. The paper presents brief analysis of track records in beet sugar sub-complex. Achieved success resulted in complex approach to separate elements development and problems yet to be solved backed up by the number of restrictions of economic and institutional nature is shown; necessity to plan production volumes and to develop tools to encourage export of final products is proven.
Keywords: growth dynamics, technical-and-economical indicators, new technologies, sugar beet, technical discipline, sugar factories, reduction of losses of raw materials, delivery, processing.
Минсельхоз РФ: запасы минудобрений в хозяйствах на 17,7% превышают прошлогодний уровень. Согласно оперативным данным, по состоянию на 4 апреля накопленные с начала года российскими аграриями ресурсы минеральных удобрений (с учётом остатков 2015 г.) составляли 1,4 млн т д.в., что на 248,4 тыс. т превышает показатель на аналогичную дату 2015 г. С начала 2016 г. на отчётную дату аграрии приобрели 1,135 млн т д.в., что на 176,8 тыс. т больше показателя на аналогичную дату 2015 г. Потребность в минеральных удобрениях в 2016 г. для проведения сезонных полевых работ составляет 2,6 млн т д.в., в т.ч. для весенних полевых работ — 1,78 млн т д.в. По состоянию на 04.04.2016 г. средняя цена наиболее потребляемых форм минеральных удобрений с учётом НДС, тары, транспортных и дистрибьюторских затрат составляет: на аммиачную селитру — 15,75 тыс. руб./т (+1% к показателю на 04.04.2015 г.), на карбамид — 20,32 тыс. руб./т (+5%), на калий хлористый — 15,92 тыс. руб./т (+27%), на азофоску — 24,14 тыс. руб./т (+17%), на аммофос — 31,75 тыс. руб./т (+22%).
www.agroobzor.ru, 06.04.2016
В Казахстане завершена пусконаладка 4 фильтр-прессов Техинсервис. Событие произошло на Меркенском сахарном заводе, который входит в состав ТОО «Централь-ноазиатская Сахарная Корпорация» (ТОО «ЦАСК»), основного оператора сахарного рынка Казахстана. Производственная Группа «Техинсервис» — инжиниринговая и машиностроительная компания с главным офисом в г. Киев. Основана в 1993 г. для разработки и внедрения комплексных производственных проектов для разных отраслей промышленности.
www.rossahar.ru, 31.03.2016 В Заинском районе весенний сев начался несколько раньше, чем в прошлом году. 13 апреля к посевной компании приступила агрофирма «Заинский сахар». В первую очередь начали посев ячменя. В общей сложности ячменём агрофирма «Заинский сахар» планирует засеять 2,3 тыс. га земель. Общая площадь пашни составляет 20,6 тыс. га. В этом году планируется посеять сахарную свёклу на 2,78 тыс. га, яровую пшеницу — 3,09 тыс. га, многолетние травы — 2,90 тыс. га.
www.novyi-zai.ru, 14.04.2016