Научная статья на тему 'Обоснование направлений государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса (на материалах Республики Башкортостан)'

Обоснование направлений государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса (на материалах Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБСИДИИ / САХАРНАЯ СВЕКЛА / ПЕРЕРАБОТКА / СВЕКЛОСАХАРНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / GOVERNMENT REGULATION / SUBSIDIES / SUGAR BEET / PROCESSING / SUGAR INDUSTRY SUB-COMPLEX / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибатуллин Урал Назифович

Свеклосахарный подкомплекс хорошо развит в Республике Башкортостан и является важной составной частью регионального АПК. Современные условия функционирования свеклосахарной отрасли требуют мер государственной поддержки для стабильного развития, обеспечения конкурентоспособности с зарубежными производителями сахара-сырца и белого сахара. Цель исследования обоснование направлений государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса в Республике Башкортостан для его стабилизации и эффективного функционирования. Решены задачи по изучению показателей производства и переработки сахарной свеклы, обоснованию направлений государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса и сделан расчет его параметров. Условием повышения эффективности является снижение себестоимости продукции. Эта задача усложняется высокими темпами роста цен на продукцию естественных монополий и значительными объёмами использования импортных семян и средств защиты растений, что удорожает продукцию при наметившемся ослаблении национальной валюты. Поэтому, в среднем, на период 2014-2016 гг. необходима господдержка отрасли. Субсидирование затрат обеспечит применение своевременно и в оптимальном количестве удобрений и средств защиты растений, что снизит зависимость от неблагоприятных погодных условий, позволит устойчиво наращивать урожайность и валовые сборы сахарной свеклы. Укрепление технического оснащения производства сахарной свеклы даст возможность выдерживать агротехнологические сроки работ по возделыванию культуры, сократить потери урожая, увеличить посевные площади сахарной свеклы и ввести в свекловичный севооборот дополнительные площади пашни. Значительно вырастет урожайность зерновых культур в свекловичных севооборотах. Реализация мер по развитию сырьевых зон и обеспечение производства сахарной свеклы в объеме 1440 тыс. т позволят загрузить мощности сахарных заводов и вывести их на уровень рентабельности производства более 15%. Показатели использования бюджетных средств характеризуются высоким уровнем эффективности. Финансирование программы из республиканского бюджета обеспечивает высокий годовой прирост выручки от продаж. Принятие и выполнение разработанных мероприятий позволят решить ряд социально-экономических задач при полной окупаемости бюджетных вложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ибатуллин Урал Назифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF GOVERNMENT REGULATION DIRECTIONS IN SUGAR INDUSTRY SUB-COMPLEX (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Sugar industry is well developed in the Republic of Bashkortostan being one of the important branches of the regional agriculture. The current sugar beet industry operation requires government support for stable development and ensuring its competitive ability with foreign producers of raw and white sugar. The research goal is to substantiate the directions of government regulation in sugar industry for its stable and efficient operation. The sugar beet production and processing indicators were studied, the government regulation directions were substantiated, and the regulation parameters were calculated. A prerequisite of increased efficiency is production costs reduction. This task is complicated by high rates of price rise of natural monopolies and extensive use of imported seeds and plant protection products that increase the production costs in the context of the national currency depreciation. The government support is at least required for the period from 2014 to 2016. Cost subsidization will enable timely and optimal application of fertilizers and plant protection products and in turn reduce the dependence on weather conditions, and steadily increase sugar beet yields. Better equipment of sugar beet production will enable follow crop cultivation technology, reduce yield losses, and increase the areas under sugar beet. This will also raise cereal crop yields in sugar beet rotations. The measures to develop raw material production areas and maintaining sugar beet production at the level of 1440 thousand tons will fill the capacity of sugar refineries and raise their production profitability over 15%.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса (на материалах Республики Башкортостан)»

УДК 338. 439:633.63(470.57) У.Н. Ибатуллин

U.N. Ibatullin

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

SUBSTANTIATION OF GOVERNMENT REGULATION DIRECTIONS IN SUGAR INDUSTRY SUB-COMPLEX (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

-v/-

Ключевые слова: государственное регулирование, субсидии, сахарная свекла, переработка, свеклосахарный подкомплекс, рентабельность.

Свеклосахарный подкомплекс хорошо развит в Республике Башкортостан и является важной составной частью регионального АПК. Современные условия функционирования свеклосахарной отрасли требуют мер государственной поддержки для стабильного развития, обеспечения конкурентоспособности с зарубежными производителями сахара-сырца и белого сахара. Цель исследования — обоснование направлений государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса в Республике Башкортостан для его стабилизации и эффективного функционирования. Решены задачи по изучению показателей производства и переработки сахарной свеклы, обоснованию направлений государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса и сделан расчет его параметров. Условием повышения эффективности является снижение себестоимости продукции. Эта задача усложняется высокими темпами роста цен на продукцию естественных монополий и значительными объёмами использования импортных семян и средств защиты растений, что удорожает продукцию при наметившемся ослаблении национальной валюты. Поэтому, в среднем, на период 2014-2016 гг. необходима господдержка отрасли. Субсидирование затрат обеспечит применение своевременно и в оптимальном количестве удобрений и средств защиты растений, что снизит зависимость от неблагоприятных погодных условий, позволит устойчиво наращивать урожайность и валовые сборы сахарной свеклы. Укрепление технического оснащения производства сахарной свеклы даст возможность выдерживать агротех-нологические сроки работ по возделыванию культуры, сократить потери урожая, увеличить посевные площади сахарной свеклы и ввести в свекловичный севооборот дополнительные площади пашни. Значительно вырастет урожайность зерновых культур в свекловичных севооборотах. Реализация мер по развитию сырьевых зон и обеспечение производства сахарной свеклы в объеме 1440 тыс. т позволят загрузить мощности сахар-

ных заводов и вывести их на уровень рентабельности производства более 15%. Показатели использования бюджетных средств характеризуются высоким уровнем эффективности. Финансирование программы из республиканского бюджета обеспечивает высокий годовой прирост выручки от продаж. Принятие и выполнение разработанных мероприятий позволят решить ряд социально-экономических задач при полной окупаемости бюджетных вложений.

Keywords: government regulation, subsidies, sugar beet, processing, sugar industry sub-complex, profitability.

Sugar industry is well developed in the Republic of Bashkortostan being one of the important branches of the regional agriculture. The current sugar beet industry operation requires government support for stable development and ensuring its competitive ability with foreign producers of raw and white sugar. The research goal is to substantiate the directions of government regulation in sugar industry for its stable and efficient operation. The sugar beet production and processing indicators were studied, the government regulation directions were substantiated, and the regulation parameters were calculated. A prerequisite of increased efficiency is production costs reduction. This task is complicated by high rates of price rise of natural monopolies and extensive use of imported seeds and plant protection products that increase the production costs in the context of the national currency depreciation. The government support is at least required for the period from 2014 to 2016. Cost subsidization will enable timely and optimal application of fertilizers and plant protection products and in turn reduce the dependence on weather conditions, and steadily increase sugar beet yields. Better equipment of sugar beet production will enable follow crop cultivation technology, reduce yield losses, and increase the areas under sugar beet. This will also raise cereal crop yields in sugar beet rotations. The measures to develop raw material production areas and maintaining sugar beet production at the level of 1440 thousand tons will fill the capacity of sugar refineries and raise their production profitability over 15%.

Ибатуллин Урал Назифович, ст. преп., каф. экономики аграрного производства, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа. Тел.: (347) 228-17-00. E-mail: ural448@yandex.ru.

Ibatullin Ural Nazifovich, Asst. Prof., Chair of Agricultural Production Economics, Bashkir State Agricultural University, Ufa. Ph.: (347) 228-17-00. E-mail: ural448@yandex.ru.

Введение

Свеклосахарный подкомплекс является важной составной частью АПК Республики Башкортостан. Объективно складывающиеся условия функционирования свеклосахарной отрасли таковы, что без мер государственной поддержки она не сможет стабильно развиваться, выдерживая конкуренцию с зарубежными производителями сахара-сырца и белого сахара [1]. Назрела острая необходимость в разработке комплексной программы развития свеклосахарного подкомплекса региона для его стабилизации и развития.

Целью исследования является обоснование направлений государственного регулирования свеклосахарного подкомплексав Республике Башкортостан. Задачи: изучение показателей производства и переработки сахарной свеклы; определение прогнозных показателей развития и расчет параметров государственной поддержки отрасли.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено на материалах свеклосеющих хозяйств, сахарных заводов РБ, государственных органов управления в рамках подготовки мероприятий по развитию свеклосахарного подкомплекса Республики Башкортостан.

Применены программно-целевой, аналитический, монографический и расчетно-конст-руктивный методы. Исследованы развитие свеклосахарного подкомплекса и экономическая эффективность его функционирования. Обоснованы меры государственной поддержки отрасли с расчетом социально-экономической и бюджетной эффективности этих мероприятий.

Результаты исследования

Государственное регулирование отраслей АПК в последнее время становится актуальной задачей аграрной науки и практики государственных органов управления на федеральном и региональном уровнях. Это касается и свеклосахарного подкомплекса. Возможности его тарифного регулирования ограничены обязательствами России в международных организациях, поэтому особое значение имеют меры финансовой поддержки со стороны государства.

В условиях достаточности наличия перерабатывающих мощностей главным условием развития отечественной свеклосахарной отрасли является развитие её сырьевой базы [2]. Меры поддержки со стороны федерального и регионального бюджетов направлены, в первую очередь, на обеспечение привлекательности свекловодства в сравнении с другими направлениями растениеводства. При равных условиях поддержки со стороны фе-

дерального бюджета главным фактором конкурентоспособности на внутреннем рынке является степень поддержки своих свеклосахарных предприятий со стороны региональных бюджетов.

Естественно, имеет право на существование и чисто техническая точка зрения, что капитал движется в сторону большей нормы прибыли и нет смысла поддерживать неконкурентоспособные отрасли или предприятия.

Однако исследования показывают, что свеклосахарная отрасль региона имеет достаточный запас прочности и вполне может быть конкурентоспособной, выполняя при этом, наряду с экономической, и существенную социальную функцию. На сахарных заводах, в среднем, занято около 2000 чел., также при производстве сахарной свеклы прямые затраты труда составляют 1859 тыс. чел.-ч, что в пересчете на среднегодовую численность составляет 950 работников. От состояния отрасли прямо зависят занятость 2950 работников (с членами семей жизнеобеспечение 12000 чел.), социальная стабильность в 4 крупных сельских поселениях.

Не следует стремиться к упрощению производственных систем, к чему может привести частичная или полная ликвидация промышленной их составляющей. Опыт отдельных регионов показывает, что снижение внимания со стороны администрации региона приводит к угасанию отрасли, это ведет к общей дезинтеграции и деградации локальных территориальных производственных и продовольственных подсистем. В то же время государственная поддержка обеспечивает стабильное функционирование отрасли даже в регионах с далеко не самыми лучшими природно-климатическими и транспортно-логистически-ми условиями [3].

Исходя из этих позиций, нами были разра-ботанымероприятия по развитию свеклосахарного подкомплекса и сделан прогноз показателей производства и переработки сахарной свеклы в Республике Башкортостан (табл. 1).

Рост цены ограничивается необходимостью обеспечения инвестиционно- привлекательной нормы прибыли в сфере переработки и не может быть больше 1600 руб/т. Субсидирование агротехнологических затрат позволит сохранить свеклосеяние в традиционных зонах, а в дальнейшем — наращивать производство этой важной культуры.

В этих условиях главной задачей является снижение себестоимости продукции. Эта задача усложняется высокими темпами роста цен на продукцию естественных монополий и значительными объёмами использования импортных семян и средств защиты растений, что удорожает продукцию при наметившемся ослаблении национальной валюты. Поэто-

му, в среднем, на период 2014-2016 гг. необходима господдержка отрасли в расчете не менее 3942 руб/га, или 170 руб/т свеклы. Погектарное субсидирование и дотации на продукцию имеют несколько разные задачи: первое больше направлено на выравнивание условий деятельности, что стратегически оправдано, а второе — на стимулирование производителей с высокой урожайностью и большими объемами производства. Преимуществом погектарного субсидирования является возможность планирования и выделения финансовых ресурсов в течение сезона, а не только по результатам сбора урожая. Показатели деятельности сахарных заводов при полной загрузке производственных мощностей приведены в таблице 2.

На Карламанском сахарном заводе необходимо выявить внутризаводские резервы снижения себестоимости до среднеотраслевого уровня.

В целом, полученные результаты свидетельствуют, что при достаточной обеспеченности сырьем сахарные заводы РБ конкурентоспособны при реализации мер господдержки на развитие сырьевых зон. Следовательно, основной задачей сельскохозяйственных организаций в сырьевых зонах становится обеспечение производства сахарной свеклы в объеме 1440 тыс. т. Возможно и дальнейшее наращивание производства сахарной свеклы

при совершенствовании способов её хранения. С современными технологическими достижениями можно значительно продлевать сроки хранения свеклы — например, в США до 230 сут. путём её замораживания, а наш климат для этого подходит без значительных затрат энергии. В условиях недостатка перерабатывающих мощностей в отдельные урожайные годы необходимо вкладывать ресурсы не столько в основное технологическое оборудование, сколько в развитие технологи-ихранения. В этом направлении сосредоточена государственная поддержка свеклосахарного производства в соответствии с отраслевой целевой программой «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 20132015 годы» [5].

Задача увеличения валовых сборов сахарной свеклы требует совершенствования материально-технической базыза счёт приобре-тениясовременной техники для обработки дополнительных площадей и выполнения всех технологических процессов в оптимальные сроки. По состоянию на 1.06.2013 г. недостаток уборочной техники можно оценить как критический, так как не обеспечивается своевременная уборка 22% посевных площадей. Требуется дополнительно 22 самоходных свеклоуборочных комбайна сезонной производительностью 600 га.

Таблица 1

Прогноз показателей производства сахарной свеклы и расчет уровня субсидирования агротехнологических затрат

Показатели 2012 г.* 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2020 г.

Посевная площадь, га 46649 55400 59217 60000 60000

Убранная площадь, га 38434 55400 59217 60000 60000

Урожайность, ц/га 210,5 235 240 250 290

Валовый сбор, тыс. т 809 1302 1421 1500 1740

Производственные затраты на 1 га, руб. 27528 34750 36480 38120 40125

Производственная себестоимость 1 т, руб. 1308 1479 1520 1525 1380

Закупочная цена 1 т, руб-франко-поле 1368** 1540 1580 1620 1710

Выручка на 1 га, руб. 28796 36190 37920 40500 49590

Прибыль на 1 га, руб. 1268 1440 1440 2380 10947

Уровень рентабельности без господдержки, % 4,55 4,14 3,95 6,24 27,3

Минимальный уровень рентабельности, % 15 15 15 15 15

Минимальный объём субсидий на 1 га, руб. факт 3170 3773 4032 3338 -

Общий минимальный объём субсидий на возмещение части агротехнологических затрат, млн руб. факт 121 209 238 201 -

Данные МСХ РБ[4]; ** расчетная цена с учетом давальческой свеклы.

Показатели работы сахарных заводов Республики Башкортостан при оптимальной обеспеченности сырьем

Таблица 2

*

Показатели Карламанский Мелеузовский Чишминский Раевский

Среднесуточная мощность, т 1700 3250 3200 3200

Заготовлено, т 247200 401700 395520 395520

Переработано, т 240000 390000 384000 384000

Выход сахара, % 13,5 13,5 13,5 13,5

Выработка сахара из свеклы, т 32400 52650 51840 51840

Себестоимость 1 т сахара, руб. 24300,0 19100,0 18500,0 20860,0

Финансовый результат, тыс. руб. 12 14567 14437 13745

Для производства достаточного количества сахарной свеклы нужно увеличить посевные площади ещё на 5100 га, обработка которой потребует приобретения специализированной техники.

В таблице 3 обобщены расчеты объема финансовых ресурсов на пополнение парка техники.

Таким образом, общая потребность в финансовых ресурсах на пополнение парка техники составляет 1073 млн руб.

При субсидировании 50% стоимости техники расходы республиканского бюджета на господдержку составят 535 млн руб.

Пополнять машинно-тракторный парк можно по лизинговой схеме как непосредственно с.-х. производителям, так и через МТС. Первый вариант позволяет укрепить материально-техническую базу экономически крепких свеклосеющих хозяйств, что стратегически оправдано. Второй вариант более приемлем с позиции минимизации издержек.

Совершенствование материально-технической базы сахарных заводов должно осуществляться самими предприятиями, финансовые ресурсы которых будут формироваться на

Расчет суммы вложений (с учетом недостающих н

основе приемлемых цен на сырьё за счет субсидирования свеклосеяния [6].

В дальнейшем, по мере укрепления материально-технической базы свеклосеющих хозяйств, реконструкции сахарных заводов, развития процессов специализации и вертикальной интеграции отрасль выходит на самофинансирование при сохранении существующего уровня таможенной защиты [7].

Укрепление технического оснащения производства сахарной свеклы позволит выдерживать агротехнологические сроки работ по возделыванию культуры, повысить урожайность, сократить потери урожая, увеличить посевные площади сахарной свеклы на 5100 га, ввести в свекловичный севооборот более 20000 га пашни. Значительно вырастет урожайность зерновых культур в свекловичных севооборотах.

Субсидирование затрат обеспечит применение своевременно и в оптимальном количестве удобрений и средств защиты растений, что снизит зависимость от неблагоприятных погодных условий и позволит устойчиво наращивать урожайность и валовые сборы сахарной свеклы (табл. 5) [8].

Таблица 3

на приобретение техники г существующую площадь)

Наименование сельскохозяйственных машин Количество, шт. Цена, млн руб. Итого, млн руб.

Посевные комплексы 10 0,5 5

Свеклоуборочные комбайны 31 28 868

Погрузчики 10 20 200

Итого 1073

Таблица 4

Общая минимальная потребность в финансовых ресурсах на цели господдержки свеклосахарной отрасли из средств регионального бюджета

Показатели 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2020 г.

Минимальный объём субсидий на возмещение части агротехнологических затрат, млн руб. факт 121 209 238 201 -

Минимальный объём субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники для возделывания и уборки сахарной свеклы, млн руб. - 154 121 157 -

Общий минимальный объём субсидий, млн руб. - 363 359 358 -

Таблица 5

Показатели развития свеклосахарного подкомплекса в РБ

Показатели 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Посевная площадь сахарной свеклы, га 46649 55400 59217 60000

Урожайность, ц /га 210,5 235 240 250

Валовый сбор, тыс. т 809 1302 1421 1500

Выручка от продажи сахарной свеклы, млн руб. 1107 2005 2245 2370

Объём производства сахара, тыс. т 108,7 175,8 191,8 202,5

Выручка от продажи сахара, млн/руб. 2283 4395 4987 5265

Оплата труда с отчислениями, млн/руб. 522 710 795 817

Сохранение и создание рабочих мест 740 1610 1650

Таблица 6

Оценка эффективности использования бюджетных средств

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Годовой прирост выручки от продаж, млн руб. 585 912 523

Финансирование мероприятий из республиканского бюджета, млн руб. 363 359 358

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент эффективности использования бюджетных средств — соотношение прироста выручки от мероприятий к затратам бюджета 1,61 2,84 1,46

Выполнение мероприятий обеспечит загрузку и стабилизацию финансового состояния Карламанского и Раевского сахарных заводов, что предотвратит консервацию предприятий и сохранит 1650 рабочих мест (с учетом зон свеклосеяния), позволит предотвратить необходимость отвлечения инвестиционных ресурсов в размере 1,4 млрд руб. на создание альтернативных рабочих мест в ближайшей перспективе.

При реализации предложенных мер государственной поддержки отрасли значительно возрастут объёмы производства свекловичного сахара и выручка от его продажи. В таблице 6 приведены показатели эффективности расходования бюджетных средств.

Показатели использования бюджетных средств характеризуются высоким уровнем эффективности. Финансирование программы из республиканского бюджета обеспечивает высокий годовой прирост выручки от продаж.

Выводы

Сохранение и развитие свеклосахарного подкомплекса Республики Башкортостан являются важной народнохозяйственной задачей как в экономическом, так и социальном плане. К тому же решение этой задачи дает значительный многоплановый эффект. Свеклосахарная отрасль региона может быть конкурентоспособной при поддержке республиканского правительства, выполняя важные экономические и социальные функции. В условиях глобальной конкуренции главной задачей является снижение себестоимости продукции. Эта задача усложняется высокими темпами роста цен на продукцию естественных монополий, большими объёмами использования импортных семян и средств защиты растений, что удорожает продукцию при наметившемся ослаблении национальной валюты. Субсидирование затрат обеспечит применение своевременно и в оптимальном количестве удобрений и средств защиты растений, что снизит зависимость от неблагоприятных погодных условий, позволит устойчиво наращивать урожайность и валовые сборы сахарной свеклы. Укрепление технического оснащения производства сахарной свеклы позволит выдерживать агротехнологические сроки работ по возделыванию культуры, сократить потери урожая, увеличить посевные площади сахарной свеклы ещё на 5100 га и ввести в свекловичный севооборот более

20000 га пашни. Значительно вырастет урожайность зерновых культур в свекловичных севооборотах.

Реализация мер по развитию сырьевых зон и обеспечение производства сахарной свеклы в объеме 1440 тыс. т позволят загрузить мощности сахарных заводов и вывести их на уровень рентабельности производства более 15%.

Таким образом, принятие и выполнение разработанных мероприятий дадут возможность решить ряд социально-экономических задач при полной окупаемости бюджетных вложений.

Библиографический список

1. USDA FAS Sugar: World Markets and Trade - May 2012.

2. Отраслевая целевая программа «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010-2012 годы». - М.: МСХ РФ, 2009. -62 с.

3. Минаков И.А. Методы и основные направления государственного регулирования агропромышленного комплекса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2013. — № 6. — С. 22-26.

4. Формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса РБ. — Уфа: МСХ РБ, 2008-2012 гг.

5. Отраслевая целевая программа «Развитие свеклосахарногоподкомплекса России на 2013-2015 годы». — М.: МСХ РФ, 2013. — 40 с

6. Кликич Л.М., Ибатуллин У.Н. Проблемы развития свеклосахарного подкомплекса Республики Башкортостан и резервы повышения его эффективности // Аграрный вестник Урала. — 2010. — № 3. — С. 14-16.

7. Ибатуллин У.Н. Развитие свеклосахарного подкомплекса // Диверсификация экономики — основа развития сельских территорий / под ред. докт. экон. наук Л.М. Кликич, канд. экон. наук Р.Р. Галиева. — Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. — С. 105-112.

8. Ибатуллин У.Н. Интенсификация производства сахарной свеклы в Республике Башкортостан // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития АПК»: матер. Междунар. науч.-практ. конф. в рамках XXIII Международной специализирован-

ной выставки «Агрокомплекс — 2013». — Уфа: БашГАУ, 2013. — Ч. II. — С. 140-142.

References

1. USDA FAS Sugar: World Markets and Trade, May 2012.

2. Otraslevaya tselevaya programma «Razvi-tie sveklosakharnogo podkompleksa Rossii na 2010-2012 gody». — M.: MSKh RF, 2009. — 62 s.

3. Minakov I.A. Metody i osnovnye naprav-leniya gosudarstvennogo regulirovaniya agro-promyshlennogo kompleksa // Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayush-chikh predpriyatii. — 2013. — № 6. — S. 22-26.

4. Formy otchetnosti o finansovo-ekonomicheskom sostoyanii tovaroproizvoditelei agropromyshlennogo kompleksa RB. — Ufa: MSKh RB, 2008-2012 gg.

5. Otraslevaya tselevaya programma «Razvi-tie sveklosakharnogo podkompleksa Rossii na

2013-2015 gody». - M.: MSKh RF, 2013. -40 s.

6. Klikich L.M., Ibatullin U.N. Problemy razvi-tiya sveklosakharnogo podkompleksa Respubliki Bashkortostan i rezervy povysheniya ego effek-tivnosti // Agrarnyi vestnik Urala. — 2010. — № 3. — S. 14-16.

7. Ibatullin U.N. Razvitie sveklosakharnogo podkompleksa // Diversifikatsiya ekonomiki — osnova razvitiya sel'skikh territorii / pod red. d-ra ekon. nauk L.M. Klikich, kand. ekon. nauk R.R. Galieva. — Ufa: Bashkirskii GAU, 2013. — S. 105-112.

8. Ibatullin U.N. Intensifikatsiya proizvodstva sakharnoi svekly v Respublike Bashkortostan // Integratsiya nauki i praktiki kak mekhanizm effek-tivnogo razvitiya APK»: Mater. mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. v ramkakh KhKhIII Mezhdu-narodnoi spetsializirovannoi vystavki Agrokom-pleks — 2013 / chast' II. — Ufa: BashGAU, 2013. — S. 140-142.

+ + +

УДК 631.115

К.А. Жичкин, Ф.М. Гусеинов K.A. Zhichkin, F.M. Guseinov

ТЕОРИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРИМЕРЕ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ

MULTIFUNCTIONALITY THEORY IN AGRICULTURE IN TERMS OF PRIVATE SUBSIDIARY FARMS

Ключевые слова: многофункциональность, личные подсобные хозяйства, государственная поддержка, сельское хозяйство, Европейский Союз, ВТО, ФАО, продовольственная безопасность, социально-экономическое равновесие, Самарская область.

Теория многофункциональности — одна из базовых, определяющих роль сельского хозяйства и его структурных элементов в современной экономике. Появившись в странах Европейского Союза, она нашла быстрое признание в большинстве стран мира. Многофункциональность включает в себя такие элементы, как обеспечение продовольственной безопасности, сохранение традиционного уклада жизни, защита от стихийных бедствий, сохранение природы, консервация земель, предупреждение наводнений, эрозии почвы, оползней, сбережение водных ресурсов, продовольственная безопасность, сохранение деревень и деревенской архитектуры, передача культурного наследия, возможность бесплатного общения с природой, отдых, оздоровление и т.д. ЛПХ как один из значимых элементов сельского хозяйства выполняют уникальные функции, всю совокупность которых можно разделить на четыре группы — экономические, социальные, экологические и пр. Личные подсобные хозяйства, благодаря своей многочисленности и значительной доли в производстве сельскохозяйственной про-

дукции, выполняя уникальные функции, должны быть признаны равноправным объектом государственной поддержки наравне с другими организационными формами. Несмотря на декларируемое законом равенство, хозяйства населения до сих пор испытывают недостаток внимания со стороны органов власти. Об этом ярко свидетельствует следующее: из 34 Порядков предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям, включенным в Постановления Правительства Самарской области, только один предусматривает возможность предоставления субсидий ЛПХ (компенсация ставки по кредитам и займам, полученным в банках и кредитных кооперативах).

Keywords: multifunctionality, private subsidiary farms, government support, agriculture, European Union, WTO, FAO, food security, socio-economic equilibrium, Samara Region.

The multifunctionality theory is one of the basic theories that define the role of agriculture and its structural elements in the modern economy. Having emerged in the European Union, it was readily recognized in most countries. Multifunctionality involves the following issues: food security, the preservation of the traditional way of life, protection from natural disasters, environmental protection, land conservation, prevention of floods, soil erosion and landslides, water resources conservation, preserva-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.