Научная статья на тему 'ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УГОЛОВНОЕ ПРАВО: СВЯЗЬ ПОНЯТИЙ'

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УГОЛОВНОЕ ПРАВО: СВЯЗЬ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИ / ВОСПИТАТЕЛИ / ПРАВА ВОСПИТАННИКОВ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Екатерина Закариевна

Автор настоящей статьи обращается к не совсем обычной теме. В данной работе была предпринята попытка соотнести такие социальные институты, как дошкольное образование и уголовное право. Автор анализирует данные понятия и в процессе своего исследования заключает, что данные институты имеют определенные точки соприкосновения. Для того чтобы выявить общий уровень знаний педагогов дошкольного образования об основах уголовного права, автор статьи провел анкетирование среди воспитателей и пришел к выводу о том, что в большинстве случаев воспитатели не имеют даже общего представления о том, что такое уголовное право, насколько важно знать о видах уголовных наказаний и чем именно знания об уголовном праве могут помочь воспитателю в его работе. По нашему мнению, знание основ уголовного права необходимо воспитателю и, несомненно, поможет ему в осуществлении его профессиональных функций. Зная о тех негативных последствиях, которые могут наступить в случае совершения педагогом какого-либо преступления, в том числе в отношении своего воспитанника, воспитатель будет более внимательно и ответственно относиться к своим трудовым обязанностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL EDUCATION AND CRIMINAL LAW: RELATIONSHIP BETWEEN CONCEPTS

The author of the article addresses an unusual topic. In this paper, an attempt was made to correlate such social institutions as preschool education and criminal law. The author analyzes these concepts and in the research process concludes that these institutions have certain points of contact. In order to identify the general level of preschool teachers' knowledge of the basics of criminal law, the author conducted a survey among educators and came to the conclusion that in most cases educators do not even have a general idea of what criminal law is, how important it is to know about the types of criminal penalties and how exactly knowledge about criminal law can help an educator in his work. In our opinion, knowledge of the basics of criminal law is necessary for the educator and, undoubtedly, will help him in performing his professional functions. Knowing about the negative consequences that may occur if a teacher commits a crime, including in relation to his pupil, an educator will be more attentive and responsible to his work duties.

Текст научной работы на тему «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УГОЛОВНОЕ ПРАВО: СВЯЗЬ ПОНЯТИЙ»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (33). Июнь 2022 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 343

DOI 10.51955/23121327_2022_2_183

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УГОЛОВНОЕ ПРАВО:

СВЯЗЬ ПОНЯТИЙ

Екатерина Закариевна Сидорова, orcid.org/0000-0002-3477-3816, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России,

ул. Лермонтова, 110 Иркутск, 664074, Россия ketrik6@mail. ru

Аннотация. Автор настоящей статьи обращается к не совсем обычной теме. В данной работе была предпринята попытка соотнести такие социальные институты, как дошкольное образование и уголовное право. Автор анализирует данные понятия и в процессе своего исследования заключает, что данные институты имеют определенные точки соприкосновения. Для того чтобы выявить общий уровень знаний педагогов дошкольного образования об основах уголовного права, автор статьи провел анкетирование среди воспитателей и пришел к выводу о том, что в большинстве случаев воспитатели не имеют даже общего представления о том, что такое уголовное право, насколько важно знать о видах уголовных наказаний и чем именно знания об уголовном праве могут помочь воспитателю в его работе. По нашему мнению, знание основ уголовного права необходимо воспитателю и, несомненно, поможет ему в осуществлении его профессиональных функций. Зная о тех негативных последствиях, которые могут наступить в случае совершения педагогом какого-либо преступления, в том числе в отношении своего воспитанника, воспитатель будет более внимательно и ответственно относиться к своим трудовым обязанностям.

Ключевые слова: система образования, уголовное право, дошкольное образование, междисциплинарная связь, уголовная ответственность, педагоги, воспитатели, права воспитанников, права и обязанности детей.

PRESCHOOL EDUCATION AND CRIMINAL LAW: RELATIONSHIP BETWEEN CONCEPTS

Ekaterina Z. Sidorova, orcid.org/0000-0002-3477-3816, PhD in law,

Associate Professor of the Department of criminal law and criminology East-Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia,

110, Lermontov street Irkutsk, 664074, Russia ketrik6@mail.ru

Abstract. The author of the article addresses an unusual topic. In this paper, an attempt was made to correlate such social institutions as preschool education and criminal law. The author analyzes these concepts and in the research process concludes that these institutions have certain points of contact. In order to identify the general level of preschool teachers' knowledge of the basics of criminal law, the author conducted a survey among educators and came to the conclusion

© Е.З.Сидорова, 2022

that in most cases educators do not even have a general idea of what criminal law is, how important it is to know about the types of criminal penalties and how exactly knowledge about criminal law can help an educator in his work. In our opinion, knowledge of the basics of criminal law is necessary for the educator and, undoubtedly, will help him in performing his professional functions. Knowing about the negative consequences that may occur if a teacher commits a crime, including in relation to his pupil, an educator will be more attentive and responsible to his work duties.

Keywords: education system, criminal law, preschool education, interdisciplinary communication, criminal responsibility, teachers, educators, rights of pupils, rights and duties of children.

Введение

Как справедливо отмечается в научной литературе, сфера образования очень обширна и разнообразна [Сидорова, 2021б, с. 108]. Она включает в себя различные отрасли и направления. Кроме того, институт образования в той или иной мере присутствует на протяжении всей нашей жизни. Мы, наши дети, близкие, друзья и знакомые так или иначе соприкасаемся с элементами образовательной системы. Как правило, сначала мы ходим в детский сад, затем учимся в школе, после этого получаем среднее профессиональное или высшее образование, и, даже уже начав работать, мы по-прежнему учимся, регулярно повышая свою квалификацию, совершенствуя профессиональные навыки и умения.

Институт образования тесно связан с понятием социализации личности [Босхолов и др., 2020, с. 68]. При социализации мы учимся тем правилам и нормам поведения, которые присутствуют в обществе, в том числе учимся правилам саморегуляции психики [McCuish et al., 2021, p. 891]. А существующее в обществе право и законодательство есть не что иное, как закрепленные в нормативно-правовых актах правила поведения. На самом деле при кажущейся отдаленности институт образования и институт права имеют множество связей, которые мы постараемся выявить в настоящей работе.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы определить связи, существующие между институтом дошкольного образования и такой правовой отраслью, как уголовное право.

Задачи исследования:

1) определить значение уголовного права для сферы дошкольного образования;

2) провести экспериментальную часть исследования и определить, что знают воспитатели об уголовном праве, уголовной ответственности;

3) предложить практические советы воспитателям на тему: «Что необходимо знать воспитателю из сферы уголовного права?».

Материалы и методы

Методологическую основу настоящего научного исследования составил метод анализа официальных статистических данных и документов, опрос, индукция, дедукция, диалектический метод познания, метод правового сравнения и иное. В целом следует отметить, что подобные методы нередко

используются для проведения научных исследований в области образования [Ра^оууЛ е; а1., 2020, p. 12].

Дискуссия

К рассматриваемой нами теме исследования обращались такие специалисты, как Абдуразакова Д.М., Бондаренко Т.Н., Гайнов И.Д., Гореликов С.Ю., Исмаилова С.А., Лихобабина В.В., Мармута И.Л., Шамсутдинова Д.В., Якшигулов Ф.М. и другие.

Прежде чем определить взаимосвязи, объединяющие такие социальные институты, как уголовное право и дошкольное образование, дадим определение ключевым терминам данных сфер общественных отношений.

Согласно одной из научных позиций под термином «уголовное право» можно понимать свод законов (норм, запретов), устанавливающих наказания за нарушения определенных в нем правил поведения [Квашис и др., 2016, с. 3].

В свою очередь «образование», согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [Об образовании..., 2012].

Дошкольное образование - это взаимосвязь и единство обучения и воспитания, направленное на развитие социально-коммуникативных, художественно-эстетических, физических, речевых, познавательных навыков, умений и знаний [Ежкова и др., 2016, с. 54].

Думается, что можно дать различные определения указанным выше терминам. Мы представили наиболее распространенные. При этом следует помнить, что содержание определений данных понятий может быть и несколько иным, в зависимости от той или иной точки зрения автора и исследователя.

Кроме того, можно дать определение и другим, не менее значимым терминам в раскрываемых областях общественных отношений. В частности, можно говорить о том, что такое «уголовное наказание», «уголовная ответственность», «судимость», «преступник», «воспитание», «обучение», «образовательный процесс», «образовательная услуга», «воспитанники», «педагоги» и так далее и тому подобное.

Однако цель нашего исследования заключается не в том, чтобы раскрыть все основополагающие понятия исследуемой сферы общественных отношений, а в том, чтобы определить значение уголовного права для сферы дошкольного образования.

По нашему мнению, для того чтобы работники образования могли использовать основы уголовного права в своей профессиональной педагогической деятельности, им не обязательно получать высшее или среднее

профессиональное юридическое образование. Каждый гражданин нашей страны должен иметь хотя бы базовые представления о том, что такое преступление, какие существуют виды преступлений и какая может наступить ответственность в случае совершения того или иного уголовно наказуемого деяния.

Нам представляется, что уголовное право имеет огромное значение для сферы дошкольного образования. Это выражается в следующем:

- во-первых, основы уголовного права должен знать каждый гражданин Российской Федерации. Эти основы закреплены в главном законе нашей страны - Конституции России. Так, согласно ст. 49 каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в суде, а статья 50 гласит, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. В то же время статья 52 охраняет интересы потерпевших и говорит о том, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба [Конституция Российской..., 1993]. Данные положения свидетельствуют о том, что, с одной стороны, прежде чем обвинить человека в преступлении, необходимо доказать его вину, а с другой стороны, в случае, если вина доказана, преступник должен понести наказание, и тем самым государство защитит права потерпевших. Эти и иные, не менее значимые положения предусмотрены в Конституции России;

- во-вторых, граждане нашей страны, в том числе работники образования, должны иметь хотя бы общее представление о том, какие виды преступлений и наказаний существуют в нашей стране, поскольку, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности [Сидорова, 2021а, с. 125]. Если лицо, совершившее преступление, будет в дальнейшем говорить, что оно не знало, что за подобные действия наказывают, данное заявление не освободит виновное лицо от наказания;

- в-третьих, выполняя свои профессиональные функции, воспитатель ориентирован в первую очередь на то, чтобы научить детей выполнять тот или иной вид деятельности, на то, чтобы дать детям определенные знания, на то, чтобы привить детям те или иные эстетические и духовно-нравственные элементы воспитания [Пантелеева, 2019, с. 69]. Однако в то же время, выполняя и решая данные педагогические задачи, воспитатель не должен забывать о том, что самое главное - это жизнь и здоровье его воспитанников. В этой связи любой вред, причиняемый воспитателем ребенку как умышленно, так и по неосторожности, будет являться основанием для рассмотрения данного обстоятельства основанием для возбуждения уголовного дела. Знание основ уголовного права (в первую очередь видов преступлений и возможного наказания за их совершение) еще раз заставит педагогов обратить внимание на свою работу и более ответственно и внимательно относиться к жизни и здоровью воспитанников;

- в-четвертых, следует помнить, что воспитатель может совершить не только преступления, связанные с причинением вреда жизни или здоровью его воспитанников, но и иные виды преступлений. Например, это могут быть

преступления, связанные с распространением наркотических средств, или публичной пропагандой и оправданием фашизма, или дорожно-транспортной безопасностью и многое другое. И каждый из видов совершаемых видов преступлений определенным образом наказывается (если говорить строгим юридическим языком, за каждый вид преступления предусмотрена определенная санкция). В настоящее время в российском Уголовном кодексе закреплено 13 видов уголовных наказаний, в том числе штраф, различные виды работ, лишение свободы, смертная казнь и т.д. При этом в настоящее время действует так называемый мораторий на применение смертной казни. Это означает, что сейчас, в современных российских жизненных реалиях, смертная казнь осужденным преступникам не назначается (даже если они совершили особо тяжкие преступления, такие как убийство малолетних, сексуальное насилие в отношении детей и т.д.);

- в-пятых, уголовное право тесным образом переплетается с уголовно-процессуальным правом. Если пояснять наиболее простыми и доступными словами, то можно отметить, что уголовное право выражается в Уголовном кодексе России (далее - УК РФ) [Уголовный кодекс..., 1996], а уголовно-процессуальное право - в Уголовно-процессуальном кодексе России (далее -УПК РФ) [Уголовно-процессуальный., 2001]. Их главное отличие заключается в том, что в УК РФ предусмотрены виды преступлений и виды наказаний, а в УПК РФ обозначены процедуры по расследованию уголовных дел (кто этим должен заниматься, в какие сроки, какие при этом составляются документы и т.д.). Важно отметить, что в УПК РФ закреплено большое количество прав как обвиняемых лиц, так и потерпевших. В частности, согласно ст. 47 УПК РФ обвиняемый имеет право пользоваться помощью защитника (адвоката), в том числе в определенных случаях - бесплатно. В свою очередь, согласно ст. 42 УПК РФ потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, что, на наш взгляд, является справедливым [Уголовно-процессуальный., 2001]. К сожалению, ни один из нас не застрахован от того, чтобы не стать жертвой преступления (как и от того, чтобы по стечению обстоятельств не стать преступником). Именно поэтому очень важно каждому гражданину, в том числе работникам дошкольной сферы образования, знать основы уголовного права;

- в-шестых, в определенной мере некоторые основы уголовного права, на наш взгляд, должны прививаться и самим воспитанникам дошкольных учреждений. Именно в детстве дети получают общие представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, и другие морально-нравственные установки. В этой связи целесообразным представляется рассказывать детям о том, какие поступки нельзя совершать. Например, необходимо прививать детям уважение к чужой жизни, чужому здоровью (при этом не только жизни и здоровью людей, но и животных), воспитывать в них ответственное отношение к природным богатствам, животному и растительному миру. Необходимо рассказывать, что у каждого из нас есть не только права, но и обязанности, в том числе по отношению к окружающим нас людям, обществу и миру в целом. Очень важно, чтобы дети с детства

воспитывались в духе уважительного отношения к закону и установленным в обществе правилам и нормам, в том числе нормам уголовного права [Насыров, 2020, с. 91].

Следует констатировать, что, несмотря на кажущуюся отдаленность таких сфер общественных отношений, как уголовное право и дошкольное образование, данные явления в определенной мере переплетаются между собой и имеют значимые для реальной жизни точки соприкосновения. Можно заключить, что уголовное право имеет большое значение для сферы дошкольного образования, о котором следует говорить, и, по нашему мнению, целесообразно распространять данный тезис в дошкольной образовательной среде.

В следующем разделе настоящей исследовательской работы мы обратимся к вопросу о четких практических советах для педагогов дошкольного образования на тему: что необходимо знать воспитателю из сферы уголовного права. Нам представляется, что раскрытие данного вопроса будет иметь большое практическое значение и будет востребовано в работе воспитателей.

Результаты

Прежде чем дать воспитателям практические рекомендации в области ознакомления с основами уголовного права, мы провели опрос среди данной категории педагогических работников, задав им следующие вопросы:

1) Имеете ли вы общее представление о том, какую сферу общественных отношений регулирует уголовное право?

2) Знаете ли вы, какое наказание может быть назначено педагогу в случае причинения вреда воспитаннику?

3) Как вы считаете, нужно ли воспитателям знать основы уголовного права для осуществления своей профессиональной деятельности?

Для проведения опроса мы привлекли 55 воспитателей, работающих в дошкольных образовательных организациях Иркутска и Иркутской области. Опрос был проведен как в очном, так и дистанционном формате, что позволило нам узнать мнение воспитателей по данной исследовательской тематике, проживающих в самых разных районах нашей области. Проведенный в ходе данного научного исследования опрос дал следующие результаты.

К сожалению, большинство воспитателей не имеют даже общего представления о том, что такое уголовное право (или затрудняются дать ответ) Из 50 опрошенных воспитателей 22 человека (или 40 %) ответили, что не знают, что такое уголовное право; 30 человек (или 55 %) затруднились ответить; и лишь 3 человека (или 5 %) сказали, что имеют общее представление об уголовном праве. Результаты опроса педагогов дошкольного воспитания по данному вопросу представлены на рисунке 1.

Основной Основной Основной Основной Основной

Основной

Основной

Основной

Знаю

Не знаю

Затрудняюсь ответить

Рисунок 1 - Ответы воспитателей на вопрос № 1: Знаете ли вы, что такое «уголовное право»?

Второй вопрос в анкете был посвящен анализу общего представления воспитателей о том, знают ли они, какое уголовное наказание может быть назначено педагогу в случае причинения вреда воспитаннику (его жизни, здоровью, психике). Опрос показал, что в большинстве случаев педагоги дошкольного образования не знают о видах уголовной ответственности, о тех видах уголовного наказания, которое может быть назначено в случае причинения вреда здоровью или жизни детям-воспитанникам. 41 опрошенный воспитатель (или 75 %) сказали, что не знают о видах уголовных наказаний; 10 опрошенных (или 18 %) сообщили, что затрудняются дать ответ на данный вопрос; и 4 опрошенных педагога (или 7 %) знают, какое уголовное наказание может последовать в случае причинения воспитаннику вреда здоровью или жизни. Результаты опроса воспитателей по данному вопросу представлены на рисунке 2.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Основной

Основной

Основной

Знаю

Не знаю

■ Затрудняюсь

ответить

Рисунок 2 - Ответы воспитателей на вопрос № 2: Знаете ли вы, какое уголовное наказание может быть назначено педагогу в случае причинения вреда воспитаннику (его жизни, здоровью, психике)?

И третий вопрос нашей анкеты был посвящен исследованию мнения педагогов дошкольного образования о том, нужно ли воспитателям для осуществления свое профессиональной деятельности знать основы уголовного права. Отвечая на данный вопрос, большинство воспитателей (35 человек, или 63 %) заключили, что общие знания об уголовном праве им нужны и пригодятся в профессиональной деятельности; 3 педагога (или 5 %) считают,

что подобные знания им не нужны и не пригодятся при осуществлении педагогической профессиональной деятельности; 17 опрошенных воспитателей (или 32 %) затруднились ответить на данный вопрос. Результаты опроса воспитателей по данному вопросу представлены на рисунке 3.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Основной

■ Нужно

Не нужно

Основно

Затрудняюсь ответить

Рисунок 3 - Ответы воспитателей на вопрос № 3: Как вы считаете, нужно ли воспитателям знать основы уголовного права?

Таким образом, проведенный среди педагогических работников опрос показал, что в большинстве случаев воспитатели не имеют даже общего представления о том, что такое уголовное право, насколько важно знать о видах уголовных наказаний и чем именно знания об уголовном праве могут помочь воспитателю в его работе.

Разумеется, для осуществления профессиональных педагогических функций, связанных с воспитанием детей и заботой о них, воспитателям не нужно получать специальное юридическое образование. Однако иметь хотя бы общее представление о возможной уголовной ответственности, о видах уголовных наказаний и том, какие именно общественные отношения регулируются уголовным правом, педагогу необходимо. И важно это потому, что воспитатель каждый день работает с маленькими детьми. Каждый день родители доверяют ему самое главное - своих детей. Заботиться о жизни и здоровье воспитанников, оберегать их во время пребывания в детском саду -главная задача воспитателя. Именно поэтому педагог должен хотя бы в общих чертах знать, какие последствия могут наступить для него в том случае, если он умышленно или по неосторожности причинит вред своему воспитаннику.

В научной литературе, в средствах массовой информации, на просторах Интернета можно найти множество определений термина «уголовное право». Вот одно из них. «Уголовное право - это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость общественно опасных деяний и различным образом регулирующих правоотношения между лицом, совершившим преступление, и государством» [Генрих и др., 2016, с. 44].

Можно также найти определение терминов «уголовная ответственность», «уголовное наказание» и т.д.

«Уголовная ответственность - это важнейший элемент уголовного правоотношения, который представляет собой обязанность виновного лица подвергнуться неблагоприятным последствиям за совершенное преступление» [Севдималиева, 2012, с. 115].

«Уголовное наказание - это правовое последствие преступления, характеризующееся определенным содержанием, порядком и условиями отбывания, порождающее определенные последствия и преследующее определенные социально полезные цели: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений» [Орлов, 2009, с. 29].

Однако для человека, не обладающего профессиональными юридическими знаниями, данные определения вряд ли понятны. На наш взгляд, раскрывая тематику настоящего научного исследования, нужно исходить именно из данного теоретического посыла: большинство граждан нашей страны не являются юристами, именно поэтому для них важно дать такое определение основных уголовно-правовых терминов, которое было бы простым и доступным для уяснения и осознания.

В этой связи нам представляется необходимым разработать и предложить такие практические советы для воспитателей на тему: «Что необходимо знать воспитателю из сферы уголовного права?», которые были бы четкими, понятными и легкими для усвоения.

Итак:

1. Давайте в первую очередь уясним, что такое «уголовное право». Если говорить простыми, доступными словами, то уголовное право - это свод очень строгих законов (норм, запретов), которые устанавливают строгие наказания за нарушения определенных правил поведения в обществе.

2. Теперь давайте определим, где именно применяется уголовное право, т.е. скажем о тех ценностях, которые охраняются уголовным правом. Уголовное право охраняет жизнь и здоровье людей, их права и свободы (например, право на неприкосновенность жилища), интересы детей, женщин и семьи в целом, общественную безопасность (т.е. безопасность на улице, на транспорте, в общественных местах); оно защищает интересы государства, экологию, имущество, деньги и многое другое.

3. Главный и единственный уголовный закон - это Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем и только в нем перечислены виды преступлений и в нем и только в нем указаны виды наказаний, которые может назначить суд в случае совершения того или иного преступления.

4. Если говорить простыми словами, уголовная ответственность - это те последствия, которые наступают в случае совершения преступления. Во-первых, преступник понесёт наказание (это может быть лишение свободы, штраф, обязательные общественные работы и др.). А во-вторых, после понесенного наказания в течение определенного периода времени человек будет считаться судимым. Наличие судимости ограничивает преступника

в правах: гражданину с судимостью сложнее устроиться на работу, могут возникнуть трудности в получении водительских прав, или в оформлении ипотеки, или при выезде для отдыха за границу и др. Именно в этих негативных последствиях и выражается уголовная ответственность.

5. И теперь ответим на главный вопрос: почему воспитателю нужно знать основы уголовного права. Воспитатель каждый день отвечает за жизни и здоровье десятка детей. И, несомненно, педагог должен понимать, за что он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Во-первых, за причинение вреда жизни ребенка.

Если воспитатель умышленно, целенаправленно причинит смерть своему воспитаннику, ему может грозить лишение свободы на срок до 20 лет (и даже пожизненное лишение свободы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если воспитатель причинит смерть своему воспитаннику по неосторожности (по своему недосмотру, по своей халатности), суд может назначить ему лишение свободы на срок до 3 лет.

Во-вторых, за причинение вреда здоровью воспитанника (как физического, так и морального, психологического).

В зависимости от тяжести причиненного вреда варьируется и наказание. Например, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ребенка (например, сломать ему ногу, руку, лишить глаза, уха и т.п.) суд может назначить виновному педагогу наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

Если вред здоровью дошкольника был причинен не умышленно, а по невнимательности и непредусмотрительности воспитателя, тогда педагогу, виновному в произошедшем, могут быть назначены принудительные работы на срок до 1 года с лишением права в дальнейшем заниматься педагогической деятельностью. Принудительные работы как вид уголовного наказания заключается в привлечении осуждённого к труду с вычетом из его заработной платы определённой денежной суммы. Как правило, осужденные отправляются в специальные исправительные центры, в которых они проживают (по типу общежития). Там же они работают, получают заработную плату и ежемесячно выплачивают государству определенный процент денег (до 25 % от своего дохода). Обычно работа, выполняемая такими осужденными в исправительных центрах, связана с сельским хозяйством, со сферой строительства и ремонта, с развитием транспортной инфраструктуры. Как правило, это низкоквалифицированная работа, которая, конечно, не связана с осуществлением педагогической деятельности.

В-третьих, за совершение преступлений сексуального характера в отношении своих подопечных.

К сожалению, практика показывает, что иногда педагогические работники совершают подобные злодеяния. И тогда наказание будет суровым. Например, за совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении своего несовершеннолетнего воспитанника (ст. ст. 131, 132 Уголовного кодекса России) виновному педагогу

может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет (либо даже пожизненное лишение свободы) [Уголовный кодекс., 1996].

В-четвертых, педагог может совершить такое преступление, как неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 Уголовного кодекса России) [Уголовный кодекс., 1996]. Если воспитатель, выполняя свои педагогические функции, жестоко обращался со своим воспитанником, суд может назначить виновному лицу наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет, при этом лишив педагога права, в дальнейшем заниматься педагогической деятельностью.

В Уголовном кодексе России предусмотрена уголовная ответственность за множество иных преступлений, таких как склонение детей к совершению преступлений или иных противоправных или аморальных действий; за склонение подопечных детей к употреблению наркотических средств или алкоголя или табачных изделий; за доведение детей до самоубийства; за распространение клеветнических сведений о своих воспитанниках или их родителях и др. Следует подчеркнуть, что в настоящее время особое внимание государство уделяет профилактике суицидального поведения среди такой категории населения, как несовершеннолетние [Магк^а е; а1., 2021, р. 127]. И в этой связи ужесточилось уголовное наказание за доведение детей до суицида.

Кроме того, воспитатель может понести уголовную ответственность за совершение преступлений, совершенных не в отношении своих воспитанников, а по другим основаниям. Например, за хищение денег или иного имущества из детского сада; за растрату ценного имущества, вверенного руководителем образовательного учреждения; за пропаганду экстремистских материалов (например, за пропаганду фашизма); за незаконное открытие частного детского сада; за нарушение правил дорожного движения, в результате которого пострадали или погибли люди; за подделку диплома об образовании и дальнейшее трудоустройство по нему на работу в детский сад и др.

Таким образом, можно констатировать, что знание основ уголовного права необходимо воспитателю и, несомненно, поможет ему в осуществлении его профессиональных функций. Зная о тех негативных последствиях, которые могут наступить в случае совершения педагогом какого-либо преступления, в том числе в отношении своего воспитанника, воспитатель будет более внимательно и ответственно относиться к своим трудовым обязанностям. Думается, именно в этом заключается предупредительный (профилактический, превентивный) потенциал уголовного права для работников образования.

Заключение

В настоящей исследовательской работе мы обратились к не совсем обычной теме. Мы постарались соотнести такие, на первый взгляд, трудносовместимые сферы общественных отношений, как сфера уголовного права и сфера дошкольного образования.

Однако, как показало проведенное нами исследование, данные области определенным образом перекликаются и имеют важные для жизни и профессиональной деятельности педагогов точки соприкосновения.

Для того чтобы определить связи, существующие между институтом дошкольного образования и такой правовой отраслью, как уголовное право, мы решили следующие научно-исследовательские задачи: определили значение уголовного права для сферы дошкольного образования; провели экспериментальную часть исследования и определили, что знают воспитатели об уголовном праве, уголовной ответственности. В завершение проведенного исследования мы разработали и предложили практические советы воспитателям на тему: «Что необходимо знать воспитателю из сферы уголовного права?».

Проведенный среди педагогических работников опрос показал, что в большинстве случаев воспитатели не имеют даже общего представления о том, что такое уголовное право, насколько важно знать о видах уголовных наказаний и чем именно знания об уголовном праве могут помочь воспитателю в его работе.

Разумеется, для осуществления профессиональных педагогических функций, связанных с воспитанием детей и заботой о них, воспитателям не нужно получать специальное юридическое образование. Однако иметь хотя бы общее представление о возможной уголовной ответственности, о видах уголовных наказаний и том, какие именно общественные отношения регулируются уголовным правом, педагогу необходимо.

По нашему мнению, знание основ уголовного права необходимо воспитателю и, несомненно, поможет ему в осуществлении его профессиональных функций. Зная о тех негативных последствиях, которые могут наступить в случае совершения педагогом какого-либо преступления, в том числе в отношении своего воспитанника, воспитатель будет более внимательно и ответственно относиться к своим трудовым обязанностям. Думается, именно в этом заключается предупредительный (профилактический, превентивный) потенциал уголовного права для работников образования. И, как справедливо отмечается в современных научных изысканиях, теоретическая и практическая значимость исследований, посвященных подобной сравнительной тематике, определяется тем, что полученные научно обоснованные выводы будут способствовать расширению правовых знаний граждан и будут положительно влиять на защищенность системы образования от различного рода негативных социальных явлений, в том числе преступлений [Sidorova et al., 2020, p. 188].

Библиографический список

Босхолов С. С. Понятие системы обеспечения криминологической безопасности образования / С. С. Босхолов, Е. З. Сидорова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2020. № 3 (94). С. 66-73.

Генрих Н. В. Понятие уголовного права / Н.В. Генрих, В.Е. Квашис // Общество и право. 2016. № 1 (55). С. 38-45.

Ежкова Н. С. Дошкольное образование в современном ракурсе восприятия / Н.С. Ежкова, П.Е. Ежкова // International journal of professional science. 2016. № 1. С. 53-57.

Квашис В. Е. Понятие уголовного права (методологические аспекты введения в уголовное право) / В. Е. Квашис, Н. В. Генрих // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. № 2 (61). С. 3-9.

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

Насыров С. Б. Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник науки и образования. 2020. № 1 (79). С. 90-94.

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Орлов В. Н. О понятии уголовного наказания // Человек: преступление и наказание. 2009. № 4 (67). С. 27-29.

Пантелеева Н. Г. Педагог детского сада - ключевая личность по созданию условий успешного развития и саморазвития современного ребенка - дошкольника // Colloquium-journal. 2019. № 15-7 (39). С. 69-70.

Севдималиева Г. А. Понятие уголовной ответственности // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 114117.

Сидорова Е. З. Основные проблемы обеспечения безопасности системы образования (на примере Иркутской области) // Вестник Пермского института ФСИН России. 2021а. № 3 (42). С. 124-133.

Сидорова Е. З. Правовые основы государственного и муниципального управления в сфере образования // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2021б. № 3 (98). С. 107-112.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Markova S. Adolescent and youth suicide: risk factors and approaches to prevention / S. Markova, C. Nikitskaya // Russian Journal of Deviant Behavior. 2021. № 1 (1). P. 127-136. McCuish E. Describing Changes in Features of Psychopathy Via an Individual-Level Measure of P(A) / E. McCuish, P. Lussier // Journal of Quantitative Criminology. 2021. Vol. 37. № 4. P. 891913.

Pavlovych L. Professional readyness of the scientific and pedagogical worker for pedagogical activity / L. Pavlovych, I. Bilous // Sciences of Europe. 2020. № 51-3 (51). P. 12-16. Sidorova E. Z. Safety issues of the Russian educational system / E. Z. Sidorova, V. V. Tarubarov, V. Y. Okruzhko, A. M. Vasiliev, S. I. Pelevin // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2020. Т. 11. № 1. Р. 187-195.

References

Bosholov S. S., Sidorova E. Z. (2020). The concept of a system for ensuring criminological security of education. Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 3 (94): 66-73. (in Russian)

Ezhkova N. S., Ezhkova P. E. (2016). Preschool education in the modern perspective of perception. International Journal of Professional Science. 1: 53-57.

Henrikh N. V., Kvashis V. E. (2016). The concept of criminal law. Society and Law. 1 (55): 38-45. (in Russian)

Kvashis V. E., Henrikh N. V. (2016). The concept of criminal law. Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2 (61): 3-9. (in Russian) Markova S., Nikitskaya C. (2021). Adolescent and youth suicide: risk factors and approaches to prevention. Russian Journal of Deviant Behavior. 1 (1): 127-136.

McCuish E., Lussier P. (2021) Describing Changes in Features of Psychopathy Via an Individual-Level Measure of P(A). Journal of Quantitative Criminology. 37. 4: 891-913.

Nasyrov S. B. (2020). Legal education as a component of the formation of citizenship in older preschool children. Bulletin of Science and Education. 1 (79): 90-94. (in Russian) On education in the Russian Federation (2012). Federal Law. 273-FZ. Collection of Legislation of the Russian Federation. 53 (1): 7598. (in Russian)

Orlov V. N. (2009). On the concept of criminal punishment. Man: crime and punishment. 4 (67): 27-29. (in Russian)

Panteleeva N. G. (2019). Kindergarten teacher - a key personality for creating conditions for the successful development and self-development of a modern preschool child. Colloquium-journal. 15-7 (39): 69-70.

Pavlovych L., Bilous I. (2020) Professional readyness of the scientific and pedagogical worker for pedagogical activity. Sciences of Europe. 51-3 (51): 12-16.

Sevdimalieva G. A. (2012). The concept of criminal responsibility. Business in law.3: 114-117. (in Russian)

Sidorova E. Z. (2021a). The main problems of ensuring the safety of the education system (on the example of the Irkutsk region). Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 3 (42): 124-133. (in Russian)

Sidorova E. Z. (2021b). Legal foundations of state and municipal management in the field of education. Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 3 (98): 107-112. (in Russian)

Sidorova E. Z., Tarubarov V. V., Okruzhko V. Y., Vasiliev A. M., Pelevin S. I. (2020). Safety issues of the Russian educational system Journal of Advanced Research in Law and Economics. 11 (1): 187-195.

The Constitution of the Russian Federation. (1993). Adopted by popular vote. Russian newspaper. 237. (in Russian)

The Criminal Code of the Russian Federation. (1996). 63-FZ. Collection of Legislation of the Russian Federation. 25: 2954. (in Russian)

The Criminal Procedure Code of the Russian Federation. (2001). Federal Law. 174-FZ. Collection of Legislation of the Russian Federation. 52 (I): 4921. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.