Научная статья на тему 'ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Санташов Андрей Леонидович, Соколов Николай Александрович, Пожималин Вячеслав Николаевич

В статье рассматриваются теоретико-прикладные проблемы института освобождения от уголовной ответственности. Авторы считают актуальным вопрос о необходимости расширения предмета правового регулирования данной отрасли права за счет включения в УИК норм, регламентирующих исполнение и отбывание иных мер уголовно-правового характера, в том числе и принудительных мер воспитательного воздействия. При освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 90 УК) суд применяет такие меры в качестве альтернативы данному виду ответственности. В связи с этим в содержание уголовной ответственности они не входят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Санташов Андрей Леонидович, Соколов Николай Александрович, Пожималин Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROVERSIAL ISSUES OF APPLICATION OF INSTITUTES OF EXEMPTION FROM CRIMINAL LIABILITY AND PUNISHMENT IN RELATION TO MINORS

The article deals with theoretical and applied problems of the institution of exemption from criminal liability. The authors consider the issue of the need to expand the subject of legal regulation of this branch of law by including in the Penal Code the norms regulating the execution and serving of other measures of a criminal law nature, including compulsory measures of educational influence, relevant. When releasing a minor from criminal liability (part 1 of article 90 of the Criminal Code), the court applies such measures as an alternative to this type of liability. In this regard, they are not included in the content of criminal liability.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_1_2_163 УДК 343.241

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Санташов Андрей Леонидович,

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник (по социологическим исследованиям) научно-исследовательского отдела, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: santashov@list.ru

Соколов Николай Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Россия, г. Вологда, e-mail: sokolov345@ yandex.ru

Пожималин Вячеслав Николаевич,

доцент, доцент кафедры физической подготовки и спорта, Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань, Россия, e-mail: pozhimalin68@ mail.ru

В статье рассматриваются теоретико-прикладные проблемы института освобождения от уголовной ответственности. Авторы считают актуальным вопрос о необходимости расширения предмета правового регулирования данной отрасли права за счет включения в УИК норм, регламентирующих исполнение и отбывание иных мер уголовно-правового характера, в том числе и принудительных мер воспитательного воздействия. При освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 90 УК) суд применяет такие меры в качестве альтернативы данному виду ответственности. В связи с этим в содержание уголовной ответственности они не входят.

Ключевые слова: уголовная ответственность; наказание; иные меры уголовно-правового характера; освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания; несовершеннолетние.

UDC 343.241

CONTROVERSIAL ISSUES OF APPLICATION OF INSTITUTES OF EXEMPTION FROM CRIMINAL LIABILITY AND PUNISHMENT

IN RELATION TO MINORS

Santashov Andrey Leonidovich,

Doctor of Law, Associate Professor, Chief Researcher (for Sociological Research) of the Research Department, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: santashov@list.ru

Sokolov Nikolai Alexandrovich,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Vologda Institute of Law and Economics Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia, e-mail: sokolov345@yandex.ru

Pozhimalin Vyacheslav Nikolaevich,

Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Training and Sports, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, e-mail: pozhimalin68@mail.ru

The article deals with theoretical and applied problems of the institution of exemption from criminal liability. The authors consider the issue of the need to expand the subject of legal regulation of this branch of law by including in the Penal Code the norms regulating the execution and serving of other measures of a criminal law nature, including compulsory measures of educational influence, relevant. When releasing a minor from criminal liability (part 1 of article 90 of the Criminal Code), the court applies such measures as an alternative to this type of liability. In this regard, they are not included in the content of criminal liability.

Keywords: criminal liability; punishment; other measures of a criminal law nature; exemption from criminal liability; release from punishment; minors.

Действующий УК РФ позволяет говорить нам о том, что наказание выступает одной из важнейших форм реализации уголовной ответственности, определяется в качестве должного негативного последствия совершения преступления, и его можно рассматривать только как одну из мер уголовно-правового характера, выделенных законодателем в отдельную группу. Помимо уголовного наказания к формам реализации уголовной ответственности следует отнести предусмотренные уголовным законом варианты освобождения от данной ответственности по ряду нереабилитирующих оснований, варианты освобождения от уголовного наказания, а также в ряде случаев иные меры уголовно-правового характера [1]. Законодатель в разделе VI УК РФ назвал три такие меры: принудительные меры медицинского характера, судебный штраф и конфискация имущества. Есть авторы, которые считают, что иные меры уголовно-правового характера не относятся к видам (формам) реализации уголовной ответственности [11]. Возможно, что в ближайшее время количество включенных сюда иных мер уголовно-правового характера изменится [5].

В разделе V УК РФ «Уголовная ответственность несовершеннолетних» предусмотрены принудительные меры воспитательного воздействия (далее - ПМВВ), которые в науке уголовного права довольно часто также включают в группу иных мер уголовно-право -вого характера [2; 9].

Неопределенность здесь возникает в связи с тем, что ПМВВ могут быть определены судом только в следующих вариантах: при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности, а также и от наказания. К сожалению, ныне действующее

уголовное законодательство, как и ранее действовавшее, не содержит полной и четкой дефиниции этих мер.

В настоящее время в науке уголовно-исполнительного права вполне закономерно и обоснованно поставлен вопрос о необходимости расширения предмета правового регулирования данной отрасли права за счет включения в УИК норм, регламентирующих исполнение и отбывание иных мер уголовно-правового характера, в том числе и ПМВВ [4; 8]. На наш взгляд, исключением являются случаи применения ПМВВ в тех ситуациях, когда они осуществляются после освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 90 УК РФ). Здесь несовершеннолетний выведен из сферы уголовной ответственности и, соответственно, не может выступать субъектом уголовно-исполнительных правоотношений. Применение этих же мер при освобождении от уголовного наказания согласно ст. 92 УК РФ следует признать одной из форм реализации уголовной ответственности, требующей своей регламентации и в УИК РФ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением к нему ПМВВ. В этом случае несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры: а) вынесение предупреждения; б) он может быть передан под надзор родителей или иных лиц, их заменяющих, либо направлен в специализированный государственный орган; в) требование загладить причиненный вред; г) он может быть ограничен в проведении досуга или ему может быть установлен ряд особых требований к поведению.

Кроме того, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно как одна, так и несколько ПММВ. Продолжительность применения данных мер определяется в зависимости от тяжести совершенного преступления: при совершении преступления небольшой тяжести - от 1 месяца до 2 лет, средней тяжести - от 6 месяцев до 3 лет.

Такая ПМВВ, как предупреждение, включает в себя разъяснение несовершеннолетнему характера вреда, причиненного его общественно опасным деянием, и вероятных последствий в случае повторного совершения им преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ.

Передача под надзор сводится к возложению на родителей или иных лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по обеспечению надлежащего воспитательного воздействия на несовершеннолетнего и дополнительному контролированию его поведения.

Обязанность загладить причиненный вред может быть назначена судом с учетом материального положения несовершеннолетнего и наличия у него необходимых навыков к трудовой деятельности.

Ограничение досуга вместе с установлением ряда особых требований к поведению несовершеннолетнего могут заключаться в запрете посещения им определенных мест, осуществлении ряда действий, связанных с досуговой сферой жизнедеятельности, в частности, связанных с управлением транспортом, ограничением пребывания вне дома после наступления определенного времени, осуществлением выезда за пределы места жительства без разрешения на это специализированного государственного органа. Кроме этого, несовершеннолетнему может быть предъявлено требование вернуться в образовательное учреждение для продолжения обучения в нем либо найти себе работу.

В настоящее время ни в УИК РФ, ни в подзаконных нормативных актах ФСИН России о ПМВВ, назначаемых при освобождении от наказания, не упоминается. Однако применение таких мер находит отражение в отраслевом законодательстве. В частности, речь идет о такой мере, как помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (далее -

учреждение или СУВУЗТ). Вместе с тем правовая природа данной меры по-прежнему остается неоднозначной. Это обусловлено рядом причин, в том числе отсутствием этой меры в перечне ПМВВ, указанных в ч. 2 ст. 90 УК РФ, наличием значительных ограничений в правовом статусе несовершеннолетнего в ходе ее реализации, возможностью помещения в те же самые учреждения подростков, не подлежащих уголовной ответственности, и пр. В этой связи отдельные исследователи предлагают рассматривать ее как некую разновидность наказания, применяемого к несовершеннолетним [8]. Значительная часть практических работников, непосредственно исполняющих эту меру, считают, что помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ при освобождении от уголовного наказания представляет собой особую разновидность принудительных мер воспитательного воздействия. В настоящее время процедура исполнения помещения несовершеннолетнего в данное учреждение отчасти отражена в Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ № 120-ФЗ). В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательство, касающееся регулирования данных вопросов. Так, в частности, порядок исполнения данной меры будет определяться Министерством образования и науки РФ. В УИК РФ и подзаконных нормативных актах ФСИН России об этой мере ничего не говорится.

Согласно действующей в настоящее время редакции ФЗ № 120-ФЗ проведена дифференциация указанных учреждений, куда может быть помещен несовершеннолетний, освобожденный от наказания, на два вида:

1) специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа (в них принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНЗП), заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей);

2) специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (в них могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода).

Несмотря на изменения, внесенные в ФЗ № 120-ФЗ в 2013 году [6], указанные учреждения, по сути, продолжают свое существование в форме специальных школ и профессиональных училищ для детей и подростков с различными отклонениями. Кроме того, данные учреждения подразделяются на те, в которые помещаются несовершеннолетние либо только мужского пола, либо только женского. Имеются и смешанные учреждения, как правило, это специальные общеобразовательные школы. Следует отметить, что в настоящее время проводится работа по исключению из законодательства локальных актов и документов указанных учреждений указания на «девиантное (общественно опасное) поведение» содержащихся в них несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, освобожденные от наказания, направляются в рассматриваемое учреждение только по приговору суда. Необходимо отметить, что суд может направить несовершеннолетнего в это учреждение до достижения им совершеннолетия, на срок, не превышающий три года. Направление в него осуществляется в строгом соответствии с состоянием его здоровья. Внимание обращается на заболевания, которые препятствуют приему в такие учреждения. Несовершеннолетний правонарушитель доставляется в учреждение закрытого типа, как правило, через центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при органах внутренних дел. Вместе с тем не исключается возможность доставки подростка в СУВУЗТ родителями или законными представителями.

Порядок приема несовершеннолетних в рассматриваемое учреждение определяется его уставом [10], а также нормативными актами органов власти субъектов РФ в сфере образования [7]. Оформление личного дела несовершеннолетнего, в том числе полный перечень необходимых документов должен определяться соответствующей инструкцией о порядке оформления личных дел несовершеннолетних. Данная инструкция при-

знается межведомственным нормативным актом и утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации. На настоящее время она не подготовлена, чем объясняется существующая незначительная разница в требованиях, предъявляемых при приеме подростков в различных учреждениях.

Прием несовершеннолетнего в рассматриваемое учреждение осуществляется, как правило, начальником данного учреждения или одним из его заместителей. Кроме проверки наличия соответствующих документов проводится осмотр подростка медицинским работником. О принятии несовершеннолетнего администрация учреждения в 5-дневный срок письменно извещает его родителей или иных законных представителей, органы внутренних дел по месту его жительства, соответствующий орган управления образованием.

В случае возникновения у несовершеннолетнего трудностей с адаптацией возможен его перевод из одного СУВУЗТ в другое. Данный перевод осуществляется только на основании решения суда по представлению администрации этого учреждения и КДНЗП, созданной органом местного самоуправления по месту нахождения указанного учреждения, либо по ходатайству несовершеннолетнего осужденного, его родителей или иных законных представителей.

Несовершеннолетние в СУВУЗТ находятся на полном государственном обеспечении. Несовершеннолетние обеспечиваются всеми необходимыми постельными и санитарно-гигиеническими принадлежностями. Проживание воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения осуществляется в комнатах по 2-3 человека. На детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот распространяются дополнительные нормы материального обеспечения.

Образовательный процесс в СУВУЗТ осуществляется на основе образовательных программ, разрабатываемых учреждением на основе действующих федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, в этих учреждениях организуются общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка несовершеннолетних.

При выпуске из СУВУЗТ несовершеннолетним, прошедшим государственную аттестацию, выдаются документы об образовании, а выпускникам специального профессионального училища еще и документы о квалификации по специальности. В том случае, если воспитанник не успел завершить образование одного из уровней, то ему выдается справка установленного образца.

Для комплексной корректировки личности несовершеннолетнего, поступившего в учреждение, создается специальный коллегиальный орган - психолого-медико-педагогическая комиссия.

При поступлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ с целью определения степени и динамики его социальной, психологической и медицинской реабилитации на него составляется специальная карта, в которую вносятся содержание бесед с воспитанником, результаты наблюдения за ним и диагностических обследований, изучения его учебной, общественной и трудовой деятельности, а также взаимоотношений с педагогами, родителями или иными законными представителями, другими несовершеннолетними.

После первых 3 месяцев пребывания в уч -реждении психолого-медико-педагогическая комиссия устанавливает срок реабилитации поступившего воспитанника на основании результатов диагностики его личности. Собранная за это время информация является строго конфиденциальной и не может быть использована для причинения вреда правам и законным интересам воспитанника. Данная комиссия каждые шесть месяцев рассматривает изменения, происходящие с подростком, динамику этого реабилитационного процесса и вносит соответствующие предложения по корректированию, которые отражаются в индивидуальном плане работы с воспитанником.

На основании позитивных результатов, полученных психолого-медико-педагогической комиссией, администрация СУВУЗТ может внести в КДНЗП ходатайство о досрочном выпуске несовершеннолетнего, а фактически о прекращении пребывания подростка в учреждении. Администрация учреждения совместно с данной комиссией готовит представление в суд о прекращении пребывания воспитанника в СУВУЗТ.

Воспитанники в СУВУЗТ имеют право на

бесплатное образование; индивидуальное обучение; получение юридической помощи; переписку; получение денежных переводов, передач, посылок, бандеролей; телефонные переговоры; пользование личными вещами; ходатайство о прекращении пребывания в данном учреждении либо перевод его в другое подобное учреждение; присутствовать на их похоронах родителей или иных законных представителей, посещении их при тяжелом заболевании. При этом все расходы по оплате проезда производятся за счет средств СУ-ВУЗТ.

Кроме того, несовершеннолетние наделены и другими правами, реализация которых связана с оценкой их поведения администрацией учреждения (исправлением воспитанников, предвидением их правопослушного поведения в будущем). Например, по решению администрации СУВУЗТ воспитанник может быть выпущен из учреждения на каникулы. При этом все его расходы на питание за время отсутствия возмещаются по нормам, действующим в учреждении.

Наряду с правами воспитанники в СУВУЗТ наделены и рядом обязанностей, к которым относятся: выполнение требований по соблюдению порядка, установленного в данном учреждении, в том числе касающихся распорядка дня, правил гигиены и т.д.; уважительное отношение к сотрудникам, преподавателям, а также и к другим воспитанникам учреждения; добросовестное обучение; непокидание расположения учреждения самовольно; бережное отношение к имуществу учреждения; подчинение законным требованиям сотрудников учреждения и др.

Права должностных лиц СУВУЗТ отражены в ФЗ № 120-ФЗ, согласно которому они правомочны: проводить беседы с воспитанниками, их родителями, иными законными представителями; запрашивать любую информацию у государственных учреждений и органов по вопросам, входящим в их компетенцию; приглашать для выяснения необходимой информации о воспитанниках их родителей, иных законных представителей и иных лиц; проводить личный осмотр воспитанников, их вещей, получаемой и отправляемой ими корреспонденции, посылок или иных почтовых сообщений; осмотр территории учреждения, помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъ-

ятия предметов, запрещенных к хранению в них; применять в исключительных случаях, когда иные меры не достигли необходимого результата, в течение минимально необходимого времени меры физического сдерживания (физическую силу) и т.д.

В указанном законе определены действия, совершение которых в отношении воспитанников категорически запрещено: применение какого-либо насилия; мер воздействия без учета их возрастных особенностей, а также имеющих антипедагогические цели, унижающих достоинство их личности; лишение или ограничение воспитанников контактов с родителями или с иными законными представителями; снижение норм питания; лишение несовершеннолетних прогулок; привлечение их к выполнению задач, направленных на поддержание дисциплины и правопорядка; привлечение в качестве дисциплинарного воздействия к общественно полезному труду.

В ряде случаев права и обязанности должностных лиц СУВУЗТ корреспондируются с правами и обязанностями воспитанников, например, когда права и обязанности этих лиц связаны с реализацией законных прав воспитанников на обеспечение их личной безопасности, получение надлежащей медицинской, психологической, и педагогической помощи, соответствующего уровня образования и профессиональной подготовки. Для этого должностные лица данных учреждений имеют право применять меры физического сдерживания (физическую силу). Для минимизации негативных последствий применения данных мер сотрудники этих учреждений обязаны заблаговременно в устной форме предупредить воспитанника о применении в его отношении указанных мер, кроме случаев, когда промедление в использовании этих мер может создать реальную опасность жизни или здоровья воспитанников, либо других лиц или может повлечь иные тяжкие последствия. В случае применения этих мер об этом незамедлительно уведомляется прокурор по месту нахождения учреждения. В случае ухудшения состояния здоровья воспитанника или его смерти сотрудники данных учреждений обязаны сообщить о случившемся его родителям или иным законным представителям. При самовольном оставлении воспитанником пределов СУВУЗТ его сотрудники

обязаны поставить в известность о случившемся его родителей или иных законных представителей, органы внутренних дел и принять меры к его розыску и др.

За правонарушения, грубые или же неоднократные несоблюдения устава СУВУЗТ к несовершеннолетним могут быть применены следующие меры взыскания: вынесение предупреждения; объявление выговора в устной или письменной форме; обсуждение случившегося на собрании воспитанников или педагогическом совете учреждения; лишение права покидать учреждение в выходные и праздничные дни, время каникул; информирование родителей или иных законных представителей о поведении несовершеннолетнего.

Среди перечисленных мер взыскания только последнее связано с изменением объема прав и обязанностей воспитанников. В остальных случаях меры носят характер морального осуждения поведения и не несут в себе правоограничительной нагрузки. Приоритет в воздействии на несовершеннолетних мерами воспитательной направленности очевиден. Так, за добросовестное отношение к труду и учебе, примерное поведение в уста -ве учреждения предусматриваются меры поощрения воспитанников. Однако практика показывает, что есть такие подростки, к которым применение убеждения в качестве метода воспитательного воздействия в ряде случаев остается малоэффективным. Действия таких несовершеннолетних не должны оставаться без внимания и должной оценки сотрудников учреждения. В противном случае СУВУЗТ дает отрицательный пример для подражания другими воспитанниками и почву для дальнейшего негативного поведения самого подростка.

Следует учесть, что понятие «противоправные действия» толкуется крайне широко. Оно включает действия, в различной степени выходящие за пределы установленных норм дозволенного поведения, и фактически нарушающие права других лиц, общества, государства. Так, сюда можно включить противоправные действия, преступающие уголовный закон, нарушающие административное или гражданское законодательство. Следовательно, в зависимости от значимости нарушенного права должна следовать соответствующая реакция со стороны го-

сударственных органов, и только в строго определенных случаях следует вести речь о дисциплинарной ответственности. Критично следует отнестись и к формулировке «грубые и неоднократные нарушения», которые фактически также могут подпадать под противоправные действия. Подобная разнородность и смешение критериев, определяющих наложение взыскания, не вносят ясности в этот вопрос. Поэтому представляется, что существующие формулировки, устанавливающие основания применения мер взыскания небезукоризненны, а проблема требует нормативного решения в следующих направлениях: закрепление перечня грубых нарушений, понятия неоднократности; расширение перечня имеющихся мер воздействия; закрепление критериев систематического невыполнения возложенной на несовершеннолетнего обязанности; определение случаев, которые бы рассматривались как невыполнение несовершеннолетним возложенной на него судом обязанности; определение мер воздействия на несовершеннолетнего в случае систематического невыполнения им возложенной на него судом обязанности.

Продление срока пребывания несовершеннолетних в СУВУЗТ допускается только при наличии потребности завершения ими общеобразовательной или профессиональной подготовки. Основанием для этого является ходатайство воспитанника об этом.

Пребывание несовершеннолетнего в СУ-ВУЗТ до истечения установленного судом срока может быть досрочно прекращено в двух случаях: 1) если он ввиду исправления не нуждается в дальнейшем применении данной меры; 2) выявление у него заболевания, препятствующего содержанию и обучению в учреждении. Основанием для этого является подготовленное администрацией СУВУЗТ совместно с КДНЗП представление в суд, а также ходатайство несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей и заключение администрации учреждения и данной комиссии.

Вопрос о продлении, а также о досрочном прекращении срока пребывания несовершеннолетнего в СУВУЗТ решается только судом.

В случае прекращения пребывания несовершеннолетнего в СУВУЗТ в обычном порядке, администрация учреждения обязана не позже чем за 1 месяц проинформировать родителей или иных законных представителей, органы внутренних дел и КДНЗП о его предстоящем выпуске. Как при досрочном выбытии, так и при выпуске из учреждения по окончании воспитаннику бесплатно выдаются комплект одежды и обуви, которыми он пользовался в период нахождения в учреждении, принадлежащие ему личные вещи, документы и деньги. При этом он снабжается проездными документами, а также продуктами питания на весь путь следования. Несовершеннолетние, выпущенные из учреждения, имеют право на восстановление обучения в том учебном заведении, в котором они получали образование ранее, с принятием в соответствующий класс согласно документам об их промежуточной аттестации без дополнительной проверки их знаний.

Выпускаясь из СУВУЗТ, несовершеннолетние направляются к родителям или иным законным представителям, а не имеющие таковых воспитанники - в соответствующие учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот.

Несовершеннолетних, младше 16 лет, к месту их постоянного проживания сопровождает работник учреждения, либо родители или иные законные представители.

При отсутствии условий для проживания и дальнейшего воспитания несовершеннолетнего по месту его постоянного проживания или если возращение его на это место невозможно, органы местного самоуправления и КДНЗТ принимают все необходимые меры по его материально-бытовому устройству, направлению на учебу или определению на работу в соответствии с его образованием и возрастом в другом месте.

Администрация СУВУЗТ имеет право при наличии возможностей обеспечить несовершеннолетнему, выпущенному из учреждения, его оставление в нем на срок не более 3 месяцев в случае возникновения необходимости дополнительного времени для решения вопроса о его дальнейшем обучении или последующем трудоустройстве.

Список литературы_

1. Боровиков, С.А. Формы реализации уголовной ответственности / С.А. Боровиков // Реализация уголовной ответственности в органах и учреждениях ФСИН России. - Вологда, 2G17. - С. 45-46.

2. Брайчук, Н.Ю. Проблема определения правовой природы принудительных мер воспитательного воздействия / Н.Ю. Брайчук, Н.В. Щедрин // Уголовное право и современность: Межведомственный сборник научных трудов. - Красноярск, 2GG1. - Выпуск 5. - С. 77.

3. Качество уголовного закона: Проблемы Общей части / ответственный редактор А.И. Рарог. - Москва, 2G16. - С. 2G1-21G.

4. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: результаты теоретического моделирования / под редакцией В.И. Селиверстова. - Москва, 2G16.

5. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.1G.2G17 № 42 // СПС «КонсультантПлюс».

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от G2.G7.2G13 № 185-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2G13. - № 27. - Ст. 3477.

7. О правилах приема, перевода и выпуска воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (закрытого типа): Приказ Департамента образования Вологодской области от 25.G1.2G1G № 79 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Санташов, А.Л. Вопросы законодательной техники и дифференциации исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних / А.Л. Санташов. - Вологда, 2G13. - С. 2GG.

9. Сундуров, Ф.Р. Наказание и альтернативные меры в уголовном праве / Ф.Р. Сундуров. - Казань, 2GG5. -С. 57-58.

1G. Устав бюджетного образовательного учреждения Вологодской области «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением (закрытого типа)»; утвержден Приказом Департамента образования Вологодской области от 3G.12.2G15 № 3516. - URL: http://www. s28G1G.edu35.ru/ (дата обращения: 14.12.2G21).

11. Яни, П.С. Конфискация имущества и уголовная ответственность / П.С. Яни // Уголовное право. - 2GG6. -№ 6. - С. 133.

References_

1. Borovikov S.A. Formy' realizacii ugolovnoj otvetstvennosti. Realizaciya ugolovnoj otvetstvennosti v organax i uchrezhdeniyax FSIN Rossii. Vologda, 2G17. S. 45-46.

2. Brajchuk N.Yu. Problema opredeleniya pravovoj prirody' prinuditel'ny'x mer vospitatel'nogo vozdejstviya / N.Yu. Brajchuk, N.V. Shhedrin. Ugolovnoe pravo i sovremennost': Mezhvedomstvenny'j sbornik nauchnyx trudov. Krasnoyarsk, 2GG1. Vy'pusk 5. S. 77.

3. Kachestvo ugolovnogo zakona: Problemy Obshhej chasti / otvetstvenny'j redaktor A.I. Rarog. Moskva, 2G16. S. 2G1-21G.

4. Obshhaya chast' novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii: rezul'taty teoreticheskogo modelirovaniya / pod redakciej V.I. Seliverstova. Moskva, 2G16.

5. O vnesenii v Gosudarstvennuyu Dumu Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii proekta federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federacii i Ugolovno-processual'ny'j kodeks Rossijskoj Federacii v svyazi s vvedeniem ponyatiya ugolovnogo prostupka»: Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda RF ot 31.1G.2G17 № 42. SPS «Konsul'tantPlyus».

6. O vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu zakonodatel'ny'x aktov (otdel'ny'x polozhenij zakonodatel'ny'x aktov) Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»: Federal'ny'j zakon ot G2.G7.2G13 № 185-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2G13. № 27. St. 3477.

7. O pravilax priema, perevoda i vy'puska vospitannikov special'nogo uchebno-vospitatel'nogo uchrezhdeniya dlya detej i podrostkov s deviantny'm povedeniem (zakry'togo tipa): Prikaz Departamenta obrazovaniya Vologodskoj oblasti ot 25.G1.2G1G № 79. SPS «Konsul'tantPlyus».

8. Santashov A.L. Voprosy zakonodatel'noj texniki i differenciacii ispolneniya lisheniya svobody v otnoshenii nesovershennoletnix. Vologda, 2G13. S. 2GG.

9. Sundurov F.R. Nakazanie i al'ternativny'e mery' v ugolovnom prave. Kazan', 2GG5. S. 57-58.

1G. Ustav byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya Vologodskoj oblasti «Special'noe uchebno-vospitatel'noe uchrezhdenie dlya obuchayushhixsya s deviantny'm (obshhestvenno opasny'm) povedeniem (zakry'togo tipa)»; utverzhden Prikazom Departamenta obrazovaniya Vologodskoj oblasti ot 30.12.2015 № 3516. URL: http://www.s28G1G. edu35.ru/ (data obrashheniya: 14.12.2G21).

11. Yani P.S. Konfiskaciya imushhestva i ugolovnaya otvetstvennost'. Ugolovnoe pravo. 2GG6. № 6. S. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.