Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/25PDMN316.pdf Статья опубликована 28.06.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Гореликов С.Ю. Профессиональное выгорание и правовое поведение педагога ДОУ // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/25PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 349.2
Гореликов Сергей Юрьевич
НЧОУ ВО «Московский институт экономики, политики и права», Россия, Москва
Аспирант
E-mail: sergeygorelikov@mail.ru
Профессиональное выгорание и правовое поведение
педагога ДОУ
Аннотация. В данной статье исследованы проблемы профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений и связь данного явления с правовым поведением сотрудника.
Автором определены основные причины профессионального выгорания сотрудников с учетом специфики нынешней экономической ситуации в стране. Отмечено, что в современных условиях существуют дополнительные факторы, усугубляющих протекание синдрома профессионального выгорания, связанные с конкретными условиями выполнения трудовых обязанностей работником: ростом конкуренции за рабочее место, страхом потери занимаемой должности и рабочего места в связи с негативными экономическими процессами в нашей стране, материальной нестабильностью трудящихся, низким спросом у работодателей на специалистов пожилого возраста, особенно женщин, отсутствием критериев результата трудовой деятельности при неэффективной системе стимулирования труда, завышенными требованиями к работникам, нарушениями трудового законодательства со стороны работодателей и др.
На основе анализа материалов средств массой информации приведены факты неэтичного поведения воспитателей детских образовательных учреждений, проявлений физического и психического насилия над дошкольниками, указано на наличие связи данных проступков с профессиональным выгоранием сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
Автором определена важность проведения исследований в области изучения и оценки влияния профессионального выгорания воспитателя детского сада на его поведение с воспитанниками.
Ключевые слова: профессиональное выгорание; детское образовательное учреждение; педагог; воспитанник
Термин «профессиональное выгорание» стал известен в нашей стране не так давно. В западных странах данный термин стал использоваться с середины 1970-х годов-начала 1980-х годов.
Под профессиональным выгоранием понимают истощение эмоционального и физического характера на фоне проявления хронического стресса, который связан с выполнением работником или специалистом своих должностных обязанностей [1]. Таким образом, профессиональное выгорание выступает одним из видов профессиональной деформации личности, которая возникает в процессе трудовой или профессиональной деятельности в случае накопления отрицательных эмоций.
Процессы глобализации и ускорение темпа жизни, информатизация общественной жизни и все увеличивающиеся потоки информации, возрастающие стрессовые нагрузки в трудовой деятельности и личной жизни современного человека приводят к увеличению фактов проявления профессионального выгорания.
По нашему мнению, сегодня в России следует говорить и о дополнительных факторах, усугубляющих протекание синдрома профессионального выгорания, связанных с конкретными условиями выполнения трудовых обязанностей работником:
• рост конкуренции за рабочее место (в том числе в связи с наличием претендентов, которые готовы работать небольшой период времени практически на любых условиях);
• страх потери занимаемой должности и рабочего места в связи с негативными экономическими процессами в нашей стране;
• материальная нестабильность, которая определяется повышенной конкуренцией за рабочее место среди претендентов и негативными экономическими тенденциями, что позволяет работодателю спекулировать уровнем оплаты труда (от «замораживания» до снижения его уровня);
• низкий спрос у работодателей на специалистов пожилого возраста, особенно женщин (даже при условии их высокой квалификации, имеющегося опыта и стажа работы по профессии);
• отсутствие критериев результата трудовой деятельности при неэффективной системе стимулирования труда;
• завышенные требования к работникам;
• нарушения трудового законодательства со стороны работодателей и др.
К сожалению, все указанное в полной мере относится и к педагогам дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), воспитанниками которых выступают наиболее незащищенные представители общества - дети.
Согласно подходов Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64)1, дошкольное образование имеет своей целью «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Важным при этом выглядит учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, направленность обучения и воспитания на разностороннее развитие личности, использование специфичных для дошкольников видов деятельности.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7598.
Необходимо отметить, что согласно подходам трудового законодательства (п. 2, ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации 2 , далее - ТК РФ) «трудовой договор с педагогическим работником может быть прекращен в том случае, если им применялись методы воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося или воспитанника». Эта норма действует и в случае однократного применения подобных действий со стороны педагога или воспитателя.
К физическому насилию относится непосредственное воздействие на организм обучающегося (воспитанника), связанное с нанесением побоев, телесными повреждениями, истязаниями разными способами (включая и применение каких-либо предметов или веществ). Результатом физического насилия могут выступать мучения ребенка и нанесение вреда здоровью [3].
Психическим насилием выступает такое воздействие на воспитанника, которое связано с причинением ему душевных страданий, а также может быть направлено на унижение личности и понижение его нравственного (духовного), социального статуса. Психическое насилие определяется воздействием на психику ребенка средствами запугивания и угроз (в том числе и угрозой физической расправы), чтобы сломить его волю к сопротивлению и возможность отстаивания своих прав и интересов. Результатом психического насилия может стать нервное или психическое заболевание, а также формирование у воспитанника патологических, отрицательных (аморальных) черт характера [2].
Необходимо отметить, что сегодня во многих ДОУ приняты и действуют Этические кодексы педагогов (далее - ЭКП). При этом исходят из того, что нормы педагогической этики должны основываться на общечеловеческих моральных нормах, конституционных положениях и правовых нормах законодательных актов Российской Федерации, а также на основании существующих прав человека и прав ребенка. Нормы ЭКП основываются на следующие принципах: человечности, справедливости, профессионализма, ответственности, терпимости, демократичности, партнерства и солидарности.
Тем не менее, сегодня в средствах массовой информации (далее - СМИ) и в юридической практике периодически находят отражение громкие истории, связанные с неадекватным, а порой и преступным отношением педагогов к обучаемым и воспитанникам. При этом следует полагать, что значительная часть противоправных деяний может быть объяснена профессиональным выгоранием педагогов, когда негативный настрой находит выход в отношении обучаемых (воспитанников) и воспитатель отходит от принципов профессиональной этики.
Так, например, в Санкт-Петербурге воспитательница детского сада № 37 Красносельского района ругала малышей матом и, возможно, даже била, пока взрослых не было рядом [6].
В г. Нижнекамске (Бурятия) воспитательница детского сада №24 таскала двухлетнюю Милену Люсину за волосы, а затем повесила ребенка за платье на крючок. Странные методы воспитания удалось заснять нянечке на мобильный телефон [10].
В Краснодарском крае воспитательница ДОУ для «воспитания» детей использовала мухобойку, запирала воспитанников в шкаф, выводила на прогулку не на детскую площадку, а на хозяйственный двор, где в том числе находились и мусорные баки. Неудивительно, что дети после таких прогулок возвращались в группу с ушибами и ссадинами [5].
2 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 - (ч. 1). - Ст. 3.
Важно отметить, что поведение таких воспитателей, допускающих насилие по отношению к своим воспитанникам, или же исполняющих свои обязанности недолжным образом, могут быть квалифицированы как правонарушение и предполагать применение как дисциплинарной и административной, так и уголовной ответственности. Так, подобное правонарушение может быть квалифицировано по ст. 156 («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В зависимости от тяжести последствий к воспитателям и педагогам ДОУ могут быть применены и санкции ст. 115-118 УК РФ, связанные с нанесением побоев, истязаниями или причинением вреда здоровью. При этом сложность доказывания данных преступных действий во многом определяется тем, что дети из-за своего малого возраста порой просто неспособны точно описать и рассказать, что же с ними случилось.
Кроме этого, не только насильственные действия, но и ненадлежащее исполнение педагогами и воспитателями своих обязанностей может стать причиной появления ушибов и травм у дошкольников [7]. Например, так может произойти, если дети будут оставлены педагогом или воспитателем без присмотра во время спортивных занятий или прогулок, а также проведения каких-либо активных игр, или просто без должного внимания. Так, в Новокузнецке был отмечен случай, когда воспитатель детского сада, разнимая дерущихся детей, сломала ребенку ключицу [5].
Кроме этого со стороны воспитателей могут быть и проявления нарушений правил техники безопасности, а также допуск присутствия воспитанников в травмоопасных местах
[4].
Согласно подходов ст. 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации4, в том случае, если ребенок, находящийся под присмотром педагога или воспитателя, получит травму в результате несчастного случая (что не будет связано с насилием), то его родители вправе обратиться в ДОУ с требованием о возмещении стоимости лечения и компенсации морального вреда.
Кроме травматического (физического) характера по отношению к ребенку, воздействие воспитателя или педагога может иметь и явный негативный психологический характер. Это может быть связано с тем, что воспитатели позволяют себе кричать на детей или же применять такое физическое насилие, которое не оставляет следов на теле ребенка (например, подзатыльники, пощечины и др.). В результате таких действий у ребенка может возникнуть панический страх или устойчивое нежелание идти в ДОУ [8].
По нашему мнению, большинство случаев противоправного поведения педагогов и воспитателей можно связать именно с профессиональным выгоранием, т.к. во многом оно выступает причиной формирования неэтичного поведения ввиду морально-психологической усталости личности и определенным выходом негативных эмоций в отношении практически беззащитных воспитанников, к которым в полной мере можно отнести дошкольников.
Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день специальных исследований, связанных с оценкой влияния профессионального выгорания воспитателя ДОУ на его поведение, практически не проводится. Тем не менее, по нашему мнению, данная тема является важной и актуальной для изучения российскими исследователями с позиции исключения случаев неэтичного поведения воспитателя ДОУ, своевременного выявления и
3 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 30.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
4 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.
устранения причин возможного неадекватного поведения педагога, а также его коррекции или, в крайнем случае, исключения воспитателя из педагогического коллектива за счет применения норм трудового законодательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности (психоакмеология): монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 331 с.
2. Вараева Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» / Н.В. Вараева. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 53 с.
3. Виноградова Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования: монография / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. -256 с.
4. Девяткова Е. Избиение младенцев или охота на ведьм? [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://park72.ru/socium/39021.
5. Королев О. Воспитательница била детсадовцев мухобойкой и закрывала в шкафу в Краснодарском крае // ФАП news [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fapnews.ru/53229-vospitatelnitsa-detsada-bila-detey-muhoboykoy-i-zakryivala-v-shkafu-v-krasnodarskom-krae.
6. Мавлиев А., Цапу А. Воспитательницу, которая материла детей, уволили по статье // Комсомольская правда [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.spb.kp.ru/online/news/855072.
7. Малькова М. Травма в детском саду: кто виноват? [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://chelyabinsk.ru/text/weekend/797706.html.
8. Митлина М. Трое в одной лодке, или Родители и воспитатель на поле битвы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.7ya.ru/artide/Troe-v-odnoj-lodke-ili-Roditeli-i-vospitatel-na-pole-bitvy.
9. Новиков А. В Новокузнецке воспитатель детского сада сломала ребенку ключицу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.city-n.ru/view/302046.html.
10. Петрук А. Самые громкие происшествия - 2012 // Ваша газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vasha-gazeta.ru/materials/criminal/criminal/art-23813.
Gorelikov Sergey Yurjevich
Moscow institute of economy, politics and law, Russia, Moscow
E-mail: sergeygorelikov@mail.ru
Professional burnout and legal behavior teacher of children's
educational institution
Abstract. This article investigated the problem of professional burnout of teachers of preschool educational institutions and the connection of this phenomenon with the legal behavior of the employee.
The author identifies the main causes of burnout of employees, taking into account the specifics of the current economic situation in the country. It is noted that in the present conditions, there are additional factors that exacerbate the flow of burnout related to the specific conditions of performing work duties worker syndrome: increased competition for the job, fear of losing his position and the workplace due to the negative economic processes in our country, financial instability workers low demand from employers for specialists elderly, especially women, the absence of criteria for the result of work with the inefficient system of stimulation of work, excessive demands on workers, labor law violations by employers and others.
Based on the analysis of materials means the mass of information given the facts of unethical behavior of educators of children's educational institutions, manifestations of physical and mental abuse of preschoolers, we indicated the presence of link data with professional misconduct burnout of employees of preschool educational institutions.
The author defined the importance of research in the field of study and assessment of the impact of burnout kindergarten teacher at his behavior with students.
Keywords: professional burnout; children's educational institution; teacher; graduate
REFERENCES
1. Bazylevich T.F. Psikhologiya vysshikh dostizheniy lichnosti (psikhoakmeologiya): monografiya / T.F. Bazylevich. - M.: NITs INFRA-M, 2013. - 331 s.
2. Varaeva N.V. Programma profilaktiki emotsional'nogo vygoraniya spetsialistov «Rabota v radost'» / N.V. Varaeva. - M.: FLINTA, 2013. - 53 s.
3. Vinogradova N.I. Akmeologiya professional'noy deyatel'nosti pedagogov doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya: monografiya / N.I. Vinogradova, A.I. Ulzytueva, N.M. Shibanova. - M.: FLINTA; Nauka, 2012. - 256 s.
4. Devyatkova E. Izbienie mladentsev ili okhota na ved'm? [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://park72.ru/socium/39021.
5. Korolev O. Vospitatel'nitsa bila detsadovtsev mukhoboykoy i zakryvala v shkafu v Krasnodarskom krae // FAP news [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://fapnews.ru/53229-vospitatelnitsa-detsada-bila-detey-muhoboykoy-i-zakryivala-v-shkafu-v-krasnodarskom-krae.
6. Mavliev A., Tsapu A. Vospitatel'nitsu, kotoraya materila detey, uvolili po stat'e // Komsomol'skaya pravda [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.spb.kp.ru/online/news/855072.
7. Mal'kova M. Travma v detskom sadu: kto vinovat? [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://chelyabinsk.ru/text/weekend/797706.html.
8. Mitlina M. Troe v odnoy lodke, ili Roditeli i vospitatel' na pole bitvy [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.7ya.ru/article/Troe-v-odnoj-lodke-ili-Roditeli-i-vospitatel-na-pole-bitvy.
9. Novikov A. V Novokuznetske vospitatel' detskogo sada slomala rebenku klyuchitsu [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.city-n.ru/view/302046.html.
10. Petruk A. Samye gromkie proisshestviya - 2012 // Vasha gazeta [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://vasha-gazeta.ru/materials/criminal/criminal/art-23813.