Научная статья на тему 'Дорожная карта по деофшоризации экономики России: концептуальные основы и мероприятия'

Дорожная карта по деофшоризации экономики России: концептуальные основы и мероприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ / DEOFFSHORIZATION OF RUSSIAN ECONOMY / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ROAD MAP / ИНФОРСМЕНТ (ПРИНУЖДЕНИЕ) / ENFORCEMENT / ОПЦИОНЫ "ТВЕРДОЙ / OPTIONS OF HARD / МЯГКОЙ И УМНОЙ СИЛЫ" / SOFT AND SMART POWER / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ASSESSMENT OF REGULATORY INFLUENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бауэр Владимир Петрович, Логинова Татьяна Александровна

Компании традиционно используют офшорные зоны как инструмент налогового планирования, разрабатывая и применяя различные способы оптимизации налогообложения. Мировой финансовый кризис и, как следствие, дефицит государственных бюджетов многих стран способствовали резкому увеличению потребности в выработке механизмов, препятствующих уклонению компаний от национального налогообложения. Наряду с этим глобализация международных корпораций и переход на цифровую экономику привели к необходимости пересмотра существующих норм налогового законодательства разных стран. В связи с этим России необходима разработка комплекса мероприятий по постепенному усилению налоговых правил, направленных на противодействие размыванию налоговой базы и перемещению прибыли в юрисдикции с льготным налогообложением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road Map for Deoffshorization of the Russian Economy: Conceptual Basis and Activities

Companies traditionally use offshore zones as an instrument of tax planning, working out and implementing different methods of tax optimization. Global financial crisis, and as a consequence, deficit of state budgets of many countries contributed to harsh increase of necessity to work out mechanisms, preventing companies' avoidance from local taxation. At the same time, globalization of multinational corporations and transition to digital economy led to the necessity of revision of existing tax legislation norms of different countries. In this regard there is a need to work out the complex of actions, which will realize the task of gradual enforcement of tax rules, aimed at counteraction to base erosion and profit shifting.

Текст научной работы на тему «Дорожная карта по деофшоризации экономики России: концептуальные основы и мероприятия»

УДК 336.025

Ключевые слова:

деофшоризация экономики России;

дорожная карта;

инфорсмент (принуждение);

опционы«твердой,

мягкой и умной силы»;

оценка регулирующего воздействия

В. П. Бауэр, д. э. н.,

директор Центра исследований социально-экономических критериев и показателей безопасности Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, гл. науч. сотр. Центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института (e-mail: [email protected]) Т. А. Логинова,

мл. науч. сотр. Центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института (e-mail: [email protected])

Дорожная карта по деофшоризации экономики России: концептуальные основы и мероприятия

Компании традиционно используют офшорные зоны как инструмент налогового планирования, разрабатывая и применяя различные способы оптимизации налогообложения. Мировой финансовый кризис и, как следствие, дефицит государственных бюджетов многих стран способствовали резкому увеличению потребности в выработке механизмов, препятствующих уклонению компаний от национального налогообложения. Наряду с этим стремительный процесс глобализации международных корпораций и переход на цифровую экономику привели к необходимости пересмотра существующих норм налогового законодательства различных стран и их актуализации.

В связи с этим необходима разработка комплекса мероприятий, которые выполнят задачу постепенного усиления налоговых правил, направленных на противодействие размыванию налоговой базы и перемещению прибыли в юрисдикции со льготным налогообложением. Такой комплекс мероприятий может получить вид дорожной карты. Дорожная карта — это современный инструмент стратегического планирования,

Публикация подготовлена в рамках поддержанного Минфином России научного проекта НИФИ на 2014 г. по теме № 11«Выработка предложений, направленных на деофшоризацию экономики России, с учетом лучшего международного опыта и российской практики».

имеющий достаточно много областей практического применения и, соответственно, функциональных определений1. В контексте данных исследований под дорожной картой понимается обобщающий плановый документ, отражающий многоуровневую систему стратегического развития такой новой для российской экономической науки предметной области, как деофшоризация экономики России, осуществляемой в рамках единой временной шкалы (далее — дорожная карта по деофшоризации). Своеобразие данного планового документа состоит в том, что он разрабатывается в соответствии с международным проектом по борьбе с эрозией (размыванием) налоговой базы и перемещением прибыли БЕПС (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS)2.

Впервые вопрос о необходимости разработки дорожных карт для бизнеса был поставлен Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации в 2012 г.3 К настоящему времени на правительственном уровне уже разработаны и утверждены такие дорожные карты для ряда областей науки, образования и культуры, а также некоторых отраслей промышленности4.

Анализ существующих дорожных карт показывает, что, несмотря на унификацию подхода к их созданию, для каждой сферы деятельности «дорожного картирования» вырабатывается своя концепция, учитывающая ее специфику. При этом следует отметить, что в настоящее время Российская Федерация ведет переговоры о вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), что является позитивным этапом на пути к интеграции в мировое сообщество. Процесс присоединения к ОЭСР предполагает проведение налоговых реформ с целью гармонизации российского законодательства страны с международными нормами. Поэтому в нашем случае необходимо учесть мероприятия, которые были уже разработаны и рекомендованы к внедрению в стране в составе политики Минфина России по деофшоризации экономики России.

ПЛАНОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДЕОФШОРИЗАЦИИ

1. В соответствии с Планом деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2013-2018 годы (Цель 4. Противодействие уклонению от налогов с использованием офшоров (абз. 5 подп. «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596)) в I кв. 2014 г. разработан законопроект, предусматривающий создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) (Ключевое событие 4.1) и определения налогового резидентства организаций (Ключевое событие 4.2) 5.

2. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов6 в целях совершенствования налогового администрирования предусматривается внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) ряд изменений, направленных на предоставление

1 Многообразие построения дорожных карт (http://www. virtass. ru/IO/14_5. doc).

2 Addressing Base Erosion and Profit Shifting (Russian version) / OECD Publishing, 2013 (http://dx.doi. org/10.1787/9789264201262-ru, дата обращения: 04.08.2014).

3 Бутрин Д. Поручай или опоздаешь// Коммерсантъ, 2012, 23 марта.

4 «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты; План мероприятий («дорожная карта»)«Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»; План мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий»; План мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли производства композитных материалов»; План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования».

5 План деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014-2018 годы (http://minfin.ru/ common/upload/library/2014/04/main/Plan_Minfina_Rossii_2014-2018.pdf).

6 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. (www.consultant.ru).

налоговым органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, в частности от банков.

Для решения проблемы противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций будут предприняты следующие действия. Сделки с низконалоговыми юрисдикциями будут подлежать обязательному контролю с точки зрения трансфертного ценообразования с учетом того, что в отношении резидентов таких юрисдикций не распространяется право применения пониженной ставки налогообложения дивидендов при стратегическом владении. Принято решение о необходимости заключения рекомендуемых ОЭСР межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией с указанными юрисдикциями, и с учетом этого обновлена статья об обмене информацией, а также статья о предотвращении необоснованного применения льгот в типовом Соглашении об избежании двойного налогообложения (СИДН)7.

Планируется расширить применение новых правил налогового регулирования трансфертного ценообразования (ТЦО) в соответствии с вступающим в силу разделом VI НК РФ8, в котором установлены принципы определения цен для целей налогообложения в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. При введении новых правил особое внимание уделялось необходимости снижения избыточных административных процедур и издержек налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля.

3. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов9 в целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций планируется подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации положений о конечных получателях дохода (выгодоприобретателях, бенефициарах).

4. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов10 в целях реализации рекомендаций дорожной карты по созданию международного финансового центра (МФЦ)11 предусматривается введение механизма признания доходов и расходов, распределяемых в мультинациональных холдингах с учетом правил, разработанных ОЭСР.

Особый интерес в борьбе с эрозией (размыванием) налоговой базы и перемещением прибыли имеют результаты исследований, выполненных Б. А. Хейфецем, представленные в работе12. Автор работы считает, что деофшоризации экономики России в значительной степени будет способствовать улучшение условий ведения бизнеса в стране. Под этим подразумевается комплекс условий, включающих защиту собственности, независимость судов, стабильность законов, оптимальную налоговую нагрузку, развитие финансовой инфраструктуры и многое другое.

7 См. : Роль Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в системе международных организаций, процессе глобализации экономики и социальной сферы. Сотрудничество с Российской Федерацией (http:oecdru. org/oecd_sys. html).

8 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157512/).

9 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период

2015 и 2016 гг.

10 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период

2016 и 2017 гг. (www.consultant.ru).

11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. № 1012 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации», п. 55 (http://government.ru/docs/2709/).

12 Хейфец Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. — М.: Институт экономики РАН, 2013. — 63 с.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ПО ДЕОФШОРИЗАЦИИ

Учитывая накопленный мировой и российский опыт разработки дорожных карт, нами предлагается следующее триединое научное видение концептуальных основ дорожной карты по деофшоризации.

Первое. Мировой опыт и российская практика свидетельствуют, что дорожную карту для российского бизнеса нельзя разрабатывать и реализовывать только с опорой на капитал и материальные ресурсы. Важным является и вопрос о соблюдении хозяйствующими субъектами обязательных требований по ведению бизнеса с учетом конкурентных возможностей российских и зарубежных юрисдикций13. Поэтому в нашем случае Минфин России и федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) при разработке дорожной карты должны опираться на документы таких межгосударственных объединений и международных организаций, как ОЭСР и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), разрабатывающих требования по деофшоризации международного бизнеса.

Вместе с тем результаты анализа документов указанных организаций показывают, что они позволяют достаточно эффективно унифицировать требования к деофшоризации российского бизнеса не только внутри страны, но и за рубежом14. Этот фактор является определяющим при выборе состава мероприятий дорожной карты по деофшоризации, представленной ниже.

Второе. Опыт деофшоризации бизнеса в зарубежных странах показывает, что официальная политика в этой области должна строиться на процедуре, которая в практике регулирования отношений между заинтересованными сторонами называется инфорсмент (enforcement). В международной практике данный термин имеет следующие значения: обеспечение выполнения договоров, защита контрактов, принуждение к исполнению контракта и другие процедуры принуждения15.

Отметим, что механизмы и инструменты инфорсмента контракта были предложены Д. Нортом и Дж. Стиглицем16, а в России развиты Р. И. Капелюшниковым17 и рядом других ученых-экономистов18.

В целях проводимого исследования под контрактом между государством и бизнесом будет пониматься дорожная карта по деофшоризации, разрабатываемая в целях решения

13 Глазьев С. Ю., Стариков Н. В., Недошивин А. С., Петров Ю. А., Митяев Д. А. Деофшоризация российской экономики. Пути и меры. Экспертный доклад (http://www.dynacon.ru/content/articles/2701/).

14 Бауэр В. П., Пинская М. Р., Агеева Е. С. Деофшоризация экономики России в системе противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 32 (269). — С. 50-66.

15 Познер Р. Экономический анализ права. — СПб: Экономическая школа. — Т. 1-2, 2004.

16 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. — М.: Начала, 1997; Стиглиц Дж. О создании финансовых систем в странах Восточной Европы, вставших на путь демократии / Макашева Н. А. (ред.) Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. — С. 257-297.

17 Вишневская Н. Т., Капелюшников Р. И. Инфорсмент трудового законодательства в России: динамика, охват, региональная дифференциация. Препринт №3/2007/02. — М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007. — 80 с.

18 Радаев В. В. Новый институциональный подход и деформализация правил российской экономики. Препринт №1/2001/01. — М.: ИД ГУ ВШЭ, 2001; Олейник А. Н. Институциональная экономика. — М.: ИНФРА-М, 2000; Тамбовцев В. Л. Контрактная модель теории фирмы. — М.: ТЕИС, 2000; Шаститко А. Е. Ошибки I и II рода в экономических обменах с участием третьей стороны-гаранта //Журнал Новой экономической ассоциации. — 2011. — № 10. — С. 125-148; Радыгин А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы// Вопросы экономики. — 2002. — № 1. — С. 101-124.; Верховин В. И. Насколько эффективна западная система инфорсмента? // Вестник Московского университета. Сер. 18. — Социология и политология. — 2012. — № 3. — С. 187-216.

проблемы размывания налоговой базы в Российской Федерации с использованием офшорных юрисдикций, которая должна разрабатываться и внедряться Минфином России. Сюда же включается вся совокупность нормативных и правовых актов, разрабатываемых ФОИВ и принимаемых официально в целях реализации данной дорожной карты.

Таким образом, в состав дорожной карты могут быть включены: перечень контрольных показателей, состав мероприятий, результатов и ответственных за выполнение мероприятий, планы взаимодействия участников мероприятий, этапы реализации мероприятий. На основе опыта реализации дорожной карты могут быть уточнены механизмы мониторинга процесса деофшоризации, выявлены проблемы в реализации дорожной карты, определены корректирующие меры, необходимые для получения контрольных показателей и достижения конечных результатов и др.

В целях гарантированного выполнения мероприятий дорожной карты предлагается расширить систему традиционного инфорсмента путем его организации и структурирования по степени воздействия на представителей офшорного бизнеса на методологической основе концепции, разработанной и внедренной на практике Дж. С. Наем-младшим19.

Отметим, что новую модификацию концепции Дж. Ная-младшего, способную учитывать изменения в политических взаимоотношениях XXI века, переводчики его последней книги охарактеризовали «новой силой»20. В их поддержку дадим определение этого понятия классиками: «... факт, что кооперация многих сил, слияние многих сил в одну общую, создает, говоря словами Маркса, некую «новую силу», которая существенно отличается от суммы составляющих ее отдельных сил»21.

В своих исследованиях Дж. С. Най-младший под «силой» (любой) понимает способность изменять существующее положение вещей или, если оно имеет тенденцию к изменению, оставлять его неизменным. Исходя из этого под компонентами инфорсмента в политике «новой силы» Дж. С. Най-младший понимает политику «твердой силы», политику «мягкой силы» и политику «умной силы», каждая из которых может применяться для решения международных политических проблем в зависимости от возникающих на практике ситуаций22. Из данного определения следует, что понятие «новая сила» вполне подходит для использования в наших целях. Однако считаем, что для более эффективного применения политики деофшоризации, результаты которой отличаются высокой степенью непредсказуемости, концепцию «новой силы» целесообразно расширить за счет концепции Н. Тале-ба, определяющей, что наиболее эффективным методом принятия решений в условиях неопределенности является метод, основанный на теории опционов23.

На основе данного вывода Н. Талеб предложил считать процедуру принятия любого решения «опционом», а для ее формализации ввел понятие «опциональность», определяемое следующей формулой: опциональность = асимметричность + рациональность, в которой асимметричность определяет специфику условий принятия решения, а рациональность имеет традиционный сугубо прагматический смысл.

19 Най. Дж. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике: пер. с англ. В. И. Супруна. — Новосибирск, Москва: Фонд социо-прогност. исслед. «Тренды», 2006. — 221 с.

20 Най Дж. С. Будущее власти. — М.: АСТ, 2014. — 444 с.

21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. — М.: Госполитиздат, 1961. — С. 130.

22 Nye Jr. Joseph S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power — N-Y: Basic Books. 1991. — 336 p.; Nye Jr. Joseph S. Soft Power. The Means to Success in World Politics. — N-Y: Public Affairs. 2004. — 192 p.; Nye Jr. Joseph S. In Mideast, the Goal is "Smart Power' // Boston Globe, 19.08.2006.

23 Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. — М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2014. — 768 с.

В качестве эффекта опциональности Талеб определил возможность получения большего выигрыша при альтернативе меньшего проигрыша. Он показал, что этого можно достичь за счет учета таких факторов асимметричности, как переменчивость, случайность, ошибки, неопределенность, стрессоры и др.

Таким образом, для выработки предложений по деофшоризации экономики России используем при разработке дорожной карты мультидисциплинарный методический подход, основанный на концепции «новой силы» Дж. С. Ная-младшего, но трактуемой с позиции опциональности Н. Талеба, имеющий в своем составе следующие опционы.

Примеры опционов «твердой силы» деофшоризации

«Твердая сила» (англ. — hard power) — форма политэкономической власти, связанная с применением военного и/или экономического принуждения для коррекции интересов, поведения или других политэкономических сил. С учетом этого к асимметричности опционов «твердой силы» деофшоризации мы относим меры адресного административно-экономического воздействия на представителей российской элиты и офшорного бизнеса по фактам проявления некомпетентности в сфере управления государственными и муниципальными финансами, уличения в коррупции, финансовом мошенничестве и т. п. Рациональность данных опционов определяется результатами непосредственного воздействия первых лиц страны на субъекты деофшоризации («ручное управление»).

Здесь уместно отметить, что идее деофшоризации экономики России уже свыше пяти лет. Впервые ее высказал В. В. Путин на заседании президиума Правительства РФ 25 мая 2009 г. На заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики на Саяно-Шушенской ГЭС 12 декабря 2011 г. В. В. Путиным была уточнена задача деофшоризации. В своей предвыборной статье Президент РФ вновь вернулся к этой проблеме.

В Указе от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» В. В. Путин поручил Правительству Российской Федерации «... обеспечить до конца декабря 2012 года реализацию мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок»24.

Переломным моментом в ускорении процесса деофшоризации российского бизнеса служит Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. Важный вклад в активизацию политики деофшоризации внесло Поручение премьер-министра РФ Д. А. Медведева от 9 января 2014 г. во исполнение перечня указаний Президента РФ от 27 декабря 2013 г. № Пр-308625.

Примеры опционов «мягкой силы» деофшоризации

«Мягкая сила» (англ. soft power) — форма политэкономической власти, заключающаяся в способности добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. В отличие от опционов «твердой силы», подразумевающих принуждение, к асимметричности данных опционов можно отнести в основном адаптивные меры организационного и юридического характера. С этих позиций рациональность их

24 Путин требует не путать либеральную налоговую политику с жульнической (www.rian.ru/economy/ 20090525/172243162.Мт1, дата обращения: 04.08.2014).

25 Резолюция от 31 декабря 2013 г. № ДМ-П13-9589 (http://government.ru/orders/9591/).

применения будет заключаться в принятии актов, адаптирующих российское антиофшорное законодательство к законодательству развитых стран. В число таких актов уже входят: закон от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», положение о введении в НК РФ понятия необоснованной налоговой выгоды, а в Уголовный кодекс Российской Федерации — ответственности за ее получение, Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.» и «Национальный план по борьбе с уклонением от уплаты налогов и сокрытием бенефициарных владельцев».

Примеры опционов «умной силы» деофшоризации

«Умная сила» (англ. — smart power) является формой политэкономической власти, способной сочетать «твердую и мягкую силы» для формирования выигрышной стратегии. Асимметричность опционов «умной силы» определяется стратегическим применением убеждения, развитием совместных компетенций, использованием властью экономически эффективных способов воздействия, имеющих политическую и социальную легитимность, методы политической и экономической дипломатии. К рациональной платформе данных опционов предлагается отнести международные правовые документы, касающиеся деофшоризации мировой экономики и противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), применяемые как в Российской Федерации, так и за рубежом. В их число входят в основном документы ОЭСР26 и ФАТФ27. Так, например, весьма детальное представление о системе офшорного бизнеса дает указанная выше публикация ОЭСР по раскрытию методов эрозии (размывания) налоговой базы и перемещения прибыли в низконалоговые юрисдикции.

Третье концептуальное положение, взятое в основание разработки дорожной карты, заключается в обязательном введении института оценки экономической эффективности мер, направленных на деофшоризацию экономики России. К числу аналитических инструментов, позволяющих решить эту проблему, можно отнести оценку регулирующего воздействия (далее — ОРВ), именуемую в зарубежной практике анализом регуляторного воздействия (влияния). Отметим, что первые элементы ОРВ стали разрабатываться в ряде западных стран в конце 60-х гг. прошлого века28. В настоящее время система ОРВ применяется не только в развитых, но и в развивающихся странах (например, в Болгарии, Хорватии, Сербии, Румынии, Эстонии и др.). Система оценки регулирующего воздействия внедряется также и в Украине, Молдавии, Киргизии.

Внедрение ОРВ в Российской Федерации обусловлено вхождением страны в международные организации и соответствует основным направлениям международной интеграции. Использование механизмов ОРВ — один из критериев, по которым ОЭСР оценивает качество государственного управления. На сегодняшний день ОРВ проводится во всех странах, входящих в ОЭСР, а также в некоторых государствах, не являющихся членами

26 Материалы информационно-координационного центра НИУ«Высшая школа экономики» по взаимодействию с ОЭСР (http://www.oecdcentre.hse.ru/cooperation).

27 Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции / Типологический отчет. — Париж: ОЭСР/ ФАТФ. — М.: АНО «МУМЦФМ», 2012. — 76 с.; Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Рекомендации ФАТФ. — М.: Вече, 2012. —176 с.

28 Аоки М. Контроль за инсайдерским контролем: вопросы корпоративного управления в переходных экономиках/ Аоки М., Ким Х. К. (ред.) Корпоративное управление в переходных экономиках: Инсайдерский контроль и роль банков. — СПб: Лениздат, 1997. — С. 35-68.

ОЭСР, в т. ч. в Российской Федерации29. Очевидно, что проведение ОРВ в процессе реализации дорожной карты по деофшоризации можно осуществлять за счет мониторинга контрольных показателей, входящих в состав дорожной карты.

Немаловажный аспект эффективности процедуры ОРВ на основе дорожной карты по деофшоризации — необходимость ее проведения на стадии разработки нормативных и правовых актов. Такой подход позволит избежать положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов государственной службы и предпринимательской деятельности или способствующих их введению. Использование процедуры ОРВ на более поздних стадиях реализации мероприятий по деофшоризации позволит предотвратить отрицательные экономические последствия и скорректировать как контрольные показатели, так и мероприятия, предусмотренные дорожной картой.

ПРОЕКТ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ПО ДЕОФШОРИЗАЦИИ

Считаем, что в настоящее время целесообразно предложить такой вариант дорожной карты, который будет касаться только мероприятий, проводимых в рамках политики «мягкой силы». Этот подход объясняется тем, что, как было продемонстрировано выше, политику «твердой силы» целесообразно использовать только при проявлении признаков оппортунизма в реализации запланированных мероприятий. Что касается политики «умной силы», то она может стать актуальной после того, как в Российской Федерации появится позитивный опыт деофшоризации, а ФОИВ будут иметь в своем распоряжении достаточный фактический и законодательный материал, подтверждающий данный опыт и представляющий интерес для зарубежных партнеров.

Таким образом, можно определить, что цель дорожной карты заключается в формировании состава мероприятий по деофшоризации экономики России в рамках международного проекта по борьбе с эрозией (размыванием) налоговой базы и перемещением прибыли (БЕПС).

Объект дорожной карты — экономика России.

Предмет дорожной карты: совокупность контрольных показателей, мероприятий и ключевых результатов, обеспечивающих противодействие эрозии (размыванию) налоговой базы и перемещению прибыли в низконалоговые юрисдикции.

Этапы разработки и реализации дорожной карты:

— разработка и мониторинг состава контрольных показателей эффективности деоф-шоризации экономики России в части борьбы с эрозией (размыванием) налоговой базы и перемещением прибыли, анализ и оценка регулирующих воздействий на представителей офшорного бизнеса;

— разработка состава институтов деофшоризации, планируемых мероприятий, ключевых результатов, сроков реализации и ответственных исполнителей дорожной карты;

— проведение мониторинга результатов деофшоризации экономики России, реализация процедур ОРВ и (при необходимости) корректировка контрольных показателей и мероприятий деофшоризации.

Ниже представлен первый опыт (проект) разработки указанной выше дорожной карты.

29 Доклад Минэкономразвития России «О практике внедрения и дальнейшем развитии института оценки регулирующего воздействия в нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», 2011; Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».

Проект

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО ДЕОФШОРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

1. Контрольные показатели эффективности деофшоризации экономики России (сведения по годам заполняются на основании официальных статистических данных)

№ п/п Наименование контрольного показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Количество сделок, осуществляемых российскими компаниями вне российской юрисдикции, %

2 Объем капитала, выводимого в офшоры российскими компаниями, %

3 Количество контролируемых иностранных компаний (КИК), шт.

4 Количество налогоплательщиков, представляющих уведомления об участии в иностранных организациях, шт.

5 Поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за счет репатриации прибыли, млн руб.

2. План мероприятий по деофшоризации экономики России

Основные институты Основные планируемые меры Ключевой результат Срок реализации, год Ответственный исполнитель

1. Мероприятия, осуществляемые в рамках международных проектов

Международное сотрудничество в области налогового администрирования Ратификация Многосторонней конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах (МНК) Ратификация Многосторонней конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах(Ключевое событие 03 Направления 04.01 Плана деятельности Минфина РФ на 20142018 гг., далее — План) 2014 Правительство РФ, Федеральное собрание РФ

Обмен информацией Разработка проекта типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми режимами Проект межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми режимами (Ключевое событие 05 Напр. 04.01 Плана) 2014 Правительство РФ, Минфин России, Минэкономразвития РФ

Международные договоры Разработка модели договорных положений и рекомендаций по изменению налогового законодательства для предотвращения предоставления неоправданных налоговых льгот (налоговые соглашения не должны создавать возможностей для двойного ухода от налогов). Анализ изменений в положениях Модельной налоговой конвенции ОЭСР на позицию ОЭСР и трактовку положений Соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), заключенных Российской Федерацией Разработка предложений, препятствующих получению налоговых преференций, которые могут быть использованы недобросовестными налогоплательщиками в целях получения льгот (Ключевое событие 09 Напр. 04.01 Плана) 2015 Минфин России

Основные институты Основные планируемые меры Ключевой результат Срок реализации, год Ответственный исполнитель

Механизмы международного сотрудничества Анализ международного налогового права, связанного с разработкой инструментов, позволяющих вводить меры, предусмотренные планом БЕПС, но отменяющих действия двусторонних договоров. Доклады, в которых анализируются вопросы реализации новых норм международного права в России Предложения по присоединению/ неприсоединению РФ к инициативам, разработанным в рамках плана БЕПС, рекомендуемого ОЭСР 2017 Минфин России

Предотвращение уклонения компаний от статуса постоянного представительства Разработка изменений в налоговое законодательство РФ для внесения в определение «постоянного представительства» с целью предотвращения искусственного уклонения от статуса постоянного представительства, в том числе с использованием «комиссионных соглашений» и адресных налоговых льгот для отдельных видов деятельности (в данной работе должны подниматься вопросы о распределении прибыли) Разработка предложений по противодействию искусственному уклонению от статуса постоянного представительства (Ключевое событие 08 Напр. 04.01 Плана) 2015 Минфин России

Неблагоприятная налоговая практика Более эффективное противодействие неблагоприятной налоговой практике с учетом прозрачности и содержательности (Ключевое событие 06 Напр. 04.01 Плана) Обзор налоговых режимов стран — партнеров России по проекту БЕПС. Пересмотр существующих критериев определения офшоров, уточнение «черных списков» офшоров Минфина России и Банка России 2016 Минфин России

Гибридные финансовые инструменты Нейтрализация негативных эффектов (двойного неналогообложения, двойного вычета, долгосрочной отсрочки) от существования гибридных финансовых инструментов. Подготовка доклада, в котором излагаются результаты изучения проблемы в России Предложения по нейтрализации последствий использования налогоплательщиками страно-вых различий в правилах налогообложения (Ключевое событие 02 Напр. 04.01 Плана) 2016 Минфин России

Гибридные организации Нейтрализация негативных эффектов (двойного неналогообложения, двойного вычета, долгосрочной отсрочки) от существования гибридных организаций. Подготовка доклада, в котором данная проблема изучена в России Предложения по нейтрализации последствий использования налогоплательщиками страно-вых различий в правилах налогообложения (Ключевое событие 02 Напр. 04.01 Плана) 2016 Минфин России

Вычет процентов и других платежей Разработка рекомендаций по предотвращению минимизации налогообложения за счет затрат на выплату процентов: при использовании долга аффилированной стороны и третьих лиц для вычета завышенных затрат на выплаты по процентам, финансирования освобожденных от налога прибылей или прибылей с отсроченным налогообложением, использование других платежей, эквивалентных с экономической точки зрения процентным платежам и др. Подготовка предложений по ограничению минимизации налогообложения путем вычета выплат по процентам и других финансовых платежей (Ключевое событие 04 Напр. 04.01 Плана) 2016 Минфин России

Основные институты Основные планируемые меры Ключевой результат Срок реализации, год Ответственный исполнитель

Правила по налогообложению контролируемых иностранных компаний (КИК) Анализ вопросов создания аффилированных структур, которые не являются резидентами, и перенаправление прибыли компаний-резидентов в эти аффилированные структуры Подготовка предложений по налогообложению КИК 2014 Минфин России

Документация по трансфертному ценообразованию (ТЦО) Разработка правил и документации по ТЦО в целях повышения прозрачности для налоговых администраций с учетом издержек соблюдения норм и правил для бизнеса (новые правила должны включать требование о предоставлении МНК необходимой информации, касающейся глобального распределения доходов, экономической деятельности и выплаты налогов по каждой стране в едином формате) Разработка рекомендаций по совершенствованию правил о документации по ТЦО в РФ (Ключевое событие 12 Напр. 04.01 Плана) 2016 Минфин России

Правила ТЦО Разработка правил для предотвращения размывания налоговой базы и перенесения доходов при передаче нематериальных активов внутри группы, в т. ч.: — введение общепонятного определения нематериальных активов и методов их управленческого и бухгалтерского учета; — обеспечение условий для того, чтобы прибыль, связанная с передачей и использованием нематериальных активов, распределялась в соответствии с процессом создания стоимости Разработка рекомендаций по совершенствованию правил о ТЦО в РФ (Ключевое событие 13 Напр. 04.01 Плана) 2017 Минфин России

Криптовалюты Определение главных проблем, которые цифровая экономика накладывает на применение существующих международных налоговых правил, и разработка вариантов их решения с использованием целостного подхода к исследованию особенностей прямого и косвенного налогообложения. Эта работа потребует проведения анализа различных бизнес-моделей в этом секторе Разработать определяющие аспекты развития механизмов и инструментов цифровой экономики и возможные действия международного сообщества по их реализации на практике 2015 Банк России

Автоматизированная система глобального финансового мониторинга денежных потоков и оценки присущих им рисков Глобальный мониторинг финансовых потоков. Оценка глобальных финансовых рисков с привязкой к высокодоходным отраслям и задействованным ими офшорным центрам. Формирование мер по регулированию денежных потоков и снижению рисков Упорядочение информации по денежным потокам. Построение системы превентивной профилактики рисков. Регулирование и снижение рисков 2017 Росфин-мониторинг

Финансовые и нефинансовые системы общественной координации Формирование систем совершенствования денежных отношений в российском социуме и деловом мире Создание новых кредитно-денежных пространств возможных операций платежных систем при кризисах 2017 Реализуется в рамках программы создания Международного финансового центра (МФЦ)

Основные институты Основные планируемые меры Ключевой результат Срок реализации, год Ответственный исполнитель

Система стратегической координации действий агентов-резидентов Предусмотреть возможности адаптивной перестройки финансовой политики Минфина России и Банка России при угрозах финансово-экономических кризисов и глобальных вызовов (санкций) Создание глобальных конкурентных преимуществ для финансовой системы России в части обеспечения требуемой оперативности и полноты реакций на вызовы, угрозы и риски мировых денежных потоков 2017 Реализуется в рамках программы создания МФЦ

Система воздействий на внешнюю финансово-экономическую среду Прогнозирование стратегий деятельности мировых игроков финансовых рынков и создание мер воздействий на них в точках высокой чувствительности для сохранения интересов России Создание глобальных конкурентных преимуществ для финансовой системы России путем нейтрализации угроз влияния крупных игроков открытых рынков на внутристрановые рыночные ситуации 2018 Реализуется в рамках программы создания МФЦ

2. Расширение возможностей правоприменения существующих российских норм и институтов

Основные направления налоговой политики Добавить раздел, в котором представлены основные направления международной налоговой политики Российской Федерации с использованием таких инструментов, как: — соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН); — соглашение об условиях присоединения к ОЭСР и участия в ее работе; — налоговые правила, оказывающие влияние на российский международный бизнес (правила КИК, «тонкая капитализация», «сквозное налогообложение» и др.); — правила налоговой политики в отношении холдинговых структур и др. Добавление нового раздела в документ «Основные направления налоговой политики на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» 2015 Минфин России, Минэкономразвития России, Министерство иностранных дел РФ, Правительство РФ

Правила «тонкой капитализации» Подготовка изменений в налоговое законодательство РФ с целью совершенствования правил «тонкой капитализации» Внесение изменений в налоговое законодательство 2015 Минфин России

Правила ограничения льгот по заключенным Российской Федерацией СИДН Разработка рекомендаций для налоговых органов и налогоплательщиков по использованию правил СИДН, которые в настоящее время отсутствуют. Обеспечение выполнения положений об ограничении льгот в качестве инструмента борьбы со злоупотреблениями СИДН. Выпуск разъяснений Минфина России об использовании правил СИДН для ФНС РФ в целях борьбы со злоупотреблениями СИДН Выпуск официальных разъяснений Минфина России. Пересмотр действующих положений об ограничении льгот 2016 Минфин России, ФНС

Правила трансфертного ценообразования (ТЦО) Мониторинг и анализ проблем, связанных с функционированием правил ТЦО в Российской Федерации. Разработка долгосрочных позиций Министерства финансов по вопросам применения правил ТЦО, являющихся предметом неоднозначных судебных дел Выпуск писем Минфина России, разъясняющих порядок применения правил ТЦО 2016 Минфин России, ФНС

Основные институты Основные планируемые меры Ключевой результат Срок реализации, год Ответственный исполнитель

Правила по борьбе со злоупотреблением налоговым правом, сформулированные в законодательстве и судебной практике, в т. ч.: — подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ — возможность юридической переквалификации сделки (концепция «притворной» сделки, «превалирование существа над формой»): — возможность взыскания налога при переквалификации только по решению суда; — доктрина «необоснованной налоговой выгоды» (Постановление Пленума ВАС № 53 с ограничениями, наложенными Определением КС РФ № 320-О-П); — бремя доказывания (налоговые органы несут обязанность по доказыванию факта уклонения от уплаты налога) и др. Изучение возможности использования данных правил для борьбы с минимизацией налогообложения и выведением прибыли в офшорные юрисдикции. Осуществление мониторинга эффективности данных правовых норм с точки зрения выполнения ими функции борьбы со злоупотреблениями налоговым правом с использованием офшорных юрисдикций. Эффективное использование имеющихся правовых инструментов налоговой политики с целью борьбы со злоупотреблением налоговым правом Подготовка предложений, раскрывающих возможности использования существующих правил для борьбы с налоговыми злоупотреблениями 2015 Минфин России, ФНС

3. Разработка новых законодательных норм с целью противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций

Правила о контролируемых иностранных компаниях (КИК) Разработка законопроекта о налогообложении КИК. Изучение его потенциального влияния на налогоплательщиков Принятие закона о налогообложении КИК (Ключевое событие 01 Напр. 04.01 Плана) 2015 Минфин России, Минэкономразвития России, ФНС

Разработка механизма администрирования налогообложения КИК Внедрение механизма администрирования налогообложения КИК 2015 Минфин России, ФНС

Правила определения налогового резидентства компаний Подготовка изменений в налоговое законодательство в части определения налогового резидентства компаний на основании места их фактического управления Внесение изменений в налоговое законодательство Российской Федерации 2014 Минфин России, ФНС

Понятие бенефициарного собственника Подготовка позиции Минфина РФ по поводу определения понятия «бенефициарный собственник» для целей СИДН Выпуск официальных разъяснений Минфина России по данным вопросам (Ключевое событие 14 Напр. 04.01 Плана) 2014 Минфин России

Правила «сквозного» налогообложения Подготовка изменений в налоговое законодательство РФ в части введения принципа «сквозного налогообложения» с целью противодействия использованию кондуитных компаний для минимизации налогообложения Подготовка предложений по реформированию налогового законодательства РФ 2015 Минфин России, ФНС

Основные институты Основные планируемые меры Ключевой результат Срок реализации, год Ответственный исполнитель

4. Мероприятия, осуществляемые в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)

Правила, предназначенные для борьбы со злоупотреблением налоговым правом Гармонизация законодательств в области правил КИК, «тонкой капитализации» и др. в целях улучшения координации между соответствующими органами стран ТС и ЕЭП для борьбы со злоупотреблением налоговым правом при осуществлении сделок между предпринимателями стран ТС и ЕЭП Разработка концепции гармонизации законодательства в области правил, направленных на противодействие злоупотреблениям налоговым правом (правила КИК, правила «тонкой капитализации» и др.) 2017 ТС, ЕЭК, Минфин России, Минэкономразвития России

«Вредоносные» налоговые режимы Гармонизация критериев определения «вредоносных» налоговых режимов в целях улучшения координации между странами в борьбе со злоупотреблением налоговым правом при осуществлении сделок между предпринимателями стран ТС и ЕЭП Разработка концепции гармонизации критериев определения «вредоносных» налоговых режимов 2016 ТС, ЕЭК, Минфин России, Минэкономразвития России

Правила ТЦО Гармонизация законодательства о ТЦО в целях улучшения координации между странами по борьбе со злоупотреблением налоговым правом. Анализ влияния различий в правилах ТЦО между странами — членами ТС и ЕЭП на соответствие механизмов налогообложения добавленной стоимости Разработка концепции гармонизации законодательства о трансфертном ценообразовании 2017 ТС, ЕЭК, Минфин России, Минэкономразвития России

Сотрудничество в области налогового администрирования Совершенствование механизмов сотрудничества между органами налогового администрирования стран ТС и ЕЭП в целях обеспечения координации между странами по всему спектру задач борьбы со злоупотреблением налоговым правом Разработка механизмов сотрудничества между органами налогового администрирования стран ТС и ЕЭП 2017 ТС, ЕЭК, ФНС

Источник: составлено при экспертной поддержке руководителя Центра налоговой политики НИФИ, д. э. н. М. Р. Пинской и научного сотрудника Центра налоговой политики НИФИ, к. э. н. Н. С. Милоголова.

ВЫВОДЫ

Исследования выявили, что для достижения целей деофшоризации экономики России целесообразно использовать в качестве методологического подхода концепцию, основанную на концепциях «новой силы» Дж. Ная-младшего и «опциональности» Н. Талеба.

В работе определено, что рациональную основу опционов «новой силы» («твердой силы», «мягкой силы» и «умной силы») деофшоризации должны формировать прямые распоряжения Президента Российской Федерации, а также хорошо взвешенные законодательные нормы и юридические акты, разработанные с учетом мировой практики деофшоризации. Они должны включать в себя права и обязанности участников правоотношений (социальную ответственность, лояльность государству и др.), дополненные асимметричностью применения общих юридических форм права (соблюдение, исполнение, использование), а также совокупностью особых юридических форм, реализуемых на практике.

При этом было показано, что в процессе реализации инициатив по деофшоризации экономики России их асимметричность должна обеспечиваться властными полномочиями и юридическими актами применения общих и особых форм деофшоризации, учитывающими специфику функционирования российской экономики (оппортунизм, мошенничество, коррупцию и пр.).

Авторы полагают, что создаваемая с учетом представленных особенностей дорожная карта деофшоризации экономики России позволит Минфину России и заинтересованным в этом ФОИВ в значительной степени реализовать стандарты международного проекта по борьбе с эрозией (размыванием) налоговой базы и перемещением прибыли уже в ближайшем будущем.

Авторы считают, что представленный выше мультидисциплинарный методический подход можно применять также и для решения других проблем развития экономики России, например для совершенствования механизмов государственного управления, обеспечения устойчивости бюджетно-налоговой системы, ликвидации теневой экономики, а также для решения проблем внешнеэкономической деятельности, погашения суверенного долга и противодействия коррупции.

Библиография

1. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».

2. Основные направления налоговой политики Российской федерации на 2013 г. и на плановый период

2014 и 2015 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт «КонсультантПлюс». — Режим доступа: www. consultant.ru.

3. Основные направления налоговой политики Российской федерации на 2014 г. и на плановый период

2015 и 2016 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт «КонсультантПлюс». — Режим доступа: www. consultant.ru.

4. Основные направления налоговой политики Российской федерации на 2015 г. и на плановый период

2016 и 2017 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт «КонсультантПлюс». — Режим доступа: www. consultant.ru.

5. Доклад Минэкономразвития России «О практике внедрения и дальнейшем развитии института оценки регулирующего воздействия в нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». — М.: 2011.

6. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента России. — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/ text/docs/2005/05/88019.shtml.

7. План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» / Распоряжение Правительства РФ № 1128-р. от 29 июня 2012 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru/.

8. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий» / Распоряжение Правительства РФ № 1268-р. от 20 июля 2013 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru/.

9. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли производства композитных материалов» / Распоряжение Правительства РФ № 1307-р. от 24 июля 2013 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru/.

10. План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования» / Распоряжение Правительства Российской Федерации № 162-р от 10 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru/.

11. План деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014-2018 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов РФ. — Режим доступа: http://minfin.ru/common/ upload/library/2014/04/main/Plan_Minfina_Rossii_2014-2018.pdf.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1012-р от 19 июня 2013 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») "Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации"», п. 55 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru/docs/2709/.

13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157512/).

14. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента России. — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/ text/docs/2005/05/88019.shtml.

15. Аоки М. Контроль за инсайдерским контролем: вопросы корпоративного управления в переходных экономиках / Аоки М., Ким Х. К. (ред.) Корпоративное управление в переходных экономиках: Инсайдерский контроль и роль банков. — СПб.: Лениздат, 1997.

16. Бауэр В. П., Пинская М. Р., Агеева Е. С. Деофшоризация экономики России в системе противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 32 (269).

17. Бутрин Д. Поручай или опоздаешь // Коммерсантъ, 2012, 23 марта.

18. Верховин В. И. Насколько эффективна западная система инфорсмента? // Вестник Московского университета. Сер. 18. — Социология и политология. — 2012. — № 3.

19. Вишневская Н. Т., Капелюшников Р. И. Инфорсмент трудового законодательства в России: динамика, охват, региональная дифференциация. Препринт WP3/2007/02. — М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007.

20. Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции. Типологический отчет. — Париж: ОЭСР / ФАТФ. — М.: АНО «МУМЦФМ», 2012.

21. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Рекомендации ФАТФ. — М.: Вече, 2012.

22. Най Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике» / Джозеф С. Най: пер. с англ. В. И. Супруна. — Новосибирск, Москва: Фонд социо-прогност. исслед. «Тренды». — 2006.

23. Най Джозеф С. Будущее власти. — М.: АСТ, 2014.

24. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. — М.: Начала, 1997.

25. Олейник А. Н. Институциональная экономика. — М.: ИНФРА-М, 2000.

26. Познер Р. Экономический анализ права. — СПб: Экономическая школа. — Т. 1, 2, 2004.

27. Радаев В. В. Новый институциональный подход и деформализация правил российской экономики. Препринт WP1/2001/01. — М.: ИД ГУ ВШЭ, 2001.

28. Радыгин А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы // Вопросы экономики. — 2002. — № 1.

29. Стиглиц Дж. О создании финансовых систем в странах Восточной Европы, вставших на путь демократии / Макашева Н. А. (ред.). Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994.

30. Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. — М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2014.

31. Тамбовцев В. Л. Контрактная модель теории фирмы. — М.: ТЕИС, 2000.

32. Хейфец Б. А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. — М.: Институт экономики РАН, 2013.

33. Шаститко А. Е. Ошибки I и II рода в экономических обменах с участием третьей стороны-гаранта // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2011. — № 10.

34. Глазьев С. Ю., Стариков Н. В., Недошивин А. С., Петров Ю. А., Митяев Д. А. Деофшоризация российской экономики. Пути и меры. Экспертный доклад [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://geopolitics.by/ analytics/deoffshorizaciya-rossiyskoy-ekonomiki-puti-i-mery.

35. Материалы информационно-координационного центра НИУ «Высшая школа экономики» по взаимодействию с ОЭСР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecdcentre.hse.ru/cooperation.

36. Многообразие построения дорожных карт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.virtass.ru/ IO/14_5.doc. — Дата обращения 01.09.2014.

37. Путин требует не путать либеральную налоговую политику с жульнической. [Электронный ресурс] / Официальный сайт РИА Новости. — Режим доступа: www.rian.ru/economy/20090525/172243162.html.

38. Роль Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в системе международных организаций, процессе глобализации экономики и социальной сферы. Сотрудничество с Российской Федерацией [Электронный ресурс] / ОЕСD. — Режим доступа: http:oecdru.org/oecd_sys.html.

39. Addressing Base Erosion and Profit Shifting (Russian version) [Электронный ресурс] / OECD Publishing, 2013. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/9789264201262-ru. — Дата обращения: 04.08.2014.

40. Nye Jr., Joseph S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. — N-Y: Basic Books, 1991.

41. Nye Jr., Joseph S. Soft Power. The Means to Success in World Politics. — N-Y: Public Affairs, 2004.

42. Nye Jr., Joseph S. In Mideast, the Goal is "Smart Power" // Boston Globe, 19.08.2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.