УДК 336.1, 336.5
Ключевые слова:
международное налоговое право,
типовая конвенция ОЭСР, низконалоговая юрисдикция,
двойное налогообложение,
злоупотребление международными договорами
М. А. Котляров, д. э. н.,
проф., гл. науч. сотр. Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института (e-mail: [email protected])
Актуальная монография «Международное налогообложение: размывание налоговой базы с использованием офшоров»
Вопросы оптимизации налогообложения, равно как и прямого уклонения от оплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций, давно появились в повестках дня развитых стран. Однако в последнее время в связи с глобализацией и либерализацией движения капиталов процессы уклонения от налогообложения с использованием офшорных юрисдикций приобрели статус проблем, не просто приводящих к размыванию налоговых баз и недополучению доходов бюджетами отдельных государств, а создающих реальную угрозу их экономической и финансовой безопасности.
Исторически методология международного налогообложения формировалась в сообществе государств, входящих в Организацию стран экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), а также под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН). В результате были предложены две концепции типовых договоров об избежании двойного налогообложения, — ОЭСР и ООН, которые легли в основу международных договоров об избежании двойного налогообложения между отдельными странами.
Интенсивное развитие международной торговли и инвестиций было во многом обеспечено именно благодаря действию договоров об избежании двойного налогообложения, однако этот положительный аспект был омрачен явлением, которое получило название «злоупотребление договорами об избежании двойного налогообложения» (tax treaty abuse). С годами форм злоупотреблений становилось все больше — это маневры с выбором налогового резиденства, использование схем по выплате дивидендов, процентов и роялти для минимизации налогообложения, формирование гибридных конструкций, уклонение от статуса постоянного представительства и т. п.
Мировое сообщество — как развитые страны, так и страны с переходными экономиками — пришло к осознанию, что решение этой проблемы невозможно в рамках одной страны. В ряде межгосударственных сообществ были приняты дополнительные меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций. В частности, необходимо упомянуть принятие ОЭСР в 2013 г. Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выведением прибыли1. В нем акцент сделан на совершенствующихся инструментах налоговой минимизации мультинациональными корпорациями и на использовании ими отличий в законодательных базах различных стран.
Рецензия подготовлена на публикацию: Международное налогообложение: размывание налоговой базы с использованием офшоров. Монография. Под ред. М. Р. Пинской. М.: Инфра-М, 2015.
1 Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting. OECD, 2013 (www.oecd.org/ctp/BEPSActionPlan.pdf).
Описанные выше проблемы в полной мере относятся и к России, в которой в последние годы предприняты реальные шаги по противодействию использованию низконалоговых юрисдикций. Среди наиболее заметных новаций стоит отметить принятие законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Для России, вне всякого сомнения, наступает и еще одно испытание в виде создания единого пространства в рамках Евразийского экономического союза, что может привести к стремлению хозяйствующих субъектов использовать различия в налоговом законодательстве стран-участниц и выбирать благоприятную в налоговом отношении юрисдикцию.
Таким образом, тема монографии, подготовленной авторским коллективом под руководством М. Р. Пинской, представляется не просто актуальной, но злободневной и насущной. Российские налоговые органы, не имеющие столь богатого опыта противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, испытывают острую потребность в качественном исследовании этого явления. Тем более что вызовы и угрозы, исходящие от мировой проблемы, связанной с перемещением прибыли в низконалоговые юрисдикции, только нарастают.
В монографии предложена следующая структура изложения. Авторы начинают исследование с истоков проблемы офшоризации, анализируют российский и зарубежный опыт, представляя подробное описание Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выведением прибыли, реализуемого под эгидой ОЭСР. Авторы верно расставляют акценты, обращая внимание читателя на глобальные вызовы и угрозы, исходящие от процессов, происходящих на международных рынках, и на риски, связанные с развитием цифровой экономики.
Еще один важный аспект, затронутый в работе, — раскрытие темы контролируемых иностранных компаний (КИК) и приведение рекомендаций для России. Последнее представляется весьма актуальным в связи с принятием закона о контролируемых иностранных компаниях.
Одной из стержневых проблем, вне всякого сомнения, является так называемый «налоговый шопинг» (treaty shopping), т. е. выбор налогоплательщиками наиболее благоприятных режимов, установленных в конкретных договорах об избежании двойного налогообложения. Проблема известна также как злоупотребление договорами об избежании двойного налогообложения (treaty abuse). На наш взгляд, России еще предстоит произвести глобальное исследование заключенных договоров об избежании двойного налогообложения с целью выявления слабых мест, приводящих к существенному перемещению налоговой базы в низконалоговые юрисдикции.
Важная часть работы авторского коллектива — описание опыта стран Таможенного союза, в частности Казахстана и Беларуси, в области формирования и регулирования практики трансфертного ценообразования. На наш взгляд, эту тему было бы целесообразно развить в анализ практики избежания двойного налогообложения уже в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и не ограничиваться только трансфертным ценообразованием. Вопросы, связанные с функционированием механизмов международного налогообложения в рамках ЕАЭС, сейчас представляют особую актуальность.
Преимуществом работы авторского коллектива является предложение «дорожной карты» деофшоризации российской экономики с учетом лучшей мировой практики.
Таким образом, можно утверждать, что подготовленное исследование имеет логичную структуру, направлено на раскрытие актуальной для Российской Федерации практической темы — противодействие перемещению налоговой базы в офшорные юрисдикции. Вместе с тем необходимо отметить, что исследование проведено во многом в стиле интерпретации документов ОЭСР, в частности плана BEPS, Типовой конвенции об избежании двойного налогообложения и комментариев к ней. Однако, учитывая дефицит в России исследований на данную тематику, можно приветствовать стремление российских авторов открывать для читателя различные аспекты методологии в области избежания двойного налогообложения и противодействия переносу налоговой базы в офшорные юрисдикции.
Библиография
1. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting [Электронный ресурс] / OECD, 2013. Режим доступа: www.oecd.org/ctp/BEPSActionPlan.pdf. Дата обращения: 05.09.2015.