Научная статья на тему 'ДОРОЖНАЯ ДЕЛИКТОЛОГИЯ'

ДОРОЖНАЯ ДЕЛИКТОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правонарушение / административная деликтность / профилактика правонарушений / причинность противоправных деяний / offense / administrative delicacy / prevention of offenses / causality of illegal acts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шергин Анатолий Павлович

В статье анализируются достижения административной деликтологии, ее роль в создании теоретической модели профилактики правонарушений, проведении исследований причин и условий их совершения, выработке основных направлений предупреждения противоправного поведения. По мнению автора, вектор научных исследований должен смещаться в сторону выявления причин административной деликтности в конкретных сферах общественных отношений (экономика, природопользование, общественная безопасность и др.). Одной из таких сфер является дорожное движение, характеризующееся высоким уровнем конфликтности, масштабностью совершаемых правонарушений, значительным ущербом, причиняемым государству, организациям и гражданам. Эффективное предупреждение правонарушений в области дорожного движения должно базироваться на знании причин их совершения, комплекс которых составляет предмет дорожной деликтологии как одного из значимых направлений современной административной деликтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAFFIC DELICTOLOGY

The article analyzes the achievements of administrative delictology, its role in creating a theoretical model for the prevention of offenses, conducting research on the causes and conditions of their commission, and developing the main directions for preventing illegal behavior. According to the author, the vector of scientific research should shift towards identifying the causes of administrative delicacy in specific areas of public relations (economics, environmental management, public safety, etc.). One of these areas is traffic, characterized by a high level of conflict, the scale of offenses committed, and significant damage caused to the state, organizations, and citizens. Effective prevention of traffic offenses should be based on knowledge of the reasons for their commission, the complex of which is the subject of traffic delictology as one of the significant areas of modern administrative delictology.

Текст научной работы на тему «ДОРОЖНАЯ ДЕЛИКТОЛОГИЯ»

Научная статья УДК 34

© Шергин А.П., 2024

ДОРОЖНАЯ ДЕЛИКТОЛОГИЯ

Анатолий Павлович Шергин

ФГКУ «ВНИИ МВД России»

Аннотация. В статье анализируются достижения административной деликтологии, ее роль в создании теоретической модели профилактики правонарушений, проведении исследований причин и условий их совершения, выработке основных направлений предупреждения противоправного поведения. По мнению автора, вектор научных исследований должен смещаться в сторону выявления причин административной деликтности в конкретных сферах общественных отношений (экономика, природопользование, общественная безопасность и др.). Одной из таких сфер является дорожное движение, характеризующееся высоким уровнем конфликтности, масштабностью совершаемых правонарушений, значительным ущербом, причиняемым государству, организациям и гражданам. Эффективное предупреждение правонарушений в области дорожного движения должно базироваться на знании причин их совершения, комплекс которых составляет предмет дорожной деликтологии как одного из значимых направлений современной административной деликтологии.

Ключевые слова: правонарушение, административная деликтность, профилактика правонарушений, причинность противоправных деяний

Для цитирования: Шергин А.П. Дорожная деликтология // Безопасность дорожного движения. 2024. N° 2. С. 23-26. Original article

TRAFFIC DELICTOLOGY

Anatoly P. Shergin

NRI of the Ministry of Шепог of Russia

Abstract. The article analyzes the achievements of administrative delictology, its role in creating a theoretical model for the prevention of offenses, conducting research on the causes and conditions of their commission, and developing the main directions for preventing illegal behavior. According to the author, the vector of scientific research should shift towards identifying the causes of administrative delicacy in specific areas of public relations (economics, environmental management, public safety, etc.). One of these areas is traffic, characterized by a high level of conflict, the scale of offenses committed, and significant damage caused to the state, organizations, and citizens. Effective prevention of traffic offenses should be based on knowledge of the reasons for their commission, the complex of which is the subject of traffic delictology as one of the significant areas of modern administrative delictology.

Keywords: offense, administrative delicacy, prevention of offenses, causality of illegal acts For citation: Shergin A.P. Traffic delictology // Road Safety. 2024. № 2. P. 23-26.

50-летие Научного центра безопасности дорожного движения МВД России (далее - Научный центр БДД МВД России) дает основание не только обратиться к его истории и достижениям, но и поразмышлять о перспективах научных исследований современных проблем безопасности дорожного движения.

Сам факт создания такого научного учреждения свидетельствует об осознании роли автотранспорта в жизни общества, рисков его эксплуатации, необходимости создания условий для безопасного дорожного движения (Научный центр БДД МВД России был образован на базе отдела № 13 ВНИИ МВД СССР, в котором разрабатывались проблемы безопасности дорожного движения).

Полвека деятельности Научного центра БДД МВД России вместили взлеты, многочисленные реорганизации, смену поколений, не изменив главного - стремления научного коллектива формировать теоретические основы безопасности дорожного движения и практические рекомендации для сотрудников Госавтоинспекции.

Впечатляет диапазон научных разработок Научного центра: участие в создании нормативной основы дорожного движения, управление в этой сфере, организация работы инспекторов ГАИ, административная практика и др.

Одним из приоритетных направлений научных исследований была и остается проблема адми-

нистративной ответственности, разработка которой осуществлялась совместно с другими научными учреждениями и образовательными организациями. Такой выбор неслучаен.

В системе современной административной деликтности нарушения в области дорожного движения занимают значительное место. Оно предопределено масштабностью совершения этих противоправных деяний, увеличением количества лиц, привлеченных к административной ответственности (на эту тенденцию развития административной деликтности обращает внимание П.В. Смолин) [1], ростом причиняемого ущерба, устойчивой тенденцией массового пренебрежения к соблюдению правил дорожного движения.

Учитывая возрастающую опасность административной деликтности в рассматриваемой сфере, в национальном проекте «Безопасные качественные дороги» предусмотрено достижение к 2030 году показателя социального риска в 4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения.

Реализация этой амбиционной цели потребует существенной актуализации всех составляющих обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе ориентации научных разработок проблем административной деликтности в рассматриваемой сфере.

Механизм противодействия правонарушениям вырабатывался не одним столетием и этот опыт

Безопасность до

должен учитываться как при оценке современной административной деликтности, так и в организации правоприменительной деятельности органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Наличие правонарушений снижает уровень жизнеспособности государства, вызывает сомнение в его способности защитить общество и права граждан от противоправных деяний. Безопасность стала не только научной и нормативной категорией.

В ней отражается объективное требование защиты общественных отношений от преступлений и административных правонарушений, которые признаются одними из основных угроз общественной безопасности. Потребности защиты общества от деструктивного воздействия этих угроз обусловили поиски средств противодействия правонарушениям.

Не вдаваясь в историю формирования и применения данных средств, отметим основной результат этих поисков: возможности наказания правонарушителей недостаточны, поскольку после их применения они продолжают противоправную деятельность.

С этим выводом солидарны большинство философов, ученых-юристов и правоприменителей. По мнению видного отечественного ученого-правоведа, член-корреспондента РАН В.Н. Кудрявцева, который обоснованно отмечал, что «собственно на генезис правонарушения юстиция почти не влияет, ее действие осуществляется post factum после совершения правонарушения. Полезный результат этого действия - предупреждение рецидива, а также общее профилактическое воздействие на других неустойчивых членов» [2].

Рецидив противоправного поведения характерен не только для преступности, но и административной деликтности. Повторное совершение правонарушений правил дорожного движения лицами, к которым ранее применялись административные наказания, не являются редкостью, о чем хорошо знают сотрудники Госавтоинспекции. Этот феномен уже стал предметом научных исследований и основанием необходимости закрепления в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятия специального субъекта административной ответственности - рецидивиста [3].

Осознанию предупреждения правонарушений как основного направления противодействия противоправному поведению способствовало формирование криминологии - науки о причинах преступности и мерах их устранения.

Зарубежные и отечественные ученые-криминологи внесли значительный вклад в понимание преступности как постоянного спутника общественного развития, формирование представления о механизме противоправного поведения, в разработку криминологических прогнозов и моделей государственной политики в сфере правоохраны.

Одной из важнейших задач современного государства, по мнению профессора М.М. Бабаева, является построение системы предупреждения преступлений [4].

Соглашаясь с таким суждением, позволим уточнить, что указанная задача охватывает меры предупреждения не только преступлений, но и ад-

)жного движения -

министративных правонарушений. Такое понимание вкладывает законодатель в механизм превенции противоправного поведения в Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики в Российской Федерации» [5], в котором впервые дано интегрированное определение правонарушения как преступления и административного правонарушения.

Исходя из содержания данного Федерального закона, представляется обоснованным вывод о том, что объектом превенции являются преступления и административные правонарушения, объединенные в одно интегрированное понятие «правонарушения».

Такое объединение не означает совпадения (поглощения) указанных видов противоправного поведения, преступления и административные правонарушения характеризуют различные признаки, наличие которых влечет уголовную или административную ответственность.

Предупреждение как основной вектор противодействия данным деяниям признается как учеными, так и законодателем. Но эффективным оно становится, если направлено на нейтрализацию истоков противоправного поведения.

Исследование причин административных правонарушений не без оснований связывается со становлением нового научного направления «административной деликтологией». В 80-х годах сотрудники ВНИИ МВД СССР совместно с ИГиП АН СССР и НИЛ БДД участвовали в научной программе «Проблемы административной деликтологии», проводили ряд исследований по выявлению причин отдельных категорий административных правонарушений, в том числе в области дорожного движения [6].

Первые наработки получили логическое продолжение в исследовании Н.П. Мышляева, который впервые обратился к теории административной де-ликтологии как к самостоятельной науке о причинах административных правонарушений и мерах по их предупреждению [7].

Авторские теоретические посылки были апробированы в исследованиях причин административной деликтности в конкретных регионах, что позволило предложить рекомендации по их нейтрализации.

Эта эстафета была подхвачена другими исследователями, защищено полдюжины докторских диссертаций, осуществлены научные разработки по предупреждению отдельных видов административных правонарушений [8, 9]. К сожалению, ренессанс административной деликтологии длился не долго.

Одной из причин снижения интереса к этому научному направлению явилась, по нашему мнению, недостаточная связь теории административной деликтологии с практикой предупреждения конкретных видов правонарушений.

Для сравнения достижения современной криминологии базируются на результатах научных исследований причин определенных видов преступлений (насильственных, экономических, против общественной безопасности и др.).

Аналогичных разработок в административной деликтологии немного, первые попытки таких исследований осуществлены в 70-х годах прошлого века [10].

В настоящее время отраслевой аспект административной деликтологии получил дальнейшее развитие [11]. Вектор научных исследований, по нашему мнению, должен смещаться в сторону выявления причин правонарушений в конкретных сферах общественных отношений (экономика, природопользование, общественная безопасность и др.).

Одной из таких сфер является дорожное движение, характеризующееся высоким уровнем конфликтности, масштабностью совершаемых правонарушений, значительным ущербом, причиняемым государству, организациям и гражданам.

Эффективное предупреждение правонарушений в области дорожного движения должно базироваться на знании причин их совершения, комплекс которых представляет обособленное направление в системе превентивной деятельности, которое можно условно назвать дорожной деликтологией.

Целесообразность формирования такого научного направления, на наш взгляд, обусловлена следующим.

Во-первых, правонарушения в сфере дорожного движения занимают значительное место в структуре противоправных деяний в России. В силу своей масштабности, разнообразия и появления новых видов транспортных средств, широты субъектного состава, причиняемого ущерба они представляют существенную угрозу правопорядку.

Для снижения опасности дорожной деликтно-сти, сохранения жизни и здоровья граждан в транспортной сфере, реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» важны научные исследования, ориентированные на осуществление профилактики правонарушений в области дорожного движения.

Во-вторых, потребностью получения знаний о причинном комплексе, обусловливающем совершение правонарушений в сфере дорожного движения независимо от правовой оценки этих деяний, исходя из указанной выше интеграции преступлений и административных правонарушений.

Такой подход успешно реализуется в оценке дорожно-транспортных происшествий, осуществляемой на постоянной основе Научным центром БДД МВД России в виде информационно-аналитических обзоров «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации», методических рекомендаций, пособий.

В-третьих, Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики в Российской Федерации» [12] закрепляет нормативный сценарий превенции правонарушений, общую характеристику средств и субъектов ее осуществления.

Реальная профилактика предполагает дея-тельностный подход к превенции, учитывающий конкретные факторы, детерминирующие совершение определенных видов противоправных деяний. На основе их исследований вырабатываются алгоритмы деятельности по предупреждению правонарушений.

В-четвертых, важны комплексные исследования, охватывающие все стороны детерминации дорожной деликтности (нормирование, правоприменение, субъекты и др.). Особого внимания заслуживает деликтологическая характеристика участников дорожного движения: водителей транспортных

средств, в том числе водителей средств индивидуальной мобильности, пешеходов, пассажиров и др.

Личностный аспект структуры дорожной де-ликтности исследован пока недостаточно. Нарушения правовых запретов совершают люди, обладающие не только социальным статусом, но и психическими и психологическими характеристиками, которые играют существенную, а иногда и решающую роль в мотивации противоправного поведения.

Чрезмерная социологизация деликтности оставляет за рамками исследования причин противоправного поведения биологическую природу человека. Обращая на это внимание, профессор Ю.М. Антонян пишет, что «при этом забывается психологическая природа человека, которая возникает и формируется под воздействием среды и биологических задатков человека. В этой природе таится субъективная причина преступного поведения» [13].

В-пятых, для успешной разработки концептуальных основ дорожной деликтологии имеются существенные предпосылки, к которым относятся исследования криминологов и административи-стов проблем дорожных правонарушений, определенный опыт разработки средств профилактики этих нарушений накоплен в Научном центре БДД МВД России, который располагает многолетней информацией о дорожно-транспортных происшествиях в России.

Таким образом, дорожную деликтологию можно определить как науку о правонарушениях в сфере дорожного движения, причинах и условиях их совершения, мерах предупреждения этих противоправных деяний.

Список источников

1. Смолин П.В. Административно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: автореф. дис...д-ра юрид. наук. М.: МГЮА, 2024. С. 3.

2. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Издательство «Наука», 1976. С. 264.

3. Ахтанина Н.А. Множественность административных правонарушений: дис.канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2023.

4. Бабаев М.М. Избранные труды по криминологии / сост. и предисл. Ю.В. Пудовочкина. М.: Юрлитинформ, 2023.

5. Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (Часть 1). Ст. 3851.

6. Дюжаев А.В. Рецидив административного проступка: дис.канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1979.

7. Мышляев Н.П. Административная деликтология: вопросы теории и практики: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002.

8. Никулин М.И. Проблемы науки административной деликтологии: дис.д-ра юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2005.

9. Рогачева О.С. Эффективность норм администра-тивно-деликтного права: монография. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2011.

10. Попов Л.Л., Шергин А.П. Исследование эффективности административных взысканий за нарушения общественного порядка // Советское государство и право. 1974. № 8.

11. Кобзарь-Фролова М.Н. Концептуальные основы предупреждения налоговой деликтности. М.: ВГНА, 2010.

12. Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (Часть 1). Ст. 3851.

Безопасность дорожного движения

13. Антонян Ю.М. Наука криминологии. М.: Юрли-тинформ, 2015.

References

1. Smolin P.V. Administrative and legal support of road safety in the Russian Federation: abstract of thesis dis... Doctor of Sciences in Jurisprudence. M.: Kutafin Moscow State Law University, 2024. P. 3.

2. Kudryavtsev V.N. Causes of offences. M.: Publishing house «Nauka», 1976. P. 264.

3. Akhtanina N.A. Plurality of administrative offenses: dis... Candidate of Sciences in Jurisprudence. N. Novgorod, 2023.

4. Babaev M.M. Selected works on criminology / comp. and preface Yu.V. Pudovochkina. M.: Yurlitinform, 2023.

5. Collection Legislation of the Russian Federation. 2016. № 26 (Part 1). Art. 3851.

6. Dyuzhaev A.V. Recidivism of an administrative violation: dis... Candidate of Sciences in Jurisprudence. M.: National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, 1979.

7. Myshlyaev N.P. Administrative tortology: issues of theory and practice: Monograph. M National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, 2002.

8. Nikulin M.I. Problems of the science of administrative tortology: dis... Doctor of Sciences in Jurisprudence. M.: Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005.

9. Rogacheva O.S. Efficiency of norms of administrative tort law: monograph. Voronezh: Voronezh University Publishing House, 2011.

10. Popov L.L., Shergin A.P. Study of the effectiveness of administrative penalties for violations of public order // Soviet State and Law. 1974. № 8.

11. Kobzar-Frolova M.N. Conceptual basis for preventing tax delinquency. M.: All-Russian State Tax Academy, 2010.

12. Collection Legislation of the Russian Federation. 2016. № 26 (Part 1). Art. 3851.

13. Antonyan Yu.M. The science of criminology. M.: Yurlitinform, 2015.

Информация об авторе

А.П. Шергин - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

Контакты: ул. Поварская, д. 25, стр. 1, Москва, Россия, 121069 Information about the author

A.P. Shergin - Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation Chief Scientific NRI of the Ministry of Interior of Russia

Contacts: ul. Povarskaya, d. 25, str. 1, Moscow, Russia, 121069

Статья поступила в редакцию 27.05.2024; одобрена после рецензирования 03.06.2024; принята к публикации 10.06.2024. The article was submitted 27.05.2024; approved after reviewing 03.06.2024; accepted for publication 10.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.