Научная статья на тему '"ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" - "ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ": ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ'

"ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" - "ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ": ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ДЕЛИКТ / DELICT / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ROAD TRAFFIC / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ СИТУАЦИЯ / TRAFFIC SITUATION / ПРИЧИНЫ / CAUSES / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ФАКТОРЫ / FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковальчук Ольга Владимировна

В статье автор анализирует научную литературу, связанную с исследованием понятий «причины», «условия», «факторы» совершения административных правонарушений. Рассматривает сходства и различия данных категорий. Особое внимание автор уделяет дорожно-транспортной сфере, высказывая возможность выделения в системе административной деликтологии отдельного структурного элемента - дорожно-транспортной деликтологии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author analyzes the scientific literature related to the concept of study causes of the condition factors commit administrative offences. Examines the similarities and differences in these categories. The author pays special attention to the road transport sphere in expressing the possibility of allocating administrative system delictology separate structural element - road transport delictology.

Текст научной работы на тему «"ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" - "ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ": ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ»

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» - «ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»: ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ

КОВАЛЬЧУК Ольга Владимировна,

адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России, E-mail: ov.kovalchuk@mail.ru

Краткая аннотация: В статье автор анализирует научную литературу, связанную с исследованием понятий «причины», «условия», «факторы» совершения административных правонарушений. Рассматривает сходства и различия данных категорий. Особое внимание автор уделяет дорожно-транспортной сфере, высказывая возможность выделения в системе административной деликтологии отдельного структурного элемента - дорожно-транспортной деликтологии.

Abstract: In the article the author analyzes the scientific literature related to the concept of study causes of the condition factors commit administrative offences. Examines the similarities and differences in these categories. The author pays special attention to the road transport sphere in expressing the possibility of allocating administrative system delictology separate structural element - road transport delictology.

Ключевые слова: Безопасность, деликт, дорожное движение, дорожно-транспортная ситуация, причины, условия, факторы.

Keywords: Safety, delict, road traffic, traffic situation, causes, conditions, factors.

Каждое государство преследует цель организовать функционирование своей дорожно-транспортной системы таким образом, чтобы его потребности, а также общества в целом, отдельных организаций и людей в частности, по их и грузов перемещению в пространстве, удовлетворялись наиболее полно. Удовлетворение транспортной потребности заключается в минимизации времени, затрачиваемого на пространственное перемещение объектов материального мира.

Положительное решение данной задачи чрезвычайно необходимо для успешного социального и экономического развития общества, поскольку пространство и время являются основными формами существования социальной материи, представляющей собой систему взаимосвязей между конкретными людьми и их организациями. Чем развитее такая система, тем прочнее социальная материя [24, с. 66].

По нашему мнению, особо следует отметить, что именно период процесса перемещения в пространстве, выражающийся в определенном хроносе отличает его от других процессов, участником которых является человек. С началом вовлеченности в процесс дорожного движения административно-правовой статус его участника объективно становится для такого лица определяющим. Вместе с тем участие в дорожном движении никоим образом не прекращает другие его административно-правовые статусы, а кроме того зачастую приближает к получению новых. В этой связи практически каждый участник дорожного движения стремится максимально сократить свое время нахождения в таком административно-правовом положении.

Именно необходимость сведения до возможного минимума времени перемещения в пространстве людей и грузов привела к созданию транспортной техники и организации процесса с ее применением в качестве тягловой силы, именуемого в настоящее время дорожным движением.

Механическое транспортное средство, даже движущееся с незначительной скоростью, представляет собой потенциальную опасность на любом этапе дорожного движения для других его участников из-за своей большой массы, взрывоопасности и других технических характеристик. В этой связи участие в дорожном движении можно рассматривать как деятельность с высокой степенью постоянного риска. Его степень определяется тем, насколько его участники, или, хотя бы один из них, активно преследует цель уменьшения времени пребывания в таком статусе. При этом следует сказать, что риск пострадать в процессе дорожного движения является добровольным, поскольку люди сознательно идут на него, так как иной возможности переместиться в другое место, у них просто нет.

Пребывание в обстановке постоянной угрозы приводит к тому, что участники дорожного движения зачастую начинают пренебрегать ею. В связи с данным обстоятельством транспортное законодательство предписывает участникам дорожного движения делать выбор между временем и безопасностью в ее пользу. Такая позиция законодателя без каких-либо оговорок является оправданной, поскольку жизнь и здоровье человека имеют для общества абсолютную ценность.

Участнику дорожного движения законодательно запрещено даже неосторожно создавать ситуации, приво-

дящие к приостановке движения, поскольку отдаляется достижение его главной цели, которой, как было сказано выше, является перемещение в пространстве.

Ю.Н. Туник относительно данного обстоятельства пишет: «Возможности удовлетворения интереса к сбережению времени ограничиваются необходимостью сохранить жизнь и здоровье себе и другим людям, личную свободу, материальные ценности. Налицо конфликт интересов, благоприятное разрешение которого составляет суть стратегии поведения участников дорожного движения» [19, с. 26].

Таким образом, основными свойствами дорожного движения является то, что свобода действия его участников ограничивается требованиями безопасности, а его главная побудительная причина - это нацеленность на экономию времени при перемещении из одной точки в другую. Зачастую именно стремление как можно раньше оказаться в нужном месте обусловливает совершение административных правонарушений в области дорожного движения.

По нашему мнению, массовость таких правонарушений закономерно ставит вопрос возможности выделения в системе административной деликтологии в качестве ее отдельного структурного элемента дорожно-транспортной деликтологии. Примером такого выделения является налоговая деликтология, исследующая причины не только налоговой преступности, но налоговой деликтности [7; 8].

Что касается понятия «факторы, влияющие на совершение административных правонарушений», то, хотя в научных трудах по юриспруденции зачастую данный термин используется параллельно с понятием «причины и условия совершения правонарушений», его содержание и функциональное назначение по отношению к ним не является абсолютно равнозначным.

Несмотря на имеющуюся точку зрения о том, что полемика вокруг причин, условий и факторов, влияющих на совершение административных правонарушений, лишь мешает исследованиям, отвлекает силы ученых и практиков от множества не менее важных административно-деликтологических проблем, требующих скорейшего разрешения [6, с. 274-275]. Необходимость уточнения значения термина «факторы, влияющие на совершение административных правонарушений» назрела и стала причиной обращения к соответствующей справочной литературе и криминологической литературе. Обусловлено обращение к научным трудам по криминологии тем, что ее основная задача заключается именно в установлении причин и условий совершения преступлений, а формирование личности преступника зачастую начинается с совершения административных правонарушений, что особенно актуально в дорожно-транспортной деликтологии. Именно в дорожно-транс-

портная сфера наиболее показательна в потенциальности перерастания правомерного поведения участника дорожного движения в административный деликт, а возможно и преступление, в зависимости от стечения (появления) определенных детерминант.

Так, в словаре толкового русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие «фактор» определяется как «- момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении» [15, с. 847].

А.М. Прохоровым в Большом энциклопедическом словаре, изданном под его редакцией, ему дана другая трактовка, а именно «фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты» [3, с. 190].

По мнению Г.А. Аванесова, существительные «факторы» и «условия» являются понятиями, тождественными по своему значению при применении их в связи с преступностью как явлением [1, с. 218].

Н.Ф. Кузнецова придерживается иной точки зрения по данному вопросу, поскольку рассматривает условия как такие социальные факторы, которые способствуют действию причин, но сами по себе не обладают их генетическим свойством [11, с. 8].

К.К. Горяинов видит же значение понятия «фактор» в том, что он обозначает определенное свойство социальных процессов и явлений, которые формируют и изменяют различного рода общественные состояния, в том числе криминологическую обстановку [5, с. 25].

По нашему мнению, административно-деликтная обстановка и криминологическая обстановка являются негативными общественными состояниями одного порядка, отличающиеся лишь степенью общественной опасности. Данное обстоятельство позволяет применять значение специального криминологического термина «факторы совершения преступлений» к административно-деликтологическому понятию «факторы, влияющие на совершение административных правонарушений».

Исходя из сказанного выше, мы рассматриваем термин «фактор» как весьма близкий к понятиям «причина» и «условия», но неравнозначный им, его значение несколько шире, чем у них. Понятие «факторы, влияющие на совершение административных правонарушений» включает в себя не только непосредственные причины и условия совершение административных проступков, но и обстоятельства, оказывающие косвенное влияние на их совершение.

Сходную точку зрения в этом вопросе высказывалась и В.Ф. Фефилова, указывая на самостоятельность понятия факторов в рамках административной деликтологии, наряду с причинами и условиями [20, с. 31-32].

Юридической наукой уже давно и убедительно доказано, что эффективно вести работу по предупреждению любых правонарушений, можно только выявив причины и условия, способствующие их совершению. Работа по выявлению факторов, влияющих на совершение противоправных деяний, обусловлена целью их нейтрализации. Без устранения причин и условий совершения правонарушений работа по их предупреждению, если и даст положительный результат, то лишь кратковременный. Выявление и изучение факторов, влияющих на совершение правонарушений, в том числе и административных проступков, обусловлено необходимостью понимания природы таких деяний, что даст возможность сознательно им противодействовать посредством проведения специально разработанных профилактических мероприятий [9, с. 8].

Данное теоретическое суждение основано на многократно подтвержденной правоохранительной практикой следующей закономерности: попадание причины в определенные условия рано или поздно приводит к совершению деяния.

В русском языке существительное «причина» обозначает обстоятельство, служащее основанием чего-либо или обусловливающее явление, противоположное следствию; основа, повод, предлог для каких-либо действий, поступков [18, с. 448].

Исходя из семантики слова «причина», объяснить характерные свойства исследуемого объекта материального мира или социального явления и раскрыть их сущность, не используя понятия «основание» и «основа», очень сложно, а скорее всего даже невозможно.

По мнению А.К. Билялова, основа во многом определяет качества сторон явления и связи объекта, определяет динамику и направление их развития, поскольку их истоки находятся именно в ней. По этому вопросу он пишет: «Опираясь на основу, можно объяснить и представить в органической взаимосвязи всю совокупность необходимых сторон и тем самым в системе идеальных образов, понятий воспроизвести сущность исследуемого объекта» [2, с. 142-143].

Основание противоправного поведения как свойство, определяющее явление и объясняющее, почему оно существует, следует рассматривать через причины правонарушений [17, с. 3; 22, с. 22-28].

В этой связи классификацию причин административных правонарушений можно провести согласно уровням деликтологических оснований, т.е. в соответствии с категориями общего, особенного и единичного, как и большинства негативных социальных явлений.

На уровне общего находятся причины всех адми-

нистративных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. На данном уровне причиной административной деликтности является правовой нигилизм населения России. На разных этапах развития российского государства в качестве общих причин антисоциальных явлений назывались материальные и идеологические [4, с. 136-139]; полная и специфическая [10, с. 10-11]; объективные и субъективные причины [16, с. 58-59, 80, 161].

На уровне особенного деликтологические основания в качестве причин административных правонарушений проявляются в определенной сфере общественных отношений [23, с. 206]. Например, в области охраны собственности, в области предпринимательской деятельности. Относительно административных правонарушений в области дорожного движения они выступают в виде нарушений правил дорожного движения, предусмотренных КоАП РФ.

На уровне единичного деликтологические основания проявляются через причины совершения конкретного административного правонарушения в области дорожного движения. Чтобы такое правонарушение имело место, должны совпасть во времени и по месту моменты субъективного и ситуативного порядка, т.е. потенциальный правонарушитель должен оказаться в определенном месте, состоянии (положении) и соответствующее время.

Дэвид Юм, всемирно известный западноевропейский (шотландский) философ, еще в XVIII в. по поводу сущности причины отмечал, что она вызывает существование явления, порождает его [13, с. 132; 14, с. 87].

Н.Ф. Кузнецова считает, что «...причины - это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие как следствие совершение разного рода правонарушений» [12, с. 44].

Таким образом, по вопросу о факторах, влияющих на совершение административных правонарушений в области дорожного движения, можно сказать, что причиной их совершения является проявление обстоятельств, необходимых и достаточных для возникновения опасной или аварийной ситуации на дороге.

По нашему мнению, по своей структуре нормальный процесс дорожного движения состоит из множества постоянно чередующихся между собой безопасных ситуаций, опасных и аварийных ситуаций, который время от времени прерывают возникающие без какой-либо системы опасные или даже аварийные ситуации.

Безопасная дорожно-транспортная ситуация - это

такая ситуация, при которой не создается каких-либо угроз участникам дорожного движения, поскольку вероятность проявления причин для возникновения дорожно-транспортного происшествия является минимальной. Такая ситуация имеет место тогда, когда все участники дорожного движения соблюдают его правила, транспортные средства технически исправны, качество автомобильной дороги как минимум удовлетворительное, транспортный поток хорошо организован.

жим или иным образом нарушают общий порядок транспортного потока, что может привести, либо не привести к дорожно-транспортному происшествию, поскольку у нарушителя еще остается возможность вернуться к соблюдению правил дорожного движения, предварительно исправив допущенную ошибку.

ситуация, в которой оказавшиеся в ней участники дорожного движения объективно лишаются какой-либо возможности избежать дорожно-транспортного происшествия вследствие нарушения одним из них, либо всеми ими правил дорожного движения.

Аварийная дорожно-транспортная ситуация - это

Опасная дорожно-транспортная ситуация - это ситуация, когда один или несколько участников дорожного движения не соблюдают установленный скоростной ре-

Библиография:

1. Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1997.

2. Билялов А.К. Об определении категорий «основа» и «основание» // Философские науки. 1976. N 5.

3. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова Т. 27. 3 издание. М., 1977.

4. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., 1965.

5. Горяинов К.К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). ВНИИ МВД СССР. М., 1991.

6. Дерюга А.Н. Актуальные проблемы развития административной деликтологии: Монография. Изд-во СГУ, 2009.

7. Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии. Монография. М.: ВГНА, 2009; С. 6.

8. Кобзарь-Фролова М.Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтности. М.: ВГНА, 2010.

9. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.

10. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.

11. Кузнецова Н.Ф. Криминология как наука // Советская юстиция. 1970. N 2.

12. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: МГУ, 1994.

13. Михаленко Ю.П. Философия Давида Юма - теоретическая основа английского позитивизма XX века. М.,1962.

14. Нарский И.С. Философия Давида Юма. М., 1967.

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4 издание. М., 1999.

16. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961.

17. Сергеева Т.Л. Основания уголовной ответственности по советскому уголовному праву: Ученые записки. Вып. 1(18). ВНИИСЗ, 1964.

18. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.

19. Туник Ю.Н. Административно-правовые отношения в сфере контрольно-надзорной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992.

20. Фефилова В.Ф. Криминология и административная деликтология: некоторые общие и частные вопросы соотношения и развития // Актуальные проблемы административной деликтологии. Сб. науч. трудов. Киев, 1984.

21. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томский университет, 1981.

22. Философская энциклопедия. Т. 1. М., 1960.

23. Фролов И.Г., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. Введение в философию: Учебник для вузов в 2 ч. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.