С.И. ПАСИЧНИК, А.В. РЫЧКОВ
J : 1 =Г ï^É и ! 111 ;
;* il 1 TGrtl ■ 1 1 m L
S.I. PASICHNIK, A.V. RYCHKOV
ДОРОГУ ПЕРЕДОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ!
MAKE WAY FOR ADVANCED TECHNOLOGIES!
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА AUTOMATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Сведения об авторах: Пасичник Сергей Иванович - заместитель начальника ВУНЦ СВ «Общевойсковая ордена Жукова академия ВС РФ», генерал-майор, кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: ovavcrf@mil. ru);
Рычков Андрей Владимирович - начальник научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий) ВУНЦ СВ «Общевойсковая ордена Жукова академия ВС РФ», полковник, доктор технических наук, доцент (г. Москва. E-mail: rychkov. av77@mail. ru).
Аннотация. В статье раскрывается опыт внедрения в информационную образовательную среду специальных программных средств автоматизированных систем.
Ключевые слова: специальное программное обеспечение, информационно-образовательная среда, информационные технологии.
Information about the authors: Sergey Pasichnik - deputy Head of the VUNC SV «Combined Arms Order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation», Major General, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Moscow. E-mail: ovavcrf@mil. ru);
Andrey Rychkov - head of the Research Center (Educational and Information Technologies) VUNTS SV «Combined Arms Order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation», Colonel, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor (Moscow. E-mail: rychkov. av77@mail. ru).
Summary. The article reveals the experience of introducing special software for automated systems into the educational information environment.
Keywords: special software, information and educational environment, information technology.
В настоящее время военное образование переживает период бурного внедрения передовых компьютерных технологий обучения. Автоматизация имеет свои глубокие исторические корни, охватывает практически все сферы деятельности человека. Ещё Генри Форд дал ей определение, как процесса упрощения сложных и трудоёмких, повторяющихся многократно действий для повышения их общего КПД.
Являясь «метапроцессом» глобального характера, она имеет
свои общие закономерности и парадоксы. Но главная парадигма: «автоматизация - это движение вперёд» бесспорна.
Проведённая в стенах Общевойсковой академии работа по внедрению новых автоматизированных систем и специального программного обеспечения управления образовательной деятельностью позволяет сделать некоторые выводы на основе результатов, полученных при их использовании, которые становятся неотъемлемой частью, компонентами информа-
ционной образовательной среды военных образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.
В руководящих документах указано, что: «Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации - это система информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий,соот-ветствующих технологических
Рис. 1. Информационно-образовательная среда
Рис. 2. Приоритетная политика в области применения СПО
Рис. 3. СПО, применяемое в Общевойсковой академии
средств, обеспечивающих условия для реализации образовательных программ при подготовке военных кадров» (см. рис. 1).
В этих документах, кроме самой среды, даются определения её составляющих, в том числе и определение специального программного обеспечения (СПО), которое является «частью программного обеспечения автоматизированной системы, представляющей собой совокупность программ, разработанных при создании данной автоматизированной системы...».
Руководством страны определён однозначный вектор развития программного обеспечения с переходом его на отечественные программы, что соответствует взглядам на общее обеспечение безопасности государства по основным направлениям развития России на период до 2024 года (см. рис. 2).
Концепция развития ЭИОС МО РФ направлена на:
• организацию образовательной деятельности с учётом использования современных информационных технологий;
• повышение доступности электронных образовательных ресурсов для пользователей;
• повышение полноты использования возможностей автоматизированных систем в интересах военного образования.
В целом электронную информационно-образовательную среду Общевойсковой академии можно представить, как совокупность аппаратно-программных средств, сочетающих в себе техническую часть - оборудование с локальными сетями и пользовательское специальное программное обеспечение (см. рис. 3).
Базой в построении ЭИОС является локальная вычислительная сеть, созданная в стенах Общевойсковой академии. Она представляет из себя сервис-ориентированную организационно-техническую систему с клиент-серверной архитектурой
сервисов и состоит из четырёх основных уровней (подсистем): аппаратных средств (АС) (физический уровень); протоколов (библиотек и драйверов) и базовых серверов (сервисов) (ПБС), обеспечивающих функционирование ИОС и предоставляющих возможность
построения комплекса пользовательских сервисов; прикладных серверов (сервисов) (ПС), реализует основные функциональные возможности ИОС; сетевых клиентов (СК).
За основу аппаратной компоненты в частях и учреждениях
Рис. 4. Схема АС «Паспорт» в Общевойсковой академии
Министерства обороны приняли автоматизированную систему «Паспорт» (далее АС «Паспорт»), которая предназначена для изготовления, учёта и применения персональных электронных карт (ПЭК) военнослужащего.
Задачами системы являются:
• замена использования бумажных учётных и удостоверяющих личность документов военнослужащего на персональные электронные носители в сферах автоматизации деятельности МО РФ;
• создание единого идентификационного пространства военнослужащих МО РФ;
• обеспечение обращения и использования криптографических ключей электронных подписей
военнослужащих МО РФ для реализации юридически значимых действий;
• обеспечение защищённого обмена персональными сведениями о военнослужащих между различными АС МО РФ через перенос их на ПЭК.
Обеспечение взаимодействия организаций, учреждений и воинских частей МО РФ осуществляется в общегосударственном масштабе через серверы Национального и территориальных центров управления обороной с использованием именно ПЭК.
Особенностью системы являются её возможности по обеспечению контроля и организации доступа абонентов на различные «закрытые» объекты и пункты по
биометрическим данным пользователя.
Фактически автоматизированная система «Паспорт» позволяет отказаться от применения бумажных носителей в ходе всей службы пользователя ПЭК (см. рис. 4).
Базовой основой ЭИОС Общевойсковой академии является отечественная разработка СПО управления образовательной деятельностью «Образование-МО».
В соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от «9» апреля 2019 года Общевойсковая академия выбрана в качестве одной из организаций МО РФ, в которой выполнены необходимые мероприятия и проводится опытная эксплуатация данного специального программного обеспечения в форме двух экспериментов: технического и военно-педагогического (см. рис. 5).
Опытная эксплуатация осуществляется в два этапа: этап создания базы данных для функционирования СПО и этап формирования рабочих и отчётных документов.
СПО «Образование-МО» проходит процесс сопряжения с АС «Паспорт» и это даёт возможность более полного и всестороннего проведения военно-педагогической составной части эксперимента. До-
Рис. 5. Эксперимент по внедрению СПО «Образование-МО»
ш
пз
А-М
Рис. 6. Особенности взаимодействия АС «Паспорт» и СПО «Образование-МО»
стоинством социального аспекта обратной связи в виде личного и АРМ пользователей и способ-
внедрения СПО является возмож- электронного кабинета. но полноценно функционировать
ность более активного вовлечения Свободное программное обе- в ЛВС академии. ПЭК предостав-
слушателей и курсантов в жизне- спечение (СПО) «Образование-МО» ляет персональную информацию
деятельность ВОО через наличие устанавливается на сервер вуза пользователя по требованию и яв-
Рис. 7. Схема подключения оборудования функционирования СПО «Образование -МО»
в Общевойсковой академии
ляется ключом (пропуском) как в АС, так и в СПО (см. рис. 6).
В ходе проведения технического эксперимента опытной эксплуатации СПО были задействованы один сервер и сорок три автоматизированных рабочих места различного уровня (центры, факультеты и кафедры) из состава локальной вычислительной сети Общевойсковой академии (см. рис. 7).
Выполнен ряд мероприятий по оценке возможности эксплуатации СПО «Образование-МО» на базе сетей структурных подразделений Общевойсковой академии. Определена рациональная комплектность оборудования для надёжного функционирования СПО на существующей материально-технической базе академии.
В ходе выполнения технического эксперимента установлено, что СПО способно автономно функционировать на имеющихся локально-вычислительных сетях академии и обеспечить автоматизацию ряда процессов планирования и анализа результатов некоторых видов основной деятельности Общевойсковой академии.
Военно-педагогический эксперимент проводился в целях определения возможностей программной части СПО по автоматизации процессов планирования
Рис. 8. Интерфейс СПО «Образование-МО»
Рис. 9. Заполнение баз данных Общевойсковой академии
и анализа результатов некоторых видов основной деятельности Общевойсковой академии.
Функционально оболочка программной части СПО представляет собой хорошо зарекомендовавшую себя концепцию «окон», каждое из
Рис. 11. Учебный класс освоения АС «Паспорт» и СПО «Образование-МО»
которых реализует тот или иной алгоритм получения или хранения информации.
Закладки по видам деятельности и прямого доступа представлены на главной странице и характеризуют обращение к направлению той или иной деятельности ВОО или получению отчётных материалов и справок (см. рис. 8).
Для получения результатов сначала необходимо выполнить ряд действий, связанных с наполнением баз данных об Общевойсковой академии в целом, её структурных подразделениях, личном составе и данных о нём и ещё много других данных справочного характера, используемых в дальнейших отчётах. На рис. 9 представлены только четыре формы из более чем пятидесяти, которые необходимо заполнять и часто в ручном режиме.
А-М
Рис. 10. Расписание занятий, сформированное СПО результатов деятельности
Общевойсковой академии
Далее проводилось изучение возможности автоматизировать некоторые процессы образовательной деятельности. Были заполнены образцы рабочих программ учебных дисциплин, тематических планов и различных журналов. В результате получены структурированные данные об образовательной деятельности по направлению подготовки ВОО.
В результате эксплуатации было сформировано в автоматическом режиме расписание учебных занятий, которое вручную форми-
ровалось бы в течение трёх - четырёх месяцев. Кроме того, СПО позволяет производить изменения в оставленном ранее расписании со всеми сопряжёнными с ним документами (см. рис. 10).
Автоматизация процесса планирования научной деятельности ВОО и журнала планирования, учёта и контроля научной работы является продолжением эксперимента.
В целом эксперименты можно признать удачными, планируемые результаты были достигнуты.
Опытная эксплуатация СПО «Образование-МО» показала возможность его применения при планировании образовательного процесса и анализе его результатов.
Для всестороннего обучения возможностям использования АС «Паспорт» и СПО «Образование-МО» в Общевойсковой академии создан учебный класс (см. рис. 11), где в ходе изучения программы переподготовки и дополнительного образования осваиваются возможности применения данных продуктов, внедряемых Министерством обороны в военные образовательные организации.
Как особенность современного этапа развития ЭИОС является фактом того, что многие военные образовательные организации имеют разработанные ими программные продукты, например, в Общевойсковой академии таким продуктом является СПО «Спутник» (см. рис. 12).
СПО «Спутник» предназначено для информационного сопровождения задач (решений), принимаемых должностными лицами ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» в ходе образовательного процесса.
Рис. 12. Заставка оболочки СПО «Спутник» Общевойсковой академии
Выполнение задач достигается путём постоянного ведения компьютерной базы данных и централизованной, автоматизированной, своевременной выдачи должностным лицам документов установленного образца, предусмотренных соответствующими приказами, нормативными документами или вызванными служебной необходимостью. Полный перечень документов, выдаваемых системой, невозможно составить, поскольку с течением времени некоторые из них видоизменяются или возникает необходимость в создании новых.
В Общевойсковой академии внедрено и активно используется отечественное СПО «VideoMost» для организации обучения и проведения многопользовательских видеоконференций через имеющиеся каналы связи с использованием возможностей ПЭВМ (см. рис. 13).
Особенную актуальность данная технология приобрела в условиях пандемии коронавирусной инфекции О^ГО-19.
Всего в академии организовано 20 конференций со 113 абонентами.
К основным возможностям специального программного обеспечения VideoMost можно отнести: создание видеоконференций; возможность создания нескольких видов чатов: общего и доски объявлений; передача файлов с воз-
Рис. 13. Функциональная схема видеоконференцсвязи, организованная с помощью СПО «VideoMost»
можностью контроля загрузки; звуковые предупреждения для групп или отдельных пользователей; ведение протоколирования сообщений и событий, а также сетевые предупреждения.
В марте-июле 2020 г. при возникновении пандемии коро-навирусной инфекции применение СПО VideoMost позволило организованно провести вступительные и выпускные экзамены слушателей, а также создать условия бесконтактного(дистанционного) обучения слушателей как внутри Общевойсковой академии, так и за её пределами, для иностранных военнослужащих, в том числе и с применением электронных учебников (учебных пособий) (см. рис. 14).
В настоящее время процесс развития ЭИОС не останавливается. Проводятся мероприятия по повышению пропускной способности ЛВС, оптимизации её структуры, насыщению и актуализации информационных баз. В контексте введения в действие ФГОС 3++ стоит задача обеспечения 100% слушателей возможности одномоментного доступа к информационным ресурсам ЭИОС Общевойсковой академии.
Таким образом, на основании проделанной в академии работы и полученных результатов можно с уверенностью говорить о насущной необходимости повсеместного внедрения передового отечественного СПО в образовательную деятельность ВОО Министерства обороны России. "
Рис. 14. Применение дистанционных форм обучения в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития электронной информационно-образовательной среды Министерства обороны Российской Федерации, утверждена «07» декабря 2020 г. Министром обороны Российской Федерации.
2. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.