Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СВЯЗИ В ВОЙСКАХ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СВЯЗИ В ВОЙСКАХ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ СВЯЗИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ / PROFESSIONAL TRAINING / MILITARY COMMUNICATION SPECIALIST / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MODELING SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубев Сергей Владимирович, Толстых Александр Владимирович, Арьков Григорий Валерьевич

Предложен подход к организации подготовки военных специалистов связи к работе с использованием моделирующих систем в рамках профессионально-должностной подготовки на основе использования электронной информационной образовательной среды военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубев Сергей Владимирович, Толстых Александр Владимирович, Арьков Григорий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION SPECIALISTS PROFESSIONAL TRAINING USING ELECTRONIC INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MILITARY ACADEMY

An approach to the organization of training of military communications specialists to work using modeling systems in the framework of professional training based on the use of electronic information educational environment of a military academy is proposed.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СВЯЗИ В ВОЙСКАХ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА»

С. В. Голубев,

доктор военных наук, профессор, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

А. В. Толстых,

кандидат технических наук, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

Г. В. Арьков,

ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СВЯЗИ В ВОЙСКАХ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА

COMMUNICATION SPECIALISTS PROFESSIONAL TRAINING USING ELECTRONIC INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MILITARY ACADEMY

Предложен подход к организации подготовки военных специалистов связи к работе с использованием моделирующих систем в рамках профессионально-должностной подготовки на основе использования электронной информационной образовательной среды военного вуза.

An approach to the organization of training of military communications specialists to work using modeling systems in the framework of professional training based on the use of electronic information educational environment of a military academy is proposed.

Введение. Изменения в вооруженной борьбе, проявившиеся в военных конфликтах прошлого десятилетия, характеризуются изменением подходов к ее организации и ведению. В эпоху информатизации стремительный рывок в развитии науки и техники является важнейшим фактором, оказывающим влияние на военное искусство. Следствием этого является смещение акцентов вооруженной борьбы в информационную сферу.

Применение концепции «сетецентрическая война» в совокупности с внедрением новейших научно-технологических решений в сфере управления войсками и оружием значительно расширяет возможности применения противником средств поражения.

В вооруженном противоборстве при прочих равных условиях преимущество будет у той стороны, которая в кратчайший срок примет оптимальное решение на применение сил и средств и организацию обеспечения. Большое количество динамически изменяющихся условий и факторов, влияющих на военные действия, обуславливает многовариантность принятия решения в процессе управления войсками. В таких условиях объективно существует необходимость применения военно-технических систем, основанных на моделировании (моделирующих систем), позволяющих количественно обосновать принимаемые решения и значительно сократить время, необходимое на их принятие. Моделирование процессов управления войсками в боевой обстановке при помощи интеллектуальных систем усиливает любой военный профессиональный опыт накопленными экспертными знаниями и мощностью прогнозирования, превышающими возможности человека [1].

Технической основой системы управления авиационного формирования является система связи, радиотехнического обеспечения (РТО) и автоматизированных систем управления (АСУ). В настоящее время на вооружение частей и подразделений связи, РТО и АСУ поступают технические комплексы, обеспечивающие возможность моделирования боевого применения частей и подразделений связи. Вместе с тем практика применения таких комплексов в ходе учений выявила неполную реализацию их возможностей вследствие недостаточного уровня подготовки специалистов связи к работе с использованием результатов моделирования.

Следовательно, одной из важных задач организации управления авиационным формированием в современных условиях является подготовка специалистов связи, РТО и автоматизации управления (АУ) к работе с использованием моделирующих систем.

В настоящее время в военных вузах с привлечением научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности проводится разработка тренажерно-моделирующих комплексов (ТМК). Цель создания ТМК — организация подготовки по программам магистратуры и курсов дополнительного профессионального образования (ДНО) должностных лиц органов управления оперативно-тактического уровня (в том числе и офицеров связи) к проведению всего цикла подготовки, планирования и ведения боевых действий на основе моделирования. Необходимо отметить, что не всегда существует объективная возможность обучения на курсах ДНО руководящего состава частей связи и должностных лиц органов управления связью, т.к. это связано с длительным перерывом в исполнении должностных обязанностей.

Достижение цели подготовки — уверенной работы специалистов связи с использованием моделирующих систем — предлагается осуществить в рамках профессионально-должностной подготовки (НДН) с использованием информационных и образовательных ресурсов военных вузов. НДН организуется в системе боевой подготовки войск и представляет собой комплекс учебно-воспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военно-профессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного, культурного и физического совершенствования офицеров [2].

Электронная информационно-образовательная среда военной образовательной организации. Суть подхода состоит в проведении занятий по теоретическому изучению и практическому применению моделирующих систем с использованием развернутых в военных вузах ТМК и инфокоммуникационных технологий дистанционно с рабочих мест в пунктах постоянной дислокации воинских частей. Нри этом технически задача решается путем создания виртуальных представительств воинских частей (ВН) в информационной образовательной среде для подготовки военных кадров Министерства обороны (МО). Основным элементом данной среды является электронная информаци-

онно-образовательная среда военной образовательной организации (ЭИОС). Под ЭИОС понимается система информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих условия для реализации образовательных программ и автоматизации процессов повседневной деятельности вуза [3].

Опыт применения ЭИОС в образовательном процессе отечественных и зарубежных гражданских вузов [4] выявил дополнительные возможности применения электронного обучения и дистанционных технологий обучения (табл. 1)

Таблица 1

Возможности, реализуемые в ЭИОС

№ п/п Наименование Сущность

1 Свобода доступа к обучающим ресурсам Экономия времени обучающихся и преподавателей за счет возможности обучения в удобное время

2 Адаптивность обучения Коррекция продолжительности и последовательности изучения материалов

3 Мотивация Инновационность форм обучения

4 Эффективность контроля Автоматизация контроля и мониторинга проводимых мероприятий

5 Информационная безопасность Комплексная защита информации, циркулирующей в среде

6 Реализация потребности в профессиональном самосовершенствовании При работе онлайн увеличение доли самостоятельного освоения материала обеспечивает выработку у обучающихся твердых умений и навыков, творческого мышления

Под ВП следует понимать унифицированный комплекс программ, реализующий типовой перечень сервисных служб с целью организации процесса обучения дистанционно по соответствующим учебным программам.

При детализации основных функциональных задач ВП (технологических; организационных; методических; информационных; нормативных; экономических) в его структуре можно выделить ряд подсистем (табл. 2).

Таблица 2

Функции основных подсистем виртуального представительства

№ п/п Наименование подсистемы Реализуемая функция

1 Административная Создание типовых генерируемых подсистем и взаимосвязь всех компонент ВП, безопасность информации

2 Регистрации и авторизации Разграничение доступа и настройка интерфейса пользователя в соответствии с его категорией

3 Информационная Формирование и представление пользователям ВП информации о возможностях, предоставляемых ресурсами ЭИОС, а также информирование зарегистрированных пользователей о различных событиях и мероприятиях

Взаимодействия Проведение групповых занятий и консультаций в режимах on-line и off-line

Организации и управления Создание и актуализация личных дел пользователей ВП всех категорий, формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль хода учебного процесса и т.д.

Библиотечная Накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с категорией пользователей

Статистики Сбор, формирование и предоставление учетно-отчетных документов

Контроля знаний Проведение тестирования

Документирования Формирование на бумажном носителе различных документов

Вариант структуры ВП, объединяющей перечисленные выше подсистемы, представлен на рис. 1.

Внешние рес=(МОуРФ,ГКВКС),

Ресурсы открытого

Рис. 1. Вариант структурной схемы ВП в ИОС МО РФ

Коллективом авторов разработана и внедрена в образовательную деятельность Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) Военно-воздушных сил ЭИОС «Академия».

Структурно ЭИОС «Академия» включает в себя все основные и необходимые для её полного функционирования элементы (рис. 2), позволяющие осуществлять руководящему, профессорско-преподавательскому составу (ППС) и обучающимся автори-

зированный (неавторизированный) доступ к учебно-методическим материалам дисциплин кафедр, локальному порталу, энциклопедии «Википедия», каталогам программ и учебной библиотеки, научным электронным изданиям, разработанным на кафедрах программным продуктам и любым другим ресурсам через файлообменник.

Рис. 2. Структурная схема ЭИОС «Академия»

Основу внутреннего технического обеспечения ЭИОС составляют информационно-телекоммуникационная сеть и автоматизированные рабочие места (АРМ) пользователей. Информационно-телекоммуникационная сеть предназначена для создания общей информационной среды академии и обеспечения взаимодействия всех подразделений академии на основе современных информационных технологий, сетевого и серверного оборудования. Данная сеть построена на оптоволоконных линиях связи общеакадемического значения и специализированного назначения (изолированный сегмент «Интеграция СВО», конфиденциальный сегмент видеоконференцсвязи и т.д.).

АРМ размещены во всех структурных подразделениях ВУНЦ и делятся на частные (личные), установленные для одного пользователя, и общие (многопользовательские). В учебных аудиториях многопользовательские АРМ развернуты совместно с мультимедийными устройствами (интерактивные доски, мультимедийные проекторы). АРМ общего пользования используются как абонентские пункты с возможностью выхода в интернет и в виде библиотечно-информационных пунктов, размещенных в читальных залах для получения необходимой информации из электронной библиотечной системы.

К программному обеспечению ЭИОС относится общее (операционные системы, пакеты прикладных программ и т.д.) и специальное. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, составляющих основу информационно-справочной и информационно-поисковой систем, а также используемых для разграничения доступа и соблюдения безопасности функционирования ЭИОС в целом.

Доступ к ЭИОС обеспечивается с мобильных устройств обучающихся (ноутбуков и планшетных компьютеров) и со стационарных ПЭВМ, размещенных в службах, на кафедрах, в научных центрах, учебных аудиториях, электронных читальных залах, общежитиях и других помещениях.

Доступ к информации в ЭИОС обеспечивается как для авторизованных, так и для неавторизованных пользователей. Для неавторизованных пользователей доступ к ЭИОС ограничен только общедоступными разделами: учебной библиотекой и разделами общей информации портала.

В ЭИОС «Академия» реализована система администрирования, обеспечивающая управление используемыми системами, подсистемами и модулями. Так, посредством обращения к централизованной системе веб-модулей и применения определенных программных средств обеспечивается выполнение процедур управления, регламентирующих определенные процессы или их часть в целях приведения их в соответствие с поставленными целями и задачами. Применяется также программное обеспечение, в том числе разработанное и зарегистрированное в фонде программ ВУНЦ, обеспечивающее контроль состояния основных элементов информационно-образовательной среды с целью выявления и разрешения возникающих проблем, отказов.

Для подсистемы управления ресурсами реализован функционал, определенный требованиями к ИОС военной образовательной организации МО РФ в части, касающейся работы с системой хранения данных академии. Регистрация обращений к информации ведется в накопительном реестре на базе расширенного журналирования пакета Samba (по протоколу CIFS).

В библиотеках реализована автоматизированная информационно-библиотечная система «МАРК» (разработчик НПО «Информ-Система» г. Москва). С помощью модуля «МАРК-SQL» автоматизированы такие процессы, как комплектование, каталогизация, подписка, выдача документов, поиск в электронном каталоге, создание цифровых библиотек. Модуль «МАРК-SQL» интегрирован с web-модулем «MAPK-Intemet», который обеспечивает управляемый доступ в информационно-телекоммуникационных сетях к цифровым образовательным ресурсам, информационным справочным и поисковым системам, а также бронирование, выдачу и учет библиотечных единиц хранения. Доступ к цифровым образовательным ресурсам обеспечивается через личный кабинет пользователя с любого АРМ академии, подключенного к локальной вычислительной сети. Принципиальные особенности данной системы: многоплатформность, возможность работать с различными СУБД, защита от несанкционированного доступа.

Численные оценки эффективности подготовки специалистов. В целях реализации описанного подхода к подготовке специалистов связи к работе с использованием моделирующих систем, основанного на ЭИОС «Академия», возникает необходимость разработки методик обучения и проведения различного вида занятий, ситуационных задач, тактических эпизодов, различных условий обстановки, базы тестирования. Представим типовой этап учебного процесса приобретения обучающимися необходимых знаний и навыков в виде структурно-функциональной схемы [5], а его возможные результаты — в виде дерева событий-исходов (рис. 3) с использованием следующих обозначений: N — общее число всех блоков алгоритма; 77 — количество блоков, освоенных обучающимися на n-м цикле его подготовки; P0 — вероятность своевременного и

безошибочного выполнения обучающимися неосвоенного блока, P = 1 — P — ее дополнение до единицы, соответствующее противоположному событию; P — вероятность своевременного и безошибочного выполнения обучающимися освоенного блока

алгоритма, P = 1 — P — вероятность противоположного события; k'J — условная вероятность оценки руководителем действий обучающегося, (правильная ij=1), (ошибоч-

ная у=0); к00 — вероятность правильной (отрицательной) оценки руководителем занятия ошибочных действий обучающегося; к11 — вероятность правильной (положительной) оценки правильных действий обучающегося; к01 — ошибки первого рода — вероятность неверной (положительной) оценки ошибочных действий обучающегося; к10 — ошибки второго рода — вероятность отбраковки своевременных и безошибочных действий обучающегося; X — вероятность корректировки обучающимися своих действий и у = 1 — X — вероятность противоположного события. Плюсом обозначены благоприятные исходы обучения в ходе одного блока алгоритма, остальные исходы считаем неблагоприятными.

п+1 п

Рис. 3. Структурно-функциональная схема и граф обучения офицеров работе с использованием моделирующих систем

Для нахождения вероятности освоения ] блоков обучающимся А на п-м цикле его подготовки РА (п) определим вероятность освоения одного блока содержания обучения, соответствующего решению одной ситуационной задачи, за один цикл подготовки (] = 1) с учетом осуществления контроля со стороны руководителя занятия и возможности коррекции обучающимся своих действий:

РА = 1 — (1 — 1)|Р0 (к 01Х + к 00у) + рк 10х]—1 [р (к 01Х + к 00у) + Рк 10 X

(1)

Тогда выражение для вероятности РА (п) своевременных и безошибочных действий обучающегося А, обеспечиваемых после п-го цикла его обучения, примет вид

РА (П) = 1 —П [1 — РА ] .

(2)

1=1

Учитывая выражения (1) и (2), можно определить следующие направления совершенствования подготовки специалистов связи в рамках указанного подхода:

- повышение качества первоначальной подготовки и предварительного инструктажа (увеличивает вероятности Р0 и X );

- ужесточение контроля действий обучающихся (приводит к росту вероятностей k00 и k11 и снижает вероятности ошибок первого и второго рода);

- совершенствование учебно-материальной базы (обеспечивает сокращение затрат времени, не связанных с процессом обучения и увеличение за счет этого числа n занятий и тренажей).

Заключение. Использование подхода к организации подготовки специалистов связи к работе с использованием моделирующих систем в рамках профессионально-должностной подготовки на основе использования ЭИОС военного вуза имеет следующие достоинства:

- осуществляется подготовка военных специалистов связи к перспективному виду деятельности;

- организация подготовки не требует длительного отрыва от исполнения должностных обязанностей;

- реализуется возможность использования учебно-методических ресурсов, уникальных ТМК и высококвалифицированного ППС военных вузов в процессе боевой подготовки;

- способствует обмену положительным опытом, формированию единства взглядов на подготовку военных специалистов, повышению уровня взаимодействия между войсками и военными вузами.

Применение предложенного подхода обеспечит требуемый уровень подготовки военных специалистов связи к работе с использованием моделирующих систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интеллектуализация — важная составляющая цифровизации Вооруженных Сил Российской Федерации / О. В. Масленников [и др.] // Военная мысль. — 2020. — № 7. — С. 67.

2. Махнин В. Л. Основы военно-научных исследований: понятийный аппарат : монография. — Воронеж : ВУНЦ ВВС «ВВА», 2017. — 460 с. — С. 314.

3. Методические рекомендации по использованию электронной информационно-образовательной среды в образовательной деятельности организаций Министерства обороны Российской Федерации : утверждены статс-секретарем — заместителем Министра обороны Российской Федерации. — М., 2019. — 46 с.

4. Лебедева Т. Е., Охотникова Н. В., Потапова Е. А. Электронная образовательная среда вуза: требования, возможности, опыт и перспективы использования // Интернет-журнал «Мир науки». — 201И. — Т. 4. — № 2. — URL: http://mir-nauki.com.

5. Белов П. Г. Системный анализ и программно-целевой менеджмент рисков. — СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2015. — С.124—132.

REFERENCES

1. Intellektualizatsiya — vazhnaya sostavlyayuschaya tsifrovizatsii Vooruzhennyih Sil Rossiyskoy Federatsii / O. V. Maslennikov [i dr.] // Voennaya myisl. — 2020. — # 7. — S. 67.

2. Mahnin V. L. Osnovyi voenno-nauchnyih issledovaniy: ponyatiynyiy apparat : monografiya. — Voronezh : VUNTs VVS «VVA», 2017. — 460 s. — S. 314.

3. Metodicheskie rekomendatsii po ispolzovaniyu elektronnoy informatsionno-obrazovatelnoy sredyi v obrazovatelnoy deyatelnosti organizatsiy Ministerstva oboronyi Rossiyskoy Federatsii : utverzhdenyi stats-sekretarem — zamestitelem Ministra oboronyi Rossiyskoy Federatsii. — M., 2019. — 46 s.

4. Lebedeva T. E., Ohotnikova N. V., Potapova E. A. Elektronnaya obrazovatelnaya sreda vuza: trebovaniya, vozmozhnosti, opyit i perspektivyi ispolzovaniya // Internet-zhurnal «Mir nauki». — 2016. — T. 4. — # 2. — URL: http://mir-nauki.com.

5. Belov P. G. Sistemnyiy analiz i programmno-tselevoy menedzhment riskov. — SPb. : Izd-vo SPbGPU, 2015. — S.124—132.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Голубев Сергей Владимирович. Профессор кафедры. Доктор военных наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

E-mail: golsv24@mail.ru.

Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, д. 54а. Тел. 8-950-773-80-46.

Толстых Александр Владимирович. Старший преподаватель кафедры управления авиацией. Кандидат технических наук.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: toa-80@yandex.ru

Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, д. 54а. Тел. 8-951-554-43-85.

Арьков Григорий Валерьевич. Адъюнкт.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

E-mail: kenguru.66@mail.ru

Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, д. 54а. Тел. 8-951-874-76-50.

Golubev Sergey Vladimirovich. Professor of the chair. D. Sc. (Mil.), Professor, Honoured Worker of Higher School of Russian Federation.

Military educational and scientific center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin».

E-mail: golsv24@mail.ru

Work address: Russia, 394064, Voronezh, Starykh Bolshevikov Str., 54a. Tel. 8-950-773-80-46.

Tolstykh Aleksandr Vladimirovich. Senior lecturer of the chair of Aviation Control. Candidate of Technical Scienses.

Military educational and scientific center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin».

E-mail: toa-80@yandex.ru

Work address: Russia, 394064, Voronezh, Starykh Bolshevikov Str., 54a. Tel. 8-951-554-43-85.

Arkov Grigoriy Valerievich. Post-graduate cadet.

Military educational and scientific center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin».

E-mail: kenguru.66@mail.ru

Work address: Russia, 394064, Voronezh, Starykh Bolshevikov Str., 54a. Tel. 8-951-874-76-50.

Ключевые слова: профессионально-должностная подготовка; военный специалист связи; образовательная среда; моделирующие системы.

Key words: professional training; military communication specialist; educational environment; modeling systems.

УДК 355.237.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.