Научная статья на тему 'Дороги, которые мы выбираем'

Дороги, которые мы выбираем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — П. И. Устинов

Как часто мы друг друга не понимаем: дети родителей, ученики учителей, подчиненные начальника. Родители искренне желают добра подрастающему поколению, но не хотят посмотреть на мир их глазами. Дети отвечают им взаимностью в своем непонимании. Отношения между врачом и пациентом часто похожи на семейные. Покровительственное, отеческое отношение к пациенту вообще традиционно для российской патерналистской модели медицины. Поэтому и здесь нередко возникает тургеневский конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дороги, которые мы выбираем»

 Краткий курс

Петр УСТИНОВ Дороги, кото МР^т мы выбираем Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу. О. Генри

ШЖ ак часто мы друг друга не понимаем: дети - родителей, ученики - учителей, подчиненные - начальника. Родители искренне желают добра подрастающему 1 поколению, но не хотят посмотреть на мир их глазами. Дети отвечают им взаимностью в своем непонимании. Отношения между врачом и пациентом часто похожи на семейные. Покровительственное, отеческое отношение к пациенту вообще традиционно для российской патерналистской модели медицины. Поэтому и здесь нередко возникает тургеневский конфликт.

И опять - из-за непонимания. Скажем, ходит астматик к участковому терапевту. Тот думает, что человек хочет вылечиться, стать здоровым. Врач старается, выписывает современные лекарства, переживает, что лечение не слишком эффективно. А человеку просто надоела скучная работа, толком не приносящая денег, и его настоящая цель - получить группу инвалидности. Конечно, это, по меткому выражению Э. Рязанова, "абсолютно нетипичная история". Но все же врачи часто не понимают истинных стремлений их пациентов. И даже не очень задумываются над этим, считая, будто им виднее, что человеку на пользу. Чего хочет астматик... Между тем, принимать лекарства будет (или не будет) именно пациент. И только если почувствует, что лекарства приближают его личную цель, ведут его по выбранной им дороге. Кто-то согласен на любое лечение, лишь бы не расставаться с любимым котом, другой считает удушье меньшим злом, чем гормональный ингалятор, третий боится только ночных приступов, четвертый озабочен сокрытием своей астмы от коллег по работе, пятого устраивает имидж страдальца и госпитализации четыре раза в год, шестому просто нравится бесплатный тео-федрин (который бывает, как известно, в мышеловке). А доктор должен разобраться в мотивах, движущих пациентом, чтобы помочь ему. Безусловно, большинство болеющих людей хотят вылечиться. Но что они вкладывают в это понятие? И к чему стремятся люди с тем или иным хроническим заболеванием, например с бронхиальной астмой? Что им мешает более всего? От каких проявлений болезни они хотели бы избавиться в первую очередь? Совпадают ли цели врача и пациента? Достижимы ли они? Сложные вопросы. И, пожалуй, ответить на них можно, только спрашивая. В США изучались ответы астматиков на главный вопрос: "Какого результата вы ждете от лечения?" Среди наиболее частых ответов были: нормальная работоспособность, отсутствие приступов днем (и/или ночью), полно-

* —г ■ Ш / 3 L ¿г. р ц jul jauk lji h> i 5 'V ni 4, [ j" ■■ Г м , -i м il__JI ' HL ™ Ей Tv1 -i- ^p^ & ¿i L- ^ * ий !; >-ЧГ J: ■Sit- P ---"i^VkJiij.,. H '' ■ ■ - шО ■Ш № V лЛШ- Щё 1;" шНШЯШЁ -> 7 .V, .'Л. г ншш КХ'жж'мдТ ■ V Я5»3* р % .-ззц

20 ПСТМПиПЛЛЕРГИЯ 2005/1

Краткий курс

ценная физическая активность, свобода от бронхорасширяющих ингаляторов. Но более половины людей назвали две главные цели -возможность вести нормальную жизнь (в современной медицине для оценки эффективности лечения активно используется понятие "качество жизни", учитывающее различные виды активности человека, то есть под нормальной жизнью следует понимать жизнь с высоким качеством) и отсутствие обострений астмы.

...и что может врач

Эти цели - из разряда оправдывающих средства. Но пока добиваются такого результата - полноценной жизни без обострений - только 5% астматиков. Остальные живут с частыми приступами, не особо стремясь пойти по дороге к этой цели. А кого-то и врач "поставил на место" - мол, как вы хотите без приступов жить, если у вас астма?!

Но действительно, достижимы ли эти цели? И снова мы возвращаемся к результатам международного исследования GOAL (Достижение оптимального контроля астмы). Напомним, что в нем участвовали более 3400 астматиков, которые в течение года лечились или фликсотидом, или серетидом. Серетид - это комбинация флик-сотида (ингаляционного гормона) и сальметерола (пролонгированного бронхорасширяющего вещества), которые в сочетании усиливают действие друг друга.

Целью участников исследования было достижение хорошего

контроля астмы, а в идеале - полного контроля (когда любые проявления астмы полностью отсутствуют каждый день на протяжении хотя бы 7 из 8 последовательных недель).

Исследование GOAL доказало, что хороший контроль астмы достижим у значительной части людей: у 59% при лечении фликсотидом и у 71% - при терапии серети-дом (это вместо имеющихся на сегодня 5%!). Вполне реален и более высокий уровень контроля - полный контроль астмы: он был достигнут у 28% участников исследования при лечении фликсотидом и у 41% - при лечении серетидом.

Если звезды зажигают.

Значит, к ним надо стремиться. Наверное, полный контроль астмы может стать такой путеводной звездой. Но как быть тем людям, которые не дотянутся до этой звездочки? Давайте вспомним о двух главных ожиданиях - нормальном качестве жизни и отсутствии обострений астмы. Оправдываются ли они при современном лечении?

Исследование GOAL продемонстрировало, что качество жизни, исходно сниженное почти у всех пациентов, в результате лечения у большинства из них восстанавливается до нормального. Причем серетид оказался более эффективным по сравнению с флик-сотидом.

Еще сильнее стремление к полному контролю влияет на частоту обострений астмы. Лечение флик-сотидом снижало частоту обострений приблизительно в 2 раза, а серетидом - в 2,5-4 раза (в зависимости от тяжести болезни). Так, при среднетяжелой астме лечение серетидом уменьшило вероятность обострений до 0,08 на человека в год - это соответствует одному обострению за 13 лет! Многие ли астматики могут похвастаться тем, что уже лет 10-12 не лежали в больнице?

А как с безопасностью? Не доведет ли стремление "к звездам" до осложнений? Оказывается, лечение и фликсотидом, и серетидом нечасто сопровождается побочными эф-

фектами - осиплость голоса, боль в горле и кандидоз полости рта в сумме наблюдались всего лишь у 8-11% людей. Благодаря большей эффективности серетид можно использовать в меньшей дозе, чем фликсотид (и вероятность побочных эффектов будет меньше).

Исследование GOAL показало, что надо стремиться к полному контролю астмы - к нашей путеводной звезде. Надо выбрать эту дорогу и пройти по ней.

Справочник

СЕРЕТИД - комбинированный противо-астматический препарат, состоящий из ингаляционного гормона фликсотида и бронхорасширяющего лекарства сере-вента (сальметерола). Такое сочетание позволяет избежать увеличения дозы ингаляционного глюкокортикостерои-да. Применяется в качестве постоянной поддерживающей терапии. Различные сочетания дозировок способствуют применению препарата при различных клинических ситуациях. Серетид выпускается в виде мульти-диска и бесфреонового дозированного аэрозольного ингалятора.

1

ПСТМПи АЛЛЕРГИЯ 2005/1

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.