Научная статья на тему 'ДОПРОС ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА'

ДОПРОС ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / ДОПРОС / ПРЕДМЕТ ДОПРОСА / ТАКТИКА ДОПРОСА / СРЕДСТВА ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайнуллин Руслан Ильдарович

В статье рассматриваются вопросы тактической целесообразности допроса лиц, ответственных за обучение и воспитание несовершеннолетнего. В результате анализа особенностей принятия тактического решения о допросе указанных лиц, автором приходит к выводу о тактической целесообразности его производства. На этой основе даются криминалистические рекомендации по определению лиц, подлежащих допросу, и определению его предмета. Даются криминалистические рекомендации по включению конкретных обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе производства следственного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERROGATION PERSONS RESPONSIBLE FOR EDUCATION AND UPBRINGING, AS A MEANS OF STUDYING THE IDENTITY OF A MINOR PARTICIPANT IN CRIMINAL PROCEEDINGS

This article considers the tactical expediency of interrogating persons responsible for the education and upbringing of a minor. The author, as a result of the analysis of the peculiarities of making a tactical decision on the interrogation of these persons, comes to the conclusion about the tactical expediency of its production. On this basis, forensic recommendations are given to determine the persons to be interrogated and to determine its subject. Forensic recommendations for the inclusion of specific circumstances to be clarified in the course of the investigation under consideration are given.

Текст научной работы на тему «ДОПРОС ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА»

2. Мевлуд Д.Д. Современные проблемы уголовной политики. 2018. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-ugolovnoy-politiki

3 Бакин Е.А., Алешина И.Ф. Судебные экспертизы на стадии досудебного уголовного судопроизводства Ч. 2. М., 2003.

4. Шахкелдов Ф.Г., Еремин С.Г. Судебная бухгалтерия: учебник. Ростов-н/Д.: ФГКОУ ВО «РЮИ МВД России», 2020. 362 с.

5. Голикова В.В. Задачи судебной налоговой экспертизы // Эксперт-криминалист. 2010. № 4. С.15-16.

6. Халиков А.Н. Проблемы проведения комплексных компьютерных и судебно-бухгалтерских экспертиз по уголовным делам о служебных преступлениях // Эксперт-криминалист. 2011. № 3. С. 23-25.

7. Задачи проведения ревизии определены в п.5 Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ при назначении и проведении ревизии (проверок): Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717

8. Яшин Р.Е. Выявление признаков незаконного предпринимательства на основе экономической информации. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

References and Sources

1. Bakin E.A., Aleshina I.F. Sudebnye ekspertizy na stadii dosudebnogo ugolovnogo sudoproizvodstva Ch.1. M., 2003.

2. Mevlud D.D. Sovremennye problemy ugolovnoj politiki. 2018. https://cyberleninka.ru/article/nlsovremennye-problemy-ugolovnoy-politiki 3 Bakin E.A., Aleshina I.F. Sudebnye ekspertizy na stadii dosudebnogo ugolovnogo sudoproizvodstva Ch. 2. M., 2003.

4. Shahkeldov F.G., Eremin S.G. Sudebnaya buhgalteriya: uchebnik. Rostov-n/D.: FGKOU VO «RYUI MVD Rossii», 2020. 362 s.

5. Golikova V.V. Zadachi sudebnoj nalogovoj ekspertizy // Ekspert-kriminaHst. 2010. № 4. S.15-16.

6. Halikov A.N. Problemy provedeniya kompleksnyh komp'yuternyh i sudebno-buhgalterskih ekspertiz po ugolovnym delam o sluzhebnyh prestupleniyah // Ekspert-kriminaHst. 2011. № 3. S. 23-25.

7. Zadachi provedeniya revizii opredeleny v p.5 Polozheniya o poryadke vzaimodej stviya kontrol'no-revizionnyh organov Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii s General'noj prokuraturoj RF, Ministerstvom vnutrennih del RF, Federal'noj sluzhboj bezopasnosti RF pri naznachenii i provedenii revizii (proverok): Prikaz Minfina RF, MVD RF, FSB RF ot 07.12.1999 N 89n/1033/717

8. Yashin R.E. Vyyavlenie priznakov nezakonnogo predprinimatel'stva na osnove ekonomicheskoj informacii. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.

ШАХКЕЛДОВ ФРИДРИХ ГРИГОРЬЕВИЧ - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики и оперативно-розыскной деятельности РЮИ МВД России, заслуженный юрист Кубани (shakhkeldov@mail.ru). СТЕПАНОВ САМВЕЛ ДЖАВАНШИРОВИЧ - следователь-криминалист отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю (stepanov@mail.ru). SHAKHKELDOV, FRIDRIKH G. - Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminalistics and Operational-Investigative Activities of the RSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Honored Lawyer of the Kuban. STEPANOV, SAMVEL J. - Investigator-Criminalist of the Criminalistics Department of the Investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation for the Krasnodar Territory.

УДК 343.144:343.9 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-97-100

ЗАЙНУЛЛИН Р.И.

ДОПРОС ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО

СУДОПРОИЗВОДСТВА

Ключевые слова: несовершеннолетний участник уголовного судопроизводства, допрос, предмет допроса, тактика допроса, средства получения информации о личности несовершеннолетнего, личность несовершеннолетнего.

В статье рассматриваются вопросы тактической целесообразности допроса лиц, ответственных за обучение и воспитание несовершеннолетнего. В результате анализа особенностей принятия тактического решения о допросе указанных лиц, автором приходит к выводу о тактической целесообразности его производства. На этой основе даются криминалистические рекомендации по определению лиц, подлежащих допросу, и определению его предмета. Даются криминалистические рекомендации по включению конкретных обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе производства следственного действия.

ZAINULLIN, R.I.

THE INTERROGATION PERSONS RESPONSIBLE FOR EDUCATION AND UPBRINGING, AS A MEANS OF STUDYING THE IDENTITY OF A MINOR PARTICIPANT IN CRIMINAL PROCEEDINGS

Key words: minor participant in criminal proceedings, interrogation, subject of interrogation, interrogation tactics, means of obtaining information about the identity of a minor, the identity of a minor.

This article considers the tactical expediency of interrogating persons responsible for the education and upbringing of a minor. The author, as a result of the analysis of the peculiarities of making a tactical decision on the interrogation of these persons, comes to the conclusion about the tactical expediency of its production. On this basis, forensic recommendations are given to determine the persons to be interrogated and to determine its subject. Forensic recommendations for the inclusion of specific circumstances to be clarified in the course of the investigation under consideration are given.

Одним из центральных структурных элементов поисково-познавательной деятельности следователя, обеспечивающим эффективность и результативность расследования преступлений, является изучение личности участника уголовного судопроизводства. Тем более, когда речь идет

о личности несовершеннолетнего, которая характеризуется значительными психофизическими и нравственно-психологическими особенностями.

В этой связи изучение характеризующих личность несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства свойств и качеств не столько служит достижению научно-познавательных целей, сколько имеет сугубо прикладной характер. Это находит свое выражение в пристальном рассмотрении вопросов выдвижения версий, определения тактики производства следственных действий, анализа причин и условий, способствующих совершению преступления, и многих других вопросов, возникающих при исследовании закономерностей предварительного расследования.

Среди средств получения информации о личности несовершеннолетних можно выделить следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и судебные экспертизы. В свою очередь, следственные действия как процессуальные средства получения информации о личности несовершеннолетнего можно условно поделить на:

- следственные действия, в результате которых следователь получает вербальную информацию о личности несовершеннолетнего.

- следственные действия, в результате которых следователь получает невербальную информацию о личности несовершеннолетнего.

Данная классификация является весьма условной, поскольку зачастую в результате одно и того же следственного действия следователь может получать как невербальную, так и вербальную информацию о личности несовершеннолетнего. Например, в ходе производства осмотра места происшествия с участием несовершеннолетнего потерпевшего выявляются следы преступления, которые могут характеризовать его личность, а также им могут сообщаться какие-либо сведения, которые также могут характеризовать его личность.

Среди выделяемых в науке криминалистики средств получения вербальной информации о личности несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства, допрос является наиболее ценным и традиционным. Действительно, его потенциал как средства получения информации о личности несовершеннолетнего, несомненно, огромен. Вместе с тем допрос представляет собой сложный коммуникативный процесс, характеризующийся многими тактико-психологическими особенностями, и эффективность которого во многом зависит от уровня подготовки его субъектов.

В этом понимании принятие следователем тактического решения о производстве допроса того или иного лица должно быть взвешенным и обоснованным. Одним из ценных источников получения информации о личности несовершеннолетнего являются показания лиц, ответственных за воспитание и обучение несовершеннолетнего. Тактическая целесообразность принятия решения о допросе указанных лиц обусловлена необходимостью получения следующей информации, которая характеризует личность несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства:

• информации о наличии или отсутствии влияния на несовершеннолетнего третьих лиц, в том числе старших по возрасту;

• информации об условиях жизни и воспитания, уровне его психического развития;

• иная информации о личности несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства [1, с. 171-172].

Информация о наличии или отсутствии влияния на несовершеннолетнего третьих лиц, в том числе старших по возрасту, об условиях жизни и воспитания, уровне его психического развития, в соответствии со ст. 421 УПК РФ входит в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и подлежит обязательному установлению. Тем не менее, это не означает, что указанная информация не имеет значения, когда речь идет о несовершеннолетнем потерпевшем или несовершеннолетнем свидетеле. Информация о влиянии старших по возрасту лиц, об условиях жизни и воспитании необходима для правильной оценки показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, для избрания тактики их допроса, и для решения многих других вопросов криминалистического и иного характера.

Полученная в результате проведения допроса информация, в дальнейшем может быть использована также для решения следующих вопросов:

• индивидуализация уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетнего, совершившего преступление;

• установление причин и условий, способствующих совершению преступления, и принятие профилактических мер;

• построение эффективной тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетнего;

• принятие правильных и эффективных мер для ресоциализации и обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, пострадавших от преступления.

Указанный перечень вопросов является далеко не окончательным, но, наш взгляд, наглядно демонстрирует тактическую целесообразность производства допроса лиц, ответственных за обучение и воспитания несовершеннолетних, по уголовным делам с их участием.

Таким образом, допрос лиц, ответственных за воспитание и обучение несовершеннолетнего, является обязательным для проведения по любому уголовному делу, участие в котором принимает несовершеннолетний.

В качестве таких свидетелей могут быть допрошены следующие две категории лиц:

• родители или иные законные представители;

• педагоги, занимающиеся обучением несовершеннолетнего.

Круг законных представителей определен в ст. 5 УПК РФ. В частности, к ним отнесены родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства. Если обратиться к указанному перечню подробнее, то мы можем заметить, что в него не входят бабушки, дедушки, дяди и тети, совершеннолетние братья и сестры. Кроме того, нет указания на несовершеннолетнего свидетеля. Более подробно вопрос о понятии законных представителей мы рассмотрели в одной из своих работ [2, с. 3-6].

Поэтому остается лишь добавить, что при решении вопроса о том, какой из законных представителей подлежит допросу в качестве свидетеля в целях получения информации о личности несовершеннолетнего, следователю необходимо учитывать кто из них непосредственно проживает с несовершеннолетним, занимается вопросами его обучения и воспитания. Обязательному учету также подлежит информация о взаимоотношениях внутри семьи. Принимая решение о производстве допроса, следователь должен исходить из указанных обстоятельств, а не из перечня, приведенного в ст. 5 УПК РФ.

При построении тактики допроса законного представителя следователю следует учитывать возможную прямую заинтересованность, что, в свою очередь, обуславливает необходимость дальнейшей критической оценки полученных показаний о личности несовершеннолетнего с обязательным сопоставлением с иными материалами уголовного дела. С одной стороны, родители являются ценным источником криминалистически значимой информации о личности несовершеннолетнего, в том числе об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, с другой стороны - они могут обладать прямой заинтересованностью, в случае представления интересов виновного несовершеннолетнего правонарушителя, что обуславливает в ряде случаях умышленное искажение получаемой от них информации и активное противодействие предварительному расследованию.

При проведении подготовки к производству допроса законного представителя, следователю следует детально определить предмет его допроса с указанием обязательных обстоятельств, подлежащих установлению. К таким обстоятельствам, на наш взгляд, должны относиться следующие:

• условия жизни и воспитания;

• состав семьи;

• взаимоотношения в семье;

• черты характера несовершеннолетнего, иные особенности его личности;

• склонность к фантазированию и другие черты, способствующие даче заведомо ложных показаний либо ложных показаний в связи с добросовестным заблуждением;

• уровень психофизического состояния подростка, наличие фактов отставания в развитии;

• ближайшее окружение подростка;

• формы проведения досуга и свободного времяпровождения;

• факты предыдущего противоправного поведения несовершеннолетнего и способы реагирования на них;

• поведение несовершеннолетнего, предшествующее событию преступления и после него, в том числе особенности поведения в день совершения преступления.

Указанный перечень обстоятельств, входящих в предмет допроса законных представителей, не является исчерпывающим, поскольку определяется конкретной личностью несовершеннолетнего и конкретно сложившейся следственной ситуацией. Поэтому он должен отличаться своей вариативностью.

При определении конкретного педагога, подлежащего допросу, следователю необходимо руководствоваться схожими критериями отбора, как и в случае с законным представителем, о чем мы писали выше. Как правило, подлежит допросу классный руководитель несовершеннолетнего обучающегося, поскольку именно он обладает сведениями о личности конкретного несовершеннолетнего. Не исключены случаи, когда тактически целесообразно допросить помимо классного руководителя также педагога, занимающегося с несовершеннолетним в рамках посещаемых им кружков, секций и т.д. Вполне вероятно, что несовершеннолетний может проявлять иные черты характера вне образовательной организации.

При определении конкретного педагога, подлежащего допросу, следователь необходимо учитывать, что таковым может быть не только классный руководитель, но и учителя профильных предметов, должностные лица, отвечающие за вопросы общей воспитательной работы, школьные психологи и др.

Таким образом, для правильного решения рассматриваемого вопроса следователю необходимо исходить из личности несовершеннолетнего и конкретно сложившийся следственной ситуации с учетом результатов допроса законного представителя.

Предмет допроса педагога, принимающего участие в обучении несовершеннолетнего, дополнительно включаются вопросы об успеваемости несовершеннолетнего, его взаимоотношениях с окружением и родителями, потребностях и интересах, проявляемых в период нахождения в образовательной организации. Обязательному выяснению подлежит вопрос о том, какой из родителей несовершеннолетнего непосредственно участвует во взаимодействии с образовательным учреждением, в том числе посещает родительские собрания, адекватно реагирует на справедливую критику педагога, отзывается на его просьбы и замечания относительно воспитания несовершеннолетнего. Эту информацию надлежит использовать при решении вопроса о выборе законного представителя несовершеннолетнего при предварительном расследовании.

Таким образом, допрос лиц, ответственных за обучение и воспитание несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства, является тактически целесообразным и требует от следователя высокого уровня подготовки к его производству.

Литература и источники

1. Макаренко И.А., Зайнуллин Р.И., Халиуллина А.Ф. Общетеоретические основы расследования преступлений несовершеннолетних. - М.: Юрайт, 2019.

2. Зайнуллин Р.И. Проблемы участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в расследовании преступлений: уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты // Российский следователь. - 2016. -№16. - С. 3-6.

References and Sources

1. Makarenko I.A., Zajnullin R.I., Haliullina A.F. Obshcheteoreticheskie osnovy rassledovaniya prestuplenij nesovershennoletnih. -M.: Yurajt, 2019.

2. Zajnullin R.I. Problemy uchastiya zakonnogo predstavitelya nesovershennoletnego podozrevaemogo, obvinyaemogo v rassledovanii prestuplenij: ugolovno-processual'nye i kriminalisticheskie aspekty // Rossijskij sledovatel'. - 2016. - №16. - S. 3-6.

ЗАЙНУЛЛИН РУСЛАН ИЛЬДАРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета (zaynullin083@yandex.ru).

ZAINULLIN, RUSLAN I. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminalistic, Institute of Law, Bashkir State University (zaynullin083@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.