Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в условиях отраслевого саморегулирования'

Дополнительное профессиональное образование в условиях отраслевого саморегулирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТРАСЛЕВОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТА / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / BRANCH SELF-REGULATION / SCIENTIFIC AND INNOVATIVE CAPACITY OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Н. В.

В статье рассмотрена модель развития системы дополнительного профессионального образования в условиях отраслевого саморегулирования, реализованная в Кумертауском филиале Оренбургского государственного университета. В процессе исследования были выявлены условия формирования научно-исследовательского потенциала вуза в рамках сложившейся инновационной экономики и предложен механизм взаимодействия научно-образовательного и производственного поля через систему дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION UNDER CONDITIONS OF INDUSTRIAL SELF-REGULATION

The article presents the analysis of a model of further professional education system development in conditions of industrial self-regulation, which has been realized in Kumertau Branch of Orenburg State University. Certain conditions of research and development potential forming of a higher educational institution in the framework of modern innovation policy are viewed as an outcome of the investigation. A certain interaction device of science, education and production fields through the system of further professional education has been proposed.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в условиях отраслевого саморегулирования»

Кондратьева Н.В.

Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета E-mail: nvk@kfosu.edu.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОТРАСЛЕВОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье рассмотрена модель развития системы дополнительного профессионального образования в условиях отраслевого саморегулирования, реализованная в Кумертауском филиале Оренбургского государственного университета. В процессе исследования были выявлены условия формирования научно-исследовательского потенциала вуза в рамках сложившейся инновационной экономики и предложен механизм взаимодействия научно-образовательного и производственного поля через систему дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, отраслевое саморегулирование, научно-инновационный потенциал университета.

Основой развития научно-инновационного потенциала является слаженное функционирование классической системы научно-исследовательской деятельности высшей школы с учетом влияния социальных трансформаций внешней среды.

В первом десятилетии XXI века российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных его компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны, и рынок труда - с другой [4].

В условиях сложившейся инновационной экономики зародилась потребность в специалистах новой формации, способных отвечать требованиям быстро меняющихся современных технологий, гибко реагировать на внедрение высокотехнологичных процессов.

На первый план выступает приобретение компетенций саморазвития и самосовершенствования [1].

Приоритетной идеей становится образование не «на всю жизнь», а «через всю жизнь», основные акценты переносятся на самообразование.

Вместе с тем понимание роли места феномена самообразования пока продолжает оставаться в русле традиционных интерпретаций.

Основные образовательные программы высших учебных заведений, федеральные государственные стандарты образования, разработанные под ту или иную сферу деятельности, не могут быть актуализированы так быстро, как того требуют интенсивные процессы структурных изменений. Необходима корректировка формулировок основных дисциплин в ответ на появление новых сфер науки и технологии, интеграция дисциплин, считавшихся ранее обо-

собленными, переход к проблемно-ориентированным методам формирования знаний.

Резко возросшие темпы перемен в жизни общества делают традиционную образовательную практику, связанную с трансляцией уже известного знания, нежизнеспособной [2].

В то же время невозможно отрицать фундаментальность, высокий научно-исследовательский потенциал и академичность российской высшей школы, на базе которой могут быть разработаны и реализованы передовые технологии и методы производства.

Высокий уровень развития педагогической науки, сформированность психолого-педагоги-ческого сообщества, гуманистический характер российской образовательной мысли, ее направленность на обеспечение единства обучения и воспитания, плодотворность многих российских образовательных традиций [3] служат монолитом, на котором можно воздвигнуть, снести и снова воздвигнуть любые «стены» социального института.

Возникает противоречие. С одной стороны, интенсивное индустриальное развитие требует быстрого перехода к инновационной системе образования, с другой стороны, нельзя упустить из поля зрения фундаментальную научную основу подготовки специалистов, проверенную десятилетиями и дающую надежный результат.

Особенно остро данная проблема назрела в процессе создания системы отраслевого саморегулирования.

Саморегулирование - это самостоятельная и инициативная структура, выстроенная субъектами профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной

деятельности, а также контроль за соблюдением требований данных стандартов и правил [6].

Нормативно-правовой предпосылкой развития института саморегулирования в промышленности стало принятие ряда законодательных актов, регламентирующих деятельность промышленных объединений в условиях перехода системы от государственного регулирования к негосударственному.

В частности, это Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ, Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ.

Вступление в силу вышеупомянутых документов закрепило создание института саморегулирования в индустриальной сфере строительства, энергетики и теплоснабжения.

Приоритетным направлением деятельности профессиональных объединений сегодня является кадровое обеспечение отрасли.

Вопрос о соответствии уровня подготовки специалистов квалификационным требованиям вынесен в разряд основополагающих при принятии решения о выдачи свидетельства на право ведения работ в области строительства и энергетики.

С развитием института саморегулирования на порядок возрастает ответственность профессиональных сообществ за безопасность и качество выполнения работ. С этим связана потребность саморегулируемых организаций в специалистах, имеющих прочный фундамент базовых знаний, но в то же время способных к дальнейшему самообучению и открытых для изучения новых технологий.

В определение «квалифицированный специалист» следует вкладывать не только имеющуюся у индивида базу теоретических знаний и практических навыков, закладываемую в рамках классического образования. В это понятие должно входить также непрерывное, систематическое повышение квалификации, профессиональная переподготовка, регулярная аттестация по виду выполняемых работ, требуемые модернизированной экономической системой.

По мнению автора статьи, создание и ускоренное развитие в нашей стране института отраслевого саморегулирования открывает новые возможности и перспективы развития высшей школы посредством актуализации сотрудничества вуза с реальным сектором экономики.

Как считает автор, действенным механизмом развития научно-инновационного потенциала университета в современных условиях выступает система дополнительного профессионального образования (ДПО).

Именно через систему ДПО профессиональные объединения имеют возможность на базе классических научных разработок реализовать потребность в обновлении знаний специалистов в соответствии с непрерывно внедряемыми современными технологиями и процессами.

В рамках дополнительного профессионального образования наиболее ярко и качественно представлена реализация эффективных форм интеграции с наукой и производством.

Если систему основного профессионального образования всех уровней контролирует государство, и представителям инновационных производственных структур весьма затруднительно диктовать здесь свои технологические потребности в подготовке инновационного кадрового состава, то дополнительное профессиональное образование, напротив, более мобильно в отношении внедрения диверсифицированных структур.

В частности, законопроектом «Об образовании» предусматривается, что содержание дополнительных профессиональных программ определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом потребностей лица, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование [5].

Одновременно при подготовке законопроекта учитывалось, что оценка качества дополнительного профессионального образования должна осуществляться не государством в лице уполномоченного органа, а непосредственно потребителями данного вида образовательных услуг - работодателями, их объединениями.

В этих целях законопроектом предусматривается проведение профессионально-общественной аккредитации дополнительных образовательных программ, которая представляет собой признание качества и уровня подготовки слушателей, освоивших такую программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей или видов деятельности, требованиям рынка труда к

специалистам, рабочим, служащим соответствующего профиля.

Согласно указанной статье законопроекта представители отраслевого саморегулирования вправе осуществлять профессионально-общественную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ.

Таким образом, на законодательном уровне создаются условия взаимодействия образовательного и производственного поля, в рамках которого ускоренное качественное развитие может получить научно-инновационный потенциал высшей школы.

Модель развития системы дополнительного профессионального образования, позволяющая, по мнению автора, разрешить противоречие между применением классических подходов и инновационных технологий в образовании, реализована в Кумертауском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» (Кумертауский филиал ОГУ) (см. рис. 1).

Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета имеет передовой опыт реализации программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки и аттестации специалистов в отрасли строительства, энергетики и теплоснабжения, скорректированных под производственные потребности отраслевого саморегулирования.

Задачи реализации программ дополнительного профессионального образования в филиале университета и технического взаимодействия с профессиональными сообществами с целью обес-

печения дополнительных образовательных программ инновационной составляющей возложены на специально созданное для этих целей структурное подразделение «Отдел дополнительного профессионального образования» (ОДПО).

С первых дней существования отдела были налажены и закреплены договорными взаимными обязательствами связи с саморегулируе-мыми организациями Республики Башкортостан в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, энергоаудита и теплоснабжения.

По данным пресс-службы Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, на сегодняшний день в Башкортостане зарегистрировано пять некоммерческих партнерств саморегулируемых организаций, выдающих свидетельства о допуске к определенным видам работ в сфере строительства, капитального ремонта и реконструкции, и саморегулируемые организации в области проведения энергетических обследований и теплоснабжения.

Рисунок 1. Каузальная модель развития научно-инновационного потенциала филиала университета в условиях отраслевого саморегулирования

В их числе:

- НП СРОР «Союз строителей Республики Башкортостан»;

- НП СРО «Группа строительных компаний БашстройТЭК»;

- НП СРО «Межрегиональный строительный союз»;

- НП СРО «Коммунжилремстрой»;

- НП СРО Объединение ремонтно-строительных компаний;

- НП СРО «Ассоциация Экспертов Энергоаудит»;

- НП «Башкирское теплоснабжение».

Взаимодействие образовательных структур с профессиональными объединениями потенциальных заказчиков обучения за сравнительно короткий период времени позволило достигнуть значительных положительных результатов.

В первую очередь объединение совместных усилий Кумертауского филиала ОГУ как научной базы и саморегулируемых организаций как инициаторов внедрения новых производственных технологий стало основой разработки инновационных программ дополнительного профессионального образования.

За период с 2009 по 2012 год на базе Кумертауского филиала ОГУ было разработано свыше 30 инновационных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Принципиальное отличие их от разрабатываемых ранее программ подготовки - актуальность (см. рис. 2).

Каждая из программ проходит процедуру рассмотрения, согласования и утверждения не

0 5 10 15 20

Рисунок 2. Количество программ дополнительного профессионального образования

только на базе филиала университета, но и в саморегулируемой организации, под запросы которой разрабатывалась программа. Это позволяет объединить в рамках одного курса базовый научный и актуальный производственный компонент.

Далее в процессе взаимодействия филиала университета с ведущими саморегулируемыми организациями в области строительства, энергоаудита и теплоснабжения, объединяющими практически все предприятия Республики Башкортостан строительной и энергетической отраслей, возникла необходимость внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий.

В целях реализации образовательных программ для большого числа специалистов одновременно, обучения их на местах, без отрыва от производства на базе Кумертауского филиала ОГУ были разработаны электронные учебнометодические комплексы, позволяющие изучать материал дистанционно, с применением телекоммуникационных технологий.

Успешно внедрена и апробирована специально разработанная филиалом программная оболочка «Web-Set - дистанционное обучение посредством сети Интернет». Данный программный продукт объединяет в себе систему дистанционного обучения и итогового тестирования. Слушатель получает персональную возможность доступа к учебному порталу, возможность выбора персональных учебных треков, использования дополнительных материалов с помощью активных ссылок, просмотра видеолекций, участия в вебинарах по заданному направлению.

Администратор курса с помощью программы «Web-Set» может осуществлять контроль за процессом обучения, отслеживать продвижение слушателя в изучении определенных тем и анализировать соответствие результата повышения квалификации первоначально заданной цели.

В ноябре 2012 года программа дистанционного обучения «Web-Set» прошла экспертизу в Федеральной службе по интеллектуальной собственности и государственную регистрацию с присвоением регистрационного номера.

Организация учебного процесса с применением инновационных телекоммуникационных технологий позволила расширить географию реализации программ дополнительного

профессионального образования и значительно увеличить возможности филиала университета по разработке и внедрению интеллектуальных ресурсов.

Динамика численности слушателей программ дополнительного профессионального образования за период 2009-2012 гг. отражена в диаграмме (рис. 3).

При условии поддержания и развития филиалом университета международных отношений научно-инновационный потенциал вуза получает дополнительные возможности роста.

Разработка и внедрение телекоммуникационного образовательного поля позволили филиалу выйти на международный уровень сотрудничества и позиционировать систему дополнительного профессионального образования как транснациональную.

По результатам обучения иностранных специалистов в 2012 году на базе филиала университета были организованы научно-практические конференции при участии представителей отраслевого саморегулирования, представителей компании АО «Энком» Чешской Республики, студенческого и профессорско-преподавательского состава филиала.

Таким образом, введение телекоммуникационных инноваций в образовательный процесс способствует интеграции фундаментальных научно-исследовательских разработок и современных промышленных технологий, что, в свою очередь, закладывает дополнительную площадку для развития научно-инновационного потенциала.

Включение института отраслевого саморегулирования в процесс подготовки кадрового обеспечения на базе филиала университета стимулирует инвестиционный процесс по расширенному воспроизводству интеллектуальных ресурсов вуза.

Преподаватели программ дополнительного профессионального образования занимают гибкую педагогическую позицию, не только предлагая фиксированный набор научных знаний, но и включаясь в создание общего с отраслевой индустрией производственного поля через предложение и апробирование различного вида профессиональных методик обучения, востребованных слушателями, владея всеми видами инновационных технологий и процессов по заданному курсу.

За период с 2009 по 2012 год на развитие интеллектуального потенциала филиала было инвестировано свыше 500 тыс. рублей.

Развитие системы практико-ориентирован-ного дополнительного профессионального образования в условиях отраслевого саморегулирования является также отправной точкой деятельности филиала университета по открытию производственных структурных подразделений.

Результатом сотрудничества ОДПО Кумертауского филиала ОГУ с саморегулируемы-ми организациями в области строительства, энергоаудита и теплоснабжения стало создание на базе филиала инновационного комплекса, включающего в себя семь научно-производственных структурных подразделений по различным отраслевым направлениям.

Научно-производственная структурная единица консолидирует в рамках своей деятельности научно-исследовательский и производственный компоненты.

Итогом функционирования инновационного комплекса становится разработка, апробирование и применение инновационных технологий в области строительства, энергетики и теплоснабжения.

В ходе данного проекта реализуются условия для потребления вузовских ресурсов, осуществления инвестиционного процесса в целях динамичного развития научно-инновационного потенциала филиала университета.

Представленная на рис. 1 модель является каузальной, поскольку демонстрирует четкую причинно-следственную связь между влиянием внешних факторов на образовательный процесс и развитием научно-инновационного потенциала вуза.

2011

2012

Рисунок 3. Количество потребителей интеллектуальных ресурсов филиала университета

По мнению автора, основным направлением реализации задачи развития научно-инновационного потенциала филиала университета является укрепление взаимодействия между системой научно-исследовательской деятельности высшей школы, определяемой стратегией классического высшего образования, и системой отраслевого саморегулирования, получившего

развитие вследствие социально-экономических трансформаций.

В плане интеграции науки и производства наиболее качественно выступает организация эффективной системы дополнительного профессионального образования, реализуемого в условиях отраслевого саморегулирования.

23.12.2012

Список литературы:

1. Вольвач, В. Г. Инновационная парадигма образования : социологический аспект / В. Г. Вольвач // Современные научные исследования : теория, методология, практика. Сб. науч. тр. по итогам отчетов каф. по НИР за 2009 г. В 2 томах. - Омск : изд-во ОмЭИ, 2010. - Т. 1, вып. 4. - 280 с.

2. Долженко, О. В. Идея университета : вызовы современной эпохи / О. В. Долженко // Высшее образование в России. -2012. - № 7.

3. Жураковский, В. Модернизация высшего образования : проблемы и пути их решения / В. Жураковский, И. Федоров // Высшее образование в России. - 2006. - № 1.

4. Зборовский, Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 99-106.

5. Об образовании в Российской Федерации : Проект федерального закона (редакция на 1 декабря 2010 года, ст. 124) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html

6. О саморегулируемых организациях : Федеральный закон от 01.12.2007 года № 315-Ф3 // Российская газета. - 2007. -№ 273. - 6 дек.

Сведения об авторе:

Кондратьева Наталия Валерьевна, заместитель директора по дополнительному профессиональному образованию и внешним связям Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета 45ЗЗ00, Республика Башкортостан, г. Кумертау, 2-й пер. Советский, Зб, тел. (З476І) 500З0,

e-mail: nvk@kfosu.edu.ru

UDC 316.354.2 Kondratieva N.V.

E-mail: nvk@kfosu.edu.ru

FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION UNDER CONDITIONS OF INDUSTRIAL SELF-REGULATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents the analysis of a model of further professional education system development in conditions of industrial self-regulation, which has been realized in Kumertau Branch of Orenburg State University. Certain conditions of research and development potential forming of a higher educational institution in the framework of modern innovation policy are viewed as an outcome of the investigation. A certain interaction device of science, education and production fields through the system of further professional education has been proposed.

Key words: additional professional education, branch self-regulation, scientific and innovative capacity of university.

Bibliography:

1. Volvach, V. G. Innovation Educational Paradigm: Sociology Aspect I V. G. Volvach II Modern Scientific Investigations : Theory, Methodology, and Practice : Collection of Scientific Papers on Research Work Reports of the Year 2009. In 2 Vol. - Vol. 1. -Omsk : OmEI, 2010. - 280 p.

2. Dolzhenko, O. V. University Concept : Challenge of the Modern Era I O. V. Dolzhenko II Higher Education in Russia. - 2012. -№ 7.

3. Zhurakovskiy, V. Higher Education Modernization : Problems and Ways of their Solving I V. Zhurakovskiy, I. Fyodorov II Higher Education in Russia. - 2006. - № 1.

4. Zborovskiy, G. Ye. Professional Education and Labour Market I G. Ye. Zborovskiy, Ye. A. Shuklina II Socis : Sociological Research. - 2003. - № 4. - P. 99-106.

5. On Education in the Russian Federation : Federal Law Project (Edition of November 1, 2010, clause 124) [Electronic resource]. - Access mode : http:IIwww.rg.ruI2010I12I01Iobrazovanie-dok.html

6. On Self-Regulating Organizations : Federal Law of December 1, 2007, № 315-FL II Rossiyskaya Gazeta. - 2007. - № 273. -December 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.