Научная статья на тему 'Опыт концентрации науки и производства в вузе'

Опыт концентрации науки и производства в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЭНЕРГЕТИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА / ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ / ЭНЕРГОАУДИТ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ / STAFF TRAINING / POWER ENGINEERING / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INTEGRATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AND PRACTICAL EXPERTISE / CENTER OF ENERGY EFFICIENCY / ENERGY AUDIT / SCIENTIFIC-AND-PRODUCTION LEARNING GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анищенко Валерий Алексеевич, Кондратьева Н. В.

В статье затронуты актуальные вопросы подготовки квалифицированных кадров в сфере энергетики через организацию системы дополнительного профессионального образования в вузе. Содержательная часть статьи отражает передовой опыт организации образовательного процесса по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализованный в Кумертауском филиале Оренбургского государственного университета. Описана система интеграции научных знаний и практического опыта через создание производственного центра и организацию работы научно-производственных студенческих групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration system of scientific knowledge and practical expertise

The article covers the topical issues concerning training of highly skilled staff in the sphere of power engineering through the organization of additional professional education at higher educational institution. The article provides the analysis of the advanced experience in organization of educational process based on skills development and professional retraining programmes realized at Kumertau branch of Orenburg State University. The authors dwell upon the integration system of scientific knowledge and practical expertise, which is functioning by means of the Production Center and the organization of students' scientific-and-production learning groups.

Текст научной работы на тему «Опыт концентрации науки и производства в вузе»

Опыт концентрации науки и производства в вузе

В.А. АНИЩЕНКО, профессор, директор

Н.В. КОНДРАТЬЕВА, зам. директора по дополнительному профессиональному образованию Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета

В статье затронуты актуальные вопросы подготовки квалифицированных кадров в сфере энергетики через организацию системы дополнительного профессионального образования в вузе.

Содержательная часть статьи отражает передовой опыт организации образовательного процесса по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализованный в Кумертауском филиале Оренбургского государственного университета. Описана система интеграции научных знаний и практического опыта через создание производственного центра и организацию работы научно-производственных студенческих групп.

Ключевые слова: подготовка кадров, энергетика, дополнительное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, интеграция научных знаний и практического опыта, центр энергосбережения, энергоаудит, научно-производственные студенческие группы.

7 мая 2012 г. Президент России В. Путин подписал указы «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики ». Эти взаимосвязанные документы обращены к системе профессионального образования как важнейшему ресурсу социальной стабильности и экономического развития. В частности, система профессионального образования должна активно включиться в реализацию положения, которое предусматривает увеличение к 2015 г. доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности этой возрастной группы до 37%.

В данной статье рассматривается осуществление задач подготовки и повышения квалификации кадров в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятий на базе Кумер-тауского филиала Оренбургского государственного университета.

Одной из приоритетных целей государ-

ственной политики в этой области является развитие социального партнерства, воспроизводство человеческого капитала в энергетике. Решение данной проблемы требует существенного изменения системы подготовки специалистов в области энергосбережения и энергосберегающих технологий, перестройки мышления общества в целом, радикального изменения его отношения к проблеме энерго- и ресурсосбережения. Поэтому ключевой задачей системы профильного высшего образования сегодня является создание информационно-образовательного поля по проблемам энергосбережения. Базовым принципом практического энергосбережения в стране должно стать научно-производственное партнерство, в котором вуз выступает в качестве распределителя передовых знаний в области энергосбережения и которое является основой повышения энергетической эффективности работы хозяйствующих субъектов Российской Федерации.

Дополнительное образование является важным компонентом образовательного процесса в Кумертауском филиале Орен-

бургского государственного университета. Задача реализации соответствующих программ возложена на специально созданное структурное подразделение -Отдел дополнительного профессионального образования (ОДПО). Основными направлениями его деятельности являются повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в области строительства и энергетики, а учебной и научно-методической базой служат транспортно-энерге-тический и строительный факультеты филиала.

Вступление в силу Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» повлекло за собой необходимость создания профессиональных структур, объединяющих энергоаудиторские и экспертные организации с целью формирования единого информативно-аналитического поля в области энергетики. Ведущей организацией в области содействия реализации мероприятий, предусмотренных распорядительными и иными документами исполнительных органов государственной власти по вопросам эффективного использования топливно-экономических ресурсов, является на сегодняшний день Ассоциация рационального использования энергетических ресурсов «Межотраслевая ассоциация "Энергоэффективность и нормирование"» (АРИЭР «МАЭН »). В 2009 г. Кумертауский филиал ОГУ разработал и представил на согласование в АРИЭР МАЭН полный пакет документов на присвоение статуса Уполномоченного учебно-методического центра в системе АРИЭР. После успешного прохождения процедуры экспертизы филиалу был официально присвоен данный статус, о чем свидетельствует Сертификат соответствия № ЕС-018. Он дает право профессиональной подготовки(переподготовки)специа-листов-энергоаудиторов и специалистов-экспертов в области энергетики по учебным программам, сертифицированным в системе АРИЭР, с выдачей удостоверения о повышении квалификации государственного

образца сроком действия пять лет, а также право на проведение аттестации специалистов энергоаудиторов и энергоэкспертов с выдачей сертификата АРИЭР «МАЭН» сроком действия 3 года.

Отметим, что данный статус на сегодняшний день имеют 14 образовательных учреждений в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Самара, Новосибирск, Краснодар, Омск и Томск. В Республике Башкортостан Кумертауский филиал ОГУ стал первым образовательным учреждением, уполномоченным системой АРИЭР для проведения аттестации специалистов энергетической отрасли. На основании полученных документов отдел дополнительного профессионального образования приступил к разработке системы профессиональной подготовки специалистов реального сектора экономики.

Сотрудниками ОДПО совместно с профессорско-преподавательским составом выпускающих профильных кафедр только за последние два года было разработано свыше 20 программ повышения квалификации, включая пять программ в области профессиональной подготовки специалистов-энергетиков, четыре программы профессиональной переподготовки, в том чис-

ле 580-часовая программа «Электроснабжение промышленных предприятий». По дополнительным образовательным программам в энергетической отрасли подготовлено свыше ста специалистов.

Обучение ведется не только по очной форме. Кумертауский филиал ОГУ демонстрирует сегодня передовой опыт решения задач профессиональной подготовки специалистов энергетического сектора экономики с помощью инновационных дистанционных технологий. Для реализации программ дополнительного образования без отрыва от производства на базе ОДПО созданы электронные учебно-методические курсы, позволяющие изучать материал с применением телекоммуникационных технологий.

Кроме того, в текущем году на базе отдела разработано, успешно внедрено и апробировано Интернет-приложение «Личный кабинет слушателя курсов повышения квалификации», объединившее в себе систему дистанционного обучения и итогового тестирования в области энергетического обучения. Помимо содержательной части (интерактивный лекционный материал, вопросы для самоподготовки, примерные тестовые задания, видеолекции по заданной тематике), Интернет-приложение включает в себя организационный компонент. В данной программе реализована автоматизация таких задач, как предоставление учебного контента определенным слушателям в назначенный период обучения, контроль использования учебных ресурсов, администрирование отдельных слушателей и групп, организация их взаимодействия с тьютором курса, система отчетности и т.д. «Личный кабинет слушателя» позволяет администратору курса реализовать механизмы контроля изучения определенных тем курса. Слушатель, в свою очередь, получает возможности доступа к учебному порталу, выбора персональных учебных треков, использования дополнительных материалов с помощью активных ссылок, просмотра видеолекций, участия в вебина-рах по заданному направлению.

В целях подкрепления научных знаний практическими умениями и навыками в 2009 г. Кумертауский филиал создал производственное структурное подразделение Центр энергосбережения (рис. 1).

В результате плодотворного сотрудничества с профессиональным энергетическим сообществом региона Кумертауский филиал ОГУ вступил в некоммерческое партнерство «Ассоциация экспертов энергоаудит» и получил свидетельство на право проведения работ в области энергоаудита.

Таким образом, Центр энергосбережения объединяет в своей деятельности образовательный и производственный компоненты. Через созданный центр реализуются следующие направления совместной деятельности филиала и энергетического партнерства:

■ обучение энергоаудиторов по программе, утвержденной Министерством энергетики РФ;

■ комплексное энергетическое обследование предприятий с разработкой энергопаспорта (первичное, очередное);

■ тепловизионное обследование с разработкой отчета в соответствии с требованиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, у нас выстраивается инновационная модель профессиональной подготовки кадров в области энергетики, реализуемая через дополнительное профессиональное образование на базе производственной деятельности.

Другим направлением повышения кадрового потенциала в сфере энергосбережения является организация работы научно-производственных студенческих групп.

Современное производство испытывает острую нехваткуспециалистов, ориентированных на практику. Инновационная модель научно-исследовательской деятельности студентов Кумертауского филиала ОГУ в энергетическом секторе представляет собой синтез научных исследований и

Рис. 1. Структура центра энергосбережения

производственной деятельности студентов. Создание Центра энергосбережения стало предпосылкой формирования в филиале в январе 2012 г. научно-производственных студенческих групп.

Научно-производственная деятельность качественно отличается от традиционной научно-исследовательской работы (НИР) студентов своей практической и региональной направленностью. Научная проблема здесь формулируется на базе конкретного энергетического обследования, проводимого студентами самостоятельно под контролем специалистов Центра энергосбережения. В процессе разработки мероприятий по энергосбережению для конкретного объекта исследования проводится научно-исследовательская работа по созданию инновационных технологий энергосбережения, результат которой возвращается в производство в форме конкретных технологий рационального использования энергоресурсов.

Таким образом, НИР становится центральным звеном научно-производственной деятельности студента. В смете затрат на оказание услуг по проведению энергоаудита заложен процент отчислений, приходящихся с каждого исполненного договора на долю профилирующих выпускающих кафедр. Доход от производственной деятельности центра является дополнительным источником внешних финансовых поступлений кафедры от реализации научно-исследовательской работы (рис. 2).

Таким образом, интегрированная система профессиональной подготовки включает в себя обучение конкурентоспособных специалистов, владеющих базовыми научными знаниями и обладающих исследовательскими компетенциями, и реализацию программ дополнительного профессионального образования. Необходимо подчеркнуть, что обучение строится с использованием не только традиционных, но и

1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0

310311

147925

99237 591700

49825 396950

I"9300

1241245 ■ Доля отчислений за научно— исследовательскую работу преподавателей

2 кв. 2011 3 кв.2011 4 кв. 2011 1 кв. 2012

Рис. 2. Доходы Центра энергосбережения от производственной деятельности

телекоммуникационных форм подачи зна- квалифицированных кадров для энергети-

ний. В целом взаимосвязь образовательно- ки, в частности в области энергосбереже-

го и производственного процессов позво- ния, снижая тем самым остроту социаль-

ляет системно решать проблему нехватки но-экономических проблем в стране.

ANISCHENCO V, KONDRATIEVA N. INTEGRATION SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AND PRACTICAL EXPERTISE

The article covers the topical issues concerning training of highly skilled staff in the sphere of power engineering through the organization of additional professional education at higher educational institution.

The article provides the analysis of the advanced experience in organization of educational process based on skills development and professional retraining programmes realized at Kumertau branch of Orenburg State University. The authors dwell upon the integration system ofscientific knowledge and practical expertise, which is functioning by means of the Production Center and the organization of students' scientific-and-production learning groups.

Key words: staff training, power engineering, additional professional education, distant educational technologies, integration of scientific knowledge and practical expertise, center of energy efficiency, energy audit, scientific-and-production learning groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.