Научная статья на тему 'Роль научно-исследовательской деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности бакалавров'

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODEL / PROFESSIONAL COMPETENCE / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анищенко Валерий Алексеевич, Барангулова Светлана Маратовна

Рассмотрена проблема формирования профессиональной компетентности бакалавров, выделены противоречия между стандартами образования и существующей профессиональной подготовкой выпускников вуза. Предложена модель процесса формирования профессиональной компетентности средствами научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анищенко Валерий Алексеевич, Барангулова Светлана Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RESEARCH ACTIVITY IN THE COURSE OF FORMATION BACHELORS OF PROFESSIONAL COMPETENCE

In article the problem of formation of professional competence of bachelors is presented, contradictions between standards of formation and existing vocational training of graduates of high school are allocated. The model of process of formation of professional competence is offered by means of research activity.

Текст научной работы на тему «Роль научно-исследовательской деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности бакалавров»

Анищенко В.А., Барангулова С.М.

Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета Е-mail: uzz@kfosu.edu.ru, ogsd@kfosu.edu.ru

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ

Рассмотрена проблема формирования профессиональной компетентности бакалавров, выделены противоречия между стандартами образования и существующей профессиональной подготовкой выпускников вуза. Предложена модель процесса формирования профессиональной компетентности средствами научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, научно-исследовательская деятельность.

Главная задача высшего профессионального образования согласно стандартам нового поколения - это воспитать гармоничную личность, развить ее творческий потенциал самоопределения в профессии и обществе. В реализации модели уровневого образования (бакалавриат, магистратура) лежит концепция студентоориентированного учебного процесса, что позволяет студентам осуществлять выбор пути по окончанию учебы. Такая возможность более широкого выбора ими есть одно из основных условий становления творческой личности. ФГОС ВПО третьего поколения имеет две составляющие части: «базовую» (федеральную, неизменную и обязательную: в бакалавриате -это примерно 50% трудоемкости, в магистратуре - 30%) и «вариативную» (вузовскую, наполняемую каждым вузом самостоятельно: в бакалавриате - не менее 50% трудоемкости, в магистратуре - не менее 70%). Реализация стандартов подготовки выпускников разного уровня и профессиональной направленности служит эффективным инструментом построения собственных образовательных программ вузами и индивидуальных путей студенческого самообразования, то есть в построении вузами студентоориентированного учебного процесса. Содержание стандартов, с точки зрения деятельностного подхода, максимально приближено к содержанию профессиональной практики современного бакалавра, в частности отражает все базовые комплексные виды профессиональной деятельности: проектной; теоретической, научно-исследовательской; организационно-управленческой; производственно-технологической; коммуникативной. Такой модульный подход к построению учебного содержания позволяет

расширить прежде всего свободу выбора профессиональной подготовки и мобильности студента [5].

Конкретные виды профессиональной деятельности, по которым готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками образовательного учреждения и объединениями работодателей.

Широкое внедрение в промышленность наукоемких технологий, специфика решаемых в них инженерных задач, находящихся на стыке нескольких технических наук, требующих объединения в процессе их решения усилий специалистов разного профиля, привели к трансформации многих инженерных специальностей. Для успешного выполнения своих функций современный выпускник-бакалавр должен обладать не только суммой общих и специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности, обеспечивающих плодотворную работу в команде разнопрофильных специалистов [2]. В соответствии с видами профессиональной деятельности перед выпускником стоит ряд задач, успешное решение которых зависит от уровня сформированности у него профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в вуз обучающиеся имеют разные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача вуза -подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Сущность профессиональ-

ной компетентности заключается в формировании на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности. Выполнение стандартов ВПО третьего поколения предполагает формирование определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования [2].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить существующие противоречия в исследуемой области:

- между потребностью в квалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и традиционным содержанием профессиональной подготовки выпускников вуза;

- между потребностью в создании эффективного процесса развития профессиональной компетентности студентов и отсутствием теории и технологии его практической реализации.

Неразрешенность данных противоречий определила выбор темы исследования: «Научно-исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетентности» и позволила сформулировать проблему исследования: «Каковы педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов на основе ведения научно-исследовательской деятельности?»

Средством достижения высокого уровня профессиональной компетентности является научно-исследовательская деятельность. Вовлечение студентов в науку необходимо для формирования готовности студентов к ведению всех видов деятельности, характеризующей данную профессиональную область. Научно-исследовательская деятельность студента должна непрерывно переходить в экспериментально-исследовательскую деятельность специалиста.

Особую роль в формировании профессиональной компетентности бакалавров играет участие в проектах инженерно-исследовательского характера, студенческих олимпиадах, взаимодействие с профессиональной средой, а также производственная преддипломная практика, ко-

торая вызывает у студентов определенные ожидания и трудности, для преодоления которых необходимо раскрытие резервных возможностей.

Научно-исследовательская деятельность представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, способствует мобилизации их творческих сил, создает условия для формирования самостоятельных исследовательских навыков. Поэтому учебный процесс организован таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться управлять собой и обстоятельствами, научиться действовать логически, находить способы самореализации, уметь самообучаться [1].

Изучение проблемы формирования профессиональной компетентности средствами научно-исследовательской деятельности показало необходимость педагогического обоснования организации данного процесса.

Исходя из темы работы и выделенных нами противоречий была сформулирована цель исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности студентов.

Во-первых, формирование профессиональной компетентности станет более успешным, если будут определены критерии и уровни сфор-мированности профессиональной компетентности будущих специалистов через научно-исследовательскую деятельность. Во-вторых, достижение высокого уровня профессиональной компетентности студента невозможно без грамотной и компетентной работы преподавательского состава образовательного учреждения. В условиях вариативного содержания и целей учебного процесса повышение методической компетентности преподавателя должно быть обеспечено системой его непрерывной подготовки, отвечающей новым задачам и требованиям педагогической деятельности.

Достижение педагогической цели стало возможным путем реализации модели ее формирования, разработке и выявлению структурных компонентов изучаемого процесса в логической взаимосвязи и зависимости, позволяющих предвидеть и диагностировать результаты новообразований при создании определенных педагогических условий (рис. 1). Реализация модели

обеспечит целостность, направленность и эффективность формирования профессиональной компетентности студентов. В модели отображен

учебно-методический комплекс совместно с организационно-педагогическими условиями его использования как педагогического средства

Ж

Е

М

О

си V

к ° Й ю &

О

си

и

о

ч

ю

Е

&

£

&

н

и

и о ч ю э Е

3 Е

И

О

4

и о ч ю э Е 3 Е

и

О

&

С

^ Цель: сформировать высокий уровень профессиональной компетентности средствами

научно-исследовательской деятельности

Подход: личностно ориентированный

Учет потребности ГОС ВПО 3 поколения Задачи и возможности

работодателя вуза

Профессиональная компетентность

Г носеологический Праксиологический Аксиологический

компонент компонент компонент

Организационно -педагогические условия

Установлены критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов через научноисследовательскую деятельность

Обеспечено повышение

методической компетентности преподавателя системой непрерывной подготовки

Внедрены в образовательный процесс методические рекомендации по ведению научно-исследовательской деятельности

X

р

у

л

X

о

Установочный этап. Формирование установки на профессиональную деятельность Средства: программа формирования экономического и технического потенциала личности студента

Формирующий этап. Формирование профессиональной направленности личности, усвоение научных основ профессиональной деятельности Средства: система научноисследовательской работы студента и преподавателя

Развивающий этап. Развитие готовности к креативной профессиональной деятельности, развитие умений применять профессиональные знания в нестандартной ситуации Средства: сквозное курсовое и дипломное проектирование, корпоративное взаимодействие

Й

о

й

о

со

8

Й

я

га

й

я

Й

СҐ

Е

О

Уровни: - функциональный, - профессиональный, - креативный Критерии: 1) степень осознания общекультурных и профессиональных компетенций; 2) индекс научной активности; 3) степень способности к постановке целей и самооценке

Результат: креативный уровень сформированное™ профессиональной компетентности

Рисунок 1. Модель процесса формирования профессиональной компетентности

формирования профессиональной компетентности в соответствии с компонентами формируемого качества и пяти взаимосвязанных блоков: теоретического, структурного, условного, процессуального и результативного.

Теоретический блок включает в себя главную цель, обозначенную в исследовании и основной подход к достижению поставленной цели. Главная цель может быть достигнута через промежуточные цели, состоящие в достижении определенного уровня профессиональной компетентности студента средствами научноисследовательской деятельности на каждом этапе исследования.

Процессуальный блок представляет собой последовательность действий по формированию профессиональной компетентности. Научно-исследовательская деятельность студента является средством формирования исследуемого качества и условно разделена на три взаимосвязанных этапа: установочный, формирующий и развивающий.

Установочный этап включает в себя комплексную программу по развитию технического и экономического потенциала личности студентов. Прохождение данной программы предполагает формирование у студентов установки на творческую профессиональную деятельность.

Формирующий этап направлен на систематическое вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. На формирующем этапе студенты совместно с преподавателями выполняют инновационные исследовательские проекты, участвуют в научно-практических конференциях. Координация научно-исследовательской деятельности осуществляется студенческим научным обществом. Организованная научно-исследовательская деятельность как целостная система является средством формирования у студентов профессиональной направленности личности, усвоения ими основ будущей профессиональной деятельности.

Развивающий этап включает в себя развитие навыков креативной профессиональной деятельности, развитие умений применять профессиональные знания в нестандартной ситуации. Средствами формирования профессиональной компетентности через научно-исследовательскую деятельность на данном этапе являются сквозное курсовое и дипломное проектирование и корпоративное взаимодействие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результативный блок определяет эффективность внедрения учебно-методического комплекса и характеризуется критериями, показателями и уровнями сформированности профессиональной компетентности через научно-исследовательскую деятельность.

На основе проведенного теоретического анализа работ по исследуемой теме нам представляется целесообразным выделить структурные компоненты профессиональной компетентности бакалавра: гносеологический, прак-сеологический и аксиологический.

Средствами формирование гносеологического компонента профессиональной компетентности являются изучение современных образовательных и информационных технологий, основ методики разработки инновационных проектов и программ, обучение организационноправовым основам профессиональной деятельности. В результате обучения происходит создание системы знаний и представлений у студентов о выбранной профессии. Содержание знаний, которыми должен овладеть бакалавр, концентрируется в следующих направлениях: общетеоретический базис; знания организационноуправленческого характера; специальные инженерно-технические и производственно-технологические знания; знания проектной, исследовательской деятельности.

В исследовании формирование праксеоло-гического компонента основывается на развитии коммуникативных; информационных, организационных; технологических; проективных; поисковых; аналитических умений. Участие в инновационных проектах и научно-исследовательских конференциях, производственная практика, ведение курсового и дипломного проектирования формирует систему профессионально-значимых умений, которые лежат в основе решения профессионально-ориентированных задач с использованием инновационных технологий.

Аксиологический компонент профессиональной компетентности формируется через ценностное отношение студентов к будущей профессиональной деятельности, к учебе; личностное отношение к себе, коллегам, профессиональным событиям; отношение к корпоративной культуре; стремление к высокому уровню освоения знаний при наличии познавательного интереса, мотиваций достижения. Ценност-

вало бы будущему специалисту эффективное функционирование как субъекта-профессиона-ла в системе «человек - человек» [4].

Организованная научно-исследовательская деятельность как целостная система является средством формирования у студентов профессиональной направленности личности, усвоение ими основ будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности студентов в соответствии с выделенными педагогическими условиями позволяет определить его индивидуальность к уровню профессиональной пригодности выпускника вуза. В ходе исследования мы пришли к выводу, что научно-исследовательская деятельность, стимулируя развитие мотивации, знаний и умений студента, способствует формированию его профессиональной компетентности.

01.12.2012

Список литературы:

1. Анищенко, В. А. Комплексная система научно-исследовательской работы студентов - основа подготовки конкурентоспособного специалиста // Научно-практическая конференция «Инновационные процессы в системе научно-исследовательской работы студентов», 21-23 февраля 2006 г. / В. А. Анищенко. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - С. 30-33.

2. Анищенко, В. А. Проектирование образовательной системы «колледж-вуз» в условиях учебного комплекса / В. А. Анищенко. - М. : «Дом педагогики», 2006. - С. 155.

3. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике : монография / А. В. Кирьяко-ва [и др.]. - М. : Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - 578 с. - ISBN 978-5-7410-0706-8.

4. Кирьякова, А. В. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий / А. В. Кирьякова // Компетентность и технологии образования : Материалы научно-практической конференции. - Хорсенс : Университетский колледж Витуса Беринга, Дания, 2008. - 297 с.

5. Ольховая, Т. А. Становление субъектности студента университета / Т. А. Ольховая. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2006. -С. 163-164.

Сведения об авторах:

Анищенко Валерий Алексеевич, профессор кафедры общих гуманитарных и социальных дисциплин Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 453300, Республика Башкортостан, г. Кумертау, 2-й пер. Советский, 3Б, e-mail: ogsd@kfosu.edu.ru Барангулова Светлана Маратовна, старший преподаватель кафедры общих математических и естественно-научных дисциплин Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета 453300, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Промышленная, 4, e-mail: uzz@kfosu.edu.ru

UDC 378.388.5+378.16 Anishchenko V.A., Barangulova S.M.

E-mail: ogsd@kfosu.edu.ru, uzz@kfosu.edu.ru

THE ROLE OF RESEARCH ACTIVITY IN THE COURSE OF FORMATION BACHELORS OF PROFESSIONAL COMPETENCE

In article the problem of formation of professional competence of bachelors is presented, contradictions between standards of formation and existing vocational training of graduates of high school are allocated. The model of process of formation of professional competence is offered by means of research activity.

Key words: model, professional competence, research activity.

ное отношение к профессии рассматривается как результат осмысления полученных знаний, умений, отношений [3]. Заинтересованное отношение к изучению дисциплин, освоению профессии положительно сказывается на психологическом состоянии студента и способствует развитию мотивации учения.

В процессе образования у студентов должно быть сформировано некоторое целостное профессиональное качество, позволяющее им успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная профессиональная компетентность студентов, которая проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека.

Все это в комплексе формирует и развивает личность студента таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития, самосовершенствования, самообразования, что обеспечи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.