Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование специалистов полимерного профиля'

Дополнительное профессиональное образование специалистов полимерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / POLYMERS / THE ADDITIVE PROFESSIONAL EDUCATION / ORGANIZATION OF STUDYING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А., Фуфлыгина Н. В.

В статье описаны краткие требования, предъявляемые к специалистам полимерного профиля, описаны особенности организации обучения специалистов полимерного профиля в системе дополнительного профессионального образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тухбатуллина Л. М., Сафина Л. А., Фуфлыгина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, its given particularities of the organization of the polymeric profile specialists studying process in the system of the additive professional education.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование специалистов полимерного профиля»

УДК 378

Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина, Н. В. Фуфлыгина

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: полимеры, дополнительное профессиональное образование, организация обучения.

В статье описаны краткие требования, предъявляемые к специалистам полимерного профиля, описаны особенности организации обучения специалистов полимерного профиля в системе дополнительного профессионального образования.

Keywords: polymers, the additive professional education, organization of studying process.

In article described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, it’s given particularities of the organization of the polymeric profile specialist’s studying process in the system of the additive professional education.

Изменяющиеся социально-экономические условия, интенсивное развитие производительных сил, науки, техники, культуры приводят к возрастающей роли специалистов полимерного профиля в современном обществе.

Полимерные продукты затребованы во всех областях жизни современного общества -начиная от медицинских инструментов и заканчивая материалами для строительства. Создание изделий и материалов из полимеров приобретает систематический характер, который обеспечивается широким спектром исследовательских работ, маркетинга, коммуникации с различными группами потребителей, многообразной деятельностью технологических, конструкторских, учетных, финансовых, внешнеторговых, снабженческих, проектных и других служб. В связи с этим высококвалифицированному специалисту полимерного профиля все чаще приходится принимать решения не только в узкопрофессиональной инженерной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышения эффективности производства, а также связывать эти решения между собой, создается необходимость овладения экономическими знаниями, основами менеджмента и практического маркетинга, социологии, социальной психологии. В современных условиях инженерная деятельность выходит за традиционные классические рамки и смыкается с исследовательской, научно-технической, а также с социально-управленческой деятельностью, происходит ее движение в функциональном плане от производственно-технологического моделирования к социально-управленческому.

Таким образом, главной для высшей школы становится задача: обеспечить

соответствие содержания образования новым перспективам и приоритетам научнотехнического, экономического и социального развития [1]. Решить поставленную задачу в состоянии система дополнительного профессионального образования специалистов полимерного профиля.

Во всем мире широкую поддержку получила концепция непрерывного образования, во многих развитых странах наблюдается отход от ориентации подготовки специалистов только в высшей школе. Система дополнительного профессионального образования, более гибкая и результативная, превращается в завершающую ступень профессионального образования. Действительно, срок подготовки специалиста в вузе сравним с периодом устаревания сведений (считается, что сегодня за 3-4 года информация устаревает наполовину). Высшая школа принципиально не в состоянии полностью обеспечить подготовку качественных специалистов. Для этого необходимы усилия всей системы непрерывного образования [2].

Сравнение высшей школы и дополнительного профессионального образования как ступеней непрерывного профессионального образования показывает, что высшая школа

тяготеет к фундаментальной подготовке специалистов, а система дополнительного профессионального образования - к их специализации.

Современные темпы научно-технического развития выдвигают свои требования к специалистам полимерного профиля. Сегодня им приходится решать задачи с недостающими данными и, соответственно, с той или иной степенью неопределенности области поиска. Часто определяются лишь общие требования к конечному продукту, но не алгоритм выполнения задания, что влечет за собой многовариантность решений. Качество решений во многом зависит от способности специалистов полимерного профиля творчески мыслить, генерировать идеи, быть оригинальным, уметь прогнозировать вектор научно-технического развития, использовать знания «неожиданным образом» в практических целях. Программа дополнительного профессионального образования таких специалистов должна не только содержать информацию о новейших разработках в области полимеров, но и давать практические навыки генерирования новых идей, развития нестандартного подхода в постановке и решении проблем, принятия ответственных решений.

Подготовка специалистов в системе дополнительного профессионального образования происходит в ограниченные сроки, что делает необходимым разработку и внедрение в практику обучения современных эффективных методов и средств (смещение акцентов с информирования на развитие умения мыслить, анализировать, обобщать, общаться с коллегами; проведение занятий на профильных предприятиях; использование игровых методов; компьютеризация и т.п.). Результаты дополнительного образования, как правило, дают эффект адекватно времени обучения, тогда как обучение в высшей школе направлено на перспективу. Дополнительное образование имеет дело со взрослыми людьми, имеющими устойчивую мотивацию к определенному виду деятельности.

Многие ученые (П.Лангран, Дж. Бернардин, Дж. Расселл и др.) считают, что будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых.

С.И.Змеев описывает следующие особенности обучения взрослых:

1. Взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения.

2. Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.

3. Взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.

6. У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные,

финансовые, профессиональные и др.).

7. Процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучаемого и обучающего [3].

Процесс организации обучения преимущественно взрослых людей в системе дополнительного профессионального образования требует особой организации учебного процесса, представленной в таблице 1.

Система дополнительного профессионального образования специалистов полимерного профиля способна более точно и гибко по сравнению с традиционной подготовкой удовлетворять потребности общества за счет краткосрочного концентрированного обучения, направленного не только на передачу новых знаний, но и на выработку обучающимися системы переработки информации, профессиональных навыков разработки новых продуктов, активизацию собственного творческого потенциала.

Таблица 1 - Особенности организации обучения специалистов полимерного профиля в системе дополнительного профессионального образования

Особенности обучения Рекомендации по организации обучения

1 2

Обучающимся по программам дополнительного профессионального образования необходимо знать, почему они должны учить что-либо • учитывать потребности и мотивацию обучающегося; • знать намерения обучающегося, прояснять его цели; • приступать к обучению с интересующих обучающихся проблем; • не обязательно изучать темы в логике построения курса; • демонстрировать передовой опыт в области полимеров, концептуальные разработки и т.д.

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования, как правило, уже обладают жизненным опытом • не ограничивать процесс обучения традиционной лекцией; • необходимо использовать опыт обучающихся, вести диалог с тем, чтобы связать новую информацию с их личным опытом

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования имеют стремление к самостоятельности и самореализации • представлять возможность занимать ведущее место в обучении; • создать возможность личностного включения в обучение; • учитывать ожидания обучающихся, их возможности и ограничения; • использовать проектное обучение

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования готовы учиться, когда жизненная ситуация создает необходимость • помочь правильно сформировать из потребностей цели обучения; • демонстрировать востребованность новой информации и ее возможности

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования имеют конкретные образовательные потребности • организовывать содержание обучения по индивидуальной образовательной траектории, включающей интересующие темы

Эпизодичность периодов обучения • ориентироваться на короткие вспышки учебной активности; • разбить материал на выполнимые разделы

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования имеют разный уровень знаний и умений в профессиональной области • использовать личностно-ориентированный подход

Окончание табл. 1

1 2

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования стремятся соединить обучение с профессиональной деятельностью • идти в обучении от профессиональных проблем и опыта обучающегося; • широко использовать деловые игры, моделирование, тренинги; • знать различные стили обучения, развивать у обучающихся навыки обучения

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования, как правило, обладают высокой самоуправляемостью • благоприятный психологический климат обучения, основанный на взаимном уважении и совместной работе; • частичное делегирование полномочий

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования, как правило, имеют много ограничений в учебе, конкурирующих интересов • создавать компактные и эффективные циклы обучения; • использовать технологии концентрированного обучения.

Обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования рассчитывает на немедленное применение результатов обучения • связывать новый материал с имеющимися знаниями, опытом и реальной практикой; • чаше обращаться к опыту обучающихся; • стремиться активизировать обучение, сделать его исследовательским; • поощрять и подкреплять достижения обучающихся на основе обратной связи; • идти от упрощенных задач к более сложным; • строить целое из частей, отделяя значимое от малозначимого; • для закрепления материала полагаться на понимание, а не на память; • использовать демонстрационные приемы; • разрабатывать в качестве учебных реальные проекты, имеющие шанс на реализацию

Литература

1. Кочнев, А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Казань, 1998. - 408 с.

2. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: дис...канд.пед.наук / Сафина Людмила Александровна; науч. рук. Л.И.Гурье; Казанский гос. технолог. ун-т. - Казань, 2004. - 168с.

3. Змеев, С.И. Основы андрагогики / С.И.Змеев. - М.: Наука, 1999. - 152с.

© Л. М. Тухбатуллина - канд. пед. наук, ст. препод. каф. дизайна КГТУ; Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна КГТУ, lsafina@mail.ru; Н. В. Фуфлыгина - асп. КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.