Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции специалистов полимерного профиля'

Психолого-педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции специалистов полимерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПОЛИМЕРЫ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / THE EXPERT OF A POLYMERIC PROFILE / PROFESSIONAL COMPETENCY / CREATIVITY / A CREATIVE COMPONENT OF THE PROFESSIONAL IS COMPETENCY POLYMERS / PROJECT METHOD / PROJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Л. А., Тухбатуллина Л. М., Фуфлыгина Н. В.

В статье рассмотрены основные аспекты формирования профессиональной компетенции, описаны краткие требования, предъявляемые к специалистам специалистов полимерного профиля. Определено значение творческого компонента и психолого-педагогические условия его формирования в процессе профессиональной подготовке будущих специалистов полимерной промышленности. Дано обоснование использования проектного обучения как основной педагогической технологии подготовки таких специалистов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафина Л. А., Тухбатуллина Л. М., Фуфлыгина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article considered basic aspects of formation a polymeric profile specialists professional competency, described results of psihologo-pedagogical researches in the field of formation of the competence in the conditions of development of innovative manufacture and modernisation strategy of education. Described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, its given the substantiation of use of project training as the basic pedagogical technology of such experts education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования творческого компонента профессиональной компетенции специалистов полимерного профиля»

УДК 378

Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина, Н. В. Фуфлыгина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: специалист полимерного профиля, профессиональная компетентность, творчество, творческий компонент профессиональной компетентности, полимеры, проектный метод, проектное обучение.

В статье рассмотрены основные аспекты формирования профессиональной компетенции, описаны краткие требования, предъявляемые к специалистам специалистов полимерного профиля. Определено значение творческого компонента и психолого-педагогические условия его формирования в процессе профессиональной подготовке будущих специалистов полимерной промышленности. Дано обоснование использования проектного обучения как основной педагогической технологии подготовки таких специалистов.

Keywords: the expert of a polymeric profile, professional competency, creativity, a creative component of the professional is competency polymers, project method, project training.

In the article considered basic aspects offormation a polymeric profile specialist’s professional competency, described results of psihologo-pedagogical researches in the field of formation of the competence in the conditions of development of innovative manufacture and modernisation strategy of education. Described the short requirements to the specialists of a polymeric profile, it’s given the substantiation of use ofproject training as the basic pedagogical technology of such experts education.

В современных условиях деятельность специалистов полимерного профиля выходит за традиционные рамки инженерной деятельности и смыкается с исследовательской, научнотехнической, социально-управленческой и творческой деятельностью. Применение полимеров, способы их переработки постоянно расширяются, благодаря фантазии и творческому подходу к профессиональной деятельности специалистов-полимерщиков, что доказывает роль творчества в профессиональной подготовке таких специалистов. Все это приводит к необходимости поиска новых форм, путей подготовки специалистов полимерного профиля, способных творчески подходить к решению профессиональных задач.

Опираясь на компетентностный подход в подготовке специалистов полимерного профиля, следует учитывать, что основной характеристикой компетентности современных специалистов является творческий подход к решению профессиональных задач, т.о. специалист-полимерщик, занимающийся инженерным творчеством должен обладать творческим стилем деятельности [1].

Для поиска решений проблемы развития творческого стиля деятельности будущих специалистов мы исходили из определения психолого-педагогических условий, цель которых создать оптимальные условия для саморазвития личности. Таким образом, обучение в современных условиях высшей школы должно ориентироваться на ключевые компоненты творческого стиля деятельности и создавать определенные условия для их формирования. В результате проведенных на базе кафедры «Дизайн» и Российско-итальянской высшей школы «Стиль» Казанского государственного технологического университета исследований Сафиной Л.А. и Тухбатуллиной Л.М. выделены психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности у студентов в процессе обучения [2,3].

Первое психолого-педагогическое условие формирования профессионально значимого для специалиста полимерного профиля творческого стиля деятельности формулируется следующим образом: направленность образовательного процесса, его

содержания, форм организации, методов обучения на саморазвитие обучающихся, реализацию их творческого потенциала и формирование творческого стиля деятельности.

Формирование творческого стиля деятельности у будущих специалистов возможно при организации процесса обучения как творческого, следовательно, необходимо использовать образовательные технологии, удовлетворяющие данное требование. К таким технологиям относятся технологии проблемного, активного и развивающего обучения (ТАО), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Данные технологии называются активными, т.к. в них существенно меняется роль обучающего (вместо роли информатора роль менеджера) и роль обучаемых (вместо объекта воздействия субъект взаимодействия), а также информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности).

Второе психолого-педагогическое условие: проектный подход при выборе и решении учебных задач, определяющий значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать, анализировать и использовать информацию.

Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории - к практике: соединение

академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Третье психолого-педагогическое условие формирования творческого стиля деятельности будущего специалиста сформулировано так: организация обучения на основе индивидуального подхода к обучаемым и их самодиагностики, позволяющей развивать способности к рефлексии, самооценке и осознанно выбирать собственную траекторию обучения и формирования творческого стиля деятельности.

Четвертое психолого-педагогическое условие: использование текущего

психологического сопровождения процесса обучения, реализующего диагностирующую (определение индивидуальных особенностей личности обучающегося, выявление «барьеров» к выполнению творческой деятельности); коррекционную (преодоление «барьеров» и затруднений в развитии творческого стиля деятельности); реабилитационную (восстановление уверенности в своих творческих способностях, создание ситуации успеха); развивающую («выращивание» творческих способностей путем использования средств арт-терапии) функции.

Для будущих специалистов, занимающихся решением инженерно-исследовательских задач важна, прежде всего, индивидуальность, способность выразить ее через присущие именно им стилистические черты. Известный педагог и художник Волков говорил: «Художником можно назвать лишь того, кто окрашивает творчество своими чувствами». Самовыражение и самопознание - важные условия протекания творческого процесса. [4] «Психология» - это не только дисциплина, входящая в состав содержания профессиональной подготовки современных специалистов отдельным модулем, но и основное условие протекания педагогического процесса, направленного на формирование творческого стиля деятельности.

Пятое психолого-педагогическое условие сформулировано нами следующим образом: реализация преподавателями творческого стиля свей профессионально-педагогической деятельности, способствующего выявлению и развитию творческого потенциала обучаемых в соответствии с их возможностями и потребностями.

Эффективность обучения во все времена зависела от личности педагога и его профессионального мастерства. Определяя данное условие, мы исходим из того, что

эффективность применения психолого-педагогических условий, направленных на формирование творческого стиля деятельности будущего специалиста напрямую зависит от людей, которые их реализуют. Еще Аристотель как-то размышлял, кто правильнее может

судить о корабле: строители-корабельщики или моряки? И пришел к выводу: последнее слово за теми, кто плывет. Действительно, судьба любой методики, технология обучения, в конечном счете, зависит от личности преподавателя [5].

Сказанное выше позволило выделить основные требования к личности преподавателя. Во-первых, преподаватель должен быть творческой личностью (без данного качества невозможно организовать творческий процесс обучения, а тем более учить творчеству). Во-вторых, обладать демократичным стилем общения. В-третьих обладать способностью понимать эмоциональный мир обучаемых, т.е. к эмпатии.

Реализация предложенных психолого-педагогических условий в процессе подготовки специалистов полимерного профиля позволяет:

ориентировать образовательный процесс на саморазвитие обучаемых, являющееся движущей силой их успешной профессиональной карьеры, путем использования содержания, форм организации, методов обучения, соответствующих исследовательскими методам познания;

развивать способности обучаемых к рефлексии и самооценке, являющихся условием повышения их профессиональной компетентности и профессионального развития на основе использования самодиагностики результатов обучения;

выявлять, корректировать и стимулировать развитие профессионально-значимых качеств личности, включать обучаемых в управление этим процессом посредством введения в процесс обучения программы психологической коррекции;

проводить профессиональный отбор педагогов в соответствии с требованиями к творческому стилю их образовательной деятельности.

Практика показала, что предлагаемая система психолого-педагогических условий, заложенная в основу организации дизайн-образования вполне справедлива и оправдана относительно ее использования при подготовке специалистов полимерного профиля, т.к. позволяет формировать творческий стиль деятельности как основной компонент профессиональной компетенции современного специалиста.

Литература

1. Сидоренко, В.Ф. Дизайнерские методы познания // Дизайн в общеобразовательной системе /

B.Ф.Сидоренко - М.: ВНИИТЭ, 2000. - С.148 - 156.

2. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: Автореф. дис. к.п.н.- Казань, 2004. - 22 с.

3. Тухбатуллина, Л.М. Формирование творческого компонента профессиональной компетентности дизайнера в процессе проектного обучения: Автореф. дис. к.п.н.- Казань, 2009. - 16 с.

4. Посталюк, Н.Ю. Проявление творческого стиля деятельности на уровне субъекта творчества // Профессиональное образование / Н.Ю.Посталюк - Казанский педагогический журнал, 1996. - №2 -

C.33-45.

5. Китаева, М. В. Успешный учитель - успешный ученик. Практическое пособие для педагогов / М.В.Китаева- Ростов н/Дону: «Феникс», 2003. - 224с.

© Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна КНИТУ, lsafina@mail.ru; Л. М. Тухбатуллина -канд. пед. наук, доцент той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.