Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕСУРСНОСТЬ И ИДЕОЛОГИЯ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕСУРСНОСТЬ И ИДЕОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / информационное пространство / открытое образование / научная деятельность / креативная среда / additional education / information space / open education / scientific activity / creative environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слободчикова Сардана Петровна, Чоросова Ольга Марковна

Статья 10, п.6. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) гласит «...дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование». В статье 75 есть уточнение, что представляет собой дополнительное образование детей и взрослых. В частности, декларируется, что ДО детей способствует их адаптации к обществу, ориентирует их в профессии, помогает выявить и поддержать учащихся с неординарными способностями. Детские программы дополнительного образования должны брать во внимание особенности детей, особенности возраста и развития отдельно взятого ребенка. В пункте 4 обозначена очень важная формулировка относительно содержания дополнительных общеразвивающих программ, где содержание, формы, сроки определяются программой, которая была разработана и принята в отдельной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слободчикова Сардана Петровна, Чоросова Ольга Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article 10, clause 6. Federal Law dated December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on August 4, 2023) “On Education in the Russian Federation” (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2023) states “...additional education includes includes such subtypes as additional education for children and adults and additional vocational education.” Article 75 clarifies what constitutes additional education for children and adults. In particular, it is declared that early education for children contributes to their adaptation to society, guides them in their professions, and helps to identify and support students with extraordinary abilities. Children's additional education programs should take into account the characteristics of children, the age and development of an individual child. Paragraph 4 indicates a very important wording regarding the content of additional general developmental programs, where the content, forms, and timing are determined by the program that was developed and adopted in a separate organization.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕСУРСНОСТЬ И ИДЕОЛОГИЯ»

11. Уварова, H.H. Методологические подходы формирования основ искусственного интеллекта обучаемых / H.H. Уварова, Н.У. Ярычев, Г.Б. Глазкова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 2 (99). - С. 318-320

12. Уварова, H.H. Анализ отечественного опыта формирования компетенций в области искусственного интеллекта у обучаемых / H.H. Уварова, Т.П. Высоцкая, З.А. Саидов // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№79-1.-С. 332-336

Педагогика

УДК 5.8.7

аспирант Слободчикова Сардана Петровна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); профессор доктор педагогических наук Чоросова Ольга Марковна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕСУРСНОСТЬ И ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация. Статья 10, п.6. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) гласит «...дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование». В статье 75 есть уточнение, что представляет собой дополнительное образование детей и взрослых. В частности, декларируется, что ДО детей способствует их адаптации к обществу, ориентирует их в профессии, помогает выявить и поддержать учащихся с неординарными способностями. Детские программы дополнительного образования должны брать во внимание особенности детей, особенности возраста и развития отдельно взятого ребенка. В пункте 4 обозначена очень важная формулировка относительно содержания дополнительных общеразвивающих программ, где содержание, формы, сроки определяются программой, которая была разработана и принята в отдельной организации.

Ключевые слова: дополнительное образование, информационное пространство, открытое образование, научная деятельность, креативная среда.

Annotation. Article 10, clause 6. Federal Law dated December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on August 4, 2023) "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2023) states "...additional education includes includes such subtypes as additional education for children and adults and additional vocational education." Article 75 clarifies what constitutes additional education for children and adults. In particular, it is declared that early education for children contributes to their adaptation to society, guides them in their professions, and helps to identify and support students with extraordinary abilities. Children's additional education programs should take into account the characteristics of children, the age and development of an individual child. Paragraph 4 indicates a very important wording regarding the content of additional general developmental programs, where the content, forms, and timing are determined by the program that was developed and adopted in a separate organization.

Key words: additional education, information space, open education, scientific activity, creative environment.

Введение. Прежде чем перейти к некоторым историческим аспектам, необходимо охарактеризовать ключевые признаки системы дополнительного образования в актуальных условиях. При изучении нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности сторон учебных процессов, был сделан вывод. Он заключается в том, что воспитание является стратегическим общенациональным ориентиром и для реализации поставленных целей, задач требуются совокупные усилия разных гражданских институтов, государственных, муниципальных и коммерческих организаций. Такое решение было сформировано на основе положений Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р).

Стоит отметить, что выполнение поставленных задач по этой стратегии, даст возможность улучшить текущие показатели функционирования образовательной системы в стране. Повысится эффективность воспитательной деятельности, а также внедрения современных методов преподавания. Удастся достигнуть нового уровня психологической поддержки социализации школьников, сформировать оптимальные условия для улучшения ресурсного, организационно-методического обеспечения воспитательной работы. За счет этого, постепенно создается более адаптивная к постоянно меняющимся условиям социокультурная инфраструктура - для успешной социализации детей и подростков.

Изложение основного материала статьи. В существующей Концепции развития дополнительного образования есть ряд положений, которые определяют основные направления работы, миссии и их цели - для эффективной социокультурной практики. Сейчас, когда задачи по удовлетворению базовых человеческих потребностей не так актуальны и были решены, на первый план выходят личностные ценности, развитие гражданской солидарности, а также обучение школьников более актуальным знаниям и навыкам (например, для повышения уверенности в себе и быстрой социализации). Согласно законодательным предписаниям, важным является признание значимости ДО, а значит требуется достойная реализации мер и мероприятий, которые определены положениями государственной политики. А недостаточный интерес и внимание к этой задаче может стать причиной большого количества ошибок, стихийного развития идентичности в субкультурном пространства.

Нельзя допустить снижения результативности воспитательной деятельности в рамках установленной системы образования в Российской Федерации. Именно это правило заложено в Концепции (согласно нормам Распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. No 1726-р). Также важно изучить особенности такого фактора - как персонализация дополнительного образования. Он придает целям и задачам особую значимость. Это происходит за счет специфических характеристик, в том числе осознанного и добровольного участия в развивающихся образовательных программах, разработке индивидуальных методик, внесения изменения в процесс и содержание образовательной деятельности.

Особенно важна для ДО его открытости, с помощью которой удается создавать и дополнять общественные проекты. Одним из примеров является появление среды социального предпринимательства, а также развитие волонтерских движений.

Сейчас, когда особенно актуальна быстрая социализация школьников в информационном пространстве -дополнительное образование должно способствовать развитию гражданской идентичности, формированию особого типа мировоззрения, умения адаптироваться к изменениям. Также в Концепции представлена характеристика технологических перемен. Интерес семей с детьми в получении более эффективных результатов дополнительного образования и выбор

платных проектов постоянно растет. Увеличивается мотивация к участию в разных конкурсах, соревнованиях и турнирах. Есть спрос на использование образовательных ресурсов в Интернете, а также становятся более популярными онлайн-курсы и видеоуроки. Государственные и частные учреждения (музеи, галереи, библиотеки) предлагают разные программы обучения для детей и взрослых. Появляются мультистудии, открываются школы с занятиями по программированию, робототехнике, ЗО-моделированию.

В сфере ДО активно применяются новые информационно-коммуникационные технологии, в том числе визуальные и сетевые методы распространения информации. Постоянно создаются онлайн-ресурсы, мобильные приложения и платформы, чаты по интересам. Сфера дополнительного образования не стоит на месте, она перенимает интересные и результативные черты в сфере воспитания и обучения. Это позволяет каждому получить доступ к разнообразной информации, и феномен непрерывного образования становится неотъемлемой частью культуры детей, взрослых.

Каждому историческому типу образовательной ситуации соответствует свой формат педагогики, при этом он реализуется через содержание учебных программ или проектов. Социальные механизмы выступают базой для создания модели воспитательной, преподавательской деятельности. Базовые технологии мышления, соответствующие социально-экономическим изменениям, определяют образовательный процесс в каждый период времени. По современным представлениям исследователей (данные ФИРО, сектор «Открытое образование) современное детство, в отличие от предыдущих периодов, оценивается иначе: во-первых, оно перестает быть только средой занятости, но является средой отсутствия необходимости в труде, в творческой работе школьников; во-вторых - как пространство для постоянного развития и самосовершенствования.

Это приводит к изменению базового процесса образования в авангардных практиках. Модель воспроизведения заменяется совместным конструированием. Задача состоит не в том, чтобы заменить знания и умения определенными компетенциями, а в том, чтобы отметить, в чем заключается разница. Целью является выбор функциональной позиции в отношении знаний, умений и навыков. В каких-то ситуациях они рассматриваются, как самоцель, а в других - как ресурс. Это понятие следует представить, как способность стать или не стать опорой, возможностью для продолжения выполнения ряда задач. Таким ресурсом могут выступать информационно-коммуникационные технологии цифровой среды. Ключевыми задачами современного пространства становятся ресурс, потенциал, капитализация и продукт, а также развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий. Так, реализуется компетентностный подход в воспитательно-образовательной деятельности.

Согласно Попову A.A., д.ф.н., заведующему научно-исследовательским сектором «Открытое образование»: «все это время в советские и постсоветские годы так называемая воспитательная работа велась по определенным неменяющимся направлениям, при этом существуют три основные проблемы: содержание становится несовременным; иллюзия достаточного охвата детей дополнительным образованием; отсутствие систем качественных показателей на уровне регионов».

По его утверждению образование в первую очередь выполняет онтологические функции для развития личности человека. Их ключевой особенностью является идея самоопределения, то есть отнесение себя к конкретной совокупности целей, задач, явлений, приоритетов. Ученый подчеркивает: «Онтологизация должна рассматриваться, как инструмент и критерий выбора одновременно для совершенствования образовательной деятельности; как подход, с помощью которого можно провести границу между учебными процессами и другими видами труда, например, тренировками или занятиями искусством». При использовании этого критерия в отношении к сфере образования становится понятно, что многие практики, относящиеся к учебным, не являются таковыми - они в большей мере являются лакунами в пространстве разной деятельности, для обеспечения формирования взглядов, общих представлений о конкретных процессах.

Несколько слов о формах дополнительного образования, о принципах формирования в регионах креативной среды проживания, ключевых формах ДО на разных территориях по Попову A.A.. В связи с актуальностью проблемы позволим себе цитировать идеи Попова A.A. подробно в той редакции, которая представлена в открытом информационном пространстве Московского Международного Салона образования (ММСО-2021). Исследователь, представляя особенности территорий, выделяет их особенности, формулирует задачи по типам территорий, обозначает основные проекты и направления дополнительного образования. Поповым выделены территории в сельской местности, малом городе, моногороде, крупном городе, мегаполисе и др.

Для Республики Саха (Якутия) присущи основные проекты/направления, характерные для территории в сельской местности, где недостаточная инфраструктура; ведение своего хозяйства как необходимость. Основные задачи на этой территории заключаются в следующем: подготовка к хозяйствованию; расширение кругозора; усложнение компетентностей. Основные проекты/направления дополнительного образования: расширение актуальных знаний о мире и успешных стратегиях (в частности, переориентирование работы сельских клубов: точка выхода в Интернет, встречи про тенденции «большого мира», и т.д.); компенсация дефицитов: работа с уверенностью и постановкой целей, умение работать со сложным текстом; кратковременные компетентностные тренинги по организации своего бизнеса на селе (включая стажировку на успешных предприятиях).

Черты, свойственные для небольших городов: относительно скромные инфраструктурные возможности, ограничения в трудоустройстве и ведении бизнеса. Главными задачами дополнительного образования на таких территориях становится: научить ребенка работать со знаниями и жизненной позицией независимо от окружения; освоить модели и стратегии успеха в мире (виртуальном или реальном). Основные проекты/направления дополнительного образования: освоение предметов в качестве ресурсов для жизни в большом мире в будущем; знакомство с деятельностью крупных предприятий и вузов крупных городов (в режиме сетевого партнерства, дистанционного образования или интенсивных школ); социальные проекты по развитию городской среды, формирующие социальные компетенции.

Основой конструирования проектов на всех территориях являются цифровые технологии, применяемые в актуальных для нашего времени формах ДО. К ним относятся эффективные модульные образовательные программы, проекты по организации летнего отдыха, олимпиады, соревнования и турниры, а также предметно-практические лаборатории, дистанционные курсы, развивающие пространства с конкретными целями и задачами. Возможный перечень «пронизывающих» программ в конкретном регионе: инженерия и цифровизация, медицина и биотехнологии, экология, СМИ и социальное проектирование, шахматы, развитие логического мышления, культура и театр. На первом месте при создании программ дополнительного образования должно быть выполнение задач по идеи формирования позитивных отношений (позиция субъектно-деятельного подхода, созданная Рубинштейном С.Л. [10, С. 443].

Планируемые проекты дополнительного образования учитывают зависимость психических процессов от личности, они актуализируют известную формулу Рубинштейна С.Л. «личностью не рождаются - ею становятся» [10, С. 74]. При реализации проекта надо обратить внимание на тезис Леонтьева А.Н., где указывается на одно важное обстоятельство относительно отношения человека с тем, что его окружает. Он пишет: «Деятельности каждого человека зависит от его положения в обществе, от внешних условий и того, как меняется окружающая его деятельность; важно учитывать

возможные противоречия во взаимодействии человека с внешней средой. Личности требуется пространство для развития, при этом общество является тем пространством, в котором человек должен адаптироваться к изменениям - чтобы не быть «дезориентированным»; это похоже на процесс, как животные приспосабливаются к внешней природной среде» [3,С. 86].

И мы осознаем, что умозаключения ученых об особенностях взаимодействия человека с окружением, об адаптации к окружающей среде, о выживании актуальны и в нынешних условиях, особенно в условиях цифровой трансформации экономики, в частности образовательной среды [7, С. 4]. Авторы концепций о личности подчеркивают значение благоприятного психологического окружения, учета при организации жизнедеятельности самых подходящих для развития его способностей сенситивных периодов, обеспечения условий для настоящего творчества. [12, С. 36]. Как никогда в современных реалиях востребована активность - «деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Выводы. Сегодня представляется крайне актуальным исследование процессов, происходящих в дополнительном образовании. В свое время был подготовлен образ исследований Министерства образования РС(Я) и органа управления образованием отдельного муниципального образования (г. Якутск) с конца 80-х. Представленные позиции оценивались со стороны не только опыта, но и соотнесения деятельности по реформированию регионального образования с ее фактическими результатами и оценкой эффективности разных подходов и технологических решений с учетом результатов работы лучших образцов педагогической практики за рубежом на примере системы образования отдельно взятого региона [6, С 19].

Выделяют и анализируют несколько групп методов - общенаучных и специальных. Первые активно применяется в изучении исторических событий, логических факторов, методов классификации. Для них характерны конкретные познавательные средства - анализ, синтез, описание, объяснение, индукция и дедукция. Преимущественно нужна констатирующая, повествовательная форма изложения материала. Вторая группа включает методы, которые используются исследователями в ограниченных случаях. Это специально-исторические методы изучения. Осмысления в базовом пространстве и с выбором классических способов в этом случае недостаточно.

Синхронный и хронологический (проблемно хронологический) методы, а также метод периодизации (диахронный) непосредственно связаны с историческим общенаучным методом. Из названных наиболее осознанно историками используется метод периодизации, так как задача определить рамки, периоды, выделить этапы возникновения развития личности ребенка и общественных процессов - остро строит перед всеми исследователями.

Общая цель этой научной деятельности заключается в необходимости раскрыть теоретико-методологическую базу исследования, сущность проблем истории и развития дополнительного образования с нескольких позиций (на принципах альтернативности, единства анализа разных факторов). Важно изучить все аспекты в проблемно-хронологической среде, чтобы лучше понимать особенности процессов. При правильном анализе, систематизации и классификации информации по истории дополнительного образования можно довольно точно выделить ключевые признаки, сделать важные выводы о теоретических, методологических и практических моментах работы с участками системы по разным проблемам, а также выделить перспективы и актуальные направления для дальнейшего изучения.

Литература:

1. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. -Москва: МИРОС, 2002. - 296 с.

2. Иванова, И.П. Педагогические труды академика в 2 т. Т. 2 / сост.: И.Д. Аванесян, К.П. Захаров. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехи, ун-та, 2013. - 310 с.

3. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Смысл, 2007. - 511 с.

4. Любарт, Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. - Москва: «Когито-Центр», 2009. -215 с. (Университетское психологическое образование)

5. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 342 с.

6. Михайлова, Е.М. Современные системы образования: осмысление опыта управления в условиях реформирования / Е.И. Михайлова, С. Мамчак, О.М. Чоросова; Северо-Восточный федеральный ун-т им. М.К. Аммосова. Ин-т непрерывного профессионального образования СВФУ. Редколл.: Л.В. Мардахаев, O.A. Мельничук, Г.Г. Филиппов. - Якутск: ОАО «Медиа-холдинг, 2013. - 656 с.

7. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; вступ. ст. A.A. Бодалева; под ред. A.A. Бодалева. -Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -400 с.

8. Реан, A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.Р. Кудашев, A.A. Баранов. - Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с. (Психология - лучшее). ISBN 5-93878-211-2

9. Психологическая энциклопедия. Психология человека от рождения до смерти. - Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В2т.Т. 1/ С.Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1989. -488 с.

11. Сергеев, С.Ф. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога: монография; СВФУ им. М.К. Аммосова / С.Ф. Сергеев, М.Е. Бершадский, О.М. Чоросов и др. - Ин-т непрерывного проф. образования. - Якутск, 2016. - 337 с.

12. Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 2. -Москва: Изд-во Академии педагогических наук, 1948. - 335 с.

13. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1 / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - Москва: Педагогика, 1980. -304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.