Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТАРШИХ КУРСАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТАРШИХ КУРСАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая среда / курсанты / профессиональные компетенции / риски негативного влияния / digital environment / cadets / professional competencies / risks of negative influence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сливин Тимур Станиславович, Кузнецов Михаил Иванович, Малозёмов Александр Владимирович

В статье рассматриваются отдельные аспекты воздействия цифровой среды на профессиональное обучение специалиста новой формации. Проведенное авторами исследование позволяет сделать вывод, что интернет среда стала неотъемлемой частью профессионального поля, в ряде случаев механизмом карьерного роста. В период обучения может оказываться преднамеренное давление, навязывание негативных стереотипов на обучающихся со стороны недружественных стран либо их организаций. В статье делается вывод о возрастающей роли цифровой среды на формирование личности современного специалиста. Интернет среда стала неотъемлемой частью профессионального поля, во многих случаях даже его движущим механизмом. В этой связи профессиональная подготовка студентов новой формации, безусловно, должна включать вопросы, связанные с влиянием цифровой среды, как источника давления, подчас с агрессивными либо другими негативными намерениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сливин Тимур Станиславович, Кузнецов Михаил Иванович, Малозёмов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses some aspects of the impact of the digital environment on the professional training of a specialist of a new formation. The research conducted by the author allows us to conclude that the Internet environment has become an integral part of the professional field, in some cases a mechanism for career growth. During the training period, deliberate pressure may be exerted, the imposition of negative stereotypes on students from unfriendly countries or their organizations. The article concludes about the increasing role of the digital environment on the formation of the personality of a modern specialist. The Internet environment has become an integral part of the professional field, in many cases even its driving mechanism. In this regard, the professional training of students of the new formation, of course, should include issues related to the influence of the digital environment as a source of pressure, sometimes with aggressive or other negative intentions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТАРШИХ КУРСАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

14. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: АПКИПРО, 2003. - 82 с.

15. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2005. - Т. 1. - 568 с.

16. Фришман, И.И. Подходы к изучению состояния, проблем и основных направлений деятельности современных детских общественных организаций (объединений) / И.И. Фришман, И.В. Вагнер // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения Москва. - 2019. - С. 75-84

17. Шамионов, P.M. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы / P.M. Шамионов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2018. - Т. 15. -№ 4. - С. 379-394

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической работе Сливнн Тимур Станиславович

АНО ВО «Российский новый университет» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической

психологии и педагогики Кузнецов Михаил Иванович

Академия ФСИН России (г. Рязань);

кандидат педагогических наук, доцент Малозёмов Александр Владимирович

ФГКВРУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» МО РФ (г. Москва)

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ИА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТАРШИХ КУРСАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты воздействия цифровой среды на профессиональное обучение специалиста новой формации. Проведенное авторами исследование позволяет сделать вывод, что интернет среда стала неотъемлемой частью профессионального поля, в ряде случаев - механизмом карьерного роста. В период обучения может оказываться преднамеренное давление, навязывание негативных стереотипов на обучающихся со стороны недружественных стран либо их организаций. В статье делается вывод о возрастающей роли цифровой среды на формирование личности современного специалиста. Интернет среда стала неотъемлемой частью профессионального поля, во многих случаях даже его движущим механизмом. В этой связи профессиональная подготовка студентов новой формации, безусловно, должна включать вопросы, связанные с влиянием цифровой среды, как источника давления, подчас с агрессивными либо другими негативными намерениями.

Ключевые слова: цифровая среда, курсанты, профессиональные компетенции, риски негативного влияния.

Annotation. The article discusses some aspects of the impact of the digital environment on the professional training of a specialist of a new formation. The research conducted by the author allows us to conclude that the Internet environment has become an integral part of the professional field, in some cases - a mechanism for career growth. During the training period, deliberate pressure may be exerted, the imposition of negative stereotypes on students from unfriendly countries or their organizations. The article concludes about the increasing role of the digital environment on the formation of the personality of a modern specialist. The Internet environment has become an integral part of the professional field, in many cases even its driving mechanism. In this regard, the professional training of students of the new formation, of course, should include issues related to the influence of the digital environment as a source of pressure, sometimes with aggressive or other negative intentions.

Key words: digital environment, cadets, professional competencies, risks of negative influence.

Введение. Воздействие цифровой среды на формирование профессиональных позиций будущих специалистов - вопрос не праздный, часто заходит за рамки образовательной программы, поскольку отражает не только изменения конъюнктуры рынка услуг специалистов в материальной и нематериальной сфере труда, но и общемировые тенденции перемен. Движение политических и экономических течений преподносит изменения в профессиональные компетенции, связанные с освоением технологических новинок, цифровых программ. Представление работодателей о высокой классности специалиста стремительно трансформируется, ожидание о собственной профессиональной готовности быстро становится иллюзорным.

Изложение основного материала статьи. В ракурсе нашего исследования влияния цифровой среды были проанализированы ответы обучающихся, демонстрирующие понимание респондентами явления манипулирования, уязвимость личного мнения под прессом технологий продвижения посторонней оценки. В исследовании использован метод брекетинга (в фотографии - автоматическая съемка нескольких кадров с разным значением некоего параметра) похожих по значению вопросов с последующим коллегиальным обсуждением.

В диалоге со студентами важно не навязывание субъективного мнения, определения, а обучение искусству дискуссии, поиске понимания процесса другим поколением слушателей. Был проведен опрос 28 респондентов - курсантов 5 курса факультета психологии и пробации и юридического факультета Академии ФСИН России.

Возраст респондентов был разделен на две группы, из них:

21% курсантов «20-21 года»;

79% - «более 21 года».

Мужчины составили 32% опрошенных, женщины - 68%.

При определении значения цифровой социальной среды респондентов, в контексте вопроса об интернете, мобильной связи как важной части жизни:

96% ответило утвердительно;

4% отрицательно.

У 86% опрошенных общение часто происходит в интернете;

14% определяют основное поле дружественных отношений вне социальных сетей.

Количество часов, проведенных в социальном поле интернет пространства, безусловно, влияет на доминирующие стратегии поведения человека, начиная с малого возраста, поскольку содержание информации определяет задачи мыслительного процесса личности.

Распорядок дня ребенка стимулирует не только физическую форму, как показатель двигательной активности, но и выбор детским организмом приоритетов развития. Например, достаточный сон определяет состояние нервной системы, контролирующей другие функции человеческого организма.

Российский психолог И.С. Лучинкина на основании исследовании когнитивных стратегий поведения личности в группах детей младшего школьного возраста сделала выводы об изменения направленности действий, внимательности изучения, быстроте реакции у детей при активном применении цифровых устройств.

Различия по когнитивным показателям демонстрируются по следующим параметрам:

- внимательности;

- статистического представления;

- развитости воображения;

- способности к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей;

- способности к быстрому реагированию;

- импульсивности;

- рефлексивности;

- гибкости мышления;

- ригидности респондентов с различным уровнем активности личности в интернет среде [6, С. 254].

Обращая внимание на изменения уровня активности, поведенческих мотивов студентов старших курсов высших образовательных учреждений, следует принять к размышлению информацию, что современный человек изменяет свое познавательное поведение при продуктивном использовании компьютерных технических средств уже в младшем школьном возрасте. Учитывая мнение компетентных исследователей, цифровое поле оказывает не только амбивалентное влияние на развитие ребенка, но и генерирует развитие новых когнитивных стратегий, открытых для изучения.

В частности, по параметрам уровня внимательности, статистического представления и развитости воображения, уровня абстракции и динамического синтеза показатели среди неактивных цифровых пользователей выше. Напротив, по параметру способности к быстрому реагированию на изменяющиеся условия более высокие результаты демонстрируют уже респонденты с активным цифровым поведением [1].

Следует отметить, что курсанты ведомственных вузов ФСИН России осуществляют процесс обучения, дополнительной подготовки, физкультурных занятий на основе определенного распорядка дня, количество свободного времени в котором ограничено.

При этом:

21% респондентов проводят в сети 1-2 часа;

50% анкетированных могут выделить на цифровую среду 2-4 часа;

29% тратят на интернет более 4 часов.

В плоскости изучения процесса, профессиональной подготовки студентов высших образовательных учреждений выделяется фактор перехода большинства технологических конструкций в цифровое поле. Построение системы профессиональных коммуникаций в интернет среде на данный момент является приоритетом в развитии любой бизнес модели.

Исследователь организации жизнедеятельности людей в информационном обществе Л.Г. Батракова транслирует концепцию дальнейшей эволюции постиндустриального общества, в рассмотрении нематериальных активов (информация, знания, интеллектуальные навыки и т.д.), как главных продуктов, приоритетов новой системы общественного сознания [2, С. 87].

Общество стремительно трансформируется, особенно в сфере деловых коммуникаций, так как цифровая связь обеспечивает быстроту взаимодействия, открытые границы.

Любая конструкция общественной жизни имеет уязвимые стороны или компоненты. В цифровом обществе, где главным инструментом действий является информация, угрозу представляет общественные манипуляции. Они влияют не только на поведение отдельных пользователей или групп людей, но и затрагивают государственную формацию [8].

Манипуляции общественным сознанием могут применяться как на внутреннем информационном поле, так и со стороны внешней среды государства. Этому фактору способствует мобильность распространения информационных сообщений при низком уровне контроля смыслового содержания.

Конкретным примером реализации манипуляционных идеологических диверсий может служить Radio Free Europe / Radio Liberty (Радио «Свобода», финансируемого федеральным бюджетом США), цифровой медиадепартамент, расположенный на базе чешского офиса.

Этот киберштаб осуществляет свою деятельность при финансовом покровительстве американской правительственной организации Советауправляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors (BBG) [7].

В рамках нашего исследования рассматривались вопросы возможного возникновения постороннего влияния. С позицией, что в интернете можно ознакомиться с мнением личностей, обладающих наиболее полной и правдивой информацией 86% респондентов согласились, 14% не поддержали это мнение. Примем во внимание, что курсанты академии на протяжении учебных лет повышают свой интеллектуальный уровень, принимают участие в научных конкурсах, пишут статьи с размещением в электронных библиотеках, используемых для осуществления российского индекса научного цитирования.

Научно-развивающая деятельность является обязательным требованием успешности образовательного процесса вуза, повышает балл при сдаче экзаменов, присуждении самым результативным курсантами именных и дополнительных стипендий. Это является дополнительным фактором мотивации их продуктивной учебной и служебной деятельности. Наводящим вопросом анкетирования, при определении уровня влияния в цифровой среде на обучающихся, стал пункт о присутствии в жизни нравственные или религиозные убеждения. На него положительно ответили 100% респондентов.

Последующий вопрос (о поиске в интернете ответов на сложные темы, морально-нравственного характера), который был задан с целью обратить внимание студентов на уровень личного доверия на мнение, возникающее в интернет среде, по сути, скрытого источника информации, показал следующие результаты:

54% респондентов дали утвердительный ответ;

39% не ищут ответы на морально-нравственные темы в интернете;

7% затруднились ответить.

При проведении итоговой беседы с курсантами установлен достаточно большой уровень доверия к информации из интернет среды ежедневного характера по темам политики, спорта, модных тенденций, погоды. 96% респондентов черпают ее именно на цифровых платформах. 4% доверят другим источникам СМИ.

Кульминационным этапом исследования стал вопрос о серьезности влияния интернет среды на личное мнение опрашиваемого, степень его оценки.

Были получены следующие результаты:

25% респондентов заявили, что интернет существенно влияет на их личное мнение;

71% в отрицают данное влияние;

4% опрошенных затрудняются ответить.

Тем самым, для молодых людей, обучающихся в высшей школе, вопрос осознания существенного влияния цифровой среды на формирование личного мнения человека оказался достаточно сложным, в какой-то мере даже неожиданным.

Современный индивидуум реализуется одновременно в онлайн- и офлайн- средах, выступая одновременно создателем новой цифровой реальности и испытывая на себе весь спектр провоцируемых трансформаций [4, С. 77].

Проведение нами исследования выявило новые направления для дальнейшего изучения. В частности, возник вопрос о возрастающем влиянии программ с использованием искусственного интеллекта, применяемых в создании контента социальных сетей. В связи с этим так же актуально изучение эффективности процесса формирования необходимых компетенций в области искусственного интеллекта у обучаемых в процессе профессиональной подготовки (H.H. Уварова идр. [11; 12]).

Так, исследователь в области цифровой среды в образовании H.H. Трихина вполне справедливо считает, что лидеры виртуальных мнений, созданные компьютерными системами, цифровые модели, обладающие идеальной внешностью, могут не только влиять на самооценку, мотивировать к недостижимым изменениям, пластическим операциям, манипуляциями с собственным телом, но и программировать поведение, создавая искаженные социальные установки [10, С. 271].

Мировые и российские эксперты в области искусственного интеллекта настаивают на внедрении в новейшие цифровые программы протоколов безопасности, основанных на устоявшихся морально-этических представлениях человеческого сообщества [9].

Выводы. На основании нашего исследование можно сделать вывод о возрастающей роли цифровой среды на формирование личности современного специалиста.

Интернет среда стала неотъемлемой частью профессионального поля, во многих случаях даже его движущим механизмом.

Электронная деловая переписка, переговорные и логистические коммуникации, рекламное продвижение товара или услуги, сбор статистических данных, финансовый оборот осуществляются в большой мере в цифровом сегменте. Важным моментом реалий обмена электронной формой информации является обеспечение ее достоверности.

Даже кажущиеся надежными и защищенными источники, базы данных подвергаются мошенническим хакерским атакам, в результате которых могут быть удалены, искажены, похищены, незаконно распространены (слиты) в сети. На этом фоне информация в интернете, распространяемая публично, выглядит еще более ненадежной.

В этой связи доверие, испытываемое респондентами к новостным сообщениям, выступлениям известных личностей, может существенно повлиять на личное мнение в профессиональной деятельности.

Как отмечает Л.П. Гадзаова [3] Профессиональная подготовка студентов новой формации, безусловно, должна включать вопросы, связанные с влиянием цифровой среды, как источника давления, подчас с агрессивными либо другими негативными намерениями [3; 4].

При этом, как отмечает Н.В. Гобунова [5] цифровая среда в образовании предоставляет не только инструменты, которые дополняют и обогащают систему образования, а также многие её структурные элементы по типу научно-образовательного знания, но и является регулятором новых порядков знания его определенных структур.

Информационные технологии в социальном плане открывают возможности для расширения и обогащение виртуального пространства, в рамках которого реализовывается виртуальная коммуникация.

Отношение к данному процессу у отечественных, а так же зарубежных ученых, разнится, так как виртуальное пространство не всегда является эффективным (С.З. Алборова, Г.А. Смыслова, Ю.В. Сорокопуд [1], Л.Г. Батракова, [2]).

Однако образовательная структура проявляет особый интерес применения цифровых технологий в организации и управлении образовательным процессом, что актуализирует необходимость проведения дальнейших всесторонних исследований, направленных на изучение влияния цифровой среды на процесс профессиональной подготовки специалистов различных направлений и профилей.

Литература:

1. Алборова, С.З. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза / С.З. Алборова, Г.А. Смыслова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 4 (101). - С. 120-123

2. Батракова, Л.Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 1, № 3. - С. 85-87

3. Гадзаова, Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции / Л.П. Гадзаова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014,- № 2. - С. 107-112

4. Гадзаова, Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза / Л.П. Гадзаова Владикавказ: изд-во «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», 2015. - 152 с.

5. Горбунова, Н.В. Информатизация и управление развитием современной образовательной организации / Н.В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 80-1. - С. 116-119

6. Лучинкина, П.С. Когнитивные стратегии поведения личности в цифровой среде / И.С. Лучинкина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. -№ 3(163). - С. 253-264

7. Квашенко, Н.Ю. Структура инфосферы цифровой цивилизации и жизненный мир личности / Н.Ю. Квашенко // Научное мнение. - 2022. - № 7-8. - С. 76-81

8. Сорокопуд, Ю.В. Подходы к обучению будущих преподавателей созданию и применению онлайн-курсов / Ю.В. Сорокопуд, H.H. Соколова, Л.Д Шишков // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №1 (98). - С. 257-259

9. Трихина, H.H. Формирование готовности обучающихся в образовательных организациях ФСИН России противодействию психологической агрессии в цифровой среде / H.H. Трихина, М.И Кузнецов // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Воронеж, 18-19 мая 2022 года. Том 2. - Иваново: Издательско-полиграфический комплекс "ПресСто", Воронежский институт ФСИН России, 2022. - С. 364-367

10. Трихина, H.H. Трансформация социальных процессов, мышления личности под влиянием виртуальной среды / H.H. Трихина // Актуальные проблемы социальной философии: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 мая 2023 года / Под общей редакцией В.В. Балахонского, П.Г. Мартысюка. - СПб: Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации, 2023. - С. 270-273

11. Уварова, H.H. Методологические подходы формирования основ искусственного интеллекта обучаемых / H.H. Уварова, Н.У. Ярычев, Г.Б. Глазкова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 2 (99). - С. 318-320

12. Уварова, H.H. Анализ отечественного опыта формирования компетенций в области искусственного интеллекта у обучаемых / H.H. Уварова, Т.П. Высоцкая, З.А. Саидов // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№79-1.-С. 332-336

Педагогика

УДК 5.8.7

аспирант Слободчикова Сардана Петровна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); профессор доктор педагогических наук Чоросова Ольга Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕСУРСНОСТЬ И ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация. Статья 10, п.6. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) гласит «...дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование». В статье 75 есть уточнение, что представляет собой дополнительное образование детей и взрослых. В частности, декларируется, что ДО детей способствует их адаптации к обществу, ориентирует их в профессии, помогает выявить и поддержать учащихся с неординарными способностями. Детские программы дополнительного образования должны брать во внимание особенности детей, особенности возраста и развития отдельно взятого ребенка. В пункте 4 обозначена очень важная формулировка относительно содержания дополнительных общеразвивающих программ, где содержание, формы, сроки определяются программой, которая была разработана и принята в отдельной организации.

Ключевые слова: дополнительное образование, информационное пространство, открытое образование, научная деятельность, креативная среда.

Annotation. Article 10, clause 6. Federal Law dated December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on August 4, 2023) "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2023) states "...additional education includes includes such subtypes as additional education for children and adults and additional vocational education." Article 75 clarifies what constitutes additional education for children and adults. In particular, it is declared that early education for children contributes to their adaptation to society, guides them in their professions, and helps to identify and support students with extraordinary abilities. Children's additional education programs should take into account the characteristics of children, the age and development of an individual child. Paragraph 4 indicates a very important wording regarding the content of additional general developmental programs, where the content, forms, and timing are determined by the program that was developed and adopted in a separate organization.

Key words: additional education, information space, open education, scientific activity, creative environment.

Введение. Прежде чем перейти к некоторым историческим аспектам, необходимо охарактеризовать ключевые признаки системы дополнительного образования в актуальных условиях. При изучении нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности сторон учебных процессов, был сделан вывод. Он заключается в том, что воспитание является стратегическим общенациональным ориентиром и для реализации поставленных целей, задач требуются совокупные усилия разных гражданских институтов, государственных, муниципальных и коммерческих организаций. Такое решение было сформировано на основе положений Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. No 996-р).

Стоит отметить, что выполнение поставленных задач по этой стратегии, даст возможность улучшить текущие показатели функционирования образовательной системы в стране. Повысится эффективность воспитательной деятельности, а также внедрения современных методов преподавания. Удастся достигнуть нового уровня психологической поддержки социализации школьников, сформировать оптимальные условия для улучшения ресурсного, организационно-методического обеспечения воспитательной работы. За счет этого, постепенно создается более адаптивная к постоянно меняющимся условиям социокультурная инфраструктура - для успешной социализации детей и подростков.

Изложение основного материала статьи. В существующей Концепции развития дополнительного образования есть ряд положений, которые определяют основные направления работы, миссии и их цели - для эффективной социокультурной практики. Сейчас, когда задачи по удовлетворению базовых человеческих потребностей не так актуальны и были решены, на первый план выходят личностные ценности, развитие гражданской солидарности, а также обучение школьников более актуальным знаниям и навыкам (например, для повышения уверенности в себе и быстрой социализации). Согласно законодательным предписаниям, важным является признание значимости ДО, а значит требуется достойная реализации мер и мероприятий, которые определены положениями государственной политики. А недостаточный интерес и внимание к этой задаче может стать причиной большого количества ошибок, стихийного развития идентичности в субкультурном пространства.

Нельзя допустить снижения результативности воспитательной деятельности в рамках установленной системы образования в Российской Федерации. Именно это правило заложено в Концепции (согласно нормам Распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. No 1726-р). Также важно изучить особенности такого фактора - как персонализация дополнительного образования. Он придает целям и задачам особую значимость. Это происходит за счет специфических характеристик, в том числе осознанного и добровольного участия в развивающихся образовательных программах, разработке индивидуальных методик, внесения изменения в процесс и содержание образовательной деятельности.

Особенно важна для ДО его открытости, с помощью которой удается создавать и дополнять общественные проекты. Одним из примеров является появление среды социального предпринимательства, а также развитие волонтерских движений.

Сейчас, когда особенно актуальна быстрая социализация школьников в информационном пространстве -дополнительное образование должно способствовать развитию гражданской идентичности, формированию особого типа мировоззрения, умения адаптироваться к изменениям. Также в Концепции представлена характеристика технологических перемен. Интерес семей с детьми в получении более эффективных результатов дополнительного образования и выбор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.