Научная статья на тему 'Актуальные проблемы цифровизации обучения в образовательных организациях ФСИН России'

Актуальные проблемы цифровизации обучения в образовательных организациях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1990
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтуненко Л.В.

Модернизация профессионального образования в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначена как одно из приоритетных направлений развития страны. Среди инновационных подходов к профессиональному формированию, развитию и воспитанию сотрудников, способных в современных условиях обеспечить качественное функционирование пенитенциарной системы, следует выделить создание цифровой образовательной среды открытой совокупности информационных систем, предназначенных для решения задач образовательного процесса. Ее наличие позволяет создать условия для реализации образовательных программ, достижения планируемых личностных результатов обучения. Однако цифровое обучение находится в начале своего пути. В процессе внедрения его в систему образования предстоит решить много проблемных вопросов. Сторонники и противники цифрового обучения приводят аргументированные доводы «за» или «против» цифровизации обучения. На наш взгляд, цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь и их развитие активно продолжается. Результаты опроса, проведенного среди курсантов и студентов образовательных организаций ФСИН России, определяют поиск возможностей цифровизации процесса обучения, а также новых целей и направлений образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of digitalization of education in educational organizations of the Federal Penal Service of Russia

Modernization of vocational education in the Decree of the President of the Russian Federation «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» is designated as one of the priority directions of development of the country. Among the innovative approaches to the professional formation development and education of employees who are capable in modern conditions to ensure the high-quality functioning of the penal system we should highlight the creation of a digital educational environment. Digital educational environment is an open set of information systems aimed to solve problems of the educational process. The presence of this allows to create the conditions for the implementation of educational programs, the achievement of planned personal learning results. However digital learning is at the beginning of its path; in the process of introducing it into the education system many problematic issues are to be solved. Proponents and opponents of digital learning argue for the pros and cons of digitizing education. In our opinion digital technologies have become firmly established in our lives and their development continues actively. the results of a survey conducted among cadets and students of educational organizations of the Federal Penal service of Russia determine the search for opportunities for digitalization of the learning process as well as new goals and directions for the educational process.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы цифровизации обучения в образовательных организациях ФСИН России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.8:378.147:004.9

DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-2-285-289

Актуальные проблемы цифровизации обучения в образовательных организациях ФСИН России

Л. В. КОВТУНЕНКО - доцент кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права Воронежского института ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент

Реферат

Модернизация профессионального образования в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначена как одно из приоритетных направлений развития страны.

Среди инновационных подходов к профессиональному формированию, развитию и воспитанию сотрудников, способных в современных условиях обеспечить качественное функционирование пенитенциарной системы, следует выделить создание цифровой образовательной среды - открытой совокупности информационных систем, предназначенных для решения задач образовательного процесса. Ее наличие позволяет создать условия для реализации образовательных программ, достижения планируемых личностных результатов обучения.

Однако цифровое обучение находится в начале своего пути. В процессе внедрения его в систему образования предстоит решить много проблемных вопросов. Сторонники и противники цифрового обучения приводят аргументированные доводы «за» или «против» цифровизации обучения. На наш взгляд, цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь и их развитие активно продолжается.

Результаты опроса, проведенного среди курсантов и студентов образовательных организаций ФСИН России, определяют поиск возможностей цифровизации процесса обучения, а также новых целей и направлений образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровизация образовательной среды; цифровое обучение; цифровое образование; ведомственная образовательная организация; система подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Actual problems of digitalization of education in educational organizations of the Federal Penal Service of Russia

L. V. KOVTUNENKO - Associate Professor of the Department of Penal and Criminal Law of the Voronezh Institute of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Associate Professor

Abstract

Modernization of vocational education in the Decree of the President of the Russian Federation «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» is designated as one of the priority directions of development of the country.

Among the innovative approaches to the professional formation development and education of employees who are capable in modern conditions to ensure the high-quality

functioning of the penal system we should highlight the creation of a digital educational environment. Digital educational environment is an open set of information systems aimed to solve problems of the educational process.

The presence of this allows to create the conditions for the implementation of educational programs, the achievement of planned personal learning results.

However digital learning is at the beginning of its path; in the process of introducing it into the education system many problematic issues are to be solved. Proponents and opponents of digital learning argue for the pros and cons of digitizing education. In our opinion digital technologies have become firmly established in our lives and their development continues actively.

The results of a survey conducted among cadets and students of educational organizations of the Federal Penal Service of Russia determine the search for opportunities for digitalization of the learning process as well as new goals and directions for the educational process.

Key words: digitalization of the educational environment; digital learning; digital education; departmental educational organization; system of training employees of the penal system.

13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства [7]. Происходящие в настоящее время процессы модернизации определяют новые условия, которые позволят обеспечить эффективность функционирования различных социальных институтов, в том числе в сфере образования.

Реформирование системы образования в целом и ведомственного образования в частности направлено на обеспечение конкурентоспособности российского образования, подготовку всесторонне развитого компетентного выпускника, готового к выполнению профессиональной деятельности в динамично развивающемся информационном обществе.

Модернизация профессионального образования в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначена как одно из приоритетных направлений развития страны [6].

Качественное решение поставленных задач требует пересмотра существующей системы профессиональной подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы. Среди инновационных подходов к профессиональному формированию, развитию и воспитанию сотрудников, способных в современных условиях обеспечить качественное функционирование пенитенциарной системы, следует выделить создание цифровой образовательной среды.

По мнению академика А. А. Вербицкого, цифровизация обучения стала возможной

под влиянием четырех объективных факторов: «1) успехи когнитивных наук, сформулировавших "компьютерную метафору" - механизмы переработки информации мозгом человека и компьютера идентичны;

2) наследование опыта технологического подхода к управлению учебным процессом, развитого в программированном обучении;

3) появление целой индустрии персональных компьютеров, самых разных цифровых устройств и необходимого для их работы сопутствующего оборудования; 4) давление бизнеса и рынка: всю продукцию нужно продавать, а образование - неисчерпаемый ее потребитель» [2, с. 4].

Можно не согласиться с доводами уважаемого ученого, однако следует признать, что сегодня не существует теории цифрового обучения, которая учитывала бы исторические, философские, психологические и педагогические аспекты процесса обучения. Но цифровые средства прочно вошли в нашу жизнь и стали мощным средством образования, позволяющим получать, хранить и передавать информацию.

Следует отметить, что множество компонентов, которые включаются в цифровую среду, не позволило до сих пор сформулировать единого определения понятия «цифровая образовательная среда».

А. В. Барабанщиков рассматривает данную среду как педагогическую систему, в которую включает ее обеспечение, состоящее из совокупности подсистем: нормативно-правовой, финансово-экономической, материально-технической, аппаратно-программной [1].

О. А. Ильченко отмечает, что «это единое информационное пространство вуза, объединяющее определенные подсистемы»

[3] - административную, информационную, а также регистрации и авторизации, учета, библиотечную, организации учебного процесса (электронный деканат), подсистему контроля знаний (тестовая подсистема) и др.

Цифровая образовательная среда, на наш взгляд, есть открытая совокупность информационных систем, предназначенных для решения задач образовательного процесса [4]. Создание такой среды в образовательных организациях ФСИН России имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными ресурсами: широкий доступ к другим образовательным ресурсам, получение информации дистанционно, повышение мотивации обучения, условия для построения индивидуальных образовательных траекторий и др.

Профессорско-преподавательский состав образовательной организации имеет возможность расширения ресурсного и информационно-методического обеспечения учебного процесса, осуществления мониторинга результатов обучения в более короткие сроки, снижения рутинной нагрузки за счет автоматизации.

Наличие цифровой образовательной среды позволяет осуществлять дистанционное взаимодействие с обучающимися, другими образовательными организациями, учреждениями культуры, спорта и т. д., обеспечивает единое пространство коммуникации для участников образовательных отношений, причем не только в рамках одного вуза, но и между всеми учебными заведениями уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, наличие цифровой образовательной среды позволяет создать условия для реализации образовательных программ, достижения планируемых личностных результатов обучения.

Однако цифровизация обучения характеризуется наличием ряда проблем различного характера.

Во-первых, сегодня отсутствуют педагогические или психолого-педагогические теории цифровизации обучения, основываясь на которых, профессорско-преподавательский состав может эффективно обучать курсантов и студентов. Во-вторых, знание и информация не равнозначные понятия, доступ к образовательным ресурсам, который открывает цифровая среда, не означает формирования профессиональной компетентности. В-третьих, снижается или утрачивается воспитательная функция обучения, что в совокупности может негатив-

но повлиять как на традиционное обучение, так и на обучение с использованием цифровых технологий, усилив недостатки того и другого.

Кроме того, при цифровизации обучения ослабевает коммуникативный аспект, что отрицательно сказывается на развитии речи обучающихся и, как следствие, на операционной стороне мышления.

Цифровизация образования - это не только создание цифровых копий учебников, учебных пособий и других традиционных источников, используемых в процессе обучения, это новый подход к тому, чему и как учить.

Попытки классифицировать компетенции, необходимые современному выпускнику вуза, свидетельствуют о важности цифровой, информационной, научной грамотности. Способность использовать образовательный контент с помощью цифровых технологий, включая навыки простейшего (на уровне пользователя) компьютерного программирования, поиска и обмена информацией, осуществления коммуникации с другими людьми, безусловно, требует элементарной цифровой грамотности.

Кроме того, сегодня актуальна проблема формирования культуры потребления информации, умения делать выбор между концептуальным и дополнительным, основополагающим и второстепенным, общепризнанным и носящим локальный характер.

Цифровые технологии предоставляют возможность преодолеть типичность и одинаковость освоения профессиональных знаний, создать условия для построения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. Индивидуализация образовательной траектории способствует развитию социальной адаптивности, формированию умения ориентироваться в динамично изменяющемся мире, самому решать, чему, когда и как учиться, выбирая из множества вариантов развития свой собственный путь.

Ректор Высшей школы экономики Я. И. Кузьминов в интервью «Российской газете» отметил, что «системы на искусственном интеллекте приведут к образовательной революции», что «обычные онлайн-курсы - простая и даже консервативная форма цифровых технологий в обучении. Новые платформы уже позволяют генерировать вопросы и проверять ответы в режиме реального времени - это сильно мотивирует студентов» [5]. Живое общение может быть удаленным, при помощи мессенджеров и видеозвонков, которые могут обеспечить

преподавателям общение со студентами без ограничений.

В вопросах равнозначности контактного общения или с использованием технических средств не согласимся с Я. И. Кузьми-новым. При дистантном взаимодействии, опосредованным видео, телефоном и др., значительно уменьшается доля невербальных средств общения, снижается живость и мгновенность ответной реакции.

Цифровое обучение находится в начале своего пути. В процессе внедрения его в систему образования предстоит решить много проблемных вопросов. Сторонники и противники цифрового обучения приводят аргументированные доводы «за» или «против» цифровизации. Но, на наш взгляд, данные технологии прочно вошли в нашу жизнь и их развитие будет активно продолжаться.

В процессе изучения проблем цифрови-зации образовательной среды и процесса обучения был проведен опрос среди курсантов и студентов Воронежского института ФСИН России. Респондентам было необходимо назвать положительные и отрицательные стороны активного внедрения цифровых устройств в образовательную среду.

Использование в процессе обучения цифровых ресурсов положительно оценили все участники опроса. Положительное влияние на качество образования отметили 67,2 % респондентов, возможность позна-

комиться с современными технологиями -58,2 %. Также обучающиеся делали акцент на том, что использование информационно-компьютерных технологий облегчает подготовку к занятиям (89,3 %), позволяет разнообразить их (93,2 %), облегчает самообразование (54,3 %), позволяет пользоваться виртуальными лабораториями, музеями, электронными библиотеками, обучающими компьютерными играми (86,5 %).

Результаты опроса определяют поиск возможностей цифровизации процесса обучения, новых целей и направлений образовательного процесса.

Перечисленные выше проблемы, связанные с цифровизацией образовательной среды, в значительной мере обусловлены отсутствием детально разработанной современной модели профессиональной подготовки сотрудника уголовно-исполнительной системы в цифровой образовательной среде, что, на наш взгляд, снижает качество подготовки в целом и мотивацию к обучению в частности. Являясь неотъемлемой частью образовательной политики государства, современная образовательная система подготовки сотрудников ФСИН России, ее инфраструктура, учебно-материальная база активно модернизируются, что повышает эффективность подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барабанщиков А. В., Звягинцев В. Г. Педагогика высшей военной школы : учеб. пособие. М., 1985. 134 с.

2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение в системе контекстного образования // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (г Воронеж, 18-19 апреля 2019 г.) / отв. ред. Э. П. Комарова. Воронеж, 2019.

3. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 190 с.

4. Ковтуненко Л. В. К вопросу о цифровизации образовательной среды военного вуза // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (г. Воронеж, 18-19 апреля 2019 г.) / отв. ред. Э. П. Комарова. Воронеж, 2019.

5. Кузьминов Я. И. Студенты реже ходят на лекции. URL: http://www.https://zen.yandex.ш/media/fond21veka/rektor-vshe-studenty-reje-hodiat-na-lekcii (дата обращения: 12.05.2019).

6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Рос. Федерации от 07.05.2018 № 204. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

■ REFERENCES

1. Barabanshchikov A. V., Zvyagincev V. G. Pedagogika vysshej voennoj shkoly : ucheb. posobie [Pedagogy of higher military school : tutorial]. Moscow, 1985. 134 p. (In Russ.).

2. Verbickij A. A. Cifrovoe obuchenie v sisteme kontekstnogo obrazovaniya [Digital learning in contextual education]. Antropocentricheskie nauki: innovacionnyj vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti : materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Voronezh, 18-19 aprelya 2019 g.) / otv. red. E. P. Komarova - Anthropocentric sciences: an innovative view on education and personality development : materials of the IX International Scientific and Practical Conference (Voronezh, April 18-19, 2019) / ed. by E. P. Komarova. Voronezh, 2019. Рр. 3-6. (In Russ.).

3. Il'chenko O. A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya setevogo obucheniya : dis. ... kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of network education : the diss. ... PhD. in Pedagogy]. Moscow, 2002. 190 p. (In Russ.).

4. Kovtunenko L. V. K voprosu o cifrovizacii obrazovatel'noj sredy voennogo vuza [On the issue of digitalization of the educational environment of a military university]. Antropocentricheskie nauki: innovacionnyj vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti : materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Voronezh, 18-19 aprelya 2019 g.) / otv. red. E. P. Komarova -Anthropocentric sciences: an innovative view on education and personality development : materials of the IX International

Scientific and Practical Conference (Voronezh, April 18-19, 2019) / ed. by E. P. Komarova. Voronezh, 2019. Pp. 75-77. (In Russ.).

5. Kuz'minov YA. I. Studenty rezhe hodyat na lekcii [Students attend lectures less often]. Available at: http://www.https:// zen.yandex.ru/media/fond21veka/rektor-vshe-studenty-reje-hodiat-na-lekcii (accessed 12.05.2019). (In Russ.).

6. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda : ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 07.05.2018 № 204 [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 : Decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018 No. 204]. Access from the reference legal system «Garant». (In Russ.).

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [On education in the Russian Federation : Federal Law from 29.12.2012 No. 273-FL]. Access from the reference legal system «Garant». (In Russ.).

УДК 343.825 DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-2-289-294

Экологическое воспитание осужденных в условиях исправительного учреждения

Э. В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Реферат

Современные условия, в которых живет человек, характеризуются необдуманным потреблением природных ресурсов, ухудшающим состояние окружающей среды и здоровья человека, обусловленным сложившимся образом жизни, потребностями и поведением. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления, иметь высокий уровень экологической культуры. Этого можно достичь только воспитанием. Экологическое воспитание тесно связано с социальным воспитанием, образованием, просвещением, обучением, самообразованием и направлено на развитие экологической ответственности и таких качеств личности, как самоконтроль, способность предугадать ближайшие и отдаленные результаты своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Формирование экологических ценностей у осужденных в местах лишения свободы становится одним из направлений воспитательной работы, призванным выработать ответственность за окружающий мир, привить интерес к познанию природы и ее взаимодействия с обществом, осознать необходимость ее охраны. Основными компонентами экологической культуры личности являются: знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде; интерес к природе и проблеме ее охраны; позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т. д.). Формирование экологических ценностей у осужденных возможно в процессе целенаправленно организованной, ресоциализирующей, воспитательной и образовательной деятельности на занятиях по предметам естественного цикла в общеобразовательной школе, участия в тематических вечерах, интерактивных экологических мероприятиях, просмотра и обсуждения документальных фильмов о проблемах экологии, посещения виртуальных экологических экскурсий, чтения книг и журналов о природе, при подготовке к праздникам и участию в них, а также в процессе выращивания цветов, кустарников, работы на огороде.

В настоящее время накоплен положительный опыт экологического воспитания осужденных в местах лишения свободы. В статье описан опыт повышения уровня экологического развития у осужденных исправительных колоний Вологодской, Омской, Свердловской областей. Включение осужденных в различные виды экологической деятельности будет способствовать расширению их кругозора, повышению общекультурного уровня, развитию познавательных и творческих способностей.

Ключевые слова: места лишения свободы; исправительный процесс; осужденные; воспитательная работа; экологическое воспитание; формы экологического воспитания осужденных.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.