Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-СРЕДА КАК ПОЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕРНЕТ-СРЕДА КАК ПОЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
навыки коммуникаций / интернет среда / студенты / курсанты / стратегия перформансной личностной идентичности / проектная идентичность личности / communication skills / Internet environment / students / cadets / strategy of performance personal identity / project identity of personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т С. Сливин, М И. Кузнецов, А В. Малозёмов

В статье рассматриваются адаптивные навыки коммуникаций в цифровой среде, приобретаемые студентами, курсантами высших учебных заведений, применяемые ими в дальнейшем времени в профессиональной деятельности. В процессе исследования моделировались вопросы, помогающие обратить внимание респондентов на степень влияния посторонних личностей, информации, получаемой из интернет-среды на формирование личного мнения обучающихся. Рассмотрены перформансная стратегия и проектная стратегия продвижения личной идентификации в профессиональной деятельности, реализуемой в сети интернет. В целом результаты исследования подтверждают возрастающий интерес студентов к возможностям цифровой среды. Меняется форма презентации, инструменты взаимодействия, которые следует изучить и уметь применять современному специалисту. Авторы статьи делают вывод о том, что в профессиональной деятельности становятся актуальными цифровые стратегии продвижения личности. Приобретает значение конкурентная составляющая образа. В зависимости от отрасли применения используется стратегия перформансной личностной идентичности либо проектная идентичность. Более сложный уровень цифрового продвижения образа предполагает смешение двух стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET ENVIRONMENT AS A FIELD FOR DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF SENIOR STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses adaptive communication skills in the digital environment acquired by students and cadets of higher educational institutions, which they subsequently use in their professional activities. In the research, questions are modeled to help draw the respondents’ attention to the degree of influence of outsiders and information received from the Internet environment on the formation of students’ personal opinions. The performance strategy and project strategy for promoting personal identification in professional activities carried out on the Internet are considered. In general, the results of the study confirm the growing interest of students in the possibilities of the digital environment. The form of presentation and interaction tools that a modern specialist should learn and be able to use are changing. The authors of the article conclude that digital strategies for personal promotion are becoming relevant in professional activities. The competitive component of the image becomes important. Depending on the field of application, the strategy of performance personal identity or project identity is used. A more complex level of digital image promotion involves a mixture of two strategies.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-СРЕДА КАК ПОЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

которыми сталкиваются выпускники вузов на рабочем месте, и способствует их более оперативному выполнению.

Совершенствование нейросетей и технологий искусственного интеллекта по праву можно отнести к одним из самых значимых прорывов начала XXI века. Было бы неразумно превращаться в новых луддитов, противоборствующих внедрению новых технологических достижений в образовательном процессе. Вме-

Библиографический список

сто этого необходимо изучать те непрерывно совершенствующиеся возможности, которые предоставляют большие языковые модели, а во взаимодействии со студентами обращать внимание на то, что нейросети могут применяться не как стопроцентный субститут человеческого интеллекта и человеческой мысли, а как инструмент, грамотное использование которого в совокупности с имеющимся багажом знаний способно в конечном счете повысить производительность труда.

1. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? Высшее образование в России. 2023; № 4: 9-22.

2. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? Высшее образование в России. 2023; № 6: 19-37.

3. Fiore U. Neural Networks in the Educational Sector: Challenges and Opportunities. 9th Balkan Region Conference on Engineering and Business Education and 12th International Conference on Engineering and Business Education. Sibiu, Romania. October, 2019.

4. Zakaryan A. Application of Artificial Intelligence (Neural Networks) in Education. Main Issues of Pedagogy and Psychology. 2021; Vol. 19 (1): 78-87.

5. Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence. UNESCO. 2022. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381137

6. Futterer T., Fischer Ch., Alekseeva A., Chen X., Tate T., Warschauer M., Gerjets P. ChatGPT in education: global reactions to AI innovations. Nature. 2023; Vol. 15. Available at: https://escholarship.org/uc/item/8r23r816

7. Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов. Профессиональное образование и рынок труда. 2023; Т. 11, № 1: 6-23.

8. Fauzi F., Tuhuteru L., Sampe F., Ausat A.M.A. Analysing the Role of ChatGPT in Improving Student Productivity in Higher Education. Journal on Education. 2023; Vol. 5 (4): 14886-14891.

9. Лавриненко И.Ю. Использование чат-бстгов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023; Т. 12, № 2: 18-25.

10. Baskara R., Mukarto M. Exploring the Implications of ChatGPT for Language Learning in Higher Education. Indonesian Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. 2023; Vol. 7 (2): 343-358.

11. Xiao Y., Zhi Y. An Exploratory Study of EFL Learners' Use of ChatGPT for Language Learning Tasks: Experience and Perceptions. Languages. 2023; Vol. 8 (3). Available at: https:// doi.org/10.3390/languages8030212

12. Kohnke L., Moorhouse B.L., Zou D. ChatGPT for Language Teaching and Learning. RELC Journal. 2023; Vol. 24, № 2. Available at: https://doi.org/10.1177/00336882231162868

13. Vaccino-Salvadore S. Exploring the Ethical Dimensions of Using ChatGPT in Language Learning and Beyond. Languages. 2023; Vol. 8 (3). Available at: https://doi.org/10.3390/ languages8030212

14. Султанова Д.А. ChatGPT в контексте образования: как бороться с его разрушительным воздействием. Молодой ученый. 2023; № 36 (483): 18-20.

15. Кащук С.М. Чат GPT - новые возможности и/или новые вызовы для системы иноязычного образования. Иностранные языки в школе. 2023; № 7: 12-20.

16. Кравцова А.Г. ChatGPT-3: перспективы использования в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 33-35.

17. Пичкова Л.С., Чертовских О.О., Воевода Е.В. и др. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» (уровень - продолжающий) по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика». Образовательная программа «Международные экономические отношения». Квалификация (степень) выпускника «бакалавр». Форма обучения очная. Москва, 2019.

18. Пичкова Л.С., Андреева Н.А., Кулемекова М.В., Скворцова Т.Е. Коммерческий английский = Commercial English: учебник. Москва: МГИМО-Университет, 2018.

19. Сагитов Е.Б., Шмелева Е.Д. Как педагогические практики связаны со списыванием среди студентов российских вузов. Вопросы образования. 2022; № 1: 138-159.

20. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: Аналитический доклад. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021.

References

1. Ivahnenko E.N., Nikol'skij V.S. ChatGPT v vysshem obrazovanii i nauke: ugroza ili cennyj resurs? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; № 4: 9-22.

2. Rezaev A.V., Tregubova N.D. ChatGPT i iskusstvennyj intellekt v universitetah: kakoe buduschee nam ozhidat'? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; № 6: 19-37.

3. Fiore U. Neural Networks in the Educational Sector: Challenges and Opportunities. 9th Balkan Region Conference on Engineering and Business Education and 12th International Conference on Engineering and Business Education. Sibiu, Romania. October, 2019.

4. Zakaryan A. Application of Artificial Intelligence (Neural Networks) in Education. Main Issues of Pedagogy and Psychology. 2021; Vol. 19 (1): 78-87.

5. Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence. UNESCO. 2022. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark748223/pf0000381137

6. Futterer T., Fischer Ch., Alekseeva A., Chen X., Tate T., Warschauer M., Gerjets P. ChatGPT in education: global reactions to AI innovations. Nature. 2023; Vol. 15. Available at: https://escholarship.org/uc/item/8r23r816

7. Garkusha N.S., Gorodova Yu.S. Pedagogicheskie vozmozhnosti ChatGPT dlya razvitiya kognitivnoj aktivnosti studentov. Professional'noe obrazovanie irynoktruda. 2023; T. 11, № 1: 6-23.

8. Fauzi F., Tuhuteru L., Sampe F., Ausat A.M.A. Analysing the Role of ChatGPT in Improving Student Productivity in Higher Education. Journal on Education. 2023; Vol. 5 (4): 14886-14891.

9. Lavrinenko I.Yu. Ispol'zovanie chat-botov GPT v processe obucheniya anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze: teoreticheskij aspekt. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. 2023; T. 12, № 2: 18-25.

10. Baskara R., Mukarto M. Exploring the Implications of ChatGPT for Language Learning in Higher Education. Indonesian Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. 2023; Vol. 7 (2): 343-358.

11. Xiao Y., Zhi Y. An Exploratory Study of EFL Learners' Use of ChatGPT for Language Learning Tasks: Experience and Perceptions. Languages. 2023; Vol. 8 (3). Available at: https:// doi.org/10.3390/languages8030212

12. Kohnke L., Moorhouse B.L., Zou D. ChatGPT for Language Teaching and Learning. RELC Journal. 2023; Vol. 24, № 2. Available at: https://doi.org/10.1177/00336882231162868

13. Vaccino-Salvadore S. Exploring the Ethical Dimensions of Using ChatGPT in Language Learning and Beyond. Languages. 2023; Vol. 8 (3). Available at: https://doi.org/10.3390/ languages8030212

14. Sultanova D.A. ChatGPT v kontekste obrazovaniya: kak borot'sya s ego razrushitel'nym vozdejstviem. Molodoj uchenyj. 2023; № 36 (483): 18-20.

15. Kaschuk S.M. Chat GPT - novye vozmozhnosti i/ili novye vyzovy dlya sistemy inoyazychnogo obrazovaniya. Inostrannyeyazyki v shkole. 2023; № 7: 12-20.

16. Kravcova A.G. ChatGPT-3: perspektivy ispol'zovaniya v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 33-35.

17. Pichkova L.S., Chertovskih O.O., Voevoda E.V. i dr. Rabochaya programma discipliny «Inostrannyj yazyk (anglijskij)» (uroven'- prodolzhayuschij) po napravleniyu podgotovki 38.03.01 «'Ekonomika». Obrazovatel'naya programma «Mezhdunarodnye 'ekonomicheskie otnosheniya». Kvalifikaciya (stepen) vypusknika «bakalavr». Forma obucheniya ochnaya. Moskva, 2019.

18. Pichkova L.S., Andreeva N.A., Kulemekova M.V., Skvorcova T.E. Kommercheskij anglijskij = Commercial English: uchebnik. Moskva: MGIMO-Universitet, 2018.

19. Sagitov E.B., Shmeleva E.D. Kak pedagogicheskie praktiki svyazany so spisyvaniem sredi studentov rossijskih vuzov. Voprosy obrazovaniya. 2022; № 1: 138-159.

20. Kachestvo obrazovaniya v rossijskih universitetah: chto my ponyali v pandemiyu: Analiticheskij doklad. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021.

Статья поступила в редакцию 01.10.23

УДК 378

Slivin T.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector for Scientific and Methodological Work Russian New University (Moscow, Russia), E-mail: sovetdls@rambler.ru

Kuznetsov M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Legal Psychology and Pedagogy, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia (Ryazan, Russia), E-mail: mikhail_kuznetsov_1962@list.ru

Malozyomov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Military University n.a. Prince Alexander Nevsky, Ministry of Defense of the Russian Federation (Russia), E-mail: zema7494@yandex.ru

INTERNET ENVIRONMENT AS A FIELD FOR DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF SENIOR STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article discusses adaptive communication skills in the digital environment acquired by students and cadets of higher educational institutions, which they subsequently use in their professional activities. In the research, questions are modeled to help draw the respon-

dents' attention to the degree of influence of outsiders and information received from the Internet environment on the formation of students' personal opinions. The performance strategy and project strategy for promoting personal identification in professional activities carried out on the Internet are considered. In general, the results of the study confirm the growing interest of students in the possibilities of the digital environment. The form of presentation and interaction tools that a modern specialist should learn and be able to use are changing. The authors of the article conclude that digital strategies for personal promotion are becoming relevant in professional activities. The competitive component of the image becomes important. Depending on the field of application, the strategy of performance personal identity or project identity is used. A more complex level of digital image promotion involves a mixture of two strategies.

Key words: communication skills, Internet environment, students, cadets, strategy of performance personal identity, project identity of personality

Т.С. Сливин, д-р пед. наук, проф., проректор по научно-методической работе АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва,

E-mail: sovetdis@rambler.ru

М.И. Кузнецов, канд. пед. наук, доц., Академия ФСИН России, г. Рязань, E-mail: mikhail_kuznetsov_1962@list.ru

А.В. Малозёмов, канд. пед. наук, доц., ФГКВРУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского», МО РФ, E-mail: zema7494@yandex.ru

ИНТЕРНЕТ-СРЕДА КАК ПОЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются адаптивные навыки коммуникаций в цифровой среде, приобретаемые студентами, курсантами высших учебных заведений, применяемые ими в дальнейшем времени в профессиональной деятельности. В процессе исследования моделировались вопросы, помогающие обратить внимание респондентов на степень влияния посторонних личностей, информации, получаемой из интернет-среды на формирование личного мнения обучающихся. Рассмотрены перформансная стратегия и проектная стратегия продвижения личной идентификации в профессиональной деятельности, реализуемой в сети интернет. В целом результаты исследования подтверждают возрастающий интерес студентов к возможностям цифровой среды. Меняется форма презентации, инструменты взаимодействия, которые следует изучить и уметь применять современному специалисту. Авторы статьи делают вывод о том, что в профессиональной деятельности становятся актуальными цифровые стратегии продвижения личности. Приобретает значение конкурентная составляющая образа. В зависимости от отрасли применения используется стратегия перформансной личностной идентичности либо проектная идентичность. Более сложный уровень цифрового продвижения образа предполагает смешение двух стратегий.

Ключевые слова: навыки коммуникаций, интернет среда, студенты, курсанты, стратегия перформансной личностной идентичности, проектная идентичность личности

На современном этапе развития научно-технического прогресса формируются не только цифровые коммуникативные навыки, поведенческие постулаты, реализуемые в профессиональной деятельности, но и общий фундамент мышления специалистов новой формации, состоящий из привычек, особенностей потребления информации, ее обработки, методов принятия решений.

Директор-координатор когнитивного направления НБИК-центра НИЦ «Курчатовский институт», профессор СПГУ Т.В. Черниговская поясняет важность изучения кросс-культурной, как теперь называют, специфики мышления. Мозг - не сумма миллиардов нейронов и их связей, а таковая сумма плюс индивидуальный опыт, который сформировал этот инструмент - наш мозг - и настроил его. Восприятие - это активное извлечение знаний и конструирование мира [1, с.118].

Между тем за прошедший период развития высшего образования в России, начиная с 2019-2020 уч. года, все отечественные вузы (как и зарубежные) использовали дистанционный формат обучения, затем, при улучшении обстановки, связанной с пандемией, многие перешли на смешанный формат обучения с активным применением электронной образовательной среды, которая была сформирована практически в каждом вузе. Вышеназванные обстоятельства детерминировали необходимость формирования коммуникативных навыков студентов в условиях цифровой среды. Однако, как показывали исследования последних лет по данному направлению [1-12], в настоящий момент ещё только формируется методика формирования цифровых коммуникативных навыков у студентов, вскрываются определённые проблемы, требующие решения.

В этой связи актуальность проблемы использования интернет-среды как средства формирования навыков коммуникаций в процессе профессиональной подготовки студентов не вызывает сомнения.

Цель исследования заключается в рассмотрении различных аспектов влияния интернет-среды на формирование навыков коммуникаций в процессе профессиональной подготовки студентов (в частности студентов старших курсов).

Основные задачи статьи определяются следующим образом:

- изучить опыт вузов в процессе формирования навыков коммуникаций в процессе профессиональной подготовки студентов в условиях интернет-среды;

- провести и представить результаты исследования мнения студентов 5 курсов Академии ФСИН России, направленные на определение степени влияния интернет-среды на психологические установки обучающихся, на специфику формирования навыков коммуникаций в данной среде.

Научная новизна статьи определяется изучением влияния интернет-среды на формирование навыков коммуникаций в процессе профессиональной подготовки студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теории и методики профессионального образования в вопросах специфики формирования навыков коммуникаций в условиях интернет-среды в процессе профессиональной подготовки студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный опрос и анализ результатов поможет выявить существующие проблемы в процессе формирования навыков коммуникаций в условиях интернет-среды в процессе профессиональной подготовки студентов.

Методы исследования в процессе написания данной статьи применялись теоретические (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические (проведение опроса студентов, математическая обработка полученных данных).

Как показал анализ литературы (Кики^ка-Ни1те А. [13]), в мировой образовательной практике дистанционное обучение с применением цифровых технологий имеет на сегодняшний день уже достаточно продолжительную историю и отработанные навыки и методики. Прежде всего, высшее образование на основе цифровых ресурсов развивалось в следующих основных направлениях:

1) дистанционное обучение с активным применением интернет-технологий;

2) введение в процесс обучения мобильных и облачных технологий, открытых образовательных платформ, способствующих целенаправленному выбору студентами индивидуальной траектории обучения (Т. А. Борзова [9; 10]).

Проведённые исследования на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, направленные на формирование коммуникативных навыков средствами интернет-среды, позволили прийти к выводам, что студенты при этом должны быть не только пассивными участниками вебинаров, проводимых в форме онлайн-коммуникации, но и уметь самостоятельно конструировать и проводить вебинары, т. е. создавать объективированный результат обучения - онлайн-продукт профессиональных коммуникаций [8]. Именно в этом случае у будущего специалиста формируются необходимые навыки осуществления коммуникации в интернет-среде.

Исследования, проводимые в московских вузах, показали, что необходимо усилить подготовку будущих учителей, повышение квалификации преподавателей высших учебных учреждений по проблемам взаимодействия с обучаемыми в интернет-среде, по созданию и формированию методики применения он-лайн-курсов, формированию ИКТ-компетенций [6; 7].

В фокусе нашего исследования были факторы, влияющие на коммуникативные навыки студентов старших курсов высших образовательных организаций, сформированные при активном использовании возможностей цифровой среды, реализуемые на поле цифровых ресурсов в профессиональной деятельности, имеющие влияние на смежные отрасли рабочих коммуникаций.

В процессе исследования было опрошено 28 респондентов, курсантов 5 курса Академии ФСИН России. На срезе статистического опроса изучалось мнение курсантов юридического факультета и факультета психологии и проба-ции.

Следует подчеркнуть, что специалисты, выпускаемые факультетами академии, реализуют свои профессиональные компетенции не только на базе учреждений уголовно-исполнительной системы, но и по широкому профилю специальностей в гражданской деятельности.

Вопросы, задаваемые респондентам, были направлены на определение степени влияния интернет-среды на психологические установки обучающихся. В контексте поиска ответов на вопросы морально-нравственного характера, осознания влияния на личное мнение сторонних авторитетов, ложности либо правдивости информации, получаемой из интернет-источников, после завершения опросов проводились обсуждения, формирующие желание курсантов высказы-

вать, разъяснять свою позицию в неформальной обстановке без оценки умений выступающего. В заключительной беседе ставилась цель развития коммуникативных навыков студентов в дискуссионной форме.

Коммуникация как психологический канал, транслирующий особенности индивида, проявляющиеся при связи с внешним миром. Его формы и механизмы определяются окружающей средой, в частности виртуальная среда формирует собственные ориентиры, ценности, объекты.

Российские ученые Э.Ю. Майкова, Д.А. Цуркан отмечают определенные риски при переходе общения людей в цифровую, симуляционную среду из фактической реальности. Возникает опасность утраты подлинного межличностного общения, дружеских взаимосвязей и в целом традиционно «опредмеченных» социальных и личностных отношений. Такие характерные составляющие интернет-коммуникации, как квазисвобода в отсутствии авторитетов, обезличенность, анонимность, доверительная открытость, доступность, редуцируют коммуникационный этос к кочевническому и утилитаристскому стилю, стирают границы между нормой и девиацией во взаимоотношениях людей [2, с. 91].

Глобальная сеть цифровых коммуникаций продемонстрировала, вопреки ожиданиям, большое число одиноких людей, глубокие личностные отчуждения в условиях электронной культуры. Отличительной чертой виртуальных коммуникаций является визуальная демонстрация, монолог одного объекта, выраженный в размещении на личной электронной странице в социальных сетях селфи, статичной фотографической картинки либо видеосюжета.

Демонстрация производится с целью получения социального одобрения представленного успешного, значимого для определенной группы образа, обладающего достаточной психологической устойчивостью к внешним раздражителям. Отрицательные текстовые комментарии, как правило, выражаемые посторонними личностями, не входящими в близкий социальный круг человека, выкладывающего «картинки успешной жизни», могут вызвать болезненные ощущения. Поскольку грубая либо слишком прямолинейная форма обращения от постороннего человека нарушает личные границы, снижает чувство безопасности и самооценку.

В ракурсе нашего исследования стоит заметить: несмотря на то, что 68% изучаемой группы состоит из лиц женского пола, не следует относить данных респондентов к наиболее внушаемой части людей. Традиционные представления (в политологии, области маркетинговых исследований) относят женщин к части аудитории, склонной к постороннему воздействию.

Однако в данной изучаемой ситуации влияют факторы принадлежности всей группы к уголовно-исполнительной системе, где уже на стадии приемной военно-врачебной комиссии осуществляется отбор рекрутов, наиболее психически устойчивых к стрессовым факторам и постороннему воздействию. В дальнейшей деятельности особенности системы накладывают влияние на профессиональные особенности сотрудников, умение определить психологически безопасную дистанцию в определенных либо критических обстоятельствах.

Другим фактором, нивелирующим желания постороннего влияния, является принадлежность курсантов изучаемой группы к юридической или психологической профессии. Профессиональные компетенции группы связаны не только с тесным общением, но и направлены на изучение и вырабатывание навыков влияния на контингент, обладающий особенностями деструктивного поведения. Отметим факт, что 100% респондентов заявляют в процессе опроса о присутствии в жизни нравственных или религиозных убеждений. Это создает устойчивую конструкцию профессиональной психической безопасности.

Характерным параметром данного утверждения является показатель оценки в анкетах о правдивости информации в Интернете:

- 93% респондентов считают, что информация искажена;

- уточняющие ответы индивидуально моделируются в диапазоне от 30 до 60% у курсантов юридической специализации, от 15% до 70% - у психологов.

На вопрос анкеты, о присутствии, знакомстве в Интернете с мнением личностей, обладающих наиболее полной и правдивой информации, были получены ожидаемые ответы группы:

- 86% респондентов ответили положительно,

- 14% респондентов отрицают наличие компетентных персонажей в цифровой среде.

Следует уточнить, что группа респондентов не выступает с однозначным мнением о бесполезности информации, полученной в цифровой среде. Вопрос о поиске ответов на сложные вопросы (морально-нравственного характера) выделил разные комментарии. 54% респондентов ответили положительно. 39% респондентов отрицают, не считают приемлемым получать ответы на сложные вопросы, вызывающие душевные сомнения, от посторонних людей посредством обезличенной цифровой связи. 7% затрудняются ответить на вопрос в данный момент.

Исследователь Л.В. Баева разъясняет постулат цифровой среды о поглощении человека личными переживаниями и ощущениями, воплощенными в цифровых медиа и текстовых формах. В условиях электронного бытия человек оказался в большей степени, чем раньше, сосредоточен на собственном «Я». Это связано с целью создания образа цифрового своего «Я» и привлечения внимания других и таким образом трансценденции в мире виртуального взаимодействия [3, с. 31].

Преследуя цель отгородиться от излишней агрессивной атаки интернет-среды, активные пользователи обращаются к специальным цифровым инструментам, поддерживающим виртуальный образ заданный пользователем.

Цифровые стратегии продвижения личности становятся актуальными в профессиональной деятельности. Приобретает значение конкурентная составляющая образа. В зависимости от отрасли применения используется стратегия перформансной личностной идентичности либо проектная идентичность. Более сложный уровень цифрового продвижения образа предполагает смешение двух стратегий.

Акционизм, или перформативное подиумное сознание, то есть способ, которым репрезентируется идентичность, демонстрирует «крен» в сторону потребности в самореализации и презентации, внутренние основания идентичности проявляются в момент её презентации [4, с. 54]. Данную стратегию предпочитают использовать в интернет-среде люди творческих, публичных профессий. Наличие множества зрителей, привлеченных скандальными, порой шокирующими действиями, выходящими за рамки привычной социальной нормы, предполагает, как результат профессиональной деятельности, гарантированные кассовые сборы. Выступления на концертах, театральных постановках, демонстрации фильмов не только в кинотеатрах, но и цифровых каналах приносят возрастающую прибыль при наличии «успешных» роликов в интернет-среде. Немалую роль играют финансовые поступления от рекламных сборов на личных цифровых страницах. Заметим, что перформансная стратегия продвижения образа может иметь хаотичную временную направленность, зависит от темперамента личности.

Проектная стратегия подразумевает планирование действий по презентации, продвижению образа в цифровой среде, который обретает цену, в том числе как бренд. На проектной стадии границы субъекта очерчиваются не стабильными внешними условиями, а собственными жизненными стратегиями, а личность берет на себя ответственность за свою идентичность [4, с. 56].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образ проектной идентичности ярко используется руководителями либо представителями ИТ-компаний. Презентация новой цифровой новинки, смартфона происходит в запланированные сроки в среде потенциальных покупателей, подготовленной определенным ожиданием. Используется рассчитанное маркетологами количество времени для принятия нового продукта, дата появления в специализированных магазинах объявляется заранее. И обязательным моментом презентации свежего «гаджета» (слово, специально придуманное для обозначения цифровой новинки) является применение в первой демонстрации дорогих виртуальных эффектов.

Использование в профессиональной деятельности проектной идентификации, в отличие от перфомансной стратегии, не подразумевает раскрытия личных деталей жизни личности, а предполагает только форму официальной информации. Данные о серьезной угрозе состоянию здоровья руководителя компании, ведущего инженера, программиста могут существенно повлиять на спрос и цену реализации проекта.

Напротив, перформансная стратегия предполагает создание постановочного спектакля о любых критических ситуациях со здоровьем физического или психического характера для «подогревания» интереса к образу. Публике интересно выражение черт идентичности в критической ситуации, эмоциональный посыл, окрас поведения, нестандартные решения проблем.

Проектная идентичность стремится превратить себя в бренд, и к ней оказываются вполне применимы законы маркетинга - человек формирует востребованность, он должен «продвигать» свой проект, что подразумевает и выбор «жизненной стратегии, формирование, позиционирование и продвижение определенного имиджа и репутации». «Спрос на себя» последовательно создается и продвигается как в социальных отношениях, профессии, так и в личных отношениях [4, с. 56].

Авторы отмечают, что «срок жизни» личного бренда примерно оказывается подобен сроку жизни товара и составляет 5-7 лет, что подтверждают не только маркетологи и социологи, но и психологи [5].

В целом результаты исследования подтверждают возрастающий интерес студентов к возможностям цифровой среды:

- 96% респондентов читают или смотрят в интернете новости о политике, спорте, погоде, модных трендах;

- 25% группы признают серьезное влияние интернет среды на личное мнение, решение;

- 71% опрашиваемых отрицают такое воздействие;

- у 4% курсантов вопрос вызвал затруднение при ответе.

В плоскости изучения общения в интернет среде были получены следующие ответы:

- 86% высказались положительно о возможностях цифровых коммуникаций, их простоте и универсальности;

- 14% транслируют традиционные межличностные способы общения.

Таким образом, Интернет, используемый студентами для обретения и оттачивания навыков коммуникации, безусловно, имеет возрастающие ресурсы развития, необходимые в профессиональной деятельности.

Будущему специалисту необходимо отчетливо понимать положительные и отрицательные стороны цифровой среды, вероятность постороннего влияния на принятия решений. Явления искаженной либо ложной информации транслируют-

ся в любых коммуникациях, поскольку каждый индивид заинтересован в продвижении собственных интересов и влиянии на аудиторию.

Меняется форма презентации, инструменты взаимодействия, которые следует изучить и уметь применять современному специалисту. Несмотря на наличие повторяющихся схем, методов транслирования информации в цифровой

Библиографический список

среде для достижения успеха, стабильного интереса публики к продукту либо бизнес-услуге, необходимо предъявлять индивидуальные стратегии и отличительные характеристики, которые достигаются только при постоянном личностном профессиональном росте, мониторинге новинок рынка, научных исследований.

1. Черниговская Т.В. Это не я - это мой мозг... Отечественные записки. 2013; № 1 (52): 116-127.

2. Майкова Э.Ю., Цуркан ДАО рискогенных коммуникациях в цифровом обществе. Вестник Тверского государственного университета. Cерия: Философия. 2019; № 4 (50): 90-97.

3. Баева Л.В. Теория экзистенциалов М. Хайдеггера и М. Босса и анализ существования человека в условиях электронной культуры. Вопросы философии. 2019; № 4: 24-33.

4. Конева A.B. «Цифровая идентичность»: процессы идентификации и репрезентации в сетевой коммуникации. Вестник Ленинградского государственного университета им А.С. Пушкина. 2018; № 1: 50-61.

5. Кадырова C.B., Немцева E.A., Тульнинский Г.Л. Селфменеджмент. Cанкт-Петербург: Питер, 2013.

6. ^рокопуд ЮБ., Шишков Л.Д., Cапачев B.A. Формирование ИКТ-компетенций в процессе подготовки будущих педагогов основного и дополнительного образования в условиях магистратуры. Современный ученый. 2022; № 6: 284-289.

7. ^рокопуд ЮБ., Голова Н.И., Шишков Л.Д. Подходы к обучению будущих преподавателей созданию и применению онлайн-курсов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 257-259.

8. Борзова TA., Беланова B.ft, Лощилина У.Д. Bебинар как эффективная форма дистанционного обучения деловой коммуникации в системе высшей школы. Уральский научный вестник. 2023; Т. 3, № 8: 99-103.

9. Борзова TA. Уроки пандемии: цифровая трансформация высшего образования в формате удаленного обучения. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021; Т. 13, № 1: 195-208.

10. Борзова TA. ^ецифика формирования гибких коммуникативных навыков у студентов гуманитарного направления при удаленном обучении. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021; Т. 13, № 2: 130-146.

11. Погожина И.Н., Подольский A.K, Идобаева O.A., Подольская TA. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ. Вопросы образования. 2020; № 3: 60-94.

12. Cарапульцева ЛА Дистанционное обучение и ситуационно-ролевые игры. Инновации s профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 22-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2017: 569-572.

13. Kukulska-Hulme A. Mobile learning for qualityeducation and social inclusion. IITE Policy Brief. 2010.

References

1. Chernigovskaya T.V. 'Eto ne ya - 'eto moj mozg... Otechestvennyezapiski. 2013; № 1 (52): 116-127.

2. Majkova 'E.Yu., Curkan D.A.O riskogennyh kommunikaciyah v cifrovom obschestve. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. 2019; № 4 (50): 90-97.

3. Baeva L.V. Teoriya 'ekzistencialov M. Hajdeggera i M. Bossa i analiz suschestvovaniya cheloveka v usloviyah elektronnoj kul'tury. Voprosy filosofii. 2019; № 4: 24-33.

4. Koneva A.V. «Cifrovaya identichnost'»: processy identifikacii i reprezentacii v setevoj kommunikacii. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im A.S. Pushkina. 2018; № 1: 50-61.

5. Kadyrova S.V., Nemceva E.A., Tul'chinskij G.L. Selfmenedzhment. Sankt-Peterburg: Piter, 2013.

6. Sorokopud Yu.V., Shishkov L.D., Sapachev V.A. Formirovanie IKT-kompetencij v processe podgotovki buduschih pedagogov osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyah magistratury. Sovremennyj uchenyj. 2022; № 6: 284-289.

7. Sorokopud Yu.V., Sokolova N.I., Shishkov L.D. Podhody k obucheniyu buduschih prepodavatelej sozdaniyu i primeneniyu onlajn-kursov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 257-259.

8. Borzova T.A., Belanova V.D., Loschilina U.D. Vebinar kak 'effektivnaya forma distancionnogo obucheniya delovoj kommunikacii v sisteme vysshej shkoly. Ural'skij nauchnyj vestnik. 2023; T. 3, № 8: 99-103.

9. Borzova T.A. Uroki pandemii: cifrovaya transformaciya vysshego obrazovaniya v formate udalennogo obucheniya. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2021; T. 13, № 1: 195-208.

10. Borzova T.A. Specifika formirovaniya gibkih kommunikativnyh navykov u studentov gumanitarnogo napravleniya pri udalennom obuchenii. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2021; T. 13, № 2: 130-146.

11. Pogozhina I.N., Podol'skij A.I., Idobaeva O.A., Podol'skaya T.A. Cifrovoe povedenie i osobennosti motivacionnoj sfery internet-pol'zovatelej: logiko-kategorial'nyj analiz. Voprosy obrazovaniya. 2020; № 3: 60-94.

12. Sarapul'ceva L.A. Distancionnoe obuchenie i situacionno-rolevye igry. Innovacii vprofessional'nom iprofessional'no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 22-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2017: 569-572.

13. Kukulska-Hulme A. Mobile learning for qualityeducation and social inclusion. IITE Policy Brief. 2010.

Статья поступила s редакцию 05.10.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.