Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПИСЬМЕННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ (ЭССЕ) НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ'

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПИСЬМЕННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ (ЭССЕ) НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / студент / образование / обучение иностранному языку / оценка / сочинение (эссе) / качество образования / чат-бот / новейшие технологии / письменная речевая деятельность / artificial intelligence / student / education / training of foreign language / evaluation / composition (essay) / education-quality / chat bot / latest technologies / written speech activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Гузь, А.А. Мелконян, Э.А. Куликова

В последнее время в современном образовании стала актуальной проблема использования обучающимися искусственного интеллекта (ИИ). Применение информационных технологий в образовании неизбежно, а цифровая автоматизация задач может служить как оптимизации, так и снижению качества образования. В данной статье рассматривается проблема написания академических работ (на примере составления эссе), а также их оценивания с учетом того, что студентами активно используются так называемые чат-боты. Авторы статьи приводят ряд признаков распознавания студенческого письменного текста, учитывая критерии оценивания эссе в рабочей программе по практике немецкого языка на зарубежной филологии. Решение проблемы с авторством академических работ педагоги-филологи видят в практических стратегиях по обучению письму на занятиях, а также в разъясняющих беседах об уникальности человеческого мышления и собственного интеллектуального труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.А. Гузь, А.А. Мелконян, Э.А. Куликова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE ON EDUCATION AND TRAINING OF STUDENTS IN WRITTEN STATEMENT (ESSAY) IN A FOREIGN LANGUAGE

In recent times, the problem of students’ use of artificial intelligence (AI) has become relevant in modern education. The use of information technology in education is inevitable, and digital automation of tasks can serve both to optimize and reduce the quality of education. This article discusses a problem of writing academic papers (using the example of writing essays), as well as their evaluation, taking into account the fact that students actively use so-called chat bots. The authors of the article provide a number of signs of recognition of student written text, taking into account the criteria for assessing essays in the work program for German language practice in foreign philology. Philology teachers see a solution to the problem of authorship of academic works in practical strategies for teaching writing in the classroom, as well as in explanatory conversations about the uniqueness of human thinking and one’s own intellectual work.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПИСЬМЕННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ (ЭССЕ) НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

УДК 378

Guz Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: guz@sfedu.ru

Melkonyan A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: aamelkonyan@sfedu.ru

Kulikova E.A., teacher, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: eakulikova@sfedu.ru

THE INFLUENCE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE ON EDUCATION AND TRAINING OF STUDENTS IN WRITTEN STATEMENT (ESSAY) IN A FOREIGN LANGUAGE. In recent times, the problem of students' use of artificial intelligence (AI) has become relevant in modern education. The use of information technology in education is inevitable, and digital automation of tasks can serve both to optimize and reduce the quality of education. This article discusses a problem of writing academic papers (using the example of writing essays), as well as their evaluation, taking into account the fact that students actively use so-called chat bots. The authors of the article provide a number of signs of recognition of student written text, taking into account the criteria for assessing essays in the work program for German language practice in foreign philology. Philology teachers see a solution to the problem of authorship of academic works in practical strategies for teaching writing in the classroom, as well as in explanatory conversations about the uniqueness of human thinking and one's own intellectual work.

Key words: artificial intelligence, student, education, training of foreign language, evaluation, composition (essay), education-quality, chat bot, latest technologies, written speech activities

Ю.А. Гузь, канд. пед. наук, доц. Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: guz@sfedu.ru

А.А. Мелконян, канд. пед. наук, доц., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: aamelkonyan@sfedu.ru

Э.А. Куликова, преп., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: eakulikova@sfedu.ru

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПИСЬМЕННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ (ЭССЕ) НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

В последнее время в современном образовании стала актуальной проблема использования обучающимися искусственного интеллекта (ИИ). Применение информационных технологий в образовании неизбежно, а цифровая автоматизация задач может служить как оптимизации, так и снижению качества образования. В данной статье рассматривается проблема написания академических работ (на примере составления эссе), а также их оценивания с учетом того, что студентами активно используются так называемые чат-боты. Авторы статьи приводят ряд признаков распознавания студенческого письменного текста, учитывая критерии оценивания эссе в рабочей программе по практике немецкого языка на зарубежной филологии. Решение проблемы с авторством академических работ педагоги-филологи видят в практических стратегиях по обучению письму на занятиях, а также в разъясняющих беседах об уникальности человеческого мышления и собственного интеллектуального труда.

Ключевые слова: искусственный интеллект, студент, образование, обучение иностранному языку, оценка, сочинение (эссе), качество образования, чат-бот, новейшие технологии, письменная речевая деятельность

В данной статье мы хотели бы поднять проблему написания академических работ, а именно - их оценивания с учетом того, что студенты активно пользуются чат-ботами, и многие из них сдают неавторские работы. Благодаря искусственному интеллекту написание университетских дипломных и курсовых работ, рефератов, эссе для многих студентов происходит без каких-либо умственных усилий. Достаточно уметь пользоваться чат-ботами и делать соответствующие запросы поиска. Возможно, также потребуется знание английского, потому что известные языковые модели изначально созданы на английском языке.

В связи с этим наблюдается возрастание роли обучения иноязычной письменной речи в вузе. Этому способствовала также международная письменная коммуникация в период пандемии, социально-экономические потребности современного мира, расширение культурного понимания, а также личное общение молодого поколения в интернет-сообществах. Бесспорно, владение письменной речью дает больше возможностей для работы и обучения за пределами своей страны, позволяет успешно общаться с представителями других стран, строить международные связи, а также увеличивает перспективы на рынке труда. Обучение аргументированному письму способствует развитию навыков логического мышления и креативности. Подбирая слова, фразы, структуры предложений, составляя письменный текст, студент учится аргументированно выражать свои мысли. Изучение иноязычной письменной речи дает возможность познакомиться с историей и культурой страны изучаемого языка, способствует взаимодействию с представителями другой культуры.

Следовательно, обучение письму в вузе становится важным умением, необходимым для успешной карьеры и личностного развития. Но следует сказать, что овладение письменной иноязычной речью у обучаемых зачастую отстает от устных коммуникативных навыков. Причиной тому является то, что оно чаще всего рассматривается в качестве второстепенного навыка по сравнению с устной речью. Хотя письменная речь, которая все больше проникает в межличностную и профессиональную межкультурную коммуникацию, на самом деле является важной формой обучения иноязычной речи, которая требует тщательного изучения. Задача преподавателя - умело развивать оба вида продуктивной речевой деятельности и сделать правильный выбор эффективных средств и способов обучения письменной речи. Данный дисбаланс также подтверждает актуальность выбранной нами темы.

Цель данного исследования - выявить влияние искусственного интеллекта на письменные работы студентов, изучающих иностранный язык, а также раскрыть особенности распознавания авторского эссе обучающихся по пройденным

темам образовательной программы. В связи с этим перед нами стоят следующие задачи:

- рассмотреть особенности обучения письменной речи и эссе на иностранном языке в вузе;

- ознакомиться с критериями оценивания эссе на иностранном языке;

- раскрыть критерий «уникальности» авторского текста;

- выявить проблему использования ИИ для создания письменных текстов;

- определить существенные признаки «неуникального текста»;

- дать практические стратегии преподавателям для работы с авторским эссе на иностранном языке.

Особенности обучения письменной речи рассматривались в работах многих ученых: А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, А.Н. Щукина, Л.С. Выготского, Н.И. Гез, Э.С. Чуйковой и других. Опираясь на ключевые моменты, которые сформулированы как зарубежными, так и русскими лингвистами, можно утверждать, что владение письменной речью означает в первую очередь умение выразить свои мысли, передавая информацию другим людям посредством письменного сообщения.

Для того чтобы научить создавать письменный текст, который будет являться авторским продуктом, необходимо использовать разнообразные подходы к обучению письменной речи. Одним из эффективных видов самостоятельной работы, развивающих письменную речь и навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, является написание эссе. Формулировка основных мыслей, умение расположить их в определенной логической последовательности, сопровождая примерами и наблюдениями из своей собственной речи, - это необходимые навыки, которые студент получает при написании эссе.

В рабочих программах Южного федерального университета (направление подготовки: 45.03.01 Филология; направленность программы: Зарубежная филология) эссе представлено как «средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме». В процессе освоения образовательной программы студенты овладевают следующими компетенциями иноязычной письменной речи [1]:

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5);

- способностью создавать тексты различной направленности, в том числе научной, научно-популярной, медийной, и представлять полученные результаты в реальном и виртуальном пространствах (ПК -2).

Таким образом, мы видим, что письменные работы являются центральным звеном в подготовке бакалавров языкового направления, поэтому крайне необходимо просвещать и обучать студентов добросовестному качественному письму. Письменная и устная речь на иностранном языке имеют похожие механизмы продуцирования, оба вида речевой деятельности являются продуктивными. Для устной дискуссии и для письменного аргументирования можно использовать одинаковые речевые средства и клише, лексический и грамматический материал.

В методических указаниях коллег для усвоения дисциплины «Иностранный язык» представлены следующие рекомендации по подготовке письменного высказывания на иностранном языке: «Успешное письменное высказывание должно логично и последовательно развивать мысль автора. При построении высказывания в письменной форме рекомендуется:

- четко определять содержание (какой тезис соответствует теме, какие положения доказывают этот тезис, раскрывая тему, какие выводы надо сделать из всего написанного);

- соблюдать структуру, принятую для данного типа письменного высказывания;

- правильно выбирать грамматические структуры и лексические единицы, в том числе связующие слова, которые обеспечивают логичный и плавный переход от одной части к другой, а также внутри частей;

- использовать разные варианты построения предложения, прием перефразирования.

Важно планировать работу так, чтобы была возможность проверить свое письменное высказывание через определенное время после написания, что позволит увидеть недочеты и ошибки, незамеченные во время работы. Следует помнить, что письменное высказывание - это раскрытие и аргументирование своей позиции» [2].

При обучении письменному высказыванию преподавателям следует предлагать студентам практические стратегии. Так, например, для продуктивного обучения написанию эссе преподаватель на начальном этапе обучения ему должен:

1. Сориентировать обучающихся в задании, определить тему эссе, обосновать ее актуальность (Введение).

2. Помочь спланировать письменное высказывание, которое будет состоять из нескольких абзацев, определить основные идеи, которые развивают и подтверждают тезис, высказанный во введении. При этом каждый абзац должен иметь собственную идею, которая поддерживает основной тезис. Важно следить за логической цепочкой аргументов.

3. Нацелить студентов на составление эссе с использованием необходимого учебного грамматического и лексического материала, а в последующем на редактирование текста автором.

Для того чтобы студенты правильно создавали свой письменный продукт на иностранном языке, следует в самом начале ознакомить их с содержанием, целью и критериями оценивания письменного высказывания. Эссе пишется по пройденным темам в течение учебного года. Контрольное эссе пишется в аудитории во время занятия без использования справочных средств перед экзаменом, домашние эссе студенты пишут самостоятельно и сдают для оценивания преподавателю. Цель контроля - умение логично и аргументированно излагать собственную точку зрения в письменной форме, прежде всего с соблюдением лексических и грамматических норм.

Оценивание эссе преподаватели могут осуществлять по-разному, но в целом критерии оценивания очень похожи. Большинство оценивают решение коммуникативной задачи (в случае, если эссе не соответствует теме, обучающийся получает 0 баллов), организацию текста и языковое оформление, причём использование лексики, грамматики и орфографии оцениваются отдельно.

Критерии оценки могут быть следующими: оценка «отлично» выставляется студенту, если соблюдены все требования, предъявляемые к написанию эссе, автор проявил самостоятельность и творческий подход при изложении материала, использовал необходимую литературу, допущены одна или две лексических, грамматических, орфографических ошибок, содержание отражает все аспекты, указанные в задании, высказывание логично, структура текста соответствует предложенному плану; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы, правильно (соблюдается нейтральный стиль); оценка «хорошо» выставляется студенту, если соблюдены не все требования, предъявляемые к написанию эссе, при этом автор проявил самостоятельность и творческий подход, использовал необходимую литературу, но допустил некоторые лексические, грамматические, орфографические ошибки; оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если соблюдены не все требования, предъявляемые к заданию, изложенный материал недостаточно аргументирован, допущено много лексических, грамматических или орфографических ошибок; оценка

«неудовлетворительно» выставляется студенту, если задание не выполнено или выполнено формально.

Наличие генераторов текста и программ-переводчиков увеличивает риск "несанкционированного заимствования, или плагиата" [4, с. 295] и добавляет новый критерий оценивания письменной работы - уникальность. Уникальная работа - это текст, написанный без заимствований из других ранее созданных источников и без использования ChatGPT, языковой модели машинного интеллекта. У студентов может возникнуть соблазн использовать готовые тексты без достаточного количества ссылок, что не только подрывает собственную академическую честность, свидетельствуя об их «академической GPT-непорядочности» [5, с. 8], но и затрудняет процесс обучения.

Ученые-методисты выступают достаточно категорично против машинного интеллектуального труда: «Под GPT-непорядочностью мы понимаем вид обмана, связанный с выполнением образовательных работ с помощью ChatGPT, которые обучающиеся (студенты) представляют как выполненные лично» [5 с. 8]. Цифровая автоматизация задач может быть как оптимизацией, так и снижением качества обучения для студентов. С одной стороны, автоматизированные инструменты и программные решения позволяют упростить анализ данных, обобщение и перевод текста. С другой стороны, зависимость от этих технологий несет в себе риск снижения когнитивных способностей. Поскольку обучающиеся для выполнения учебных задач все чаще полагаются на решения на базе искусственного интеллекта, их навыки критического анализа и независимого мышления могут атрофироваться. Постоянно полагаясь на автоматизированные решения, студенты со временем могут столкнуться с трудностями в понимании сложных проблем и разработке инновационных решений.

Несмотря на то, что ИИ открывает двери для более персонализированного и эффективного процесса обучения, он также поднимает вопросы о рисках качества образования и обучения студентов. Использование искусственного интеллекта в сфере образования влечет за собой большие сложности, которые не следует недооценивать [4]. Если обучающиеся все больше будут полагаться на инструменты обучения, основанные на цифровых технологиях, это может привести к снижению социального взаимодействия, т. к. обмен идеями и дискуссии с сокурсниками и преподавателями являются неотъемлемой частью процесса обучения, которая может быть потеряна из-за изоляции, вызванной «засиживанием» в Интернете.

Мы считаем очевидным, что студенческие письменные работы на гуманитарных и языковых направлениях - это отдельное достижение, которое позволяет применить на практике полученные знания и продемонстрировать навыки академического письма, а также умения реферировать, анализировать, приводить цитаты, ссылаться на достоверные источники и высказывать свое личное мнение по актуальным проблемам общества в различных культурах. Результаты данных работ призваны дать преподавателям возможность оценить уровень академических знаний и иноязычных коммуникативных умений, достигнутых студентами. Поэтому для преподавателей является крайне актуальным разобраться с критериями оценивания и распознавания уникальности письменного текста.

Изучив ряд актуальных статей по вопросу разрешения использования ИИ в обучении, мы столкнулись с мнением некоторых коллег, что искусственный интеллект представляет собой угрозу для одних и возможность новой эволюции для других. Если студенты комбинируют авторский труд с машинным, то результаты могут быть признаны некоторыми университетами. Большинство экспертов опасаются массового использования ChatGPT для письменных текстов в школах и университетах. В то же время есть много коллег, которые уверены, что языковая модель искусственного интеллекта также предлагает перспективные возможности для обучения. Они считают, что сетевые инструменты для создания текстов не следует запрещать в университетах. Почти все высшие образовательные учреждения в Германии заявили, что в настоящее время они работают над обязательными правилами в этом вопросе. Но только два университета ответили, что приняли решение об общем запрете. По данным Кёльнского университета, текст, сгенерированный ИИ, «не отвечает критерию независимости» и может быть причиной недопуска к сдаче экзаменов или даже отчисления студентов. В Мюнстерском университете также считают написание текстов с помощью ИИ «правовым нарушением» [7].

Дорис Вессельс из Кильского университета прикладных наук, соучредитель и руководитель Центра виртуальных компетенций по преподаванию и обучению письму с помощью ИИ, с 2019 года работает над возможностями и рисками больших языковых моделей в преподавании и высказывает следующую мысль: «Мы рискуем скатиться к ситуации, когда обучающиеся будут использовать инструменты быстрее, чем преподаватели. Это разрушительное изменение в процессе письма. Устоявшиеся процессы разрушаются, и создается что-то новое. Но мы должны гарантировать, что это будет признано обеими сторонами - преподавателями и студентами - как целенаправленное и значимое» [7].

Д. Вессельс выступает наряду со сделанным выше заявлением за активный подход к новым инструментам генеративного текста и поэтому проводит со своими студентами семинары по написанию текстов с помощью искусственного интеллекта. Он приводит пример работы, где просит создать текст через ИИ, и в результате обучающиеся осознают, что они получают красноречиво сформу-

лированный результат. Текст не имеет логического смысла, а лишь повторяющиеся комбинации словосочетаний. На самом деле ChatGPT известен тем, что любит выдумывать факты и вставлять вымышленные источники в научный текст. Д. Весссельс настаивает на разъясняющем диалоге со студентами: «Наши обучающиеся должны осознавать, что недостаточно просто прочитать полученный текст. Нужно лично испытать и узнать, что в конечном итоге вы все равно несете ответственность, даже если в качестве соавтора была задействована машина, вы публикуете текст под своим именем» [7].

Сейчас существуют не только программы для написания текстов, но и для распознавания текстов ИИ. К ним, например, относятся GPT Zero, разработанный американским студентом-компьютерщиком, собственный AI Text Classifier от Open AI и такие платформы, как Copyleaks.com и Scribbr.de [8; 9]. Но преподаватель должен быть в курсе того, что, с одной стороны, большие языковые модели могут создавать тексты, обобщать их и отвечать на вопросы, а с другой - могут перефразировать отрывки таким образом, что для обнаружения плагиата простого сравнения с известными источниками уже недостаточно. Так что нельзя использовать оценку самой нейросети как единственное доказательство того, что текст создал ИИ.

Но есть и другие особенности, по которым можно определить, кто оказался автором текста - студент или машина. В течение учебного 2022-2023 года мы анализировали в ЮФУ на языковом отделении письменные работы студентов по критерию уникальности без помощи инструментов распознавания текста ИИ. Распознать текст, созданный ИИ, невооруженным взглядом непросто. В общей сложности было просмотрено 120 работ на немецком языке по следующим темам эссе: «Пластические операции: зачем менять себя?», «Красивым людям легче жить», «Мужчина и женщина - равноправны», «Современное искусство понять не каждому», «Искусство - это не труд, а талант», «Язык жестов сближает», «Кино или театр?», «Книга или блог?».

Ознакомившись с текстами и распознав неуникальные, мы пришли к следующим выводам. Прежде всего, важно отметить, что текст, сгенерированный ИИ, обычно очень логичный и хорошо структурированный. Это связано с тем, что ИИ способен очень быстро адаптироваться к новым ситуациям и делать логические выводы. С другой стороны, студент-автор часто пытается сохранить собственный стиль письма. При написании авторского текста можно легко увидеть личную позицию студента, его замысел, логику его мышления. В машинном тексте не чувствуется авторский стиль студента, а просто создается впечатление обобщающего текста без субъективной оценки [10].

Библиографический список

Как правило, эссе пишется в конце учебного модуля, когда проработано достаточное количество материала на языке, выучено определенное количество лексических единиц и выражений, пройдена необходимая грамматика, обсуждены интересные аспекты коммуникативной темы, проблемы на практических занятиях по иностранному языку. Студенты опираются на приобретенные навыки и полученные знания по новой теме, в процессе чего они используют выученный языковой материал по проблематике заданного эссе.

Исследование некоторых работ показало, что тексты, сгенерированные ИИ, имеют более высокую плотность слов и более абстрактны. Тексты чат-ботов «характеризуются монотонностью и отсутствием эмоциональности в высказываниях» [11, с. 70], т. к. нейросеть не рассуждает самостоятельно. Описание преимуществ и недостатков в центральной части текста удается ИИ достаточно хорошо, но преподаватель может отличить авторское рассуждение от машинного, т. к. на занятиях уже проводилась устная дискуссия с аргументами и контраргументами, и, как правило, студенты используют в письме отработанный, зафиксированный речевой материал в тетради. Нейросеть, напротив, пишет поверхностно, не ссылаясь на определенные источники, цитаты, материалы. В сгенерированном ИИ тексте встречается много смысловых ошибок и несуразиц, которых почти не бывает в написанном человеком материале.

Надеемся, что данная статья может помочь преподавателям-филологам распознать эссе, написанное ИИ. Подводя итоги всему сказанному, можно утверждать, что искусственный интеллект (ИИ), несомненно, произвел революцию в различных аспектах образования, включая процесс создания письменных текстов. Это довольно сложно, особенно с учетом того, что технология написания ИИ продолжает развиваться. Однако есть несколько характерных признаков, которые могут помочь определить работу нейросетей. Одним из ключевых показателей является «отполированное» качество текста и отсутствие слов и выражений по пройденному учебному материалу.

Мы приходим к выводу, что необходимо внедрять практические стратегии обучения иноязычному письму на занятиях и развивать не только умение критически мыслить, но и воспитывать добросовестное отношение студентов к собственному интеллектуальному труду. Важно найти баланс между использованием технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности обучения и развитием у студентов способностей познавательного мышления. Педагоги должны предоставлять возможности для открытых дискуссий, дебатов и проектов, которые побуждают обучающихся творчески дебатировать и развивать собственные идеи.

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г N 947. Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/70734812/paragraph/1:0

2. Чувильская Е.А. Методические указания для обучающихся вузов по усвоению дисциплины «Иностранный язык (немецкий)». Молодой ученый. 2015; № 15.2 (95.2): 75-80.

3. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Методика подготовки эссе в формате международных экзаменов по английскому языку. Вестник Оренбургского государственного университета. 2020; № 1 (224): 72-79.

4. Сысоев П.В., Филатов Е.М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023; Т. 28, № 2: 276-301.

5. Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов. Профессиональное образование и рынок труда. 2023; Т. 11, № 1: 6-23.

6. Есенин РА. Психологические вызовы цифровой реальности: ИИ сегодня и его зона ближайшего развития. Профессиональное образование и рынок труда. 2023; Т. 11, № 2: 121-128.

7. Stieler W. Künstliche Intelligenz Ki, schreib meine Thesis! Welchen Einfluss ChatGPT auf die Bildung haben könnte. Mit Technologie Review. Available at: https://www.heise.de/ hintergrund/KI-schreib-meine-Thesis-Welchen-Einfluss-ChatGPT-auf-die-Bildung-haben-koennte

8. Wie betrüge ich mit einer KI? 25. Januar 2023 von Hessi. Available at: https://hessburg.de/category/it/sicherheit/

9. Knäpper N. KI-Texte erkennen: 6 kostenlose und kostenpflichtige Tools. OMR Reviews. 2023; 30 мая. Available at: https://omr.com/de/reviews/contenthub/ki-texte-erkennen

10. Петрушова С. Блеск и нищета искусственного интеллекта. Московский комсомолец. 2023; 20 июня, № 29052. Available at: https://www.mk.ru/social/2023/06/19/nazvany-riski-massovogo-ispolzovaniya-iskusstvennogo-intellekta.html

11. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Chat bots in English language education: Preliminary and young adult students. West Nik Tambov University. Series: Humanitarian Science. 2023; Т. 28, № 1: 66-72.

References

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 avgusta 2014 g. N 947. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70734812/paragraph/1:0

2. Chuvil'skaya E.A. Metodicheskie ukazaniya dlya obuchayuschihsya vuzov po usvoeniyu discipliny «Inostrannyj yazyk (nemeckij)». Molodoj uchenyj. 2015; № 15.2 (95.2): 75-80.

3. Bessonova E.V., Kirillova I.K., Tarabarina Yu.A. Metodika podgotovki 'esse v formate mezhdunarodnyh 'ekzamenov po anglijskomu yazyku. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 1 (224): 72-79.

4. Sysoev P.V., Filatov E.M. ChatGPT v issledovatel'skoj rabote studentov: zapreschat' ili obuchat'? Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2023; T. 28, № 2: 276-301.

5. Garkusha N.S., Gorodova Yu.S. Pedagogicheskie vozmozhnosti ChatGPT dlya razvitiya kognitivnoj aktivnosti studentov. Professional'noe obrazovanie irynoktruda. 2023; T. 11, № 1: 6-23.

6. Esenin R.A. Psihologicheskie vyzovy cifrovoj real'nosti: II segodnya i ego zona blizhajshego razvitiya. Professional'noe obrazovanie irynok truda. 2023; T. 11, № 2: 121-128.

7. Stieler W. Künstliche Intelligenz Ki, schreib meine Thesis! Welchen Einfluss ChatGPT auf die Bildung haben könnte. Mit Technologie Review. Available at: https://www.heise.de/ hintergrund/KI-schreib-meine-Thesis-Welchen-Einfluss-ChatGPT-auf-die-Bildung-haben-koennte

8. Wie betrüge ich mit einer KI? 25. Januar 2023 von Hessi. Available at: https://hessburg.de/category/it/sicherheit/

9. Knäpper N. KI-Texte erkennen: 6 kostenlose und kostenpflichtige Tools. OMR Reviews. 2023; 30 maya. Available at: https://omr.com/de/reviews/contenthub/ki-texte-erkennen

10. Petrushova S. Blesk i nischeta iskusstvennogo intellekta. Moskovskij komsomolec. 2023; 20 iyunya, № 29052. Available at: https://www.mk.ru/social/2023/06/19/nazvany-riski-massovogo-ispolzovaniya-iskusstvennogo-intellekta.html

11. Sysoev P.V., Filatov E.M. Chat bots in English language education: Preliminary and young adult students. West Nik Tambov University. Series: Humanitarian Science. 2023; T. 28, № 1: 66-72.

Статья поступила в редакцию 21.09.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.