ДО
УДК: 374
ПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: назначение, содержание, проблемы разработки программы
Елена Борисовна Цибизова,
доцент кафедры акмеологии и дополнительного образования Института повышения квалификации Кемеровской области, г. Новокузнецк, e-mail: [email protected]
В современном дополнительном образовании системообразующий элемент —
дополнительная общеобразовательная программа, которую разрабатывает педагог
и утверждает образовательная организация. Набор детей проводится на программу,
финансирование — тоже под конкретную программу, демонстрация достижений « 1 детей — по итогам реализации программ .
• образовательная программа • программа развития • дополнительное образование
Эта немаловажная особенность дополнительного образования отмечена в документах, регулирующих государственную политику:
• «Концепция развития дополнительного образования детей» (утверждена 4 сентября 2014 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р) провозгласила принцип программо-ориентированности;
• «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года) рассматривает дополнительную общеобразовательную программу как инструмент реализации ключевых задач.
Вопросы обновления дополнительных общеобразовательных общераз-вивающих программ (далее — ДООП), технология их создания
и оформления в течение продолжи -тельного времени остаются в центре внимания учёных: Л.И. Буйловой, В.П. Голованова, М.В. Кайгородцевой, Л.Г. Логиновой, И.Н. Поповой. С 2003 года и по настоящее время с разной периодичностью разрабатываются и утверждаются методические рекомендации по проектированию ДООП на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
Однако в «тени» интенсивной работы с ДООП осталась работа с другой программой, проектирование и реализация которой — управленческий инструмент для дополнительного образования и важное условие методического сопровождения процесса её обновления.
1 Барахович И.И., Кашапова Н.В. Программный подход к организации дополнительного образования школьников // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 5 (май).
О какой же программе идёт речь? В первую очередь об образовательной программе — определяющей цель, задачи, планируемые результаты, содержание и особенности образовательного процесса.
Образовательная программа, согласно пункту 9 статьи 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, служит непосредственным руководством к действию участников образовательного процесса2, в каком бы виде образования он ни осуществлялся. А в соответствии с пунктом 5 статьи 14 того же закона содержание образования в конкретной организации определяется образовательной программой, которую та разрабатывает и реализует самостоятельно.
Другими словами, разрабатывается документ, который регулирует образовательный процесс, в том числе разработку и реализацию программ для учащихся (в общем образовании в соответствии с ФГОС, а в дополнительном образовании в соответствии с образовательными потребностями детей и взрослых).
Рассмотрим, как это происходит в общем образовании. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) задаёт требования к результатам, содержанию и условиям образования, а рабочая программа педагога — инструмент реализации требований. Но между ФГОС и рабочей программой по предмету есть ещё одно звено — основная образовательная программа (далее — ООП) школы, которая чаще всего разрабатывается с учётом примерной ООП.
Примерная основная образовательная программа (далее — ПООП) понимается как учебно-методическая документация, определя-
2 Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) (Электронный ресурс) Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420353316
ющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности, включая расчёты нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательной программы (пункт 10 статьи 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).
ПООП проходят экспертизу, одобряются решением федерального учебно-методического объединения и размещаются в реестре примерных программ, который составляет государственную информационную систему. А далее на основе ПООП каждая школа разрабатывает собственную программу, с учётом особенностей, образовательных запросов детей, родителей и других участников образовательных отношений. Учитель при создании программы ориентируется на ООП и на примерные программы по предметам. Следовательно, рабочая программа каждого педагога — часть ООП школы. И именно школа несёт ответственность за разработанные программы, а главный критерий здесь — соответствие ФГОС.
Перейдём к дополнительному образованию, на которое также распространяется действие пункта 5 статьи 14 и пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Согласно документу, к компетенции образовательной организации относятся разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации и разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития.
Таким образом, и в дополнительном образовании содержание деятельности также регулируется образовательной программой организации. Подобная программа — нормативный документ обязательный к разработке и исполнению, и именно она служит основанием для оценки планируемых
результатов дополнительного образования, полученных при освоении ДООП. В отличие от общего образования, где основания для оценки — разработанные в соответствии с ФГОС оценочные материалы.
Взаимосвязь дополнительных общеобразовательных программ и образовательной программы организации регламентирована приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В пункте 5 читаем: «Содержание дополнительных общеразвиваю-щих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
Поэтому качественная разработка и реализация образовательной программы организации — важная управленческая и методическая задача.
Но изучение практики работы организаций дополнительного образования позволяет говорить о недостаточном внимании управленцев и методистов к этому документу. До сих пор не осмыслено назначение образовательной программы организации, не сформулированы общие закономерности её структуры и содержания.
Почему сложилась такая ситуация? Обратимся к недавнему прошлому системы дополнительного образования.
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 сохранил внешкольные учреждения и переименовал их в «учреждения дополнительного образования детей» в образовательной системе Российской Федерации. Но при этом не была проработана нормативно-правовая база, недостаточность и противоречивость которой неоднократно становилась предметом обсуждения органов управления образованием всех уровней3. В этот период
3 Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Учреждения дополнительного образования детей: срочно требуется нормативная база! / / Библиотечка журнала «Вестник образования России». —
2006. — № 7. — С. 6-18.
и муниципальные, и государственные образовательные учреждения строили работу в соответствии с типовыми положениями.
В соответствии с пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей») содержание деятельности объединения определялось педагогом. А учреждение, в свою очередь, в соответствии с пунктом 19 указанного документа самостоятельно разрабатывало программу деятельности с учётом запросов детей, потребностей семьи, образователь-
--- ту*
ных учреждений. Конкретных нормативных требований к программе деятельности не предъявлялось. Вопрос о том, как взаимосвязаны программа объединения и программа деятельности учреждения и чем она должна наполняться, до сих пор остаётся открытым.
При прохождении процедуры лицензирования и аккредитации учреждение дополнительного образования среди прочих документов предоставляло учебный план.
Нормативная неопределённость вынуждала учредителей регламентировать деятельность подведомственных учреждений на своё усмотрение. Так, в муниципальной системе образования Новокузнецка до 2015 г. (!) учреждения дополнительного образования в начале учебного года были обязаны представить «Учебный план» (с пояснительной запиской) и «Координационный план работы». Содержание пояснительной записки к «Учебному плану» и «Координационного плана работы» носило в основном информационный характер, некоторые части дублировались.
В то же время управленческая и методическая служба с гораздо большим
вниманием относились к разработке и реализации программы развития.
Программа развития как инструмент инновационных преобразований в образовательном учреждении появилась в нашей стране на рубеже веков в период интенсивных социально-экономических изменений. И до сих пор разработка и реализация программы развития — значимый вид планирования в дополнительном образовании.
Поэтому понимание назначения образовательной программы организации начинается с дифференциации этого документа и программы развития.
Программа развития, направленная на достижение стратегических целей с учётом приоритетов государственной политики в сфере образования, разрабатывается на основе проблемного анализа, планирования системных позитивных изменений, включает описание содержания и механизмов деятельности, важнейших целевых показателей достижения прогнозируемых результатов4. Программа развития существенно отличается от образовательной программы. Один документ (программа развития) имеет инновационную направленность и выступает в качестве проекта
осуществления нововведений в образовательной организации. Другой (образовательная программа) регулирует вопросы реализации образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ). Различия двух управленческих документов представлены на схеме 1.
Чтобы понять, какие затруднения возникают в связи с неразличением программы развития и образовательной программы, обратимся к практике работы организации дополнительного образования.
Сегодня, в соответствии с нормативными требованиями, организации размещают образовательные программы в сети Интернет на собственных сайтах, чаще всего в разделе «Образование». Отметим, что в ряде случаев документ обозначают как «основную образовательную программу», а в содержание включают такой пункт, как «базовый учебный план». Что, конечно, недопустимо, так как эти обозначения относятся к терминологии общего образования.
Я познакомилась с восемнадцатью программами и проанализировала две позиции: структура и целевые установки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (реализация дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с муниципальным заданием и ПФДО)
ИЗМЕНЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА (управленческие, педагогические, материальные и другие условия)
Схема 1
4 Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
Анализ показывает, что по формулировкам цели образовательных программ обозначены скорее как цели развития организации. Примеры приведены в таблице 15.
Определённым затруднением стала и разработка структуры документа. В рассмотренных программах она разнится, содержит от 6 до 23 пунктов и характеризуется хаотичностью. В некоторых случаях образовательная программа представляет собой сборник разрозненных материалов, перегруженный излишней информацией. Но без логичного и последовательного изложения трудно увидеть программу как целостное описание образовательного процесса.
Так как же преодолеть затруднения при разработке образовательной программы? Можно позаимствовать опыт, наработанный в Новокузнецке. Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования (руководителем которого является автор) подготовило методические рекомендации по разработке и оформлению образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (утв. приказом. Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028)6. Документ, конечно, не нормативный акт, однако рекомендуется Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка к использованию.
Цель методических рекомендаций — формирование единого подхода и согласование позиций Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка и организаций дополнительного образования при разработке образовательной программы с учётом реализации образовательной политики Российской Федерации в Кемеровской области.
В методических рекомендациях образовательная программа организации дополнительного образования определена как учебно-методическая документация, направленная на реализацию цели и задач образовательной деятельности. Основой для такого определения стали нормативные документы, как и в случае с образовательными организациями, реализующими деятельность с учётом ПООП.
В структуру образовательной программы в соответствии со ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. включены три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел программы определяет её цели и задачи, принципы и подходы
Таблица 1
Формулировки цели образовательной программы
№ одо Цель образовательной программы
1 Развитие учреждения как открытой образовательной системы, направленной на успешную социализацию учащихся и формирование их готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, самореализации, осознанному профессиональному самоопределению
2 Модернизация содержания дополнительного образования организации, направленная на формирование духовно богатой, физически здоровой, социально-активной позиции ребёнка, высоконравственной позиции молодёжи
3 Создание доступной и эффективной образовательной среды, удовлетворяющей потребности ребёнка в развитии, личностном самоопределении и самореализации, обеспечивающей формирование и развитие творческого потенциала учащихся, активизацию их познавательных интересов, адаптацию к жизни в обществе
5 Мы сознательно не указываем организации, но сохранили адреса сайтов.
6 С методическими рекомендациями можно познакомиться в профессиональном сообществе «Интернет-сообщество ПДО» (группа ВКонтакте), в разделе «Документы» https://vk.com/club180304083
к реализации образовательной деятельности, планируемые результаты. Сюда можно включить: пояснительную записку, систему оценки планируемых результатов.
Содержательный раздел программы описывает образовательную деятельность в соответствии с выбранным подходом и реализуемыми на-правленностями ДООП. В этом разделе целесообразно разместить: содержание образовательной деятельности по направленностям; описание форм, способов, методов и средств реализации образовательной деятельности с учётом образовательных потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; описание программ и проектов, реализуемых в организации.
Организационный раздел программы определяет общие рамки организации образовательной деятельности и механизмы реализации образовательной программы. Здесь размещаются учебный план как механизм реализации образовательной программы и описание условий реализации образовательной программы.
На примере документов муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской (далее — Дворец творчества им. Н.К. Крупской) посмотрим,
как нам удалось дифференцировать целевые установки образовательной программы8 и программы развития.
Образовательная программа Дворца творчества им. Н.К. Крупской определила единую методологическую основу (компетентност-ный подход), планируемые результаты (ключевые образовательные компетенции, необходимые для решения задач социального, коммуникативного и личностного самосовершенствования в соответствии с возрастными характеристиками), систему оценки достижения планируемых результатов, общие подходы к отбору содержания образования (на основе компетентностного подхода) и по направленностям.
Реализация образовательной программы организации создала условия для:
• координации деятельности педагогического коллектива по достижению планируемых результатов и условий освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ, регулирования отношений субъектов образовательной деятельности; а также принятия управленческих решений администрацией организации;
• углубления понимания смыслов дополнительного образования и использования
Таблица 2
Целевые установки образовательной программы и программы развития
Цель образовательной программы Дворца творчества им. Н.К. Крупской Цель программы развития Дворца творчества им. Н.К. Крупской
Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся и удовлетворение образовательных потребностей детей и взрослых в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании' Создание единого интеграционного социокультурного и образовательного пространства для обеспечения качества и доступности дополнительного образования детей в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, запросами муниципального сообщества Новокузнецка, задачами российского образования
7 Здесь подразумеваются управленческие программы, а не дополнительные общеобразовательные программы. Например, «Программа организации взаимодействия с родителями», «Программа воспитательной работы с учащимися» и др.
8 С документом можно познакомиться на сайте Дворца творчества им. Н.К. Крупской http://dtkrupskoy.ru/index.php/ 11/obrazovanie
9 На основе ст. 2, п. 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
в качестве ориентира в практической образовательной деятельности педагогических работников, установки взаимосвязанности компонентов образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
• информирования учащихся и родителей (законных представителей) о целях, содержании, планируемых результатах в деятельности Дворца творчества им. Н.К. Крупской.
Таким образом, руководителям и администраторам важно:
• осмыслить назначение образовательной программы организации, определяющей цели, задачи, объём и содержание дополнительного образования, планируемые результаты, а также условия образовательной деятельности;
• выявить проблему неразличения этого документа и программы развития организации;
• определить необходимость их дифференциации по целевым установкам и содержанию;
• показать, как можно преодолеть затруднение по выстраиванию структуры образовательной программы организации в соответствии с нормативными требованиями.
Подводя итог, хочется вспомнить расхожую фразу: «методист должен быть на шаг впереди всего педагогического коллектива». Возможно, вдумчивая, тщательная разработка образовательной программы организации и служит этим шагом? НО
Additional Education: Purpose, Content, Problems Program Development
Elena B. Tsibizova, Associate Professor, Department of Acmeology and Continuing Education Institute for Advanced Studies of the Kemerovo Region, Novokuznetsk, e-mail: [email protected]
Abstract: The purpose of the educational program of editional education. Differentiation of the document and the development program by purpose and content. Practical experience in determining the structure of the educational program of editional education in accordance with regulatory requirements.
Keywords: educational programme, development programme. editional education. Ispolzovannye istochniki:
1. Barahovich I.I., Kaschapova N.V. Programmnyj podhod k organizacii dopolnitelnogo obrazovaniya scholnikov / / Pis ma v Emissia (The Emissia.Offline Letters): — 2019. — No 5. — URL: http://emissia.org/offline/2019/2726.htm
2. Budanova G.P., Builova L.N. Uchregdeniya dopolnitelnogo obrazovaniya detei: srochno trebyetsya normativnaya baza! // Bibliotechka zhurnala «Vestnik obrazovaniya Rossii». 2006. — № 7. — S. 6—18.
3. Selevko G.K. Tehnologii vnutrischkolinogo kontrolya/ — M NII schkolnyjehnehnologii, 2005. — 208 s.