Научная статья на тему 'Дополнительное образование как одно из направлений социализации детей с поражением опорно-двигательного аппарата'

Дополнительное образование как одно из направлений социализации детей с поражением опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОРАЖЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ФИЗИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / SOCIALIZATION / FORMATION OF PERSONALITY / MUSCULOSKELETAL DISORDER / PHYSICAL DISABILITIES / ADDITIONAL EDUCATION / EXTRACURRICULAR WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопенко Наталья Павловна

В статье автором дается определение социализации детей с поражением опорно-двигательного аппарата, специфика которой обусловлена социальной уязвимостью рассматриваемой категории ребят. Обозначены проблемы детей с поражением опорно-двигательного аппарата и их семей, затрудняющие процесс социализации; дана содержательная характеристика системы дополнительного образования как формы социально-педагогической реабилитации на примере коррекционного учреждения. Приведены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION AS ONE OF THE DIRECTIONS OF CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS’S SOCIALIZATION

The author of the article gives the definition of the socialization of children with musculoskeletal disorders, the specificity of which is stipulated by the social vulnerability of this category of children. The paper marks the problems of children with musculoskeletal disorders and their families, complicating the process of socialization; gives the informative characteristic of additional education system as a form of social and pedagogical rehabilitation by the example of a correctional educational institution. The results of the study are represented in the article.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как одно из направлений социализации детей с поражением опорно-двигательного аппарата»

Прокопенко Наталья Павловна

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

В статье автором дается определение социализации детей с поражением опорно-двигательного аппарата, специфика которой обусловлена социальной уязвимостью рассматриваемой категории ребят. Обозначены проблемы детей с поражением опорно-двигательного аппарата и их семей, затрудняющие процесс социализации; дана содержательная характеристика системы дополнительного образования как формы социально-педагогической реабилитации на примере коррекционного учреждения. Приведены результаты исследования. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/10-2/59.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 2. C. 199-202. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 37

В статье автором дается определение социализации детей с поражением опорно-двигательного аппарата, специфика которой обусловлена социальной уязвимостью рассматриваемой категории ребят. Обозначены проблемы детей с поражением опорно-двигательного аппарата и их семей, затрудняющие процесс социализации; дана содержательная характеристика системы дополнительного образования как формы социально-педагогической реабилитации на примере коррекционного учреждения. Приведены результаты исследования.

Ключевые слова и фразы: социализация; формирование личности; поражение опорно-двигательного аппарата; физические недостатки; дополнительное образование; внеклассная работа.

Прокопенко Наталья Павловна, к. филос. н.

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А. К. Кортунова (филиал)

Донского государственного аграрного университета

[email protected]

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Социальная работа с детьми с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Анализ существующей литературы позволяет определять социализацию как процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли [6]. Социализация направлена на формирование личности, способной к осуществлению взаимодействия с другими людьми и в целом соответствующей ожиданиям общества.

Процесс социализации детей с поражением опорно-двигательного аппарата затруднен рядом проблем: проблемы, связанные со здоровьем; неприспособленность физического и социального окружения к специальным потребностям детей с поражением опорно-двигательного аппарата; предрассудки общества; предосудительное отношение к данной категории населения [1]. Отдельного внимания заслуживают проблемы семей, имеющих детей с поражением опорно-двигательного аппарата. К их числу следует отнести: недостаточные знания по уходу за ребенком, имеющим нарушение, правовая неграмотность и пассивность в реализации своих прав, неисполнение законов и нормативных актов по социальной защите, формализм и недостаточный уровень социальной помощи, проблемы воспитания и обучения, психологические проблемы, низкий уровень семейного бюджета, низкий уровень организации, качества и доступности медицинской помощи и детям, и их семьям, а также недостаточный уровень реабилитационной помощи [6].

Дети с поражением опорно-двигательного аппарата представляют собой социально уязвимую группу, социализация которых затруднена рядом причин: степень тяжести физического дефекта, психофизиологические особенности, наличие невротического механизма слияния с группой сверстников (феномен воспитанников детского дома «Мы»), ограниченность социальных контактов [2].

Поэтому, наряду с регламентированно-построенной воспитательно-образовательной работой, необходима организация сферы дополнительного образования воспитанников, то есть внеклассная работа.

Целью дополнительного образования является не только создание условий для детского досуга, но и подготовка детей к самостоятельной жизни. Дополнительное образование детей с поражением опорно-двигательного аппарата направлена на решение следующих задач:

1. сохранение физического и психического здоровья, коррекция личности;

2. социальная адаптация и интеграция;

3. художественно-эстетическое развитие;

4. реализация творческого потенциала.

В организации дополнительного образования педагоги используют в работе следующие принципы: добровольность, личностный подход, опора на интерес, ориентация на достижение успеха, доступность, последовательность в изложении материала.

В условиях коррекционного образовательного учреждения для детей с поражением опорно-двигательного аппарата дополнительное образование выступает одной из форм социально-педагогической реабилитации [6].

Целью дополнительного образования является преодоление ребенком, имеющим физические нарушения, своего одиночества. По наблюдениям, любой ребенок с поражением опорно-двигательного аппарата, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущение своей «неполноценности», вследствие чего возникают подавленность, депрессия или агрессивность. Время такого ребенка не структурировано, он не знает, каким образом занять свое свободное время, реализовать свой потенциал, о котором, впрочем, он сам не подозревает, а его физические возможности ограничены, в то время как для развития интеллекта имеются неограниченные ресурсы. Поэтому в рамках любого коррекционного образовательного учреждения должна осуществляться обширная работа, направленная на организацию внеклассных занятий. Данную работу

200

^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 2

могут осуществлять как педагоги самого учреждения, так и педагоги дополнительного образования муниципальных учреждений. В городе Новочеркасске такими учреждениями являются: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр» и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества № 1». В этих организациях воспитанники коррекционных учреждений могут посещать такие кружки, как «Юные друзья пожарных», «Аквариумное рыбоводство», «Учимся мастерить», театральный, музыкальный, секцию легкой атлетики, «Хозяюшка», «Судомоделирование».

Работа кружка «Юные друзья пожарных» представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую роль, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде противопожарной безопасности.

Цели работы кружка «Юные друзья пожарных»: знакомство с основными причинами пожаров, степенью их опасности; привитие элементарных навыков борьбы с огнем, умения правильно действовать в случае обнаружения пожара; знакомство со средствами пожаротушения; развитие умения пропагандировать знания по противопожарной безопасности; воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Занятия в объединении «Аквариумное рыбоводство» ставят своей основной целью формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, знанием фундаментальных основ природных явлений, с высоким уровнем общей экологической культуры.

Основными направлениями работы являются: выявление и развитие творческих способностей детей; привитие навыков самостоятельной работы, наблюдения, умения проводить эксперименты; воспитание культуры общения с природой; приобретение теоретических знаний в области рыбоводства.

Кружок «Учимся мастерить» помогает ребятам раскрыть секреты самых разнообразных видов мастерства, по-новому увидеть и осмыслить многоликий мир вещей и предметов, окружающих нас в повседневной жизни, «будит» фантазию, подталкивает ребят к активному творческому поиску и созиданию. Целями программы являются: воспитание личности ребенка, его духовно-нравственного, художественно-эстетического развития; воспитание ребенка как творческого Человека Культуры, который сможет оценить, сохранить культурное наследие и создать новые культурные ценности; выработка художественных умений и навыков в декоративно-прикладном искусстве; формирование устойчивости, аккуратности, терпения и прежде всего творческого подхода к любой работе, готовности быть раскованным в творчестве, умения самостоятельно решать свои творческие задачи.

Занятия в театральном кружке являются наиболее удачным видом игровой терапии, т.к. образность, наглядность, материальность позволяют ребёнку с поражением опорно-двигательного аппарата глубже вживаться в игровую ситуацию и в роль. Цели работы данного кружка - следующие: способствовать развитию детского воображения, учить детей четко произносить звуки в словах, звукоподражаниях, воспитывать навыки драматизации, научить выразительности речи, умению сопереживать героям, воспитывать пространственное представление, научить владеть силой голоса.

Основные задачи работы театрального кружка: развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства; развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов; расширить знания детей об окружающей действительности.

Их реализация достигается посредством использования игровых, песенных, танцевальных импровизаций. Также в доме-интернате организуются театральные спектакли, на которых дети «переживают» происходящие события, перевоплощаясь в тот или иной образ, смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними, чувствуют и думают так же, как и их персонажи.

Для музыкального воспитания детей с нарушениями физического развития необходимо создание музыкального кружка, целью деятельности которого является приобщение воспитанников к музыкальной культуре. В ходе музыкальных занятий у детей обогащаются и дифференцируются эмоциональные переживания, расширяется сфера познавательных интересов, происходит нравственное и личностное развитие.

Результатом деятельности музыкального кружка будет являться то, что дети с поражением опорно-двигательного аппарата будут становиться добрее, грубость и злоба постепенно уйдут из их взаимоотношений, снизится уровень психического напряжения, повысятся возможности саморегуляции поведения воспитанников. Концертные выступления развивают у детей с поражением опорно-двигательного аппарата умение держать себя на сцене, снимают скованность. Готовясь к выступлению, ребенок чувствует себя творческой личностью. Все это способствует улучшению контактов с окружающими не только в стенах детского дома-интерната, но и за его пределами, что очень важно для интеграции такого ребенка в общество.

Приведем пример. В своей практической деятельности учитель музыки детского дома-интерната для детей с физическими недостатками Н. А. Егорова использует педагогическую технологию «Я - звезда». Данная технология мало известна в коррекционной педагогической литературе. Однако ее многолетнее использование в учреждении позволяет говорить о высоких результатах в музыкальном воспитании детей, имеющих поражение опорно-двигательного аппарата [3].

В детском доме технология «Я - звезда» реализуется следующим образом. Каждому ребенку предлагается выбрать для себя любимые песни, которые он будет исполнять. Репетиции исполняемого репертуара

проводятся на сцене, оснащенной пандусом для подъема детей-колясочников, в соответствии с расписанием работы музыкального кружка. Каждая репетиция сопровождается использованием микрофона для всех детей независимо от сложности их физического дефекта.

Использование в практической деятельности детского дома технологии «Я - звезда» показало, что воспитанники, перешедшие на другую ступень развития в пределах данного учреждения, продолжают это делать в других учреждениях или учебных заведениях (Новочеркасский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления, Новочеркасский технологический техникум-интернат, Южно-Российский государственный технический университет и т.д.) [Там же].

Таким образом, применение педагогической технологии «Я - звезда» способствует успешной адаптации и интеграции детей, имеющих поражение опорно-двигательного аппарата, в общество. Музыкальное воспитание в целом способствует социализации воспитанников и развитию стремления к познанию окружающего, в том числе социального, мира, формированию навыков и потребностей в труде, расширению круга культурных потребностей, развитию умения анализировать собственную деятельность и управлять личностными мотивами поведения.

Следующей составной частью внеклассной работы является организация физического воспитания, в рамках которого осуществляет свою работу секция легкой атлетики. Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений.

Программа секции легкой атлетики направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся; развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие чувства темпа и ритма, координация движений; приобретение знаний в области гигиены.

Для реализации кулинарного направления внеклассной работы в учреждении работает кружок «Хозяюшка». Анализ данного направления позволяет сформулировать его основные задачи: сформировать у детей представление о продуктах питания; дать знания о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к приготовлению пищи, и об основных правилах приготовления салатов; научить детей готовить простые блюда из овощей и закуски; сформировать у детей знания о правильном питании, научить детей готовить пищу с максимальным сохранением необходимых для человека витаминов; готовить первые и вторые блюда из мяса и рыбы.

Для формирования необходимых знаний, умений и навыков по этому направлению педагогами учреждения применяются различные методические приёмы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры (например, «Семья за ужином»), игры-драматизации, экскурсии (например, экскурсии на кухню данного учреждения). Большое значение имеют практические занятия (например, сервировка стола, заваривание чая, приготовление бутербродов и т.д.), в ходе которых педагоги объясняют детям их ошибки и недостатки и поощряют за правильно совершённые действия.

Занятия в кружке «Хозяюшка» предусматривают ознакомление детей с ограниченными возможностями с основными продуктами питания, способами приготовления пищи с наименьшей затратой времени, со способами хранения пищи, сервировки стола, а также дают знания по ведению домашнего хозяйства и правильному распределению доходов семьи.

Тематический план работы кружка «Судомоделирование» на сегодняшний день находится в процессе разработки, однако это не мешает воспитанникам его посещать. Кружок «Судомоделирование» осуществляет свою работу на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества № 1».

Таким образом, для детей с физическими недостатками занятия в различных кружках детского дома помогают не только самоутвердиться, но и адаптироваться в коллективе. Необходимо заметить, что активная и многообразная двигательная деятельность детей, которая осуществляется в процессе внеклассной работы, способствует укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей [5].

Каждое из вышеперечисленных объединений работает по образовательной программе дополнительного образования и предусматривает решение основной задачи - интересное и полезное проведение досуга воспитанниками. Инновационные формы работы, применяемые педагогами в ходе практической деятельности, развивают познавательную активность воспитанников, делают их жизнь разнообразной и надолго запоминающейся.

Для определения эффективности деятельности в сфере дополнительного образования в ГБУСОН РО «Новочеркасский детский дом-интернат» было проведено исследование, целью которого являлось определение степени удовлетворенности внеклассной работой воспитанников детского дома. Исследование проводилось методом анкетирования. В ходе анкетирования было опрошено 40 воспитанников ГБУСОН РО «Новочеркасский детский дом-интернат», которые посещали различные кружки. Гендерный срез выборки - 1:1.

Анализ результатов показал следующее. Наиболее популярными кружками среди девочек являются «Хозяюшка», музыкальный и «Учимся мастерить», а среди мальчиков - «Судомоделирование», «Юные друзья пожарных» и секция легкой атлетики.

Большей части воспитанников нравятся посещаемые ими кружки. По наблюдению автора исследования, один воспитанник может посещать несколько кружков, однако набор в некоторые кружки ограничен.

Наибольшее количество девочек хотело бы посещать музыкальный и театральный кружки, а также секцию легкой атлетики, в то время как большая часть мальчиков вообще не имела такого желания.

202

ISSN 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 2

Большинство воспитанников детского дома-интерната благодаря посещению кружков имеет возможность выходить или выезжать за пределы детского дома, что, несомненно, можно рассматривать как условие успешной интеграции и социализации ребенка с поражением опорно-двигательного аппарата в общество.

Наибольшему количеству девочек посещение кружков дает возможность получения дополнительных умений и навыков по социально-бытовой реабилитации, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, а также предоставляется возможность общения со сверстниками и воспитателями, а большей части мальчиков -возможность получения дополнительных умений и навыков, а также организации свободного времени.

Подавляющее большинство воспитанников не выразило желания создавать новые кружки. Однако некоторые дети хотели бы создать и впоследствии посещать такие кружки, как кружок фотографии и аппликации, кружок веселых причесок, кружок живой природы и другие. Система дополнительного образования соответствует интересам большинства воспитанников рассматриваемого коррекционного учреждения.

Таким образом, деятельность учреждений дополнительного образования следует рассматривать как комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей детей с поражением опорно-двигательного аппарата в получении информации, социально-культурных услуг, в доступных видах творчества. Она способствует формированию духовного и нравственного развития детей через эстетическое воспитание при непосредственном использовании их художественных способностей; формированию у детей базовой культуры, самовыражению, развитию творческого потенциала, преодолению вынужденной отчужденности детей от активной творческой деятельности. Специально организованная система дополнительного образования, занимающая большое пространство в условиях коррекционного учреждения, способствует быстрой и эффективной реабилитации, а в конечном итоге - успешной интеграции ребенка с поражением опорно-двигательного аппарата в современное общество.

Список литературы

1. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2002. 121 с.

2. Маслиева С. Н., Бриллиантова О. О. Абилитация детей-инвалидов // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21-22 апреля 2011 г.) / под общ. ред. Ю. П. Платонова. СПб.: СПбГИПСР, 2011. 602 с.

3. Прокопенко Н. П., Егорова Н. А. Музыкальное воспитание детей, имеющих поражения опорно-двигательного аппарата, в условиях специального коррекционного учреждения // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: сб. науч. ст. Новочеркасск - Ростов н/Д.: Логос, 2015. Вып. 14 / под ред. П. Я. Циткилова. С. 70-72.

4. Селюкова Е. А., Герасимова В. Н., Ильядис С. А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Молодой ученый, 2011. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1462 (дата обращения: 23.06.2016).

5. Сологубова Т. К. Особенности социализации детей в условиях интернатных воспитательных учреждений // Человек и общество: поиски, проблемы, решения: сб. науч. и метод. ст. Новочеркасск, 2001. Вып. 4. С. 97-99.

6. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Н. Н. Назаровой. 9-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 400 с.

ADDITIONAL EDUCATION AS ONE OF THE DIRECTIONS OF CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS'S SOCIALIZATION

Prokopenko Natal'ja Pavlovna, Ph. D. in Philosophy Novocherkassk Engineering-Meliorative Institute named after A. K. Kortunov (Branch) of Don State Agrarian University Nata10081986@yandex. ru

The author of the article gives the definition of the socialization of children with musculoskeletal disorders, the specificity of which is stipulated by the social vulnerability of this category of children. The paper marks the problems of children with musculoskeletal disorders and their families, complicating the process of socialization; gives the informative characteristic of additional education system as a form of social and pedagogical rehabilitation by the example of a correctional educational institution. The results of the study are represented in the article.

Key words and phrases: socialization; formation of personality; musculoskeletal disorder; physical disabilities; additional education; extracurricular work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.