УДК 371.9
КОНДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1 2 А.В. Москвина , С.А. Сусаева
1,2Оренбургский государственный педагогический университет 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
Описывается реализация метода кондуктивной педагогики в раскрытии творческого потенциала дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Приводится описание методологических принципов, при успешном применении которых реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Раскрываются понятия «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности». Освещен вопрос необходимости как физической реабилитации дошкольников, так и их социализации. Отмечаются трудности, препятствующие физическому и интеллектуальному развитию дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Выделяются общие принципы обучения и воспитания, а также педагогические условия для формирования творческой личности дошкольника с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, дошкольник с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), кондуктивная педагогика, педагог-кондуктолог, комплексное занятие.
«Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А. Сухомлинский).
В нашем меняющемся современном мире информационных технологий возникают новые задачи, разрабатываются современные принципы формирования нового человека. Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребенке как можно раньше, в наиболее сензитивные периоды его развития.
1 Альфия Валеевна Москвина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социологии.
2 Светлана Александровна Сусаева, магистрант кафедры педагогики и социологии.
108
Важнейшими методологическими принципами нашего исследования являются:
1) принцип единства нормативности и творчества (развитие науки опирается на уровни образования и систему существующих знаний и умений) [14, с. 74];
2) принцип гуманизма, предполагающий постановку в центре педагогического внимания интересов и проблем обучаемого, формирование у него отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире [14, с. 80];
3) антропологический подход, предполагающий изучение и получение знаний о человеке во всех отношениях во имя развития его индивидуальных способностей [14, с. 78];
4) системно-структурный подход, требующий выявления зависимости каждого элемента педагогической системы от его места и функций с учетом свойства достижений системного эффекта [14, с. 74];
5) индивидуально-личностный подход, в центре внимания которого - индивидуальность, внутренний мир дошкольника, познание себя и мира путем обмена духовными ценностями, реализации права воспитуемого на альтернативные источники знаний, создание психологического климата, способствующего свободному проявлению творческого развития личности [14, с. 80].
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 1,6 млн детей (в возрасте от рождения до 18 лет) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями, в том числе 587 тыс. из них имеют статус инвалида. В Оренбургской области более 8 тыс. детей в возрасте от рождения до 18 лет являются инвалидами. В Оренбуржье на 01.01.2017 создана сеть социальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: 13 организаций для умственно отсталых детей, 3 -для детей с нарушением слуха, 2 - для детей с проблемами зрения, 1 - для детей, перенесших полиомиелит и ДЦП, 1 - для детей с нарушением речи. На сегодняшний день в общеобразовательных организациях Оренбургской области инклюзивное образование получают 3615 детей с ОВЗ и инвалидностью, из них 149 - перенесших полиомиелит и ДЦП [8, с. 13-15].
К сожалению, необходимо констатировать, что из года в год рождается все больше детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (по данным статистики 2016 года, на 1000 новорожденных приходится 5-6 таких детей) [1]. Причем к данному нарушению зачастую присоединяются сопутствующие заболевания, усугубляющие поставленный диагноз. Диагноз ДЦП для многих родителей звучит как приговор. У них возникает множество вопросов: как найти пути выхода из сложившейся ситуации, где найти нужных специалистов, кто поможет быстро и верно подобрать ряд необходимых реабилитаци-
онных мероприятий? И это всего лишь малая часть проблем, которые приходится решать «здесь и сейчас». Очень важно как можно раньше обратить внимание на имеющиеся у ребенка отклонения. Чем раньше обозначена проблема и поставлен правильный диагноз, тем меньше времени затратится на восстановление потерянных либо отсутствующих навыков движения - крупной и мелкой моторики.
По наблюдениям исследователей, у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата разная степень поражения головного мозга. И это, несомненно, нужно учитывать. Тем не менее начинать любое развитие и восстановление ребенка рекомендуется с мелкой моторики рук: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (В.А. Сухомлинский). Изучение опыта дидактической системы В.А. Сухомлинского позволяет сделать вывод о том, что его опыт умственного воспитания ребенка был тесно связан с созданием специальных организационно-педагогических условий, а именно: проведением «уроков мышления», «творческих мастерских», сочинением сказок, стихотворений, что непосредственно связано с творческой деятельностью [10, с. 13].
Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или/и субъективной значимостью.
Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества.
Л.С. Выготский понимал под понятием «творчество или творческая деятельность» то, что является всякой практической или теоретической деятельностью индивидуума, в которой появляются новые результаты (знания, навыки, решения, способы действия, материальные вещи) [2, с. 22].
С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и так далее [9].
Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность [7, с. 20]. О.К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творчество» тесным образом связано с понятием «творческие способности» [12]. Творческие способности - это индивидуальные качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компо-
нентах творческого потенциала ребенка, а тем более ребенка с нарушением ОДА, остается до сих пор открытым.
Творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [7].
Развитие детского творчества является актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как пытливость, смекалка, воображение и фантазия, инициатива, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. тех качеств, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент [10].
Субъектом нашего исследования является дошкольник с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Для более качественного решения данной проблемы нами были изучены работы выдающихся педагогов: Л.А. Венгер, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.С. Евдокимовой. Изучив педагогические технологии, мы отметили, что обеспечение умственной активности неразрывно связано с развитием воображения, оно необходимо для всякой творческой деятельности.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата это еще более актуально. Подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями проанализирован в исследованиях О.П. Гав-рилушкиной, С.Н. Денега, Л.Н. Кошелёвой, Т.П. Павленко, Н.Д. Соколовой и др. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом рассматривается К.А. Семеновой, Н.М. Махмудовой. Взаимосвязь медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их интеграции в общество раскрывается в работах А.А. Катаевой, Э.И. Леонгард, Е.М. Мастюковой, Е.М. Старобиной, Е.А. Стребелевой, Л.М. Шипицыной и др.
Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, изменению способов коммуникации и средств общения, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьного обучения.
Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей [6].
Именно в данном возрастном периоде более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера, укрепляется фундамент здоровья, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес. Обеспечение умственного развития дошкольника с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания, когда не упускается из виду жизненно важный для дошкольников с нарушением ОДА основной реабилитационный процесс. Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников с нарушением ОДА, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания [6].
По мнению ученых (Н.Н. Малофеев, К.А. Семёнова, М. Хари, Н.В. Симонова и др.), дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомотор-ного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом [3]. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформирован-ностью всех компонентов речевой функциональной системы.
У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познаватель-
ного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности, столь важной для творческого развития.
У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у воспитанников.
У детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА наблюдаются следующие особенности:
- двигательная нескоординированность;
- нарушения в соблюдении темпа движений;
- низкая работоспособность;
- повышенная утомляемость;
- отставание в физическом развитии;
- ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);
- затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
- затруднения в фиксации положения на определенное время;
- заторможенность.
У детей старшего дошкольного возраста к данным особенностям относят:
- затруднения в соблюдении точности движений;
- низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
- затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
- затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;
- недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;
- ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза) [3, с. 77-78].
Все данные особенности, свойственные дошкольникам с нарушением опорно-двигательного аппарата, эффективно корректируются благодаря венгерской методике, разработанной доктором медицины А. Петё.
Наилучшим методом восстановления и комплексного развития дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата является метод кондук-тивной педагогики. Кондуктивная педагогика - это система комплексной реабилитации детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями, позволяющая в системе специального развития актуализировать творческие возможности ребенка. Создатель метода - венгерский педа-
гог и врач Андраш Петё, профессор кафедры двигательной терапии медицинского университета. А. Петё обладал незаурядными знаниями в области ортопедии, психиатрии, неврологии и реабилитации, которые он использовал на практике. Метод кондуктивной педагогики основан на восстановлении двигательных, речевых и психических функций. В зависимости от возраста комплексная программа отражает образ и ритм жизни здорового ребенка, включая его физические, психические и социальные потребности и творческие возможности [13].
Несомненно, при поэтапном восстановлении утраченных функций у детей раскрывается творческий потенциал: увеличивается двигательная активность - появляется желание творить.
Кондуктивная педагогика в настоящее время считается одной из эффективных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП без выраженных отклонений в психическом развитии. Кондуктолог - специалист, знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, логопедии, психологии. Он является единственным специалистом, работающим с ребенком. Если у ребенка возникают сложности при работе в группе, то для него составляется индивидуальный план развития, где подключаются дополнительные специалисты (индивидуальный психолог, логопед, дефектолог и др.) Одной из главных задач педагога-кондуктолога является психическое развитие ребенка, а затем и развитие его творческого интеллекта.
Педагог-кондуктолог, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Совместно с врачом он оценивает двигательные возможности ребенка и сам определяет пути их коррекции. Его основная цель - двигательное, психическое, речевое воспитание, развитие задержанных и коррекция нарушенных функций, а впоследствии и развитие творческих способностей дошкольников с нарушением ОДА [13].
В зависимости от вида нарушения двигательной сферы, степени поражения головного мозга некоторым детям так и не удается сделать первый самостоятельный шаг, но ребенок, восстанавливающийся и живущий на методе кондуктивной педагогики, находит себя в творчестве.
Кондуктивная педагогика способствует не только обучению ребенка элементарным навыкам самообслуживания, но и его психологическому раскрепощению. Ребенок учится держать себя под контролем (максимально подавляются «гиперкинезы», рука постепенно овладевает карандашом, ручкой и кистью, а значит, у ребенка появляется интерес к творческим видам деятельности - ИЗО, лепке, конструированию, моделированию и др.) [13].
В ходе реализации задач нашего исследования мы использовали следующие принципы кондуктивной педагогики, удачно применяемые в Тольяттин-ском лечебно-реабилитационном центре «Ариадна»:
- принцип «нормы». Аномальная морфологически конечность ребенка должна нормально функционировать и выполнять те же движения, проявлять ту же манипулятивную активность, что и нормальная;
- принцип абилитации. Если реабилитация по определению есть восстановление утраченных функций, то процесс абилитации значительно сложнее. Только опираясь на сохранные функции или на их остаточные проявления, можно попытаться восстановить, казалось бы, навсегда утраченное;
- принцип мотивации. Величайшая заслуга А. Петё состоит в осознании того, что у ребенка должно появиться горячее желание выздоровления и мотив к достижению этой цели. Таким мотивом для больного ребенка, как и ребенка вообще, может быть только игра;
- принцип коллективности. Именно группы из 8-12 детей позволяют использовать любые игровые ситуации и моделировать их по желанию кондук-толога;
- принцип смешанности форм и тяжести заболевания у детей различных возрастных групп (от 3 до 7, от 8 до 12 лет). Формирование временных микрогрупп происходит под внимательным наблюдением педагога-кондуктолога;
- принцип партнерства предусматривает совместные действия кондукто-лога и больного ребенка в достижении общей цели;
- принцип индивидуализации. Для каждого ребенка кондуктолог создает не только «дерево цели», но и «дерево поощрений», сообразующееся с «деревом возможностей ребенка»;
- принцип семейности. Перенос реабилитационного процесса из больницы в семью определяет его успешность на настоящем этапе развития общества, снимая, с одной стороны, с общества груз материальных затрат, а с другой - социальную напряженность семьи по отношению к социуму. А. Петё предложил в свое время формулировку: «Чем умнее ребенок, тем лучше результат». Е.Т. Лильин и В.А. Доскин предложили изменить ее: «Чем умнее ребенок и его родители...» [13].
Главной целью, которые ставят перед собой педагоги-кондуктологи, является одновременное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности ребенка, т. е. интегрирование ребенка в общество. Надо подтянуть его до уровня соответствующих возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений, преодолев имеющуюся дисфункцию и восстановив ортофунк-цию. Под ортофункцией понимается не просто восстановление моторики, но способность человека включиться в пожизненный процесс обучения и вы-
полнения стоящих перед ним задач, адаптироваться к своему окружению и по возможности выполнять его требования.
Кондуктолог выступает в роли социального партнера, выбирает те цели развития, которых ребенок может достигнуть, мобилизует его волю на выполнение поставленных задач, учит его самостоятельно ставить перед собой цель. Достижение цели развивает внимание, активность и терпение. Успешное обучение открывает ребенку дорогу в обычный детский сад и обычную школу, однако интеграция допустима лишь «на общих основаниях», т. е. в том случае, если ребенок без существенных ограничений может выполнять школьную или детсадовскую программу.
Выделим общие принципы обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА:
- компетентность (профессиональная, грамотная работа с ребенком);
- взаимосвязь в работе специалистов;
- сочетание индивидуального подхода с групповым;
- ежедневный учет психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий;
- приоритетное формирование качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации;
- сочетание в коррекционном процессе работ по развитию нарушенных функций и по формированию приемов их компенсации. Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств.
Данный теоретический и практический анализ позволил выделить следующие педагогические условия для формирования творческой личности дошкольника с нарушением опорно-двигательного аппарата:
1. Признание безусловной ценности ребенка. В реабилитационном центре «Ариадна» создаются условия для максимального восстановления организма ребенка, в том числе и способствующие творчеству. Это позволяет ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры безо всяких условий.
2. Создание обстановки «безоценочного» принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству. Ведь оценивание всегда воспринимается как угроза, приводящая к необходимости прибегнуть к одной из защит, что означает невозможность продвижения определенного этапа развития. Отсутствие оценивания не означает, что педагог-кондуктолог реабилитационного центра никак
не реагирует на то, что ребенок произвел. Можно сказать: «Мне не нравится твое движение. Я огорчена», - и все этим перечеркнуть. Постулат кондуктив-ной педагогики - «Ты можешь! С каждым днем ты делаешь это лучше!», и как следствие - «Я могу!».
Действие, поступок - лишь одно из многих проявлений личности. И они никак не тождественны. Никогда нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от возможности быть творческой личностью.
3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что педагог-кондуктолог реабилитационного центра, занимающийся комплексным развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это создает условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества.
4. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенка со стороны взрослых. Следует выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребенка к достижению надситуативных целей.
5. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и реализации замысла игр, стимулировании их разнообразия. Именно предоставление ребенку некой свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому (например, лечебная физкультура как урок-сказка) оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны формируемых движений [3].
Таким образом, семья, реабилитационный центр, внешкольное учреждение призваны сформировать у детей в дошкольном периоде потребность в новом - в новых впечатлениях, новых необходимых движениях, новых формах самовыражения. Ценностью для дошкольников с нарушением ОДА должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.
Мы предполагаем, что в зависимости от типа (классификация К.А. Семеновой) [15, с. 343] нарушенного развития у дошкольников с нарушением
ОДА могут формироваться определенные творческие способности: к литературному творчеству, изобразительному искусству, музыке, конструированию, моделированию, театральному творчеству и т.д.
В заключение отметим, что кондуктивная педагогика, строящаяся на мотивации к движению, организации коллективной деятельности, социальной адаптации, развитии творческих и интеллектуальных способностей, предполагает создание индивидуальных программ для дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата и позволяет целенаправленно развивать их творческие способности, предполагающие определение себя в будущем и обретение уверенности в себе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. http://www.orenburg-gov.ru/Info/SocialServices/statss/
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
3. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.
4. Москвина А.В. Педагогические условия развития литературно-творческих способностей учащихся художественного училища. - Оренбург, 1999.
5. Москвина А.В. Научно-практические основы становления интеллектуального творчества старшеклассников в системе педагогического взаимодействия. -Оренбург, 2006.
6. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб.-метод. комплекс. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 216 с.
7. Пономарев Я.А. Творчество: наука, искусство, жизнь: Мат-лы Всеросс. науч. конф., посвящ. 95-летию со дня рожд. Я.А. Пономарева, ИП РАН, 24-25 сентября 2015 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 388 с.
8. Путеводитель образовательных, социальных и медицинских услуг для детей с ОВЗ и инвалидностью в Оренбурге. - Оренбург: АНО «Центр интегрального развития человека «Эпоха Водолея», 2017.
9. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. - М.: Наука, 1997. - 463 с.
10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
11. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политическая литература, 1982. -С.270.
12. Мир детства: Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с. (Б-ка для родителей).
13. Финк А. Кондуктивная педагогика А. Петё: Практика развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2003. - 136 с.
14. Чермит К.Д. Методология и методика психолого-педагогических исследований: опорные схемы: уч. пособие. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. -208 с.
15. Шипицына Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.
Поступила в редакцию 28.09.17 В окончательном варианте 05.11.17
UDC 371.9
CONDUCTIVE EDUCATION AS A METHOD OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL APPARATUS
A.V. Moskvina1, S.A. Susaeva2
1,2 Orenburg State Pedagogy University 19, Sovetskaya, Orenburg, 460014
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
The article describes the implementation of the method of conductive pedagogy in the creative potential ofpreschool children with disorders of the musculoskeletal system. The description of methodological principles, with the successful application of which is implemented an individual approach to each child. Explores the concept of creativity, creative activity, creative abilities. Addressed the question of the necessity ofphysical rehabilitation of preschoolers and their socialization. Marked difficulties in physical and intellectual development ofpreschool children with disorders of the musculoskeletal apparatus. Some General basic principles of training and education, as well as pedagogical conditions for the formation of creative personality of preschoolers with disorders of the musculoskeletal system.
Key words: creativity, creative abilities, preschool children with disorders of the mus-culoskeletal system (cerebral palsy), conductive education, teacher - conductoras, integrated lesson.
REFERENCES
1. http://www.orenburg-gov.ru/Info/SocialServices/statss/
2. Vyigotskiy L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psihologicheskiy ocherk [Imagination and creativity in childhood]. 3-e izd. (M.Prosveschenie.1991).
3. Mastyukova E.M. Spetsialnaya pedagogika. Podgotovka k obucheniyu detey s osoby-imi problemami v razvitii. Ranniy i doshkolnyiy vozrast [Special Pedagogy. Prepara-
1 Alfia V. Moskvina, Doct. of Ped. Sciences., Professor of Pedagogy and Sciology Department.
2 Svetlana A. Susaeva, Master of Pedagogy and Sciology Department.
119
tion for the training of children with special problems in development. Early and preschool age] / pod red. A.G. Moskovkinoy. Moscow: Klassike Stil, 2003. 320 p.
4. Moskvina A.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya literaturno-tvorcheskih sposob-nostey uchaschihsya hudozhestvennogo uchilischa [Pedagogical conditions for the development of literary and creative abilities of art school students], Orenburg, 1999.
5. Moskvina A.V. Nauchno-prakticheskie osnovyi stanovleniya intellektualnogo tvor-chestva starsheklassnikov v sisteme pedagogicheskogo vzaimodeystviya [The scientific and practical foundations of the development of intellectual creativity of senior pupils in the system of pedagogical interaction]. Orenburg, 2006.
6. Neretina T.G. Spetsialnaya pedagogika i korrektsionnaya psihologiya [Special Pedagogy and Correctional Psychology]: ucheb. - metod. kompleks / T.G. Neretina: Flinta, NOU VPO «MPSI»; Moscow: 2010. 216p.
7. Ponomarev Ya.A. Tvorchestvo: nauka, iskusstvo, zhizn [Creativity: science, art, life]: Materialyi Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii, posvyaschennoy 95-letiyu so dnya rozhdeniya Ya. A. Ponomareva, IP RAN, 24-25 sentyabrya 2015 g. Moscow: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2015. 388p.
8. Putevoditel obrazovatelnyih, sotsialnyih i meditsinskih uslug dlya detey s OVZ i in-validnostyu v Orenburge [Guide of educational, social and medical services for children with HIA and disability in Orenburg]. - ANO «Tsentr integralnogo razvitiya cheloveka «Epoha Vodoleya». Orenburg, 2017.
9. Rubinshteyn, S.L. Izbrannyie filosofsko-psihologicheskie trudyi [Selected philosophical and psychological works]/ S.L. Rubinshteyn. Moscow: Nauka, 1997. 463p.
10. Slastenin V.A. i dr. pedagogika [Pedagogics], ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ped. ucheb. zavedeniy / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E.N. Shiyanov; Pod red. V.A. Slas-tenina. - Moscow: Izdatelskiy tsentr "Akademiya", 2002. - 576 p.
11. Suhomlinskiy V.A. 'O vospitanii' [About Education]. - Moskow: Politicheskaya literatura, 1982. 270 p.
12. Mir detstva: Doshkolnik [The world of childhood: Preschooler] / Pod red. A.G.Hripkovoy; otv. red. A.V.Zaporozhets .-2-e izd., dop. Moscow: Pedagogika, 1987. 256 p. (B-ka dlya roditeley).
13. Fink A. Konduktivnaya pedagogika A. Pete: Praktika razvitiya detey s narusheniyami oporno - dvigatelnogo apparata [Conductive pedagogy A. Pete: Practice of development of children with disorders of the musculoskeletal system]. Moscow: Akademiya, 2003.136p.
14. Chermit K.D. Metodologiya i metodika psihologo- pedagogicheskih issledovaniy: opornyie shemyi [Methodology and methods of psychological and pedagogical research: key schemes]; uch. pos. Moscow: NOU VPO «MPSU», 2012, 208p.
15. Shipitsyina L.M. Chastnyie metodiki adaptivnoy fizicheskoy kulturyi: uchebnik [Private methods of adaptive physical culture: textbook] / pod obsch. red. prof.L.V. Shap-kovoy. Moscow: Sovetskiy sport. 2007. 608p.
Original article submitted 28.09.17 Revision submitted 05.11.17