Научная статья на тему 'Специфика форм обучения в рамках общего образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

Специфика форм обучения в рамках общего образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2292
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / FORMS OF EDUCATION / CHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / ESPECIALLY THE PSYCHO-PHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT / LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Руднева Любовь Владимировна

В статье теоретически обосновывается необходимость учета особенностей психического развития и специфики физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На основании указанных в тексте нормативных актов, приводится описание критериев деления на группы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относительно генезиса нарушений. Представлены возможные формы обучения данной категории детей. Описанная специфика познавательной деятельности, интеллектуального развития и особенности физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руднева Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика форм обучения в рамках общего образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2

идут «игреки». Чего от них ждать? // Бизнес-журнал. 2010. № 9. С. 23-27.

5. Чумаков В. Время поколения Z // Труд. 09.09.2011.

6. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб., 2003. 560 с.

7. Черненко Е., Рыклина В. Generation Пу // Русский Newsweek. 19.05.2008. URL: http://www.runewsweek. ru/society/8879/ (дата обращения: 14.02.2014).

8. Никонов Е. 3. Ловушки для «X». URL: http://rugen-erations.wordpress.com/2009/06/10/3 (дата обращения: 24.01.2014).

9. Шамис Е., Никонов Е. Важен не возраст, а ценности // Континент-Сибирь. 09.03.2012. № 8. С. 27-30.

10. Поколение Y. URL: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index. php (дата обращения: 22.02.2014).

11. Пантелеев А. Ф. Темпоральный аспект восприятия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 79-84.

Generations Difference as a Factor to the Relations A. F. Panteleev

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410002, Russia E-mail: afp45@mail.ru

The problem of organizational stability as a factor of economic efficiency of the enterprise is connected both with the relation to work of employees and with the relative stability of personnel structure. Objective process of changing of generations with unique psychological features in each of them, is one of the risk factors. An issue represents the results of concrete research of the relation to work, which are given for generations «X» and «Y». Distinctions of the prevailing cognitive strategy during the assessments of the incentive materials by the tested individuals of different generations are revealed that younger one are more often inclined to take for essential that is objectively insignificant, higher tolerance to uncertainty is also peculiar to them. Key words: organizational stability, generation, attitude to work, work efficiency.

References

1. Howe N., Strauss W. Generations: The history of America's future, 1584 to 2069. New York, 1991. 554 p.

2. Zhdanov B. Kak teoriya pokoleniy vliyaet na biznes (How the theory of generations possesses on the business). Infor-matsionnye tekhnologii dlya menedzhmenta (Information technologies for management), 2012, no. 4. Available at: http://topobzor.com/kak-teoriya-pokolenij-vliyaet-na-biznes/.html (accessed 22 January 2014).

3. Zdravomyslov A. G., Jadov V. A. Chelovek i ego rabota v SSSR i posle: ucheb. posobie dlya vuzov (Man and his work in USSR and after it: textbook for high schools). 2-nd ed. Moscow, 2003. 485 p.

4. Kalinina Ju. «Lyudi iks» vse eshche igrayut opredelyay-ushchuyu rol v ekonomike i biznese. No na smenu im uzhe idut «igreki». Chego ot nikh zhdat? (The «X-men» are still playing the major role in economics and business, but to replace them already go the «Y-men». What to wait from them?). Biznes-zhurnal (Business Journal), 2010, no. 9, pp. 23-27.

5. Chumakov V. Vremya pokoleniya Z (Time of the Z generation). Trud (Labour), 09 September 2011.

6. Shults D., Shults S. Psikhologiya i rabota (Psychology and employment). St.-Peterburg, 2003. 560 p.

7. Chernenko E., Ryklina V. Generation Pu (Generation Pu). Russkiy Newsweek (Russian Newsweek), 19 May 2008. Available at: http://www.runewsweek.ru/society/8879/ (accessed 14 January 2014).

8. Nikonov E. Z. Lovushki dlya «X» (Traps for the «X»). Available at: http://rugenerations.wordpress. com/2009/06/10/3 (accessed 24 January 2014).

9. Shamis E., Nikonov E. Vazhen ne vozrast, a tsennosti. Kontinent-Sibir, 09 Marth 2012, no. 8, pp. 27-30.

10. Pokolenie Y (Generation Y). Available at: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php (accessed 24 January 2014).

11. Panteleev A. F. Temporalnyi aspekt vospriyatiya (The temporal aspect of perception ). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2009, vol. 9, iss. 4, pp.79-84.

УДК 159.9: 37.015.31

СПЕЦИФИКА ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Руднева Любовь Владимировна -

аспирант кафедры консультативной психологии, Саратовский государственный университет, директор областного Центра диагностики и консультирования, Саратов E-mail: latalv@mail.ru

В статье теоретически обосновывается необходимость учета особенностей психического развития и специфики физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На основании указанных в тексте нормативных актов, приводится описание критериев деления на группы детей с наруше-

ниями опорно-двигательного аппарата относительно генезиса нарушений. Представлены возможные формы обучения данной категории детей. Описанная специфика познавательной деятельности, интеллектуального развития и особенности физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

© Руднева Л. В., 2015

Л. В. Руднева. Специфика форм обучения в рамках общего образования детей

позволяют обозначить актуальность, теоретическую и практическую значимость проблемы выбора форм обучения для детей данной группы.

Ключевые слова: формы обучения, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенности психофизиологического развития, ограниченные возможности здоровья.

На данном этапе развития государства и общества все больше внимания уделяется вопросам модернизации, совершенствования, универсализма функционирования общественных институтов, систем и отраслей. Встают проблемы определения национальных приоритетов, пересмотра свойств и специфики системообразующих элементов функционирования государства и жизнедеятельности его граждан. Одной из них является проблема обеспечения полноценного и достойного функционирования и жизнедеятельности в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых особое место, безусловно, занимают дети данной категории. Этот факт подтверждает выход таких документов, как Конвенции ООН «О правах ребенка», Федерального Закона «О социальной защите инвалидов», Конвенции «О правах инвалидов», а 1 июля 2012 года Президент РФ В. В. Путин подписал указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы». Данная стратегия была разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012—2015 гг.

В настоящее время, когда отмечается увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи в условиях образовательного процесса становится более очевидной, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом.

Традиционно дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучались в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях различных видов (I—VIII виды). Современный подход к обучению детей с особыми образовательными потребностями предполагает инклюзию данной группы в среду здоровых сверстников в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, перед современным педагогическим сообществом встает задача по созданию системы образования, которая могла бы учесть индивидуальные образовательные потребности ребенка. Возникает необходимость в выработке новых подходов к обучению детей с ОВЗ. Вместе с этим встают вопросы о том, как

участникам образовательного процесса определиться с выбором формы обучения, как правильно учесть индивидуальные особенности ребенка, кто должен помочь в этом выборе родителям, каковы результаты обучения при различных формах его организации? Данные вопросы важны и для детей данной группы, для их будущего и в личностном, и в социальном планах, и для их родителей, и они, безусловно, не могут не привлекать нашего внимания.

На современном этапе функционирования образовательной системы можно выделить следующие формы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов на территории Российской Федерации: в условиях специальной (коррекционной) школы; обучение на дому; дистанционное обучение; в условиях общеобразовательной школы; семейное обучение; самообразование.

Для разработки стратегии обучения и развития ребенка с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата необходимы не только знания о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, но и понимание компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании.

К категории детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) относятся: дети с заболеваниями нервной системы (с детскими церебральными параличами, с последствиями полиомиелита, с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями {миопатия, рассеянный склероз и др.}); дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника {сколиоз}, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз); дети с приобретенными недоразвитиями или деформациями опорно-двигательного аппарата (травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета {туберкулез, опухоли костей, остеомиелит}, системные заболевания скелета {хондродистрофия, рахит}) [1]. И хотя все эти заболевания имеют различия в генезе и протекании, что специфически отражается на росте и развитии ребенка, сходным является нарушение двигательных функций, которые имеют различную степень выраженности:

при тяжелой степени дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью; навыки самообслуживания у них не сформированы;

при средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2

неуверенно, часто с помощью специальных ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д.); навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции (наиболее многочисленная группа);

при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, у них достаточно развита манипулятивная деятельность, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др. [1].

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата существуют специфика интеллектуального развития и особенности познавательной деятельности, требующие учета при выборе форм и методов обучения.

Для детей с неврологическим характером двигательных расстройств (с церебральными параличами, последствиями полиомиелита, прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями) характерны: нарушение формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности, что проявляется в неравномерном характере нарушений отдельных психических функций, снижении уровня знаний и представлений об окружающем мире, высокой эмоциональной и психофизиологической истощаемости, пониженной работоспособности. Нередко у таких детей наблюдаются недостаточность пространственных и временных представлений, тактильного восприятия.

Особое внимание при выборе форм и методов обучения обусловлено спецификой интеллектуального развития этих детей. Дети с неврологическим характером двигательных расстройств представляют собой очень разнородную группу в плане интеллектуального развития: сюда входят как дети с сохранным интеллектом или с интеллектом, близким к норме, так и с задержкой психического развития и дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. При этом для детей с задержкой психического развития, составляющих большинство в данной группе, характерен благоприятный прогноз дальнейшего психического развития, особенно при своевременно оказанной систематической психолого-педагогической поддержке.

У детей с ортопедическим характером двигательных расстройств отсутствуют выраженные нарушения интеллектуального развития, но может наблюдаться некоторое замедление общего темпа этого развития, поэтому даже при

минимальной помощи педагогов, психологов и логопедов у них уже к началу школьного обучения нивелируется отставание в развитии от сверстников.

У многих детей обеих групп отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности.

Общим для детей с двигательными расстройствами является и то, что они нуждаются в психологической поддержке из-за проблем социально-личностного развития в связи с переживанием дефекта и с особенностями воспитания на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима [2].

Исходя из описанных особенностей развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, отметим, что при выборе образовательного учреждения и формы обучения в нем необходимо руководствоваться, прежде всего, актуальными возможностями данного ребенка и зоной его ближайшего развития. Целесообразность возможности инклюзивного образования для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, безусловно, будет ставиться под сомнение так же, как и интеграция групп детей, имеющих помимо двигательных нарушений разницу в интеллектуальном развитии со здоровыми сверстниками.

Тем не менее важным для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата остается процесс социализации, т. е. развитие не только социальных навыков, но и межличностного взаимодействия и — функционирование детей с нарушениями ОДА в социальной среде.

Изначально дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата поступают в специализированные дошкольные образовательные учреждениях (ДОУ). Основная их задача — это обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение таких дошкольников. Исключением для обучения в таких специализированных учреждениях является тяжелое нарушение интеллекта [3].

В рамках получения общего образования возможен вариант с обучением в специальных (коррекционных) школах-нтернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: туда принимаются дети школьного возраста при нормальном интеллекте, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Те же, у кого нарушения опорно-двигательного аппарата сочетаются с умственной

46

Научный отдел

Л. В. Руднева. Специфика форм обучения в рамках общего образования детей

отсталостью, направляются в специальные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ [4, 5].

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможна инклюзивная форма обучения, которая заключается в получении образования совместно со сверстниками, не имеющими тех или иных отклонений в развитии, при условии, что будут безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, наличие определенной квалификации педагогов образовательного учреждения, организация психолого-педагогической поддержки детей данной группы, сформировано толерантное отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей.

Образовательный процесс и образовательное пространство являются неотъемлемой частью формирования личности ребенка как в интерсубъектном, так и в интрасубъектном планах. В процессе обучения ученику не только даются те знания, которые будут ему необходимы при приобретении профессии, но и закладываются основы его морального, социального становления. И от того, как ребенок будет ощущать себя в данном поле, каким будет его отношение к тому социальному окружению, в котором он функционирует довольно долгое время, будет зависеть его будущее и в профессиональном, и, самое главное, личностном планах.

Адекватный выбор форм обучения детей различных категорий, в том числе и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, безусловно, будет положительно влиять как на становление личности ребенка, так и на его образовательные возможности.

Список литературы

1. Семенова К. А., Танюхина Э. И., Шестаков В. П. [и др.]. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом : метод. рекомендации. М. : СПб., 1998. 43 с.

2. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении : метод. рекомендации. М. ; СПб., 2012. 216 с.

3. Филатова М. В. Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб.-метод. пособие. Тула, 2010. 110 с.

4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения: метод. пособие под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1995. 72 с.

5. Образовательные стандарты для специальных школ : отвечаем на вопросы практиков // Дефектология. 1997. № 4. С. 43-48.

Specific Forms of Education Children with Disorders of the Musculoskeletal System in the Framework of General Education

L. V. Rudneva

Saratov State University 83, Astrakhanskay str., Saratov, 410012, Russia 69, Volskay str., Saratov, 410028, Russia E-mail: latalv@mail.ru

In the article theoretically substantiated the necessity of taking into account the peculiarities of psychic development and the specifics of the physical development of children with disorders of the musculoskeletal system. Based on the above in the text of the regulations describes the criteria for the division into groups of children with disorders of the musculoskeletal system concerning Genesis violations. Presents possible forms of training of this category of children. Describes the specifics of cognitive activity, intellectual development and characteristics of physical development of children with disorders of the musculoskeletal system allow to characterize the relevance of theoretical and practical importance of the problem of choice of forms of education for children of this group. Key words: forms of education, children with disorders of the musculoskeletal system, especially the psycho-physiological development, limited possibilities of health.

References

1. Semyonova K. A., Tanyukhina E. I., Shestakov V. P. [at al.]. Kompleksnaya reabilitatsyya detey s detskim tsere-bralnym paralichyom: metod. rekomendatsii (Complex rehabilitation of children with cerebral palsy: methodical recommendations). Moscow; St.-Petersburg, 1998. 43 p.

2. Osobennosti obucheniya rebyenka s narusheniem oporno-dvigatelnogo apparata v obsheobrazovatelnom uchrezhdenii: metod. recomendatsii (Peculiarities of teaching children with disorders of the musculoskeletal system in educational institution: methodical recommendations). Moscow; St.-Petersburg, 2012. 216 p.

3. Filatova M. V. Vospitanie i obuchenie detey s naru-sheniyami oporno-dvigatelnogo apparata: ucheb.-metod. posobie (Education and training of children with disorders of the musculoskeletal system: methodical recommendations). Tula, 2010. 110 p.

4. Obuchenie Ikorrectsia razvitia doshkolnikov s narusheni-yami dvizhenia: metod. poobie. pod red. L. M. Shipitsynoi (Education and treatment of preschool children with disabilities: meth. settlement. Ed. by L. M. Shipitsyna). St.-Petersburg, 1995. 72 p.

5. Obrazovatelnye standarty dlya spetsialnykh shkol: ot-vechaem na voprosy practikov (Educational standards for special schools: answer questions from practitioners). Defectologia (Defectology), 1997, no. 4, pp. 43-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.