УДК 376.2+796.01
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Г. АЛЬМЕТЬЕВСК
Л.И. Михеева, А.Р. Харисова, Н.И. Кривошеева
Государственная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Альметьевск
FROM EXPERIENCE IN WORK OF THE BOARDING SCHOOL FOR CHILDREN WITH INJURIES TO THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM
IN ALMETJEVSK
L.I. Mikheeva A.R. Kharisova, N.I. Krivosheeva
The State Remedial Boarding School for Children with Injuries to the Musculoskeletal System
Almetyevsk
Ключевые слова: заболевания, нарушения, опорно-двигательный аппарат, патология.
Аннотация. В настоящее время проблема реабилитации инвалидов во всех странах Запада является одной из ключевых в реализации всевозможных государственных и частным образом финансируемых социальных программ. Инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата составляет значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом. При этом ведущее место среди подобного рода нарушений занимает детский церебральный паралич (ДЦП). При этом заболевании наблюдается, как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, зачастую приводящее к тяжелой инвалидизации, так и изменения в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения.
Key words: diseases, injuries, musculoskeletal system, pathology.
Summary. The problem of disabled people's rehabilitation is one of the most urgent for the implementation of various public and privately funded social programs in all countries of the West. On the whole disability associated with the injuries to the musculoskeletal system represents a significant share in the structure of disability. The leading position among similar injuries therewith has infantile cerebral paralysis. The injuries to the musculoskeletal system of varying severity often leading to severe disability as well as changes in the internal organs and, what is more important, intellectual and characterological disorders occur with this disease.
В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности. В последние годы произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей, связанное, по мнению различных специалистов, с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, уменьшением двигательной активности. За последние 10 лет медико-демографическая ситуация в стране характеризуется сокращением численности
детского населения на 7 млн. человек. Так, например, патология костно-мышечной системы у детей за последние пять лет увеличилась на 53 процента. Проблема детской ортопедической заболеваемости актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому направление реабилитации в детской травматологии и ортопедии признано ВОЗ одним из основных в научных исследованиях на период с 2000 по 2010 гг.
Реабилитация детей с двигательными нарушениями включает в себя комплекс основных разделов:
1. Медицинское восстановительное лечение основного заболевания, лечение сопутствующих заболеваний.
2. Психолого-педагогическая коррекция ребенка, семьи.
3. Социальная адаптация ребенка, семьи, общества.
Эти разделы успешно решаются открытием специализированных учреждений, которые помогают семье и ребенку получить реальную государственную поддержку, возможность после рождения тяжело больного ребенка, в дальнейшем инвалида, сохранить полный социальный статус.
В 1994 году на базе дошкольного учреждения решением исполкома Альметьевского совета народных депутатов создан Реабилитационный центр для детей-инвалидов, состоящих на учете по городу Альметьевску и Альметьевскому району с диагнозом детский церебральный паралич.
В сентябре 2000 года Реабилитационный центр переименован в Государственную специальную (коррекционную) школу- интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Для успешной реабилитации больных детей медико-педагогическим коллективом определены следующие задачи:
1. Организация лечебно-восстановительного процесса, физкультурно-оздоровительной работы;
2. Организация психолого-педагогического изучения ребенка, диагностика умственного и психического развития;
3. Формирование культуры общения трудолюбия, навыков самообслуживания, адаптации в обществе и в окружающей жизни.
Режим дня школы-интерната предусматривает чередование лечебных процедур и учебных занятий в первой половине дня, и отдыха во второй: дневной сон, прогулки, игры, часы здоровья, занятия в кружках, внеклассные мероприятия, самоподготовка.
В школе-интернате пять отделений:
1. Дошкольное отделение, которое посещают дети дошкольного возраста с 2-7 лет.
2. Школьное отделение, основной задачей которого является освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего и среднего полного образования, формирование личности ребенка, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Организация образовательного процесса строится согласно учебному плану, разрабатываемому на основе базисного для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 6 вида для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, а так же имеющих умственную отсталость.
3. Лечебно-восстановительное отделение, предусматривающее восстановительное лечение детей. Основной принцип назначения процедур - комплексный. Это массаж, парафинолечение, занятия ЛФК, физиотерапия, водолечение, плавание, в том числе и в «сухом» бассейне, фито лечение, милливолновая резонансная терапия, механическая терапия, (аппараты Дикуля различной модификации, беговые дорожки, велоэргометры и т.д.), инъекционные и таблеточные процедуры. Для профилактики простудных заболеваний используется галокамера, ингаляции. В течение года дети получают 2-3 курса комплексного лечения. Работают стоматологический и ортопедический кабинеты.
4. Амбулаторно-консультативное отделение, где ведется прием и лечение детей, не поступивших в учреждение (возраст детей от 2 месяцев до 16 лет). Здесь ведутся консультации врачами-специалистами: педиатром, невропатологом, психиатром, физиотерапевтом, психологом, логопедом-дефектологом.
5. Коррекционное отделение, включающее в себя логопедическую и психологическую службы. Основная задача отделения - коррекция нарушенных функций с использованием индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка. Главным направлением является коррекция речевых, двигательных нарушений, развитие мелкой моторики, выявление причин и механизма нарушений в развитии и социальной адаптации, определение своего места в жизни.
Учебно-воспитательная деятельность и медицинская реабилитация осуществляется высококвалифицированными педагогами и медиками, которые имеют специальное, высшее и средне-специальное образование.
Важным компонентом коррекционной работы является создание психологического и эмоционального благополучия. В школе есть все условия для развития и коррекции положительной, эмоциональной сферы: уютные, эстетично оформленные групповые комнаты; кабинеты ручного труда, логопедический, психолого-эмоциональной разгрузки, музыкальный зал, мини-музей национального фольклора. Во всем присутствует домашний уют, что способствует раскрепощению детей.
Немаловажное значение придается системе дополнительного образования. На базе школы-интерната работают кружки: «Музыкальный калейдоскоп», «Татарский детский фольклор», «Татар балалар фольклоры», «Глиняная игрушка», «Информатика». Помимо школьных кружков, дети посещают занятия Центра детского юношеского творчества: спортивно-техническое объединение, декоративно-прикладную студию «Сударушка», ИЗО «Какаду», клуб общения «Зонтик», кружок игры на гитаре, фольклорную студия «Купава», что способствует развитию творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей.
В настоящее время школу-интернат посещают 85 детей дошкольного и школьного возраста.
Программа реабилитации предусматривает индивидуальный подход лечения и обслуживания ребенка и состоит из трех этапов.
Первый этап - диагностика заболевания.
Второй этап - индивидуальный курс реабилитации, который включает в себя курсы медицинской терапии. Применяются как медикаментозная так и не медикаментозная терапии: массаж, лечебная физическая культура, физиопроцедуры. Наряду с тренировкой двигательных навыков проводится ранняя стимуляция предречевых, речевых и эмоционально-психических реакций, поэтому в школе-интернате проводятся занятия с логопедом, психологом и дефектологом.
Третий этап представляет собой один из длительных и последовательных планов реабилитации. На протяжении нескольких лет проводится социально-педагогическая реабилитация - совместная деятельность педагога и ребенка: организация совместной трудовой и игровой деятельности, в которой моделируются жизненные ситуации, связанные с жизненной практикой ребенка.
Особое место отводится вопросу школьного образования и социально-бытовой ориентации ребенка. Школа-интернат осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
- первая ступень - начальное образование (4года);
- вторая ступень - основное общее образование(блет);
- третья ступень - среднее (полное) образование (2года).
Наполняемость каждого класса не более 10 человек. Воспитанники 11-12 класса, помимо основного образования, обучаются профессиональным навыкам работы на компьютере. С учетом специфики заболевания в учебный план включены специальные уроки социально-бытовой ориентировки, основная задача которых - адаптация ребенка в обществе, а также постоянные занятия лечебной физкультурой - как индивидуальные, так и групповые. В школе-интернате работают четыре инструктора лечебной физкультуры, учитель физической культуры,
плаврук. Школа-интернат располагает тремя залами для занятий ЛФК: зал механотерапии, оснащенный современным реабилитационным оборудованием, зал мягкого оборудования, «сухой бассейн», плавательный бассейн.
Методы организации занятий, проводимых с воспитанниками, позволяют выбрать оптимальные варианты нагрузок как для группы в целом, так и для отдельно взятого ребенка.
Используя различные методики, инструктор помогает ребенку справляться с проблемами, связанными с движениями. Но как бы велика ни была роль специалистов в деле реабилитации детей с различными недостатками развития, главное место в нем отводится родителям. Только тесное сотрудничество родителей со специалистами поможет ребенку справиться с трудностями. И здесь немаловажное значение имеет совместная работа с психологом. Индивидуальные консультации, беседы, совместные мероприятия, посещение занятий, доброжелательное отношение как к ребенку, так и к родителям - это основа работы всего коллектива школы-интерната. Поэтому совместное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс, реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье крайне важны. Самое главное - научить родителей понимать, что только совместная работа со специалистами, их помощь, адекватное отношение к заболеванию, желание помочь ребенку преодолевать трудности помогут воспитать настоящего гражданина, полноценного члена общества.
Приведем конкретный пример реабилитации ученика школы-интерната. Михеев Дима посещает центр с 2001 года. Дима рос здоровым ребенком, ходил в обычный садик, общался с детьми своего возраста. Но в пять лет попал в автомобильную аварию, в результате которой ему был поставлен диагноз - поражение спинного мозга и, как следствие, ДЦП, нижний спастический парапарез. Мальчик перестал ходить, большую часть времени был вынужден находиться в четырех стенах, прекратилось общение с друзьями. Врачи не давали надежд на то, что ребенок сможет ходить. Забота и любовь родителей не могли компенсировать Диме полноценного общения и обучения, которое необходимо каждому человеку. В шесть лет он поступил в Альметьевскую школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальная комиссия определила ребенка в первый класс. С этого момента началась совместная реабилитация ребенка, включающая работу педагогов, медиков, психологов и родителей. Результатом этой комплексной работы стало то, что мальчик стал ходить, получает полноценное образование, полностью адаптирован к жизни в обществе, активно строит планы на будущее, увлекается компьютером и мечтает стать программистом, приобрел новых друзей и радуется жизни. Посещает кружок глиняной игрушки. Ведет активный образ жизни. И этот пример не единичный.
Пятнадцатилетний опыт работы школы-интернат дал свои положительные результаты. Из 28 воспитанников, окончивших школу-интернат, двое продолжают обучение в вузах города, трое в техникумах и профессиональных колледжах, шесть воспитанников работают на производстве. За период работы школы-интерната прошли реабилитацию около 360 детей.
Таким образом, благодаря комплексной реабилитации в школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, созданы все условия для развития гармоничной, разносторонне-развитой личности, а самое главное - ее воспитанники находят свое место в жизни, становятся достойными гражданами государства.