Научная статья на тему 'Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в условиях учреждения интернатного типа'

Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в условиях учреждения интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3017
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Е. В.

В статье рассматривается коррекционно-развивающий процесс в школе-интернате, социально-педагогическая работа с детьми с ОВЗ. Дополнительное образование представлено как составляющая реабилитационного пространства, имеющая свою специфику в учреждениях интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в условиях учреждения интернатного типа»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Е.В. Малахова

В статье рассматривается коррекционно-развивающий процесс в школе-интернате, социальнопедагогическая работа с детьми с ОВЗ. Дополнительное образование представлено как составляющая реабилитационного пространства, имеющая свою специфику в учреждениях интернатного типа.

В современной ситуации, которую характеризуют ухудшающееся состояние физического и психического здоровья детей и подростков, рост социального сиротства, снижение воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации, возрастает потребность детей в социально-педагогической деятельности.

В России школы-интернаты как стационарные учреждения в течение многих лет выполняют социально-педагогические функции, деятельность их профилирована и дифференцирована. Работа с детьми в условиях школы-интерната направлена на то, чтобы обогатить эмоциональные и личностные контакты со взрослыми и сверстниками, удовлетворить потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, в исследовании предметного мира, а также чтобы стимулировать психомоторное развитие [3, с. 139].

Ведущей социально-педагогической функцией является коррекционно-развивающая. Коррекционно-развивающий процесс в школе-интернате успешен при следующих условиях:

1. Создание мотивации на каждом занятии и поддержание интереса у ребенка в течение всего времени.

2. Социальная направленность занятий с ребенком. Обучение не отдельному движению, а социально значимому акту - одеванию, самостоятельной еде и т. д.

3. Одновременная активизация деятельности всех пострадавших анализаторов -двигательного, кинестетического, зрительного, слухового, речевого.

4. Обязательное включение родителей и заменяющих их лиц в процесс социальнопедагогической реабилитации детей. Из 145 обучающихся только 28 % детей находятся в круглосуточных группах. Только семейное воспитание способствует полной реабилита-

ции и более эффективной компенсации дефекта. В семьях продолжается выполнение реабилитационных программ, рекомендаций специалистов. Привлекаются родители к организации и участию в праздниках детей.

5. Комплексная реабилитация ребенка с проблемами в развитии с последующим включением его в систему профессионального образования или трудоустройством. Режим дня школы-интерната, учебные планы, расписание кружковой работы, индивидуальные виды лечения воспитанников включают в себя все необходимые занятия, процедуры, мероприятия, способствующие его развитию и компенсации утраченных функций организма.

6. Максимальное использование возможностей и способностей каждого ребенка.

Социально-педагогическая работа в ТОГОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска» направлена на поддержку и помощь детям. Это особая категория детей, страдающих ДЦП, неврологическими и генетическими заболеваниями. Дети имеют двигательные, речевые, эмоционально-волевые и интеллектуальные нарушения в разной степени, находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного и ненужного ребенка и нуждаются в комплексной реабилитации и особых условиях обучения и воспитания. У воспитанников младшего школьного возраста, кроме того, наблюдается задержка делового общения со взрослыми, невосприимчивость к образцам деятельности взрослого, эмоциональная глухота, неадекватное отношение к оценке взрослого, сниженная эмоциональная активность, пассивность во всех видах деятельности, отсутствие способности к сопереживанию, импульсивность всех видов поведения, неосоз-

наваемость поведения, отклонения в развитии образа «Я», дисгармоничность интеллектуальной сферы, недоразвитие нагляднообразных форм мышления, ситуативность мышления и поведения, слабая ориентация на будущее, сниженная самооценка. Практически все дети из неполных и неблагополучных семей.

Модель социально-педагогической службы, созданная в школе-интернате, обеспечивает реабилитацию детей и подростков на уровне организма (медицинская), личности (психологическая), субъекта деятельности (педагогическая), социального субъекта (социальная), либо в комплексе.

Социально-педагогическая деятельность в условиях интерната осуществляется директором, его заместителями, педагогами, дефектологами, психологом и социальным педагогом. Функциональные обязанности и возможности каждого работника школы определяют количество и качество помощи ребенку в соответствии с принципом «не навреди» [1, с. 235].

Л.В. Байбородова считает, что для обеспечения целостности предпринимаемой социально-педагогической деятельности работа специалистов должна строиться на следующих принципах.

Принцип субъектности. Ребенок - активный субъект организуемой работы. Данный принцип требует обеспечить условия для самовыражения, самоутверждения ребенка, оказания помощи другим участникам процесса.

Принцип вариативности. В зависимости от складывающейся ситуации, уровня развития способностей, потребностей ребенка, имеющихся условий и вероятных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы, меняются роли, позиции ребенка.

Принцип защищенности. Воспитанник должен хорошо представлять себя в своей самостоятельной жизни, поэтому он привлекается как можно раньше к индивидуальному целеполаганию и планированию [2, с. 61].

Более подробно остановимся на социально-педагогической реабилитации обучающихся, так как она полностью проникает во все сферы жизнедеятельности ребенка: учебную, сферу отдыха и игры и бытовую.

Все направления единого педагогического процесса подчиняются главной цели учреждения - эффективной подготовке выпускников к условиям самостоятельной жизни. Работа всего коллектива школы-интерната строится с учетом условий эффективности социальнопедагогической реабилитации, это наличие: реабилитационного пространства; специализированного предметно-пространственного компонента; согласованной позиции по вопросам реабилитации ребенка у медицинского и педагогического персонала школы; включенности личности ребенка-инвалида в систему гуманных отношений различного уровня с опорой на его реабилитационный потенциал.

Социально-педагогическая реабилитация детей - это их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Задачи социально-педагогической реабилитации: охрана прав, социальная защита и опека; интеграция образовательной и оздоровительной деятельности; предупреждение безнадзорности; профилактика социальных вредностей; восстановление личного и социального статуса ребенка; коррекция отклонений в поведении и психоневрологическом статусе.

Социально-реабилитационный потенциал образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья связан с решением социальных задач, таких как выработка позитивной учебной мотивации, укрепление адекватной положительной самооценки, овладение навыками продуктивного общения. Вокруг ребенка создается реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье. К средствам реабилитационного пространства относят: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка), понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и

недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

По мнению Г.К. Селевко, не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

-урок как система реабилитации, в результате чего каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их:

- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

- одновременное подключение нескольких анализаторов (слуха, зрения, моторики) в процессе восприятия материала;

- использование опорных сигналов (по В.Ф. Шаталову), разнообразной наглядности;

- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

- взаимообучение, диалогические методики (элементы группового способа обучения, коллективный способ обучения) [3, с. 130].

Учителя школы осуществляют дифференцированный подход в обучении, используют здоровьесберегающие и коррекционноразвивающие технологии, а также адаптивные системы обучения.

В целях успешной социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов посредством оптимизации учебного процесса в школе введены: антинаркотическая образовательная программа; курс ОБЖ (начальные классы); спецкурс «Развитие речи и культура общения»; факультатив «Экономический практикум»; факультатив «Основы православной культуры», «История и культура родного края».

Учителя школы-интерната обращают особое внимание на практическую сторону подготовки воспитанников (формирование социально значимых навыков, адекватной самооценки и осознания реальных перспектив самостоятельной жизни) путем реализации творческого потенциала в сфере дополнительного образования. В школе-интернате

работают кружки, являющиеся хорошим стимулом самореабилитации: «Основы выжигания и художественного выпиливания»; «Рукоделие»; «Мягкая игрушка»; «Рукавичка»; «Бумагопластика»; «Оригами»; «Сделай сам»; «Вокальный», «Ритмическая гимнастика».

Следующим важным направлением социально-педагогической реабилитации де-тей-инвалидов являются физкультурнооздоровительные и спортивно-массовые мероприятия: спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Брат, сестра -спортивная семья», а также соревнования между классами по пионерболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису под девизом «Выиграй сам у себя!» Девиз этот не случаен: он заключает в своей конструкции стремление человека «себя преодолеть», раскрыть свои потенциальные возможности. Каждую четверть для младших школьников проводятся Веселые старты, а в третьей четверти - Веселые старты на снегу. В рамках спортивной секции дети посещают плавательный бассейн, занятия в котором не только оздоравливают, но и способствуют коррекции сколиоза и других двигательных нарушений. Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физкультуры в школе -интернате используются занятия в сухом бассейне, на фитболах.

Результатом успешной реабилитации школьников с ограниченными возможностями является их участие в адаптивном спорте по программе спартакиады для инвалидов, цель которой - помочь в вовлечении лиц с недостатками в умственном и физическом развитии в жизнь общества, добиться доброжелательного к ним отношения, предоставить им возможность стать полезными и трудоспособными гражданами. Кроме того, школьники традиционно участвуют в областных соревнованиях по мини-футболу и занимают призовые места.

Дополнительное образование является важной составляющей единого реабилитационного пространства в школе-интернате, которое способствует социальному становлению и развитию личности, следовательно, ее социализации. Дополнительное образование -это иной способ взаимодействия растущего человека с миром взрослых - безоценочный, обеспечивающий достижение ребенком ус-

пеха в соответствии с его способностями независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным предметам. Здесь ребенок может не бояться неудач. Это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации произвольной деятельности, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на всей личности в целом.

Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе-интернате имеет свою специфику.

1. Это личностно ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребенка, исходя из выявления его индивидуальных природных способностей и определения условий их развития.

2. Учитывая индивидуальную структуру дефекта, соотношение первичных и вторичных отклонений в развитии ребенка, дополнительное образование носит коррекционную направленность

3. Это личностно детерминированное образование, т. к. в основе лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно»), потребности личности.

4. В рамках дополнительного образования основной сферой воспитания становится творческое развитие ребенка в различных видах общественно-полезной деятельности. В процессе творческой деятельности обогащается социальный опыт воспитанников, формируется их субъектная, лидерская позиция. Вектор направленности дополнительного образования в коррекционной школе иной, чем в общеобразовательной: от действия к знанию. Опора на предметно-практические представления, наглядный опыт ребенка, использование имеющихся практических и технологических навыков позволяют даже детям с самой грубой формой патологии добиться высоких результатов.

5. В связи с незрелостью мотивационной сферы, невыраженными интересами наши школьники, как правило, выбирают определенный кружок не самостоятельно, а при помощи педагога. Поэтому педагог должен достаточно хорошо знать особенности каждого ребенка и его потенциальные возможности.

6. В системе дополнительного образования реализуется право школьника на овла-

дение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену предмета и вида деятельности. При этом успехи ребенка сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп и качество его работы не подвергаются порицанию.

7. Дополнительное образование обеспечивает обучающимся неформальное общение со взрослыми, что очень важно, поскольку взаимодействие с учителями и воспитателями зачастую формализовано самой ситуацией обучения, а общение с родителями затруднено в силу других причин (большая часть наших воспитанников из неблагополучных семей). Кроме того, у подавляющего большинства школьников имеются выраженные коммуникативные проблемы, которые не могут быть полностью преодолены в условиях школьного обучения. Таким образом, дополнительное образование обеспечивает обучение школьника реальным социально-приемлемым способам коммуникации со сверстниками и со взрослыми.

8. Дополнительное образование помогает ребенку сориентироваться в мире профессий, «примерить на себя» ряд профессиональных областей.

9. Дополнительное образование тесно связано с внеурочной воспитательной работой, которая организуется воспитателями, педагогом-организатором. Праздники наполняются более значимым содержанием, становятся более интересными по форме, если к их проведению привлекаются и руководители кружков, и сами кружковцы.

10. Социально-педагогической реабилитации детей способствуют коллективные и персональные успехи в конкурсах, фестивалях творчества

В школе-интернате реализуется метод арттерапии. Дети воплощают в художественном творчестве свои чувства, надежды и ожидания, страхи, сомнения и конфликты. Под руководством педагогов дети поют, рисуют карандашами, лепят, вышивают, конструируют и мастерят кукол из различных материалов.

Развитие творческих способностей у всех детей независимо от степени музыкальной или художественной одаренности положительно влияет на заниженную самооценку своих возможностей, укрепляет чувство уве-

ренности в своих силах, способствует деловому взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Разнообразные творческие умения способствуют самосознанию, самореабили-тации, личностному росту и максимальной реализации отпущенных природой возможностей.

Важным компонентом реабилитационного пространства школы-интерната является его воспитательная система, которая влияет на развитие ребенка сложившимися социально-психологической атмосферой, предлагаемыми нормами и ценностными ориентирами, организационными структурами, традициями. Школьные традиции подразумевают тесное общение и сотрудничество с выпускниками школы, нашедшими свое место в жизни, получившими профессию, создавшими семьи. Плодотворно развивается сотрудничество с общественными организациями: областной ассоциацией молодых инвалидов «Аппарель», городской службой «Доверие», городским социальным центром «Объединенные доверием», клубом «Оптимист», встречи с молодыми инвалидами города. Сотрудники службы «Доверие» частые гости в нашей школе. Недавно ими было проведено мероприятие для младших школьников по семейному воспитанию «Важней всего погода в доме».

Одним из субъектов реабилитационного пространства школы-интерната выступает детская организация, созданная детьми и для детей, в основе деятельности которой лежит принцип сочетания самодеятельности детей с руководством взрослых. Школьная детская организация «Мы вместе» имеет свой девиз, устав, свою символику, законы, цели и задачи. Возглавляет ее президент, учащаяся 9 класса. Детская организация работает по многофункциональной программе «Планета детства» по 5 направлениям деятельности: «Древо жизни», «Живи, природа», «Мир красоты», «Милосердие», «Мы играем»

Личностную и воспитательную ценность детской организации определяет, прежде всего, совокупность ролей, которые осваивает каждый ребенок - член организации и которая составляет суть новой социальной позиции ребенка. В результате освоения различных ролей в организации формируется личность, имеющая опыт добровольного

включения в систему социальных отношений, позволяющая реально почувствовать себя не просто ребенком, а немножко взрослым - юным гражданином, членом взрослого общества. Можно выделить различные формы и методы в работе организации: сборы, линейки, праздники, поисковые экспедиции, акции «Милосердие», «Помоги тому, кто моложе, слабее тебя», трудовые десанты, игры, соревнования, смотры, конкурсы.

Социальное партнерство школы осуществляется через встречи с творческими коллективами образовательных школ и Дома творчества, коллективами культуры.

Одним из важных аспектов социальнопедагогической реабилитации является социально-трудовая готовность воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. Это такой уровень сформированности умений и навыков взаимодействия с различной социальной средой (бытовой, коммуникативной) и владения различными трудовыми действиями (труд по самообслуживанию, общественно полезный труд, производительный труд, оптимальное профессиональное определение), который позволяет воспитанникам коррекционных школ и детских домов безболезненно адаптироваться к самостоятельной жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Необходимость оказания социальноправовой помощи детям и подросткам определяется требованием всестороннего и полного учета положений международноправовых норм по защите подрастающего поколения, сформированных в Конвенции ООН о правах ребенка, в которой сказано о том, что:

а) несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

б) они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей их самостоятельного осуществления;

в) в решении любых вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, приоритет отдается этим интересам;

г) целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе мира, достоинства, терпимости, свобо-

ды, равенства, солидарности: традиций и культурных ценностей каждого народа;

д) к несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях, должно проявляться особое внимание.

Социально-правовую помощь обучающимся в школе-интернате оказывают учителя, воспитатели, социальный педагог. Они отстаивают права и законные интересы детей в различных сферах их жизнедеятельности, проводят консультативную и профилактическую работу по вопросам защиты прав и интересов детей, содействуют оказанию материальной помощи детям и их семьям, выбору профессии, трудоустройству подростков, организации их досуга. Кроме того, они оказывают содействие в своевременном оформлении пенсий по инвалидности и потере кормильца, получении алиментов, проверяют поступления денежных средств на лицевые счета воспитанников в сбербанке.

Правовому воспитанию в школе -

интернате уделяется большое внимание.

Учителя начальной школы, начиная со 2-го класса, знакомят детей с правами ребенка и развивают первоначальные навыки правового поведения через сказко- и игротерапию.

Обучение, индивидуальные коррекционные занятия, внеклассная личностно-значимая деятельность, организованные в атмосфере доверительного взаимодействия, индивидуализация приемов работы с ребенком обеспечивают социально-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов.

1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, О.Н. Посысаева, М.И. Рожков. Ярославль: Изд-во Ярослав. пед. ин-та, 1997. С. 61.

3. Селевко Г.К. Селевко АГ.Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.

Поступила в редакцию 1.10.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.