Научная статья на тему 'Дополнительная профессиональная программа как инструмент формирования готовности педагогов к освоению межпредметных технологий'

Дополнительная профессиональная программа как инструмент формирования готовности педагогов к освоению межпредметных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМАНДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина А. В., Коптелов А. В., Машуков А. В.

Авторы акцентируют внимание на том, что в настоящее время в психолого-педагогических исследованиях недостаточно внимания уделяется обоснованию идей, лежащих в основе применения педагогическими работниками межпредметных технологий. Анализ реальной практики деятельности педагогических работников позволил сделать вывод о недостаточном уровне владения педагогическими работниками межпредметными технологиями. Обобщены концептуальные подходы различных авторов к определению понятий «межпредметность» и «межпредметные технологии». Представлена авторская трактовка понятия «межпредметные технологии». В качестве ведущего метода формирования готовности педагогов к освоению межпредметных технологий выделены принципы моделирования методической системы с включением в нее межпредметных технологий. Описаны особенности разработки и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации как ключевого инструмента формирования готовности педагогов к освоению межпредметных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина А. В., Коптелов А. В., Машуков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительная профессиональная программа как инструмент формирования готовности педагогов к освоению межпредметных технологий»

Дополнительная профессиональная программа как инструмент формирования готовности педагогов к освоению межпредметных технологий

0

сч ш

01

Z

Ильина Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий учебно-научным центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Коптелов Алексей Викторович

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления, экономики и права ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Машуков Александр Васильевич

заведующий учебно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Авторы акцентируют внимание на том, что в настоящее время в психолого-педагогических исследованиях недостаточно внимания уделяется обоснованию идей, лежащих в основе применения педагогическими работниками межпредметных технологий. Анализ реальной практики деятельности педагогических работников позволил сделать вывод о недостаточном уровне владения педагогическими работниками межпредметными технологиями. Обобщены концептуальные подходы различных авторов к определению понятий «межпредметность» и «межпредметные технологии». Представлена авторская трактовка понятия «межпредметные технологии». В качестве ведущего метода формирования готовности педагогов к освоению межпредметных технологий выделены принципы моделирования методической системы с включением в нее межпредметных технологий. Описаны особенности разработки и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации как ключевого инструмента формирования готовности педагогов к освоению межпредметных технологий. Ключевые слова: межпредметные технологии, дополнительная профессиональная программа, повышение квалификации, командное обучение, проектная сессия, проектная деятельность.

Развитие системы общего образования в настоящее время осуществляется в контексте реализации основных положений государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы (далее- государственная программа). В данном документе выделено три ключевые цели, достижение которых призвано обеспечить:

- во-первых, достижение качества общего образования посредством сохранения лидирующих позиций Российской Федерации в международных исследованиях PIRLS и TIMSS, а также повышением позиций в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA);

- во-вторых, обеспечить доступность образования путем создания в общеобразовательных организациях условий, соответствующих основным современным требованиям;

- в-третьих, обеспечить доступность образования путем развития онлайн-образования, что позволит увеличить численность учащихся, прошедших обучение на онлайн-курсах.1

В системе общего образования достижение указанных целей осуществляется путем реализации мероприятий государственной программы по направлению «Содействие развитию дошкольного и общего образования». Одним из показателей оценки эффективности реализации мероприятий, а, следовательно, использования субсидий выделенных на них, является доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей (43 % к 2020 году). В частности, в конкурсной документации Министерства просвещения Российской Федерации открытого конкурса на предоставление в 2019 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» достижение школами указанного выше показателя является обязательным условием. Кроме того, он характеризует эффективность деятельности школ в качестве федеральных инновационных площадок. Аналогичный показатель уста-

1 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.03.2019).

новлен в государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018 - 2025 годы (до 53 % в 2025 году)2

Отметим, что в нормативных документах, регулирующих вопросы функционирования современной системы образования, данное понятие не определено: отсутствует толкование и официальное разъяснение понятия «межпредметные технологии». Проведенный нами анализ баз диссертационных исследований и баз данных публикаций, размещенных в открытом доступе (КиберЛенинка, Google Академия, eLibrary, Wiley Online Library и др.), позволяет утверждать, что в современных психолого-педагогических исследованиях также недостаточно уделяется внимания сущностным характеристикам, ключевым идеям, лежащим в основе применения педагогическими работниками межпредметных технологий. Комплексный анализ реальной образовательной практики, который был проведен нами на основе изучения открытых источников - официальных сайтов общеобразовательных организаций и служебной статистики, позволил нам сделать вывод о недостаточном уровне владения педагогическими работниками межпредметными технологиями. Причем это касается как уровня организации образовательной деятельности, так и уровня достижения обучающимися планируемых результатов.

Интеграционные процессы всегда были характерны для образовательной деятельности в системе общего образования. Так для советской системы образования была характерна ориентация на межпредметные связи, которые, прежде всего, касались содержания учебных предметов, так называемого взаимопроникновения знаний одной предметной области в другую. Межпредметные знания способствуют обобщению и конкретизации общих понятий, а также иллюстрации применения знаний одной науки в других областях, иллюстрации общности научных законов и теорий, формированию умения решать проблемы комплексного характера [3]. Заложенные в трудах И. Д. Зверева, В. Н. Максимовой, А. В. Усовой [5; 10; 16] и других методологические подходы о сущности и содержании межпредметных связей стали основанием для дальнейшего развития идей интеграции в современной школьной системе обучения и воспитания.

Этап реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС общего образования) ознаменовался тем, что в теории и практике образования стали обращать существенное внимание на исследование таких концептом, как «метапредметность» и «мета-предметные технологии» [3; 4; 11; 12; 13; 14; 19]. Так М.Д. Даммер, проанализировав концептуальные

2 Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.01.2019).

подходы различных авторов по выделенным концептам, выделяет общие положения о метапредметно-сти в обучении. Во-первых, в метапредметных результатах освоения основных образовательных программ различных уровней образования выделяются содержательный и деятельностный компоненты. Во-вторых, в обучении возрастает роль процедурных и оценочных знаний, уменьшается доля информационных знаний, вводятся рефлексивные знания, расширяются межпредметный и надпредметный контексты знаний. Это позволяет сделать вывод о том, что способы метапредметной деятельности связаны с метапредметным содержанием [3]. В современных исследованиях также встречается понятие междис-циплинарности в обучении, под которым подразумевается интеграция межпредметных связей и мета-предметного подхода в обучении [8].

Говоря о теоретико-методологических обоснованиях понятия «межпредметные технологии», отметим, что на сегодняшний день существуют лишь отдельные исследования по данной проблематике. Так, например, ряд авторов [17; 18], ставя в качестве проблемы необходимость апробации межпредметных технологий школьного образования, делают акцент на том, что они должны быть ориентированы на совершенствование содержания обучения на конкретном уроке в соответствии с ФГОС общего образования и характеризовать опыт и методический потенциал общеобразовательной организации. При этом межпредметные технологии обучения должны быть направлены на соответствие новых знаний уровню развития способностей ученика [17]. В качестве таких технологий авторы представляют технологию адаптивного обучения и тестирования [17] и технологию смешанного обучения в школьном образовании [18]. Ведущим подходом авторы выделяют моделирование методической системы обучения в школьном образовании с включением в нее межпредметных технологий.

Реализуя мероприятия федеральной и региональной государственных программ развития образования в общеобразовательных организациях Челябинской области, под межпредметными технологиями мы понимаем совокупность приемов, методов, средств обучения и воспитания, обеспечивающих комплексное достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.

Соответственно возникает необходимость в освоении педагогическими работниками компетенций необходимых для успешного применения межпредметных технологий в школьном образовании, обеспечивающих комплексное достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. При этом мы предлагаем рассматривать освоение новых компетенций по применению межпредметных технологий как горизонтальную карьеру педагога, так как образцом горизонтальной карьеры может служить освоение нетипичных для педагога компетенций [1]. В рассматриваемом контексте важным представляется освоение таких компетенций, которые соотносятся

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

(Ч 1Л

01 г

с требованиями профессионального стандарта педагога3, в частности, психолого-педагогических. Именно, они, прежде всего, по нашему мнению, должны обеспечить комплексное достижение обучающихся планируемых результатов освоения основных образовательных программ различных уровней образования, в том числе адаптированных.

Сформировать профессиональные компетенции у работников общеобразовательных организаций по применению в своей профессиональной деятельности данных технологий позволяет система дополнительного профессионального образования. Одним из ключевых инструментов формирования готовности педагогических работников к освоению межпредметных технологий в данной системе является реализация дополнительных профессиональных программ. Так, описанные нами выше позиции явились основаниями для определения тематики и обоснования актуальности дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Межпредметные технологии в педагогической деятельности в общеобразовательных организациях» (далее - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации предполагает создание условий для развития профессиональной компетентности слушателей по вышеуказанному направлению.

Изложенные теоретические предпосылки относительно подходов к определению межпредметных технологий и реального состояния имеющейся практики их применения в школьном образовании определяют целевой блок дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. В частности, по нашему мнению, целесообразно в качестве цели программы выделить совершенствование у работников образования компетенций по использованию межпредметных технологий при организации образовательной деятельности, обеспечивающей комплексное достижение обучающимися личностных, метапредмет-ных и предметных результатов.

В свою очередь, рассматривая цель как предвосхищаемый результат или собственно результат воздействий [15], целесообразно декомпозировать ее на три взаимосвязанные и взаимообусловленные операциональные задачи. В частности, в качестве задач реализации рассматриваемой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации нами были выделены следующие:

— формирование у слушателей представлений о межпредметных технологиях;

3 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.04.2019).

формирование у слушателей готовности применять межпредметные технологии при проектировании образовательного процесса;

— освоение слушателями практических способов применения межпредметных технологий при проектировании образовательного процесса.

Поскольку задачи реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации сформулированы операционально - это позволяет спланировать результаты освоения слушателями содержания программы. В нашем случае мы определили, что по итогам освоения программы слушатели будут:

знать основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных межпредметных технологий;

— знать дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе;

— уметь применять современные межпредметные технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

уметь планировать учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения;

— уметь планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой.

Данные планируемые результаты нацелены на достижение компетенций, которые в полном объеме соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог», а именно:

способность разрабатывать и реализовы-вать программы учебных дисциплин в рамках основных образовательных программ с учетом применения межпредметных технологий;

— способность применять психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

способность планировать специализированный образовательный процесс для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование.

Кроме того, при проектировании дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, ориентированной на формирование у слушателей готовности к освоению и применению в практической деятельности межпредмет-

ных технологий, по нашему мнению, необходимо учесть ряд методических особенностей, необходимых для успешной реализации программы.

Во-первых, проектирование и реализация программы должна осуществляться с учетом требований, предъявляемых к системе дополнительного профессионального образования:

- содержание образовательной программы основывается на основных положениях, профессиональных стандартов работников образования;

- реализация программы предполагает учет психолого-педагогических закономерностей образования взрослых;

- проектирование содержания образования основывается на развивающейся профессиональной деятельности слушателей курсов, решаемых ими в практике профессиональных задачах.

Во-вторых, программа должна быть ориентирована на обучение команд общеобразовательных организаций, включающих руководителей и педагогических работников. Данный принцип формирования групп обусловлен тем, что на сегодняшний день командное обучение считается наиболее результативным с точки зрения овладения новыми компетенциями для осуществления профессиональной деятельности [6]. Кроме того, совместное обучение педагогов и управленцев в одной команде позволяет сформировать единые профессиональные ценности и выработать единые «правила игры» с точки зрения применения межпредметных технологий в школьном образовании. Такой подход позволяет говорить о достижении дополнительных командных эффектов, которые являются неотъемлемой частью обучения на основе принципов командного менеджмента [2; 7; 9].

В-третьих, при реализации содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации практические учебные занятия должны преобладать над лекционными. Так, например, трудоемкость разработанной и реализованной нами программы составила 32 часа, из которых 78 % учебных занятий - практические учебные занятия. Причем практические учебные занятия проводятся в формате проектных сессий. Отметим, что проектная сессия рассматривается нами как особый интенсивный тип погружения в смоделированную профессиональную деятельность, приближенную к реальной практике. Данный формат деятельности, используя специальные методы предметной работы по проектированию инновационных практик и при достаточно серьезной нагрузке на всех участников команды, позволяет за несколько дней работы освоить новые профессиональные компетенции, необходимые для применения межпредметных технологий в школьном образовании.

В структурном плане считаем, что дополнительная профессиональная программа, ориентированная на формирование у слушателей готовности к освоению и применению в практической деятельности межпредметных технологий, должна включать четыре раздела. Последовательное изучение данных разделов, следуя логике Л. С. Вы-

готского о «культурном восхождении и расширении личности», позволяет осуществлять поэтапное погружение слушателей в освоение содержания программы.

Так, например, в первом разделе «Современные нормативно-правовые основы обновления технологий общего образования» разработанной и реализованной нами программы рассматриваются нормативные основания обновления технологий общего образования. При рассмотрении тем первого раздела анализируются целевые установки, касающиеся развития системы общего образования в контексте федеральной и региональной государственных программ развития образования. В совместной деятельности преподавателя и слушателей определяются акценты на целевые установки, в достижении которых будут принимать непосредственное участие педагогические работники общеобразовательных организаций в рамках своей профессиональной деятельности. В рамках данной тематики актуализируются знания слушателей относительно требований профессиональных стандартов педагогов, формируются представления о национальной системы учительского роста, ключевой идеей которой является разработка модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации. Основные положения первого раздела раскрываются слушателям посредством интерактивной лекции. В заключение интерактивной лекции слушатели подводятся к выводу о том, что необходимость освоения педагогами межпредметных технологий диктуется, с одной стороны, достижением целевых ориентиров по приоритетным направлениям государственной политики в сфере общего образования, в том числе на уровне конкретной образовательной организации. С другой, неотъемлемой частью национальной системы учительского роста и новой модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования.

Полученный слушателями материал в рамках интерактивной лекции позволяет далее преподавателю организовать и провести методический практикум. Целью данного практикума становится осознание своей субъектной позиции относительно необходимости формирования (развития) компетенций в соответствии с профессиональным стандартом по направлениям государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Во втором разделе «Психолого-педагогические основания использования межпредметных технологий в педагогической деятельности в общеобразовательных организациях» акцентируется внимание на психолого-педагогические аспектах использования межпредметных технологий в педагогической деятельности. Особое внимание уделяется учету индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся при использовании межпредметных технологий в педагогической деятельности. В данном разделе делается акцент

о о и и т

г

т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

(Ч 1Л

01 г

на том, что что межпредметные технологии являются педагогическим инструментом интеграции знаний и навыков, полученных обучающимися при изучении различных предметов, обеспечивающим комплексный подход к решению сложных проблем действительности. Обозначается актуальность внутрипредметной и междисциплинарной интеграции в современной системе образования. В совместной деятельности преподавателя и слушателей обсуждается вопрос о том, какие универсальные учебные действия формируются при использовании межпредметных технологий в образовательном процессе (достижению каких целевых ориентиров способствует организация воспитательного процесса с использованием межпредметной интеграции). Кроме того, в рамках освоения содержания второго раздела актуализируются знания слушателей по основным вопросам теории о психическом развитии обучающихся (воспитанников): культурно-исторический подход Л. С. Выготского, концепция эпигенетического развития личности Э. Эриксона, операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. В данной части важно подвести слушателей к вопросу о том, на развитие каких психических процессов, состояний и свойств обучающихся направлено использование межпредметных технологий и какими компетенциями при этом должны обладать педагогические работники, использующие данные технологии.

Третий раздел «Содержательные и процессуальные аспекты использования межпредметных технологий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях» направлен на изучение особенностей межпредметной интеграции как одной из тенденций современного образования. Межпредметные технологии рассматриваются в контексте современных образовательных технологий. Особый акцент делается на проектировании образовательного процесса на основе межпредметных технологий. В диалоговой форме рассматривается особенности проектирования в образовании и, соответственно, устанавливается взаимосвязь рассматриваемой позиции с такими составляющими, как педагогическая деятельность, педагогическое проектирование, образовательный процесс. Работая с профессиональным стандартом, слушателями выделяются трудовые действия, знания и умения, которыми необходимо владеть педагогическим работникам при проектировании образовательного процесса на основе межпредметных технологий. Выделенные позиции становятся основанием для рассмотрения учебного занятия с точки зрения проектного менеджмента, а именно управления проектом. В рамках специально организованного проектного семинара слушатели:

- выделяют проблемы, с которыми столкнулись (сталкиваются) педагогические работники в реальной практике при проектировании учебного занятия с использованием межпредметных технологий;

- разрабатывают учебное занятие с использованием межпредметных технологий в проектной

культуре. Внимание слушателей акцентируется на том факте, что разрабатываемый группами продукт представляет собой проект, а, соответственно, обладает рядом особенностей, а именно:

1) ограничен во времени (т. е. ограничен рамками одного учебного занятия или педагогического мероприятия);

2) имеет конкретную цель;

3) связан с формированием (развитием) у обучающихся конкретных личностных, метапредмет-ных и предметных результатов;

4) ограничен рамками расхода средств и ресурсов.

В четвертом разделе «Прикладные аспекты использования межпредметных технологий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях» теоретические представления, полученные в рамках изучения тем предыдущих разделов, технологично отрабатываются слушателями в практической деятельности. Практическая деятельность слушателей осуществляется посредством организации работы проектных команд по разработке технологической карты анализа учебного занятия, отражающей использование межпредметных технологий, а также предложений о внесении изменений во внутреннюю систему оценку качества образования с точки зрения оценки эффективности организации образовательного процесса на основе использования межпредметных технологий.

Деятельность школьных команд по тематике четвертого раздела позволяет получить продукт проектной деятельности, который затем выносится на итоговую аттестацию, осуществляющаяся в форме защиты проекта по двум направлениям:

- технологическая карта анализа учебного занятия, отражающая использование межпредметных технологий;

- внесения изменений / совершенствование внутренней системы оценки качества образования в аспекте организации образовательного процесса на основе использования межпредметных технологий.

В заключении отметим, что представленный нами инструмент формирования готовности к освоению межпредметных технологий - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Межпредметные технологии в педагогической деятельности в общеобразовательных организациях» реализована в 2017 и 2018 годах. Полученные нами результаты диагностики субъектной позиции слушателей, проводимой по утвержденному в инструментарию, позволяют говорить о том, что организованное обучение школьных команд на основе выверенных и обоснованных методических оснований к организации образовательной деятельности в системе повышения квалификации, а также с учетом принципов командного обучения и проектной деятельности позволяют осуществлять формирование готовности педагогов к освоению межпредметных технологий, обеспечивающих комплексное достижение

личностных, метапредметных и предметных результатов.

Литература

1. Абрамовских, Т. А. Горизонтальная карьера как форма профессионального развития педагога в условиях профессионального стандарта / Т.А. А. Абрамовских // Тенденции дополнительного профессионального образования в области современной образовательной политики: матер. VII Международ. науч.-практ. конфер. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - С. 12 - 17

2. Байков Е. А., Константинова, Д. Г. Применение технологий командного менеджмента в интересах повышения эффективности деятельности предприятий медиаиндустрии / Е.А. А. Байков Д. Г. Константинова // Петербургский экономический журнал. - 2014. - № 4. - С. 38 - 44.

3. Даммер, М. Д. Метапредметное содержание учебного предмета / М. Д. Даммер // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -

2014. - Т. 6. - № 1. - С. 46 - 52.

4. Девятова, И. Е. Интерактивные технологии формирования готовности педагогов к организации учебного исследования в начальной школе / И.В. Е. Девятова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 1 (34). - С. 43 - 53.

5. Зверев, И. Д., Максимова, В. Н. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. - М .: Педагогика, 1981. - 160 с.

6. Кеспиков, В. Н. Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников на базе представлений федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования / В.В. Н. Кеспиков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2018. - № 4 (37). - С. 5 - 15

7. Копылова, Е. Н. Формирование управленческих команд для реализации государственных программ России: диссертация. ... канд. социолог. наук: 22.00.08 / Е. Н. Копылова. - Ростов-на-Дону,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015. - 192 с.

8. Лебедева, М. Б., Горюнова, М. А. Подготовка учителей информатики к реализации междисци-плинарности в урочной и внеурочной работе. Б. Лебедева, М. А. Горюнова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 4 (37). - С. 88 - 96

9. Ленская, И. Ю. Преимущества использования командного менеджмента и особенности применения тимбилдинга в процессе стабилизации персонала современных организаций / И.А. Ю. Ленская // Науковедение: интернет-журнал. - 2017. - Т. 9. -№ 1. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117.pdf (дата обращения: 10.03.2019).

10. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. - М .: Просвещение, 1988. - 192 с.

11. Мусина, А. А., Шестаков, А. П. Метапред-метность в начальном общем образовании / А.А.

А. Мусина, А. П. Шестаков // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 53 - 56

12. Петрова, Е. Ю. Реализация метапредметно-сти на уроках географии посредством технологий развития критического мышления через чтение и письмо / Е.А. Ю. Петрова // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2014. - № 6 (147). - С. 108 - 111

13. Пурышева, Н. С. и др. О метапредметности, методологии и других универсалиях С. Пурышева, Н. В. Ромашкина, О. А. Крысанова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2012. - № 1 (1). - С. 11 - 17

14. Ратикова, И. Н. Метапредметный подход в практике образования / И.В. Н. Ратикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 1. - С. 15 - 17

15. Слинкова, О. К., Скачков, Р. А. Анализ научных подходов к определению сущности целевого положения и его роли в процессе управления. К. Слинкова, Р. А. Скачков // Известия УрГЭУ. - 2015.

- № 3 (59). - С. 65 - 72.

16. Усова, А. В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе / А.А. В. Усова. - Челябинск: ЧГПУ, 1995. - 16 с.

17. Утёмов, В. В., Горев, П. М. Межпредметная технология адаптивного обучения и тестирования в школьном образовании. В. Утёмов, П. М. Горев // Концепт. - 2018. - № 3 (март). - С. 1 - 11. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181010.htm (дата обращения: 10.04.2019).

18. Утёмов, В. В., Горев, П. М. Межпредметная технология смешанного обучения в школьном образовании / В.В. В. Утёмов, П. М. Горев // Концепт.

- 2018. - № 4 (апрель). - С. 1 - 11. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181017.htm (дата обращения: 10.04.2019).

19. Храмцова, Н. В. Феномен метапредметности в современном образовании В. Храмцова // Педагогический имидж. - 2016. - № 1 (30). - С. 17 - 22

Additional professional program as a tool of the teachers' willingness formation to the interdisciplinary technologies' mastering

Ilina A.V., Koptelov A.V., Mashukov A.V.

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators The authors emphasize that nowadays there is not enough attention in psycho-pedagogical researches which is paid by teachers to the justification of the ideas, which are underlying interdisciplinary technologies usage. The analysis of the actual practice of the work of pedagogical workers has led to the conclusion that the proficiency of teachers in interdisciplinary technologies is insufficient. The conceptual approaches of various authors to the definition of the "interdisciplinary" and "interdisciplinary technology" concepts are summarized. The authors' interpretation of the concept of "interdisciplinary technology" is presented. The principles of the methodological system modeling with the inclusion of interdisciplinary technologies are highlighted as the leading method of the teachers' willingness formation to the interdisciplinary technologies mastering. The features of the development and implementation of an additional professional development program as a key tool of the teachers' willingness formation to develop interdisciplinary technologies are described.

Keywords: interdisciplinary technology, additional professional program, advanced training, team training, project session, project activity.

o о и n m S m

О m э m Ь А

S £ m О

x О m

О Dl и А ы о и А X

s m

References

1. Abramovskikh, TA Horizontal career as a form of professional

development of a teacher in the context of the introduction of a professional standard / T. A. Abramovskikh // Tendencies of additional professional education in the context of modern educational policy: mater. VII International. scientific-practical conference - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2016. - p. 12 - 17.

2. Baikov, E. A., Konstantinova, D. G. Use of team management

technologies in the interests of increasing the efficiency of media industry enterprises / E. A. Baikov, D. G. Konstantinova // Petersburg Economic Journal. - 2014. - № 4. - p. 38 - 44.

3. Dummer, M. D. Meta-subject content of a school subject / M. D.

Dummer // Bulletin of South Ural State University. SERIA: Education. Pedagogical sciences. - 2014. - T. 6. - № 1. - p. 46 -52.

4. Devyatova, I.Ye. Interactive technologies of the formation of readiness of teachers to organize educational research in elementary school / I.Ye. Devyatova // Scientific support of the system of staff development. - 2018. - № 1 (34). - P. 43 - 53.

5. Zverev, I. D., Maksimova, V. N. Inter-subject relations in the

modern school / I. D. Zverev, V. N. Maximov. - M .: Pedagogy, 1981. - 160 p.

6. Kespikov, VN. Continuous professional development of pedagogical workers in the context of the introduction of the federal state educational standard of secondary education / VN Kespikov // Scientific support of the system of staff development. - 2018. - № 4 (37). - P. 5 - 15.

7. Kopylova, E. N. Formation of management teams for the implementation of state regional programs of Russia: dissertation. ... Cand. sociologist. Sciences: 22.00.08 / E.N. Kopylova. - Rostov-on-Don, 2015. - 192 p.

8. Lebedeva, M. B., Goryunova, M. A. Preparation of informatics

teachers for the implementation of interdisciplinarity in the time-study and after-hour work / M. B. Lebedeva, M. A. Goryunova // Scientific support of the system for improving the qualification of personnel. - 2018. - № 4 (37). - p. 88 - 96.

9. Lenskaya, I. Yu. Advantages of using team management and

features of the use of team building in the process of stabilization of personnel of modern organizations / I. Yu. Lenskaya // Naukovedenie: online journal. - 2017. - V. 9. - № 1.

- URL: http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117.pdf (access date: 03/10/2019).

10. Maksimova, V.N. Interdisciplinary communication in the learning process / V.N. Maksimova. - M .: Enlightenment, 1988. - 192 p.

11. Musina, A. A., Shestakov, A. P. Meta-subject in primary general education / A. A. Musina, A. P. Shestakov // Yaroslavsky Pedagogical Journal. - 2017. - № 3. - p. 53 - 56.

12. Petrova, E. Yu. Realization of metadisciplinary in geography lessons through the development of technology of critical thinking through reading and writing / E. Yu. Petrova // Tomsk State Pedagogical University Bulletin. - 2014. - № 6 (147). - pp. 108 - 111.

13. Purysheva, N. S. et al. On meta-subject matter, methodology, and other universals / N. S. Purysheva, N. V. Romashkina, O. A. Krysanova // Bulletin of Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. - 2012. - № 1 (1). - P. 11 - 17.

14. Ratikova, I. N. Meta-subject approach in the practice of education / I. N. Ratikova // Municipal Education: Innovations and Experiment. - 2015. - № 1. - p. 15 - 17.

15. Slinkova, O. K., Skachkov, R. A. Analysis of scientific approaches to the definition of the essence of goal-setting and its role in the management process / O. K. Slinkova, R. A. Skachkov // News of USUE. - 2015. - № 3 (59). - p. 65 - 72.

16. Usova, A. V. Interdisciplinary communication in the teaching of basic sciences in school / A. V. Usova. - Chelyabinsk: ChGPU, 1995. - 16 p.

17. Utyomov, V. V., Gorev, P. M. Interdisciplinary technology of adaptive learning and testing in school education / V. V. Utyomov, P. M. Gorev // Concept. - 2018. - № 3 (March). - P. 1

- 11. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181010.htm (appeal date: 04/10/2019).

18. Utyomov, V. V., Gorev, P. M. Interdisciplinary technology of blended learning in school education / V. V. Utyomov, P. M. Gorev // Concept. - 2018. - № 4 (April). - P. 1 - 11. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181017.htm (appeal date: 04/10/2019).

19. Khramtsova, N.V. The Phenomenon of Metatology in Modern Education / N.V. Khramtsova // Pedagogical Image. - 2016. - № 1 (30). - P. 17 - 22.

o w in ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.