ДОНАСТРОЙКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ Л.С. Есенжулова, канд. экон. наук, доцент
Западный филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Калининград)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-2-62-64
Аннотация. В статье рассматривается процесс оптимизации налоговой системы, Российской Федерации, проведённый в 2024 году, в частности, изменения в ставках налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. Анализ показывает, что оптимизация налоговой системы является наиболее эффективным способом увеличения доходов бюджетов всех уровней в России. Особое внимание уделяется прогрессивной системе налогообложения доходов физических лиц и, изменению ставок налога на прибыль с учётом распределения по уровням бюджетной системы. Также приводятся предполагаемые поступления в бюджет после проведения оптимизации налоговой системы.
Ключевые слова: донастройка, налоговая политика государства, прогрессивное налогообложение, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль.
В настоящее время налоги являются главным инструментом государственного регулирования, с помощью которого решается главная задача государства это обеспечение деятельности органов как государственного, так и субъектов Российской федерации, в связи с этим актуальность донастройки налоговой системы в Российской Федерации, необходимые меры изменения налоговой системы государства. В июле 2024 г. был принят Федеральный закон [1]. Все важнейшие изменения вступят с законную силу начиная с 1 января 2025 года, изменятся ставок и по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и налогу на прибыль организаций.
Для перераспределения ресурсов через бюджетную систему, необходимо изменение ставок налогообложения, чтобы эти средства могли быть направлены на поддержку экономики, промышленности и других приоритетных областей, таких как социальные задачи, обеспечение безопасности, поддержка экономики и бизнеса.
Закон предусматривает изменения в Налоговом кодексе РФ, направленные на реформирование налоговой системы. Эти изменения касаются как для юридических, так и физических лиц. В числе ключевых изменений введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ и увеличение налоговых вычетов, повышение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 25% с предоставлением
налоговых преференций для стратегических отраслей экономики; изменение условий применения УСН, включая повышение пороговых значений показателей деятельности налогоплательщиков в целях расширения возможности применения данного налогового режима; введение туристического налога; возможность повышения налоговых ставок по налогу на имущество и земельный налог в отношении дорогостоящих объектов недвижимости.
Для налогообложения доходов физических лиц будет введена прогрессивная, т.е. пятиступенчатая шкала налогообложения, в рамках которой при доходе до 2,4 млн руб. в год сохранится ставка 13%, для части годового дохода от 2,4 млн до 5 млн руб. ставка составит 15%, от 5 млн до 20 млн руб. - 18%, от 20 млн до 50 млн руб. - 20%, а при доходе свыше 50 млн руб. ставка станет максимальной -22%. Эти изменения затронут лишь 3,2% работающего населения, как указано в материалах Министерства финансов России. Вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения обсуждался неоднократно, но конкретных решений не было принято, кроме изменения ставки в 2021 году для доходов свыше 5 млн рублей. В мировой практике существуют различные системы налогообложения доходов граждан. Например, пятиступенчатая шкала действует в Австралии, Бельгии, Италии, Канаде, такие страны как Австрия и Испания применяют шестиступенчатые системы, а в
Китае и США используют семиступенчатые системы.
В основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов говорится о необходимости повышения эффективности и справедливости налоговой системы [2].
Так же для семей с двумя и более детьми будут изменения в виде возврата части уплаченных налогов, доходы которых составляют менее 1,5 регионального прожиточного минимума на человека, что снизит реальную ставку налога для них до 6 процентов. Возврат будет производиться из средств федерального бюджета. Такой подход отвечает научной концепции, предлагающей определить субъектом налогообложения семью.
Льгот по социальным взносам для субъектов малого и среднего предпринимательства тоже изменятся, если предприниматели ведут деятельность в сфере обрабатывающего производства. Ставка для таких налогоплательщиков составит 7,6 вместо 30%.
Что касается налогоплательщиков, которые находятся на общей системе налогообложения тоже будут изменения, например изменится ставка налога на прибыль организаций, она составит 25%. Согласно статье 184 Налогового кодекса Российской Федерации ранее из этой доли 17% поступали в региональный бюджет и 3 процента в федеральный. С 1 января 2025 года поступления распределяются между региональными и федеральным бюджетами как 17 и 8%, соответственно. Такое распределение будет применяться до 2030 года. После 2030 года в федеральный бюджет будет уплачиваться 7% от размера налога на прибыль, а в субъект будет поступать 18% прибыли. Изменения по налогу на прибыль для 1Т-организаций, которые соответствую критериям и имеют аккредитацию в Министерстве цифрового развития РФ, тоже будут изменения, 1Т-организации в 2020 году уплачивали налог на прибыль в размере 3%, в 2022 году получили льготную ставку в размере 0 процентов. В соответствии с изменениями законодательства, с 01.01.2025 года 1Т-организации налог на прибыль будут платить 5%, и такая ставка установлена до 2030 года включительно. Весь размер налога на прибыль будет направляться в федеральный бюд-
жет. Для 1Т-организаций, которые созданы при реорганизации, применяются особые условия по льготной ставке по налогу в размере 5 % в период 2025-2030 гг. Применять льготную ставку 1Т-организации, имеют право если они соответствуют следующим критериям: аккредитованы в Министерстве цифрового развития России до 01.07.2022 г., в 2022 году применяли ставку из п. 1.15 ст. 284 НК РФ, у них доля доходов от профильного 1Т-бизнеса — не меньше 70% общего размера доходов.
Законом предусмотрены меры по увеличению налоговых доходов регионов, расширению их налогооблагаемой базы.
В частности, «туристический сбор» будет преобразован в «туристический налог». Местные власти будут определять налоговую ставку в рамках допустимой, предложенной законом, устанавливать льготные категории в зависимости от сезона и категории средства размещения туристов. При этом устанавливается верхний предел ставки, превысить который местные власти не смогут - ставка не может быть выше 5% от стоимости проживания (но не менее 100 рублей за сутки). Ставка будет расти постепенно, начиная с 1 % в 2025 году и прибавляя по 1% в год до 2029 года.
Также субъекты РФ и муниципалитеты наделяются большими полномочиями по налогообложению дорогостоящих объектов недвижимого имущества и земельных участков, стоимостью свыше 300 млн рублей. Предлагается дать им право повышать ставки на объекты стоимостью свыше 300 млн рублей. По налогу на имущество предельную ставку предлагается поднять с 2% до 2,5%, по земельному налогу с 0,3% до 1,5%. При этом субъект будет самостоятельно решать, какую ставку установить.
В рейтинговом агентстве АКРА [4] предполагают, что каждый процентный пункт роста налога на прибыль может увеличить поступления в бюджет на 0,2% ВВП, а такой же рост НДФЛ - на 0,15% ВВП в зависимости от доходной группы, которую затронет повышение.
Налоговые изменения принесут стране порядка 2,6 триллиона.
Средства, полученные от реформирования налоговой системы, будут направлены на социально-экономическое развитие страны и финансирование новых национальных проектов.
Для перераспределения через бюджетную поддержки экономики и бизнеса. Средства, систему, нужны ресурсы, чтобы этими день- полученные от реформирования налоговой гами помогать экономике, промышленности системы, будут направлены на социально-по тем направлениям, которые являются при- экономическое развитие страны и финансиро-оритетными. Это и решение социальных за- вание новых национальных проектов. дач, задач обеспечения безопасности, задач
Библиографический список
1. Федеральный закон от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/policy/osnov.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.10.2024). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/10900200/a9a754f9362cc6d913de8ff6886b8c4c/.
4. Рейтинговое агентство АКРА. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/04/2024/66290a679a79472c3e4d0797?from=article_body.
FINE-TUNING THE RUSSIAN FEDERATION'S TAX SYSTEM L.S. Yesenzhulova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Western Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(Russia, Kaliningrad)
Abstract. The article examines the process of optimization of the tax system of the Russian Federation, carried out in 2024, in particular, changes in the rates of corporate income tax and personal income tax. The analysis shows that optimization of the tax system is the most effective way to increase budget revenues at all levels in Russia. Particular attention is paid to the progressive system of taxation of personal income and changes in profit tax rates taking into account the distribution by levels of the budget system. Also, the expected budget revenues after the optimization of the tax system are given. Keywords: fine-tuning, state tax policy, progressive taxation, personal income tax, profit tax.