Прогрессивная экономика 2024, № 10. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 10. https://progressive-economv.ru/
Международный научно-исследовательский журнал «Прогрессивная экономика»
№ 10 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/rol-naloga-na-dohody-fizicheskih-
licz-v-demograficheskom-krizise/
Научная статья / Original article
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3
УДК 314:336.22
DOI: 10.54861/27131211 2024 10 104
РОЛЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ
Мизюрёва В.В., кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева,
г. Москва, Россия
Аннотация. Целью статьи является исследование социальной функции налога на доходы физических лиц в решении демографической проблемы. В России наблюдается спад населения из-за высокой смертности, эмиграции и низкого уровня рождаемости. Приоритетными задачами становятся меры преодоления демографического кризиса. Направления государственной политики по демографии не ограничиваются социальными программами, а затрагивают налогообложение доходов физических лиц. Социальная функция НДФЛ реализуется через создание налоговых стимулов. Так, для повышения рождаемости предусмотрены стандартные вычеты на детей, социальные вычеты за их обучение. Мотивация граждан к здоровому образу жизни реализована через социальный вычет на «фитнес», введение вычета за выполнение нормативов ГТО. Доходы бюджета от НДФЛ, исчисленного по прогрессивной ставке, перераспределяются на лечение тяжелобольных детей, снижая смертность. Указанные меры не являются основными в решении проблем демографического кризиса, но способствуют формированию у населения позитивного отношения к государственной фискальной политике, благоприятствуют росту населения. Применяемые через НДФЛ стимулы имеют ограниченный эффект, так вводимая семейная выплата не имеет пропорциональной зависимости от количества рожденных детей, соответственно не способствует к расширенному воспроизводству. Указанные меры нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Автор предлагает повысить порог для прогрессивной ставки НДФЛ, установить размер вычетов на обучение в размере фактических расходов, усовершенствовать расчет семейной выплаты и расширить на налоги предпринимателей для ее применения.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговые вычеты, семейная налоговая выплата, демографический кризис, налоговая реформа.
THE ROLE OF THE PERSONAL INCOME TAX IN THE DEMOGRAPHIC CRISIS
Mizyureva V. V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian State Agrarian University - Timiryazev Agricultural Academy,
Moscow, Russia
Abstract. The purpose of the article is to study the social function of the personal income tax in solving the demographic problem. In Russia, there is a decline in the population due to high mortality, emigration and low birth rate. Measures to overcome the demographic crisis are becoming priorities. The directions of state policy on demography are not limited to social programs, but affect the taxation of personal income. The social function of personal income tax is realized through the creation of tax incentives. So, to increase the birth rate, standard deductions for children and social deductions for their education are provided. The motivation of citizens to a healthy lifestyle is realized through a social deduction for "fitness", the introduction of a deduction for compliance with TRP standards. Budget revenues from personal income tax, calculated at a progressive rate, are redistributed to the treatment of seriously ill children, reducing mortality. These measures are not the main ones in solving the problems of the demographic crisis, but they contribute to the formation of a positive attitude among the population towards state fiscal policy and favor population growth. The incentives applied through personal income tax have a limited effect, since the introduced family payment does not have a proportional dependence on the number of children born, respectively, does not contribute to expanded reproduction. These measures need to be further improved. The author proposes to raise the threshold for the progressive personal income tax rate, set the amount of deductions for tuition in the amount of actual expenses, improve the calculation of family payments and expand it to entrepreneurs' taxes for its application.
Keywords: personal income tax, tax deductions, family tax payment, demographic crisis, tax reform.
JEL classification: J11, H24, H21.
Для цитирования: Мизюрёва В.В. Роль налога на доходы физических лиц в демографическом кризисе // Прогрессивная экономика. 2024. № 10. С. 104-116. DOI: 10.54861/27131211_2024_10_104.
Статья поступила в редакцию: 10.10.2024 г. Одобрена после рецензирования: 17.10.2024 г. Принята к публикации: 17.10.2024 г.
For citation: Mizyureva V.V. The role of personal income tax in the demographic crisis // Progressive Economy. 2024. No. 10. pp. 104-116. DOI: 10.54861/27131211_2024_10_104.
The article was submitted to the editorial office: 10/10/2024. Approved after review: 17/10/2024. Accepted for publication: 17/10/2024.
Введение
Одной из острых проблем Российской Федерации является устойчивое сокращение численности постоянного населения. С 2020 года темпы сокращения увеличились под влиянием пандемии, проводимой специальной военной операции при низком уровне рождаемости. Государство, осознавая проблему, проводит политику в рамках национального проекта «Демография», направленную на поддержку семей с детьми, популяризацию здорового образа жизни, долголетия. Реализация этого и иных проектов возможны при достаточном бюджетном финансировании. Налоги, как основной источник доходов, вынужденно повышаются. В тоже время их рост создает значительную фискальную нагрузку на физических лиц, что приводит к позднему деторождению, не обеспечивающему расширенное воспроизводство населения. Правительство пытается нивелировать возрастающее налоговое бремя за счет введения налоговых льгот, в том числе по налогу на доходы физических лиц.
Таким образом, целью статьи является исследование социальной функции налога на доходы физических лиц в решении демографической проблемы на основе анализа показателей прироста населения, действующих норм налогового законодательства и проводимых налоговых реформ.
Обзор литературы
По данным Росстата, к 2046 году прогнозируемое сокращение численности населения составит 130 596 человек [3]. Н.Е. Таева отмечает: «Демографические проблемы связаны не только с естественной убылью населения, но и с существенным миграционным оттоком населения, начавшимся в 2022 году вследствие СВО». Она видит решение сокращения убыли населения в грамотной реализации миграционной политики, закрепленной в одноименной Концепции на 2019-2025 годы [17]. М.Ф. Сафонова, С.М. Резниченко указывают на существующие угрозы для эффективной экономики из-за демографического кризиса, приводящего к снижению человеческих ресурсов [15]. Для сохранения человеческого капитала необходимы финансовые, социальные и иные механизмы, изыскать и реализовать которые можно путем государственной поддержки.
Минфин России полагает, что переход на прогрессивную шкалу НДФЛ, дополнительно привлечет финансовые средства в бюджет и при этом не противоречит Концепции миграционной политики. При осуществлении мер поддержки семей с детьми следует исходить из критериев нуждаемости. Так, заместитель директора Департамента налоговой политики Минфина России Р.А. Лыков в Письме от 04.09.2024 N 03-04-09/83761 указал, что смягчение критериев нуждаемости противоречит задаче по усилению адресного подхода в предоставлении мер государственной поддержки [11]. В качестве более эффективной меры поддержки они видят введение с 2026 года ежегодной семейной выплаты для граждан РФ с двумя и более детьми нежели пересмотр прогрессивной шкалы НДФЛ, вводимой с 2025 года.
Измайлова М.О. поддерживает позицию Минфина о введении многоступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ. Однако подчеркивает важность применения проработанной системы налоговых льгот, позволяющей снизить или обнулить налоговую нагрузку по НДФЛ для наименее защищенных слоев населения. В качестве мер предлагает установление необлагаемого минимума и налогового кредита, позволяющего уменьшить сумму начисленного налога [5].
Д.М. Щекин предлагает обратиться к советскому опыту стимулирования рождаемости через налоговые механизмы. А именно, повысить ставки НДФЛ для бездетных граждан, достигших 27 лет с учетом медицинских заключений, увеличить необлагаемый минимум дохода для семей с детьми [20].
Анализ научных источников показал, что преодоление демографического кризиса за счет повышения рождаемости у гражданского населения имеет приоритетное значение для эффективного развития государства, сохранения культурной и национальной идентичности. Обеспечить его преодоление возможно за счет адресной поддержки семей с детьми, в том числе за счет налоговых механизмов: повышение ставок для бездетных не имеющих медицинских противопоказаний, необлагаемого минимума по НДФЛ, налоговых вычетов и кредитов, семейных выплат и других мер. По мнению автора статьи указанные налоговые меры не будут достаточными, т.к. они касаются физических лиц с детьми. Молодежь оценивает возможности рождения и воспитания детей по пессимистичному сценарию, учитывая высокую налоговую нагрузку, особенно после перехода на пятиступенчатую прогрессивную шкалу с нижним порогом от 2,4 млн рублей. Введение семейной выплаты и вычеты на детей не являются достаточно эффективными, что подтверждено расчетами автора.
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составляют экономико-статистический, логический и системный анализ. Также автором используются методы исследований: графический, расчетно-конструктивный, социологический опрос. Материалами исследования выступают данные Федеральной службы государственной статистики, нормы Налогового и Бюджетного кодексов, результаты анкетирования респондентов -налогоплательщиков НДФЛ. По данным Росстата с 2020 года в целом по России происходит устойчивое убывание численности постоянного населения.
300000 200000 100000 0
-100000 -200000 -300000 -400000 -500000 -600000
Рис. 1. Показатели прироста постоянного населения России
Источник: составлено автором по данным [3]
Основными причинами такого резкого падения в 2020, 2021 годах является пандемия из-за Covid-19 [1; 14], который уносит жизни по сей день. С 2022 года по настоящее время значительный демографический урон приносит проводимая специальная военная операция.
Прирост населения может осуществляться путем иммиграции, повышения рождаемости при опережении темпов смертности и эмиграции. Нами были изучены показатели прироста населения за период 2017-2023 годы в разрезе федеральных округов и субъектов РФ. По стране в целом в 20202023 годах происходит убывание населения. В то же время положительная динамика наблюдается в Москве, в Московской, Калининградской, Тюменской и Ленинградской областях, Севастополе. Но прирост происходит за счет внутренней и внешней иммиграции. В регионах, где большая часть населения исповедует ислам, традиционно сохраняется тенденция опережения рождаемости. К таким регионам относятся республики Дагестан, Ингушетия, Чечня, Татарстан (таблица 1).
Таблица 1
Среднегодовой прирост населения за период 2020-2023 гг.
Среднегодовой прирост населения, чел. в год
Субъект Федерации за счет иммиграции за счет опережающих
темпов роста рождаемости
Калининградская область 4 656
Ленинградская область 21 205
Москва 50 799
Московская область 63 597
Республика Дагестан 22 834
Республика Ингушетия 7 635
Севастополь 9 752
Татарстан 1 665
Тюменская область 9 132
Чеченская республика 18 782
Источник: Рассчитано и составлено автором по данным [3]
217062
I
118588
43625 ^
2017 2018 2019 2020
202
2022
-503539 -475684
2023
-296635
-532637
Среднегодовой показатель сокращения населения в России составил 452 124 человека в среднем за период 2020-2023 годы. Миграционный прирост во всех регионах обеспечен в значительной степени притоком иностранных граждан. Данная тенденция свойственна и мусульманским республикам Татарстан и Ингушетия [3]. Внешняя иммиграция носит неоднозначный эффект, т.к. нарушается национальная идентичность местного населения, государство и регионы несут значительные затраты на обеспечение государственными гарантиями в виде образования, медицинского и социального обслуживания людей, которые расценивают Россию как место временного нахождения и получения заработка. По озвученным директором Института демографических исследований РАН данным, среди иностранных граждан сохраняется значительный процент (2,04%) различного рода правонарушений (незаконный оборот наркотиков, убийства, грабежи) [4].
Приоритетной задачей в обеспечении роста населения страны является повышение рождаемости и сокращение смертности именно граждан страны. Для ее решения с 2019 года реализуется Национальный проект «Демография», целями которого являются:
- сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;
- обеспечение устойчивого роста численности населения России;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов [10].
Устойчивый рост численности гражданского населения стараются обеспечить финансовой поддержкой, оказываемой при рождении детей. Так, в 2023 году ее получили 2 513 тысяч семей [10]. Поддержка осуществляется из федерального бюджета. Источником пополнения, которого являются налоги. Но, к сожалению, такие меры не являются достаточными и не обеспечивают быструю отдачу. Существует потребность комплексного подхода поддержки семей, в т.ч. через налоговые льготы.
Результаты и обсуждение
Роль налогов в экономике государства не ограничивается фискальной функцией. С их помощью регулируют экономические, социальные, экологические и другие процессы. К их числу следует причислить и демографические вопросы: меры по снижению смертности, стимулирование рождаемости, справедливое распределение налоговой нагрузки для семей с детьми. Так, с 2021 года по инициативе президента РФ введена прогрессивная ставка НДФЛ 15% с доходов резидентов и льготных категорий нерезидентов, превышающих 5 млн. рублей за календарный год (таблица 2). Такой налог носит сугубо целевой характер, аккумулируется в федеральном бюджете и 100% его поступлений направляется на лечение детей с орфанными заболеваниями, снижая смертность. В финансово-экономическом обосновании к Федеральному закону ,№372-ФЗ прописывали, что «увеличение налоговой ставки приведет к поступлению налогов в 2021 году в размере 60
млрд рублей, в 2022 году - 64 млрд рублей, в 2023 - 68,5 млрд рублей» [12; 13].
В рамках налоговой реформы, с 1 января 2025 года в России вводится пятиступенчатая шкала НДФЛ для резидентов и льготных категорий нерезидентов (таблица 2). При этом ФНС России продолжит направлять в федеральный бюджет доход от собираемого НДФЛ по повышенным ставкам для лечения тяжело больных детей, но не в полном объеме. Доля такого финансирования составит:
13% - НДФЛ, исчисляемого по ставке 15%;
28% - НДФЛ, исчисляемого по ставке 18%;
35% - НДФЛ, исчисляемого по ставке 20%;
40% - НДФЛ, исчисляемого по ставке 22% [2].
Таблица 2
Динамика изменения ставок НДФЛ_
2001-2021 гг. 2021-2024 гг. С 2025 г.
13% доходы до 5 млн. руб. включительно 13% до 2,4 млн руб. включительно 13%
выше 2,4 млн руб. и до 5 млн руб. включительно 15%
доходы свыше 5 млн. руб. 15% выше 5 млн руб. и до 20 млн руб. включительно 18%
выше 20 млн руб. и до 50 млн руб. включительно 20%
выше 50 млн руб. 22%
Источник: составлено автором по данным [9]
Действующая в настоящее время двухступенчатая шкала применяется отдельно к дивидендам, без учета иных доходов резидента (Письма Минфина России от 22.05.2024 N 03-04-07/47084, ФНС России от 24.05.2024 N БС-4-11/5871@). Иные доходы, за исключением облагаемых по ставке 35%, следует учитывать в совокупной базе для определения ставки НДФЛ. Неважно к какой категории относится резидент, с момента превышения предела в 5 млн. рублей, все последующие выплачиваемые суммы облагаются по повышенной ставке. С 2025 года новая шкала также будет применяться к сумме дохода, превышающей ступенчатые значения.
Налоги являются инструментом стимулирования. Для участников специальной военной операции решено сохранить в 2025 году двухступенчатую шкалу НДФЛ. Таким образом, при уровне дохода свыше 2,4 млн рублей, у них будет экономия на налоге. Высвобожденные средства от которого они смогут направить на восстановление здоровья и иные нужды. НДФЛ, удержанный при выплате дохода физическому лицу, налоговый агент перечисляет на единый налоговый счет. Распределение налога с единого налогового счета между региональным, местным и федеральным бюджетом осуществляется под контролем Федеральной налоговой службы России.
В соответствии со статьей 218 Налогового кодекса РФ, один из налоговых агентов по заявлению налогоплательщика-резидента и приложенным документам-основаниям предоставляет стандартные налоговые вычеты, отражая в Расчете 6-НДФЛ [7].
С 1 января 2025 года налоговый агент, имея информацию о наличии детей у работника и права на стандартный вычет, должен предоставлять вычеты без заявления. В рамках данного исследования нами проведен опрос физических лиц о получении стандартных вычетов на детей. Результаты свидетельствуют о том, что порядка 20% налогоплательщиков, являющихся родителями, полагают, что вычеты может получать лишь один родитель из двоих, 7% не слышали о таком праве. Таким образом, введение с начала нового года без заявительного характера вычетов увеличит количество получателей данной льготы.
Кроме того, повышаются размеры вычетов на детей для родителей с двумя и более детьми. Такие вычеты предоставляются ежемесячно, до того календарного месяца в котором буден превышен предел 450 000 рублей. До 2025 года действует предел в 350 000 рублей. Вычеты применяются только к доходам, включаемым в основную налоговую базу. К перечню таких доходов можно отнести: заработную плату, иные выплаты по трудовому договору (опускные, сохраняемые средние заработки), авансы и вознаграждения по договорам, связанным с выполнением работ, арендную плату. Изменения размеров вычетов на детей представим на рисунке 2.
3
ребёнок и более
2
6000
ребёнок 1400
1 1400
ребёнок 1400
3000
2800
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
0
с 2025 г. "до 2025 г.
Рис. 2. Размеры стандартных вычетов на детей до и после 2025 года, руб.
Источник: составлено автором по данным [9]
Из рисунка видно, что с 2025 года в 2 раза увеличили вычеты на второго ребенка и последующих рожденных детей. При этом не имеет значение возраст старших детей. Документами, определяющими размеры вычетов, является свидетельства о рождении, как ребенка, на которого дается вычет, так и старших детей, даже если их возраст превысил установленный возрастной порог. Свидетельство о смерти старших детей также подтверждает факт
участия родителей в решении демографической государственной проблемы, а потому учитывается при предоставлении вычетов в отношении последующих рожденных детей соответствующего возраста.
Новые размеры вычетов снизят налоговую нагрузку в многодетных семьях, если родители выступают плательщиками НДФЛ.
Расчет показал, что в результате изменений по стандартным вычетам в 2025 году экономия по налогу для семьи с двумя работающими родителями -плательщиками НДФЛ, получающими заработную плату на среднем уровне 2024 года - 73 000 рублей в месяц [8], составит:
728 рублей, если у них один ребенок соответствующего возраста;
3 640 рублей - два ребенка соответствующего возраста;
9 880 рублей - три ребенка соответствующего возраста;
16 120 рублей - четыре ребенка соответствующего возраста и т.д.
Таким образом, данная мера пусть на недостаточном уровне, но все же отражает механизм поддержки расширенного воспроизводства. Чем больше детей, тем выше экономия на налоге. Однако данный инструмент работает только в отношении родителей - наемных работников, плательщиков НДФЛ.
Проводимые социальные опросы показывают, что среди причин, сдерживающих деторождение граждане выделяют: неустойчивое финансовое положение, ограничения в жилплощади, серьезная ответственность, карьера, большие расходы на детей и их образование. Государственная политика реализует разные меры, направленные на решение этих проблем: льготная ипотека, адресная поддержка семей путем выплаты пособий, льготы на коммунальные услуги, школьное питание, образовательный кредит и другое.
Плательщики НДФЛ, оплачивающие очное образование детей, могут пользоваться социальным вычетом за обучение. С 2024 года размер таких вычетов с 50 000 рублей увеличен до 110 000 рублей. Полагаем, что данный размер не сопоставим с реальными размерами расходов на обучение, в связи с чем считаем необходимым увеличить размер такого вычета до фактически понесенных, документально подтвержденных расходов.
Воспользоваться вычетом можно разными способами:
1 способ - по налоговому уведомлению через налогового агента [19], в том же году, когда понесены образовательные расходы;
2 способ - по декларации 3-НДФЛ, в течение трех лет после оплаты расходов на обучение;
3 способ (упрощенный порядок) - по заявлению через личный кабинет налогоплательщика, в течение трех лет после оплаты расходов на обучение (введен с 2024 года).
Введение упрощенного порядка и повышение размера вычета ожидаемо повысит количество получателей вычета на обучение детей.
Однако стандартные и социальные вычеты, недостаточно эффективные меры для стимулирования рождаемости детей.
Есть семьи с одним работающим родителем-резидентом. Если предположить, что его среднемесячный доход свыше 200 000 рублей, то после
превышения дохода над 2,4 млн рублей применение ставки 15% с 2025 года зачастую обнуляет стандартные и социальные вычеты на обучение в сравнении с 2024 годом. В этой связи автор полагает, что первая ступень прогрессии с 2,4 млн. рублей должна быть повышена до 5 млн. рублей, подобно 2024 году.
Значительная часть семей в стране имеет доходы менее 2,4 рублей. Для таких налогоплательщиков с детьми ставка 13% также весьма значительна. Мировая практика подоходного обложения резидентов с незначительными доходами предусматривает применение необлагаемого минимума в таких странах как Швеция, Франция, Австралия, Бразилия, Великобритания. В других странах установлены более низкие ставки (Китай, Мексика, Япония) [6]. Учитывая опыт разных стран, Россия с 2025 года решила ввести «налоговый кэшбек». Эта ежегодная семейная выплата гражданам, ориентирован на адресную поддержку семей с двумя и более детьми. Удержанный и перечисленный налоговым агентом в бюджет налог по ставке 13% (а в семьях от 15 детей, в т.ч. НДФЛ по ставке 15%), будет возвращаться по заявлению родителей - плательщиков НДФЛ Социальным фондом России, если среднедушевой доход на члена семьи составит не более полуторакратного прожиточного минимума в месяц. Возврат будет возможен по прошествию налогового периода, т.е. не ранее 2026 года, и составит 7% от удержанного и перечисленного налога [18].
Снижением нагрузки по НДФЛ за счет ежегодной семейной выплаты смогут воспользоваться менее защищенные категории граждан по заявлению. Для них реальная отсроченная ставка налога будет составлять 6%. По заявлениям главы Минтруда РФ Антона Котякова, такая мера позволит поддержать порядка 4 млн семей, в которых воспитываются более 10 млн. детей [16].
Нами проведена оценка возможностей получения ежегодной семейной выплаты. Для примера расчета были прияты условия:
- размер ежемесячной заработной платы - 73 000 рублей (средний показатель по России в 2024 году [8]);
- прожиточный минимум - 17 733 рубля (установлен для 2025 года по России).
Результаты вычислений показали, что получить «налоговый кэшбэк» смогут семьи с двумя и более детьми и одним работающим родителем, либо с четырьмя и более детьми с двумя работающими родителями.
С учетом выше указанных условий о заработной плате и прожиточном минимуме размер семейной выплаты составит:
- для семьи с 2 детьми и одним работающим родителем - 59 556 руб.;
- для семьи с 2 детьми и двумя работающими родителями - 117 112 руб.;
- для семьи с 4 детьми и одним работающим родителем -54 516 руб.;
- для семьи с 4 детьми и двумя работающими родителями - 109 032 руб.
Для нашего примера указанные размеры «кэшбека» будут максимально
возможными, а следовательно, не мотивируют к последующему рождению
детей в отличие от стандартных вычетов. Чем больше детей, тем выше размеры стандартных вычетов, ниже база для исчисления НДФЛ и сам налог. Величина семейной выплаты составляет 7% от уплаченного налога каждого родителя-налогоплательщика, подавшего заявление в Социальный фонд России. Таким образом, мы считаем, что методика определения «налогового кэшбека» требует доработки, т.к. увеличение количества детей обратно пропорционально размеру семейной выплаты. Так, исходя из наших условий по заработной плате и прожиточному минимуму, семьи с одним работающим родителем и двумя детьми могут рассчитывать на выплату из Социального фонда России в размере 59 556 рублей, тремя - 57 036 руб., четырьмя - 54 516 руб.
Немаловажным мотивом в вопросах рождаемости является здоровье родителей. Введение с 2025 года стандартного вычета 18 000 рублей на налогоплательщика, проходящего диспансеризацию и выполнившего нормативы ГТО с получением знака отличия, должно повысить внимание молодежи к здоровому образу жизни. Ранее, с 2022 года перечень социальных вычетов был расширен возможностью уменьшения облагаемого НДФЛ дохода на расходы по занятию фитнесом и другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями.
Таким образом, государство посредством налогов, обеспечивает пополнение бюджета. На долю НДФЛ в доходной части консолидированного бюджета приходится 36,4 % [3]. Но в то же время через установленные по налогу льготы (налоговые вычеты, необлагаемые доходы), распределение поступлений от налога на поддержку тяжелобольных детей, введение семейной выплаты позволяют правительству осуществлять поддержку резидентов с детьми. Именно в этом проявляется социальная функция налога на доходы физических лиц.
Заключение
Исследование показало, что государство проводит политику по преодолению демографического кризиса, используя разные инструменты и механизмы. Налоговая система не является исключением. Повышение размеров налоговых вычетов и предельного дохода для их предоставления, внедрение механизма «налогового кэшбека» с последующим совершенствованием методики его расчета, оптимизация пятиступенчатой шкалы по НДФЛ с установлением первого порога прогрессии от 5 млн. рублей, повышение размеров налоговых вычетов, расширение налоговых мер стимулирования рождаемости на другие налоги с доходов индивидуальных предпринимателей и самозанятых позволят более эффективно влиять на преодоление демографического кризиса при одновременном комплексном применении иных рычагов государственной поддержки материнства и детства.
Литература
1. Азатян Л.А., Карпова Е.В. Выгоден Ли COVID-19 для экономики? // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов : Сборник научных статей VII международной научно-практической конференции. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС. 2021. С. 101-105.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // СПС КонсультантПлюс. URL: https: / /www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/.
3. Витрина статистических данных // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru.
4. В институте РАН оценили уровень преступности среди мигрантов в России // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/10/02/2024/65c4dd649a794779c7f85100.
5. Измайлова М.О. Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и возможность его применения в России // Финансы. 2023. № 11. С. 27-34.
6. Королькова А.А., Круглякова А.Н., Михалева Е.Э. Международная практика обложения подоходным налогом // Современные исследования: теория, практика, результаты : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва: ООО «Издательство АЛЕФ». 2024. С. 246-251.
7. Мизюрева В .В. СЗВ-М и 6-НДФЛ: работа над ошибками // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 9. С. 37-46.
8. Мишустин назвал среднюю зарплату в России. URL: https://ria.ru/20240403/zarplata-1937642020.html.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс. URL: https: / /www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165/.
10. Паспорт национального проекта «Национальный проект «Демография». URL: https://mintrud.gov.ru.
11. Письмо Минфина России от 04.09.2024 N 03-04-09/83761. URL: https://www.klerk.ru/doc/624377/.
12. Проект Федерального закона N 363564-8 «О внесении изменений в статьи 224 и 225 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 10 миллионов рублей за налоговый период)». URL: https://sozd.duma.gov.ru/.
13. Путин утвердил выделение средств на лечение детей с редкими заболеваниями за счет повышения НДФЛ до 15%. URL: https://pediatr.med.cap.ru/press/2020/11/25/putin-utverdil-videlenie-sredstv-na-lechenie-detej.
14. Рахаева В. В., Мизюрева В.В. Россия в международных рейтингах и влияние коронавируса на ее экономику // Бухучет в сельском хозяйстве. -2020. № 7. С. 76-85.
15. Сафонова М.Ф., Резниченко С.М. Модели внутреннего контроля: исторические трансформации и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. 2023. № 11. С. 1292-1316
16. Севостьянов С. «Налоговый кешбэк» для семей с детьми охватит 4 млн семей. URL: https://tass.ru/ekonomika/20950891.
17. Таева Н.Е. Законодательство о гражданстве Российской Федерации - современный этап развития // Закон. 2024. № 3. С. 48-58
18. Федеральный закон от 13.07.2024 N 179-ФЗ «О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей» // СПС Консультант плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480719/.
19. Шелемех Н.Н., Мизюрева В.В. Организация и методика проведения налоговых проверок. Москва : Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. 2021. 163 с.
20. Щекин Д.М. Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, его оценка в трудах С.Д. Цыпкина и перспективы возрождения этого налога в современных условиях // Финансовое право. 2021. № 11. С. 29-37.