ESfiTHHK омской православной духовной семинарии ^^^
№ 2, 2019 (7)
удК 94(47)
——£——
ДОМОВОЙ ХРАМ ОМСКОГО СРЕДНЕГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧИЛИЩА В ПЕРИОД С 1917 ПО 1920 ГГ.
Иерей Константин Борисович Беспалов, магистрант Омской духовной семинарии
Аннотация. В статье рассматривается изменение отношения государства к Церкви после октябрьской революции 1917 года, история жизни и деятельности настоятеля домового храма Омского среднего сельскохозяйственного училища священника Василия Инфантьева. Анализируются источники архива Омской области по истории деятельности храма в период с 1917 по 1920 гг.
Ключевые слова: домовая церковь, государственно-церковные отношения, священник Василий Инфан-тьев, Омское среднее сельскохозяйственное училище.
THE HOUSE CHURCH OF THE OMSK SECONDARY AGRICULTURAL SCHOOL IN THE PERIOD FROM 1917 TO 1920
Priest Konstantin B. Bespalov Master student of the Omsk Theological Seminary
Abstract. The article discusses the history of the closure of the house temple of the Omsk secondary agricultural school. In the pre-revolutionary period, at each secondary school of the Russian Empire, including in classical gymnasiums, there was supposed to be a house church. In connection with the change in state-church relations, the house church was closed, the position of the teacher of Scripture was abolished. The institute of military clergy was restored in the Kolchak army. The teachers of God's law who were on the territory of White Siberia fell into the category of priests who were actively involved in ministry in its structures. On November 14, 1919, the Red Army captured Omsk. The capital of White Siberia has fallen. In April, 1920 it was decided to close the school with the transfer of its material base to the Siberian Institute of Agriculture and Industry. Keywords: house church, state-church relations, priest Vasily Infantyev, Omsk secondary agricultural school.
>вно-государственные отношения коренным образом изменились в !■■-■- году. Декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от ^государства и школы от церкви не просто освобождал церковь от опеки государства, но лишал ее прав, необходимых для полноценной деятельности, прав собственности и юридического лица. С этого времени отношение Русской Православной Церкви к революции изменилось.
Патриарх Тихон в своем послании от 19 января 1918 г. осудил безбожников и призвал «встать на защиту оскорбляемой и угнетаемой Матери» (Церкви). Это послание патриарха активно использовала пропаганда антибольшевистского движения для мобилизации верующих в свои ряды. Именно с этой целью оно было перепечатано в «Известиях по Омской епархии» в сентябре 1918 г. [12].
^¡^ история, церковное краеведение
Иерей Константин Борисович Беспалов «Домовой храм Омского среднего сельскохозяйственного училища в период с 1917 по 1920 гг.»
Крестные ходы были организованы в знак протеста Декрета об отделении Церкви от государства. Столкновениями между верующими и представителями советской власти сопровождались ходы в Вятке, Владимире, Саратове и других городах. Не стал исключением и город Омск. Архиепископ Сильвестр (Ольшевский) 4 (17) февраля 1918 года организовал крестный ход, который получил общественный резонанс. Он достаточно подробно описан и оценен в работах омского православного историка С.Г. Сизова.
Идя по городским улицам, православные христиане останавливались у каждого храма. На каждых остановках епископ служил молебен и обращался к пастве с увещевательным словом, призывая к сохранению православной веры и защите храмов. На следующий день после шествия власти арестовали архиерея, чем вызвали в городе двухдневные беспорядки. Они и вынудили властей освободить владыку.
С.Г. Сизов справедливо отмечает: «Характерно, что позднее события 5-6 (18-19 февраля) 1918 г. в Омске были названы большевиками «антисоветским выступлением» и «поповским мятежом». Эта оценка повторялась и в советской историографии, и в поздних работах. Утверждалось, что «планировалось арестовать большевистских лидеров, свергнуть советскую власть в Омске. Город был объявлен на осадном положении, имели место вооруженные столкновения сторонников и противников советской власти». Сегодня повторять такие оценки событий - значит отступать от принципа объективности. Выражение «поповский мятеж» - это большевистский штамп, который не выражает сущности происходивших событий. Выступление верующих в Омске было ни чем иным, как попыткой выразить свою гражданскую позицию, защитить Православную веру от богоборческой власти, остановить насилия и защитить правящего епископа» [13, с. 125-126].
Новая власть упразднила должность законоучителя. На основании декрета священник Василий Инфантьев был уволен из училища [5, л. 27]. Гонения в первые месяцы советской власти сплотили верующих, что повысило социальную активность прихожан. В результате чего начались организовываться общины.
При Домовой Церкви Омского среднего сельскохозяйственного училища община стала формироваться в апреле 1918 года. Инициативная группа прихожан распространила подписные листы с целью выяснения потребности в создании православной общины при церкви училища, а также готовности людей вносить средства на содержание священника.
Организаторы общины получили поддержку, и 28 апреля 1918 года состоялось первое собрание общины прихожан, на котором были оглашены итоги сбора подписей. Из данных анкет было выявлено, что «125 фамилий, заключающих в себя 518 человек, желающих записаться в общину. Общее собрание постановило взимать с каждого семейства по 2 рубля; и с учащихся по 50 копеек ежемесячно» [4, л. 12]. День первого собрания считается днем основания общины. Священник В.Ф. Инфантьев получил место с содержанием за счет прихожан, высказавших ему свое полное доверие. В том же году в училище состоялся выпуск, к которому для коллективной выпускной фотографии был сделан второй из трех дошедших до нас снимков В.Ф. Инфантьева. На рясе отца Василия виден знак, который с высокой долей вероятности можно атрибутировать, как знак выпускника духовной академии.
Советская власть в городе пала 7 июня 1918 года. Омск стал столицей антибольшевистского движения в Сибири, в нем, поочередно сменяя друг друга, рабо-
№ 2, 2019 (7)
тали, управляя Белой Сибирью, следующие правительства: Временное Сибирское правительство, Временное Всероссийское правительство (Уфимская директория) и Верховный правитель России адмирал А.В. Колчак. В Сибири в ходе эскалации Гражданской войны Русская Православная Церковь стала антибольшевистской организацией.
Вследствие пребывания столицы Белой Сибири в Омске, по решению Томского соборного совещания архиепископ Сильвестр возглавил ВВЦУ Сибири. В данный период по политическим убеждениям владыка относился к крайне правой части антибольшевистского движения. Протоиерей Димитрий Олихов об этом пишет следующее: «Антибольшевистская деятельность ВВЦУ Сибири имела для его членов самое приоритетное значение. Они отдавали себе отчет в неизбежности гонений на церковь в случае поражения колчаковской армии... ВВЦУ Сибири определилось со своей позицией по отношению к ведущейся борьбе, назвав войну «священной». Собор духовенства Сибири, проходивший в Омске в апреле 1919 года, предал анафеме руководителей большевистской партии и постановил в каждом богослужении поминать А.В. Колчака как «Верховного правителя» [10, с. 82]. За пастырем на сторону белых встало большинство подчинявшегося ему духовенства, в их числе был и В.Ф. Инфантьев.
На некоторое время после свержения советской власти нормализовалась жизнь священника Василия Инфантьева. Временное Сибирское правительство вернуло в штат училища законоучителя, являвшегося также настоятелем домовой церкви, и псаломщика, ассигновав деньги и на церковные потребности [5, л. 100-100 об.]. Также был восстановлен институт военного духовенства. Находившиеся на территории Белой Сибири законоучителя попали в разряд священников, активно привлекавшихся для служения в его структурах.
Протоиерей Александр Касаткин в связи с недостатком кандидатов для замещения священнослужительских мест призвал законоучителей средних учебных заведений освободиться от занятий и подать заявление о служении на имя Главного Священника армии и флота [14, с. 345].
Законоучитель В.Ф. Инфатьев оказался среди священников, окормлявших белое воинство. Недалеко от храма, где он служил, на территории училища был открыт госпиталь белых воинов. Многие из них нуждались в поддержке и духовных наставлениях священника. Оказание такой помощи людям В.Ф. Инфантьев считал своим долгом.
Сохранилось обращение руководства Омского сельскохозяйственного училища на имя Главного Священника армии и флота, характеризующее В.Ф. Инфантьева как уважаемого паствой духовного наставника, «живущего на территории с/х училища, имеющего здесь постоянную квартиру и хорошо известного как преподавательскому персоналу, так и рабочим с их семьями». В обращении содержалась просьба отозвать уже назначенного в госпиталь священника, поручив обслуживание нужд госпиталя В.Ф. Инфантьеву [7].
Таким образом, революционный процесс, вылившись в Гражданскую войну, сделал Омск не только военно-политическим форпостом, но и религиозным. Как и большинство омских священников В.Ф. Инфантьев осознанно последовал за своим владыкой, архиепископом Сильвестром.
^¡^ история, церковное краеведение
Иерей Константин Борисович Беспалов «Домовой храм Омского среднего сельскохозяйственного училища в период с 1917 по 1920 гг.»
Однако 14 ноября 1919 года Красная армия захватила Омск. Пала столица Белой Сибири. После того как в городе установилась советская власть в жизни В.Ф. Инфантьева был кратковременный период советской службы. С прошением о трудоустройстве на любое место по усмотрению управляющего 30 ноября 1919 года обратился священник в Омскую контрольную палату. После рассмотрения прошения был принят на советскую службу помощником контролера с 10 декабря 1919 года, а уже с 01 мая 1920 года был откомандирован из государственного контроля в распоряжение контрольно-хозяйственного комитета рабочих и политкома при совхозе [3, л. 1-3].
Следует остановиться на анализе источника, на который при обращении к судьбе священника нельзя не обратить внимание. В своих воспоминаниях о В.Ф. Инфантьеве В.В. Назаренко пишет: «В начале 1920 года, когда была восстановлена Советская власть в Омске, он отрекся от религии и стал носить гражданскую одежду. Дальнейшую судьбу его я не знаю» [6, с. 4].
Содержание воспоминаний в части, касающейся В.Ф. Инфантьева, сомнительно. Естественно, что на советскую службу В.Ф. Инфантьев ходил в гражданской одежде, что В.В. Назаренко и мог трактовать как то, что «он отрекся от религии». Однако В.Ф. Инфантьев не снимал духовного сана. Сохранилась метрическая книга Воскресенской церкви при сельхозучилище, где включительно по март 1920 года, то есть в то время, когда В.Ф. Инфантьев работал в государственном контроле, зафиксировано совершение им церковных таинств [1, л. 1-19]. Судя по церковной метрической книге, священник продолжал служение в Домовой Церкви при училище до его закрытия.
Ценным материалом доказательства полноценной жизни Домовой Церкви являются метрические записи о рождении, браке и смерти прихожан храма. Омское среднее сельскохозяйственное училище находилось в стороне от города Омска, и храм посещали в значительной степени проживающие на территории заведения и около него люди - студенты, преподаватели и служащие.
Записи охватывают небольшой период времени - с 1918 г. по 1920 г., однако являются очень ценным материалом. Метрические книги прихода написаны доступным почерком и открывают завесу истории училищной церкви. Автор имеет в ведении много архивных документов, но нигде, даже в приглашении на освящение храма, нет сведений о названии храма.
Только открыв дело духовной консистории Воскресенской церкви при Омском сельскохозяйственном училище, можно обнаружить в честь кого был освящен престол - Воскресения Господа нашего Иисуса Христа [1]. В справочнике Антоновых метрические книги России XVIII начала XX в. Церковь ОССХУ указывается как приписная к Омскому Воскресенскому Военному крепостному собору [8].
В метрических книгах можно увидеть духовную жизнь, протекающую в стенах Домового храма, и фамилии людей, служащих в училище. Так мы видим, что священнику Василию Инфантьеву помогает в службе диакон Николай Овчинников, который является еще и преподавателем в ОССХУ. В крещении восприемницей от купели выступает жена директора училища Анна Петровна Плодовская, профессора и преподаватели.
Потомственные дворяне и крестьяне, статские советники и рабочие - все прошли через жизнь храма, через церковные таинства. А мы можем проследить каждого че-
100 / 5?ДЛ ^ ^ЙЛК 5?ЛК ^ ^ дл &
№ 2, 2019 (7)
ловека и сделать вывод, что храм жил полноценной жизнью до самого его закрытия -до мая 1920 года.
Сибревком принял решение о ликвидации училища с передачей его материальной базы Сибирскому институту сельского хозяйства и промышленности 10 апреля 1920 года. Все сотрудники к 1 мая должны были «очистить занимаемые учреждения и квартиры» [2, л. 45].
С этого времени останавливается духовная жизнь вуза, и Домовая Церковь закрывается, становясь просто помещением для нужд высшей школы. В 1924 году храм был переделан под клуб «Землероб», где постоянно велись заседания и различные мероприятия. До нашего времени дошли некоторые снимки, сделанные в бывшем помещении Домовой Церкви.
На них видно, как алтарь закрыт деревянным щитом. На амвоне стоит стол, за столом секретарь ячейки РКСМ И.В. Зезин. На крайнем слева плакате лозунг: «Встанем на борьбу со старой деревней. Да здравствует новая!» В верхней части алтарного свода видна фреска «Христос в сиянии». А на другой фотографии позируют молодые люди с винтовками в руках. За спиной перегороженный досками алтарь храма.
В 1930 году в церковном помещении разместили библиотеку и научный центр, при этом разгородив варварским способом третий и четвертый этажи. С улицы можно наблюдать в арочных окнах храма остовы балок пола четвертого этажа.
Из воспоминаний рабочей стройцеха Омского сельскохозяйственного института Ирины Васильевны Николенко, настенная роспись храма украшала стены и потолок библиотеки вплоть до 1983 года. И хотя они были потускневшими и местами осыпавшимися, в алтарной части еще можно было различить изображение Христа, Богородицы с младенцем на руках и фигуру воина (предположительно, архангела Михаила) [9]. В 1983 году первый проректор В.А. Полевых отдал распоряжение закрасить фрески. Эту работу и выполняла И.В. Николенко. Под толстым слоем грязно-синей краски навсегда исчезли последние следы присутствия в здании главного корпуса домовой церкви. Но осталась внешняя архитектура храма. Полукруглый обвод стены (алтарная апсида) с первого до четвертого этажа, заканчивающийся высоко вверху полусферой-куполом. Над куполом тройное возвышение для церковного креста и окна, так отличающиеся от всех остальных в главном корпусе Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина.
СПИСОК литературы:
1. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 16. Оп. 6. Д. 561.
2. ИАОО. Ф. Р-492. Оп. 1. Д. 31.
3. ИАОО. Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 362.
4. ИАОО. Ф. Р-2024. Оп. 1. Д. 11.
5. ИАОО. Ф. Р-2024. Оп. 1. Д. 28.
6. Воспоминания бывшего ученика культур-технического отделения Омского среднего сельскохозяйственного училища Назаренко Василия Васильевича (периода 1916-1918 годов) // Архив Народного музея истории Омского ГАУ им. П.А. Столыпина.
^¡^ история, церковное краеведение
Иерей Константин Борисович Беспалов «Домовой храм Омского среднего сельскохозяйственного училища в период с 1917 по 1920 гг.»
7. Жизнеописание священника В.Ф. Инфантьева / Из личного архива А.В. Суш-
ко.
8. Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги России XVIII начала XX в. М., 2006.
9. Милещенко О. История сибаки. [Электронная версия]. Режим доступа: https://story-sibaka.ucoz.ru/index/0-79/ (дата обращения: 28.02.2019).
10. Олихов Д.В. Создание и деятельность Временного Высшего церковного управления Сибири (1918-1920 гг.) // Вестник Омской православной духовной семинарии. - 2016 (1). -№ 1.
11. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны. Л., 1987.
12. Послание Святейшего Патриарха // Известия по Омской епархии. - 1918. -№ 4-5. 1-15 сентября.
13. Сизов С.Г. Крестные ходы в Омске в 1918-1919 годах как способ выражения гражданской позиции Церкви в условиях российской смуты // Вестник Омской православной духовной семинарии. - 2016 (1). - № 1. - С. 125-126.
14. Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии. М.: Русский путь, 2006.
Рецензент: кандидат исторических наук В.Л. Данилов.
№\102 / 5?Дл ^ ^ ^ ^ £ДЛ &