Научная статья на тему 'Служение и подвиг священника Василия Феофановича инфатьева'

Служение и подвиг священника Василия Феофановича инфатьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / В.Ф. ИНФАТЬЕВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сушко Алексей Владимирович

Статья посвящена изучению жизни и деятельности священника Русской Православной Церкви Василия Феофановича Инфатьева (1884-1930), который был делегатом от Омской епархии на Поместном соборе, восстановившем патриаршество в России. В.Ф. Инфатьев арестовывался органами безопасности советского государства 4 раза: в 1921, 1924, 1926, 1930 гг. Последний арест привел к казни священника в застенках ОГПУ. Поставлен вопрос о прославлении, как «новомученика и исповедника от богоборцев в годы гонений пострадавшего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Служение и подвиг священника Василия Феофановича инфатьева»

УДК 304.444

№ 1, 2016 (1)

СЛУЖЕНИЕ И ПОДВИГ СВЯЩЕННИКА ВАСИЛИЯ ФЕОФАНОВИЧА ИНФАТЬЕВА

Сушко Алексей Владимирович, доктор исторических наук, профессор, Омский государственный технический университет

Аннотация. Статья посвящена изучению жизни и деятельности священника Русской Православной Церкви Василия Феофановича Инфатьева (1884-1930), который был делегатом от Омской епархии на Поместном соборе, восстановившем патриаршество в России. В.Ф. Инфатьев арестовывался органами безопасности советского государства 4 раза: в 1921, 1924, 1926, 1930 гг. Последний арест привел к казни священника в застенках ОГПУ. Поставлен вопрос о прославлении, как «новомученика и исповедника от богоборцев в годы гонений пострадавшего».

Ключевые слова: история Русской Православной Церкви, Омская епархия, В.Ф. Инфатьев.

THE SERVICE AND ENDEAVOR OF THE PRIEST VASILY FEOFANOVICH INFATIEV

Summary: The article is devoted to the study of the life and activities of a Russian Orthodox priest Vasily Feofanovitch Infatiev (1884-1930) who was delegated from the Omsk diocese to participate in the Church Council which restored partiriarchate in Russia. V.F. Infatiev was 4 times arrested by the security officials of the Soviet State: in 1921, 1924, 1926, 1930. The last arrest let to his death in OGPU. The issue of his glorification as a «new martyr and confessor who has suffered from the theomachists in the years of prosecution» is raised. Key words: the history of the Russian Orthodox church, Omsk diocese, V.F. Infatiev.

Впервой трети ХХ столетия фигура священника Русской Православной Церкви Василия Феофановича Инфатьева (1884-1930) была чрезвычайно значимой для Омской епархии. Его дореволюционные жизнь и деятельность, а также служение в годы революции и Гражданской войны описаны крайне скупо и фрагментарно. Относительно подробно в литературе отражена борьба В.Ф. Инфатьева с омскими обновленцами в 1920-х годах и гибель в застенках ОГПУ в 1930 году. Впервые на основе документов из следственного дела их описал в своем документальном произведении писатель М.С. Шангин1. Эти сюжеты рассматриваются в работах исследователей Н.А. Неживых и В.П. Василевского2. Гибели отца Василия и судьбе его семьи посвящена содержательная статья И. Красовской и И. Черказьяновой3. Краткие биографические данные В.Ф. Инфатьева приводятся

1Шангин М.С. «Террор против совести» / М.С. Шангин - Омск: Омское книжное издательство, 1994. - 320 с.

2Неживых Н.А. Религиозный НЭП. Государственно-церковные отношения в 1920-е гг. (на материалах Западной Сибири) / Н.А. Неживых. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 160 с. Василевский В.П. Деятельность органов ГПУ-ОГПУ в Омском Прииртышье (1922-1934 гг.) / В.П. Василевский. - дис. уч. ст. канд. ист. наук. - Омск, 2015. - 293 с.

3Красовская И., Черказьянова И. От «тьмы» к «свету» предлагала двигаться советская власть, начав бороться с церковью // Забвению не подлежит. Книга памяти жертв политических репрессий в Омской области. - Т. 8. - Омск: Кн. изд-во, 2003. - 408 с.

А.В. Сушко «Служение и подвиг священника Василия Феофановича Инфатьева»

на электронных ресурсах, посвященных Новомученикам и Исповедникам Русской Православной Церкви4.

Следует подчеркнуть, что о служении и подвиге В.Ф. Инфатьева, к сожалению, незаслуженно мало известно православным жителям Омского Прииртышья. Официально он не причислен к лику святых как Новомученик и Исповедник Русской Православной Церкви. Цель данной работы - обратить внимание историков и православных омичей на чрезвычайно интересную биографию, служение и подвиг В.Ф. Инфатьева, человека подавшего пример незыблемого стояния в вере.

О дореволюционном периоде жизни В.Ф. Инфатьева исследователями написано скупо. В его анкете, подготовленной для поступления на советскую службу в 1919 г., указано, что он служил в Омском среднем сельскохозяйственном училище с 1914 г.5. Также известно, что В.Ф. Инфатьев обучался в Казанской духовной академии, где получил степень кандидата богословия и в 1917 г. вернулся в Омск, где занял должность законоучителя Омского среднего сельскохозяйственного училища (преподавателя Закона Божьего). Не ясно, за что и когда В.Ф. Инфатьев был награжден орденом Анны 3-й степени. До революции существовала практика награждения священнослужителей Русской Православной Церкви государственными наградами за заслуги в области просвещения. В 1917 г. Русская революция упразднила должность законоучителя.

Следует особо отметить, что иерей В.Ф. Инфатьев был делегатом от Омской епархии на Поместном соборе, восстановившем патриаршество в России. В «Списке Членов Священного Собора Православной Российской Церкви» были указаны фамилии 5 делегатов от Омской епархии, один из которых сложил свои полномочия и еще один был признан выбывшим из состава собора6. В.Ф. Инфатьев был единственным священнослужителем, реально представлявшим духовенство Омской епархии на историческом Поместном соборе, избравшим патриархом Тихона. Это свидетельствовало о добром отношении омского Владыки Сильвестра к В.Ф. Инфатьеву, его авторитете среди священнослужителей и мирян епархии. Следует согласиться с И. Красовской и И. Черказьяновой, которые считают, что участие в соборе «во многом определило его позицию последовательного приверженца Тихона» 7.

Мы недостаточно знаем о жизни священника в годы Гражданской войны. Есть сведенья, что он был военным священником в белой армии А.В. Колчака. В связи с потерей работы в ходе социальных катаклизмов перед отцом Василием встала проблема материального обеспечения семьи. Она на тот момент состояла из него, жены и четверых детей. Вскоре после того, как в Омске установилась советская власть, 30 ноября 1919 г. В.Ф. Инфатьев обратился к управляющему Омской контрольной па-

4Виртуальный музей ГУЛАГА [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: ИКрг/Мшш.дЫадтшеит. огдЛЬюшОЬ]ес1:^о?оЬ]еС:=54624185&1апдиаде=1&1апдиаде=1 (дата обращения 12.02.2016); Новомучени-ки и Исповедники Русской Православной Церкви XX века [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu6fSGUfS9gdO6UUe1V е81себ0ШуУс8д1сеХЬ** (дата обращения 12.02.2016)

5Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 362. Л. 4.

6Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния 1-ХМ). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 105.

7Красовская И., Черказьянова И. От «тьмы» к «свету» предлагала двигаться советская власть, начав бороться с церковью... С. 42.

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

латы с прошением о трудоустройстве, где просил предоставить ему в учреждении любое место по усмотрению управляющего8. С 10 декабря 1919 г. он был принят на советскую службу помощником контролера, а с 1 мая 1920 г. В.Ф. Инфатьев был откомандирован из государственного контроля в распоряжение контрольно-хозяйственного комитета рабочих и политкома при совхозе9. Образованные люди были нужны новой власти, но с биографией В.Ф. Инфатьева, бывшего священника белой армии, на советской службе не было перспектив. Вероятно, первый арест В.Ф. Инфатье-ва объяснялся этим эпизодом его биографии. Всего В.Ф. Инфатьев арестовывался органами безопасности советского государства 4 раза: в 1921, 1924, 1926, 1930 гг. Последний арест привел к казни священника в застенках ОГПУ.

С 1921 г. В.Ф. Инфатьев занимался только религиозной деятельностью. Сначала он был иереем в Игнатовской церкви Омска, а затем стал протоиреем настоятелем Братской церкви10. В.Ф. Инфатьев был благочинным омских городских церквей среди духовенства тихоновской ориентации, был также членом Омского епархиального совета11. В 1920-е годы он являлся одним из лидеров тихоновского течения в Омском Прииртышье, которое противостояло попыткам сотрудников ГПУ-ОГПУ, курировавших обновленцев, разложить, а затем и уничтожить Русскую Православную Церковь.

Следует особо подчеркнуть, что В.Ф. Инфатьев сыграл выдающуюся роль в победе омских тихоновцев над обновленцами. С началом обновленческого движения в Омске местное духовенство трижды посылало его в Москву для связи с патриархом Тихоном. Целями его поездок в столицу были получение информации от патриарха и просьбы о назначении в Омск двух епископов. В этой связи исследователь Н.А. Неживых отмечает: «Это было выполнено и сильно изменило положение - если в 1924 г. за обновленцами числилось 292 церкви, а у тихоновцев значилось 82, при 25 неопределившихся, то через год, несмотря на то, «что в рядах тихоновцев было замешательство, когда кафедра не имела епископа», вследствие его ареста, насчитывалось 178 тихоновских и 165 обновленческих церквей»12.

В годы Новой экономической политики деятельность В.Ф. Инфатьева по борьбе с обновленчеством «получила высокую оценку властей». Аресты 1924 и 1926 гг. были связаны с ней. В 1926 г. он арестовывался за написание и распространение трактата «Канонический обзор обновленчества»13. В 1926 г. также состоялась его поездка в Нижний Новгород к местоблюстителю патриаршего престола, продолжателю дела патриарха Тихона, митрополиту Сергию. В результате этой поездки духовенство и миряне Омской епархии стали входить в церковное течение, возглавляемое митро-

8Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 362. Л. 1.

9Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 362. Л. 2-3.

10Виртуальный музей ГУЛАГА [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: Ь1Кр:/Мшш.ди1адтшеит. огдЛЬюшОЬ]ес1:^о?оЬ]еС:=54624185&1апдиаде=1&1апдиаде=1 (дата обращения 12.02.2016); Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu6fSGUfS9gdO6UUe1Ve8iceG0 ШуУс8дкеХЬ** (дата обращения 12.02.2016)

11Красовская И., Черказьянова И. От «тьмы» к «свету» ... С. 128.

12Неживых Н.А. Религиозный НЭП. С. 98.

13Красовская И., Черказьянова И. От «тьмы» к «свету» предлагала двигаться советская власть, начав бороться с церковью. С. 42.

2016 (1)

А.В. Сушко «Служение и подвиг священника Василия Феофановича Инфатьева»

политом Сергием. При этом В.Ф. Инфатьев прекрасно осознавал риск, на который он шел, отправляясь в Нижний Новгород. Митрополит «после свидания с ним и делового разговора предложил Инфатьеву «замести следы», и тому пришлось ехать на пароходе до Казани»14.

И. Красовская и И. Черказьянова совершенно верно отметили, что «власти чувствовали в лице Инфатьева умного, сильного врага. И не зря»15. За свою религиозную деятельность, которая в условиях советской действительности имела общественно-политическое значение, В.Ф. Инфатьев был взят органами ОГПУ в оперативную разработку. Через агентуру в церковной среде чекисты фиксировали его высказывания, которые в соответствии с действующим тогда законодательством можно было квалифицировать по печально знаменитой 58-й статье уголовного кодекса.

С октября 1929 г. сотрудники омского ОГПУ вели переписку с руководством в Новосибирске об аресте В.Ф. Инфатьева. В ответ на меморандум Омского окротде-ла ОГПУ о необходимости ареста священника из Полномочного представительства ОГПУ по Сибири от 25 октября 1929 г. пришло следующее указание: «В вашем меморандуме на священника ИНФАНТЬЕВА в период времени с 1926 г. перечислены факты его суждений на разные политические темы и события исключительно среди духовенства и членов Епархиального управления и ни одного факта об антисоветской агитации, пропаганде или роспуске провокационных слухов среди населения - не приведено. Из этого мы приходим лишь к такому заключению, что ИНФАНТЬЕВ настроен антисоветски и свое убеждение высказывает только среди узкого круга знакомых церковников, а потому арест и привлечение его к ответственности считаем преждевременным. За ИНФАНТЬЕВЫМ необходимо повести глубокое наблюдение, направляя его в сторону установления фактов антисоветской деятельности среди населения вообще и верующих масс в частности»16. Этот ответ прямо свидетельствовал, что В.Ф. Инфатьев пострадал именно за веру.

19 декабря 1929 г. сотрудники Омского ОГПУ направили по В.Ф. Инфатьеву в Новосибирск новое ходатайство об аресте, где подчеркивали его «большие связи и знакомства в Омской епархии», которые делали его антисоветские высказывания «достоянием значительной массы верующих и духовенства, а также вообще населения»17. В документе содержалась крайне важная информация о деятельности ОГПУ в отношении Русской Православной Церкви на территории Омска и о роли, которую играл В.Ф. Инфатьев в борьбе с обновленчеством. Сотрудники ОГПУ докладывали руководству: «В настоящее время мы поставили перед собой задачу укрепления обновленчества, расширения его за счет тихоновщины как в городе, так и в деревне. Выполнение этой задачи будет связано с усилением руководства над центральным тихоновским осведомлением, что при наличии в Епархиальном Управлении еп. АРКАДИЯ - прот. ИНФАНТЬЕВА будет затрудняться, а следовательно тормозиться работа по обновленчеству и вообще по духовенству» 18. Деятельность органов ОГПУ была

14Неживых Н.А. Религиозный НЭП. С. 125.

15Красовская И., Черказьянова И. От «тьмы» к «свету» предлагала двигаться советская власть, начав бороться с церковью. С. 43.

16Неживых Н.А. Религиозный НЭП. С. 129-131.

17Там же. С. 131-132.

18Там же. С. 130.

№ 1, 2016 (1)

направлена против епископа Аркадия (Ершова) и протоирея Инфатьева, которые являлись наиболее авторитетными и значимыми представителями тихоновского течения в Омске. Они организовывали сопротивление государственной политике по разложению и ликвидации Русской Православной Церкви в Омске.

В начале января 1930 г. омские чекисты получили разрешение на арест В.Ф. Инфатьева. 9 января 1930 г. он был арестован и уже 27 марта 1930 г. по приговору Особой тройки ПП ОГПУ по Сибкраю расстрелян19. Решением тройки семья священника приговаривалась к выселению на север. Следует подчеркнуть, что омский благочинный В.Ф. Инфатьев рассматривался омскими властями как наиболее опасный сторонник тихоновского течения. Он единственный был арестован и расстрелян в то время, когда в отношении епископа Аркадия и православной общины Братской церкви начались травля и гонения.

В то время когда В.Ф. Инфатьев находился в заключении, в омской газете «Рабочий путь» появилась лживая статья «Аферисты в поповской рясе», направленная на дискредитацию епископа Аркадия, церковного управления и прихода Братской церкви, являвшейся центром тихоновского течения в Омске. В статье содержались обвинения в том, что священнослужители «прикарманивали» себе пожертвования верующих, при приходе имелась библиотека «с изданиями явно монархического характера» и в заключении содержался призыв к горсовету о расторжении договора с общиной Братской церкви ввиду нарушения ею ряда его пунктов20. Власти действительно расторгнут договор и закроют Братскую церковь. Епископ Аркадий был расстрелян в 1937 г. В 2000 г. он был прославлен в сонме новомучеников и исповедников российских21.

Следует подчеркнуть, что родные священника В.Ф. Инфатьева также пострадали из-за его деятельности. Семья была сослана на спецпоселение в район Тары. Сын Алексей, служивший в красной армии, в апреле 1933 г. был арестован как скрывший свое социальное происхождение и отправлен в распоряжение Тарской спецкомендатуры. Находясь на спецпоселении, близкие священника жили в крайне тяжелых условиях22. Его уже взрослые сыновья Алексей и Аркадий, соответственно, в 1937 и 1938 годах будут расстреляны. Личность их отца сыграла в этом определяющую роль. Советские спецслужбы на основе социального происхождения представителей «исторической контрреволюции» брали не отрекшихся от своих репрессированных родственников людей на оперативный учет и при проведении очередной кампании «по выявлению врагов» репрессировали. В книге памяти омичей, жертв политических репрессий, стоят рядом имена отца и двух его сыновей, без всякой вины расстрелянных коммунистическим режимом23.

2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви было принято решение «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповед-

"Забвению не подлежит. Книга памяти жертв политических репрессий в Омской области. - Т. 3. - Омск: Кн. изд-во, 2001. - 448 с. С. 442.

20Рабочий путь. 1930. 16 января.

21Жук А.В. Предстоятели Омской иерархии Русской православной церкви: биографический справочник. -Омск, 2007. - 193 с. С. 83.

22Красовская И., Черказьянова И. От «тьмы» к «свету» предлагала двигаться советская власть, начав бороться с церковью. С. 44.

23Забвению не подлежит. С. 441-442.

змуа&УЗЛ^ 133 Г6

А.В. Сушко «Служение и подвиг священника Василия Феофановича Инфатьева»

ников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Оно обязывает каждого православного человека, имеющего возможность, внести свой посильный вклад «в укрепление памяти о новомучениках в нашем обществе как примере стояния в вере». В этой связи хотелось бы отметить, что жизнь В.Ф. Инфатьева протекала в период социальных катаклизмов и была связана с важнейшими событиями отечественной истории. Стояние в вере священника В.Ф. Инфатьева достойно обстоятельного биографического исследования. В.Ф. Инфатьев внес выдающийся вклад в победу тихоновцев над обновленцами на омской земле. Он заплатил за это своей жизнью. За его деятельность по защите веры пострадал не только он, но и члены его семьи. Служение В.Ф. Инфатьева до сих пор имеет большое общественное значение. Оно по всем признакам достойно прославления, как «новомученика и исповедника от богоборцев в годы гонений пострадавшего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.